Рабочая программа по музыке для 3-его класса УМК "Планета знаний"
рабочая программа по музыке (3 класс) на тему
Рабочая программа по музыке для 3-его класса УМК "Планета знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по музыке для 3-его класса УМК "Планета знаний" | 72.6 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы «ШКОЛА № 2057»
143390 г. Москва, поселение Кокошкино, пос. Кокошкино, Дачная ул. Дом 3а
тел/факс (8495)847-85-57, E-mail: 2057@edu.mos.ru
ОКПО 06045146, ОРГН 1025003750628, ИНН/КПП 5030032182/775101001
_________________________________________________________________________________________________________________
Согласовано Заместитель директора по содержанию образования Плужникова Т.Ю. ________________ «24» августа 2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ Школа № 2057 ______________________ Приказ № от «26» августа 2016 г. |
Рабочая программа
по предмету: «Музыка»
базовый уровень, 3 А класс
Составитель: Взнуздаева Н.А., учитель начальных классов
ГБОУ Школа № 2057,
первая категория
Москва
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по музыке 3 класса составлена на основе нормативно-правовой базы:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273 – ФЗ)
- Федеральный государственный общеобразовательный стандарт содержания начального образования II поколения
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС, 2011 год
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 186 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-1 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального, общего и среднего общего образования»
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Учебный план школы на 2016 – 2017 учебный год.
- Примерная программа по предмету «Музыка», рекомендованная Министерством образования РФ, Баклановой Т. И.
Главная цель музыкального образования – формирование и развитие музыкальной культуры обучающихся как одной из составных частей общей культуры личности.
Основными целями изучения курса музыки в начальной школе являются:
• формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
• воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
• развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно - творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
• освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
• овладение практическими умениями и навыками в учебно - творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации
Для эффективного достижения целей предусматривается в процессе обучения решение следующих задач:
- формирование музыкально-информационной культуры личности: воспитание музыкально-познавательных потребностей и интересов, приобретение основ музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний, а также первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов информации (книг, видеофильмов, музыкальных музеев, Интернета и т. д.);
- формирование культуры музыкального восприятия у младших школьников: приобретение опыта музыкально — слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений, формирование потребности в восприятии музыки, развитие интереса к слушанию народной музыки и шедевров музыкальной классики, воспитание музыкального вкуса, освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно-образного содержания, выразительных средств;
- формирование и развитие музыкально-исполнительской культуры учащихся: приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования, выявление и развитие музыкальных способностей учашихся, потребности в различных видах музыкально-исполнительской деятельности, элементарных певческих умений и навыков, навыков элементарного музицирования и импровизации на детских и простейших народных музыкальных инструментах;
- формирование музыкально-релаксационной культуры: освоение детьми элементарных приемов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально-терапевтических упражнений (развитие певческого дыхания с использованием методов дыхательной терапии, развитие музыкального восприятия и творческого воображения с использованием возможностей музыкальной терапии);
- формирование и развитие творческих способностей учащихся, а именно потребности в самостоятельной музыкально-творческой деятельности, первоначальных навыков музыкальной композиции;
- формирование и развитие духовных способностей личности средствами музыкального искусства, а именно системы духовно-нравственных ценностей и идеалов, а также потребности в самопознании, самооценке, самообразовании, саморазвитии и самореализации.
Для эффективного достижения целей общего музыкального образования предусматривается в процессе обучения решение системы ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Важную роль в обучении музыки играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают среду для формирования духовно-нравственной культуры личности на основе культурно-исторических и национально-культурных традиций России, формирование опыта музыкально-творческой деятельности.
Выбор авторской программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что предлагаемая авторская программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, соответствует современному состоянию науки и передовой педагогической практики. Она отличается новизной и оригинальностью, имеет направленность на развитие индивидуальных способностей школьника, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, коммуникативных способностей и социальной адаптации, соответствует требованиям системности, преемственности и непрерывности образования, имеет психолого-педагогическое обоснование и обеспечена основными дидактическими материалами и средствами, а также методическими рекомендациями по её реализации.
Актуальность программы обусловлена прежде всего тем, что она соответствует новому Государственному стандарту начального общего образования по искусству (см. журн. «Начальная школа». — 2004. — № 10). В программе сделан особый акцент на задачи выделенные в данном документе в разделах «Формирование духовной культуры личности» и «Опыт музыкально- творческой деятельности». В программе уделено внимание реализации таких требований данного стандарта, как знакомство детей с музыкальным фольклором народов России и классической музыкой, а также выявление народно-песенных истоков русской профессиональной музыки.
Еще одно важное требование стандарта знакомство детей с центрами отечественной музыкальной культуры — реализуется в данной программе с помощью материалов, представленных в Музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки в Москве.
В соответствии с новым стандартом в нашу программу включены: драматизация музыкальных произведений, пластические движения под музыку, первоначальное знакомство детей с современными информационно-коммуникативными технологиями, используемыми в музыке, другие современные аспекты музыкального образования.
Кроме того, актуальность предлагаемой программы обусловлена тем, что она направлена на реализацию государственной «Концепции художественного образования в РФ» (2001 г.), утвержденной Министерством образования РФ и Министерством культуры РФ. Автор программы принимала участие в разработке этой концепции. .
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ
Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализация творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируется духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.
Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитее учащихся обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы
- мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности;
- чувство уважения к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;
- эмоционально-ценностное отношение к Государственному гимну России; к произведениям народной и классической музыки;
- понимание разнообразия и богатства музыкальных средств для выражения состояния природы, духовного состояния человека.
