Рабочая программа по музыке 2 класс
рабочая программа по музыке (2 класс) на тему

Румянцева Лариса Николаевна

Программа для второго класса расчитана на 34 часа в неделю.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРАСНОЯРСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»

Рабочая программа

по предмету «МУЗЫКА»

   

    Класс: 2

         Количество часов: 34 (1 час в неделю)

      Составлено Румянцева Лариса Николаевна

2016– 2017  учебный год

  1. Пояснительная   записка

Рабочая программа по музыке для 2-го класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  второго поколения начального  общего  образования 2010года, примерной программой  начального общего образования по музыке  с учетом авторской программы по музыке: «Музыка. Начальная школа» - Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. М., Просвещение, 2010.  

 Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 2 класса    начальной школы – М.: Просвещение, 2010.
  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Рабочая тетрадь для учащихся 2 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2010.
  • Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 2 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;
  • Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.2 класс». Е.Д.Критская «Музыка 2 класс»1 СD, mp 3, Фонохрестоматия, М., Просвещение, 2009 г.
  • Методика работы с учебниками «Музыка».1- 4 классы. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).

         Изучение музыки  во 2 классе начальной школы направлено на  формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.  Введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
  • воспитание интереса  и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
  • совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a cappella, пение хором, в ансамбле и др.);
  • расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических  движений, а также элементарного музицирования на детских музыкальных инструментах;

  • активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);

  • накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллективов.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

   Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах;  инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений.  

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются: групповая, коллективная работа с учащимися. Программа предусматривает возможность учителю самостоятельного выбора средств и методов обучения в сочетании традиционных и инновационных технологий, в том числе ИКТ. В ходе обучения школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности, учатся действовать самостоятельно при выполнении творческих заданий  в рабочей тетради.

учебных и творческих задач. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования. В качестве форм промежуточного  и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение жанров песни, танца и марша; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания.

2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета

личностные  результаты:

- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

-реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

- уважительное отношение к культуре других народов;

- умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса,

  школы, города и др.;

предметные результаты:

- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо одному виду) музыкально-творческой деятельности;

- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;

- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

метапредметные результаты:

- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, района  и  области;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

-наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной внеурочной деятельности.

3. Содержание образовательной программы учебного курса

Тема раздела: «Россия – Родина моя» (3 ч.)

  • Урок 1.  Мелодия.

Интонационно-образная природа музыкального искусства.  Средства музыкальной выразительности (мелодия). Различные виды музыки – инструментальная. Песенность.

Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Урок вводит школьников в раздел, раскрывающий мысль о мелодии как песенном начале, которое находит воплощение в различных музыкальных жанрах и формах русской музыки. Учащиеся начнут свои встречи с музыкой М.П.Мусоргского («Рассвет на Москве-реке»). Благодаря этому уроку школьники задумаются над тем, как рождается музыка, кто нужен для того, чтобы она появилась. Песенность, как отличительная черта русской музыки.

  • Урок 2.  Музыкальные образы родного края. 

Сочинения отечественных композиторов о Родине.  Элементы нотной грамоты.  Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Элементы нотной грамоты.

Сочинения отечественных композиторов о Родине. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Нотная запись поможет школьникам получить представление о мелодии и аккомпанементе.

  • Урок 3. Гимн России.

Гимн России как один из основных государственных символов страны, известных всему миру.

Сочинения отечественных композиторов о Родине («Гимн России» А.Александров, С.Михалков). Знакомство учащихся с государственными символами России: флагом, гербом, гимном, с памятниками архитектуры столицы: Красная площадь, храм Христа Спасителя.  Музыкальные образы родного края.

Тема раздела: «День, полный событий» (6 ч.)

  • Урок 4. Музыкальные инструменты (фортепиано). 

Тембровая окраска наиболее популярных музыкальных инструментов (фортепиано). Элементы нотной грамоты.

Музыкальные инструменты (фортепиано). Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Знакомство школьников с пьесами П.Чайковского и С.Прокофьева. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Элементы нотной грамоты.

  • Урок 5. Природа и музыка.

Знакомство с творчеством отечественных композиторов.  Выразительность и изобразительность в музыке.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость.

  • Урок 6. Прогулка.

