рабочая программа по музыке 4 класс
рабочая программа по музыке (4 класс) на тему
При создании программы учитываются потребности современного российского общества и возрастные особенности младших школьников.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно
отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muz.doc | 276 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Комитет по образованию Администрации Шипуновского района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Самсоновская средняя общеобразовательная школа»
Шипуновского района Алтайского края
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. директора по УВР Директор
____________ Т.В.Глушкова _____________ В.И. Шац.
Приказ №
от «___» ____________2016 г.
Рабочая программа
по учебному курсу «Музыка»
для 4 класса
начальное общее образование
на 2016- 2017 учебный год
Составитель:
Т, Г, Панфилова, учитель начальных классов,
первая категория, стаж – 33 года.
Рабочая программа составлена на основе рабочей программы для общеобразовавтельных учреждений 1-4 классы
Авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Издание Москва. Просвещение 2013.
Учебник: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М. : Просвешение 2013.
Количество часов в год- 34 ч., в неделю- 1 ч.
Аннотация
Рабочая программа по учебному курсу «Музыка» направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления в окружающем мире. Занятия музыкой и достижение предметных результатов неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Цель данной программы соответствует цели массового музыкального образования и воспитания - формирование и развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.
При отборе и выстраивании музыкального материала в программе учитывается его ориентация: на развитие личностного отношения учащихся к музыкальному искусству и их эмоциональной отзывчивости; последовательное расширение музыкально-слухового фонда знакомой музыки, включение в репертуар музыки различных направлений, стилей и школ.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
1. ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г
2. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.05.2015)
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начальног ообщего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785)
3. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки России «Приказ от 31 марта 2014года № 253»
4.Авторской программы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева
5. Учебного плана МКОУ « Самсоновская СОШ» 2016-2017уч. год.
6.Положение о рабочих программах МКОУ « Самсоновская СОШ» приказ № 19 от 28.08.2015г.
При создании программы авторы учитывали потребности современного российского общества и возрастные особенности младших школьников. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно
отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
- воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Изменения в авторскую программу не внесены.
Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).
Универсальные учебные действия.
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа разработана на основе программы авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной « Музыка 1-4 классы» - Москва: «Просвещение», 2013 г.
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру
младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:
- хоровое, ансамблевое и сольное пение;
- пластическое интонирование и музыкальноритмические движения;
- игра на музыкальных инструментах;
- инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. Творческий подход учителя музыки к данной программе – залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слушание музыки Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов, жанров и форм.
Пение Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности.
Музыкально-пластическое движение Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений Театрализованные формы музыкально- творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средст выразительности различных искусств.
Формы текущего и итогового контроля знаний и умений обучающихся, система оценивания учебных результатов.
Осуществление контроля учебной деятельности по музыке
Диагностика музыкального обучения.
Диагностикой музыкального обучения является определение результатов дидактического процесса в условия урока музыки. Как и в общей педагогике, в музыкальном обучении различают две формы диагностики – диагностирование обученности (своевременное выявление, оценивание и анализ продуктивности детей на уроках музыки) и диагностирование обучаемости (определение тенденции и динамики развития музыкальных способностей и творческих возможностей детей).
Основная дидактическая функция контроля заключается в обеспечении обратной связи между учителем и обучающимися, в получении информации о степени усвоения учебного материала – уровне и качестве обученности.
Результат проверки - оценка – фиксируется учителем в классных журналах и дневниках обучающихся в виде отметок.
3.8.2.Оценивать следует все виды музыкальной деятельности обучающихся на уроке. Учитель может поставить две оценки – одну за слушание музыки, другую за пение. А может поставить одну общую. Наряду с текущим учётом, проводимым на каждом уроке, различают итоговый учёт в конце каждой четверти и всего учебного года. Данные текущего и итогового учёта позволяют проследить динамику музыкального развития детей.
3.6.1. Критерии и нормы оценивания работ по музыке.
Критерии оценки: объективность, систематичность, гласность.
Оценивание работ на уроке музыки:
Отметка «5» - соответствует трем критериям либо первым двум:
Проявления интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё; высказывание о прослушанном или исполнение произведении; активные усилия школьников, обнаруженные в ходе поисковых ситуаций, и умение пользоваться, прежде всего, ключевыми знаниями в процессе восприятия музыки; рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учетом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
Отметка «4»- соответствие двум или одному критерию;
Отметка «3» - отсутствие соответствия данным критериям.
