Методическое пособие
методическая разработка по теме
Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_-_kopiya.docx | 119.89 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста
Методическое пособие
Автор-составитель: Ипатова К.Д
Челябинск, 2017
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста
Методическое пособие
Автор-составитель: Ипатова К.Д
Челябинск, 2017
Ипатова К.Д. Развитие вокально хоровых навыков у детей дошкольного возраста/методическое пособие для учителей и студентов – Челябинск, 2017.
Цель методического пособия - предназначено для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, а так же может оказать практическую помощь студентам-практикантам педагогических колледжей музыкального отделения и всем, интересующимся данным вопросом.
Введение.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Одна из важных задач, в детском саду это - научить детей петь. Эта проблема на протяжении многих лет остается привлекающей внимание большого круга музыкантов-педагогов, потому, что коллективная форма певческого исполнительства обладает огромными возможностями: развитие музыкальных способностей, формирование вокально-хоровых навыков, подготовка подлинных ценителей музыки и воспитание лучших человеческих качеств [5]. Хоровое пение благотворно сказывается и на физическом состоянии учащихся. «Пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой, следовательно, он невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет своё здоровье» Функции хорового пения разносторонни, полезны и привлекательны для каждого ребёнка. Важно также, что хоровое пение, является наиболее доступной формой исполнительства, активно вовлекает детей в творческий процесс. Поэтому оно рассматривается как действенное средство воспитания вкусов, повышения их общей музыкальной культуры [6].
Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей [5].
Хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным эмоциональным и нравственным воздействием на исполнителей и слушателей, остается испытанным средством музыкального воспитания [7].
Методическое пособие направленно на развитие вокально хоровых навыков у детей дошкольного возраста. В нем будут раскрыты вопросы о выявлении роли хорового воспитания в развитии хоровых навыков дошкольников и раскрытие приемов постановки детского певческого голоса.
Оглавление
Введение | |
Глава 1. Роль хорового воспитания в развитии вокально-хоровых навыков дошкольников. | |
| 6 |
| 8 |
| 10 |
Заключение |
12 |
Список использованной литературы | 13 |
Глава 1. Роль хорового воспитания в развитии вокально-хоровых навыков дошкольников.
Вокально-хоровые навыки
Вокально-хоровые навыки:
- дыхание
- звукообразование
- дикция
- чистота интонирования
Работа над выработкой напевности звучания на основе овладения певческим дыханием, которое существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения. Это сложный и длительный процесс, поэтому на начальном этапе обучения он сводится к овладению плавным и равномерным вдохом и выдохом, не прерывающим музыкальную фразу. Такой выдох во многом зависит от верно взятого дыхания. Очень важно научить ребенка правильно и в нужном месте брать дыхание. Необходимо, чтобы ребенок понял, что от него хотят. Научить детей спокойному вдоху, не перегруженному воздухом, без участия плеч помогают упражнения из дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой («Ладошки», «Погонщики», «Насос», «Кошечка» и другие) В дальнейшем задача усложняется – дети учатся быстрому спокойному вдоху в подвижных песнях и между фразами [4].
Дыхание
Работа над певческим дыханием связана со звукообразованием. Здесь, необходима система – певческие упражнения и постепенные напоминания. Показ жестом, помогающим вовремя взять дыхание. После вступления к песне «понюхать цветок» и сразу начать петь. Чтобы дети не разрывали слово, показать правильное и неправильное исполнение. Затем правильно исполнить упражнения. Для развития дыхания пропеть на выдохе гласные звуки, открытые слоги и фразы, начиная с коротких и постепенно переходя к более длинным [3].
Звукообразование
Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и лёгким, дети должны петь без крика и напряжения. Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Чтобы научить детей петь протяжно, напевно, надо, начиная с младшей группы, учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз. Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных, что характерно для народных песен. Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе. Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных [4].
Дикция
Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения. Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливое произношение согласных в умеренных по темпу песнях, а затем, и в весёлых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении. Поэтому сначала нужно определить содержание песни, расшифровать непонятные слова. Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации [2].
