Рабочая программа внеурочной деятельности.
рабочая программа по музыке (3 класс) по теме
Программа направлена на организацию творческого музицирования детей во внеурочной деятельности.
Основой программы является стремление ввести детей в мир музыки посредством музыкально-дидактической игры, творческого музицирования и вокального исполнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota_15-16_na_sayt.doc | 729.87 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа составлена на основе авторского учебно-методического пособия «Сто секретов музыки для детей» Т.Э.Тютюнниковой* и программы «Хоровое пение» Т.Н.Овчинниковой* и направлена на организацию творческого музицирования детей во внеурочной деятельности.
Основой программы является стремление ввести детей в мир музыки посредством музыкально-дидактической игры, творческого музицирования и вокального исполнения. Творческое музицирование – это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой – опыта движения и речи, как праоснов музыки; опыта слушателя, композитора, исполнителя и актера; опыта общения, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки как радости и удовольствия.
Действие, умение делать что-либо всегда являлось единственно надежной гарантией усвоения любого знания. Эта мудрость была известна еще древним китайцам, она непостижимо проста, несмотря на свою глубину: «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго, Я делаю и понимаю». Действие выступает лучшей проверкой знания.
Очень важно, что дети становятся единомышленниками, которых объединяет общее увлечение, совместные концерты, праздники, что способствует становлению положительных личностных качеств, решению дисциплины, развитию стремления вместе достигать желаемого результата.
Цели и задачи:
Образовательные
- развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память, способность сопереживать, творческое воображение;
- помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.
Развивающие
- расширить знания обучающихся о музыкальной грамоте и искусстве вокала, особенностях музыкального языка;
- приобретение разностороннего опыта звуковых ощущений в процессе общения с музыкой на основе деятельности и музыкально-творческой игры; раскрепощение внутреннего «я» ребенка, создание условий для высвобождения первичной креативности, спонтанных импровизационных проявлений посредством музыки и движения;
- -изучение и исследование мира музыки, а также формирование своего к нему отношения средствами музыкально-творческой игры; исследование различных способов получения звука и приобретению навыков игры на инструментах; развитие тонкого тембрового, а через него и звуковысотного слуха.
Воспитательные
- на основе изучения национальных песен, народных песен, детских песен, русского романса, современных эстрадных песен и прочего расширить знания ребят об истории Родины, её певческой культуре;
- воспитание способности переживать настоящую реальность, в данном случае реальность быть музыкантом через возможность творческого музицирования; изучение звуковых средств различных материалов и предметов из них (бумага, дерево, стекло, металл); детских музыкальных инструментов, а также голоса и артикуляционного аппарата;
- воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций;
- сформировать потребности в общении с вокальной музыкой;
- создать атмосферу радости, значимости, увлечённости, успешности каждого члена студии.
Реализация задач осуществляется через сольное и ансамблевое пение, пластическое интонирование, движения под музыку.
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.
Планируемые результаты
Результатом творческой импровизации является:
-стремление ребенка общаться с музыкальными инструментами;
-стремление детей к творческому поиску звучания обыденных и совершенно немузыкальных предметов;
-умение подобрать подходящие к данной мелодии ритм, шумовое сопровождение, вокальную припевку, движения;
-умение слышать жанровые особенности (песенность, танцевальность, маршевость);
-умение воспроизвести свою мысленную импровизацию с помощью музыкальных и шумовых инструментов;
-способность работать творчески как самостоятельно, так и в коллективе единомышленников;
-навык объединения в своем выступлении вокальной и музыкально-двигательной деятельности, способность импровизации с использованием подручных материалов.
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе музыкального материала;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- формирование эстетических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные результаты:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально – творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
-умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Программа направлена на формирование у обучающихся следующих УУД:
- Понимание значения музыки в жизни людей.
- Усвоение учащимися жизненного содержания музыкальных произведений на основе интонационной природы музыки.
- Формирование эстетического отношения к миру.
- Формирование самоуважения и эмоционально положительного отношения к себе.
- Формирование доброжелательности и внимания к людям, готовность к сотрудничеству.
- Выявление общности между музыкой и другими видами искусства.
- Разработка алгоритма музыкальной деятельности при решении задач творческого и поискового характера.
- Решение творческих задач на уровне комбинаций.
- Планирование собственных действий при создании музыкальных композиций.
- Музицирование на основе разработанного исполнительского плана с учетом особенностей развития образа.