Песенность, танцевальность, маршевость. Средства музыкальной выразительности: регистр, темп, динамика.

Своеобразие музыкального языка композиторов  М.Мусоргского и С.Прокофьева, сходство и различие. Выразительность и изобразительность в музыке.

        

  • Урок 7. Танцы, танцы, танцы…

Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека.

Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах.  Основные средства музыкальной выразительности (ритм). Знакомство с танцами «Детского альбома» П.Чайковского и «Детской музыки» С.Прокофьева.

  • Урок 8. Эти разные марши.

 Марш и его разновидности. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс).

Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Интонация – источник элементов музыкальной речи.  Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Выразительность и изобразительность в музыке.

  • Урок 9. Расскажи сказку. Колыбельные.

Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие. Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент, темп, динамика). Накопление учащимися слухового

интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева и П.Чайковского).

Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (7 ч.)

  • Урок 10. Великий колокольный звон. Звучащие картины.

Композитор как создатель музыки. Духовная музыка в творчестве композиторов. Колокольные звоны России.

Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Колокольные звоны России. Духовная музыка в творчестве композиторов.

  • Урок 11. Русские народные инструменты.

Музыкальный фольклор народов России. Особенности звучания оркестра народных инструментов.

Музыкальный фольклор народов России. Оркестр народных инструментов. Региональные музыкально-поэтические традиции.  Музицирование на элементарных музыкальных инструментах.

  • Урок 12. Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский.

 Народные музыкальные традиции Отечества. Историческое  прошлое  в музыкальных образах. Кантата.

Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата. Различные виды музыки: хоровая, оркестровая.

  • Урок 13. Святые земли русской. Сергий Радонежский.

 Народное творчество России. Народные песнопения. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.

Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народные песнопения. 

  • Урок 14. Молитва. 

Духовная музыка в творчестве композиторов. Молитва.

Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Знакомство с творчеством отечественных композиторов – классиков на образцах музыкальных произведений П.И.Чайковского.

  • Урок 15. С Рождеством Христовым!

Праздники русской православной церкви: Рождество Христово. Музыка в народных обрядах и традициях. Крлядки.

Народные музыкальные традиции Отечества. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Представление  о  религиозных  традициях. Народные славянские песнопения.

  • Урок 16. Музыка на Новогоднем празднике.

 Народные музыкальные традиции Отечества.  Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.

Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Разучивание песен к празднику Нового года.

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)

  • Урок 17. Фольклор – народная мудрость.

Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации.  

Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, загадки, игры. Музыкальные инструменты. Игра на детских музыкальных инструментах.

  • Урок 18. Плясовые наигрыши. Разыграй песню.

Наблюдение народного творчества, пляски, наигрыши.  Оркестр народных инструментов.

Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, пляски, наигрыши. Формы построения музыки: вариации.

  • Урок 19. Музыка в народном стиле. Сочини песенку.

 Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Наблюдение народного творчества.

 Народная и профессиональная музыка. Сопоставление мелодий произведений С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского, поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами. Вокальные и инструментальные импровизации с детьми на тексты народных песен-прибауток, определение их жанровой основы и характерных особенностей. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации.

  • Урок 20. Проводы зимы. Встреча весны.

 Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.

 Народные музыкальные традиции Отечества. Русский народный праздник. Музыкальный и поэтический фольклор России. Разучивание масленичных песен и весенних закличек, игр, инструментальное исполнение плясовых наигрышей. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции. Праздники народов России.

Тема раздела: «В музыкальном театре» (4 ч.)

  • Урок 21. Детский музыкальный театр. Опера. 

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Интонации музыкальные и речевые.

Интонации музыкальные и речевые. Разучивание песни «Песня-спор» Г.Гладкова (из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити») в форме музыкального диалога. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера. Музыкальные театры. Детский музыкальный театр. Певческие голоса: детские, женские. Хор, солист, танцор, балерина. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете.

  • Урок 22. Театр оперы и балета. Балет.

Многообразие  музыкальных жанров. Балет. Театр оперы и балета.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Балет. Музыкальное развитие в балете. Песенность, танцевальность, маршевость.

  • Урок 23.  Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.

Музыкальные театры. Опера, балет. Симфонический оркестр. Дирижер.