Артикуляционная гимнастика
Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. В результате этой работы у детей повышаются показатели уровня развития речи, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Также неоценимое значение оказывают упражнения по системе В.Емельянова, которые делятся на статические и динамические.
Данные артикуляционные упражнения предварительно отрабатываются на занятиях с учителем-логопедом перед зеркалом, чтобы дети имели возможность проконтролировать качество выполнения каждого движения. На музыкальных занятиях детьми выполняются уже разученные артикуляционные упражнения, поэтому зрительный контроль в этом случае необязателен. На одном музыкальном занятии перед пением берётся не более пяти упражнений. По мере их усвоения детьми, вводятся новые упражнения [2].
Интонирование
Работу над интонированием нужно начинать с понятия высоты звука. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Одна из причин неверной интонации – не умение пользоваться средним и верхним регистром. В этом случае нужно использовать транспонирование мелодии в удобную ребенку тональность. Выполнить упражнения на звукоподражания, затем петь прибаутки. Желательно, чтобы мелодия шла сверху вниз: это сразу дает настройку голосового аппарата на высокое звучание. Чтобы дети могли легко определить направление движения мелодии, нужно использовать моделирование (показ движения рукой, дидактические игры, фланелеграф и так далее). Для эффективности использовать пособия «живые картинки» с движущими деталями. Также для налаживания чистоты интонации в пении, я использовать систематическое повторение выученных песен с сопровождением и a cappella, упражнение «рисуем голосом»
Рисование голосом.
Этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям. Прежде чем начать работать с нарисованными моделями, дети пробуют изображать голосом завывание вьюги, ветра, полет жука или птицы, прыжки лягушек, подпрыгивающий мяч, капли дождя, падающие звезды. С точки зрения методики, это одна из самых необычных и оригинальных форм, когда ребенок не чувствует себя плохо поющим. Это способ, который учит ребенка самостоятельно управлять линией движения голоса, направляя ее так, как он может. В дальнейшем такие модели исполняются по рисунку и по руке педагога, показывающей, в каком направлении вести голос. Исполнение должно быть спокойным и неторопливым, без резких выкриков, с мягким вдохом и выдохом. Восходящие, нисходящие, кружащиеся линии должны повисать в пространстве, таять [1].
Песенное творчество.
В развитии певческих навыков придаётся большое значение детской песенной импровизации. Умению творить, самостоятельно искать песенные интонации детей надо обучать, формировать у них музыкальный вкус, добиваться устойчивых певческих навыков. И главное, развивать умение чисто интонировать с музыкальным сопровождением и без него, петь естественным голосом. Стремление к песенному творчеству проявляется у детей рано. Дети не только увлечённо импровизируют, но и пробуют рисовать песни графически. К примеру, песню плавного, напевного характера, рисуют волнистой непрерывной линией; высокое и низкое звучание песни отмечают восходящими или нисходящими линиями; песенки, построенные на чередовании долгих и коротких звуков, рисуют длинными и короткими линиями [4].
Все вышеперечисленные вокальные навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, стройное, слитное пение) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно, а навыки развиваются постепенно [4].
Значение вокального воспитания в хоре
Вокальное воспитание в хоре - важнейшая часть всей хоровой работы с детьми. Основное условие правильной постановки вокального воспитания - подготовленность руководителя для занятий хором с дошкольниками. В каждом хоре есть дети, от природы правильно поющие, с красивым тембром и правильным звукообразованием. Систематически применяя наряду с коллективной вокальной работой, индивидуальный подход к детям, педагог постоянно следит за вокальным развитием каждого из них. Но даже при самой правильной постановке вокальной работы она приносит разные результаты. Мы знаем, что как нет двух внешне одинаковых людей, так нет и двух одинаковых голосовых аппаратов. Известно, какое огромное значение в процессе овладения любым материалом занимает внимание. Воспитание вокально-хоровых навыков требует от хористов постоянного внимания, а значит интереса и трудолюбия. Пению, как любому искусству, необходимо учиться, учиться терпеливо и настойчиво [4].
