Рабочая программа по музыке 2 класс
рабочая программа по музыке (2 класс) на тему
Программа для второго класса расчитана на 34 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по музыке для 2 класса | 93.39 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРАСНОЯРСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
Рабочая программа
по предмету «МУЗЫКА»
Класс: 2
Количество часов: 34 (1 час в неделю)
Составлено Румянцева Лариса Николаевна
2016– 2017 учебный год
- Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 2-го класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения начального общего образования 2010года, примерной программой начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке: «Музыка. Начальная школа» - Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. М., Просвещение, 2010.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 2 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2010.
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Рабочая тетрадь для учащихся 2 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2010.
- Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 2 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;
- Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.2 класс». Е.Д.Критская «Музыка 2 класс»1 СD, mp 3, Фонохрестоматия, М., Просвещение, 2009 г.
- Методика работы с учебниками «Музыка».1- 4 классы. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Изучение музыки во 2 классе начальной школы направлено на формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
- совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a cappella, пение хором, в ансамбле и др.);
расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских музыкальных инструментах;
активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
- накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллективов.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются: групповая, коллективная работа с учащимися. Программа предусматривает возможность учителю самостоятельного выбора средств и методов обучения в сочетании традиционных и инновационных технологий, в том числе ИКТ. В ходе обучения школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности, учатся действовать самостоятельно при выполнении творческих заданий в рабочей тетради.
учебных и творческих задач. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования. В качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение жанров песни, танца и марша; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания.
2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
личностные результаты:
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
-реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- уважительное отношение к культуре других народов;
- умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса,
школы, города и др.;
предметные результаты:
- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо одному виду) музыкально-творческой деятельности;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
метапредметные результаты:
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, района и области;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
-наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной внеурочной деятельности.
3. Содержание образовательной программы учебного курса
Тема раздела: «Россия – Родина моя» (3 ч.)
- Урок 1. Мелодия.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Средства музыкальной выразительности (мелодия). Различные виды музыки – инструментальная. Песенность.
Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Урок вводит школьников в раздел, раскрывающий мысль о мелодии как песенном начале, которое находит воплощение в различных музыкальных жанрах и формах русской музыки. Учащиеся начнут свои встречи с музыкой М.П.Мусоргского («Рассвет на Москве-реке»). Благодаря этому уроку школьники задумаются над тем, как рождается музыка, кто нужен для того, чтобы она появилась. Песенность, как отличительная черта русской музыки.
- Урок 2. Музыкальные образы родного края.
Сочинения отечественных композиторов о Родине. Элементы нотной грамоты. Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Элементы нотной грамоты.
Сочинения отечественных композиторов о Родине. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Нотная запись поможет школьникам получить представление о мелодии и аккомпанементе.
- Урок 3. Гимн России.
Гимн России как один из основных государственных символов страны, известных всему миру.
Сочинения отечественных композиторов о Родине («Гимн России» А.Александров, С.Михалков). Знакомство учащихся с государственными символами России: флагом, гербом, гимном, с памятниками архитектуры столицы: Красная площадь, храм Христа Спасителя. Музыкальные образы родного края.
Тема раздела: «День, полный событий» (6 ч.)
- Урок 4. Музыкальные инструменты (фортепиано).
Тембровая окраска наиболее популярных музыкальных инструментов (фортепиано). Элементы нотной грамоты.
Музыкальные инструменты (фортепиано). Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Знакомство школьников с пьесами П.Чайковского и С.Прокофьева. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Элементы нотной грамоты.
- Урок 5. Природа и музыка.
Знакомство с творчеством отечественных композиторов. Выразительность и изобразительность в музыке.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость.
- Урок 6. Прогулка.
Песенность, танцевальность, маршевость. Средства музыкальной выразительности: регистр, темп, динамика.
Своеобразие музыкального языка композиторов М.Мусоргского и С.Прокофьева, сходство и различие. Выразительность и изобразительность в музыке.
- Урок 7. Танцы, танцы, танцы…
Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека.
Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Основные средства музыкальной выразительности (ритм). Знакомство с танцами «Детского альбома» П.Чайковского и «Детской музыки» С.Прокофьева.
- Урок 8. Эти разные марши.
Марш и его разновидности. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс).
Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Выразительность и изобразительность в музыке.
- Урок 9. Расскажи сказку. Колыбельные.
Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие. Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент, темп, динамика). Накопление учащимися слухового
интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева и П.Чайковского).
Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (7 ч.)
- Урок 10. Великий колокольный звон. Звучащие картины.
Композитор как создатель музыки. Духовная музыка в творчестве композиторов. Колокольные звоны России.
Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Колокольные звоны России. Духовная музыка в творчестве композиторов.
- Урок 11. Русские народные инструменты.
Музыкальный фольклор народов России. Особенности звучания оркестра народных инструментов.
Музыкальный фольклор народов России. Оркестр народных инструментов. Региональные музыкально-поэтические традиции. Музицирование на элементарных музыкальных инструментах.
- Урок 12. Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский.
Народные музыкальные традиции Отечества. Историческое прошлое в музыкальных образах. Кантата.
Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата. Различные виды музыки: хоровая, оркестровая.
- Урок 13. Святые земли русской. Сергий Радонежский.
Народное творчество России. Народные песнопения. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.
Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народные песнопения.
- Урок 14. Молитва.
Духовная музыка в творчестве композиторов. Молитва.
Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Знакомство с творчеством отечественных композиторов – классиков на образцах музыкальных произведений П.И.Чайковского.
- Урок 15. С Рождеством Христовым!
Праздники русской православной церкви: Рождество Христово. Музыка в народных обрядах и традициях. Крлядки.
Народные музыкальные традиции Отечества. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Представление о религиозных традициях. Народные славянские песнопения.
- Урок 16. Музыка на Новогоднем празднике.
Народные музыкальные традиции Отечества. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.
Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Разучивание песен к празднику Нового года.
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)
- Урок 17. Фольклор – народная мудрость.
Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации.
Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, загадки, игры. Музыкальные инструменты. Игра на детских музыкальных инструментах.
- Урок 18. Плясовые наигрыши. Разыграй песню.
Наблюдение народного творчества, пляски, наигрыши. Оркестр народных инструментов.
Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, пляски, наигрыши. Формы построения музыки: вариации.
- Урок 19. Музыка в народном стиле. Сочини песенку.
Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Наблюдение народного творчества.
Народная и профессиональная музыка. Сопоставление мелодий произведений С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского, поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами. Вокальные и инструментальные импровизации с детьми на тексты народных песен-прибауток, определение их жанровой основы и характерных особенностей. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации.
- Урок 20. Проводы зимы. Встреча весны.
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.
Народные музыкальные традиции Отечества. Русский народный праздник. Музыкальный и поэтический фольклор России. Разучивание масленичных песен и весенних закличек, игр, инструментальное исполнение плясовых наигрышей. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции. Праздники народов России.
Тема раздела: «В музыкальном театре» (4 ч.)
- Урок 21. Детский музыкальный театр. Опера.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Интонации музыкальные и речевые.
Интонации музыкальные и речевые. Разучивание песни «Песня-спор» Г.Гладкова (из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити») в форме музыкального диалога. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера. Музыкальные театры. Детский музыкальный театр. Певческие голоса: детские, женские. Хор, солист, танцор, балерина. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете.
- Урок 22. Театр оперы и балета. Балет.
Многообразие музыкальных жанров. Балет. Театр оперы и балета.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Балет. Музыкальное развитие в балете. Песенность, танцевальность, маршевость.
- Урок 23. Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.
Музыкальные театры. Опера, балет. Симфонический оркестр. Дирижер.
Музыкальные театры. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Симфонический оркестр. Музыкальное развитие в опере. Развитие музыки в исполнении. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Дирижерские жесты.
- Урок 24. Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Сцены из оперы. Финал.
Опера. Музыкальное развитие – сопоставление и столкновение человеческих чувств, тем, образов. Формы построения музыки.
Опера. Формы построения музыки. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Увертюра к опере.
Тема раздела: «В концертном зале » (4 ч.)