Музыкальные театры. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Симфонический оркестр. Музыкальное развитие в опере. Развитие музыки в исполнении. Роль  дирижера,  режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Дирижерские жесты.

  • Урок 24. Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Сцены из оперы. Финал.

Опера. Музыкальное развитие – сопоставление  и столкновение  человеческих чувств, тем, образов. Формы построения музыки.

Опера. Формы построения музыки. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Увертюра к опере.

Тема раздела: «В концертном зале » (4 ч.)

  • Урок 25. Симфоническая сказка (С.Прокофьев «Петя и волк»).

Музыкальные  инструменты. Симфонический оркестр. Жанр музыки – симфоническая сказка.

Музыкальные  инструменты. Симфонический оркестр. Знакомство  с  внешним  видом,  тембрами,  выразительными  возможностями музыкальных  инструментов  симфонического оркестра.

  • Урок 26. Инструментальные портреты (С.Прокофьев «Петя и волк»).

Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности (тембр). Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные портреты в симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).

  • Урок 27. Картинки с выставки. Музыкальное впечатление.

Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные портреты и образы в фортепианной музыке.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Знакомство с пьесами из цикла «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского.

  • Урок 28. «Звучит нестареющий Моцарт».

Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Знакомство учащихся с творчеством  великого австрийского композитора В.А.Моцарта.

Знакомство учащихся с творчеством великого австрийского композитора В.А.Моцарта. Симфония. Увертюра. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки: рондо.

Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 ч.)

  • Урок 29. Волшебный цветик - семицветик. 

Интонация – главное свойство музыки, источник элементов музыкальной речи.

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.

  • Урок 30. И всё это Бах! Музыкальный инструмент - орган. 

Музыкальный инструмент  орган. Композитор – исполнитель – слушатель. 

Знакомство учащихся с произведениями великого немецкого композитора И.-С.Баха. Музыкальные инструменты (орган).

  • Урок 31. Все в движении. Музыка учит людей понимать друг друга.

 Выразительность и изобразительность в музыке. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп).

Выразительность и изобразительность в музыке. Попутная песня. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп).

  • Урок 32.Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла.

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.

Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад). Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.

  • Урок 33. Мир композитора (П.Чайковский, С.Прокофьев).

Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.

Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, лад).

  • Урок 34. Могут ли иссякнуть мелодии?

Общие представления о музыкальной жизни страны. Конкурсы и фестивали музыкантов.

Интонационное богатство мира. Конкурсы и фестивали музыкантов.  Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского). Составление афиши и программы концерта. Исполнение  выученных и полюбившихся  песен  всего учебного  года.

4. Тематическое планирование уроков.

№ п/п

Разделы и темы

Кол-во часов

«Россия-Родина моя»

3

1

Мелодия.

1

2

Музыкальные образы родного края

1

3

Гимн России.

1

«День, полный событий»

6

4

Музыкальные инструменты (фортепиано)

1

5

Природа и музыка.  

1

6

Прогулка.

1

7

Танцы, танцы, танцы…

1

8

Эти разные марши.

1

9

Расскажи сказку. Колыбельные.

1

«О России петь – что стремиться в храм»

7

10

Великий колокольный звон. Звучащие картины.

1

11

Русские народные инструменты. 

1

12

Святые земли русской. Князь Александр Невский.

1

13

Святые земли русской.  Сергий Радонежский.

1

14

Молитва.

1

15

 Рождество Христово!

1

16

Музыка на Новогоднем празднике.

1

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

4

17

Фольклор – народная мудрость.

1

18

Плясовые наигрыши. Разыграй песню.

1

19

Музыка в народном стиле. Сочини песенку.

1

20

Проводы зимы. Встреча весны…

1

«В музыкальном театре»

4

21

Детский музыкальный театр. Опера

1

22

Театр оперы и балета. Балет.

1

23

Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.

1

24

Опера «Руслан и Людмила» Увертюра.  Сцены из оперы. Финал.

1

«В концертном зале»

4

25

Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк»

Инструментальные портреты.

2

26

27

Картинки с выставки. Музыкальное впечатление

1

28

«Звучит нестареющий Моцарт». Симфония № 40. Увертюра

1

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

6

29

Волшебный  цветик-семицветик.

1

30

И все это – Бах. Музыкальные инструменты (орган).

1

31

Все в движении. Музыка учит людей понимать друг друга.

