Рабочая программа по музыке 1 класс Школа России 31.08.2017г.
рабочая программа по музыке (1 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Нивенское
Утверждаю
Директор школы _________ Г. Г. Граховская
« 27 » 08. 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ НА 2015 -2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
1 класс(24 часа)
Составила программу: Лангольф Т.В.
Составлена на основании:
1.Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа.
В 2ч. 3-е изд, -М.: Просвещение, 2010. – 317 – (Стандарты второго поколения);
Авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина. Москва «Просвещение» 2011 год.
Учебник «Музыка» для 1 класса начальной школы, авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П. Москва,
“ Просвещение”, 2012 год.
Рассмотрено на заседании МО Согласовано
Рук. МО _________ И.В.Сасиновская Зам. директора __________ В.А.Белаш
« 26 » 08. 2015г. « 26 » 08. 2015 г.
Пояснительная записка по предмету «Музыка » для 1класса на 24 часа
Главная концептуальная идея УМК: российская школа должна стать школой духовно-нравственного развития и воспитания гражданина нашего Отечества. Её основа — это современные достижения педагогической теории и практики и лучшие традиции отечественной школы, с их исключительной ценностью и значимостью.
В этой связи, для авторского коллектива УМК «Школа России» — учёных, чьи имена известны всем, кто работает в системе начального образования (В.Г. Горецкий, М.И. Моро, А.А. Плешаков, Л.Ф. Климанова, Л.А Виноградская, В.П. Канакина и др.), в сотрудничестве с издательством «Просвещение», приоритетом в процессе разработки УМК и его системного развития всегда было и остаётся — соответствие запросам времени в сочетании с неразрывной связью образовательного опыта предшествующих периодов.
Ведущая целевая установка, заложенная в основу УМК «Школа России», направлена на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС.
Современное образование, в соответствии с концептуальными основами УМК «Школа России», подразумевает не простое обозначение его временной принадлежности, а качественную характеристику личностных, метапредметных и предметных результатов образования, отвечающих реалиям, потребностям и надеждам сегодняшнего дня, вызовам современного мира и имеющую надёжный потенциал для дня завтрашнего.
При этом имеется в виду не только время, но и место действия. И это ещё одна качественная характеристика УМК, отвечающая потребностям современного этапа развития России, предвосхищающая и в определённой степени готовящая её будущее.
УМК «Школа России» построен таким образом, что его предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, отражённые в ФГОС, учитывают требования к структуре и содержанию рабочих программ и способствуют решению следующих образовательных задач:
I. Реализация идеологической основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
II. Реализация методологической и методической основы ФГОС — организации учебной деятельности учащихся на основе системно-деятельностного подхода.
III. Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий, как основы умения учиться.
Рабочая программа учебного курса «Музыка» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования), ООП НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по предмету «музыка» и программы «Музыка» авторы Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С. Шмагина «Музыка. Начальная школа». 1-4 классы» (2011) полные выходные данные программы. Разработана на основе УМК «Школа России».
Общая цель уроков музыки в общеобразовательной школе – воспитание музыкальной культуры учащихся. Подразумевается, что данная цель может быть достигнута в ходе решения следующих воспитательных задач:
- Формирование у детей специальных знаний, умений и навыков на уроках музыки (прослушивание, пение, разбор музыкальных произведений, выполнение действий метроритмики, обогащение музыкального словаря, умение пользоваться терминологией и т.д.);
- Формирование желания активно заниматься музыкальными видами деятельности в ходе урока;
- Развитие у детей музыкальных способностей;
- поощрения творческих музыкальных проявлений;
- развития интереса к классической музыке;
- поощрение желания самостоятельно заниматься музыкой.
Задачи музыкального образования младших школьников:
- воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Авторская программа «не подразумевает жестко регламентированного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий».*
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются: групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-концерты, а также, программа предусматривает возможность учителю самостоятельного выбора средств и методов обучения в сочетании традиционных и инновационных технологий, в том числе ИКТ. В ходе обучения школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование, инсценирование, музыкальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В 1 классе на изучение предмета отводится 1 час в неделю во2,3,4 четвертях. В связи со ступенчатым режимом обучения в 1 классе в 1 четверти уроки музыки не проводятся. Всего на изучение программного материала 24 часа в год, в том числе 5 часов внутрипредметного модуля «Русский фольклор»
Логика изложения и содержание авторской программы соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, при этом в программу внесены изменения, сокращено количество часов на изучение тем.
