рабочая программа по музыке 3 класс
рабочая программа по музыке (3 класс) на тему
Рабочая программа по музыке имеет пояснительную записку и календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka.docx | 78.61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чулковская основная общеобразовательная школа»
Гороховецкого района Владимирской области
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
Директор МБОУ Зам. директора по УВР на заседании МО
Чулковская ООШ
Тимофеева В.П._____________ Орехова Г.Н._____________
«_____»__________ 2016г. «_____»__________ 2016г. «_____»__________ 2016г.
Рабочая учебная программа
по музыке
ДЛЯ 3 КЛАССА
НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы
Учитель начальных классов
Березина Е.Г.
п.Чулково
2016г.
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа предмета «Музыка» для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы для образовательных учреждений и программы по музыке авторов Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С., утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
- Цели данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
- Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
- развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
- понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
- освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
- изучение особенностей музыкального языка;
- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
Место учебного предмета в учебном плане
Курс разработан в соответствии с базисным учебным (образовательным) планом общеобразовательных учреждений РФ.
На изучение музыки в 3 классе отводится 1 час в неделю. Курс рассчитан на 34ч. в год.
Структура курса (34 часов)
Тема раздела: «Россия – Родина моя» (5 ч.)
Урок 1. Мелодия - душа музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки – ее души.
Урок 2. Природа и музыка (романс). Звучащие картины. Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.
Урок 3.. «Виват, Россия!» (кант). «Наша слава – русская держава». Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Урок 4. Кантата «Александр Невский». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Урок 5. Опера «Иван Сусанин». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин».
Тема раздела: «День, полный событий» (4 ч.)
Урок 6. Утро. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П.Чайковского «Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро».
Урок 7. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.
Урок 8. «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П.Мусоргского.
Урок 9. Обобщающий урок 1 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского, Э.Грига, М.Мусоргского).
Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.)
Урок 10. Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!» Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
Урок 11. Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!» Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
Урок 12. Вербное воскресенье. Вербочки. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.
Урок 13. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской.
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)
Урок 14. «Настрою гусли на старинный лад» (былины). Былина о Садко и Морском царе. Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Жанр былины.
Урок 15. Певцы русской старины (Баян. Садко). «Лель, мой Лель…» Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).
Урок 16. Обобщающий урок 2 четверти. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений третьеклассников за 2 четверть.
Урок 17. Звучащие картины. «Прощание с Масленицей». Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н.Римского-Корсакова.
Тема раздела: «В музыкальном театре» (5 ч.)
Урок 18. Опера «Руслан и Людмила». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М.Глинки «Руслан и Людмила».
Урок 19. Опера «Орфей и Эвридика». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К.Глюка «Орфей и Эвридика».
Урок 20. Опера «Снегурочка». Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан – море синее».
Урок 21«Океан – море синее». Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова во вступлении к опере «Садко» «Океан – море синее».
Урок 22. Балет «Спящая красавица». Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И.Чайковского «Спящая красавица». Контраст.
Урок 23. В современных ритмах (мюзиклы). Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки.
Тема раздела: «В концертном зале » (6 ч.)
Урок 24. Музыкальное состязание (концерт). Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта.
Урок 25. Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности флейты.
Урок 26. Музыкальные инструменты (скрипка). Музыкальные инструменты. Выразительные возможности скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.
Урок 27. Обобщающий урок 3 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 3 четверть.
Урок 28. Сюита «Пер Гюнт». Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».
Урок 29. «Героическая» (симфония). Мир Бетховена. Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Контрастные образы симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5 ч.)
Урок 30. «Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор - исполнитель – слушатель. Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости.
Урок 31. «Люблю я грусть твоих просторов». Мир Прокофьева. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского.
Урок 32. Певцы родной природы (Э.Григ, П.Чайковский). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.
Выразительность и изобразительность в музыке. Сходство и различие музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского.
Урок 33. Прославим радость на земле. «Радость к солнцу нас зовет». Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Композитор – исполнитель – слушатель.
Музыка – источник вдохновения и радости.
Урок 34. Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок – концерт. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года
Краткое описание деятельностной технологии на уроках музыки
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально - ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются:
групповая,
коллективная работа с учащимися.
В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.
Проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.
