Урок музыки "Народные праздники. Святки."
план-конспект урока по музыке (4 класс) на тему
Урок музыки для учащихся 4-х классов.
Цель урока: Познакомить учащихся с обычаями народного праздника на примере обряда «Святки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_10.11.2014.docx | 29.56 КБ |
etnografy.docx | 15.42 КБ |
folkloristy._ryazhenye.docx | 154.08 КБ |
folkloristy._obryad_kolyadovaniya.docx | 122.6 КБ |
kostyumery-dekoratory.docx | 420.83 КБ |
istoriki.docx | 922.77 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 875.8 КБ |
tehnologicheska_karta_uroka.docx | 18.34 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока музыки в 4-м классе
учителя ГБОУ школы № 135 Выборгского района Санкт-Петербурга Киреевой Светланы Вячеславовны
Методическая разработка урока музыки в 4-м классе
учителя ГБОУ школы № 135 Выборгского района Санкт-Петербурга
Киреевой Светланы Вячеславовны
Дата урока: 10.01.2014.
Тема урока: «Народные праздники».
Место урока в системе: обобщающий.
Цель урока: Познакомить учащихся с обычаями народного праздника на примере обряда «Святки».
Задачи урока:
- создать условия для осмысления ключевых элементов (обычаев) русского народного праздника «Святки» через групповое участие в драматизации обрядового действия;
- активизировать познавательную деятельность, развивать учебно-творческие способности (пения и декламации), навык работы в группе, самостоятельной и групповой исследовательской деятельности;
- исполнить народную песню разученные ранее (1-2 классе) «Уж как шла коляда», «Приходила коляда», разучить и исполнить народные песни «Сеем, сеем…», «Авсень»;
- закрепить навык пения с опорой на графическую запись мелодии (по нотам);
- познакомить учащихся с основными понятиями урока: народный праздник, обычай, обряд, жанром календарно-обрядовой песни;
- создать условия для воспитания художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви и уважения к истории, традициям и культуре России.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний и умений.
Форма урока: деловая игра
Форма организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.
Возрастная категория: 4 класс.
УМК: Сергеева Н.Г., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Музыка 4 класс. – Просвещение, 2012.
Методическое обеспечение урока:
Технологии: игровые, проблемно-диалогический подход, элементы проектной деятельности, драматизация.
Дидактические материалы и средства обучения:
- презентация PowerPoint;
- карты образовательного маршрута «Историки», «Костюмеры-декораторы», «Фольклористы», «Этнографы»;
- реквизит (мешок Мехоняши, корзина сеятеля, красные ленты Коляде, заготовки для масок, ножницы);
- доска;
- компьютер;
- проектор;
- фортепиано.
Материал:
1Фрагмент 1 симфонии «Зимние грезы» П.И. Чайковского.
Русские народные песни «Уж как шла коляда», «Сеем, сеем», «Авсень».
Репродукция картины К.Е. Маковского «Святочные гадания».
Фрагмент баллады В.А. Жуковского «Светлана».
Библиография использованных методических материалов:
- Этнокалендарь Санкт-Петербурга.- СПб: Фрегат, 2013.
- Ширяева Н. Фольклорные праздники. – СПб: УПМ, 1997.
- Ширяева Н. Старинные русские обряды и праздники. – СПб: УПМ, 1997.
- Русский фольклор. Детские праздники /составитель Т.Ю. Камаева, - СПб: Композитор, 1996
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка.4 класс»: Уроки музыки. 1-4 класс – СПб: Просвещение, 2013.
Опорные понятия, термины: народный праздник, обряд, обычаи, русская народная песня.
Новые понятия: Святки, колядование, коляда, Авсень.
Формы контроля: составление краткого отчета об исследовании (фольклорной экспедиции).
Домашнее задание: разыграть обряд колядования дома в семье.
Ход урока
- Организационный момент. (2 минуты)
Дети входят в кабинет, звучит фрагмент 1 симфонии П.И. Чайковского «Зимние грезы».
Подготовка к уроку, деление класса на 5 команд.
- Мотивация учебной деятельности. (3 минуты) /.(Слайд 1)
Что объединяет все эти даты? (это праздники).
Какая дата здесь лишняя? (1 января – это светский государственный праздник).