- Поиск способов взаимодействия в процессе музыкальной деятельности.
Методы и формы реализации программы
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого и системного подхода, метод творчества, импровизации и сценического движения.
Стилевой подход – широко применяется в программе и нацелен на формирование у исполнителей осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
Системный подход – направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – её тематика, вокальный материал, произведения для инструментальной и вокальной импровизации, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
Творческий метод – используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель её практического воплощения. Творчество присуще каждому ребёнку, оно всегда ново и по своей сути уникально. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности коллектива. В совместной творческой деятельности преподавателя и учащихся проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.
Метод импровизации и сценического движения – один из основных методов программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение музыкального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Всё это даёт обучающимся умело вести себя на сцене, двигаться под музыку в ритме исполняемого произведения. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Условия реализации программы
Содержание программы будет реализовано за 4 года (минимум 34 часа в год). Занятия по группам-классам: 1 – е классы (1 час), 2 «б» класс (1 час), 3 –е классы (2 часа), 4-е классы (1 час). (Занятия проводятся в соответствии с постановлением о «Введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПиН 2.4.4.1251-03»: учебный час равен
40 минутам.). Учащиеся занимаются по программе, соответствующей их году обучения. Репертуарный план для каждого года обучения составляется отдельно.
Календарно-тематическое планирование
для 1 «а» , «б» и «в» классов (при условии проведения занятий два часа в неделю)
№ занятия | Тема занятия | Музыкальный материал, содержание работы | Дата проведения | Приме чания | ||
План | Факт | |||||
1. | «Умелые звуки» | Проверка музыкальности, музыкально-дидактическая игра « Повторяйка». | ||||
2. | Игра звуками. | «Капельки» Т.Попатенко-разучивание, «Осень»-Г.Свиридов: музыкально-ритмические движения. | ||||
3. | Всё вокруг звучит, поёт. | Исследование звукомузыкальных возможностей различных предметов, «Марш» С.Прокофьева участие в исполнении с ДМИ. | ||||
4. | Мы поём, играем, пляшем. | «Вальс снежинок» с музыкально-ритмическими движениями; выделить сильную долю; показать движения снежинок. | ||||
5. | «Осень». | «Осень»- попевка: разучивание, подбор движений и музыкального сопровождения ДМИ; исполнение. | ||||
6. | Большие и маленькие шаги. | Музыкально-дидактическая игра на различение длительностей; чередование сильных и слабых долей, длительности (знакомство). | ||||
7. | Игра «Изображение». | Показать с помощью движений и различных звуков голоса и музыкальных инструментов различные явления природы, шаги животных, поведение зверей и птиц, сказочных персонажей. | ||||
8. | «Берёза». | РНП «Во поле берёза стояла» с движениями и ДМИ. | ||||
9. | «Угадай, кто поёт». | Музыкально-дидактическая игра на развитие тембрового слуха. | ||||
10. | Капельки. | Изобразить движениями и музыкальными звуками дождь. | ||||
11. | Семь подружек. | Знакомство со звукорядом, разучиване песни про ноты. | ||||
12. | «Дождик». | Разучивание и исполнение произведения с инструментами. | ||||
13. | «Ёжик и барабан». | «Ёжик и барабан» В. Ефимов –разучивание и исполнение с инсценировкой. | ||||
14. | Музыкальные инструменты вокруг нас. | Беседа о возможностях музыкального сопровождения с использованием подручных материалов; «Ёжик и барабан» - закрепление. | ||||
