Открытый урок "Музыкальный театр" 2 класс
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему

Ганина Любовь Владимировна

Урок музыки "Детский музыкальный театр" наполнен инновационными технологиями: пением, творческими заданиями, арт- терапевтическим упражнением, театральной и  художественной деятельностью. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Тема урока:

Детский музыкальный театр.

Опера «Волк и семеро козлят»

Программа «Музыка. Начальная школа»

Авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.

Урок подготовила   учитель музыки   Ганина Л.В.

                                      Раздел: «В музыкальном театре»

Цель урока : Заинтересовать учащихся жанром оперы, научить, более глубоко, понимать достаточно сложную оперную музыку, разбираться в музыкальной драматургии театральной музыки,  на примере детской оперы «Волк и семеро козлят».

Задачи:

 - воспитывать любовь и интерес к сказочным произведениям в литературе и музыке;

- познакомить учащихся  с устройством музыкального театра, с компонентами без  которых не может сложиться спектакль: артисты, костюмы, декорации, зрители и др.

-  вызвать эмоциональный отклик на музыку оперы «Волк и семеро козлят» М.Коваля.

- развивать творческие способности и творческую активность учащихся в процессе исполнения музыкальных номеров оперы.

Уметь:

-объяснять отличия музыкального театра от театра  драматического

- исполнять темы козлят, используя  эмоции, соответствующие характеру героя

Знать:   

 - музыкальные термины: опера, балет, музыкальный театр, солист, дуэт, трио, хор

- композиторов: М.Коваль

- средства художественной выразительности и изобразительности

Оборудование:

-фортепиано, мультимедиа, компьютер,  фонотека, презентация;

 раздаточный материал,  задание для самостоятельной индивидуальной работы «Кроссворд» по теме «певцы – исполнители»,

-учебники по предмету.

Музыкальный материал: М.Коваль опера «Волк и семеро козлят» - «Хор козлят», тема Всезнайки, Бодайки, Топтушки,  Болтушки, Мазилки, Дразнилки.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

У: Здравствуйте, ребята!

Д: Здравствуйте. учитель

 2.Актуализация знаний.

Сегодня мы  с вами отправляемся  в  необычное путешествие,  а называется оно  …

 СЛАЙД №1   ( Читают -  «Детский музыкальный театр»)  

СЛАЙД№2

- Что такое театр?  (ответы детей)

- Давайте теперь прочитаем - что такое театр?

СЛАЙД №3    

Театр – это удивительный дом, где показывают спектакли, сказки, где танцуют и поют, рассказывают стихи   Театр – это целый мир, удивительных приключений.                                                        

 Театра мир откроет нам свои кулисы,

 И мы увидим чудеса и сказки.

Там Буратино, кот Базилио, Алиса

Легко меняются герои, маски.

Волшебный мир игры и приключений,

Любой малыш здесь хочет побывать.

Вдруг превратится в Золушку иль в принца,

И всем свои таланты показать.

Театр, словно чародей, волшебник,

Своею палочкой волшебной проведя,

И вот ребёнок, скромный и застенчивый,

Сегодня вдруг играет короля…

 Детям предлагается выполнить творческое задание «Мимические каноны»

                                                                              (приложение к уроку  «Творческое задание»)

- Для кого построены все театры в мире?  

СЛАЙД № 3

-Как называют людей, пришедших смотреть спектакль?  (ЗРИТЕЛИ)

СЛАЙД №4   -  какое настроение должно быть у зрителей? (хорошее, доброе…)

3.Основная часть.

А теперь попробуем разобраться – как оживает сказка на сцене музыкального детского театра?  Вот главные герои нашей сказки…

СЛАЙД №5, 6

- кто это?  (Волк)  - А это кто?  (Козлята и коза)

Всем нам с раннего детства известна русская народная сказка под названием "Волк и семеро козлят". Кто помнит её содержание? Композитор Мариан Викторович Коваль написал на сюжет этой сказки детскую оперу. Как мы помним, у козы было семеро козлят.

Но в сказке не называются их имена. А вот в опере композитор каждому козлёночку дал своё имя. Имена у них очень смешные: Всезнайка, Топтушка, Бодайка, Болтушка, Мазилка, Дразнилка и самого маленького козлёнка звали Малыш. Они все очень весёлые. И музыка первого отрывка, где мы с ними познакомимся, тоже весёлая. Это их общая песенка, которой мы можем подпевать.

Там есть такие слова:

Семеро, семеро, семеро козлят, Весело, весело, весело шумят:

Весело Всезнайке, весело Бодайке, Весело Топтушке, весело Болтушке,

Весело Мазилке, весело Дразнилке. Ну, давайте, братцы, Прыгать и бодаться. (дети разучивают песенку козлят).

Педагог: Давайте послушаем этот хор, тихонечко подпевая героям оперы.

(Слушание хора "Семеро козлят", разучивание текста и мелодии с сопровождением).

-Как мы назовем группу детей, которые исполняют произведение вместе? (хор)

-Мы познакомились с хором козлят, теперь настала пора познакомиться с мамой Козой. Мы послушаем песенку, которую она поёт своим козлятам, когда укладывала их спать. А как называются песни, которые поются детям перед сном?  (ответы детей)

Педагог: Правильно колыбельные. И, наверное, ещё не слыша этой песенки, вы можете угадать, какой у неё будет характер? Какими бывают колыбельные песни и как их исполняют?  ( тихими, ласковыми, негромкими, неторопливыми, спокойными).

