Рабочая программа по музыке 1 класс
рабочая программа по музыке (2 класс) по теме
рабочая программа по музыке для первого класса расчитана 33 часа, составлена в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по музыке 1 класс | 98.01 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРАСНОЯРСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
Рабочая программа
по предмету «МУЗЫКА»
класс:1
Количество часов: 33
Составлено Румянцева Лариса Николаевна
2016 – 2017 учебный год
- Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по музыке для 1-го класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения начального общего образования 2010 года, примерной программой начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2010.
Рабочая программа рассчитана на 33 часа в год (из расчета 1 час в неделю).
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 1 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2010
- Рабочая тетрадь для 1 класс, М.: Просвещение, 2010
- Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1 класс
- Пособие для учителя /сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;
- Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».1 класс. (CD)
Предмет музыка в 1 классе начальной школы имеет целью введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих задач:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально - ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений. Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.
Формы организации учебного процесса:
- групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:
- экскурсия, путешествие, выставка.
Виды контроля:
- входной, текущий, итоговый
- фронтальный, комбинированный, устный
Формы (приемы) контроля:
- наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слушания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе
изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной
церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка;
- умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса,
школы, города и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей, чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и
сверстниками;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально — нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;
- развитие музыкально — эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально -ценностном отношении к искусству,
понимании его функций в жизни человека и общества.
метапредметные результаты:
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- позитивная самооценка своих музыкально — творческих возможностей;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально — творческих
задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально — эстетической деятельности.
предметные результаты:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно — нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- формирование основ музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству
и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально -творческой деятельности;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально — пластических композиций, исполнении
вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
3. Содержание образовательной программы учебного курса
Раздел 1. «Музыка вокруг нас»
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет. Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
Тема полугодия: «Музыка вокруг нас» – 16 часов
- Урок 1. И Муза вечная со мной!
Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки, как естественное проявление человеческого состояния.
Композитор как создатель музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг.
- Урок 2. Хоровод муз.
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.
Музыка, которая звучит в различных жизненных ситуациях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Музыкальный фольклор народов России и мира. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Хоровод, хор. Хоровод - древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Сходство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры.
- Урок 3.Повсюду музыка слышна.
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки.
Музыка как средство общения между людьми. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Детский фольклор: музыкальные приговорки, считалки, припевки. Знакомство с народными песенками - попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы. Ролевая игра «Играем в композитора».
- Урок 4.Душа музыки - мелодия.
Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).
Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Мелодия – главная мысль любого музыкального произведения. Выявление характерных особенностей жанров: песня, танец, марш на примере пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского. В марше - поступь, интонации и ритмы шага, движение. Песня - напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка. Танец- движение и ритм, плавность и закругленность мелодии, узнаваемый трехдольный размер в вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие “шаги” в польке. В песне учащиеся играют на воображаемой скрипке. В марше пальчики- “солдатики” маршируют на столе, играют на воображаемом барабане. В вальсе учащиеся изображают мягкие покачивания корпуса.
- Урок 5. Музыка осени.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Куплетная форма.
Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная форма песен.
- Урок 6. Сочини мелодию.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Региональные музыкально – поэтические традиции: содержание и музыкальный язык.
Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия» и «аккомпанемент».
- Урок7. «Азбука, азбука каждому нужна…».
Нотная запись, как способ фиксации музыкальной речи. Система графических знаков для записи музыки.
Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту.
- Урок 8.Музыкальная азбука.
Элементы нотной грамоты. Запись нот - знаков для обозначения музыкальных звуков.
Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ.
- Урок 9. Музыка вокруг нас.
Музыка и её роль в повседневной жизни человека.
Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Игра «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов, написавших эти произведения.
- Урок 10. Музыкальные инструменты.
Отечественные народные музыкальные традиции. Русские народные музыкальные инструменты: дудочка, свирель, рожок.
Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр».
- Урок 11.«Садко». Из русского былинного сказа.
Наблюдение народного творчества. Композиторская музыка.
Знакомство с народным былинным сказом “Садко”. Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А.Римского - Корсакова дать понятия «композиторская музыка».
- Урок 12.Умные вещи - музыкальные инструменты.
Отечественные народные музыкальные традиции. Музыкальные инструменты: ложки, трещотки, колотушка, рубель.
Расширения музыкально-слуховых представлений у учащихся о тембрах народных музыкальных инструментов, показать их самобытность и место в жизни русского человека. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов.