15. | Деревянные истории. | Определить по звучащей записи какие предметы мы слышим; почему звуки получаются разные; сопровождение музыки звучанием «деревянных» музыкальных инструментов | ||||
16. | Музыкальная шкатулка. | Игра на узнавание «деревянных» музыкальных инструментов; «Палочка-стукалочка» - ритмическая декламация. | ||||
17. | «Рондо с палочками». | «Рондо» С. Слонимский –разучивание и исполнение. | ||||
18. | «Игрушки». | Музыкальная импровизация по мотивам стихотворения В.Степанова | ||||
19. | «Прыг-скок». | «Прыг-скок» В.Данько – игра на чередование сольной и коллективной импровизации. | ||||
20. | «Деревянные» разговоры. | Импровизация с поочерёднымзвучанием «деревянных» инструментов в форме разговора (диалог, спор, обмен новостями). | ||||
21. | Танец «деревянных» палочек. | Знакомство с графической записью, варианты её исполнения. | ||||
22. | Весёлый и грустный Буратино. | Импровизация сказки. | ||||
23. | Вальс. | «Вальс» С.Майкапар – исполнение. | ||||
24. | Шествие марионеток. | «Шествие марионеток» С.Майкапар - разучивание и исполнение. | 29.11 | |||
25. | Металлическая фантазия. | Знакомство с возможностями металлических предметов и музыкальных инструментов из металла. | ||||
26. | Посудный оркестр. | Ритмические игры на внимание с использованием металлическихпредметов. | ||||
27. | «Весёлый старичок». | Импровизация стихтворения Д. Хармса «Весёлый старичок». | ||||
28. | «Дракон». | Импровизация стихотворения Д.Хармса «Дракон». | ||||
29. | Сказочная история. | «Озвучивание» новогодней сказки. | ||||
30. | «Бубенчики». | Импровизация на мелодию американской песни «Бубенчики». | ||||
31. | Начинается волшебство. | Импровизация волшебных сказочных явлений и чудесных превращений. | ||||
32. | Горелки. | Разучивание попевки «Горелки» и исполнение с МРД и ДМИ. | 27.12 | |||
33. | «Зимняя сказка». | Разучивание песни и импровизация инструментального сопровождения. | 16.01 | |||
34. | Колыбельная. | Разучивание и исполнение с МРД и ДМИ. | 17.01 | |||
35. | «У камелька». | Знакомство с пьесой и импровизация сюжета. | 23.01 | |||
36. | Игра «Колокольцы». | Игра по графической записи. | 24.01 | |||
37. | «Туча». | Импровизация стихотворения «Туча» в переводе И. Токмаковой. | 30.01 | |||
38. | «Утро». | Слушание мелодии В.Салманова и импровизация. | 31.01 | |||
39. | Разговор Железного Дровосека и Оловянного солдатика. | Фантазия – игра с использованием жестов и музыкальных звуков. | 06.02 | |||
40. | «Тамбурин». | Исполнение мелодии Ж Рамо по графической записи. | 07.02 | |||
41. | «Шарманка». | Исполнение мелодии Д.Шостаковича по графической записи. | 20.02 | |||
42. | «Вечерняя музыка». | Слушание произведения В Гаврилина и импровизация сопровождения. | 21.02 | |||
43. | «Мелодия» А. Хачатурян. | Разучивание и подбор сопровождения, исполнение с ДМИ. | 27.02 | |||
44. | «Баба-Яга». | Музыкально-двигательная импровизация. | 28.02 | |||
45. | «У каждого свой музыкальный инструмент». | Разучивание и исполнение песни. | 06.03 | |||
46. | «Песня о весёлом барабанщике». | Разучивание песни и исполнение с импровизацией. | 07.03 | |||
47. | «Кукушка». | Варианты импровизации с графической записью. | 13.03 | |||
48. | «Клоуны». | Слушание мелодии Д.Кабалевского и импровизация с МРД и ДМИ. | 14.03 | |||
49. | «Лошадки». | Разучивание песни Ф.Лещинской и исполнение. | 20.03 | |||
50. | «Весёлый музыкант». | Пластическая импровизация. | 21.03 | |||
51. | «Шарманщик». | Изображение сюжета с МРД и ДМИ. | 03.04 | |||
52. | «Тик-так». | Разучивание и исполнение с ДМИ. | 04.04 | |||
53. | Стеклянное королевство. | Исследование возможностей предметов из стекла и их взаимодействие с деревом и металлом; импровизация стихотворения «Живая картина» В. Данько. | 10.04 | |||