Педагог: Верно, вот такую же песенку-колыбельную написал для мамы Козы в своей опере композитор М. Коваль. Мама Коза укачивает деток спать и каждого из них называет по имени.

Спи, дочурочка, Болтушка,
Спи, забавник, Топотушка,
Не бодайся мой Бодайка,
Баю-баюшки, Всезнайка,
Перестань шалить Дразнилка,
Не мешай уснуть Мазилке, 
Крепко спи меньшой Малышка, 
Тише, детки, тише, тише.

Педагог: Давайте не только внимательно послушаем этот музыкальный фрагмент, но и немного покачаем корпусом в такт музыке, словно помогая маме укладывать детей спать. (прослушивание "Колыбельной мамы Козы).

-Как мы назовем певца, который исполняет песню один? (солист)

 СЛАЙД № 7

- Перед вами афиша нашего спектакля.

                                           (Краткая беседа на тему «Как устроен театр»)

-Кто нужен для того,  чтобы сказка ожила на сцене?  ( артисты, актёры)

- Чтобы наши актёры стали похожи на героев сказки   что нужно? ( костюмы, маски..)

СЛАЙД №8

- Проведём  маленькую репетицию спектакля. Поработаем артистами. В нашем спектакле все герои что делают – говорят или поют?  (Поют)

 Как называется спектакль, в котором все действующие лица поют? (ОПЕРА)

-Теперь мы послушаем и разучим песенки каждого козлёнка. Обратите внимание на то, что все песенки весёлые, лёгкие, забавные, задорные. У козлят всегда хорошее настроение, и они не привыкли унывать.

(Идет поочерёдное прослушивание и знакомство с песенками козлят).

Песенка Всезнайки.

Этот козлёнок всегда всё знает, поэтому его так и зовут - Всезнайка. Вот и своей песенке он сообщает, что знает, где дома спрятана банка с вкусным вареньем. Разучим слова песенки:А я знаю за лежанкой

Прячет мать с вареньем банку.

А спустя некоторое время этот козлёнок продолжает петь свою песенку с такими словами: Пусть танцуют, пусть играют,

В сладком толк Всезнайка знает.

(разучивают слова песни с сопровождением)

2. Песенка Топотушки.

Козлёнок по имени Топотушка во время игры козлят скачет верхом на венике. Вот какие слова в его песенке:

Я на венике верхом
Объезжаю всё кругом.
Ты беги, Мазилка, вслед,
Ну, догонишь или нет?

3. Песенка Бодайки.

Третий козлёнок - Бодайка. Его песенка самая простая, она состоит из одного слова: "Забодаю, забодаю!"

4. Песенка Болтушки.

Запоминайте слова песенки козлёнка по имени Болтушка:

Вот Всезнайка и Топтушка
Говорят, что я Болтушка,
Говорят, что много вру,
А я правду говорю.

5. Песенка Малыша.

У самого младшего козлёнка по имени Малыш - самая грозная и решительная песенка. Потому что все козлята играют в военный парад, а Малыш назначен в нём командиром. Вот какие слова в его песенке:

Стойте, друзья,
Командиром стал я 
По команде сдвойте ряд
Начинаем наш парад.

После этой песенки идёт большой инструментальный отрывок, во время которого козлята маршируют. Вот и мы сейчас вместе с малышом исполним его песенку, а потом встанем и промаршируем под звуки военного марша. (дети разучивают песенку Малыша)

4.Закрепление  изученного.

 - Вы хорошо сегодня потрудились.  Репетиция была трудной, но очень интересной. Скажите, в каком театре мы сегодня побывали?  (в музыкальном  детском театре)

-Какой спектакль мы репетировали?   («Волк и семеро козлят»)

 - А кем вы были в театре?  (артистами)

 -И что вы делали? (пели)  –  В каких спектаклях все действующие лица поют?  (в опере)

 - Нужны музыкальные театры людям?  Объясните  - почему?

5. Физ.минутка  

       Арт – терапевтическое упражнение  «Ветер».

( изображая ветер, дети дуют сильно и очень длительно; в конце выдоха с напряжением втягивают мышцы живота. Это упражнение можно выполнять под музыку, на звук «СССССС….» (на одном выдохе усиление звука, затем ослабление ( р <. г > р ).

6.Творческое задание  Я сейчас давайте побудем художниками. Придумайте и нарисуйте свой театр. Проявите фантазию и творчество.

СЛАЙД №9

7. Итог урока. Домашнее задание. - Вы сегодня молодцы. Хорошо потрудились. Были артистами театра, певцами, танцорами, дирижёрами, а дома продолжите  свое творчество и на следующий урок мы увидем ваши театры

6. Организационный момент. Музыкальное прощание.

 СЛАЙД№10


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок музыки Детский музыкальный театр Учитель музыки Л.В.Ганина

Слайд 7

Афиша

Слайд 10

ДО ВСТРЕЧИ, ДРУЗЬЯ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творческое задание «МИМИЧЕСКИЕ КАНОНЫ»

Слайд 2

Улыбнулись

Слайд 3

Разозлились Р

Слайд 4

Поревели

Слайд 5

Удивились

Слайд 6

Молодцы !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации

Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...