Сроки реализации программы
Количество часов в год – 24.
Количество часов в I четверти – 0.
Количество часов во II четверти – 7.
Количество часов в III четверти – 9.
Количество часов в IV четверти – 8.
Формы контроля:
- - тест;
- - самостоятельная работа;
- - творческие работы: сочинения, рисование к прослушанным произведениям
Оценка музыкально-практической деятельности младших школьников на уроках музыки носит лишь поощрительный, стимулирующий характер. Она должна учитывать индивидуальный исходный уровень общего и музыкального развития школьника, интенсивность формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке.
Таким образом, оценка уровня музыкального развития учащихся, предлагаемая ниже, носит условный характер:
- Эмоциональная отзывчивость как показатель развития интереса, желания слушать музыку;
- Проявление любой творческой активности, самостоятельности;
- Уровень развития музыкального мышления (образность, ассоциативность);
- Умение применять «ключевые знания» о музыке;
- Уровень исполнительской культуры (творческий подход, эмоциональность).
Урок музыки требует от педагога большого творческого потенциала, умения создать условия для самовыражения ребёнка; собственной деятельностью, эмоциональной выразительностью пробуждать интерес, вкус, потребность, представления о красоте.
Показателем уровня сформированности музыкальной культуры школьников может стать опыт восприятия музыки, внутреннее слышание шедевров мирового музыкального искусства и личностное заинтересованное отношение к музыке в целом и отдельным полюбившимся сочинениям прошлого и наших дней.
Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы
I класс.
- развитие устойчивого интереса к музыкальным занятия;
- побуждение эмоционального отклика на музыку разных жанров;
- развитие умений учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;
- формирование навыков выражения своего отношения музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, а так же, мимике;
- развитие певческих умений и навыков (координации между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен;
- развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера.
- формирование навыков элементарного музицирования на простейших инструментах;
- освоение элементов музыкальной грамоты как средство осознания музыкальной речи.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 1 класса
обучающиеся научатся:
- воспринимать музыку различных жанров;
- эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различныхвидах музыкально творческой деятельности;
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальныеобразы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого,коллективного(хорового и инструментального)воплощения различных художественных образов.
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные:
- Ценностно-смысловая ориентация учащихся,
- Действие смыслообразования,
- Нравственно-этическое оценивание
Коммуникативные ууд
- Умение выражать свои мысли,
- Разрешение конфликтов, постановка вопросов.
- Управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные ууд
- Целеполагание,
- волевая саморегуляция,
- коррекция,
- оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:
- Умение структурировать знания,
- Смысловое чтение,
- Знаково – символическое моделирование,
- Выделение и формулирование учебной цели.
Логические:
- Анализ объектов;
- Синтез, как составление целого из частей
- Классификация объектов.
- Доказательство
- Выдвижение гипотез и их обоснование
- Построение логической цепи рассуждения
Содержание программы предмета «Музыка» 1 класс.
Раздел 1. «Музыка вокруг нас»
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре Садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.
Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
Тема: «Музыка вокруг нас» – 8 часов
Урок 1. И Муза вечная со мной!
Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.
Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор – исполнитель – слушатель.
Урок 2.. Хоровод муз.
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Музыка, которая звучит в различных жизненных ситуациях. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Хоровод, хор. Хоровод - древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Сходство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры.
Урок 3.Повсюду музыка слышна. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки.
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы. Ролевая игра «Играем в композитора».
Урок 4.Душа музыки - мелодия.
Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).
Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Мелодия – главная мысль любого музыкального произведения. Выявление характерных особенностей жанров: песня, танец, марш на примере пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского. В марше - поступь, интонации и ритмы шага, движение. Песня- напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка. Танец- движение и ритм, плавность и закругленность мелодии, узнаваемый трехдольный размер в вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие “шаги” в польке. В песне учащиеся играют на воображаемой скрипке. В марше пальчики- “солдатики” маршируют на столе, играют на воображаемом барабане. В вальсе учащиеся изображают мягкие покачивания корпуса.