54. | «Хрустальный колокольчик». | Импровизация стихотворения В. Данько. | 11.04 | |||
55. | «Вальс-шутка». | Инсценировка пьесы Д. Шостаковича с ДМИ. | 17.04 | |||
56. | «Чайная полька». | Разучивание латышской народной мелодии и исполнение с ДМИ. | 18.04 | |||
57. | Чайник с крышечкой. | Разучивание скороговорки, работа над дикцией, ритмическая игра по ней. | 24.04 | |||
58. | «Хрустальные спицы». | Импровизация стихотворения Л. Николаенко. | 25.04 | |||
59. | «Аквариум». | Импровизация по мотивам стихотворения Т. Коти. | 02.05 | |||
60. | «Испекла лиса пирог». | Разучивание песни В.Иванникова и исполнение с МРД. | 15.05 | |||
61. | «Лошадка». | Разучивание песни Г.Левкодимова и исполнение с МРД. | 16.05 | |||
62. | «Прогулка». | Слушание, импровизация с ДМИ. | 22.05 | |||
63. | «Зайчик и волк». | Разучивание песни А. Абрамова и с МРД. | 23.05 | |||
64. | «Сказочка». | Слушание пьесы М. Мусоргского и импровизация с МРД и ДМИ. | 29.05 | |||
65. 66. | Большое путешествие. | Импровизации на тему летних прогулок в разной местности. | 30.05 | |||
67. 68. | Необычный концерт. | Показ собственных вариантов импровизации с МРД и ДМИ любимых песен и стихов. |
Календарно-тематическое планирование
для обучающихся 2 «б» класса
(при условии проведения занятий один час в неделю)
№ п/п | Тема занятия | Содержание работы | Дата проведения | Примечания | |
планируемая | фактическая | ||||
1. | «Прогулка». | Слушание произведения. Импровизация с ДМИ. | 05.09 | ||
2. | «Зайчик и волк». «Сказочка». | Разучивание песни А.Абрамова и исполнение с МРД.Слушание пьесы М.Мусоргского и импровизация с МРД и ДМИ. | |||
3. | Большое путешествие. Необычный концерт. | Импровизации на тему прогулок в разной местности. Показ собственных вариаций с МРД и ДМИ любимых песен и стихов. | |||
4. | Бумажный карнавал. «Кто о чем говорит?» | Свойства бумажного листа, варианты извлечения звуков из бумажных листов разной плотности и способы сопровождения музыки.Разучивание песни Т.Попатенко, исполнение по ролям с использованием импровизации. | |||
5. | Много разных звуков | Создание импровизации с шипящими звуками и шуршашими предметами. | |||
6. | Репетиция концертного номера для выступления на «День учителя». | Выразительное исполнение, работа над синхронностью движений и артистизмом. | 10.10 | ||
7. | Концерт к празднику «День учителя». | Исполнение песни в характере. | ---- | ||
8. | Озвучиваем стихи. Осенний калейдоскоп. | Двигательная импровизация с использованием шумовых инструментов. Музыкально-дидактическая игра на развитие звуковысотного и ритмического слуха. | 17.10 | ||
9. | Разговор листьев. Осеннее настроение. | Исполнение стихотворения В.Берестова ДМИ. Импровизация к музыке П.Васильева. | |||
10. | «Ночное рондо». | Озвучивание «ночных» сюжетов: возня мышей, скрип деревьев, крики филина и т.д. | |||
11. | «Кузнечик-кузнец». | Разучивание песни Т.Попатенко.Исполнение. | |||
12. | «Танец бумажных бабочек». | Изготовление бумажных «бабочек», исполнение танца с использованием своих «насекомых» и бумажных инструментов. | |||
13. | «Подрастайка». | Разучивание песни С.Мельникова(слова А.Потаниной). Исполнение в характере. | |||
14. | «Зимняя песенка». | Разучивание песни О.Фокиной (слова Е.Пашиной), используя ДМИ. | |||
15. | «Дед Мороз». | Разучивание песни В.Юдиной (слова А.Ахметкужина), с использованием МРД. | |||
16. | «Колыбельная елочке». | Разбор мелодии О.Фокиной, исполнение с шумовой и речевой импровизацией. | 19.12 | ||
17. | «Часы и часики». «Будильник». | Импровизация речевая на тему часов ( настенные, настольные, будильник, башенные). Исполнение мелодий с имитацией звука часов. Исполнение пьесы М.Дробнера. | |||
18. | Маленькая часовая симфония. «Часы-куранты». | Шумовая импровизация. Исполнение пьесы Й.Гайдна «Анданте». Исполнение музыки В.Гаврилина. | 16.01 | ||