Учащиеся получат возможность научиться:
- чувства сопричастности к культуре своего народа;
- понимания музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно-бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.) и отражение в ней исторических событий и личностей;
- положительной мотивации к прослушиванию «живой» музыки, к посещению концертных залов, музыкальных театров;
- ценностно-смысловых установок, отражающих индивидуально-личностные позиции;
- уважительного отношения к музыкальному наследию России и каждого из народов нашей страны, понимания ценности многонационального российского общества, культурного разнообразия России;
- положительной мотивации к изучению основ нотной грамоты;
- мотивации к занятиям определённым видом музыкальной деятельности;
- эмоционально-ценностного отношения к музыке как живому, образному искусству.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
- исполнять Государственный гимн Российской Федерации;
- объяснять значение понятия «классическая музыка»;
- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
- называть изученные жанры и формы камерной, хоровой и симфонической музыки;
- называть наименования и авторов шедевров оперного и балетного искусства;
- исполнять соло несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);
- различать виды музыкально-исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль);
- называть основные традиционные формы трансляции музыки от композитора через исполнителей к слушателям (концерт и музыкальный спектакль);
- использовать доступные младшим школьникам современные информационные каналы и средства трансляции классической музыки;
- понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации в классической музыке;
- устанавливать взаимосвязь народной и классической музыки;
- выразительно исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и с элементами двухголосия;
- определять на слух основные жанры музыки;
- определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении.
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять особенности оперетты и мюзикла как видов музыкально-сценического искусства;
- различать и называть музыкальные инструменты симфонического оркестра; певческие голоса в академическом хоре и оперном спектакле
- называть основные учреждения культуры, в которых исполняется для слушателей классическая музыка и сохраняются традиции музыкальной культуры, перечислять названия знаменитых концертных залов, музыкальных театров и музыкальных музеев России и других стран;
- передавать настроение музыки и его изменение в игре на музыкальных инструментах;
- использовать приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;
- применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при посещении концертов, музыкальных спектаклей и музеев, прослушивании записей музыкальных произведений, самостоятельном пении и игре на музыкальных инструментах, разработке и реализации творческих проектов в сфере музыкальной культуры.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя);
- выполнять музыкально-творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (под руководством учителя);
- вносить коррективы в свою работу;
- различать и соотносить замысел и результат работы;
- адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; адекватно оценивать правильность выполнения задания;
- анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
- решать творческие задачи, используя известные средства;
- объяснять, как строилась работа в паре, в группе;
- участвовать в разработке и реализации коллективных музыкально-творческих проектов.
Учащиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- реализовывать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач;
- планировать свои действия при выполнении музыкально-творческих заданий;
- руководствоваться определёнными техниками и приёмами при выполнении музыкально-творческих заданий;
- определять критерии оценки, анализировать и оценивать по заданным критериям результаты собственной и коллективной музыкально-творческой работы;
- включаться в самостоятельную музыкально-творческую деятельность (музыкально-исполнительскую, музыкально-пластическую, сочинительскую);
- применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при посещении концертов, музыкальных спектаклей и музеев, прослушивании записей музыкальных произведений, самостоятельном пении и игре на музыкальных инструментах, разработке и реализации творческих проектов в сфере музыкальной культуры.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
• осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы; пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки;
• различать, сравнивать, группировать музыкальные про% изведения по видам и жанрам музыкального искусства (народное, классическое, современное), по музыкальным сценическим формам (опера, балет, оперетта, мюзикл), по создателям музыки (композиторы);
• различать звучание отдельных музыкальных инструментов;
• различать изученные произведения русской и зарубежной классики, народные песни и песни современных композиторов для детей;
• сравнивать музыкальные произведения, особенности воплощения разными композиторами одного и того же образа;
характеризовать музыкальные произведения, персонажей музыкальных произведений;
• группировать, классифицировать музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные; народные, современные);
• различать, группировать виды ансамблей (инструментальный, вокальный), хоров (народный, академический, церковный) и оркестров (народных инструментов, духовой и симфонический);
• устанавливать взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства на уровне общности их тем и художественных образов;
• характеризовать образцы творчества крупнейших русских композиторов М.И. Глинки, П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова.
Учащиеся получат возможность научиться:
• применять различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации музыкальной информации;
• сравнивать, группировать, классифицировать по родовидовым признакам музыкального искусства;
• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, анализировать, обобщать на материале музыкальных произведений, в том числе анализировать приёмы создания образов в музыкальных произведениях;
• осуществлять перевод нотной записи в ритмический рисунок, мелодию, использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
• выступать с аудио,- видео- и графическим сопровождением.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• объяснять роль Государственного гимна Российской Федерации как одного из символов Российского государства;
• объяснять понятие «классическая музыка», рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о композиторах, о концертных залах;
- выражать эмоционально-ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям;
- задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и музыкально-выразительным средствам;
- участвовать в коллективном обсуждении;
- высказывать собственное оценочное суждение о музыкальных образах людей и сказочных персонажей;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- выслушивать друг друга, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, в группе;
- слышать в музыке и делиться своими впечатлениями о музыкальных образах природы, человека, разных стран и народов, разных времён — прошлого, настоящего и будущего; о возможности музыки раскрывать и преображать духовный мир человека;
- активно участвовать в обсуждении сущности музыкального искусства и его роли в жизни человека;
- выражать эмоционально-ценностное отношение к музыке как живому, образному искусству;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
- участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, рассуждать о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
- задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- вести диалог о музыке, обсуждать произведения музыкального искусства;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкальной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая учебная программа по музыке для 1 – 4 классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2012 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Планета знаний», автора: Баклановой Т.И., М., АСТ Астрель, 2012 год.
Процесс изучения курса определяется разработанным календарно-тематическим планированием, которое представляет собой вариант структурированного учебного процесса в условиях реализации программы курса, рассчитанного на 1 час в неделю.
Календарно-тематическое планирование по объёму соответствует Федеральному государственному общеобразовательному стандарту содержания начального образования II поколения и требованиям, предъявляемым к уровню подготовки выпускников начальной школы.