1

32

Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла.

1

33

Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев).

1

34

Могут ли иссякнуть мелодии?

1

35

Резервный урок

1

Итого:

35

5. Календарно - тематическое планирование

Раздел: «Россия – Родина моя» (3часа)

№ урока

Дата урока

Тема урока

Содержание программы

Музыкальный материал

Планируемый результат

Предметные УУД

Метапредмет

ные УУД

Личностные УУД

1.

«Мелодия»

(урок – беседа)

 Интонационно-образная природа музыкального искусства. Песенность.

- М.Мусоргский «Рассвет на Москве – реке» (слушание);

- Г.Струве «Моя Россия» (разучивание);

- р.н.п. «Во поле береза стояла» (исполнение)

- Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

- формирование правил поведения и пения на уроке.

- Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности;

- Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

2.

«Музыкальные образы родного края»

(урок – презентация)

Сочинения отечественных композиторов  о Родине.

- Г.Струве «Моя Россия» (исполнение);

- Ю.Чичков «Здравствуй, Родина моя!» (разучивание);

- р.н.п. «Калинка» (разучивание)

- Знание основных закономерностей  музыкального искусства;

- формирование устойчивого интереса к музыке.

- Воплощать характер песен  о Родине в своём исполнении;

- адекватно оценивать собственное поведение .

 

- Осознание своей этнической принадлежности.- Эстетические потребности, ценности и чувства.

3.

«Гимн России»

(урок – беседа)

Гимн России, как один из основных государственных символов страны, известных всему миру.

- А.Александров, С.Михалков «Гимн России» (разучивание);

- Ю.Чичков «Здравствуй, Родина моя» (исполнение);

- Г.Струве «Моя Россия» (исполнение)

- Усвоение новых понятий;

- Умение воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений.

- Участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.

- Осознание своей этнической и национальной принадлежности.

Раздел: «День, полный событий» (6 часов)

№ урока

Дата урока

Тема урока

Содержание программы

Музыкальный материал

Планируемый результат

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

4.

«Музыкальные инструменты» (фортепиано)

Тембровая окраска наиболее популярных музыкальных инструментов.

- П.Чайковский «Детский альбом» (слушание);

-С.Прокофьев «Детская музыка» (слушание)

- В.Шаинский «Вместе весело шагать» (разучивание)

- Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; - умение понимать содержание, интонационно-образный строй произведения.

- Позитивная самооценка своих музыкально - твор - ческих способностей.

- использование различных способов поиска (справочные источники, Интернет), сбора, обработки, анализа информации по теме занятия.

- Формирование этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

5.

«Природа и музыка»

Знакомство с творчеством отечественных композиторов.

- С.Прокофьев «Утро», «Вечер» (слушание);

- Чайковский «Песня жаворонка» (слушание);

- Воронова «Летний вечер» (разучивание).

- Формирование основ музыкальной культуры;

- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке разного характера.

- Понимание содержания произведения о русской природе;

-исправлять качество звучания

соло, ансамблем, хором.

- Позитивная самооценка своих музыкально-творчес-ких возможностей.

6.

«Прогулка»

(урок – путешествие)

Песенность, танцевальность, маршевость.  

- М.Мусоргский «Прогулка» (слушание)

-В. Шаинский «Вместе весело шагать» (исполнение).

- Умение

сравнивать музыкальные произведения разных композиторов, жанров и стилей.

- Использование диалогового метода;

- учиться подбирать слова, отражающие содержание музыкального произведения.

- Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

7.

«Танцы, танцы, танцы…»

Песня, танец, марш, как три основные области музыкального искусства.

- П.Чайковский «Полька», «Вальс» (слушание);

- С.Прокофьев «Тарантелла» (слушание);

- Тухманов «Любимый папа» (разучивание)

- Формирование представления о роли музыки в жизни человека;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям

- Слышать метро - ритмическую пульсацию разных танцев;

- освоение новых терминов и понятий;

- уметь слушать собеседника и вести диалог.

- Умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности –

- Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла

8.

«Эти разные марши»

Марш и его разновидности.

- П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»;

- С.Прокофьев «Марш», «Ходит месяц над лугами»;

- Тухманов «Любимый папа» (исполнение)

- Знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности.