Количество часов в соответствии с программой
№ п./п. | Наименование разделов | Всего часов |
“Россия – Родина моя” | 5 | |
“День, полный событий” | 4 | |
“О России петь – что стремиться в храм” | 4 | |
4 | “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” | 4 |
5 | “В музыкальном театре” | 6 |
6 | “В концертном зале” | 6 |
7 | “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье” | 5 |
Итого | 34 ч. |
Планируемые результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально - ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, т.е. учебные действия учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).
Предметные результаты:
Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений.
Содержание учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания курса
Основной задачей предмета «Музыка» является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности. Известно, что эстетическое означает «чувственное». Отсюда распространенное мнение, что на уроках надо говорить о чувствах и настроениях, которые возникают в результате контакта с искусством.
Любое чувство – это результат, реакция человека на какие-либо события или явления жизни, его эмоциональная оценка, следствие сознательных и подсознательных мыслительных процессов человека. Следовательно, общаясь с искусством, нужно думать, оценивать, анализировать и обсуждать, не само чувство, а причины породившие его. В результате содержанием музыкального произведения окажутся не только чувства, а общечеловеческие ценности духовного порядка, выраженные в чувствах.
Таким образом, ученик познает музыкальное произведение как воплощение морально-нравственных понятий, что ведет к глубокому осмыслению музыки и духовному росту ученика.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слушания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 3-й класс
Личностные результаты
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий.
- Формирование уважительного отношения к культуре других народов.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.
- Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий.
- Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Предметные результаты
- Сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
- Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
- Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.
- Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Требования к уровню подготовки учащихся
3 класс
- обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка русских и зарубежных композиторов;
- накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);
- выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;
- совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель – слушатель;
- развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений концертного исполнения;
- освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах детского музицирования;
- развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей; умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 3 класса обучающиеся должны уметь:
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
-продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Календарно-тематическое планирование
№ п./п. | Дата | Тема (страницы учебника) тип и вид урока | Решаемые проблемы (цель) | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | ||||
понятия | предметные результаты | универсальные учебные действия (УУД) | личностные результаты (не оцениваются) | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
«Россия-Родина моя» 5 ч | ||||||||
1 | «Мелодия-душа музыки» (с.6-7) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Урок-беседа. | Как появляется музыка? Цель: Осознание мелодии как основы музыкального произведения. | Мелодия, мелодическая линия. | Научатся: понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации, демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, показывать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса. | Регулятивные: определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя); адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем. Познавательные: характеризовать музыкальные произведения, образцы творчества крупнейшего русского композитора П.И. Чайковского. Коммуникативные: объяснять понятие «классическая музыка», рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о композиторах; выражать эмоционально-ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям; участвовать в коллективном обсуждении. | Проявлять эмоциональную отзывчивость | ||
2 | Природа и музыка (романс). Звучащие картины. (с.8-11) Изложение новых знаний. Интегрированный. | В чем сложность и притягательность романса? Цель: Познакомить с новыми романсами. | Романс, певец, солист, мелодия, аккомпанемент. | Научатся: различать названия изученных жанров (романс), смысл понятий: солист, мелодия, аккомпанемент, лирика; узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов, демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. | Регулятивные: анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям; включаться в самостоятельную музыкально-творческую деятельность (музыкально-пластическую). Познавательные: ориентироваться в книге; сравнивать музыкальные произведения, особенности воплощения разными композиторами одного и того же образа; устанавливать взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства на уровне общности их тем и художественных образов; характеризовать образцы творчества крупнейших русских композиторов М.И. Глинки, П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении; выражать эмоционально-ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям. | Различать настроения, чувства, выраженные в музыке. | ||