Сочини мелодию.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Региональные музыкально – поэтические традиции.
Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия» и «аккомпанемент».
Урок5. «Азбука, азбука каждому нужна…».
Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.
Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту.
Урок 6.Музыкальные инструменты. Народные музыкальные традиции Отечества. Региональные музыкальные традиции.
Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли, музыкальные инструменты башкирского народа. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр».
Урок 7. Пришло Рождество, начинается торжество. Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Наблюдение народного творчества.
Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок.
Добрый праздник среди зимы.
Урок 8. Звучащие картины.
Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.
Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных эпох. Направление на воспитание у учащихся чувство стиля - на каких картинах “звучит” народная музыка, а каких - профессиональная, сочиненная композиторами..Разыграй песню.
Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении.
Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. Основы понимания развития музыки.
Раздел 2. «Музыка и ты»
Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
Тема: «Музыка и ты » - 16 часов
Урок 9.Край, в котором ты живешь.
Сочинения отечественных композиторов о Родине.
Россия- Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Идея патриотического воспитания. Понятие “Родина” – через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к вечным проблемам жизни и искусства. Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Гордость за свою родину. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая силы в дни испытаний и трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовь…Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах.
Урок 10.Художник, поэт, композитор.
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.
Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах. Обращение к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства. Музыкальные пейзажи- это трепетное отношение композиторов к увиденной, “услышанной сердцем”, очаровавшей их природе. Логическое продолжение темы взаимосвязи разных видов искусства, обращение к жанру песни как единству музыки и слова.
Урок 11.Музыка утра.
Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.
Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми. Контраст музыкальных произведений, которые рисуют картину утра. У музыки есть удивительное свойство - без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы. Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении пьес. Выявление особенностей мелодического рисунка, ритмичного движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии, принципов развитии формы. Выражение своего впечатления от музыки к рисунку.
Урок 12.Музыка вечера. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи.
Вхождение в тему через жанра - колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение). Исполнение мелодии с помощью пластического интонирования: имитирование мелодии на воображаемой скрипке. Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение музыки.
Урок 13.Музыкальные портреты.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.
Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение авторов произведений поэтов и композиторов к главным героям музыкальных портретов.
Урок 14.Музы не молчали.
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Тема защиты Отечества.
Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник - общность в родственных словах. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами. Музыкальные памятники защитникам Отечества.
Урок 15. Музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты.
Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов.
Урок 16.Мамин праздник.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки.
Урок 17. Музыкальные инструменты.
Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов - лютня, клавесин. Сопоставление звучания произведений, исполняемых на клавесине и фортепиано. Мастерство исполнителя-музыканта.
Урок 18.Музыка в цирке.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности.
Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение. Музыка, которая звучит в цирке и помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказывает появление тех или иных действующих лиц циркового представления.
Урок 19.Дом, который звучит.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет.
Введение первоклассников в мир музыкального театра. Путешествие в музыкальные страны, как опера и балет. Герои опер - поют, герои балета - танцуют. Пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся известные народные сказки. В операх и балетах “встречаются” песенная, танцевальная и маршевая музыка.
Урок 20Опера-сказка.
Опера. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.
Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики – мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному - солист и вместе – хором в сопровождении фортепиано или оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка.
Урок 21. «Ничего на свете лучше нету».
Музыка для детей: мультфильмы.
Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами-песенниками, создающими музыкальные образы.
Урок 22-24.Афиша. Программа. Музыка вокруг нас.
Музыка и ты
Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 4 четверть и год.
Исполнение выученных песен в течение всего года. Составление афиши и программы концерта.
Содержание примерного музыкального материала:
Раздел 1. «Музыка вокруг нас»
«Щелкунчик», фрагменты из балета. П. Чайковский.
Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
«Октябрь» («Осенняя песнь») из цикла «Времена года». П. Чайковский.
«Колыбельная Волховы», песня Садко («Заиграйте, мои гусельки») из оперы «Садко». Н. Римский- Корсаков.
«Петя и волк», фрагменты из симфонической сказки. С. Прокофьев.
Третья песня Леля из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
«Гусляр Садко». В. Кикта.
«Фрески Софии Киевской», фрагмент 1-й части Концертной симфонии для арфы с оркестром. В. Кикта.
