Рабочая программа по музыке
рабочая программа по музыке на тему
Пояснительная записка и рабочая программа по музыке 1-4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка по музыке 2 класс | 16.55 КБ |
Календарно-тематическое планирование по музыке 1-4 классы | 389 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 2-го класса на 2016 – 2017 учебный год составлена на основе:
- Основной образовательной программы НОО МБОУ СОШ № 4;
- «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);
- Базисного учебного плана;
- «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой);
- «Примерных программ начального общего образования»;
- Авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1 - 7 классы)
- Примерного регионального положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). Приложение к приказу Минобразования Ростовской области от 30.04.2014 № 263
- Положения о составлении рабочих программ учителями МБОУ СОШ № 4.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшей функцией искусства является воспитательная функция.
Массовое музыкальное образование и воспитание должно опираться на принцип признания - музыкального искусства, который позволяет учащимся через интонационно-образную природу музыки познавать мир и самого себя в этом мире.
Цель музыкального воспитания школьников сегодня - «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить музыку во всём богатстве её форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру, как часть всей их духовной культуры». Д.Б.Кабалевский.
Педагогический процесс в предметах художественного цикла управляется двумя важнейшими принципами - целостностью и образности.
Целостность и образность в концепции Д.Б.Кабалевского проявляется, прежде всего, в том, что цель учебного предмета «музыка» введена в широкий контекст духовной культуры человека, раскрыты пути её реализации в системе - от основных принципов до конкретных методов. В соответствии с целью концепции можно определить следующие ведущие задачи музыкального воспитания и образования детей в школе.
ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ
- Формирование интереса к жизни через увлечённость музыкой.
- Развитие творческого художественно-образного мышления.
- Формирование вкуса.
Основные задачи уроков музыки:
- Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека.
- Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
- Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта - человека сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.
- Развитие музыкального восприятия как творческого процесса - основы приобщения к искусству.
- Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.
Что характерно для этих задач
- В каждой находит отражение сверхзадача - «музыка - жизнь», освещая их методическое решение. Разговор «о музыке через жизнь» - главный путь размышления о музыке.
- Решение каждой из этих задач ведёт к формированию у ребёнка личностного нравственно-эстетического отношения к жизни через музыку.
- Каждая задача решается в процессе целенаправленного накопления музыкального опыта, который включает интонационно-слуховой запас, музыкальные представления, знания о музыке, исполнительский опыт.
- Решая каждую задачу необходимо проникнуть в структурно-аналитическую сторону музыки.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом на изучение предмета «Музыка» во 2 классе отводится 1 час в неделю, за год 34 часа.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
1 класс (33 ч)
Дата | Тема занятия в адаптационный период | ||||||||||||
1. | Игра «Давайте знакомиться» | ||||||||||||
2 | Экскурсия «Звуки природы» | ||||||||||||
3 | Музыкальная игра «Угадай, кто поёт» | ||||||||||||
4 | Музыкальная игра «Командир» | ||||||||||||