Отметка «2» - недопустима, так как она может погасить интерес ребенка и соответственно его потребность в красоте и доброте.
Формы работы с детьми, испытывающими трудности в обучении:
-индивидуальный подход,
- предотвращение наступления утомляемости,
- активизация познавательной деятельности,
- обогащение знаниями об окружающем мире,
- проявление педагогического такта.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА(34 ч).
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека»,«Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира.
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские,
женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Содержание учебного раздела. Основные изучаемые вопросы | Практические, лабораторные, творческие, проектные работы, экскурсии. |
1 | «Россия — Родина моя» | 3 ч. | Мелодия. Ты запой мне ту песню... Что не выразишь словами, звуком на душу навей... Как сложили песню. Звучащие картины. Ты откуда, русская, зародилась, музыка? Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь! Раскрываются следующие содержательные линии: Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.; особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. Лирические образы музыки С. Рахманинова (инструментальный концерт, вокализ), патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата). Примерный музыкальный материал Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов; Вокализ. С. Рахманинов; Песня о России. В. Локтев, слова О. Высотской; Родные места. Ю. Антонов, слова М. Пляцковского. Ты, река ль моя, реченька, русская народная песня; Колыбельная в обраб. А. Лядова; У зори-то, у зореньки; Солдатушки, бравы ребятушки; Милый мой хоровод; Л мы просо сеяли, русские народные песни, обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова; Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев; Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка | творческие задания из рабочей тетради. |
2 | «О России петь — что стремиться в храм» «День, полный событий» | 4 | Святые земли Русской. Илья Муромец. Кирилл и Мефодий. Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияшс. Ролной обычай старины. Светлый праздник. Раскрываются следующие содержательные линии. Нравственные подвиги святых земли Русской(равноапостольные княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромский и др.), их почитание и восхваление. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий — создатели славянской письменности. Религиозные песнопения (стихира, тропарь, молитва, величание); особенности их мелодики, ритма, исполнения. Праздники Русской православной церкви (Пасха). Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов. Обобщающий урок I четверти. Примерный музыкальный материал Земле Русская, стихира; Кылина об Илье Муромце, былинный напев сказителей Рябининых; Сим-фония № 2 («Богатырская»). 1-я часть (фрагмент). А. Бородин; Богатырские ворота. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; Величание святым Кириллу и Мефодшо, обиходный распев; Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловски; Величание князю Владимиру и княгине Ольге; Баллада о князе Владимире, слова А. Толстого; Тропарь праздника Пасхи; Ангел вопи-яше. Молитва. П. Чесноков; Богородице Дево, радуйся (№ 6). Из «Всеношной». С. Рахманинов; Не шум шумит, русская народная песня; Светлый праздник* Финал Сюиты-фантазии №1 для двух фортепиано. С. Рахманинов | творческие задания из рабочей тетради. |
3 | «День, полный событий» | 6 | Приют спокойствия, трудов и вдохновенья... Зимнее утро. Зимний вечер. Что за прелесть эти сказки! Три чуда. Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Приют, сияньем муз одетый... Раскрываются следующие содержательные линии. Один день с Александром Сергеевичем Пушкиным. Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П. Чайковский, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.). Многообразие жанров народной музыки: колокольные звоны. Музыкально-литературные вечера в Тригорском: романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность поэзии А. Пушкина. Обобщающий урок 1 четверти. Зимнее утро. Зимний вечер. Приют, сияньем муз одетый. Примерный музыкальный материал В деревне. М. Мусоргский; Осенняя песнь (Октябрь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский; Пастораль, Из Музыкальных иллюстраций к повести Л. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; Зимнее утро. Из «Детского альбома». П. Чайковский; У камелька (Январь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский. Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские народные песни. Зимняя дорога. В. Шебалин, стихи А. Пушкина; Зимняя дорога. Ц. Кюи, стихи Л. Пушкина; Зимний вечер. М. Яковлев, стихи А. Пушкина. Три чуда. Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков. Девицы, красавицы; Уме как по мосту, мосточку, хоры из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский. Вступление; Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский. Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова. | творческие задания из рабочей тетради. |
4 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 3 | Композитор — имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Музыкант-чародей. Народные праздники. (Троица). Раскрываются следующие содержательные линии. Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационное™. Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества. Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора. Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке. Церковные и народные праздники на Руси (Троица) Икона «Троица А. Рублева. Обобщающий урок II четверти. Примерный музыкальный материал Ой ты, речка, реченька; Бульба, белорусские народные песни; Солнце, в дом войди; Светлячок; Сулико, грузинские народные песни; Аисты, узбекская народная песня; Колыбельная, английская народная песня; Колыбельная, неаполитанская народная песня; Санта Лючия, итальянская народная песня; Вишня, японская народная песня. Концерт № I для фортепиано с оркестром. 3-я часть. П. Чайковский; Камаринская; Мужик на гармонике играет. П. Чайковский; Ты воспой, воспой, жавороночек. Из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов; Светит месяц, русская народная песня-пляска. Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков; Троицкие песни | творческие задания из рабочей тетради. |