3 | « Виват, Россия!» (кантата) Наша слава – русская держава. (с.12-15) Сообщение и усвоение новых знаний. Традиционный. | Что такое «кант»? Цель: Расширение музыкальных представлений детей. | Кант. Солдатская песня-марш. Хор. Куплет. | Научатся: понимать названия изученных жанров (кант), смысл понятий: песенность, маршевость. эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; | Регулятивные: адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; адекватно оценивать правильность выполнения задания; анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям. Познавательные: сравнивать музыкальные произведения, характеризовать музыкальные произведения, персонажей музыкальных произведения. Коммуникативные: высказывать собственное суждение о музыкальных образах; быть терпимым к другим мнениям, выслушивать друг друга. | Формирование этических чувств, доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости. Личностное отношение при слушании музыкальных произведений. | ||
4 | Кантата «Александр Невский». (с.16-17) Расширение и углубление знаний. Урок-презентация. | Как музыка рассказывает нам о героях? Цель: Продолжить знакомство с жанром кантаты. | Кантата. Набат. Вступление. | Научатся: распознавать названия изученных произведений и их авторов; названия изученных жанров и форм музыки (кант, кантата); узнавать изученные произведения, называть их авторов; эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; демонстрировать знания о различных видах музыки. | Регулятивные: вносить коррективы в свою работу; различать и соотносить замысел и результат работы; включаться в самостоятельную музыкально-творческую деятельность (музыкально-пластическую). Познавательные: формировать у учащихся логические действия в процессе анализа музыкального произведения; формировать устойчивый интерес к музыкальным занятиям. Коммуникативные: активно участвовать в обсуждении сущности музыкального искусства и его роли в жизни человека, выражать эмоционально-ценностное отношение к музыке как живому, образному искусству. | Развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, Осознание своей этнической и национальной принадлежности. | ||
5 | Опера «Иван Сусанин». (с.18-21) Сообщение и усвоение новых знаний. Урок - беседа. | Как музыка рассказывает нам о героях? Цель: Первая встреча с оперой М. Глинки «Иван Сусанин». | Опера. Хоровая сцена. Певец-солист. | Научатся: распознавать названия изученных произведений и их авторов, названия изученных жанров и форм музыки (опера), смысл понятий: хоровая сцена, певец, солист, ария; демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. | Регулятивные: определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя); оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя. Познавательные: размышлять о музыке, личностная оценка музыкального произведения; извлекать необходимую информацию из прослушанного произведения; устанавливать взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства на уровне общности их тем и художественных образов. Коммуникативные: объяснять понятие «классическая музыка», рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о композиторах; коллективно обсуждать, размышлять о музыке. | Развивать чувства сопричастности и гордости за свою Родину. Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Осознание своей этнической принадлежности. | ||
« День, полный событий» 4 ч. | ||||||||
6 | «Утро» (с.24-25) Расширение и углубление знаний. Урок-беседа. | А можешь ли ты увидеть музыку? Цель: Образ утра в творчестве композиторов. | Песенность. Развитие. Повтор. Лад. Тембр. Выразительность. Изобразительность. | Научатся: определять названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: песенность, развитие; эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении, игре или пластике; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей. | Регулятивные: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия музыкальных сочинений; Познавательные: Овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности; Коммуникативные: Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений. | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культуры на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран. Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству | ||
7 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. (с.26-29) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Урок-беседа. | Как музыка помогает нам понять других? Цель: Знакомство с образами произведений С. Прокофьева. | Выразительность Изобразительность. Контраст. Скороговорка. | Научатся: определять названия изученных произведений и их авторов; демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении. | Регулятивные: Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; Познавательные: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; Коммуникативные: Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки | Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству | ||
8 | « В детской». « Игры и игрушки». «На прогулке». « Вечер». (с.30-37) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Традиционный. | Как музыка помогает нам понять других? Цель: Познакомить с разнообразием музыкальных образов М. Мусоргского. | Повторы главной темы, кульминация пьесы, развитие динамики музыкальных произведения. | Научатся: определять названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации; смысл понятий: песенность, танцевальность, маршевость, музыкальная живопись; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей; демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; | Регулятивные: Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; Познавательные: Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений; Коммуникативные: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, в процессе интонационно-образного анализа музыкальных сочинений | Умение наблюдать за разнообразны-ми явлениями жизни и искусства в учебной деятельности, их понимание и оценка. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; | ||