«Звезда покатилась». В. Кикта, слова В. Татаринова.
«Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.
«Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.
«Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
«Пастушья песенка» на тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой.
«Капельки». В. Павленко, слова Э. Богдановой; «Скворушка прощается». Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; «Осень», русская народная песня и др.
«Азбука». А. Островский, слова З. Петровой; «Алфавит». Р. Паулс, слова И. Резника; «Домисолька». О. Юдахина, слова В. Ключникова; «Семь подружек». В. Дроцевич, слова В. Сергеева; «Песня о школе». Д. Кабалевский, слова В. Викторова и др.
«Дудочка», русская народная песня; «Дудочка», белорусская народная песня.
«Пастушья», французская народная песня; «Дударики-дудари», белорусская народная песня, русский текст С. Лешкевича; «Веселый пастушок», финская народная песня, русский текст В. Гурьяна.
«Почему медведь зимой спит». Л. Книппер, слова А. Коваленкова.
«Зимняя сказка». Музыка и слова С. Крылова.
Рождественские колядки и рождественские песни народов мира.
Раздел 2. «Музыка и ты»
Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
«Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
«Добрый день». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
«Утро». А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина.
«Солнце», грузинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили.
«Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
«Пастораль» из Сюиты в старинном стиле. А. Шнитке.
«Наигрыш». А. Шнитке.
«Утро». Э. Денисов.
«Доброе утро» из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря.
«Вечерняя» из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтению В. Шукшина). В. Гаврилин.
«Вечер» из «Детской музыки». С. Прокофьев.
«Вечер». В. Салманов.
«Вечерняя сказка». А. Хачатурян.
«Менуэт». Л. Моцарт.
«Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто.
«Баба Яга». Детская народная игра.
«У каждого свой музыкальный инструмент», эстонская народная песня. Обраб. X. Кырвите, пер. М. Ивенсен.
Главная мелодия из Симфонии № 2 («Богатырской»). А. Бородин.
«Солдатушки, бравы ребятушки», русская народная песня.
«Песня о маленьком трубаче». С. Никитин, слова С. Крылова.
«Учил Суворов». А. Новиков, слова М. Левашова.
«Волынка». И. С. Бах.
«Колыбельная». М. Кажлаев.
«Колыбельная». Г. Гладков.
«Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин.
Лютневая музыка. Франческо да Милано.
«Кукушка». К. Дакен.
«Спасибо». И. Арсеев, слова З. Петровой.
«Праздник бабушек и мам». М. Славкин, слова Е. Каргановой.
Увертюра из музыки к кинофильму «Цирк». И. Дунаевский.
«Клоуны». Д. Кабалевский.
«Семеро козлят», заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой.
Заключительный хор из оперы «Муха-цокотуха». М. Красев, слова К. Чуковского.
«Добрые слоны». А. Журбин, слова В. Шленского.
«Мы катаемся на пони». Г. Крылов, слова М. Садовского.
«Слон и скрипочка». В. Кикта, слова В. Татаринова.
«Бубенчики», американская народная песня, русский текст Ю. Хазанова.
«Ты откуда, музыка?». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
«Бременские музыканты» из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Г. Гладков, слова Ю. Энтина.
Учебно– методический комплект:
Программа: Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Музыка.// Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской 1-4 классы. М: Просвещение, 2011.
Учебник: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка.// Учебник 1 класс. М: Просвещение. 2012.
Рабочая тетрадь: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка.// // Рабочая тетрадь: 1 класс. М: Просвещение. 2012.
Дополнительная литература:
Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка: Очерки. – Л., 1983.
Исаева Л.А., Курченко И.В., Чижикова В.П. Учитель музыки: пути профессионального становления. – Саратов, 2010.
Затямина Т.А. Современный урок музыки. – М.: Глобус, 2010.
Кабалевский Д.Д. Про трех китов и про многое другое. – М.: Детская литература, 1972.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методическое пособие. Музыка 1.- М.: Просвещение, 2006.
Смолина Е.А. Творческие приемы и задания на уроках музыки. – Ярославль, 2008.
Пояснительная записка внутрипредметного образовательного модуля «Русский фольклор»
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ, просеяв сквозь сито веков, оставил нам самое ценное.