- Урок 13. Звучащие картины.
Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.
Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель- флейта, гусли – арфа.
Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных эпох. Направление на воспитание у учащихся чувство стиля, на каких картинах “звучит” народная музыка, а каких - профессиональная, сочиненная композиторами.
- Урок 14.Разыграй песню.
Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Связь музыки и театра, эмоциональная отзывчивость. Развитие музыки в исполнении.
Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. Основы понимания развития музыки.
- Урок 15. Родной обычай старины. Рождество.
Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок.
- Урок 16. Добрый праздник среди зимы. Новый год.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет.
Урок посвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новый год. Знакомство со сказкой Т.Гофмана и музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», который ведет детей в мир чудес, волшебства, приятных неожиданностей.
Содержание примерного музыкального материала:
Щелкунчик. Балет (фрагменты). П. Чайковский. Детский альбом. П. Чайковский.
Октябрь (Осенняя песня). Из цикла «Времена года». II. Чайковский.
Колыбельная Волховы, песня Садко («Заиграйте, мои гусельки»). Из оперы «Садко». И. Римский-Корсаков.
Петя и волк. Симфоническая сказка (фрагменты). С. Прокофьев.
Третья песня Леля. Из оперы «Снегурочка». И. Римский-Корсаков.
Гусляр Садко. В. Кикта.
Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагмент 1-й части). В. Кикта.
Звезда покатилась. В. Кикта, слова В. Татаринова.
Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.
Шутка. Из сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.
Осень. Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушки-па «Метель». Г. Свиридов.
Капельки. В. Павленко, слова Э. Богдановой.
Скворушка прощается. Т. Попатенко, слова М. Ивенсен.
Осень, русская народная песня.
Азбука, А. Островский, слова 3. Петровой.
Домисолька, О. Юдахина, слова В. Ключникова.
Семь подружек, В. Дроцевич, слова В. Сергеева.
Песня о школе. Д. Кабалевский, слова В. Викторова.
Дудочка, русская народная песня.
Пастушья, французская народная песня
Веселый музыкант, Филиппенко
Почему медведь зимой спит. Л. Книппер, слова А. Коваленкова.
Зимняя сказка. Музыка и слова С. Крылова. Рождественские колядки и рождественские песни народов мира.
Раздел 2. «Музыка и ты»
Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
Тема полугодия: «Музыка и ты » - 17 часов
- Урок 17.Край, в котором ты живешь.
Сочинения отечественных композиторов о Родине. Региональные музыкальные традиции.
Россия- Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям.
Идея патриотического воспитания. Понятие “Родина” – через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к вечным проблемам жизни и искусства. Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Гордость за свою родину. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая силы в дни испытаний и трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовь…Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах.
- Урок 18.Художник, поэт, композитор.
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.
Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах. Обращение к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства. Музыкальные пейзажи - это трепетное отношение композиторов к увиденной, “услышанной сердцем”, очаровавшей их природе. Логическое продолжение темы взаимосвязи разных видов искусства, обращение к жанру песни как единству музыки и слова.
- Урок 19.Музыка утра.
Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.
Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми. Контраст музыкальных произведений, которые рисуют картину утра. У музыки есть удивительное свойство - без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы. Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении пьес. Выявление особенностей мелодического рисунка, ритмичного движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии, принципов развитии формы. Выражение своего впечатления от музыки к рисунку.
- Урок 20.Музыка вечера.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи.
Вхождение в тему через жанр - колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение). Исполнение мелодии с помощью пластического интонирования: имитирование мелодии на воображаемой скрипке. Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение музыки.
- Урок 21.Музыкальные портреты.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.
Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение авторов произведений поэтов и композиторов к главным героям музыкальных портретов.
- Урок 22.Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.
Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации.
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры. Детский фольклор: музыкальные приговорки, считалки, припевки, сказки. Знакомство со сказкой и народной игрой “Баба-Яга”. Встреча с образами русского народного фольклора.
- Урок 23.Музы не молчали.
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Тема защиты Отечества.
Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник - общность в родственных словах. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами. Музыкальные памятники защитникам Отечества.
- Урок 24.Мамин праздник.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки.
- Урок 25. Мелодии и краски весны.
Возникновение музыки как потребности человека выразить своё отношение к природе, миру, человеку.
Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки.
- Урок 26. Музыкальные инструменты.
Музыкальные инструменты: фортепиано, клавесин. Сочинения композиторов – выдающихся представителей отечественной и зарубежной классики.
Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов – клавесина и фортепиано. Сопоставление звучания произведений, исполняемых на этих инструментах.
- Урок 27. Музыкальные инструменты.
Музыкальные инструменты - лютня, гитара. Мастерство исполнителя-музыканта.
Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку “Чудесная лютня”. Мастерство исполнителя-музыканта.
Размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия.
Урок 28. Звучащие картины.
Музыкальные инструменты. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Выполнение задания и выявление главного вопроса: какая музыка может помочь иностранному гостю лучше узнать другую страну? Художественный образ. Закрепление представления о музыкальных инструментах и исполнителях. Характер музыки и ее соответствие настроению картины.
- Урок 29. Музыка в цирке.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности.
Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение. Музыка, которая звучит в цирке и помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказывает появление тех или иных действующих лиц циркового представления.
- Урок 30. Дом, который звучит.
Песенность, танцевальность, маршевость, как основа становления более сложных жанров – оперы и балета. Детский музыкальный театр.
Введение первоклассников в мир музыкального театра. Путешествие в музыкальные страны - опера и балет. Герои опер - поют, герои балета - танцуют. Пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся известные народные сказки. В операх и балетах “встречаются” песенная, танцевальная и маршевая музыка.
- Урок 31.Опера-сказка.
Опера. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.
Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики – мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному - солист и вместе – хором в сопровождении фортепиано или оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка.
- Урок 32. «Ничего на свете лучше нету…».
Музыка для детей: мультфильмы. Многообразие музыкальных жанров и стилей. Композиторы – песенники.
Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами-песенниками, создающими музыкальные образы.
- Урок 33. Музыка в жизни человека. Афиша.
Детские музыкальные радио и телепередачи, как средство расширения и углубления музыкальных интересов учащихся.
Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты. Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников. Исполнение выученных песен в течение всего года. Составление афиши и программы концерта.
Календарно - тематическое планирование
Первое полугодие: «Музыка вокруг нас» (16 часов)
№ урока | Дата урока | Тема и тип урока | Содержание программы | Музыкальный материал | Планируемый результат | |||||
Предметные УУД | Метапредмет ные УУД | Личностные УУД | ||||||||
1. | «И Муза вечная со мной!» (урок – путешествие) | Композитор – исполнитель – слушатель. | - П.И.Чайковский «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» (слушание) - Д.Кабалевский «Песня о школе» (разучивание) | Умение слушать музыку, размышлять об истоках возникновения музыкального искусства. Формирование правил поведения и пения на уроке. | - выполнять учебные действия в качестве слушателя. - использовать общие приемы решения поставленных задач; ориентироваться в информационном материале учебника. - воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. | - Адекватная мотивация учебной деятельности. Я – слушатель. - Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. | ||||
2. | «Хоровод муз» (урок – экскурсия) | Музыкальная речь, как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие на слушателей. | - р.н.п. «Во поле береза стояла» (разучивание) - греческий танец «Сиртаки» (слушание) | Умение водить хороводы и исполнять хороводные песни; - сравнивать танцы разных народов между собой. | - Анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию; - Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей -Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре других народов | ||||
3. | «Повсюду музыка слышна» (урок – игра) | Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. | - попевка «Солнышко», Песенка-считалочка «Гори, гори ясно» (исполнение) | Умение сочинять песенки-попевки; - определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок; - принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности. | - осуществлять поиск необходимой информации. - Формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания. | Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии | ||||
4. | «Душа музыки – мелодия» (урок – сказка) | Основные средства музыкальной выразительности. | - П.Чайковский: «Вальс», «Марш деревянных солдатиков» (слушание) - Филиппенко «Веселый музыкант» (разучивание) | Умение определять характерные черты жанров музыки, сравнивать музыкальные произведения различных жанров и стилей. | - Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, узнавать и называть объекты окружающей действительности; - использовать общие приемы решения исполнительской задачи. - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач | ||||
5. | «Музыка осени» (урок – концерт) | Интонационно-образная природа музыкального искусства. | - Свиридов «Осень» (слушание) - Красев «Осень» (исполнение) - Парцхаладзе «Дождик» (разучивание) | Умение слушать мотивы осенних мелодий, объяснять термины мелодия и аккомпанемент. | - формулировать и удерживать учебную задачу. - объяснять термины, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. - формулировать собственное мнение и позицию | Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание | ||||