5 | «В концертном зале» | 5 | Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо. Старый замок. Счастье в сирени живет... Не молкнет сердце чуткое Шопена... Танцы, танцы, танцы... Патетическая соната. Годы странствий. Царит гармония оркестра. Раскрываются следующие содержательные линии. Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола), камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической (симфония, симфоническая увертюра) музыки. Особенности музыкальной драматургии (сочинения А. Бородина, П. Чайковского, С. Рахманинова, Л. Бетховена). Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота). Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Симфонический оркестр. Известные дирижеры и исполнительские коллективы Примерный музыкальный материал Ноктюрн. Из Квартета № 2. А. Бородин; Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты). П. Чайковский; Сирень. С. Рахманинов, на слух и по нотному письму, графическому изображению. молкнет сердце чуткое Шопена... Танцы, танцы, танцы... Патетическая соната. Годы странствий. Царит гармония оркестра. Раскрываются следующие содержательные линии. Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола), камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической (симфония, симфоническая увертюра) музыки. Особенности музыкальной драматургии (сочинения А. Бородина, П. Чайковского, С. Рахманинова, Л. Бетховена). Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота). Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Симфонический оркестр. Известные дирижеры и исполнительские коллективы Примерный музыкальный материал Ноктюрн. Из Квартета № 2. А. Бородин; Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты). П. Чайковский; Сирень. С. Рахманинов, на слух и по нотному письму, графическому изображению. слова Е. Бекетовой; Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко; Полонез ля мажор; Вальс си минор; Мазурки ля минор, фа мажор, си-бемоль мажор. Ф. Шопен; Желание, Ф. Шопен, слова С. Витвицкого, пер. Вс. Рождественского; Соната № 8 («Патетическая») (фрагменты). Л. Бетховен. Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова; Арагонская хота, М. Глинка. Баркарола (Июнь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский | творческие задания из рабочей тетради. |
6 | «В музыкальном театре» | 6 | Опера «Иван Сусанин»: Бал в замке польского короля (II действие). За Русь мы все стеной стоим... (III действие). Сцена в лесу (IV действие). Исходила младешенька. Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы. Балет «Петрушка». Театр музыкальной комедии. Раскрываются следующие содержательные линии'. События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева. Опера. Музыкальная тема — характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец и др. Линии драматургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность. Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах А. Хачатуряна, И. Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка. Восточные мотивы в творчестве русских ком-позиторов. Орнаментальная мелодика. Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения. Обобщающий урок III четверти. Примерный музыкальный материал Интродукция, танцы из II действия, сцена и хор из XII действия, сцена из IV действия. Из оперы «Иван Сусанин». М. Глинка; Песня Марфы («Исходила младешенька»); Пляска персидок из оперы «Хованщина». М. Мусоргский; Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка; Колыбельная; Танец с саблями из балета «Гаянэ». А. Хачатурян. Первая картина. Из балета «Петрушка*. И. Стравинский. Вальс. Из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус. Песня Элизы («Я танцевать хочу»). Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу. Звездная река. Слова и музыка В. Семенова; Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова; Острый ритм. Дж. Гершвин, слова Л. Гершвина | |
7 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» | 7 | Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек. Музыкальные инструменты. Музыкальный сказочник. Рассвет на Москве-реке. Раскрываются следующие содержательные линии. Произведения композиторов-классиков (С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков, Ф. Шопен) и мастерство известных исполнителей (С. Рихтер, С. Лемешев, И. Козловский, М. Ростропович и др.). Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня и др.). Интонационная вы- разительность музыкальной речи: гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация, ангорская песня). Обработка. Импровизация. Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского-Корсакова. Образ Родины в музыке М. Мусоргского. Обобщающий урок ГУ четверти — заключительный урок-концерт. | творческие задания из рабочей тетради. |
Тематический план
раздел | Название разделов | Количество часов по рабочей программе |
1 | Россия-Родина моя. | 3 |
2 | «О России петь – что стремиться в храм». | 4 |
3 | День, полный событий. | 6 |
4 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 3 |
5 | В концертном зале. | 5 |
6 | В музыкальном театре. | 6 |
7 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | 7 |
| Всего: | 34 |
Календарно- тематическое планирование.