На реализацию программы по музыке в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 34 часа(1 час в неделю):
1 модуль – 14 часов
2 модуль – 13 часов
3 модуль – 7 часов
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основы музыкальных знаний. Общее представление о концертном зале. Знаменитые концертные залы России. Общее представление о концерте хоровой музыки. Краткое знакомство с известными российскими старинными и сов% ременными профессиональными хоровыми коллективами. Понятие «гимн». Первоначальные сведения о происхождении древнерусского церковно-певческого искусства. Понятие «кантата». Композитор С.С. Прокофьев и его кантата «Александр Невский». Идея патриотизма в музыке. Понятие «камерная музыка» и её основные жанры. Камерная вокальная и камерная инструментальная музыка. Первоначальная общая характеристика малых музыкальных форм (куплетной, одночастной, двухчастной и трёхчастной). Знаменитые музыканты-исполнители камерной музыки. Первоначальные сведения об истории русского романса. Общее представление о пьесе как жанре камерной инструментальной музыки. Общее представление о сонате как жанре камерной инструментальной музыки. Первоначальные сведения об истории возникновения симфонических оркестров. Современный симфонический оркестр, его музыкальные инструменты и расположение на сцене концертного зала. Общее представление о сюите как крупной музыкальной форме и о симфонической сюите. Первоначальное представление о понятии «духовный стих». Общие представления о театре как синтетическом виде искусства. Первоначальные сведения об истории рождения театрального искусства в Древней Греции. Роль музыки в театральном искусстве. Особенности устройства театрального здания (сцены, оркестровой «ямы», зрительного зала и др.). Особенности музыкального театра по сравнению с драматическим. Многообразие видов музыкальных театров: детский музыкальный театр, оперный театр, театр оперы и балета, театр оперетты и др. Некоторые знаменитые музыкальные театры России и зарубежных стран. Опера. Балет. Мюзикл. Знакомство с жанром либретто. Музей, музейные экспонаты, музейные экспозиции, музейные хранилища. Известные музыкальные музеи России и мира. Общее представление о музыкальных отделах библиотек. Общее представление о музыкальных школах и изучаемых в них предметах. Понятия «сольфеджио», «лад», «мажор», «минор», «диез», «бемоль», «тональность». Понятие «интервал». Интервалы от примы до октавы. Интервалы и мелодия. Интервалы и аккорд. Понятия «хор», «дирижёр», «хоровая партия», «певческое дыхание», «звукоизвлечение», «звуковедение», «унисон».
Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: «Концертное» исполнение песни из программы 2 класса. Повторение хором песни В. Шаинского «Вместе весело шагать» (сл. М. Матусовского). А. Александров «Государственный гимн Российской Федерации» (сл. С. Михалкова). Обиходные песнопения (например: фрагменты Символа веры, тропаря Рождества Христова и др.). Хор девушек из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» (первая фраза). Фрагмент четвёртой части кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский» («Вставайте, люди русские»). Песня Ю. Гурьева «Родина моя» (сл. С. Виноградовой). Русская народная песня «Вспомним, братцы, Русь и славу»). Повторение одной из песен композиторов-классиков. Мелодекламации текстов романсов. Элементарное музицирование. Музыкально-инструментальные импровизации.
Слушание музыки. Знакомое произведение классической музыки или его фрагмент в концертном исполнении (видеозапись). Фрагмент концерта хоровой музыки (видеозапись). Видеозаписи концертных исполнений гимнов РФ и г. Москвы. Концертное исполнение произведений древнерусского церковно-певческого искусства и фрагмента «Всенощного бдения» П.И. Чайковского. Хор девушек из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Хор Н.А. Римского-Корсакова «На севере диком» (сл. М.Ю. Лермонтова). Четвёртая часть кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский» («Вставайте, люди русские»). Знакомые произведения камерной музыки в концертном исполнении. Видеозаписи концертного исполнения романсов А. Варламова «Белеет парус одинокий» (сл. М. Лермонтова), А. Алябьева «Соловей» (сл. А. Дельвига). А. Рыбников «Романс черепахи Тортиллы» (сл. Ю. Энтина) из кинофильма «Приключения Буратино». А. Лядов «Бирюльки», «Про старину» (видеозаписи концертного исполнения). Л.В. Бетховен. Соната № 14 («Лунная»). Б. Бриттен «Путеводитель по оркестру для юношества». П. Чайковский. Симфония № 1 (Зимние грёзы) — фрагмент. А. Бородин. Симфония № 2 («Богатырская») — фрагменты. А. Лядов «Восемь русских народных песен» для симфонического оркестра (фрагменты). Симфонические картины А. Лядова «Баба-яга» и «Волшебное озеро» (фрагменты). Фрагменты музыкальных спектаклей (в видеозаписях). Фрагмент старинной итальянской оперы (по выбору учителя). Фрагменты оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» (например, «Песни Бояна», «Каватины Людмилы», «Арии Руслана», «Рондо Фарлафа», «Марша Черномора», хора «Лель таинственный», танцев разных народов мира — лезгинки, арабского и турецкого). Старинные русские народные свадебные песни. Фрагменты оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»: «Песня и пляска птиц», ария Снегурочки (из Пролога), песни Леля, хоры «Ай, во поле липенька» и «А мы просо сеяли». Фрагменты детских опер (в видеозаписях). Русский и неаполитанский танцы из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро». Фрагменты музыки И. Стравинского к балету «Петрушка». Фрагменты музыки к детским балетам (в видеозаписи). Фрагменты музыки из известных оперетт (например, «Летучая мышь» или «Принцесса цирка»). Фрагменты мюзиклов (в видеозаписях). Произведения одного или нескольких композиторов, чей дом-музей «посетили» учащиеся во время воображаемого путешествия по музыкальным музеям мира. Записи звучания старинных музыкальных инструментов. Звучание механического пианино и других старинных механических музыкальных устройств. Звучание виниловых пластинок. А. Лядов «Музыкальная табакерка». П. Чайковский «Шарманщик поёт». Записи звучания музыкальных инструментов, изображённых в произведениях живописи и народного декоративно-прикладного творчества. Любые музыкальные произведения из программы 3 класса, написанные в мажорном и минорном ладах. Звучания различных интервалов.
Музыкально-изобразительная деятельность. Рисунки героев музыкальных произведений. Рисование под музыку. Знакомство с картинами полотен. Эскизы костюмов и декораций. Гримирование. Рисование и озвучивание голосом рисунков.
Арттерапевтическая деятельность. Упражнения, музыкальные игры.
