Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на уроках музыки.
статья по музыке на тему
Доклад на педагогическом совете "Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на уроках музыки".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno_nravstvennoe_razvitie_na_ur.muzyki_pedsovet.docx | 27.01 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на уроках музыки. (выступление на педагогическом совете учителя музыки ГБОУ СО «Санаторная школа-интернат г.Петровска» Иноземцевой Т.В.) Духовно-нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка. Чрезвычайно остро стоит проблема развития нравственной и духовной культуры общества, и в связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения школы к искусству как одному из важнейших средств раскрытия нравственного и духовного потенциала личности, стимулирования его развития. Учитель должен найти основу духовно-нравственного развития детей на уроках музыки. На современном этапе развития нашего общества особенно актуально задача формирования духовной культуры подрастающего поколения. Достаточно важный её аспект-музыкальная культура. Одна из важнейших задач учителя музыки – это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Нравственное воспитание на уроке музыки состоит в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей. Я использую на уроке все виды музыкальной деятельности они и служат средствами духовно-нравственного развития. Воздействие инструментальной музыки связывается с переживанием нравственной стороны ее содержания, которая конкретизируется названием произведения, особенностями истории создания и бытования. Пение, и прежде всего репертуар, является одним из основных механизмов, влияющих на формирование общечеловеческих ценностей детей. Возьмём на пример произведение «Вальс» Евгения Дога из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь». Прослушайте фрагмент. («Мой ласковый и нежный зверь» — художественный фильм, снятый по мотивам повести А. П. Чехова«Драма на охоте») Вальс композитора Евгения Доги из фильма Эмиля Лотяну "Мой ласковый и нежный зверь" признан "Самым красивым вальсом о любви в мире". В рейтинге музыкальных шедевров 20-го века ЮНЕСКО он удостоен четвертой строчки. Мелодии Евгения Доги входят в международный рейтинг 200 лучших музыкальных произведений всех времён. За свою карьеру, композитор создал 75 вальсов.
Давайте прослушаем это произведение. При прослушивании попытайтесь словами выразить эмоции, которые вызывает этот вальс, опишите, что вы почувствовали. Пользуясь словарем эстетических эмоций, подберите слова к произведению. Здесь звучат разные танцы или один? Звучание долей ровные или с пульсацией? Расскажите о движении музыки. Этот вальс танцевали и в 20 и 21 веке. Вальс, прежде всего- это музыка, движение, музыка-танец. Такая работа над произведением раскрывает и развивает внутренние духовные и человеческие качества ребёнка, затрагиваются его эмоциональные состояния и переживания. Тонкое воспитание граней человечности, эрудированности и духовного развития. Для правильной организации духовно-нравственного воспитания средствами музыки надо с самого начала ясно представить себе цели и возможности такого воспитания, а для достижения этих целей, надо иметь в виду некоторые дополнительные соображения. Прежде всего нужно постоянно заботиться об интересах всех детей, стремиться к тому, чтобы каждый получал полноценные музыкальные знания направленные на духовно-нравственное развитие . Именно на ранней стадии развития закладывается фундамент, в это время надо знакомить детей с самым широким музыкальным репертуаром, включающим музыку всех стилей, направлений и периодов. Весьма важно использовать как классические произведения, так и современные, как высоко-духовные, так и народные. Сейчас мы с Вами разучим народную песню «Посею лебеду на берегу» с использованием народных инструментов: трещотки, бубен, ложки. Исполняла эту песню Лидия Русланова. Давайте разделимся на две группы одна группа это оркестр народных инструментов, вторая народный хор. (Разучивание песни 3-4 минуты). А теперь ответьте на вопросы. Скажите психологически комфортно Вам было? Процесс созидания прошел успешно? Атмосфера творчества Вас порадовала? Оказывали ли Вы взаимопомощь друг другу? Успешно у Вас прошел этап самореализации и самовыражения? Если на все вопросы Вы ответили ДА, тогда задачи моего выступления выполнены, ведь мы вместе с Вами в себе воспитали музыкой , духовно-нравственную личность всесторонне развитую, с творческим потенциалом, раскрыли преобразующую силу музыки и ее влияние на внутренний мир человека, на его отношение к окружающей действительности, на формирование жизненной позиции, овладели языком музыкального искусства на основе музыкально - практических знаний и навыков. Музыка занимает особое место в воспитании духовной нравственности учащихся, благодаря ее непосредственному комплексному воздействию. Музыкальная деятельность в силу ее эмоциональности привлекательна для ребенка. Именно музыка помогает формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение. Я считаю, формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной и эстетической культуры ребенка – актуальная задача сегодняшнего дня. |
Citește mai mult: https://ru.publika.md/istoriya-napisaniya-valsa-moy-laskovyy-i-nezhnyy-zver-iz-ust-avtora-evgeniya-dogi_1793261.html#ixzz4vtAvuerR
Follow us: @publikatv on Twitter | publika.md on Facebook
Посею лебеду на берегу, Посею лебеду на берегу, Мою крупную рассадушку, Мою крупную зелёную.
Погорела лебеда без дождя, Погорела лебеда без дождя, Моя крупная рассадушка, Моя крупная зелёная.
Пошлю казака по воду, Пошлю да казака по воду, Ни воды нет, ни казаченьки, Ни воды нет, ни казаченьки.
Как бы мне младой ворона коня, Как бы мне младой ворона коня, Я бы вольная казачка была, Я бы вольная молоденькая. Повтор 1 куплета. | Посею лебеду на берегу, Посею лебеду на берегу, Мою крупную рассадушку, Мою крупную зелёную.
Погорела лебеда без дождя, Погорела лебеда без дождя, Моя крупная рассадушка, Моя крупная зелёная.