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема урока | Виды деятельности | Планируемые результаты | Формы, средства, методы обучения | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||||
Раздел 1: «Россия – Родина моя» (3 ч.) | ||||||||
1 | Мелодия. Ты запой мне ту песню... «Что не выразишь словами, звуком на душу навей...» | Продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; - эмоционально | Реализация творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; Отклик на звучащую на уроке музыку, Заинтересованность. | Познавательные: формирование целостной художественной картины мира; Коммуникативные: формирование умения слушать, Регулятивные: Участие в коллективной работе. | Научится: понимать что мелодия – это основа музыки, участвовать в коллективном пении. Получит возможность научиться: получать общие представления о музыкальной жизни современного социума. | Беседа, анализ музыкального произведения, слушание, исполнение песенок | ||
2 | Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» | Продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкально-творческой деятельностью; | Понимание смысла духовного праздника. Освоить детский фольклор. | Познавательные: формирование целостной художественной картины мира; Коммуникативные: формирование умения слушать, способности встать на позицию другого человека. Регулятивные: Участие в коллективной работе. | Научится: понимать названия изученных произведений, их авторов, сведения из области музыкальной грамоты Получит возможность научиться: передавать настроение музыки в пении; | Беседа, анализ музыкального произведения, слушание, исполнение песенок | ||
3 | Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь! | Охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. | Формирование ценностно-смысловых ориентаций духовно нравственных оснований | Познавательные: формирование целостной художественной картины мира; Коммуникативные: формирование умения способности встать на позицию другого человека | Научится: понимать названия изученных произведений, их авторов, сведения из области музыкальной грамоты Получит возможность научиться: передавать настроение музыки в пении; | Беседа, анализ музыкального произведения, слушание, исполнение песенок | ||
Раздел 2: «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.) | ||||||||
4-5 | Святые земли Русской. Илья Муромец..Кирилл и Мефодий. | Охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. | Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении, игре или пластике | Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; Регулятивные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль | Научится: понимать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», названия изученных произведений и их авторов; наиболее популярные в России музыкальные инструменты.
| Беседа, анализ музыкального произведения, слушание, исполнение песенок | ||
6 | Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. | Определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах. | Проявлять чувства, отклик на звучащую на уроке музыку | Познавательные: Научатся выделять характерные особенности марша, выполнять задания творческого характера. Регулятивные: осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий. | Получит возможность научиться: осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, -составлять рассказ по рисунку; - умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли | Беседа, анализ музыкального произведения, слушание, исполнение песенок | ||
7 | Родной обычай старины. Светлый праздник. Обобщающий урок. | Показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; -выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности | Демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью. | Познавательные: Определять на слух основные жанры музыки, выделять характерные особенности танца Коммуникативные: приобрести опыт общения со слушателями | Научится: понимать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов, названия танцев: вальс, полька, тарантелла, мазурка. Получит возможность научиться: определять основные жанры музыки (песня, танец, марш) | Беседа, анализ музыкального произведения, слушание, исполнение песенок | ||
Раздел 3: «День, полный событий» (6 ч.) | ||||||||
8 | «Приют спокойствия, трудов и вдохновения…» | Выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности. | Отклик на звучащую на уроке музыку, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
| Познавательные: Выбор характерных движений для музыки. Найти слова для мелодии «Мамы» Чайковского. Коммуникативные: понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи Регулятивные: осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в групповых проектных работах. | Научится: понимать названия изученных произведений и их авторов. Получит возможность научиться: определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш), определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, передавать настроение музыки в пении | Беседа, анализ музыкального произведения, слушание, исполнение песенок | ||
9 | Зимнее утро. Зимний вечер.. | Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах. | Отклик на звучащую на уроке музыку, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
| Коммуникативные: понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи Регулятивные: осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в групповых проектных работах. | Научится: понимать названия изученных произведений и их авторов. Получит возможность научиться: определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш) | Беседа, анализ музыкального произведения, слушание, исполнение песенок | ||
10 | Что за прелесть эти сказки! Три чуда | Высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; - эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; | Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир .
| Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: читать простое схематическое изображение. | Научится: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.
| Беседа, анализ музыкального произведения, слушание, исполнение песенок | ||
11 | Ярмарочное гулянье. | Продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение), эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы | Научится: передавать с помощью пластики движений, разный характер колокольных звонов. Получит возможность научиться: распознавать, исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения. | Беседа, анализ музыкального произведения, слушание, исполнение песенок | ||
12 | Святогорский монастырь | Высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах. | Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание | Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Научится: понимать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края, религиозные традиции.
| Беседа, анализ музыкального произведения, слушание, исполнение песенок | ||
13 | Приют, сияньем муз одетый. Обобщающий урок.. | Высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира. | Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впе- чатлениями. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника. | Получит возможность научиться: исполнять рождественские песни на уроке и дома; интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. | Беседа, анализ музыкального произведения, слушание, исполнение песенок | ||
Раздел 4: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.) | ||||||||
14 | Композитор- имя ему народ. Музыкальные инструменты России. | Продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, составах оркестров; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Научится: определять названия изученных жанров (пляска, хоровод) и форм музыки (куплетная – запев, припев; вариации). Смысл понятий: композитор, музыка в народном стиле, напев, наигрыш, мотив.
| Беседа, анализ музыкального произведения, слушание, исполнение песенок | ||
15 | Оркестр русских народных инструментов. | Показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее. | Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способов решения задач. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи. Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю, одноклассникам; формулировать свои затруднения | Научится: понимать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, исполнять несколько народных песен.
| Исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы, инструментальные наигрыши на традиционных народных праздниках. Узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов. Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности | Беседа, анализ музыкального произведения, слушание, исполнение песенок | ||
16 | Музыкант-чародей. Народные праздники. (Троица).Обобщающий урок | Продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: узнавать, называть и определять героев музыкального произведения. Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания | Научится: понимать названия музыкальных театров, особенности музыкальных жанров опера, названия изученных жанров и форм музыки. Получит возможность научиться эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы и балета. | Беседа, анализ музыкального произведения, слушание, исполнение песенок | ||
Раздел 5: «В концертном зале» (5 ч.) | ||||||||
17 | Музыкальные инструменты Вариации на тему рококо. Старый замок. | Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения. | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Научится: понимать названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: композитор, исполнитель, слушатель, дирижер, определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки.
| Беседа, анализ музыкального произведения, слушание, исполнение песенок | ||
18 | Счастье в сирени живет… | Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: узнавать, называть и определять героев музыкального произведения. Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания | Научится: понимать смысл понятий – солист, хор, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных фрагментах. Получит возможность научиться: воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности. | Беседа, анализ музыкального произведения, слушание, исполнение песенок | ||
19 | «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» Танцы, танцы, танцы... | Продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Научится понимать смысл понятий – солист, хор, увертюра, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. Получит возможность научиться : воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности. | Беседа, анализ музыкального произведения, слушание, исполнение песенок | ||
20 | «Патетическая» соната. Годы странствий | Продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Научится понимать смысл понятий – солист, хор, увертюра, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. Получит возможность научиться : воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности. | Беседа, анализ музыкального произведения, слушание, исполнение песенок | ||
21 | Царит гармония оркестра. | Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке | Уметь определять по характеру музыки героев. 2. Знать тембровое звучание инструментов. 3. Знать состав симфонического оркестра | Регулятивные: моделировать, выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения | Научится : узнавать музыкальные инструменты симфонического оркестра, смысл понятий: симфоническая сказка, музыкальная тема, взаимодействие тем. | Беседа, анализ музыкального произведения, слушание, исполнение песенок | ||
Раздел 6: «В музыкальном театре» (6 ч.) | ||||||||
22 | Опера «Иван Сусанин»: Бал в замке польского короля (II действие). | Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.). | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач | Регулятивные: использовать общие приемы решения задач. Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Научиться: понимать названия изученных жанров (сюита) и форм музыки, выразительность и изобразительность музыкальной интонации, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях.