Музыкально-пластическая деятельность. Имитация игры на различных музыкальных инструментах, входящих в состав симфонического оркестра. Инсценировки. Пластические импровизации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ТЕМА | Основное содержание | Универсальные учебные действия | ||
предметные | личностные | метапредметные | ||
В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ | Концерт хоровой музыки. Концерт камерной музыки. Концерт симфонической музыки. | узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; называть изученные жанры и формы камерной, хоровой и симфонической музыки; узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; называть изученные жанры и формы камерной, хоровой и симфонической музыки; исполнять Государственный гимн Российской Федерации; различать виды музыкально - исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль); | Привитие положительной мотивации к прослушиванию «живой» музыки, к посещению концертных залов, музыкальных театров; мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности; чувство уважения к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России; эмоционально - ценностное отношение к Государственному гимну России; понимания музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно - бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.) и отражение в ней исторических событий и личностей; понимание разнообразия и богатства музыкальных средств для выражения состояния природы, духовного состояния человека. | определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя); свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро; выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (под руководством учителя); вносить коррективы в свою работу; |
В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ | Опера. Оперетта. Балет. Мюзикл. | узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; называть наименования и авторов шедевров оперного и балетного искусства; использовать доступные младшим школьникам современные информационные каналы и средства трансляции классической музыки | положительная мотивация к прослушиванию «живой» музыки, к посещению музыкальных театров; | определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя); характеризовать образцы творчества крупнейших русских композиторов П.И. Чайковского и Н.А. Римского - Корсакова. выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; характеризовать образцы творчества крупнейших русских композиторов М.И. Глинки. различать, группировать виды оркестров (народных инструментов, духовой и симфонический); различать, сравнивать, группировать музыкальные произведения по видам и жанрам музыкального искусства по музыкальным сценическим формам (опера, балет, оперетта, мюзикл), |
В МУЗЫКАЛЬНОМ МУЗЕЕ | Музыкальные инструменты. Музыка и техника. Музыка и другие виды искусства. Музыка и книги. | различать виды музыкально - исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль); использовать доступные младшим школьникам современные информационные каналы и средства трансляции классической музыки различать виды музыкально - исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль); | понимание разнообразия и богатства музыкальных средств для выражения состояния природы, духовного состояния человека. положительной мотивации к изучению основ нотной грамоты | определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя); свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро; определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя); выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро; определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя); решать творческие задачи, используя известные средства; объяснять, как строилась работа в паре, в группе |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа курса «Музыка» (авторы – Т. И. Бакланова). –М.: АСТ: Астрель, 2012.
Музыка. 3 класс: Учебник для четырехлетней начальной школы. Т. И. Бакланова – 3-е изд., дораб. – М.: АСТ Астрель, 2013г.
Музыка. Обучение в 3 классе. Программа. Методические рекомендации для учителя/Т.И. Бакланова - М.: Астрель, 2012г.
Сайт «Планета знаний». – Режим доступа: http://planetaznaniy.astrel.ru
Персональный компьютер. Интерактивная доска ActivBoard с видеопроектором.
МУЗЫКА
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В 3-ем КЛАССЕ
№ урока | Тема урока страницы учебника | Разделы, темы. Задачи урока. Основные понятия. | Характеристика учебной деятельности учащихся | Дата проведения | |
1 модуль: В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ (14 часов) | |||||
1 | 1 | Концертные залы. | Формирование представлений о концертах как одной из наиболее распространённых форм публичных выступлений музыкантов. Знакомство с историей концертов и знаменитыми концертными залами России и зарубежных стран. Развитие культуры восприятия музыки и музыкально% исполнительской деятельности. Формирование у учащихся установки на посещение концертных залов. Концерт. Концертный зал. Знаменитые концертные залы. Афиша и программа концерта. Правила поведения в концертном зале. | Слушать знакомые произведения классической музыки или их фрагменты в концертном исполнении (просмотр видеозаписей). Исполнять песни из программы для 2 класса. | 1-ая учебная неделя |
2 | 2 | Концерт хоровой музыки. | Развитие культуры восприятия музыки, вокальнохоровых умений и навыков учащихся. Воспитание интереса к хоровому пению. Музыкальноэтическое воспитание учащихся. Формирование у учащихся установки на посещение концертов хоровых коллективов. Хор. Виды хоровых коллективов. Известные российские хоры. Правила поведения хора на сцене. Слушать фрагмент концерта хоровой музыки (видеозапись); записи выступлений различных хоровых коллективов. Хор. Виды хоровых коллективов. Известные российские хоры. Правила поведения хора на сцене. | Слушать фрагмент концерта хоровой музыки (видеозапись); записи выступлений различных хоровых коллективов (Государственного академического русского народного хора им. М.Е. Пятницкого, академического хора, церковного хора, детского хора). Исполнять в хоровом исполнении песню «Вместе весело шагать» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского) — повторение. | 2-ая учебная неделя |
3 | 3 | Концерт хоровой музыки: гимн. | Знакомство с Государственным гимном Российской Федерации, с историей гимнов нашей страны. Дальней% шее развитие культуры музыкального воспрития, вокально-хоровых умений и навыков учащихся. Патриотическое воспитание. Гимн. Виды гимнов. | Слушать и исполнять Государственный гимн Российской Федерации (муз. А. Александрова, сл. С. Михалкова); песню «Моя Москва» (муз. И. Дунаевского, сл. М. Лисянского, С. Агаряна). | 3-ая учебная неделя |