5 | Пение песен: «Конкурс караоке» | ||||||||||||
6 | Экскурсия в ДШИ. Знакомство с музыкальными инструментами. | ||||||||||||
7 | Игра «Угадай мелодию» | ||||||||||||
8 | «Шумовой» оркестр. | ||||||||||||
9 | Викторина «Мульти-пульти». Песни из мультфильмов. | ||||||||||||
«Три кита в музыке» | |||||||||||||
Дата | № п/п |
Тема урока |
Слушание |
Песенный репертуар |
Музыкальная грамота | ||||||||
10 | Композитор, исполнитель, слушатель | Д. Шостакович Марш П. Чайковский Вальс | «Чему учат в школе» | Три кита: песня, танец, марш | |||||||||
11 | Кит марш. | Г. Свиридов «Военный марш» М. Блантер «Футбольный марш» П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» | «Чему учат в школе» | Виды марша | |||||||||
12 | Кит марш. | Г. Свиридов «Военный марш» М. Блантер «Футбольный марш» П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» | «Уж как шла лиса» | ||||||||||
13 | Кит танец | П. Чайковский «Вальс из балета «Спящая красавица» П. Чайковский «Танец маленьких лебедей» Рахманинов «Итальянская полька» (ноты) | «Весёлый музыкант» | балет | |||||||||
14 15 | Кит танец Кит песня | М. Глинка «Комаринская» Рок-н-ролл (из репертуара Битлз) Л. Бетховен «Сурок» Р. Мендельсон «Песня венецианского гондольера» | «Весёлый музыкант» «Сурок» | рок-н-ролл гондольер Бетховен | |||||||||
16 | Киты встречаются вместе | П. Чайковский «Танец с кубками» П. Чайковский «Болезнь куклы» | «Вместе весело шагать» | ||||||||||
17 | Киты встречаются вместе | «Солнечный круг» Островского По выбору | «Вместе весело шагать» | ||||||||||
18 | Музыкальная викторина | ||||||||||||
«О чём говорит музыка» | |||||||||||||
19 | О чём говорит музыка | Л. Бетховен «Весёлая. Грустная.» (ноты) | «Перепёлочка» | Чувства грусти, веселья | |||||||||
20 | Что выражает музыка | Косенко «Дождик» (ноты) А. Вивальди «Зима» | «Перепёлочка» | ||||||||||
21 | Что музыка выражает. | Д. Кабалевский «Три подружки» (ноты) | «Разные ребята» «Вместе весело шагать» | Чувства радости, грусти, злости | |||||||||
22 | Музыка выражает черты человеческого характера. | Д. Кабалевский «Три подружки» | «Разные ребята» «Вместе весело шагать» | Чувства радости, грусти, злости | |||||||||
23 | Изобразительность в музыке | М. Глинка «Попутная песня» | «Антошка» | ||||||||||
24 | Картины природы в музыке | В. Салманов «Утро в лесу» | «Разные ребята» «Антошка» | ||||||||||
25 | Изобразительность и выразительность в музыке. | А. Лядов «Музыкальная табакерка» | По выбору | ||||||||||
«Куда ведут нас три кита?» | |||||||||||||
26 | Куда ведут нас три кита? | Н. Коваль «Сцена из оперы «Волк и семеро козлят» | «Семеро козлят» «Кашалотик» | опера | |||||||||
27 | Сила «Сезам, откройся!» | П. Чайковский «Танец маленьких лебедей» | Тема мамы козы «Кашалотик» | балет | |||||||||
28 | Куда ведёт песня? | Тема Болтушки, Всезнайки (ноты) | «Наш край» | опера песня ведёт в оперу | |||||||||
29 | Куда ведёт нас танец? | С Прокофьев «Вальс», «Полночь» П. Чайковский «Вальс цветов», «Неаполитанский танец» | «Наш край» | танец ведёт в балет | |||||||||
30 | Куда ведёт нас марш? | П. Чайковский «Марш из балета «Щелкунчик» | Игра «Сон казака» | марш ведёт в балет | |||||||||
31-33 | Повторение по теме «Куда ведут нас три кита» |
Календарно-тематическое планирование
2 класс (34 ч)
Дата | № п/п | Тема урока | Слушание | Песенный репертуар | Музыкальная грамота | |||||||||||
«Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость» | ||||||||||||||||
1 | Летние встречи с музыкой | Ж. Бизе «Увертюра к опере «Кармен» | Песня о школе Песенка друзей | увертюра | ||||||||||||
2 | Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость. | Р. Щедрин «Ночь», «Золотые рыбки», «Царь Горох» | «Скворушка прощается» | песенность танцевальность маршевость | ||||||||||||