- Урок 25. Симфоническая сказка (С.Прокофьев «Петя и волк»).
Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Жанр музыки – симфоническая сказка.
Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов симфонического оркестра.
- Урок 26. Инструментальные портреты (С.Прокофьев «Петя и волк»).
Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности (тембр). Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные портреты в симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).
- Урок 27. Картинки с выставки. Музыкальное впечатление.
Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные портреты и образы в фортепианной музыке.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Знакомство с пьесами из цикла «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского.
- Урок 28. «Звучит нестареющий Моцарт».
Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Знакомство учащихся с творчеством великого австрийского композитора В.А.Моцарта.
Знакомство учащихся с творчеством великого австрийского композитора В.А.Моцарта. Симфония. Увертюра. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки: рондо.
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 ч.)
- Урок 29. Волшебный цветик - семицветик.
Интонация – главное свойство музыки, источник элементов музыкальной речи.
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.
- Урок 30. И всё это Бах! Музыкальный инструмент - орган.
Музыкальный инструмент орган. Композитор – исполнитель – слушатель.
Знакомство учащихся с произведениями великого немецкого композитора И.-С.Баха. Музыкальные инструменты (орган).
- Урок 31. Все в движении. Музыка учит людей понимать друг друга.
Выразительность и изобразительность в музыке. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп).
Выразительность и изобразительность в музыке. Попутная песня. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп).
- Урок 32.Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла.
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.
Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад). Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.
- Урок 33. Мир композитора (П.Чайковский, С.Прокофьев).
Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.
Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, лад).
- Урок 34. Могут ли иссякнуть мелодии?
Общие представления о музыкальной жизни страны. Конкурсы и фестивали музыкантов.
Интонационное богатство мира. Конкурсы и фестивали музыкантов. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского). Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.
4. Тематическое планирование уроков.
№ п/п | Разделы и темы | Кол-во часов |
«Россия-Родина моя» | 3 | |
1 | Мелодия. | 1 |
2 | Музыкальные образы родного края | 1 |
3 | Гимн России. | 1 |
«День, полный событий» | 6 | |
4 | Музыкальные инструменты (фортепиано) | 1 |
5 | Природа и музыка. | 1 |
6 | Прогулка. | 1 |
7 | Танцы, танцы, танцы… | 1 |
8 | Эти разные марши. | 1 |
9 | Расскажи сказку. Колыбельные. | 1 |
«О России петь – что стремиться в храм» | 7 | |
10 | Великий колокольный звон. Звучащие картины. | 1 |
11 | Русские народные инструменты. | 1 |
12 | Святые земли русской. Князь Александр Невский. | 1 |
13 | Святые земли русской. Сергий Радонежский. | 1 |
14 | Молитва. | 1 |
15 | Рождество Христово! | 1 |
16 | Музыка на Новогоднем празднике. | 1 |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 4 | |
17 | Фольклор – народная мудрость. | 1 |
18 | Плясовые наигрыши. Разыграй песню. | 1 |
19 | Музыка в народном стиле. Сочини песенку. | 1 |
20 | Проводы зимы. Встреча весны… | 1 |
«В музыкальном театре» | 4 | |
21 | Детский музыкальный театр. Опера | 1 |
22 | Театр оперы и балета. Балет. | 1 |
23 | Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. | 1 |
24 | Опера «Руслан и Людмила» Увертюра. Сцены из оперы. Финал. | 1 |
«В концертном зале» | 4 | |
25 | Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк» Инструментальные портреты. | 2 |
26 | ||
27 | Картинки с выставки. Музыкальное впечатление | 1 |
28 | «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония № 40. Увертюра | 1 |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» | 6 | |
29 | Волшебный цветик-семицветик. | 1 |
30 | И все это – Бах. Музыкальные инструменты (орган). | 1 |
31 | Все в движении. Музыка учит людей понимать друг друга. | 1 |
32 | Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла. | 1 |
33 | Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев). | 1 |
34 | Могут ли иссякнуть мелодии? | 1 |
35 | Резервный урок | 1 |
Итого: | 35 |
5. Календарно - тематическое планирование
Раздел: «Россия – Родина моя» (3часа)
№ урока | Дата урока | Тема урока | Содержание программы | Музыкальный материал | Планируемый результат | ||
Предметные УУД | Метапредмет ные УУД | Личностные УУД | |||||
1. | «Мелодия» (урок – беседа) | Интонационно-образная природа музыкального искусства. Песенность. | - М.Мусоргский «Рассвет на Москве – реке» (слушание); - Г.Струве «Моя Россия» (разучивание); - р.н.п. «Во поле береза стояла» (исполнение) | - Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; - формирование правил поведения и пения на уроке. | - Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности; | - Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. | |
2. | «Музыкальные образы родного края» (урок – презентация) | Сочинения отечественных композиторов о Родине. | - Г.Струве «Моя Россия» (исполнение); - Ю.Чичков «Здравствуй, Родина моя!» (разучивание); - р.н.п. «Калинка» (разучивание) | - Знание основных закономерностей музыкального искусства; - формирование устойчивого интереса к музыке. | - Воплощать характер песен о Родине в своём исполнении; - адекватно оценивать собственное поведение .