6. | «Сочини мелодию» (урок – игра) | Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. | - Чайковский «Осенняя песнь» (слушание) - В.Павленко «Капельки» (слушание) - Ролевая игра «Играем в композитора». | Умение находить (выбирать) различные способы сочинения мелодии; - использовать простейшие навыки импровизации в музыкальных играх. | - Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - использовать общие приемы в решении исполнительских задач. - ставить вопросы, формулировать затруднения, предлагать помощь. | Мотивация учебной деятельности. Уважение к чувствам и настроениям другого человека | ||||
7. | «Азбука, азбука каждому нужна…» (урок – путешествие по школе) | Нотная запись, как способ фиксации музыкальной речи. | - Д.Кабалевский «Песня о школе» (исполнение) - А. Островский «Азбука» (слушание) - В.Дроцевич «Семь подружек» (разучивание) | - умение слушать песни, различать части песен; - понимать истоки музыки и отражение различных явлений жизни, в том числе и школьной; - исполнять различные по характеру музыкальные произведения; - проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. | - выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. - осуществлять и выделять необходимую информацию. - Формулировать собственное мнение и позицию, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Наличие эмоционального отношения к искусству, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности | ||||
8. | «Музыкальная азбука» (урок – игра) | Элементы нотной грамоты. | - Герчик «Нотный хоровод» (слушание) - В.Дроцевич «Семь подружек» (исполнение) | - знание основных закономерностей музыкального искусства; - различать понятия звук, нота, ритм… | - формулировать и удерживать учебную задачу. - проявлять активность в решении познавательных задач. | Принятие образа «хорошего ученика». Понимание роли музыки в собственной жизни | ||||
9. | «Музыка в жизни человека» | Музыка и её роль в повседневной жизни человека. | - Г.Струве Музыка всегда с тобой» (слушание) - Д.Кабалевский «Песня о школе» (закрепление) - игра «Угадай мелодию» | - различать разные виды инструментов; - ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России; - находить сходства и различия в инструментах разных народов. | -обращаться за помощью к учителю, одноклассникам; - формулировать свои затруднения; - умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации. | Развитие музыкаль но-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально -ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. | ||||
10. | «Музыкальные инструменты» (урок – диалог) | Отечественные народные музыкальные традиции. | - русский наигрыш «Полянка» (свирель), - «Во кузнице» (рожок), - французская народная песня «Пастушья песенка» (разуч.) | - формирование основ музыкальной культуры родного края; - определять выразительные и изобразительные возможности (тембр, голос) музыкальных инструментов. | - выполнять учебные действия в качестве слушателя; - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы | Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности | ||||
11. | «Садко». Из русского былинного сказа. (урок – сказка) | Наблюдения народного творчества. «Композиторская музыка | - Д.Локшин «Былинные наигрыши» - (гусли) Н.А.Римский-Корсаков «Заиграйте, мои гусельки», из оперы «Садко»(слушание) | - определять на слух звучание гуслей, называть характерные особенности музыки. | - ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию. - общение со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач. | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. Чувство сопричастности к культуре своего народа | ||||
12. | «Умные вещи –музыкальные инструменты» (урок – сказка) | Отечественные народные музыкальные традиции. | - р.н.наигрыш «Светит месяц» (слушание) - р.н.п. «Выходили, красны девицы» (слушание) | - умение различать тембры народных музыкальных инструментов; - способствовать запоминанию названий народных музыкальных инструментов; - обучать навыкам исполнения музыки на народных инструментах. | - Развивать умение анализировать и оценивать свою деятельность. - Развивать интерес и желание играть на народных музыкальных инструментах. - Предоставить возможность для формирования умения рассуждать на заданную тему, выражать своё мнение о музыке. | - Развивать эстетические чувства ребёнка; - формировать национальное самосознание: любовь и уважение к традициям и истории своей страны. | ||||
13. | «Звучащие картины» (урок – экскурсия) | Народная и профессиональная музыка. | - французская народная песня «Пастушья песенка» (исполнение) Бах«Шутка»(слушание) - Кикта «Орнамент» - арфа (слушание) | - выделять принадлежность музыки к народной или композиторской, сопоставлять и различать части: начало - кульминация - концовка. | - уметь разбираться в «звучащих картинах». - аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость | ||||
14. | «Разыграй песню» (урок – театра лизации) | Многокрасочность музыкальной речи в сочинениях композиторов. | - французская народная песня «Пастушья песенка» (закрепление) - Книппер «Почему медведь зимою спит» (разучивание и инсценировка) | - выразительно исполнять песню, составлять исполнительское развитие вокального сочинения исходя из сюжета стихотворного текста | - формулировать и удерживать учебную задачу; - узнавать, называть и определять явления окружающей действительности. | Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа | ||||