4 | 4 | Концерт хоровой музыки: хор. | Знакомство учащихся с православным церков но=певческим искусством как одним из важных пластов традиционной отечественной музыкальной культуры. Дальнейшее развитие умений и навыков хорового пения. Воспитание уважительного отношения к религиозному искусству. Духовно-нравственное воспитание. Церковный хор. Знаменный распев. Концерты церковных хоров. | Слушать знаменный распев; «Всенощное бдение» П.И. Чайковского (фрагмент). Исполнять обиходные церковные песнопения (например, фрагмент Символа Веры, тропарь Рождеству Христову, просительную ектению). | 4-ая учебная неделя |
5 | 5 | Концерт хоровой музыки: кантата. | Продолжение знакомства учащихся с различными жанрами хоровой музыки и её художественно-образным содержанием. Дальней% шее знакомство с творчеством композиторов П.И. Чайковского и Н.А. Римского=Корсакова. Дальнейшее формирование представлений учащихся о связи русской классической музыки с литературой и поэзией (на материале произведений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова). Развитие интереса к хоровой классической музыке как важной части культурного наследия России. Хор как хоровое произведение. Хоры русских композиторов-классиков. Хоровые «краски». | Слушать и исполнять хор девушек из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского (первую фразу); хор «На севере диком» (муз. Н.А. Римского-Корсакова, сл. М.Ю. Лермонтова). Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах импровизации на темы «Девицы-красавицы», «Чудесный сон». Дополнительные виды учебной деятельности Рисовать на темы «Девица=красавица», «Чудесный сон». | 5-ая учебная неделя |
6 | 6 | Концерт камерной музыки. | Знакомство с кантатой как одним из жанров музыки. Развитие представлений о взаимосвязи музыки с историей нашей страны, с другими видами искусства. Патриотическое воспитание. Кантата. Композитор С.С. Прокофьев. Музыкальные и кинематографические образы защитников Родины. | Слушать и исполнять кантату «Александр Невский С.С. Прокофьева (фрагменты различных частей); «Вставайте, люди русские» (из кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева). Исполнять русскую народную песню «Вспомним, братцы, Русь и славу»; песню «Родина моя» (муз. Ю. Гурьева, сл. С. Виноградовой). | 6-ая учебная неделя |
7 | 7 | Концерт камерной музыки: романс. | Дальнейшее знакомство учащихся с музыкальными жанрами. Развитие музыкального восприятия, художественно-эстетического вкуса и потребности в посещении концертов классической музыки в концертных залах. Формирование установки на посещение концертов камерной музыки. Камерная музыка. Камерная вокальная и камерная инструментальная музыка. Малые музыкальные формы. Знаменитые музыканты-исполнители. | Слушать записи концертов камерной музыки (фрагменты): произведений камерной музыки в исполнении знаменитых музыкантов. Исполнять камерные вокальные произведе%ния композиторов-классиков для детей (повторение). | 7-ая учебная неделя |
8 | 8 | Концерт камерной музыки: пьеса. | Формирование у учащихся представлений о романсе. Знакомство с композиторами — авторами знаменитых романсов. Развитие музыкального восприятия и вокальных способностей учащихся. Романс. Музыкальные «краски» и образы романсов. | Слушать романсы: «Белеет парус одинокий» (муз. А. Варламова, сл. М. Лермонтова), «Колокольчики мои» (муз. П. Булахова, сл. А. Толстого), «Соловей» (муз. А. Алябьева сл. А. Дельвига), «Романс черепахи Тортиллы» из к/ф «Приключения Буратино»(муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Энтина). Исполнять мелодекламации текстов романсов. | 8-ая учебная неделя |
9 | 9 | Концерт камерной музыки: соната. | Формирование у учащихся представлений о пьесе как одном из жанров камерной инструментальной музыки. Развитие музыкально-исполнительских умений и навыков учащихся. Дальнейшее формирование представлений учащихся о связи русской классической музыки с народной культурой и историей нашей страны. Пьеса. Композитор А. Лядов и его пьесы для фортепьяно. | Слушать пьесы из цикла «Бирюльки» А. Лядова; «Про старину» А. Лядова. Исполнять старинные русские народные песни (повторение). Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах музыкально-инструментальные импровизации на тему «Бирюльки» («Бирюлька-юла», «Бирюлька — пирамидка», «Бирюлька-самовар» и др.) на игрушечных музыкальных инструментах. Дополнительные виды учебной деятельности Выполнять упражнения арттерапии «Зеркало», «Юла» (повторение). Рисовать под музыку миниатюры на тему «Про старину». | 9-ая учебная неделя |
10 | 10 | Концерт симфонической музыки. | Знакомство учащихся с сонатой как одним из жанров камерной инструментальной музыки, формирование у них первоначальных представлений о сонатной форме. Развитие представлений о взаимосвязях художественно-образного содержания музыки и изобразительного искусства. Художественно-эстетическое воспитание. Соната. Композитор Л.В. Бетховен и его сонаты. | Слушать сонату № 14 («Лунная») Л.В. Бетховена. Исполнять песню «Сурок» (муз. Л.В.Бетховена, русский текст Н. Райковского). Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах музыкальную картину на тему одной из картин М. Чюрлёниса («Весенняя соната», «Солнечная соната», «Морская соната» или «Звёздная соната»); музыкальную импровизацию «Мелодия лунной ночи». Дополнительные виды учебной деятельности Знакомиться с картинами М. Чюрлёниса, в названиях которых встречается слово «соната». Обсуждать различные предположения (гипотезы) учащихся о причинах использования этого музыкального термина в названиях живописных полотен. | 10-ая учебная неделя |
11 | 11 | Концерт симфонической музыки: симфония. | Развитие представлений учащихся о симфонической музыке, симфоническом оркестре и его составе. Развитие культуры восприятия музыки и интереса к музыкально-исполнительской деятельности. Формирование у учащихся установки на посещение концертов симфонической музыки. Симфоническая музыка. Симфонический оркестр. Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Знаменитые симфонические оркестры. | Слушать «Путеводитель по оркестру для юношества» Б. Бриттена. Повторять исполнение под аккомпанемент симфонического оркестра (фонограмму) Гимна РФ. Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах имитацию игры на различных музыкальных инструментах, входящих в состав симфонического оркестра (под запись произведения Б. Бриттена «Путеводитель по оркестру для юношества»). | 11-ая учебная неделя |