Остальные праздники религиозные и 14 января – народный (напомнить о связи русской народной и религиозной культуры)
Как вы думаете, почему именно эти 3 даты, что их объединяет? (обряд «Святки»)
Мы сегодня совершим фольклорную экспедицию (исследование).
Формулирование темы урока детьми: «Народные праздники. Святки».
Формулирование цели урока детьми: «Узнать об обычаях народного праздника на примере обряда «Святки». (Слайд 2)
- Актуализация знаний (5 минут)
Для чего нам пригодятся эти знания? (изучение культуры и традиций родного края, части русской истории, мы сможем поделиться своими знаниями с одноклассниками, учащимися школы, семьей…)
Выделяем опорные слова: обычаи, обряд, народный праздник (разбираем понятия).
Команды получают задания.
- Обобщение и систематизация знаний (10 минут)
Выполнение исследовательских и творческих проектов по группам.
Историки.
Работают с Этнокалендарем. Учитель обращает внимание на краткость, четкость и лаконичность ответов на поставленные вопросы.
Костюмеры-декораторы
Создают костюмы и маски для двух групп фольклористов, общаются с группами. Изображают символ обряда «Святки» на доске – рисуют шест со звездой. Учитель контролирует взаимодействие групп.
Фольклористы (колядование)
С группой разучиваются новые песни, основная задача – чистота интонирования и выразительность исполнения.
Фольклористы (ряженые)
Контроль со стороны педагога в распределении ролей, повторение ранее изученных произведений. Основная задача - выразительность декламации и вокального исполнения.
Этнографы
Подводят итог урока. Задача группы в четкости обобщения основных понятий урока. Они будут экспертами в правильности заполнения отчета об исследовании (фольклорной экспедиции), могут помочь учителю в индивидуальном оценивании учеников класса. Целесообразно заранее продумать эту группу, её состав.
- Применение знаний и умений в новой ситуации (15 минут) /.(Слайды 3-6)
Выступление групп (защита групповых проектов) в последовательности приведенной выше. Учитель контролирует, фиксирует для себя вопросы и комментарии.
«Жито» – объяснить новое слово.
- Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (5 минут) / (Слайд 7)
Запись в тетрадях темы урока составление отчета об исследовании (фольклорной экспедиции). Закрепление и контроль новых понятий (терминов). Эксперты (группа этнографов) проверяют.
Формулируют правильные ответы.
- Рефлексия (5 минут) / (Слайд 8)
- Мы сегодня совершили фольклорную экспедицию по изучению русского народного обряда «Святки».
Ключевые элементы обряда:
Какой вид искусства обязательно был представлен в обряде? (музыка)
Каким жанром он представлен? (песней)
Как вы думаете, могли ли эти песни исполняться при других условиях, в другое время года? (нет, они связаны с определенным периодом, календарной датой)
Такие песни принадлежат к жанру календарно-обрядовых, почему?
Они связаны с воплощением (верой) каких-либо представлений человека земледельца: «Кто не даст пирога – тому куричья нога», - кричали колядующие.
Для чего проводили эти обряды? (чтобы новый год принес счастье, удачу, хороший урожай)
Кто участвовал в обряде? (все – праздник народный).
Подведение итогов урока:
Все участвовали и в народном празднике и в сегодняшнем уроке. В фольклорном обряде не бывает зрителей – все участники.
Выставление оценок, оценкой (по народной традиции могут быть сладости-конфеты).
Чтобы счастья в Новом году не обходило и ваши дома, я предлагаю следующее домашнее задание: «Разыграть обряд колядования дома в семье. Дата выполнения задания должна быть до…? (19 января)».
На следующем уроке в тетради должна быть записана дата вашего обряда и (или) отзыв ваших участников (родителей, друзей…).
Предварительный просмотр:
Этнографы
Зимние Святки
Зимние Святки назывались рождественско-новогодние праздники (с 6 января по 19 января), по своему происхождению связанные с зимним солнцестоянием – одним из самых важнейших дней земледельческого календаря. Святки начинались колядованием 6 января в Сочельник (так назывался последний день рождественского поста).
Колядованием называли праздничные обходов домов с пением колядок – песен, в которых славились хозяева дома и содержались благопожелания – богатства, урожая, многодетности и т.д. Колядки исполнялись детьми или молодежью. Хозяева одаривали колядовщиков обрядовым печеньем, конфетами, деньгами. Если хозяева скупились, то колядовщики пели озорные корильные колядки с шуточными угрозами.