3 | Песенность в вокальной и инструментальной музыке. | Э. Григ «Утро» Песня Сольвейг Р. Щедрин «Ночь» | «Скворушка прощается» | сюита Пер Гюнт | ||||||||||||
4 | Песенность в вокальной и инструментальной музыке. | Э. Григ «Песня Сольвейг в инструментальной обработке» | «Листопад» | |||||||||||||
5 | Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке. | М. Глинка «Арагонская хота» Р. Щедрин «Золотые рыбки» | «Листопад» | хота кастаньеты | ||||||||||||
6 | Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке. | Э. Григ «Танец Анитры» | «Листопад» | |||||||||||||
7 | Маршевость в музыке. | Р. Щедрин «Царь Горох» В. Моцарт «Турецкий марш» | «Песенка друзей» | |||||||||||||
8 | Песенно-танцевальный и песенно-маршевый характер в музыке. | Шопен «Прелюдия № 7», «Прелюдия № 20» | «Дружат дети всей Земли» | |||||||||||||
«Интонация» | ||||||||||||||||
9 | Понятие «интонация». | С Прокофьев «Болтунья» | «Листопад» «Кто дежурные?» | Интонация в музыке | ||||||||||||
10 | Знаки препинания в музыке. | Э. Григ «Марш» «Утро» | «Кузнец» «Кто дежурные?» | |||||||||||||
11 | Интонация – зерно, из которого вырастает музыкальное произведение | Д. Кабалевский «Три подружки» (см. ноты) | «Утро» «Кто дежурные?» | |||||||||||||
12 | Изобразительные интонации | Мусоргский «Избушка на курьих ножках» А. Лядов «Кикимора» | «Котенок и щенок» | |||||||||||||
13 | Изобразительные и выразительные интонации. | К. Сен-Санс «Лебедь» К. Сен-Санс «Куры и петух» | «Котёнок и щенок» | |||||||||||||
14 | Интонация – основа музыки. | Косенко «Дождик» (см. ноты) Римский –Корсаков «Шахеразада» | Песни на выбор | |||||||||||||
15 | Повторение по теме «Интонация» Музыкальная викторина | |||||||||||||||
«Развитие в музыке» | ||||||||||||||||
16 | Музыка – сама жизнь. | Ф. Шуберт «Марш» | «Почему медведь зимой спит» | Развитие -изменения | ||||||||||||
17 | Исполнительское развитие. | Э. Григ «В пещере горного короля» | «Игра в слова». «Почему медведь зимой спит» | |||||||||||||
18 | Исполнительское развитие. | М. Глинка «Арагонская хота» | «Мир нужен всем» | |||||||||||||
19 | Изобразительность в музыке. | Р. Щедрин «Купание в котлах» | «Мир нужен всем» | балет | ||||||||||||
20 | Интонационно-мелодическое развитие | А. Вивальди «Весна» | «Песня о пограничнике» | Вивальди цикл | ||||||||||||
21 | Тембровое развитие. | Шопен «Прелюдия № 7», «Прелюдия № 20» | «Песня о пограничнике» | |||||||||||||
22 | Ладовое развитие. | Э. Григ «В пещере горного короля». Г. Фрид «Про то, как заяц в лесу заблудился» | «Любитель-рыболов» | мажор, минор | ||||||||||||
23 | Ладовое развитие. | Ф. Шуберт «Вальс» (ноты) | «Любитель- рыболов» | |||||||||||||
24 | Развитие человеческих чувств в музыке. | Э. Григ «Танец Анитры» К. Сен-Санс «Лебедь» | По выбору | |||||||||||||
25 | Музыкальная викторина. | |||||||||||||||
«Форма в музыке» | ||||||||||||||||
26 | Одночастная форма. | И. Бах «Шутка» А. Лядов «Музыкальная табакерка» | «Пастушья песня» «Французские песни» | Одночастная | ||||||||||||
27 | Двухчастная форма. | Э. Григ «Песня Сольвейг» | «Пастушья песня» | двухчастная | ||||||||||||
28 | Трёхчастная форма | Л. Бетховен «Весёлая. Грустная» | «Пастушья песня» | трехчастная | ||||||||||||
29 | Форма рондо. | А. Бородин «Спящая княжна» В. Моцарт «Рондо в турецком стиле» | «Зачем нам выстроили дом» | рондо | ||||||||||||
30 | Вариации. | «Светит месяц» русская народная песня (см. 3 кл) | «Зачем нам выстроили дом» | вариации | ||||||||||||
31 | Вариации. Повторение. | «Крокодил и Чебурашка» (ноты) М. Глинка «Комаринская» (см. 1 кл) | «Песня о капитане» | |||||||||||||
32 | Повторение. Формы в музыке. | Глинка «Попутная песня» (см. 1 кл) А. Лядов «Музыкальная табакерка») | «Песня о капитане» | |||||||||||||