Пошлю казака по воду, Пошлю да казака по воду, Ни воды нет, ни казаченьки, Ни воды нет, ни казаченьки.
Как бы мне младой ворона коня, Как бы мне младой ворона коня, Я бы вольная казачка была, Я бы вольная молоденькая. Повтор 1 куплета. | |
Посею лебеду на берегу, Посею лебеду на берегу, Мою крупную рассадушку, Мою крупную зелёную.
Погорела лебеда без дождя, Погорела лебеда без дождя, Моя крупная рассадушка, Моя крупная зелёная.
Пошлю казака по воду, Пошлю да казака по воду, Ни воды нет, ни казаченьки, Ни воды нет, ни казаченьки.
Как бы мне младой ворона коня, Как бы мне младой ворона коня, Я бы вольная казачка была, Я бы вольная молоденькая. Повтор 1 куплета. | Посею лебеду на берегу, Посею лебеду на берегу, Мою крупную рассадушку, Мою крупную зелёную.
Погорела лебеда без дождя, Погорела лебеда без дождя, Моя крупная рассадушка, Моя крупная зелёная.
Пошлю казака по воду, Пошлю да казака по воду, Ни воды нет, ни казаченька, Ни воды нет, ни казаченька.
Кабы мне бы да на ворона коня, Кабы мне бы да на ворона коня, Я бы вольная казачка была, Я бы вольная молоденькая. |
ВЗВОЛНОВАННО ТРЕВОЖНО С ОТЧАЯНИЕМ ГРОЗНО ТРАГИЧНО ЗЛОВЕЩЕ ТРАУРНО БЕЗРАЗЛИЧНО РАВНОДУШНО РАССЕЯННО ВОИНСТВЕННО СУРОВО ТВЕРДО ВЫСОКОМЕРНО МУЖЕСТВЕННО РЕШИТЕЛЬНО СМЕЛО | ГОРДО УВЕРЕННО НАСТОЙЧИВО С ДОСТОИНСТВОМ ОТВАЖНО НАПОРИСТО НЕПОКОРНО МОГУЩЕСТВЕННО БУРНО СТРЕМИТЕЛЬНО БУЙНО МЯТЕЖНО МОЩНО СОСРЕДАТОЧЕННО СДЕРЖАННО СЕРЬЕЗНО СТРОГО | РАЗМЕРЕННО НЕЖНО ПУШИСТО ЛАСКОВО ХРУСТАЛЬНО ЛЮБОВНО РАДУШНО МЯГКО БЛАГОРОДНО ПРИВЕТЛИВО ДОВЕРЧИВО БАРХАТНО ПОЭТИЧНО МЕЧТАТЕЛЬНО СЕРДЕЧНО ЗАДУШЕВНО НАПЕВНО | ЧУТКО ЗАВОРОЖЕННО ЭЛЕГАНТНО ТОНКО ИЗЯЩНО ГРАЦИОЗНО КАПРИЗНО ХРУПКО РАДОСТНО ВЕСЕЛО ПРАЗДНИЧНО ЗВОНКО БОДРО ИГРИВО БОЙКО ЛЕГКО ПРОВОРНО | ЖИВО ПОЛЕТНО ЗАДОРНО ЯРКО ЛУЧЕЗАРНО РАССЕРЖЕННО РЕЗКО ГРУБО ГНЕВНО ЯРОСТНО ЖЕСТОКО СЕРДИТО СВИРЕПО БЕЗЖАЛОСТНО БЕСПОЩАДНО ЗЛОБНО ДЕРЗКО | БЕЗЦЕРЕМОННО ВЫЗЫВАЮЩЕ СУМРАЧНО ХМУРО ТОСКЛИВО РОБКО ЗАСТЕНЧИВО СМУЩЕННО СТЫДЛИВО ОСТОРОЖНО БОЯЗЛИВО РАСТЕРЯННО СОНЛИВО ДРЕМОТНО ВЯЛО ОБЕССИЛЕННО ЛЕНИВО | СПОКОЙНО МИРНО БЕЗМЯТЕЖНО ДОБРОДУШНО ПРОСТО СВЕТЛО ПРОЗРАЧНО БЕЗЗАБОТНО НЕВОЗМУТИМО ПОКОРНО ТАИНСТВЕННО ВКРАДЧИВО ЗАГАДОЧНО ЗАТАЕННО КОЛДОВСКИ ОБВОРОЖЕННО | ТОРЖЕСТВЕННО ВЕЛИЧЕСТВЕННО ПОБЕДНО ПРИЗЫВНО ЛИКУЮЩЕ ВОСТОРЖЕННО ОТКРЫТО ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩЕ ВЛАСТНО ШУТЛИВО НАСМЕШЛИВО ШУТОВСКИ НАДМЕННО ЗАБАВНО ЕХИДНО ШАЛОВЛИВО ЛУКАВО |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для о...
Семинар для учителей и воспитателей ГПД по теме: "Этнокалендарь как средство духовно-нравственного развития и воспитания учащихся"
Данный материал показывает разные варианты того, как можно привить ребенку духовно-нравственные ценности. В этом нам помогает этнокалендарь....
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образ...
Реализация программы по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся. Благотворительная акция "Милосердие"
"Единственное истинное счастье в жизни - это жить для других." Лев Толстой...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальных классов "Азбука нравственности" на 2019-2020 учебный год
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальных классов "Азбука нравственности" на 2019-2020 учебный годВ содержательной части программы определены ценности, задачи,...
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и внеурочной деятельности»
Доклад на тему: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и внеурочной деятельности»...
Методические рекомендации по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности».
Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника.В.А. СухомлинскийВажнейшая задача эстетического воспитания в школе – развитие в учащихся творческого потенциала. Сегодня обществу нужн...