12 | 12 | Концерт симфонической музыки: симфония. | Знакомство учащихся с симфонией как крупной музыкальной формой. Дальнейшее знакомство с образами природы в музыке. Развитие представлений учащихся о взаимосвязи классической и народной музыки, музыки, поэзии и других видов искусства. Развитие творческого воображения. Симфония. Взаимосвязь симфонической и народной музыки. Музыкальные и поэтические образы природы. | Слушать симфонию №1 (Зимние грёзы) П. Чайковского. (фрагмент). Исполнять романс «Зимний вечер» (муз. М. Яковлева, сл. А. Пушкина); мелодекламацию стихотворения А. Пушкина «Зимняя дорога»; русскую народную песню «Цвели цветики». Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах звуковые картины, ритмические и мелодические импровизации на темы: «Музыка зимы», «Зимние грёзы». Дополнительные виды учебной деятельности Рисовать фантазию на тему «Зимние грёзы». | 12-ая учебная неделя |
13 | 13 | Концерт симфонической музыки: симфоническая картина. | Дальнейшее знакомство с жанрами симфонической музыки и творчеством композитора А. Лядова. Симфоническая картина. Сказочные музыкальные образы. | Слушать симфонические картины А. Лядова «Баба-яга» (фрагменты); «Волшебное озеро» (фрагменты). Исполнять песни о сказочных персонажах (например, игровую русскую народную песню «Баба-яга», «Песенка Водяного» из мультфильма «Летучий корабль» (муз. М. Дунаевского, сл. Ю. Энтина). Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах ритмическую импровизацию на тему «Баба-яга, костяная нога» (на любых на% родных музыкальных инструментах). Дополнительные виды учебной деятельности Выполнять упражнение арттерапии «Звуковые волны». | 13-ая учебная неделя |
14 | 14 | Концерт симфонической музыки: симфоническая сюита. | Дальнейшее знакомство с жанрами симфонической музыки. Продолжение формирования у учащихся представлений о взаимосвязи русской классической и народной музыки Актуализация знаний о жанрах русских народных песен. Сравнение музыкальных «красок» (средств художественной выразительности) симфонической и народной музыки. Этнокультурное воспитание. Симфоническая сюита. Музыкальные образы русской старины. | Слушать симфоническую сюиту А.К. Лядова «Восемь русских народных песен для оркестра» (фрагменты). Исполнять русские народные песни «Я с комариком плясала», «Как у наших у ворот»; повторять русские народные песни различных жанров (шуточные, колыбельные, хоровод ные, плясовые). | 14-ая учебная неделя |
2 модуль: В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ (13 часов) | |||||
15 | 1 | Музыкальные театры. | Формирование у учащихся представлений о музыкальном театре и его устройстве. Знакомство со знаменитыми музыкальными театрами разных стран. Формирование у учащихся установки на посещение музыкальных театров. Знакомство с основами театрального этикета, воспитание культуры поведения. Музыкальный театр. Виды музыкальных театров. Знаменитые музыкальные театры. Правила поведения в театре. | Слушать фрагменты музыкальных спектаклей. Повторять исполнение фрагментов хоров из опер (например, «Хора девушек» из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, хора «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки). | 15-ая учебная неделя |
16 | 2 | Опера. | Формирование у учащихся первоначальных представлений об опере как о крупном музыкально-сценическом произведении. Развитие представлений о взаимосвязи в оперном спектакле различных видов искусства. Формирование установки на посещение оперных спектаклей. Полихудожественное воспитание. Опера. Виды искусства, объединённые в оперном спектакле. История возникновения оперы. Либретто. | Слушать фрагменты оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова; фрагменты старинной итальянской оперы (по выбору учителя). Повторять исполнение фрагментов хоров из опер (например, хора «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы В.А. Моцарта «Волшебная флейта», хора «Девицы-красавицы» из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин») | 16-ая учебная неделя |
17 | 3 | Опера. М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила». | Создание у учащихся целостного представления об опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила» как шедевре классической музыки. Знакомство с музыкальными «портретами» действующих лиц оперы и музыкальны% ми «красками», с помощью которых они были созданы композитором. Нравственно-эстетическое и этнокультурное воспитание. Русская классическая опера. Реальные и фантастические музыкально-поэтические образы. | Слушать хор «Лель таинственный, упоительный» (из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки); старинные народные свадебные песни; песню Бояна, каватину Людмилы, арию Руслана, рондо Фарлафа, марш Черномора, музыку к танцам разных народов (из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки); фрагменты оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Исполнять русские народные песни (например, «Бояре»). Представлять инсценировку шествия Черномора со свитой (под музыку марша Черномора). | 17-ая учебная неделя |
18 | 4 | Опера. М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила». | 18-ая учебная неделя | ||
19 | 5 | Н. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка». | Создание у учащихся целостного представления об опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» как шедевре классической музыки. Знакомство с музыкальными «портретами» действующих лиц оперы и музыкальными «красками», с помощью которых они были созданы композитором. Нравственно-эстетическое и этнокультурное воспитание. Русская классическая опера. Музыкальные образы древнерусской мифологии и традиционной народной культуры. | Слушать фрагменты оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»: «Песня и пляска птиц», арию Снегурочки (из Пролога), песни Леля, песню слепцов-гусляров, хоры «Ай, во поле липенька», «А мы просо сеяли». Исполнять русские народные песни «Прощай, Масленица», «А мы просо сеяли» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах озвучивание эскиза декорации к опере «Снегурочка»; музыкальную картину% импровизацию «Весенний лес в Стране берендеев»; озвучивание рисунка на тему «Ярилина долина». Создавать пластические импровизации на темы: «Шествие царя Берендея», «Пляска скоморохов». Дополнительные виды учебной деятельности Выполнять упражнения арттерапии «Перекличка птиц» и «Лесное эхо» (повторение). Рисовать пейзаж «Ярилина долина». | 19-ая учебная неделя |