 

- Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;

- умение на основе анализа делать выводы;

- выполнять музыкально-ритмические  движения во  время  звучания музыки.

- Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

9.

«Расскажи сказку». Колыбельные.

Интонации музыкальные и речевые

- П.Чайковский «Нянина сказка» (слушание);

- Е.Крылатов «Колыбельная медведицы»(исполнение);

- Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.

 

- Осознание детства, как время радости, беззаботности.

- Воплотить в рисунках образы пьес и представить их на выставке.

- Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности.

Раздел: « О России петь, что стремиться в храм» (7 часов)

№ урока

Дата урока

Тема урока

Содержание программы

Музыкальный материал

Планируемый результат

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

10.

«Великий колокольный звон. Звучащие картины»

Композитор, как создатель музыки.

.

- М.Мусоргский «Великий колокольный звон»;

- праздничный трезвон» (слушание)

- американская н.п. «Бубенчики» (разучивание)

- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

- формирование общего представления о музыкальной картине мира.

- Передавать с помощью движений, детских музыкальных инструментов разный характер колокольных звонов;

- формирование самоуважения и эмоционально  положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и

  отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам

  и умения адекватно их оценивать.

- Осознание своей этнической принадлежности.

- Развивать чувства сопричастности и гордости  за свою Родину.

11.

Русские народные инструменты

Музыкальный фольклор нородав России.

- «Наигрыш». АШнитке (слушангие);

- «Выходили красны девицы» русская нар.песня

(разучивание) 

-Умение различать тембры народных музыкальных

инструментов;

- способствовать запоминанию названий;

- Установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников

- Развивать эстетические чувства ребёнка;

- формировать национальное самосознание: любовь и уваже -ние к традициям

12.

«Святые земли русской. Князь Александр Невский»

Историческое  прошлое  в музыкальных образах.

- С.Прокофьев кантата «Александр Невский» «Песня об Александре» (слушание);

«Вставайте, люди русские» (разучивание).

- Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи;

- умение  исполнять различные по характеру музыкальные произведения;

- проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.

- Приобретение  умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере прослушанной музыки, сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности;

- Осознание своей этнической принадлежности.

13.

«Святые земли русской. Сергий Радонежский»

Народное творчество России. Народные песнопения.

-« Народное песнопение о Сергии Радонежском» (разучивание)

- Напев Оптиной Пустыни «О, Преславного чудесе» (слушание);

- Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.

- Расширить  представления  школьников о  духовном опыте человечества, запечатлённом в произведениях ис-ва

- формирование учебного сотрудничества внутри класса.

- Формирование уважительного отношения к истории и культуре страны.

14.

«Молитва»

Духовная музыка в творчестве композиторов.

- П.Чайковский «Утренняя молитва», «В церкви» (слушание);

-современная молитва

-Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

-Расширение представлений о музыкальном языке произведений духовного содержания в профессиональной композиторской музыке;

- овладение умениями интонационно – образного анализа музыкального

произведения.

- Уважительное отношение к иному мнению.

- Осознание своей этнической принадлежности.

15.

«Рождество Христово»

Музыка в народных обрядах и традициях.

- П.Синявский «Рождественская песенка» (разучивание);

- Рождественские песни:

«Тихая ночь», «Добрый тебе вечер» (слушание).

-  Охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; -

- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.

- Выполнять задания творческого характера «Раскрась ангела»;

- понимать содержание песни и соотносить его с музыкальными впечатлениями;

Развитие духовно-нравственных

чувств, эмоциональной отзывчивости, сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач

16.

«Музыка на новогоднем празднике»

Отечественные народные музыкальные традиции.

- П.Синявский «Рождественская песенка» (исполнение);

- Ю.Чичков «Что такое Новый год?» (исполнение)

- Определять на слух знакомые музыкальные произведения, называть имена их авторов,

- умение выразительно исполнять композиторские песни про новый год.

- Формируем умение  

  слушать и понимать

  других, строить речевые высказывания в соответствии  с поставленной задачей;

 - понимать содержание песни и соотносить его с музыкальными впечатлениями.

- Оказание помощи в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий.

Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 часа)

№ урока

Дата урока

Тема урока

Содержание программы

Музыкальный материал

Планируемый результат

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

17.

«Фольклор – народная мудрость»

Музыкальный и поэтический фольклор России.