9 | Обобщающий урок. Исполнение и слушание музыки по желанию ребят. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | О чем поведала нам музыка? Цель: Закрепить знания и навыки, полученные в 1 четверти. | Научатся: различать названия изученных произведений и их авторов; демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее. | Регулятивные: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; Познавательные: Использовать речь для регуляции своего действия. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров. Коммуникативные: Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками. | Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, Участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; | |||
« О России петь – что стремиться в храм» 4 ч. | ||||||||
10 | Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся! (с.40-43) Урок изучения и закрепления новых знаний. Интегрированный урок. | Что такое музыкальная молитва? Цель: Музыкальное обращение к Богородице. | Прелюдия. | Научатся: различать образцы духовной музыки, религиозные традиции; демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях | Регулятивные: Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Познавательные: Формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания; Коммуникативные: Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений | Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения музыкальных произведений. Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств; | ||
11 | Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя мама! (с.44-47) Расширение и углубление знаний. Традиционный. | Может ли музыка рассказать нам о маме? Цель: Музыка о наших мамах. | Тропарь. | Научатся: различать образцы духовной музыки, религиозные традиции; демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении. | Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия Познавательные: Музыка православной церкви как часть художественной культуры России Коммуникативные: исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения | Знать произведения, в которых средствами музыкальной выразительности воплощен образ матери. | ||
12 | Вербное воскресенье. Вербочки. (с.48-52) Сообщение и усвоение новых знаний. Традиционный. | Все ли церковные праздники сопровождает музыка? Цель: Знакомство с новой духовной музыкой. | Традиции. Хор. | Научатся: различать образцы духовной музыки, народные музыкальные традиции родного края, религиозные традиции; демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; | Регулятивные: воплощение различных музыкальных образов Познавательные: Знать изученные музыкальные сочинения Коммуникативные: участвовать в коллективной творческой деятельности | Осознание своей этнической принадлежности. Наличие эмоционального отношения к искусству, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности | ||
13 | Святые земли Русской: Ольга, Владимир. (с.52-55) Сообщение и усвоение новых знаний. Комбинированный урок. Традиционный. | Кто такие святые? Цель: Образы героев в музыке и церкви. | Молитва. Величание. Баллада. | Научатся: понимать смысл понятий: величание, молитва; демонстрировать знания о различных видах музыки; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. | Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия Познавательные: Знать имена, жизнь и дела русских святых. Коммуникативные: исполнять в хоре вокальные произведения | Наличие эмоционального отношения к искусству, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности. Развивать чувства сопричастности и гордости за свою Родину. Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России | ||
« Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 4ч. | ||||||||
14 | Настрою гусли на старинный лад (былины). Былина о Садко и Морском царе. (с.56-61) Сообщение и усвоение новых знаний. Комбинированный урок. Традиционный. | Была ли в древности музыка? Цель: Знакомство с жанром песенного фольклора – былиной. | Былина. Певец-сказитель. Гусли. Былинный напев. Подражание гуслям. | Научатся: различать различные виды музыки (былина), музыкальные инструменты (гусли); былинный напев, распевы; проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов (гусли); охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. | Регулятивные: Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог | Формирование положительного отношения к учению. Развитие музыкально-эстетического чувства, про-являющего себя в понимании его функций в жизни человека и общества. | ||
15 | Певцы русской старины (Баян, Садко). Лель, мой Лель… (с.62-63) Расширение и углубление знаний. Комбинированный урок. Традиционный. | Может ли композитор сочинить былину? Цель: Познакомить детей с певцами-сказителями. | Названия высоких и низких голосов певцов-исполнителей в опере: бас, баритон, тенор, сопрано, меццо-сопрано. | Научатся: определять изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, смысл понятий: певец – сказитель, меццо-сопрано; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества; демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах; воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу Познавательные: Знать высокие и низкие голоса певцов. Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач. | ||
16 | Обобщающий урок-концерт. Исполнение и слушание музыки по желанию ребят. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Урок - концерт. | О чем поведала нам музыка? Цель: Закрепить знания и навыки, полученные во 2 четверти. Урок-концерт. | Научатся: определять названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий: музыка в народном стиле; народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды); демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование). | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог. | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы культур, народов и религий. | |||