19. | «Если б волшебником сделаться мне бы». | Разучивание песни, исполнение в характере. | 23.01 | ||
20. | Снежная сказка. | Ишем «скрипучие» звуки вокруг себя, учимся их «издавать». | 30.01 | ||
21. | Зимнее рондо. | Импровизация стихотворения М.Байнихатиса. | 06.02 | ||
22. | Снежный балет. | Импровизация стихотворения М.Байнихатиса и мелодии «Фея Серебра» из балета «Спящая красавица» П.Чайковского. | 13.02 | ||
23. | Репетиция концертного номера к празднику 8 марта. | Выразительное исполнение, работа над характером и артистизмом. | 20.02 | ||
24. | Концертное выступление на концерте к празднику 8 марта. | Исполнение в характере выученных произведений. | 27.02 | ||
25. | «Бабка-Ежка». | Разучивание песни Л.Мазурова (слова Ю.Сухова). Исполнение с МРД. | 06.03 | ||
26. | Музыкальная игра «Семь нот». «Ква-квафония». | Разбор правил, повторение необходимого материала. Подбор импровизации к мелодии Е.Наумовой. | 13.03 | ||
27. | «Самовар». | Разучивание песни Н.Воробьевой (слова Е.Пашкова). Выразительное исполнение, внимание на интонирование, выразительное исполнение. | 20.03 | ||
28. | «Две тучки». | Разбор схемы-записи, для музыкальных и самодельных инструментов. | 03.04 | ||
29. | Музыкальная сказка «Как ежик свои иголки считал». | Слушание сказки, подбор звукового сопровождения и исполнение с шумовыми и самодельными инструментами. | 10.04 | ||
30. | «Сверчок». | Разучивание песни М.Славкина (слова В.Орлова), подбор сопровождения музыки ДМИ. Исполнение песни, внимание на вступления , характер музыки и инструментальное сопровождение. | 17.04 | ||
31. | Музыкальная сказка «Сказка про скучающего короля». | Исполнение с МРД и ДМИ. Работа над характером персонажей. Подбор звукового сопровождения из подручных материалов. | 24.04 | ||
32. | «Вставала ранешенько». «Природа». | Разучивание РНП, исполнение с МРД. Звуки и стуки весной. Импровизация с весенним звучанием . | 15.05 | ||
33. | Солнечная капель. | Импровизация стихотворений «Сосулька-свистулька» В.Степанова, «Воробей» В.Берестова, «Волшебная снежинка» В.Хмельницкого. | 22.05 | ||
34. | Я «большой» музыкант. | Повторение и исполнение выученных в течение года произведений-импровизаций. | 29.05 |
Календарно-тематическое планирование
для обучающихся 3 «а» , «б» и «в» классов
(при условии проведения занятий два часа в неделю)
№ занятия | Тема занятия | Содержание занятия | Дата план | Дата факт | Примечания |
1. | Эхо… где-то… | Упражнения на дыхание, дикцию, точное интонирование, высоту звука. | 05.09 | ||
2. | «Почему сороконожки опоздали на урок». | Разучивание песни М. Славкина «Почему сороконожки опоздали на урок». Знакомство с речитативным пением. | |||
3. | Мы умеем так и сяк... | Музыкальная игра на различение высоты звука, доучивание песни «Почему сороконожки опоздали на урок». | |||
4. | «Муха-цокотуха» | Инсценировка сказки по мотивам произведения К. Чуковского с использованием МРД и ДМИ. | |||
5. | «Золотая песенка». | Работа над звуковедением, разучивание песни С.Якушева. | |||
6. | Осенние праздники. | Подбор и разучивание музыкальных произведений к празднику «День учителя». | |||
7. | Здравствуй, сцена! | Репетиция концертного номера на сцене, работа над характером. | |||
8. | Концерт, посвящённый «Дню учителя». | Выразительное исполнение. | |||
9. | В мире много «шумных» песен. | Импровизация с помощью «шуршащих» звуков, извлекаемых из разных предметов. | |||
10. | Мы с тобой поём, играем… | Закрепление песни «Золотая песенка» и исполнение с ДМИ. | |||
11. | Музыкальные загадки о лесных обитателях. | Инсценировка с использованием МРД и ДМИ. | |||
12. | « Грибная песенка». | Разучивание песни В. Голикова. Работа с дикцией, дыханием. | |||