Вокальная работа в дошкольном хоре имеет свою специфику по сравнению с работой во взрослом хоре. Эта специфика обусловлена, прежде всего, тем, что детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, а, следовательно, изменении. Пение в дошкольном возрасте не только не вредно, но и полезно. Речь идет о пении, правильном в вокальном отношении, что возможно при соблюдении определенных принципов. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей [4].
А чтобы развитие дошкольников в хоре шло правильно, необходимо сформировать у него основные правила, которые дошкольники должны знать при пении в хоре. К ним относятся:
Певческая установка
- Учащиеся обязательно должны узнать о певческой установке, как основе успешного освоения учебного материала.
- при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно
- необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.
- олову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая;
- стоять твёрдо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела;
- сидеть на краешке стула, также опираясь на ноги;
- корпус держать прямо, без напряжения;
- руки (если не нужно держать ноты) свободно лежат на коленях. Сидеть,
- положив нога на ногу, совершенно недопустимо, ибо такое положение
- затрудняет работу мышц живота при пении [2].
Дирижёрский жест
Обучающиеся должны быть ознакомлены с видами дирижёрских жестов:
- внимание;
- дыхание;
- начало пения;
- окончание пения;
- менять по руке дирижёра силу звука, темп, штрихи [3].
Строй, ансамбль
Работа над чистотой и точностью интонирования в пении - одно из условий сохранения строя. Чистоте интонации способствует чёткое осознание чувства «лада». Воспитать ладовое восприятие можно через освоение понятий «мажор» и «минор», включение в распевки различных звукорядов, главных ступеней лада, сопоставление мажорных и минорных последовательностей, пение a сappella.
В хоровом пении понятие «ансамбль» - единство, уравновешенность в тексте, мелодии, ритме, динамике; поэтому для хорового исполнения необходимы единообразие и согласованность в характере звукообразования, произношения, дыхания. Необходимо научить поющих прислушиваться к звучащим рядом голосам. [4]
Звукообразование
Формирование мягкой атаки звука. Твёрдую рекомендуется использовать крайне редко в произведениях определённого характера. Большую роль в воспитании правильного образования звука играют упражнения. Например, пение на слоги. Как результат работы над звукообразованием - выработка у детей единой манеры пения.[1]
Дикция
Формирование навыка ясного и чёткого произношения согласных, навыка активной работы артикуляционного аппарата [2].
Дыхание и паузы
Педагог должен научить детей овладевать техникой дыхания - бесшумный короткий вдох, опора дыхания и постепенное его расходование. На более поздних этапах обучения овладевать техникой цепного дыхания. Дыхание воспитывается постепенно, поэтому на начальном этапе обучения в репертуар нужно включать песни с короткими фразами с последней долгой нотой или фразами, разделёнными паузами. Далее вводятся песни с более продолжительными фразами. Необходимо объяснять учащимся, что характер дыхания в песнях различного движения и настроения не одинаков. Для работы над развитием дыхания лучше всего подходят русские народные песни [3].
Цепное дыхание
- не делать вдох одновременно с рядом сидящим соседом;
- не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а, по возможности, внутри длинных нот;
- дыхание брать незаметно и быстро;
- вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно, т.е. без «подъезда», и в соответствии с нюансом данного места партитуры;
- чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию хора [3].
Певческое дыхание
Фундаментом вокально-хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука. Певческое дыхание во многом отличается от обычного, физиологического. Выдох, во время которого происходит пение, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Дыхательный процесс из автоматического, не регулируемого сознанием, переходит в произвольно управляемый, волевой. Работа дыхательных мышц становится более интенсивной.
Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время пения [1].
В певческой практике различают четыре основных типа дыхания:
- ключичный, или верхнегрудной, при котором активно работают мышцы плечевого пояса, в результате чего поднимаются плечи; такое дыхание часто встречается у детей, но оно для пения неприемлемо;
- грудной - внешние дыхательные движения сводятся к активным движениям грудной клетки; диафрагма при вдохе поднимается, а живот втягивается;
- брюшной, или диафрагматический, - дыхание осуществляется за счёт активных сокращений диафрагмы и мышц живота;
- смешанный - грудобрюшное дыхание, осуществляемое при активной работе мышц как грудной, так и брюшной полости, а также нижнего отдела спины [3].