17 | Звучащие картины. Прощание с Масленицей. (с.66-67) Интегрированный урок. Расширение и углубление знаний. | Почему русские композиторы обращались к народным напевам? Цель: Роль фольклора в творчестве русских композиторов. | Песенки-заклички. Народные традиции. Мелодии в народном стиле. | Научатся: определять названия изученных произведений и их авторов, понимать смысл понятий: музыка в народном стиле; народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды); демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование). | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу Познавательные: Значение музыки в народных обрядах Коммуникативные: Хоровое пение. | Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа. | ||
« В музыкальном театре» 6ч. | ||||||||
18 | Опера «Руслан и Людмила». (с.70-75) Расширение и углубление знаний. Урок-беседа. | Бывают ли оперы-сказки? Цель: Продолжить знакомство с оперой «Руслан и Людмила» Глинки. | Сцена из оперы. Ария. Баритон. Каватина. Сопрано. Рондо. Бас. Контраст. Увертюра. Симфонический оркестр. Опера. | Научатся: различать названия изучаемых жанров и форм музыки (рондо), названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: контраст, ария, каватина, увертюра; демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах (баритон, сопрано, бас); передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности; выступать в роли слушателей; знать и понимать названия изученных жанров и форм музыки. | Регулятивные: Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Познавательные: Знать/понимать: опера, увертюра, рондо. Коммуникативные: передавать настроение музыки в пении. | Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. | ||
19 | Опера «Орфей и Эвридика». (с.76-77) Сообщение и усвоение новых знаний. Урок-беседа. | Почему мы понимаем музыку? Цель: Познакомить детей с оперой «Орфей и Эвридика» К. Глюка. | Симфонический оркестр, опера, миф, лира, Фурия. | Научатся: определять названия изучаемых жанров, смысл понятий – хор, солист, опера, контраст; названия изученных произведений и их авторов; узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: Знать/понимать: жанры в музыке, опера. Коммуникативные: Хоровое пение. | Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека | ||
20 | Опера «Снегурочка». (с.78-83) Расширение и углубление знаний. Комбинированный урок. Традиционный. | Как музыка может рассказать о характере героев? Цель: Знакомство с оперой «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова. | Сцена из оперы. Ария. Сопрано. Шествие. Каватина. Тенор. Зерно-интонация. Развитие. | Научатся: различать названия изученных жанров и форм музыки: песня, романс, вокализ, сюита; выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности; высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу Познавательные: Знать понятия: ария, сопрано, тенор, тембр. Коммуникативные: Слушание музыки. Хоровое пение. | Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость | ||
21 | «Океан-море синее». (с.84-85) Расширение и углубление знаний. Комбинированный урок. Традиционный. | Как музыка рассказывает нам о героях? Цель: Знакомство с новыми произведениями русских композиторов. | Контрастные образы. Сцена из балета. Интонация. Развитие. Трёхчастная форма. | Научатся: различать названия изученных жанров и форм музыки; смысл понятий: ария, каватина, тенор, зерно-интонация, развитие, трехчастная форма; узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог. | Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений Уважение к чувствам и настроениям другого человека | ||
22 | Балет «Спящая красавица». (с.86-89) Комбинированный урок. Традиционный. | Как музыка рассказывает нам о героях? Цель: Знакомство с новыми произведениями русских композиторов. | Балет, интонация. | Научатся: понимать контрастные образы, балет, развитие; узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение). | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу Познавательные: Знать/понимать: балет, интонация. Коммуникативные: Исполнять различные по характеру музыкальные произведения во время вокально-хоровой работы. | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре других народов. | ||
23 | В современных ритмах (мюзиклы). (с.90-91) Урок изучения и закрепления новых знаний. Традиционный. | Что такое мюзикл? Цель: Знакомство с жанром мюзикл. | Современные интонации и ритмы. Мюзикл. | Научатся: определять названия изученных жанров и форм музыки, названия изученных произведений и их авторов; участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; демонстрировать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу Познавательные: Знать: понятие мюзикл. Коммуникативные: Слушание музыки. Хоровое пение. | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре других народов. | ||
« В концертном зале» 6ч. | ||||||||
24 | Музыкальное состязание (концерт). (с.94-95) Комбинированный урок. Традиционный. | Что такое концерт? Цель: Особенности построения инструментального концерта. | Композитор. Исполнитель. Слушатель. Концерт. Вариационное развитие. | Научатся: понимать смысл понятий: композитор – исполнитель – слушатель вариационное развитие; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов. | Регулятивные: Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию Познавательные: Знать понятия: концерт, вариационное развитие. Коммуникативные: выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. | Наличие эмоционального отношения к искусству, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности. Овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками. | ||