13. | В лесу … | Работа над песней «Грибная песенка», доучивание слов, работа над вступлением. | |||
14. | Лесной хор. | Исполнение «Грибной песенки» с ДМИ. | |||
15. | Театр одного актёра. «Жук» М. Вехова | Инсценировка стихотворения и озвучивание с ДМИ. | |||
16. | «Танец жучков». | Инсценировка мелодии В. Ямпольского с ДМИ. | |||
17. | Распорядок дня. | Музыкальная импровизация на тему «Режим дня». | |||
18. | «Распорядок дня». | Разучивание песни «Распорядок дня», внимание на темп и дикцию. | |||
19. | С утра до вечера. | Работа с песней «Распорядок дня», внимание на дикцию, вступление, характер произведения. | |||
20. | Импровизация на песню «Распорядок дня». | Исполнение песни «Распорядок дня» с МРД и ДМИ. | |||
21. | «Зарядка». | Инсценировка стихотворения В. Данько с МРД и ДМИ. | |||
22. | «Ёжик резиновый». | Разучивание песни С. Никитина, работа с текстом и дыханием. | |||
23. | Детские игрушки. | Музыкальные фантазии с резиновыми детскими игрушками. Доучивание песни «Ёжик резиновый», работа над дикцией и вступлениями. | |||
24. | «Марш пластилиновых ёжиков». | Озвучивание с ДМИ музыкального произведения Е. Наумова. | 29.11 | ||
25. | Зимние чудеса. | Импровизации с МРД и ДМИ на тему зимнего леса и зимних сказок. | |||
26. | Сказка ложь да в ней намёк… | Инсценировка сказки «Двенадцать месяцев» с ДМИ. | |||
27. | Новый год. | Разучивание песни «Новый год» Ю. Савичевой. исполнение с ДМИ. | |||
28. | Говорят под Новый год… | «Разговоры» музыкальных инструментов об уходящем годе, о своих приключениях. | |||
29. | Пожелания друзьям! | Музыкальная импровизация на тему новогодних пожеланий с ДМИ. | |||
30. | Мы уже почти артисты… | Подготовка номеров к Новогодним утренникам. | |||
31. | Мы на сцене как «дома». | Репетиция концертных номеров на сцене. | |||
32. | Новогодний утренник. | Выразительное исполнение музыкальных произведений. | |||
33. | Мои каникулы. | Музыкальная импровизация на тему «Мои зимние каникулы». | 16.01 | ||
34. | С утра до вечера. | Музыкальная импровизация на тему «Мои зимние наблюдения». | 17.01 | ||
35. | В. Данько «Рассвет». | Импровизация с ДМИ стихотворения «Рассвет» В.Данько. | 23.01 | ||
36. | В. Данько «Утренняя сказка» | Импровизация стихотворения В. Данько «Утренняя сказка». | 24.01 | ||
37. | «Утренние звуки» Э. Фарджен | Знакомство со стихотворением Э. Фарджен «Утренние звуки». Импровизация с ДМИ. | 30.01 | ||
38. | С утра, спозаранку… | Разучивание песни М. Славкина «Утренние звуки» на стихи Э. Фарджен. Внимание на ритм, текст. | 31.01 | ||
39. | Я слышу в окне… | Доучивание слов песни «Утренние звуки». | 06.02 | ||
40. | И солнце сквозь ставни находит меня… | Выразительное исполнение песни «Утренние звуки», работа над характером, вступлением, ритмом. | 07.02 | ||
41. | «Сверчок». | Знакомство с песней М. Славкина «Сверчок». разучивание, работа над текстом. | 13.02 | ||
42. | Звуки скрипки зазвучали… | Доучивание песни «Сверчок». Внимание на паузы и настроение. | 14.02 | ||
43. | Я – музыкант! | Импровизация с МРД и исполнение песни «Сверчок». | 20.02 | ||
44. | Звуки нежности у нас. | Поиск музыкальных звуков для передачи в исполнении разных чувств. | 21.02 | ||
45. | Колыбельная для мамы. | Музыкальная импровизация на известные песни о маме и 8 марта. | 27.02 | ||
46. | « Мы для милой мамочки песенку споём…» | Подготовка концертного номера к концерту посвящённому празднику 8 марта. | 28.02 | ||
47. | В день чудесный всех поздравим! | Репетиция концертного выступления на сцене. | 06.03 | ||
48. | Выступление на праздничном концерте к 8 марта. | Выразительное исполнение музыкальных произведений. | 07.03 | ||
49. | Звуки природы. | Импровизация на тему весеннего пробуждения природы. | 13.03 | ||
50. | Весна идёт! | Слушание инструментальных фрагментов и беседа по использованию различных инструментов оркестра для имитации весенних звуков. | 14.03 | ||