Дары, полученные от хозяев, собирались обычно Мехоняшей в мешок, а потом коллективно поедались.
Слово «колядка» латинского происхождения (от слова календарь). Зимние солнцестояние отделяло один годичный цикл от другого. Верили – как проведешь Новый год, так будет и весь предстоящий год. Поэтому старались, чтобы стол был изобильным, люди веселыми, желали друг другу счастья и удачи. Веселые коротенькие колядки были песенной формой таких благопожеланий, им тоже приписывались магические свойства – как пожелаешь, так и исполнится.
Предполагают, что слово «авсень» обозначало прибавление дневного света. Раньше так называли не только песню, но и весь обряд встречи нового года, а также месяц – декабрь или январь. С декабря дневной свет начинал прибывать: солнце поднималось в полдень над землей все выше и выше. В колядке «Авсень» говориться о наступлении Нового года: Авсень перешел через мост, через границу, которой отделено одно время года от другого.
Кроме колядования на Святках обходили дома с обрядами посевания. Он имитировал посев зерна и должен был обеспечить богатый урожай в этом году.
Ряженье было одним из любимых развлечений молодежи. Со временем стало комедийным представлением с обычными для него персонажами: стариком и старухой, попом, нищем, цыганкой, а также нечистой силой – чертом, кикиморой, бабой-ягой; животными – конем, козой и медведем. Ритуальный смех задумывался как залог многой радости и благополучия в новом году.
Святочные гадания
Гадать начинают в ночь под Рождество. Наиболее благоприятные для предсказаний и пророчеств так называемые святочные дни – от рождественской ночи до Крещения Христа (19 января). Гадать нужно в период между 12 и 3 часами ночи, когда все живое на земле спит, и миром правит темная колдовская сила.
Подблюдные песни Так описал пение подблюдных песен В.А. Жуковский в балладе «Светлана»: Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали; Снег пололи; под окном Слушали; кормили Счетным курицу зерном; Ярый воск топили; В чашу с чистою водой Клали перстень золотой, Серьги изумрудны; Расстилали белый плат И над чашей пели в лад Песенки подблюдны.
|
На святках девушки гадали о своей судьбе. В блюдо складывали колечки и под пение «подблюдных», не глядя, вынимали колечки. Чье кольцо, к тому и относилась песня. Свое название песни получили в связи с игрой, которой сопровождалось гадание. Задание:
Дать определение ключевым понятиям:
|
Предварительный просмотр:
Фольклористы. Ряженые
Уж как шла коляда
Как Иванов двор на пяти столбах, на семи верстах.
Уж ты, дядюшка Иван, Шелкова борода, позлащена голова.
Ты не режь, не ломай, подавай весь каравай!
- «Коляда, коляда, пришла коляда, накануне Рождества».
На сцене появляются коляда-невеста, медведь, коза, лошадь, доктор, Мехоняша (человек с большим мешком, в который собирает все колядочные дары, после дарит поровну между ряжеными…)
Ряженные (все): «Коляда, коляда, барыня молода.
Где была коляда Накануне рождества, Барыня молода.»
Спрашивают : «Где ты была?»
Коляда : «Коней пасла»
Все: « А что выпасла?»
К-да: «Коня в седле, в золотой узде.»
Все: «А где конь?»
К-да: «За воротами стоит»
Все: «А где ворота?»
К-а: «Водой снесло»
Все: «А где вода?»
К-а : «Быки выпили»
Все: «А где быки?»
К-а: «За горы ушли»
Все: «А где горы?»
К-да: «Черви выточили»
Все: «А где черви?»
К-а: «Гуси выклевали»
Все: «А где гуси?»
К-а: «В тростник ушли»
Все: «А где тростник?»
К-а : «Дети выломал
Все: «А где дети?»
К-а: «Сидят на повеше, лапоточки плетут, сарафанец шьют, коляду одевают, гулять посылают».
Заводится хоровод «Приходила коляда».
Коляда: «Дома ли дома, хозяин дома?»
Со стороны: «Дома»
Все: Добрый вечер, щедрый вечер, добрым людям на здоровье.
Доктор: «Дома ли дома хозяюшка дома?»