| - Осознание своей этнической принадлежности.- Эстетические потребности, ценности и чувства. | |
3. | «Гимн России» (урок – беседа) | Гимн России, как один из основных государственных символов страны, известных всему миру. | - А.Александров, С.Михалков «Гимн России» (разучивание); - Ю.Чичков «Здравствуй, Родина моя» (исполнение); - Г.Струве «Моя Россия» (исполнение) | - Усвоение новых понятий; - Умение воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений. | - Участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности. | - Осознание своей этнической и национальной принадлежности. |
Раздел: «День, полный событий» (6 часов)
№ урока | Дата урока | Тема урока | Содержание программы | Музыкальный материал | Планируемый результат | ||
Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |||||
4. | «Музыкальные инструменты» (фортепиано) | Тембровая окраска наиболее популярных музыкальных инструментов. | - П.Чайковский «Детский альбом» (слушание); -С.Прокофьев «Детская музыка» (слушание) - В.Шаинский «Вместе весело шагать» (разучивание) | - Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; - умение понимать содержание, интонационно-образный строй произведения. | - Позитивная самооценка своих музыкально - твор - ческих способностей. - использование различных способов поиска (справочные источники, Интернет), сбора, обработки, анализа информации по теме занятия. | - Формирование этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | |
5. | «Природа и музыка» | Знакомство с творчеством отечественных композиторов. | - С.Прокофьев «Утро», «Вечер» (слушание); - Чайковский «Песня жаворонка» (слушание); - Воронова «Летний вечер» (разучивание). | - Формирование основ музыкальной культуры; - умение эмоционально и осознанно относиться к музыке разного характера. | - Понимание содержания произведения о русской природе; -исправлять качество звучания соло, ансамблем, хором. | - Позитивная самооценка своих музыкально-творчес-ких возможностей. | |
6. | «Прогулка» (урок – путешествие) | Песенность, танцевальность, маршевость. | - М.Мусоргский «Прогулка» (слушание) -В. Шаинский «Вместе весело шагать» (исполнение). | - Умение сравнивать музыкальные произведения разных композиторов, жанров и стилей. | - Использование диалогового метода; - учиться подбирать слова, отражающие содержание музыкального произведения. | - Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. | |
7. | «Танцы, танцы, танцы…» | Песня, танец, марш, как три основные области музыкального искусства. | - П.Чайковский «Полька», «Вальс» (слушание); - С.Прокофьев «Тарантелла» (слушание); - Тухманов «Любимый папа» (разучивание) | - Формирование представления о роли музыки в жизни человека; - умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям | - Слышать метро - ритмическую пульсацию разных танцев; - освоение новых терминов и понятий; - уметь слушать собеседника и вести диалог. | - Умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности – - Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла | |
8. | «Эти разные марши» | Марш и его разновидности. | - П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»; - С.Прокофьев «Марш», «Ходит месяц над лугами»; - Тухманов «Любимый папа» (исполнение) | - Знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений; - формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности. |
- Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении; - умение на основе анализа делать выводы; - выполнять музыкально-ритмические движения во время звучания музыки. | - Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. | |
9. | «Расскажи сказку». Колыбельные. | Интонации музыкальные и речевые | - П.Чайковский «Нянина сказка» (слушание); - Е.Крылатов «Колыбельная медведицы»(исполнение); | - Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.