- Абрамов «Реченька» (слушание);

- р.н.п. «Баю - баюшки» (исполнение)

- А.Островский «Спят усталые игрушки» (разучивание)

Воплощать  художественно-образное содержание музыкального народного творчества в песнях  и играх.

- Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого и коллективного воплощения различных образов русского фольклора.

- Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.

18.

«Плясовые наигрыши»

Наблюдение народного творчества. Оркестр народных инструментов.

- вариации на тему р.н.п. «Светит месяц» (слушание);

- р.н.п. «Калинка» (исполнение и  игра на детских музыкальных инструментах)

- Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

- умение различать тембры народных музыкальных

инструментов;

- формирование основ музыкальной культуры родного края.

- Расширение представлений о музыкальном языке произведений народной музыки,  о голосах и разнообразии мира народной музыки,

- умение контролировать собственное исполнение на нар. инструментах.

- Развивать чувство сопричастности к культуре своего народа;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.

19.

«Музыка в народном стиле»

Народная и профессиональная музыка.

- С.Прокофьев «Ходит месяц» (слушание);

- П.Чайковский «Детский альбом» - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет» (слушание);

- Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- Обнаруживать и

 различать музыку по харак

теру инастроению.

-узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов;

-  осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности;

- Чувство гордости за свою Родину, российский народ.

20.

«Проводы зимы. Встреча весны»

Народные музыкальные традиции родного края.

- песня-игра «Бояре (исполнение);

- закличка «Ой, кулики» (исполнение);

- р.н.п. «Веснянка» (разучивание);

- Формирование представления о роли музыки в жизни человека;

- формирование основ музык-ной культуры, в том числе на материа

ле музыкальной культуры родного края.

-Передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах.

- Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора.

Раздел: «В музыкальном театре» (4 часа)

№ урока

Дата урока

Тема урока

Содержание программы

Музыкальный материал

Планируемый результат

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

21.

«Детский музыкальный театр. Опера».

Песенность, танцевальность, маршевость  в  опере.

- Гладков «Песня-спор» (разучивание);

- М.Коваль «Волк и семеро козлят» фрагменты из оперы (слушание);

- «хор козлят» из оперы Коваля (исполнение).

- Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности.

- Выявлять особенности развития музыкальных образов. Определять музыкальные и речевые интонации.

-  участвовать в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы.

- Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

22.

«Театр оперы и балета. Балет».

Балет. Многообразие музыкальных жанров.

-Р.Щедрин «Конек Горбунок» фрагменты из балета (слушание);

- Гладков «Песня – спор» (исполнение)

- Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов.

- Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;

- выявлять особенности развития образов.

- Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности - Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

23.

«Балет. Волшебная палочка дирижера»  

Музыкальные театры. Опера, балет.

- С.Прокофьев «Вальс и полночь» из балета «Золушка» (слушание);

- Цветков «Песня Золушки» (разучивание).

- Исполнять различные  по характеру музыкальные произведения во время вокально-хоровой работы, петь легко, напевно не форсируя звук.

  - эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы.

- оценка своих реальных музыкально-творческих возможностей.

- Развитие музыкально-эстети ческого чувства, проявляющего себя в эмоционального отношения  к искусству, понимание его функций в жизни человека.

24.

Опера «Руслан и Людмила»

Опера. Музыкальное развитие .

- М.Глинка «Марш Черномора»  из оперы «Руслан и Людмила» (слушание);

- хор «Лельтаинствен

ный» (слушание)

- М.Глинка «Увертюра» и  заключительный хор из  оперы «Руслан и Людмила» (слушание)

- Умение воспринимать музыку различных жанров;

- умение выразительно исполнять фрагменты из детских  опер.

- Применять установленные правила в планировании способа решения творческих заданий;

- Овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

Раздел: «В концертном зале» (4 часа)

№ урока

Дата урока

Тема урока

Содержание программы

Музыкальный материал

Планируемый результат

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

25.

Симфоническая сказка «Петя и волк»

Музыкальные  инструменты. Симфонический оркестр.

- С.Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк» (слушание основных тем)

- Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально -творческой деятельности,  выступать в роли слушателей,  эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;

- Узнавать тембры инструментов симф.оркестра, понимать смысл терминов: оркестр, партитура,дирижёр, выявлять вырази

тельные и изобрази-

тельные особенности музыки

- Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

- Овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.