25 | Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. (с.96-99) Расширение и углубление знаний. Комбинированный урок. Урок-лекция. | Какие возможности имеют музыкальные инструменты? Цель: Расширить представления детей о музыкальных инструментах (флейта, лютня). | Деревянные духовые инструменты. Флейта. Старинная и современная музыка. | Научатся: различать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; демонстрировать знания о музыкальных инструментах (флейта); понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу Познавательные: Знать тембры флейты. Коммуникативные: Хоровое пение, слушание музыки. | Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи. | ||
26 | Обобщающий урок. Урок изучения и закрепления новых знаний. Урок-концерт. | О чем поведала нам музыка? Цель: Закрепить знания и навыки, полученные в 3 четверти. | Научатся: определять изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: Хоровое пение, слушание музыки. | Овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы культур, народов и религий. | |||
27 | Музыкальные инструменты (скрипка). (с.100-101) Урок изучения и закрепления новых знаний. Урок-беседа. | Какие возможности имеют музыкальные инструменты? Цель: Возможности скрипки. | Струнные инструменты. Старинная и современная музыка. Скрипач. Виртуоз. | Научатся: определять изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; смысл понятий: скрипач, виртуоз; демонстрировать знания о музыкальных инструментах (скрипка); эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: Знать тембры скрипки. Коммуникативные: Хоровое пение, слушание музыки. | Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи. | ||
28 | Сюита «Пер Гюнт». (с.102-105) Урок изучения и закрепления новых знаний. Традиционный. | Можем ли мы понять язык симфонической сюиты? Цель: Симфоническая сюита «Пер Гюнт» Э. Грига. | Сюита. Тема. Вариационное развитие. Песенность. Танцевальность. Маршевость. | Научатся: понимать смысл понятий: вариационное развитие, сюита, тема, контрастные образы; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; показывать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения. | Регулятивные: Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию Познавательные: Знать понятие: сюита, песенность, танцевальность, маршевость. Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог. | Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи. | ||
29 | «Героическая». Призыв к мужеству. Мир Бетховена. (с.106-113) Комбинированный урок. Традиционный. | Как мы можем понять язык симфонии? Цель: Симфония №3 Л. Бетховена. | Симфония, дирижёр, тема, лад, аккомпанемент, мелодия. | Научатся: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. | Регулятивные: Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Познавательные: Знать понятия: симфония, дирижер, тема, партия. Коммуникативные: Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления. | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач. | ||
« Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» 5ч. | ||||||||
30 | Чудо-музыка. Острый ритм – джаза звуки. (с.116-119) Урок изучения и закрепления новых знаний. Урок-беседа. | Что такое джаз и можно ли его понять? Цель: Знакомство с джазовой музыкой. | Импровизация. Ритм. Джаз-оркестр. | Научатся: понимать творчество отечественных и зарубежных композиторов, знакомство с джазовой музыкой, ее специфические особенности, известных джазовых исполнителей; детские музыкальные коллективы и театры; узнавать изученные произведения, называть имена авторов, использовать приобретенные знания и умения для передачи музыкальных впечатлений. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: Знать понятия: импровизация, ритм. Коммуникативные: Слушание музыки, хоровое пение. | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы культур, народов и религий. | ||
31 | « Люблю я грусть твоих просторов» Мир Прокофьева. (с.120-123) Расширение и углубление знаний. Урок - беседа. | Как мы можем понять язык музыки? Цель: Образы природы в музыке Свиридова и Прокофьева. | Партитура, динамическое развитие, гимнический характер мелодии. | Научатся: понимать смысл понятий: «композитор» - «исполнитель» - «слушатель»; названия изученных произведений и их авторов и исполнителей; проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов; называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: Знать понятия: партитура, динамическое развитие. Коммуникативные: Слушание музыки, хоровое пение. | Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности | ||
32 | Певцы родной природы: Э.Григ, П.И.Чайковский. (с.124-125) Комбинированный урок. Традиционный. | Чем схожа музыка П.Чайковского и Э. Грига? Цель: Особенности музыки П.И. Чайковского и Э. Грига. | Музыкальная речь. Лирические чувства. | Научатся: понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: Знать понятия: кантата, хор. Коммуникативные: Слушание музыки, хоровое пение. | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач. | ||
33 | Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовёт. (с.126-128) Урок - беседа. | О чем поведала нам музыка? Цель: Закрепить знания и навыки. | Ода. Кант. Гимн. Симфония. Опера. | Научатся: определять изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: Знать понятия: опера, симфония. Знать составные части симфонии. Коммуникативные: Слушание музыки, хоровое пение. | Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности | ||
34 | Исполнение и слушание музыки по желанию ребят. Обобщающий урок-концерт. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся Урок – концерт | О чем поведала нам музыка? Цель: Закрепить знания и навыки. | Научатся: различать названия изученных произведений и их авторов. Научатся: узнавать изученные музыкальные произведения, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью. Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и не школы. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: Слушание музыки, хоровое пение. | Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности. |
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...