51. | Музыкальный театр. Стихотворение Г.Сапгира «Весна». | Музыкальная импровизация по стихотворению Г. Сапгира. | 20.03 | ||
52. | Весенние приключения. | Сочитение рассказа о весне и исполнение этой истории с использованием ДМИ. | 21.03 | ||
53. | Театр одного актёра. В лесу. | Индивидуальные импровизации на тему лесных жителей с МРД и ДМИ. | 03.04 | ||
54. | Немецкая народная песня «Кукушка и сова». | Разучивание и музыкальная импровизация по песне «Кукушка и сова». | 04.04 | ||
55. | Ч. Остен «Кукушкин вальс». | Музыкальная импровизация на музыку Ч. Остен с ДМИ. | 10.04 | ||
56. | «В день рождения». | Разучивание песни В. Голикова, внимание на паузы и дикцию. | 11.04 | ||
57. | Музыкальные подарки. | Музыкальные фантазии для пожеланий До дню рождения. | 17.04 | ||
58. | «За рекою старый дом». | Разучивание песни И. Баха, внимание на звуковедение. | 18.04 | ||
59. | У реки. | Доучивание песни, выразительное исполнение. | 24.04 | ||
60. | Фея Сирени. | Исполнение музыкальных импровизаций с фортепиано. | 25.04 | ||
61. | Большие и маленькие союзы музыкальных инструментов. | Беседа о разных видах оркестров, оркестр детских музыкальных инструментов, значение звучания воркестре отдельных инструментов. | 02.05 | ||
62. | С. Слонимский «Лягушки» | Музыкальная импровизация на стихотворение «Лягушки» С. Слонимского. | 15.05 | ||
63. | Немецкая народная песня «Вечерняя ария лягушек». | Музыкальная импровизация и выразительное исполнение с ДМИ. | 16.05 | ||
64. | Ф. Рыбицкий «В сумерки». | Вечерние звуки на разных музыкальных инструментах. Импровизация на стихотворение Ф. Рыбицкого. | 22.05 | ||
65. | Мы совсем уже «большие»! | Подготовка отчетного концерта. Работа над сценическим исполнением произведений. | 23.05 | ||
66. 67. | Покажи свои таланты. | Репетиция отчётного концерта. Работа над артистичностью и выразительным исполнением произведений. | 29.05 | ||
68. | Вот и лето! | Отчётный годовой концерт. | 30.05 |
Календарно-тематическое планирование
Для 4 «а» и «б» классов
(при условии проведения занятий один раз в неделю)
№ п/п | Тема занятия | Содержание работы | Дата | Примечания | |
план | факт | ||||
1 | Наступает осень… Урожай собирай! | Дети показывают свои летние впечатления с помощью ДМИ и МРД, опираясь на накопленный музыкальный и творческий опыт. С помощью ДМИ и фортепиано дать характеристику и показать разные садовые растения, овощи, ягоды. Объяснить почему такую музыку подобрали. | |||
2 | «Дождик». | Разучивание пьесы В.Косенко по партиям. | |||
3 | «Антошка», «Бай, качи, качи!» РНП. «Ай-ай-ай!» М.Раухвергер. | Разучивание РНП, работа над вокальной выразительностью, разбор мелодии, исполнение с МРД. Разучивание песни М.Раухвергера, на стихи О.Высотской. Работа над выразительным исполнением. | |||
4 | «Ай-ай-ай!». Исполнение в оркестре. | Работа над выразительным исполнением, исполнение в 4 руки с ДМИ. | |||
5 | Путешествие по миру. Ковбойский танец. | Беседа об изображении музыкой различных картин природы, разных стран. Подбор импровизаций на тему ковбойского танца. | |||
6 | Русские народные песни. | Исполнение уже знакомых РНП. Работа над интонационной выразительностью. | |||
7 | РНП. Хороводные. | Разучивание песни «Я на камушке сижу». | |||
8 | «Я на камушке сижу». | Исполнение в характере. | |||
9 | РНП. Плясовые. | Разучивание песни «Я с комариком плясала». | |||
10 | «Я с комариком плясала». | Выразительное исполнение. | 15.11 | ||
11 | РНП. Колыбельные. | «Колыбельная» музыка народная, слова И.Олениной. | |||
12 | «Лунный кораблик». | Разучивание песни В.Львова. Внимание на звуковедение, интонацию голоса. | |||
13 | «Уезжаем». | Н.Копчевский. Разучивание произведения, работа над приемом исполнения «стаккато», внимание на интонирование, исполнение с ДМИ и импровизацией. | |||