| - Осознание детства, как время радости, беззаботности. - Воплотить в рисунках образы пьес и представить их на выставке. | - Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности. |
Раздел: « О России петь, что стремиться в храм» (7 часов)
№ урока | Дата урока | Тема урока | Содержание программы | Музыкальный материал | Планируемый результат | ||||
Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |||||||
10. | «Великий колокольный звон. Звучащие картины» | Композитор, как создатель музыки. . | - М.Мусоргский «Великий колокольный звон»; - праздничный трезвон» (слушание) - американская н.п. «Бубенчики» (разучивание) | - формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; - формирование общего представления о музыкальной картине мира. | - Передавать с помощью движений, детских музыкальных инструментов разный характер колокольных звонов; - формирование самоуважения и эмоционально положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать. | - Осознание своей этнической принадлежности. - Развивать чувства сопричастности и гордости за свою Родину. | |||
11. | Русские народные инструменты | Музыкальный фольклор нородав России. | - «Наигрыш». А. Шнитке (слушангие); - «Выходили красны девицы» русская нар.песня (разучивание) | -Умение различать тембры народных музыкальных инструментов; - способствовать запоминанию названий; | - Установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников | - Развивать эстетические чувства ребёнка; - формировать национальное самосознание: любовь и уваже -ние к традициям | |||
12. | «Святые земли русской. Князь Александр Невский» | Историческое прошлое в музыкальных образах. | - С.Прокофьев кантата «Александр Невский» «Песня об Александре» (слушание); «Вставайте, люди русские» (разучивание). | - Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи; - умение исполнять различные по характеру музыкальные произведения; - проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. | - Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере прослушанной музыки, сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности; | - Осознание своей этнической принадлежности. | |||
13. | «Святые земли русской. Сергий Радонежский» | Народное творчество России. Народные песнопения. | -« Народное песнопение о Сергии Радонежском» (разучивание) - Напев Оптиной Пустыни «О, Преславного чудесе» (слушание); | - Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии. | - Расширить представления школьников о духовном опыте человечества, запечатлённом в произведениях ис-ва - формирование учебного сотрудничества внутри класса. | - Формирование уважительного отношения к истории и культуре страны. | |||
14. | «Молитва» | Духовная музыка в творчестве композиторов. | - П.Чайковский «Утренняя молитва», «В церкви» (слушание); -современная молитва | -Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; | -Расширение представлений о музыкальном языке произведений духовного содержания в профессиональной композиторской музыке; - овладение умениями интонационно – образного анализа музыкального произведения. | - Уважительное отношение к иному мнению. - Осознание своей этнической принадлежности. | |||
15. | «Рождество Христово» | Музыка в народных обрядах и традициях. | - П.Синявский «Рождественская песенка» (разучивание); - Рождественские песни: «Тихая ночь», «Добрый тебе вечер» (слушание). | - Охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; - - эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. | - Выполнять задания творческого характера «Раскрась ангела»; - понимать содержание песни и соотносить его с музыкальными впечатлениями; | Развитие духовно-нравственных чувств, эмоциональной отзывчивости, сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач | |||
16. | «Музыка на новогоднем празднике» | Отечественные народные музыкальные традиции. | - П.Синявский «Рождественская песенка» (исполнение); - Ю.Чичков «Что такое Новый год?» (исполнение) | - Определять на слух знакомые музыкальные произведения, называть имена их авторов, - умение выразительно исполнять композиторские песни про новый год. | - Формируем умение слушать и понимать других, строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей; - понимать содержание песни и соотносить его с музыкальными впечатлениями. | - Оказание помощи в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий. |
Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 часа)
№ урока | Дата урока | Тема урока | Содержание программы | Музыкальный материал | Планируемый результат | ||
Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |||||
17. | «Фольклор – народная мудрость» | Музыкальный и поэтический фольклор России. | - Абрамов «Реченька» (слушание); - р.н.п. «Баю - баюшки» (исполнение) - А.Островский «Спят усталые игрушки» (разучивание) | Воплощать художественно-образное содержание музыкального народного творчества в песнях и играх. | - Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого и коллективного воплощения различных образов русского фольклора. | - Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. | |