Обращение к фольклору открывает возможности сохранения складывающейся веками системы человеческих ценностей, гуманных отношений между людьми в современных условиях воспитания школьников.
Занятие, построенное на принципах фольклорного творчества, наиболее эффективно развивает художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию ребенка, способствует гармоничному сочетанию интонационно выразительного пения. Знакомство с народной песней расширяет представление младших школьников о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе. Улучшается духовное развитие детей, воспитывается их эстетическое отношение к окружающей действительности, значительно обогащается общекультурный кругозор.
Занятия фольклора — это занятия постижения народной мудрости, доброты и красоты в игре. Большое место в занятии фольклора занимает работа над выразительностью речи. Речью раскрашивают "образные картинки" детских стишков, прибауток, дразнилок, скороговорок, песенок. Выразительность, ясность речи совершенствуется у детей певческими упражнениями, которые исполняют с различной эмоциональной интонацией: то словно сердятся и, строго грозя соседу по парте, то удивляются, пожимая плечиками и разводя руки в стороны, то весело, задорно, словно шаля.
Приобщение детей к участию в календарных обрядах способствует непосредственному впитыванию художественно ценных образов всевозможных песенно-игровых жанров. Происходит постепенное усвоение и накопление обширного фольклорного материала. При этом усваиваются традиционные приемы исполнения. Постепенно выполнение обрядов переходит к детям, которые, повторяя в игре драматические и комедийные фрагменты, раскрывают через это мир собственных увлечений и интересов.
Знакомство детей с традициями народной культуры выбрано неслучайно:
1. Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле.
2. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, пословицах. Этот мир очень яркий и выразительный и поэтому интересен для детей.
3. Привлекателен и языковой аспект. В то время как в повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, произведение фольклора дают нам образцы красивой, образной и поэтической речи.
Модуль «Русский фольклор» помогает решать задачи не только музыкального, эстетического воспитания, но и нравственного совершенствования личности. Дети приобретают опыт массового исполнения обрядов и праздников, песен, частушек и т. д.
Актуальность. Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое открываем заново и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое большинство людей знает поверхностно. Обратиться к своим истокам – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. В этом поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания.
Таким образом, включение ценностей и традиций русской народной культуры в процессе воспитания младших школьников дает возможность решить многие воспитательные цели и задачи.
Цель: Развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности ребенка.
Задачи:
- дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;
- обеспечить знание традиционного русского музыкально-поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте;
- формировать нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам;
- формировать национальное самосознание учащихся, уважение к своему народу;
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
- использовать малые формы фольклора для развития речи у детей;
- развивать коммуникативные качества детей посредством народных игр, забав.
Методические приемы:
- наглядный, словесный, практический;
- беседы с детьми;
- слушание русских народных песен, сказок;
- разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок взрослыми с привлечением родителей;
- инсценировки песен и малых фольклорных форм;
Педагогические принципы воспитания
1.Принцип идейно – смыслового равенства.
2.Принцип целостности педагогического процесса.
3..Принцип личностного – ориентированного содержания воспитания.
Ожидаемые результаты реализации программы у детей после 1 года обучения
- Передавать содержание простейших русских народных сказок.
- Проговаривать считалки для выбора ведущих в народных играх.
- Уметь петь попевки, заклички, колыбельные песни
- Выполнять притопывание ногами на месте и с продвижением вперёд.
- Использовать вежливые слова при общении со сверстниками и взрослыми.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
1 | Понятие о народной культуре. | 1 |
2 | Знакомство детей с традициями русского народа, народными играми, хороводами. | 1 |
3 | «Пришло Рождество, начинается торжество» Добрый праздник среди зимы | 1 |
4 | «Масленица» - фольклорные игры. | 1 |
5 | «Веселые частушки» - исполнение частушек. | 1 |
5 часов |
Список методической литературы:
1. Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. – С-Пб.: Детство – пресс - 2001г.- 400с.
2. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор пособие для методистов, музыкальных руководителей. - М.: Гном-Пресс - 2000г.- 88с.
3. Науменко Г.М. Фольклорный праздник – М.: Линка – пресс - 2000г.- 224с.
4. НауменкоГ.М. Русское народное детское музыкальное творчество.- М. :Сов. композитор, - 1988г.- 190с.