14 | Музыкальная викторина. | Игра. Развитие музыкального вкуса, проверка знаний, творческого потенциала. | 13.12 | ||
15 | «Пианино». | Разучивание песни С.Савельева. Внимание на мелодию, паузы, звуковедение. | |||
16 | «У каждого свой музыкальный инструмент». | Разучивание песни и исполнение в характере по партиям с ДМИ и МРД. | |||
17 | «Вальс». | Разучивание пьесы Д.Шостаковича по нотной партитуре. | 17.01 | ||
18 | Выше - ниже. | Знакомство с певческими голосами. Исполнение знакомых произведений по голосам. | 24.01 | ||
19 | «Небылицы». | Разучивание песни В.Шаинского на стихи Ю.Энтина. | 31.01 | ||
20 | Оркестр. | Исполнение пьесы «Дождик» по партиям. исполнение в характере. | 07.02 | ||
21 | «Панна Марианна». | Разучивание песни Иг. Катаева, перевод текста С.Погореловского. | 14.02 | ||
22 | Ритмы планеты. РН музыка. | Особенности русской народной инструментальной музыки. Инструментальные импровизации с РНП. Особенности музыкальных ритмов Востока и Азии. Инструментальные импровизации с восточными ритмами. | 21.02 | ||
23 | «Краски». | Разучивание песни В.Локтева. | 28.02 | ||
24 | «Краски». | Исполнение в характере. | 07.03 | ||
25 | «Сорока». Мини-театр. | Згакомство и разучивание песни Н.Алпаровой на стихи русской народной сказки. Исполнение с ДМИ по голосам, используя прием «эхо». Исполнение по ролям сказки «Сорока». | 14.03 | ||
26 | Серенада. | Особенности жанра. Слушание и подбор инструментальной импровизации. | 21.03 | ||
27 | Вечерняя песня. | Исполнение «Серенады» Ф.Шуберта по графической записи. | 04.04 | ||
28 | Куклы в музыке. Петрушка. | Разучивание и исполнение пьесы «Петрушка» Й.Брамса. Сравнение с пьесой А.Роули. | 11.04 | ||
29 | Испанские марионетки. | Разучивание и исполнение пьесы Ц.Кюи. | 18.04 | ||
30 | Танец куклы. | Разучивание и исполнение пьесы К.Дебюсси. | 25.04 | ||
31. | Микки – маус. | Разучивание и исполнение пьесы М.Шмитц. | 02.05 | ||
32. | Натали и игрушечная собачка. | Разучивание пьесы М.Дюбуа. | 16.05 | ||
33-34. | Волшебное превращение. | Игра – закрепление пройденного материала. | 23.05 30.05 |
Информационно-методическое
и материально-техническое обеспечение:
- Тютюнникова Т.Э. «Видеть музыку и танцевать стихи…» Творческое музицирование, импровизация и законы бытия.издание 3-е –М: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012.
- Овчинникова Т.Н. «Хор» Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Музыка. М. «Просвещение», 1986.
- Т.Э.Тютюнникова. БИМ-БАМ-БОМ! Сто секретов музыки для детей.Вып. 1. Игры звуками: Учебно-методическое пособие.СПб.:ЛОИРО,2003.
- Г.Пожидаев «Д.Кабалевский. Рассказы о музыке для школьников». Москва «Музыка» 1970г.
- Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). – Воронеж, НПО «МОДЕК». 1998г.
- Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке (Голос нот). – СПб.: КАРО, 2004г.
- Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры: книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991г.
- Воспитание музыкой: Из опыта работы/Сост. Т.Е.Вендрова, И.В.Пигарева. – М.: Просвещение. 1991г.
- Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия/ Сост. О.А.Апраксина. – М.: Просвещение, 1990.
- В.Кикта. Земляничка – ягодка. Песни для детей младшего возраста. М.: «Советский композитор» 1989.
- Алпарова Н.Н., Николаева В.А., Сусидко И.П. Музыкально-игровой материал для младших школьников. Учебно-методическое пособие.- М. ВЛАДОС, 2000.
- Парцхаладзе М.А. песни и музыкальная сказка для детей. – М. ВЛАДОС, 2003.
- Музыкальные картинки. Л.Хереско. – Ленинград, «Советский композитор», 1988.
- Музыкальный теремок. Музыкальные сказки для детской самодеятельности. - Ленинград. «Советский композитор», 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...