| Беседа, анализ музыкального произведения, слушание, исполнение песенок | ||
23 | Опера «Иван Сусанин»: За Русь мы все стеной стоим... (III действие). Сцена в лесу (IV действие). | Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.). | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач | Регулятивные: использовать общие приемы решения задач. Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. | Научиться: понимать названия изученных жанров (сюита) и форм музыки, выразительность и изобразительность музыкальной интонации, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях.
| Беседа, анализ музыкального произведения, слушание, исполнение песенок | ||
24 | Исходила младешенька. | Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; | Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера | Регулятивные: использовать общие приемы решения задач. Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. | Научится: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения
| Беседа, анализ музыкального произведения, слушание, исполнение песенок | ||
25 | Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы | Продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач | Регулятивные: использовать общие приемы решения задач. Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. | Научится: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов.
| Беседа, анализ музыкального произведения, слушание, исполнение песенок | ||
26 | Балет «Петрушка» | Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач | Регулятивные: использовать общие приемы решения задач. Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. | Научится: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов.
| Беседа, анализ музыкального произведения, слушание, исполнение песенок | ||
27 | Театр музыкальной комедии. | Продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач | Регулятивные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Научится: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов.
| Беседа, анализ музыкального произведения, слушание, исполнение песенок | ||
Раздел 7: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (7 ч.) | ||||||||
28 | Прелюдия. | Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.). | Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека. | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Научится: узнавать название музыкальных средств выразительности, понимать и воспринимать интонацию как носителя образного смысла музыки, смысл понятий: музыкальная речь, музыкальный язык.
| Беседа, анализ музыкального произведения, слушание, исполнение песенок | ||
29 | Исповедь души. Революционный этюд. | Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. | Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека. | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Научится: узнавать название музыкальных средств выразительности, понимать и воспринимать интонацию как носителя образного смысла музыки, смысл понятий: музыкальная речь, музыкальный язык.
| Беседа, анализ музыкального произведения, слушание, исполнение песенок | ||
30 | Мастерство исполнителя. | Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества; | Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание | Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Научится: понимать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края, религиозные традиции.
| Беседа, анализ музыкального произведения, слушание, исполнение песенок | ||
31 | . В интонации спрятан человек | Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); | Ргулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Научится: понимать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края, | Беседа, анализ музыкального произведения, слушание, исполнение песенок | |||
32 | Музыкальные инструменты- гитара. | Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров. | Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера | Регулятивные: использовать общие приемы решения задач. Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Научится: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения
| Беседа, анализ музыкального произведения, слушание, исполнение песенок | ||
33 | Музыкальный сказочник | Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, | Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера | Регулятивные: использовать общие приемы решения задач. Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. | Научится: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, исполнять в хоре вокальные произведения | Беседа, анализ музыкального произведения, слушание, исполнение песенок | ||
34 | «Рассвет на Москве-реке» Обобщение. | Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, | Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера | Регулятивные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Научится: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов | Беседа, анализ музыкального произведения, слушание, исполнение песенок |
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса музыки у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов.
4 класс
Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 4-м классе являются формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей.
- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных. так и окружающих людей;
- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству.
Регулятивные УУД:
- умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- установление простых причинно-следственных связей.
Познавательные УУД:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 4-го класса;
- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
- осуществление элементов синтеза как составление целого;
- понимание основ смыслового чтения художественного текста.
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 4-м классе являются формирование следующих умений.
Выпускник научится:
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.)
Выпускник получит возможность научиться:
показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
соотносить образцы народной и профессиональной музыки;
распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (двухчастная, трехчастная, рондо, вариации).
Перечень учебно - методических средств обучения.
1. Учебники «Музыка. 4 класс» авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. М.: Просвещение-2013
2. Рабочая тетрадь «Музыка. 4 класс» авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. М.: Просвещение-2013
3. «Уроки музыки. 1—4 классы» методическое пособие для учителя авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.М.: «Просвещение»2013
4. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка. Рабочие программы 1- 4 кд – М. : Просвещение, 2013
2. Наглядные пособия.
1.Портреты композиторов.
2.Фотографии и репродукции картин художников и крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
3. Интернет-ресурсы.
1.Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://scool-collection.edu.ru
Лист корректировки рабочей программы
№ п/п | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия. Реквизиты документа, которыми закреплено изменение | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...