18. | «Плясовые наигрыши» | Наблюдение народного творчества. Оркестр народных инструментов. | - вариации на тему р.н.п. «Светит месяц» (слушание); - р.н.п. «Калинка» (исполнение и игра на детских музыкальных инструментах) | - Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; - умение различать тембры народных музыкальных инструментов; - формирование основ музыкальной культуры родного края. | - Расширение представлений о музыкальном языке произведений народной музыки, о голосах и разнообразии мира народной музыки, - умение контролировать собственное исполнение на нар. инструментах. | - Развивать чувство сопричастности к культуре своего народа; - реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. | |
19. | «Музыка в народном стиле» | Народная и профессиональная музыка. | - С.Прокофьев «Ходит месяц» (слушание); - П.Чайковский «Детский альбом» - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет» (слушание); | - Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; - Обнаруживать и различать музыку по харак теру инастроению. | -узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов; - осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности; | - Чувство гордости за свою Родину, российский народ. | |
20. | «Проводы зимы. Встреча весны» | Народные музыкальные традиции родного края. | - песня-игра «Бояре (исполнение); - закличка «Ой, кулики» (исполнение); - р.н.п. «Веснянка» (разучивание); | - Формирование представления о роли музыки в жизни человека; - формирование основ музык-ной культуры, в том числе на материа ле музыкальной культуры родного края. | -Передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах. | - Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора. |
Раздел: «В музыкальном театре» (4 часа)
№ урока | Дата урока | Тема урока | Содержание программы | Музыкальный материал | Планируемый результат | ||
Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |||||
21. | «Детский музыкальный театр. Опера». | Песенность, танцевальность, маршевость в опере. | - Гладков «Песня-спор» (разучивание); - М.Коваль «Волк и семеро козлят» фрагменты из оперы (слушание); - «хор козлят» из оперы Коваля (исполнение). | - Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности. | - Выявлять особенности развития музыкальных образов. Определять музыкальные и речевые интонации. - участвовать в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы. | - Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. | |
22. | «Театр оперы и балета. Балет». | Балет. Многообразие музыкальных жанров. | -Р.Щедрин «Конек Горбунок» фрагменты из балета (слушание); - Гладков «Песня – спор» (исполнение) | - Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. | - Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность; - выявлять особенности развития образов. | - Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности - Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения | |
23. | «Балет. Волшебная палочка дирижера» | Музыкальные театры. Опера, балет. | - С.Прокофьев «Вальс и полночь» из балета «Золушка» (слушание); - Цветков «Песня Золушки» (разучивание). | - Исполнять различные по характеру музыкальные произведения во время вокально-хоровой работы, петь легко, напевно не форсируя звук. | - эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы. - оценка своих реальных музыкально-творческих возможностей. | - Развитие музыкально-эстети ческого чувства, проявляющего себя в эмоционального отношения к искусству, понимание его функций в жизни человека. | |
24. | Опера «Руслан и Людмила» | Опера. Музыкальное развитие . | - М.Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» (слушание); - хор «Лельтаинствен ный» (слушание) - М.Глинка «Увертюра» и заключительный хор из оперы «Руслан и Людмила» (слушание) | - Умение воспринимать музыку различных жанров; - умение выразительно исполнять фрагменты из детских опер. | - Применять установленные правила в планировании способа решения творческих заданий; | - Овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; |
Раздел: «В концертном зале» (4 часа)
№ урока | Дата урока | Тема урока | Содержание программы | Музыкальный материал | Планируемый результат | ||
Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |||||
25. | Симфоническая сказка «Петя и волк» | Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. | - С.Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк» (слушание основных тем) | - Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально -творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений; | - Узнавать тембры инструментов симф.оркестра, понимать смысл терминов: оркестр, партитура,дирижёр, выявлять вырази тельные и изобрази- тельные особенности музыки | - Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; - Овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками. . | |