20 | 6 | Н. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка». | 20-ая учебная неделя | ||
21 | 7 | Оперы для детей. | Знакомство учащихся с оперными спектаклями для детей и детским музыкальным театром им. Н. Сац. Развитие музыкально-слуховых представлений о современном музыкальном языке. Дальнейшее формирование установки на посещение оперных спектаклей. Художественно-эстетическое и полихудожественное воспитание. Детский музыкальный театр. Оперы современных композиторов для детей. | Слушать фрагменты детских опер. Исполнять фрагмент оперы А. Зарубы «Репка». Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах озвучивание одного из эскизов декораций к детской опере (например, «Репке»). Инсценировать «Песенку весёлых козлят» из оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят». Дополнительные виды учебной деятельности Рисовать эскизы костюмов и декораций к любой детской опере (например, «Репке»). | 21-ая учебная неделя |
22 | 8 | Балет. Б. Чайковский, опера «Лебединое озеро». | Формирование у учащихся первоначальных представлений о балете как крупном музыкально-сценическом произведении. Развитие представлений о взаимосвязи в балетном спектакле различных видов искусства. Формирование у учащихся целостного представления о балете П. Чайковского «Лебединое озеро» как шедевре классической музыки. Формирование представлений о музыкально-хореографических образах природы и сказочных героев. Художественно-эстетическое и полихудожественное воспитание. Балет. Виды искусства, объединённые в балетном спектакле. История возникновения балета. Музыкально-хореографические образы природы и сказочных героев. | Слушать фрагменты балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро»: «Русский танец», «Неаполитанский танец». Исполнять характерные движения одного из старинных бальных (придворных) танцев, пластическую импровизацию «Музыкальные волны» под музыку П.И. Чайковского к балету «Лебединое озеро». Дополнительные виды учебной деятельности Рисовать эскиз костюма и маски для одного из видов старинного балетного спектакля: балета-маскарада, балета на рыцарские темы или балета-фантазии. | 22-ая учебная неделя |
23 | 9 | Балет. Б. Чайковский, опера «Спящая красавица». | Формирование у учащихся целостного представления о балете П.И. Чайковского «Спящая красавица» как шедевре русской классической музыки. Дальнейшее формирование представлений о музыкально-хореографических образах сказочных героев. Художественно-эстетическое и полихудожественное воспитание. Музыкально-хореографические образы красавицы, принца и других сказочных персонажей. | Слушать и исполнять начало мелодии (на звук «А») вальс из балета П.И. Чайковского «Спящая красавица». Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах озвучивание рисунка «Красавица» или «Принц». Представлять музыкально-пластические импровизации под музыку П.И. Чайковского к балету «Спящая красавица» на одну из следующих тем: «Кот в сапогах и белая кошечка», «Красная Шапочка и волк», «Фея Сирени и фея Карабос»; исполнять танцевальные движения вальса. Дополнительные виды учебной деятельности. Рисовать Красавицу и Принца. | 23-ая учебная неделя |
24 | 10 | И. Стравинский, балет «Петрушка». | Первоначальное знакомство с историей «Русских сезонов» в Париже. Формирование у учащихся целостного представления о балете И. Стравинского «Петрушка» как шедевре русской музыки ХХ века. Знакомство с музыкально-хореографическими образами народа и народных праздничных увеселений. Художественно-эстетическое и этнокультурное воспитание. Музыкально-хореографические образы. | Слушать фрагменты балета И.Ф. Стравинского «Петрушка». Исполнять песни «Петрушка» (муз. И. Арсеевой, сл. Н. Френкеля); «Петрушка» (муз. И. Брамса, сл. неизвестного автора). Создавать танцевальную импровизацию под музыку «Русская» из балета И.Ф. Стравинского «Петрушка». Инсценировать «Народные гулянья на масляной» (по либретто оперы И.Ф. Стравинского «Петрушка») — проектная деятельность. | 24-ая учебная неделя |
25 | 11 | В детском музыкальном театре. | Продолжение знакомства учащихся с детским музыкальным театром. Развитие интереса к балетному искусству. Дальнейшее формирование представлений об особенностях современной музыки и хореографии. Детский музыкальный театр. Детские оперные спектакли. Сказочные музыкально-хореографические образы. | Слушать фрагменты детских балетных спектаклей. Исполнять на звук «А» музыкальные темы из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» (повторение). Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах музыкальные «портреты» персонажей детских балетных спектаклей с помощью любых музыкальных инструментов. Инсценировать одну из сцен балета С.С. Прокофьева «Золушка» (проектная деятельность). Дополнительные виды учебной деятельности Рисовать эскизы занавеса, декораций и костюмов для одного из балетов-сказок; макет декорации для одного из детских балетов; гримировать одного из персонажей сказочного балета. | 25-ая учебная неделя |
26 | 12 | Оперетта. | Первоначальное знакомство учащихся с опереттой и с известными театрами оперетты. Сравнительный анализ оперетты с другими видами музыкально-сценического искусства. Знакомство с постановками оперетт в Детском музыкальном театре им. Н. Сац. Формирование интереса к жанру оперетты и установки на посещение театра оперетты. Музыкально-эстетическое и полихудожественное воспитание. Оперетта. Театры оперетты. Детские оперетты. Сказочные образы в опереттах. | Слушать фрагменты известных оперетт (например, «Летучая мышь» (муз. И. Штрауса), «Принцесса цирка» и «Королева чардаша» (муз. И. Кальмана). Исполнять фрагмент одной из детских оперетт. Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах импровизацию на тему «Песенка Кота в сапогах» или «Танец Кота в сапогах» (любой музыкальный инструмент).Подготовить постановку фрагментов детской оперетты ( например, «Репка» П. Аедоницкого) (проектная деятельность). | 26-ая учебная неделя |
27 | 13 | Мюзикл. | Формирование у учащихся первоначальных представлений о мюзикле как крупном музыкально-сценическом произведении. Сравнительный анализ мюзикла с другими видами музыкально-сценического искусства. Развитие представлений о современном языке музыкально-сценического искусства. Мюзикл и его происхождение. Мюзиклы зарубежных и российских композиторов. Детские мюзиклы. | Слушать фрагменты известных зарубежных мюзиклов («Ветсайдская история», «Кошки»), мюзиклов для детей. Исполнять фрагмент одного из детских мюзиклов. Участвовать в постановке фрагментов детского мюзикла (например, «Принц и нищий» А. Журбина) (проектная деятельность). | 27-ая учебная неделя |