В вокальной практике наиболее целесообразным я считаю смешанный тип дыхания, при котором диафрагма активно участвует в его регуляции и обеспечивает его глубину. При вдохе она опускается вниз и растягивается во все стороны по всей своей окружности. В результате туловище певца как бы увеличивается в объёме в области пояса. Воздух заполняет нижние отделы лёгких, и это ощущают мышцы спины.
Боковые мышцы раздвигаются в стороны, а стенка живота выдвигается вперёд. Диафрагма уплощается и становится упругой. В момент атаки звук, как бы опускаясь сверху, давит на диафрагму, как на педаль. Она же, мягко пружиня, «подхватывает» голос, чтобы поддержать его снизу, и «замирает» в положении вдоха, упираясь изнутри во все стороны туловища по всей окружности.
Нижние рёбра грудной клетки при этом оказываются слегка раздвинутыми, а верхние её отделы, немного расширенные изначально (т.е. до начала вдоха), во время дыхательных движений певца сохраняют неподвижное положение [3].
Вдох перед пением нужно брать достаточно активно, но бесшумно и с ощущением «скрытого» зевка. Вдох через нос способствует углублению дыхания, а стремление певца к сохранению положения вдоха во время фонационного выдоха, т.е. во время пения, будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука [4].
При работе с хором после вдоха я рекомендую певцам сделать мгновенную задержку дыхания. Это необходимо для точности интонирования звука в момент его атаки. Чем подвижнее темп исполняемого произведения, тем быстрее должна быть скорость вдоха и короче задержка дыхания.[3]
Приемы развития вокально-хоровых навыков
Приёмы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений и певческих навыков: Работа по постановке детского певческого голоса начинается в дошкольном возрасте, но проводится очень осторожно и постепенно [1].
На первом этапе им доступно только подпевание, воспроизведение звукоподражаний. Далее для «разогревания» певческого аппарата:
Артикуляционная гимнастика (внешняя – массаж языка, губ, щёк, резонирующий массаж). Головное звучание - это то качество голоса, которое можно и нужно формировать у детей в первую очередь. Его формирование возможно в связи с анатомо-физиологическими особенностями голосового аппарата детей дошкольного возраста, организует непроизвольно правильный выдох, облегчает четкость дикции в пении и чистоту интонирования, Очень важно освободить артикуляционный аппарат ребенка, его нижнюю челюсть. Этому может помочь упражнение «Оса. Открыв рот, ребенок пальцами обеих рук как бы соединяет щеки между зубами верхней и нижней челюсти («талия осы»).
Внутренняя артикуляция –формирование рупора); дикция (работа над гласными, согласными)
Упражнения для развития голоса и слуха (по адаптированной системе В. В. Емельянова), которые включают голосовые игры и фонопедические упражнения, позволяют овладеть механизмом автоматического перевода гортани из одного режима работы в другой, учат мягко и естественно преодолевать межрегистровый голосовой порог, расширять голосовой диапазон [1].
Распевание на основных ступенях лада (1-3-5 на слоги). Использование звуковысотного жеста (высокое, среднее, низкое положение руки). Движением руки показываем, как петь: выше или ниже, или на одном звуке («Андрей-воробей»), что помогает им точнее интонировать звуки [1].
Для оптимальной организации всего певческого аппарата необходима правильная осанка в пении: корпус и плечи чуть откинуты назад и без напряжения как бы опираются на поясничные позвонки, что создает условия для свободной работы гортани.
Основные приемы развития голоса относящиеся к звукообразованию, ритмическому ансамблю и выразительности исполнения
Для развития хорошей дикции, четкого произношения, ритмического ансамбля и подвижности нижней челюсти используем прием моделирования темпа от медленного до быстрого. (речевое, двигательное, графичекое) [2].