33-34 | Повторение по теме «Форма в музыке» |
Календарно-тематическое планирование
3 класс (34 ч)
Дата | № п/п | Тема урока. | Слушание | Песенный репертуар | Музыкальная грамота | |||||
«Музыка моего народа» | ||||||||||
1 | Музыка моего народа. | Русские народные песни «Вниз по матушке по Волге», «Однозвучно звенит колокольчик» | «Мы – третьеклассники» «Вниз по матушке по Волге» «Песня о России» | народная композиторская | ||||||
2 | Народная музыка в творчестве русских композиторов. | А. Даргомыжский «Вариации на тему «Вниз по матушке по Волге» | «Песня о России» | вариации | ||||||
3 | Народная музыка в творчестве русских композиторов. Лирические песни. | Русская народная песня «Тонкая рябина» Рахманинов «Концерт № 2» | Русская народная песня «Блины» | концерт | ||||||
4 | Трудовые песни. | Русская народная песня «Дубинушка», «Эй, ухнем» | «Блины» | Жанры русских народных песен Репин «Бурлаки на Волге» | ||||||
5 | Рекрутские песни. | «Как служил солдат» в исполнении Жанны Бичевской С. Прокофьев «Вставайте, люди русские» Казачьи песни «Всадники-други» | Русская народная песня «Солдатушки» | Контата «А. Невский» История казачества, слайды о казачестве | ||||||
6 | История России в творчестве русских композиторов | М. Глинка «Патриотическая песня» Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» | «Солдатушки» | Патриотическая песня – гимн РФ с 1990 по 2000г | ||||||
7 | История России в творчестве русских композиторов | Хор «Славься» Ария И. Сусанина из оперы «Иван Сусанин» | «Шел ленинградский паренёк» | |||||||
8 | Частушки | Р. Щедрин «Озорные частушки» | «Частушки воронежские» | балалайка гармонь гусли | ||||||
9 | Музыкальная викторина. | |||||||||
«Музыка ближнего зарубежья» | ||||||||||
10 | Введение в тему. | Русская народная песня «Светит месяц» Украинская народная песня «Веснянка» | «Веснянка» Песня кота Леопольда «Если добрый ты» | |||||||
11 | Музыка Украины. | «Веснянка» «Ревет и стонет Днепр широкий» | «Если добрый ты» | бандура | ||||||
12 | Музыка Молдавии. | «Молдавеняска» | цимбалы | |||||||
13 | Музыка Закавказья | «Лезгинка» Хачатурян «Лезгинка из балета «Гаянэ» | «Мельник, мальчик и осёл» | |||||||
14 | Музыка Закавказья | «Цыплята» Азербайджанская народная песня | «Мельник, мальчик и осёл» | |||||||
15 | Музыка Белоруссии | «Бульба» - Белорусский танец «Перепёлочка» | «Перепёлочка» - вспомнить и исполнить | |||||||
16 | Музыка Прибалтики | «Вей, ветерок» - латышская народная песня | Хор нашего Яна – эстонская народная песня |
«Музыка народов мира»
17 | Музыкальный язык Греции | «Сиртаки» Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвредика» | «Колечко» - греческая народная песня | Сиртаки мифы | |
18 | Музыкальный язык Италии. | «Санта Лючия» М. Глинка «Венецианская ночь» Ф. Мендельсон «Песня венецианского гондольера» «О, солнце» - см. 7 кл. И. Крутой «Простая песенка» | «Мама, чао!» | гондольер Пизанская башня венеция | |
19 | Музыкальный язык Италии. | П. Чайковский «Неаполитанский танец» (см. 1 кл) | «Мама, чао!» | См. слайды «Карнавал в Венеции» | |
20 | Музыкальный язык Испании. | М. Глинка «Арагонская хота» см. 2 кл. Равель «Болеро» | Пение по выбору | хота болеро | |
21 | Музыкальный язык Бразилии. | Самба | «На далёкой Амазонке» | карнавал самба | |
22 | Музыкальный язык Франции. | «Танец утят» Ш. Азнавур см. слайды | «Танец утят» | Эйфелева башня Париж | |
23 | Музыкальный язык Франции | «Танец утят» М. Матье (см. слайды о балете) | «Танец утят» | балет | |
24 | Музыкальный язык Японии. | Японская народная песня «Вишня» «Катюша» Вариации на тему «Вишня» | «Вишня», «Катюша» | вариации Хирасима Нагасаки | |
25 | Музыкальный язык Венгрии и Чехословакии. | Кодай «Чардаш» Ф. Лист «Венгерская рапсодия № 2» | «Полька» - чешский народный танец |