3 модуль: В МУЗЫКАЛЬНОМ МУЗЕЕ (7 часов) | |||||
28 | 1 | Музыкальные музеи. | Формирование у учащихся представлений о музыкальных музеях, их видах, экспонатах и музыкально-просветительной деятельности. Формирование у учащихся средствами музейной педагогики потребности в творческом освоении предметного мира музыкальной культуры, в его изучении и сохранении. Развитие у учащихся интереса к отечественному и мировому музыкальному наследию. Музыкальный музей. Виды музыкальных музеев. Музыкальный экспонат. Музыкальное наследие, его сохранение и развитие. Музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки (г. Москва). Дом-музей П.И. Чайковского (г. Клин). | Слушать фортепьянные пьесы П.И. Чайковского. Исполнение песни П.И. Чайковского (из цикла «16 песен для детей»). | 28-ая учебная неделя |
29 | 2 | Музыкальные инструменты. | Формирование у учащихся представлений о богатстве и разнообразии музыкальных инструментов разных времён, стран и народов. Формирование установки на знакомство с музыкальными инструментами-экспонатами музыкальных музеев. Развитие музыкально-познавательных интересов и музыкально-исполнительских потребностей учащихся. Экспонаты музыкальных музеев. | Слушать записи звучания старинных клавишных и духовых музыкальных инструментов; записи звучания старинной скрипки и других струнных музыкальных инструментов. Исполнять русские народные песни с упоминаниями о старинных народных музыкальных инструментах (например, «На зелёном лугу», «Заиграй, моя волынка»); песню «Весёлый барабанщик» (муз. Л. Шварца, сл. Б. Окуджавы). Создавать ритмо-пластические импровизации на одну из следующих тем: «Ритмы жаркой Африки», «Русские ложкари», «Тарантелла». | 29-ая учебная неделя |
30 | 3 | Музыка и техника. | Развитие представлений учащихся о взаимосвязи музыки и техники. Формирование интереса к изучению различных музыкальных устройств, многообразных способов записи и воспроизведения звуков. Сравнительный анализ «живой» и «механической» музыки. Развитие умственных способностей и музыкально-познавательных интересов учащихся. Экспонаты музыкальных музеев старинные музыкальные автоматы. | Слушать пьесу «Музыкальная табакерка» А. Лядова; пьесу «Шарманщик поёт» П.И. Чайковского; звучание механического пианино (в художественном фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино») и других старинных механических музыкальных устройств; звучание виниловых пластинок. Исполнять музыкальную игру «Граммофон». Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах песню Л.В. Бетховена «Сурок» (повторение). | 30-ая учебная неделя |
31 | 4 | Музыка и изобразительное искусство. | Развитие представлений детей о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства, дальнейшее формирование у них творческих способностей на основе синтеза искусств. Экспонаты музыкальных музеев. | Слушать записи звучания музыкальных инструментов, изображённых в произведениях живописи и народного декоративно-прикладного творчества. Исполнять «Песню о картинах» (муз. Г. Гладкова, сл. А. Кушнера). | 31-ая учебная неделя |
32 | 5 | Музыка и книга. | Развитие представлений детей о роли нотных изданий и книг о музыке в музыкальном мире. Экспонаты музыкальных музеев. | Повторение исполнения песен, сопровождавших воображаемые экскурсии по музыкальному музею (например, «Весёлый барабанщик» (муз. Л. Шварца, сл. Б. Окуджавы) и «Песня о картинах» (муз. Г. Гладкова, сл. А. Кушнера). | 32-ая учебная неделя |
33 | 6 | Школа Скрипичного ключа. | Формирование у учащихся первоначальных представлений о сольфеджио как учебной дисциплине, которую изучают в детских музыкальных школах и студиях. Дальнейшее развитие музыкально-слуховых представлений о мажорном и ми% норном ладах как важных музыкальных «красках». Воспитание ценностного отношения к школе, учению и учителю. Формирование у детей знаний и слуховых представлений об интервалах. Воспитание ценностного отношения к школе, учению и учителю. Сольфеджио. Лад. Мажор и минор. Диез и бемоль. Тональность. | Слушать музыкальные произведения из программы для 3 класса, написанные в мажорном и минорном ладах. Исполнять песни, написанные в разных тональностях (например, «Наш весёлый пастушок» (муз. Ю. Литовко, сл. народные), «Коровушка»; песни Л.М. Абелян «Про диез» и «Про бемоль». Слушать звучания различных интервалов. Исполнять пение по нотам различных интервалов; песню «Интервалы» (муз. О. Мандичевского, русский текст К. Алемасовой). Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах различные интервалы на фортепьяно, детском синтезаторе или других музыкальных инструментах. Дополнительные виды учебной деятельности Сочинять и выполнять нотную запись мелодии и аккордов, состоящих из малых интервалов (от примы до терции). Рисовать на тему «Дружная семья интервалов». | 33-ая учебная неделя |
34 | 7 | Хоровой класс. Обобщение по курсу «Музыка в 3-ем классе». | Дальнейшее формирование у детей представлений о хоровом пении и об обучении ему в детских музыкальных школах и студиях. Воспитание ценностного отношения к школе, учению и учителю. | Исполнять упражнения на распевание; песню Л.М. Абелян «Петь приятно и удобно»; повторять хоровые произведения из программы по музыке для 3 класса. | 34-ая учебная неделя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ для 1-го класса
Предлагаемая рабочая программа по музыке для 1-го класса разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного ст...
Рабочая программа по музыке для 1-4 классов (УМК Школа России).
Программа по предмету «Музыка» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерн...
Рабочая программа по музыке в 1-4 классах
Рабочая программа разработана по ФГОС...
Рабочая программа по музыке 2,3,4 классы
Тут содержание и ктп идёт отдельным файлом...
Рабочая программа по музыке для 1-4 классов, авторов В.О.Усачёвой и Л.В.Школяр . Образовательная система "Школа 2100" УМК издательства "БАЛАСС"
Рабочая программа по музыке для 1-4 классов соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, содержащимся в Федеральном государственном...
Рабочая программа по музыке для 2-ого класса УМК "Планета знаний"
Рабочая программа по музыке для 2-ого класса УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по музыке для 4-ого класса УМК "Планета знаний"
Рабочая программа по музыке для 4-ого класса УМК "Планета знаний"...