Ответ: «Дома»
Все: «Счастья, здоровья, да богатств вашему дому.
Мехоняша: «не пора ли вам хозяюшки, колядовщиков одарить».
Коза: Прикажите, не держать, наших ножек не знобить, как на улице мороз обмораживает, не велит долго стоять, велит скоро подавать»
Мехоняша: «Продавай не ломай, все по целому давай, если крошечку уронишь, то и бога не замолишь!»
Медведь: Не подашь лепешки – разобьем окошки, не подашь пирога – уведем корову за рога!»
Доктор разбрасывает вокруг овес « Щедрую, щедрую колбасу чую, дайте колбасу, далеко понесу».
Лошадь: « Хозяюшка, красно Солнышко, неси не труси, давай не ломай, или хлеба осминку или хлеба полтинку»
Мехоняша с козой собирает подарки.
Все: «А дай Бог тому, кто в этом дому, ему рожь густа, рожь ужимиста. Ему с колоса осминя. Из зерна ему коврига. Из пол зерна – пирог. Наделил бы вас Господь и житьем и бытием и богатством.
Задание: 1. Спеть песню «Приходила коляда».
2. Разыграть колядование ряженых.
Предварительный просмотр:
Фольклористы. Обряд колядования
Задание: Разыграть обряд колядования.
Колядующий: Зароди, Боже,
Жито в пшеницу,
Всякую яровицу,
А в поле ядро,
А в доме добро.
Куда конь хвостом –
Там жито[1] кустом,
Куда коза рогом –
Там жито стогом.
Все: Здравствуйте, хозяева добрые!
С Новым годом! С новым счастьем!
С новым здоровьем!
(КЛАНЯЮТСЯ.)
Все колядующие исполняют песню «Сеем, сеем» 3 раза, под её исполнение один из колядующих «сеет» зерно (имитирует рукой движения сеятеля), разбрасывая его во все углы дома.
Сеем, сеем
Колядующий: Щедрик-петрик!
Дай вареник,
Ложечку кашки,
А наверх – колбаски,
Чтоб не было мало,
Дай кусочек сала.
Авсень
Колядующий:
Мы хозяину с хозяйкой
Не задаром спели!
Все (кричат): Авсень! Авсень!
Дай блинка!
Колядующие: Спасибо вам, щедрые хозяева!
Пусть Новый год вам принесет радость в дом,
Богатый урожай,
Много хлеба и молока!
[1] Жито — название «хлеба в зерне» (рожь, пшеница, ячмень).
Предварительный просмотр:
Костюмеры-декораторы
Святки
(с 6 по 19 января)
Народный праздник, приуроченный к дню зимнего солнцеворота, открывавший народный солнечный год. Нацелен на урожай будущего года. Его основные действия: шествие ряженных, колядование (пение и обсыпание дома злаковым зерном) – все это древний земледельческий ритуал язычества.
Дети обходили дома – колядовали. Пели песни колядки, кричали щедровальные стихи.
Ряженье было одним из любимых развлечений молодежи. Со временем стало комедийным представлением с обычными для него персонажами: колядой-невестой, женихом, стариком и старухой, цыганкой, а также нечистой силой – чертом, кикиморой, бабой-ягой; животными – конем, козой, медведем. Ритуальный смех задумывался как залог многой радости и благополучия в новом году.
Обязательным атрибутом процессий и ряженых, и колядующих был шест со звездой. В центре звезды помещали икону с ликом Христа или писали IX (Иисус Христос). В некоторых областях звезда заменялась большим крестом, украшенным венками из бумажных цветов.
Задание
- Изготовить костюмы-маски.
- Нарисовать на доске шест со звездой.
IX
Предварительный просмотр:
Историки
Задание
- Прочитать в Этнокалендаре (стр. 10) «Русские святки»
Рассказать:
- К чему приурочен праздник.
- Его календарные даты и периоды.
- Обряд «колядование» (действия-обереги, песни).
- Игрища.