«Между музыкой разных народов нет непереходимых границ»
26 | «Музыкальный язык» | Д. Гершвин «Колыбельная» «Посадил полынь я» - болгарская народная песня. | «Ты, да я, да мы с тобой» | ||
27-28 | Музыкальный язык П. Чайковского и Э. Грига | П. Чайковский «Осенняя песня» Григ «Утро» (2 кл) | «Ты, да я, да мы с тобой» | ||
29 | Творческий стиль В. Моцарта Творческий стиль Л Бетховена | В. Моцарт «Симфония № 40» Л. Бетховен «Симфония № 5» | «Из чего же…» | симфония Бетховен | |
30 | Творческий стиль Ф. Шопен | Ф. Шопен «Мазурка № 47» «Прелюдия № 7», «Прелюдия № 20», (см. 2 кл) | «О России» | мазурка | |
31 | Творческий стиль С. Рахманинова | С. Рахманинов «Концерт № 2» | «О России» | концерт | |
32 | Творческий стиль Хачатуряна | А Хачатурян «Лезгинка»,«Танец с саблями» из балета «Гаянэ» | По выбору | балет | |
33-34 | Повторение по теме: «Между музыкой разных народов нет непереходимых границ» |
Календарно-тематическое планирование
4 класс (34 ч)
Дата | № п/п | Тема урока | Слушание | Песенный репертуар | Музыкальная грамота |
«Музыка и литература» | |||||
1 | Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? | С. Рахманинов «Вокализ» Н. Метнер «Соната – вокализ» «Аполлон и музы» - миф | «Грустные капельки дождя» | вокализ стр.20 Стр. 50 | |
2 | Что такое баллада? | Ф. Шопен «Баллада g – mоll» «Баллада- путаница» (чтение и анализ) | «Грустные капельки дождя» | баллада стр. 26 | |
3 | Когда появился романс? | М. Глинка «Песня жаворонка» Свиридов «Романс» А. Рубинштейн «Романс Тамары» из оперы «Демон» | Е. Крылатов «Школьный романс» | романс Стр. 30 Стр.159 | |
4 | Вокальный цикл. | Ф. Шуберт «В путь», «Куда» (Серенада + слайды) Шуберт «Серенада № 2» | А. Журбин «В некоторой школе, в некотором классе» (из цикла «Планета детства») | Стр. 37 Вокальный цикл | |
5 | Какое значение имеет слово в жанре «кантата»? | К. Орф «О, фортуна!» «Лес зеленеет» из кантаты «Кармина Бурана» | Пение по выбору Музыкально-вокальные упражнения | кантата литавры стр.42 | |
6 | Могут ли зазвучать библейские сюжеты в ораториях? | И. Гайдн «Вступление к оратории «Сотворение мира» Чюрленис – «Море» Г. Соболева «Певчий из Рорау» - чтение и анализ | «В некоторой школе» - исполнение | оратория картина М. Чифленис «Сотворение мира» стр. 45, стр.115, стр. 119 | |
7 | Что связывает музыку и литературу в опере? | Н. Римский –Корсаков «Хороводная песнь Садко», «Колыбельная Волховы» сравнительный анализ П. Горохова «Сказ о Садко» чтение | В. Моцарт «Послушай, как звуки хрустально чисты» | опера сюжет либретто Стр.128 | |
8 | Что стало бы с балетом, если бы не было либретто? | Р. Щедрин тема Хабанеро «Болеро» из Кармен –сюиты Сравнительный анализ | Пение по выбору | балет Стр. 150 | |
9 | Брейн – ринг Тестовые задания. Музыкальная викторина. |
«Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»
10 | Может ли музыка стать действующим лицом сказки? | Я. Мороховский «Пастуший наигрыш» «Пастушья дудочка» - чтение и анализ | «Волшебный смычок» | Стр. 48 | |
11 | Сочиняем музыкальную сказку. | Л. Кириллина «Сказка о рояле, который хотел стать клавесином» Л. Дакен «Кукушка» | Сочиняем музыкальную сказку. | Стр. 51 Стр. 57 клавесин рояль Стр. 65 | |
12 | Что такое квартет? | И. Крылов «Квартет» - чтение и анализ В. Левшин «Квартет» - чтение и анализ А. Бородин «Второй квартет» | «Волшебный смычок» | Квартет Стр. 59 | |
13 | Музыка – главный герой рассказа. | В. Вишневский «Девочка за роялем» - чтение и анализ Л. Бетховен – «Элизе» | М. Минков «Дорогою добра» | Бетховен Стр. 62 - 68 | |
14 | Музыкальная повесть. | В. Короленко «Слепой музыкант» В. Моцарт «Фантазия с – mоll» | Сочиняем рассказ «Дорогою добра» | Фантазия стр. 69 - 75 | |