15. | «Родной обычай старины. Рождество» (урок – путешествие) | Народное музыкальное творчество разных стран мира. | - «Тихая ночь» - международный рождественский гимн (слушание) Т.Попатенко«Елочная песенка» (разучивание) | - умение выразительно исполнять рождественские колядки и песни | - понимать содержание песни и соотносить его с музыкальными впечатлениями; - музыкально-творческой деятельность через сочинение,исполнениеи слушание. | Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа | ||||
16. | «Добрый праздник среди зимы. Новый год» | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет. | - П.И.Чайковский балет «Щелкунчик»: «Марш», «Вальс снежных хлопьев», «Па-де-де» (слушание) - Т.Попатенко «Елочная песенка» (исполнение) | - определять настроение, характер музыки, придумывать ритмическое сопровождение, дирижировать | - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - осознанно строить сообщения творческого и исследователь -ского характера. | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творче ских задач | ||||
Второе полугодие: «Музыка и ты» (17 часов) | ||||||||||
№ уро ка | Дата урока | Тема и тип урока | Содержание программы | Музыкальный материал | Планируемый результат | |||||
Предметные УУД | Метапредмет ные УУД | Личностные УУД | ||||||||
17. | «Край, в котором ты живёшь» (урок – доброты) | Сочинения отечественных композиторов о Родине. | - Абрамов «Родина моя» (разучивание) - народный наигрыш «Как под яблонькой» (слушание) | - умение различать понятия родина, малая родина; - исполнять песню с нужным настроением, высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают, когда поешь об Отчизне. | - овладение способностями ставить и формулировать проблему; учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; - умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием ИКТ. | Развитие эмоционально-открытого, позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг, Отечество. | ||||
18. | «Художник, поэт, композитор» | Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. | - Абрамов «Родина моя» (исполнение) -Прокофьев «Утро» (слушание) - Салманов «Утро в лесу» (слушание) | - находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже; - понимать, что виды искусства имеют собственные средства выразительности. | - выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; - осуществлять поиск необходимой информации; - ставить вопросы. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и ха- рактера музыкального произведения | ||||
19. | «Музыка утра» | Интонационно – образная природа музыкального искусства. | - Чайковский «Зимнее утро» (слушание) - Э.Григ «Утро» (слушание) - Космачев «Утро начинается» (разучивание) | - Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению; - уметь проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения - чувства, характер, настроение. | - аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи. | ||||
20. | «Музыка вечера» | Интонация, как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. | - В.Салманов «Вечер» (слушание) - С.Прокофьев «Ходит месяц» (слушание) - Е.Крылатов «Колыбельная медведицы» (исполнение) | - умение эмоционально относиться к классической музыке, понимать содержание произведений разных жанров и стилей. | - приобретение умения высказываться о содержании, характере, особенности языка музыкальных произведений разных композиторов; - Адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению ошибок. | Внутренняя позиция, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, уважение к чувствам и настроениям другого человека. | ||||
21. | «Музыкальные портреты» (урок – загадка) | Выразительность и изобразительность в музыке. | - Космачев «Утро начинается» (исполнение) - Кабалевский «Три подружки» (слушание) Моцарт «Менуэт» (слушание) Савельев «Танцуйте сидя» (разучивание с движениями) | - проводить интонационно-образный анализ произведения, - передавать разговор-диалог героев, настроение пьесы. | - узнавать, называть и определять героев музыкального произведения; - задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности | ||||
22. | «Разыграй сказку» (ролевая игра) | Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, игры – драматизации. | - Чайковский «Баба Ягя» (слушание) М.Дунаевский «Частушки Бабок Ёжек» (исполнение) | - формирование устойчивого интереса к музыке; - исполнять песню по ролям и играть сопровождение на воображаемых инструментах, понимать характер музыки. | - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; - выбирать наиболее эффективные способы решения задач, определять инструменты, которыми можно украсить исполнение; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач | ||||
23. | «Музы не молчали» (урок историческое путешествие) | Историческое прошлое в музыкальных образах. | - р.н.п. «Солдатушки» (слушание) - Бородин «главная мелодия Симфонии№2» (слушание) | - формирование представления о роли музыки в жизни человека; - уметь выразительно исполнять песню, определять инструменты, которыми можно её украсить. | - применять установленные правила. - объяснять понятия , ставить и формулировать проблемы. | Укрепление культурной и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями народа, чувство гордости за свою Родину, российский народ, | ||||