Список литературы для родителей и учащихся:
- Аникин В. От прибаутки до былины. – М.: Худ. лит., 1991.
- БардинаП.Е Жили - были. - Томск: изд. Томского университета, - 1997г.- 222с.
- Волина Я. Загадки от А до Я. – М.: Дидактика Плюс, 1997.
- Волина Я. Пословицы, поговорки, ребусы. – М.: Дидактика Плюс, 1997.
- Круглов Ю. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение, 1990.
- Посвянская Н.П. От зимы до осени. - М.: Детская литература -1979г.-286с.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Раздел | Тема урока | Часы | Тип урока и формы работы | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Формы контроля | Сроки | Примечания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Музыка вокруг нас(8часов) | «И Муза вечная со мной!» | 1 | Вводный | Муза, композитор, исполнитель, слушатель, оркестр, дирижер, звуки музыкальные и шумовые | Знать понятия: композитор, исполнитель, слушатель | Слушание музыки. Хоровое пение. Звуковая «Угадай-ка!» | ||
2 | Модуль. Понятие о народной культуре. | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Традиции русского народа. | Знать понятие традиции | Слушание музыки, хоровое пение. Музыкально-ритмические движения | 18.11 | ||
3 | «Повсюду музыка слышна...» | 1 | Закрепление знаний, выработка умений и навыков | Композитор, импровизация учащихся на тексты русских народных песенок | Знать понятие композитор. Уметь сочинять (импровизировать) мелодию на заданный текст | Ролевая игра «Играем в композитора» | 18.11 | ||
4 | Душа музыки -мелодия Сочини мелодию | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Мелодия, марш, танец, песня, образ, характер, настроение | Знать понятия: мелодия, марш, танец, песня Знать понятия: мелодия, аккомпанемент. Уметь: сочинять (импровизировать) мелодию на заданный текст | Слушание музыки. Пластические импровизации. Хоровое пение Ролевая игра «Играем в композитора» | 25.11 | ||
5 | «Азбука, азбука каждому нужна!» | 1 | Расширение и углубление знаний | Музыкальная азбука: ноты, звукоряд, нотный стан, скрипичный ключ | Знать понятия: азбука, куплетная форма Знать понятия: ноты, звуки, звукоряд, нотный стан, или нотоносец, скрипичный ключ | Разучивание новых и повторение ранее изученных песен Хоровое пение | 2.12 | ||
6 | Модуль. Знакомство детей с традициями русского народа, народными играми, хороводами. | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с народной музыкой и инструментами. «Садко» (из русского былинного сказа) | Знать: понятие народная музыка. Уметь: определять на слух звучание свирели, рожка, гуслей | Слушание музыки. Народные игры, хоровод. | 9.12 | ||
7 | Модуль. «Пришло Рождество, начинается торжество» Добрый праздник среди зимы | 1 | Расширение и углубление знаний | Праздник «Рождество Христово»; колядки Любимый праздник детей - Новый год. Сказка Т. Гофмана и музыка из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» | Уметь выразительно исполнять колядки Уметь: -определять настрое -посильным образом | Сольное и хоровое выразительное исполнение рождественских колядок Слушание музыки. Музицирование. Пластическое интонирование музыки. Интонационно-образный анализ | 16.12 | ||
8 | Звучащие картины Разыграй песню | 1 | Повторение и обобщение полученных знаний | Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления. Инструменты, на которых играют музыканты | Знать отличия народной от профессиональной музыки. Уметь: -приводить примеры; -отвечать на проблем -выразительно испол -составлять исполни | Определение «звучания» в картинах народной или профессиональной музыки. Слушание музыки, хоровое пение Выразительное исполнение песни «Почему медведь зимой спит» Л. К. Книппер, А. Коваленковой | 23.12 | ||
9 | Музыка и ты(16 часов) | Край, в котором ты живешь | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Родина, родной край (малая родина), родная природа, народ | Знать понятия: родина, малая родина. Уметь объяснять их | Слушание музыки. Исполнение песен о Родине | 13.01 | |
10 | Художник, поэт, композитор | 1 | Интегрированный | Искусство имеет общую основу - саму жизнь, но у каждого вида искусства свой язык | Уметь находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже | Образный анализ картины. Интонационно-образный анализ музыки. Пластический этюд стихотворения. Хоровое пение | 20.01 | ||
11 | Музыка утра | 1 | Расширение и углубление знаний, выработка умений и навыков | Музыкальный пейзаж. Фортепианное и орке стровое исполнение музыки | Уметь проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения (чувства, характер, настроение) | Слушание и интонационно-образный анализ музыки. Пластическое интонирование музыки. Хоровое пение | 27.01 | ||