26. | «Инструментальные портреты» | Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. | -- С.Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк»(слушание) | ||||
27. | «Картинки с выставки» | Выразительность и изобразительность в музыке. | - М.П.Мусоргский «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов» (слушание) - В.Шаинский «Дети любят рисовать» (разучивание) | -Формирование общего представления о музыкальной картине мира; знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений; | - Воплощение характера музыки в жестах. Уметь изображать движения пианиста, соответствующие характеру звучания музыки; - понимать смысл термина «сюита»; - умение участвовать в обсуждении, выражать свои мысли, - выполнять творческие задания в тетради. | - Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости. | |
28. | «Звучит нестареющий Моцарт» | Постижение общих закономерностей музыки. | - В.А.Моцарт «Симфония №40» гл.тема (слушание); - Моцарт увертюра к опере «Свадьба Фигаро» (слушание) - В.Шаинский «Дети любят рисовать» (исполнение) | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; | Понимать стилевые особенности музыки В.А.Моцарта; | - Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека. |
Раздел: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»(6 часов)
№ урока | Дата урока | Тема урока | Содержание программы | Музыкальный материал | Планируемый результат | ||
Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |||||
29. | «Волшебный цветик – семицветик» | Интонация – главное свойство музыки, источник элементов музыкальной речи. | - Ж.Бизе «Марш мальчишек» из оперы «Кармен» (слушание); - Кабалевский «Мы – второклассники» (исполнение); | - Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях. | Анализировать художественно – образное содержание, музыкальный язык произведений мирового муз. искусства; | - Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; - Овладение навыками сотрудничества | |
30. | «И всё это - Бах» | Музыкальные инструменты - орган. | - И.С.Бах «Менуэт»(слушание); - И.С.Бах «Токката» (слушание). | -Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; - исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения. | - Развивать у школьников умение услышать драматургию музыки, определить развитие музыкального образа; - понимать стилевые особенности музыки Баха - умение участвовать в обсуждении. | - Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости; - уважительное отношение к культуре других народов. | |
31. | «Всё в движении» | Выразительность и изобразительность в музыке. Основные средства выразительности: мелодия, темп. | - Глинка «Попутная песня» (слушание); - Кабалевский «Карусель» (разучивание); | - Формирование общего представления о музыкальной картине мира; - осознавать, что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных образах. | - Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и литературных или художественных произведениях; - Раскрытие музыкальных образов через литературный сюжет. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности. | |
32. | «Два лада» | Музыкальная речь, как способ общения между людьми. | - Г.Свиридов «Весна» и «Осень» (слушание); - Сибирский «А третий – это я» (исполнение). | - Знать название музыкальных средств выразитель ности понимать и воспринимать интонацию как носителя образного смысла музыки; - определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), | - Формировать приемы мыслительной деятельности, сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; | - Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. | |
33. | «Мир композитора» (П. Чайковский, С.Прокофьев). | Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. | - С.Прокофьев пьесы из «Детской музыки» (слушание); - П.Чайковский пьесы из «Детского альбома» (слушание); - «Пусть всегда будет солнце». А. Островский, слова Л. Ошанина (разучивание) | - Выражать свое отношение к услышанным музыкальным произведениям; - уметь сравнивать контрастные произведения по характеру, делать самостоятельный разбор. | - Планирование собственных действий в процессе восприятия исполнения музыкальных произведений; - размышлять об отечественной музыке, её характере и средствах выразительности. |
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю и культуру России. | |
34. | «Могут ли иссякнуть мелодии?» | Общие представления о музыкальной жизни страны. | - П.Чайковский «Концерт №1 для ф-но с оркестром» - «Пусть всегда будет солнце». А. Островский, слова Л. Ошанина (исполнение) | -Определять на слух основные жанры музыки; - эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление. | - Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - ставить вопросы, предлагать помощь и договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | - Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, - Участие в музыкальной жизни класса, школы, района. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...