- Ряженые. Кудесы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Узнать об обычаях народного праздника « Святки»
ИСТОРИКИ
ФОЛЬКЛОРИСТЫ (РЯЖЕНЫЕ)
ФОЛЬКЛОРИСТЫ (ОБРЯД КОЛЯДОВАНИЯ )
ЭТНОГРАФЫ К.Е. Маковский. Святочные гадания
Народные праздники Святки (дата) Колядки Коляда Авсень - с 6 по 19 января обря д овые песни от лат. слова «календарь» прибавление солнечного дня
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока музыки в 4-м классе
учителя ГБОУ школы № 135 Выборгского района Санкт-Петербурга Киреевой Светланы Вячеславовны
Технологическая карта
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые технологии, методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат |
Организационный этап. | Организованные вход учащихся под фрагмент 1 симфонии П.И. Чайковского. Деление на 5 групп. | Готовятся к уроку. Деление на 5 групп | Арт-терапия, игровая | Метапредметные (регулятивные, коммуникативные) | готовность к сотрудничеству, взаимодействию в группах. |
Мотивация учебной деятельности учащихся. | Создание проблемной ситуации. Выход на тему урока. Постановка цели и задач урока | Активизация внимания. Варианты решения «проблемы». Формулирование темы урока. Постановка цели. | проблемно-диалогический подход | Метапредметные: познавательные, коммуникативные, регулятивные. | Определена тема урока, сформулирована цель. |
Актуализация знаний. | Выделяет опорные слова: обычаи, обряд, народный праздник (разбирает понятия). Направляет личностную ориентацию «знания» Объясняет задание группам | Формулирование опорных слов урока Личностная ориентация «знания». Выбор группой маршрута исследования. | Игровые, познавательные, | Предметные: основные понятиями урока: народный праздник, обычай, обряд Метапредметные: познавательные, Личностные: самоопределения | Выбраны маршруты исследования. |
Обобщение и систематизация знаний | Контролирует работу групп. Вокально-хоровая работа: Работа над чистотой интонирования и выразительностью. Декламация: работа над выразительностью. Контроль четкости в подготовленных ответах на вопросы | Самостоятельная работа, работа в группе с информацией. Опора на полученные ранее знания. Взаимодействие между группами | Элементы проектной деятельности, объяснительно-демонстрационный, познавательный. | Предметные: Чистота интонирования, выразительность исполнения вокальных произведений и декламация текстов, участие в драматизации. Метапредметные: познавательные, коммуникативные, регулятивные. Личностные: самоиндификации | Работа в команде. Воспроизведение на новом уровне ранее полученных знаний, расширение представлений о по данной теме. |
Применение знаний и умений в новой ситуации | Контролирует, фиксирует для себя вопросы и комментарии по выступлениям групп. Оценка умений и навыков. | Готовность к представлению работы. Выступление. | Элементы проектной деятельности, драматизация. | Публичное выступление | |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Обобщение материала. Контроль знаний Оценка деятельности на уроке | Составление отчета об экспедиции. Запись темы в тетради. Анализ и взаимоанализ правильности выполнения работы. Самооценка деятельности на уроке. | Самостоятельная работа. | Личностные (смыслообразования) Предметные: | Сформулировано представление учащегося о традициях народных праздников (обряд «Святки») |
Рефлексия (подведение итогов занятия) | Закрепление ключевых элементов народного праздника «Святки». Объяснение домашнего задания (вариативно) | Повторение ключевых элементов народного праздника «Святки». Запись домашнего задания. | Фронтальный | Метапредметные (коммуникативные) Предметные Личностные (самоопределение, формирование гражданской позиции) | Готовность поделиться знаниями об обряде «Святки», продолжить колядовать. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклорный праздник "Святки"
Театрализованное представление для учащихся 1-2 классов....
сценарий театрализованного зимнего праздника "Святки"
Святки- так называют 12 святых дней с Рождества до Крещения.По древнерусскому верованию в продолжение святок о...
Народный праздник "Святки".
Народный праздник "Святки"...
Сценарий праздника "Святки"
Сценарий праздника "Святки"...
Праздник "Святки" в 3 классе
Цель праздника - приобщение детей к народным традициям. А так же в игровой форме закрепить знание русских народных святочных обрядов, поддержать интерес детей к обычаям русского наро...
Cценарий праздника "Святки"
Колядка или колядная песня – это новогодняя торжественная песня – величание в честь хозяев дома. Колядовщики – певцы желали получить за пение подарки, а если хозяева скупились на подаяние, то их корил...
праздник "Святки"
Данный сценарий предназначен для учащихся коррекционнойУШ вида школы класса «Особый ребенок». Дает предст...