.

26.

«Инструментальные портреты»

Музыкальные портреты и образы в

симфонической музыке.

-- С.Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк»(слушание)

27.

«Картинки с выставки»

Выразительность и изобразительность в музыке.

- М.П.Мусоргский «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов» (слушание)

- В.Шаинский «Дети любят рисовать» (разучивание)

-Формирование общего представления о музыкальной картине мира;

знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

- Воплощение характера музыки в жестах. Уметь изображать движения пианиста, соответствующие характеру звучания музыки;

- понимать смысл термина «сюита»;

- умение участвовать в обсуждении, выражать свои мысли,

- выполнять творческие задания в тетради.

- Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости.

28.

«Звучит нестареющий Моцарт»

Постижение общих закономерностей музыки.

- В.А.Моцарт «Симфония №40» гл.тема (слушание);

- Моцарт увертюра к опере «Свадьба Фигаро» (слушание)

- В.Шаинский «Дети любят рисовать» (исполнение)

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

Понимать стилевые особенности музыки В.А.Моцарта;

- Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека.

Раздел: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»(6 часов)

№ урока

Дата урока

Тема урока

Содержание программы

Музыкальный материал

Планируемый результат

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

29.

«Волшебный цветик – семицветик»

Интонация – главное свойство музыки, источник элементов музыкальной речи.

- Ж.Бизе «Марш мальчишек» из оперы «Кармен» (слушание);

- Кабалевский «Мы – второклассники» (исполнение);

- Определять и сравнивать характер, настроение и  средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях.

 Анализировать художественно – образное содержание, музыкальный язык произведений мирового муз. искусства;

 - Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

- Овладение навыками сотрудничества

30.

«И всё это - Бах»

Музыкальные инструменты - орган.

- И.С.Бах «Менуэт»(слушание);

- И.С.Бах «Токката» (слушание).

-Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

- исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения.

- Развивать у школьников умение услышать  драматургию музыки, определить развитие музыкального образа;

- понимать стилевые особенности музыки Баха

- умение участвовать в обсуждении.

- Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости;

- уважительное отношение к культуре других народов.

31.

«Всё в движении»

Выразительность и изобразительность в музыке. Основные средства выразительности: мелодия, темп.

- Глинка «Попутная песня» (слушание);

- Кабалевский «Карусель» (разучивание);

- Формирование общего представления о музыкальной

картине мира;

- осознавать, что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных образах.

- Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и литературных или художественных произведениях;

- Раскрытие музыкальных образов через литературный сюжет.

Развитие эмоционального восприятия  произведений искусства. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности.

32.

«Два лада»

Музыкальная речь, как способ общения между людьми.

- Г.Свиридов «Весна» и «Осень» (слушание);

-  Сибирский «А третий – это я» (исполнение).

- Знать название музыкальных  средств выразитель

ности понимать и воспринимать интонацию как носителя образного смысла музыки; 

- определять на слух основные жанры (песня, танец, марш),

- Формировать приемы мыслительной деятельности, сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях;

- Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

33.

«Мир композитора» (П. Чайковский, С.Прокофьев).

Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.

- С.Прокофьев пьесы из «Детской музыки» (слушание);

- П.Чайковский пьесы из «Детского альбома» (слушание);

- «Пусть всегда будет солнце». А. Островский, слова Л. Ошанина (разучивание)

- Выражать свое отношение к услышанным музыкальным произведениям;

- уметь сравнивать контрастные произведения по характеру, делать самостоятельный разбор.

- Планирование собственных действий в процессе восприятия  исполнения музыкальных произведений;

- размышлять об отечественной музыке, её характере и средствах выразительности.

 

- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ,  историю и культуру России.

34.

«Могут ли иссякнуть мелодии?»

Общие представления о музыкальной жизни страны.

- П.Чайковский «Концерт №1 для ф-но с оркестром»

- «Пусть всегда будет солнце». А. Островский, слова Л. Ошанина (исполнение)

-Определять на слух основные жанры  музыки;

- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление.

- Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- ставить вопросы, предлагать помощь и договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

- Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности,

- Участие в музыкальной жизни класса, школы, района. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...