24. | «Мамин праздник» (урок – концерт) | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. | - Чайковский «Мама» из «Детского альбома» (слушание) - Моцарт «Колыбельная» (слушание) - Гурьев «Мамин праздник» (разучивание) | - формирование представления о роли музыки в духовно-нравственном развитии человека; - умение выражать своё отношение к муз. произведениям. | - формулировать и удерживать учебную задачу; - объяснять понятия , ставить и формулировать проблемы. | Этические чувства, уважительное отношение к родным: матери, бабушке. Положительное отношение к музыкальным занятиям | ||||
25. | «Мелодии и краски весны» (урок – концерт) | Возникновение музыки как потребности человека выразить своё отношение к природе, миру, человеку. | - Чайковский «Песня жаворонка» (слушание) - Гурьев «Мамин праздник» (исполнение) | - формирование художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству; - умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений; | - составлять план и последовательность действий, проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, формулировать выводы. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности | ||||
26. | «Музыкальные инструменты» | Музыкальные инструменты: фортепиано, клавесин. | - Ж.Рамо «Тамбурин» - клавесин (слушание) - Чайковский «Детский альбом» - фортепиано (слушание) | - Формирование общего представления о музыкальной картине мира; | - осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности; - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. | Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера | ||||
27. | «У каждого свой музыкальный инструмент» | Музыкальные инструменты: лютня, гитара. | - И.Конради «Менуэт» - лютня (слушание) - Иванов-Крамской «Тонкая рябина» - гитара (слушание) | - умение определять старинные, современные инструменты, определять на слух звучание лютни и гитары, клавесина и фортепиано; | - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; - обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач | ||||
28. | «Звучащие картины» | Музыкальная речь, как способ общения между людьми. | - Алжирская сказка «Чудесная лютня» (чтение) - лютневая музыка | - понимать контраст эмоциональных состояний и контраст средств музыкальной выразительности; - определять по звучащему фрагменту и внешнему виду музыкальные инструменты и называть их. | - моделировать, выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач; | Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека | ||||
29. | «Музыка в цирке» (урок – цирковое представление) | Песня, танец, марш и их разновидности. | - Дунаевский «Выходной марш», «Галоп» (слушание) - Журбин «Добрые слоны» (разучивание) | - умение проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочинений, передавать характер звучания пьес и песен. | - выбирать действия в соответствии с поставленными задачами; - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Эмоциональная отзывчивость на яркое, праздничное представление. Понимание роли музыки в собственной жизни | ||||
30. | «Дом, который звучит» (урок – путешествие в театр) | Песенность, танцевальность, маршевость. | - Римский-Корсаков опера «Садко» «Заиграйте мои гусельки» (слушание) -Красев хор из оперы «Муха-Цокотуха» (разучивание) | - определять понятия опера, балет, - умение различать в музыке песенность, танцевальность, маршевость. | - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера а процессе оценки музыкального произведения; - задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию. | Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности | ||||
31. | «Опера-сказка» | Опера. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. | - Коваль опера «Волк и 7 козлят» хор козлят (разучивании) - Тема мамы Козы (слушание) - Красев хор из оперы «Муха-Цокотуха» (исполнение) | - умение воспринимать музыку различных жанров; - умение выразительно исполнять фрагменты из детских опер. | - применять установленные правила в планировании способа решения творческих заданий; - оценка своих реальных музыкально-творческих возможностей | Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа. Понимание значения музыкального искусства в жизни человека | ||||
32. | «Ничего на свете лучше нету» (урок – путешествие) | Многообразие музыкальных жанров и стилей. | - Савельев «Если добрый ты» (разучивание) - Гладков «Песня друзей» из м/ф «Бременские музыканты» (слушание) | - умение выразительно исполнять песни из мультфильмов, определять значение музыки в мультфильмах; | - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; - формулировать познавательную цель, оценивать процесс и результат деятельности; | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства. | ||||
33. | «Музыка в жизни человека» (урок – концерт) | Детские музыкальные радио и телепередачи. | - Чайковский «Вальс» (слушание) - Кабалевский «Песня о школе» - Савельев «Если добрый ты» (исполнение) | - формирование представления о триединстве композитор - исполнитель — слушатель; | - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - ставить вопросы, предлагать помощь и договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работа в группе. | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...