Прием Ритмодекломация - это одновременно речевая игра, предполагающая творческую свободу в интонационно ритмическом исполнении текста, а также упражнение для исполнения, соинтонирования музыки.
Для музыкального воспитания речевые упражнения важны прежде все го потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Речевой слух - одна из основ слуха музыкального. Базой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, пальчиковые игры, стихотворения.
«Звучащие жесты» - это звуки человеческого тела, которое является первым и естественным музыкальным инструментом, таящем в себе богатство тембров. Традиционно звучащих жестов четыре: притопы ногами, шлепки по коленям, хлопки и щелчки пальцами. Используются также удары ладонями по груди и бедрам. Дети, соревнуясь в изобразительности и находчивости, без труда придумывают различные варианты, что активизирует их творческую деятельность. [1]
Заключение
Развитие вокально-хоровых навыков глубоко взаимосвязано с развитием мышления, наблюдательности, памяти, воображения, внимания и воли, и другими свойствами личности; способствует воспитанию у детей лучших качеств, а также укрепляет здоровье через дыхательную и сердечно-сосудистую системы ребёнка.
Вовлечение учащихся в музыкальный творческий процесс в доступной каждому ребёнку форме пения способствует формированию общей музыкальной культуры, приобщает детей к подлинным нравственным и моральным ценностям, чем ослабляет разрушающее действие на личность средств массовой информации и уличной среды.
Специалистами разработано много качественных и проверенных методик по развитию вокально-хоровых навыков. Основная задача музыкального руководителя - грамотно применять разработанные материалы и прививать учащимся любовь к музыке и пению.
Важно, чтобы дети познакомились с богатым наследием отечественной и зарубежной музыкальной культуры, оценили, полюбили и захотели сами приобщиться к её исполнению. Таким образом, можно будет расширить сферу практики пения, привить детям интерес к хоровому пению, научит петь правильно и красиво и воспитать хороший музыкальный вкус.
Список использованной литературы
- Алмазов, Е.И. О возрастных особенностях певческого голоса у дошкольников, школьников и молодёжи. В кн.: Развитие детского голоса. / Е.И. Алмазов. - М., 1963. – 181 с.
- Педсовет [Электронный ресурс]: Методическое сообщение «Дикция в хоровом пении» = pedsovet.su. – Нижний Новгород: PEDSOVET.SU, 2007-2012. Режим доступа: http://pedsovet.su/load/252-1-0-12031
- Тевлина, В.К. Вокально-хоровая работа. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 15. / В.К. Тевлина - М., Музыка, 1982. – 289 с.
- https://dohcolonoc.ru/cons/4391-razvitie-pevcheskikh-navykov-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
- https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-19420
- https://refdb.ru/look/2098661.html
- http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2013/06/14/razvitie-vokalno-khorovykh-navykov-na-uroke-muzyki-v
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие по обучению работе на доске StarBoard
В пособии даны подробные рекомендации для начинающих работать на интерактивной доске. Рассматриваются возможности ее использования. Рекомендации распределены по темам. В конце дана практическая работа...
Развивающие игры на уроках русского языка. Методическое пособие для учителей начальных классов.
Данное пособие позволяет стимулировать процесс развития младшего школьника, благодаря применению в процесе обучения развивающих игр и учебных заданий с игровыми элементами....
Методическое пособие по автоматизации звуков.
Авторские комментарии:Учителям-логопедам: Уважаемые коллеги! Разрабатывая циклограммы, мне хотелось систематизировать лексический материал для прохождения каждого из этапов автоматизации з...
методическое пособие по русскому языку 2 класс. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?
Слова, отвечающие на вопросы кто? что?...
Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”
В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....
Учебно - методическое пособие."Игры - пособия для коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза".
В учебно - методической разработке представлены два пособия "Считалочка" и "Волшебный сундучок логопеда", предназначенные для работы по формированию языкового анализа и синтеза у детей младших классов...
Учебно - методическое пособие. Книга для логопеда "Логопедические занятия в школе" (методическое пособие)
Конспекты логопедических занятий. Рекомендуются учителям - логопедам общеобразовательных школ....