12 | Музыка вечера | 1 | 3.02 10.02 | ||||||
13 | Музыкальные портреты | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Музыкальные портреты. Инструментальная и вокальная музыка | Уметь проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочинений | Слушание и анализ музыки. Пластическое интонирование «Менуэта» | 10.02 17.02 | ||
14 | «Музы не молчали." | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Отечество, подвиг. память, памятник. Симфония. Солист и хор. Песенность и маршевость | Знать понятия: солист, хор. Уметьобъяснять понятия: отечество, подвиг, память; выразительно исполнять песни | Слушание и анализ Выразительное исполнение песен. Музыкально- ритмические движения | 17.02 20.02 | ||
15 | Музыкальные инструменты | 1 | Расширение и углубление знаний | Звуками фортепиано можно выразить чувства человека и изобразить голоса разных музыкальных инструментов | Уметь - проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочинений; - обобщать, формулировать выводы | Слушание и анализ музыки. Пластическое интонирование. Хоровое пение | 2.03 2.03 | ||
16 | Модуль. «Масленица» - фольклорные игры. | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Праздник «Масленица» | Уметь: -определять настрое -посильным образом | Выразительное исполнение песен. Музыкально- ритмические движения | 9.03 | ||
17 | Музыкальные инструменты | 1 | Расширение и углубление знаний | Общее и различное в старинных и современных музыкальных инструментах | Знать понятия: старинные, современные инструменты. Уметь на слух опредеять звучание лютни и гитары, клавесина и фортепиано | Слушание и анализ музыки. Анализ художественных образов (картин) | 16.03 | ||
18 | музыка в цирке | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Музыка, сопровождающая цирковое представление | Уметь проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочинений | Слушание и анализ музыки. Хоровое пение. Пластическое интонирование | 23.03 | ||
19 | Дом, который звучит | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Детский музыкальный театр. Опера. Балет | Знать что такое балет и опера. Уметь различать в музыке песенность, маршевость, танцевальность | Музыкальная «Угадай-ка!». Слушание и анализ музыки. Хоровое пение | 6.04 | ||
20 | Опера-сказка | 1 | Закрепление знаний, выработка умений и навыков | Знакомство с детскими операми: «Волк и семеро козлят» М. Коваля, «Муха-Цокотуха» М. Красева | Знать понятие опера. Уметь выразительно исполнять фрагменты из опер | Слушание и анализ музыки. Выразительное исполнение фрагментов из опер | 13.04 | ||
21 | Модуль. «Веселые частушки» - исполнение частушек. | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Русский фольклор | Уметь выразительно исполнять частушки | Слушание и выразительное исполнение частушек | 20.04 | ||
22 | Афиша. Программа | 1 | Повторение и обобщение знаний | Закрепление понятий и впечатлений, полученных в 1 классе | Знать понятия: композитор, исполнитель, слушатель; музыкальная азбука; основные жанры; мелодия, аккомпанемент; старинные и современные музыкальные инструменты; народная и композиторская музыка. | Слушание и выразительное исполнение музыки, хоровых произведений, больше всего понравившихся учащимся | 27.04 | ||
23 | Музыка вокруг нас. | 1 | Урок-концерт | Музыкальные произведения, наиболее понравившиеся учащимся | 4.05 | ||||
24 | Музыка и ты | 1 | Проект | Презентация проектов | 16.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке - 1класс ("Школа России")
МУЗЫКА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (33 ч)Программа: Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Музыка.// Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Крит...
Рабочая программа по музыке Критская "Школа России"
Программа для 1- 4 классов...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа России" 1 класс
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методичес...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа России" 2 класс
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методичес...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа России" 3 класс
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методичес...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа России" 4 класс
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методичес...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа России"
Рабочая программа по музыке для 3-го класса разработана и составлена в соответствии с основными Положениями ФГОС второго поколения, концепцией духовно-нравственного...