15 | Музыка и роман. | С. Прокофьев «Ария Кутузов», «Вальс Наташи», «Лев Толстой и музыка» - чтение | Пение по выбору | ||
16 | Музыка и поэзия | Ф. Шуберт «Аве Мария» Стих (в тетради) Каччини – «Аве Мария» + слайды «Аве Мария» «Буриме – игра» «Знаменитые песни Шуберта» - чтение | «Где музыка берёт начало» | Шуберт Стр. 75-77 бард |
«Музыка и изобразительное искусство»
17 | Можем ли мы увидеть музыку? | Г. Свиридов Кантата «Поёт зима, аукает» Картины Грабарь «Февраль» Рябушкин «Свадебный поезд в Москве» сравнение | «Где музыка берёт начало?» | кантата Стр. 86 - 88 | |
18 | Что такое этюд? | С Рахманинов Этюд «Es – moll» И. Бах «Маленькая прелюдия g – mоll» Ю. Недзвецкий «Художник – игра» Г. Скудина «Арнштадский органист» - анализ | «Где музыка берёт начало?» | этюд И. Бах орган Стр. 88 - 91 | |
19 | Какие существуют картины. | К. Дебюсси «Празднество» М. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» | Гладков Югин «Песня о картинах» | Стр. 94 | |
20 | Портрет в музыке и живописи. | М. Глинка «Рондо Фарлафа» В. Тропинин «Гитарист» Н. Зимянина «Артистическая комната С. Рихтера» - чтение и анализ Ф. Шуберт «Серенада f- moll» | «Колокола» Е. «Колокола» | Портрет, пейзаж натюрморт Стр. 98 См. слайд Шуберт серенада № 2 | |
21 | Когда музыку называют живописной? | П. Чайковский «На тройке», «Зимние грёзы», И Левитан «Вечерний звон» | Е. Крылатов Крылатов | Музыкальный пейзаж, с 102 – 107 См. слайды | |
22 | Музыка и цвет | А. Скрябин «Прометей» «Геракл освобождает Прометея» - чтение и анализ | Городницкий «Атланты» | атланты Стр.107 - 111 | |
23 | Можем ли мы услышать живопись? | М. Караваджо «Лютнист» Луна де Милан «Павала» | Городницкий «Атланты» | Стр. 111-113 лютня | |
24 | Композитор и художник. | М.Чюрленис «Море» - слушание. Н. Кончаловский «Гитара Сурикова» - анализ В Суриков «Грачи прилетели» | Пение по выбору | Суриков Стр. 114 - 120 | |
25 | Гармония звуков музыки и живописи. | Леонардо да Винчи «Джаконда» Подбор музыки Игра «Звучащая вселенная» | Пение по выбору | Стр. 120 |
«Музыка, кино и театр»
26 | «Встреча с десятой музой» | Р. Паулс «Тапер» И. Дунаевский «Увертюра к кинофильму «Дети капитана Гранта» | «Здорово, здорово» Цфасман | Тапёр Стр.20-21 Стр. 151-155 Братья Люмьер | |
27 | Кино в содружестве искусств. | А. Петров «Марш из кинофильма «Жестокий романс» М. Дунаевский «Увертюра «Мери Поппинс» М. Дунаевский «Лев и Брадобрей» | «Лев и Брадобрей» пение под фонограмму (минус) | увертюра Стр. 155 - 158 | |
28 | Почему театр и кино не могут существовать без музыки? | Г. Свиридов «Вальс к драме «Метель» Г. Свиридов «Романс» | «Лев и Брадобрей» | Стр. 158 - 160 | |
29 | Водевиль и оперетта. | И. Кальман «Карамболина» из оперетты «Фиалки Монмартра» И. Штраус «Большой вальс» из оперетты «Летучая мышь» | водевиль оперетта Стр. 161 - 166 | ||
30 | Что такое мюзикл? | Ф. Лоу «Я танцевать хочу» | Р. Роджерс «Песня о прекрасных вещах» | мюзикл Стр. 167- 171 | |
31-32 | Когда оперу стали называть рок-оперой? | А. Рыбников «Я тебя никогда не забуду» «Эпилог» | Е. Крылатов «Мы - маленькие дети» | Стр. 178 - 180 | |
33-34 | Повторение по теме: Музыка, кино, театр» |
Календарно-тематическое планирование
5 класс (35 ч)
Дата | № п/п | Тема урока | Слушание | Песенный репертуар | Музыкальная грамота |
«Преобразующая сила музыки» «Музыка с древнейших времён до XVII века» | |||||
1 | Почему древний человек считал музыку божественной и целебной» | «Гутилла – музыкант» индийская легенда – чтение и анализ Ж Сикейро «Ритмы в честь божества Шанго» - слушание и анализ | Шаинский «Если б не было школ» | Ж. Сикейра Кандобле оратория | |
2 | Какими были первые музыкальные инструменты? | Пекарский «Ударные инструменты» - анализ «Африканские ритмы» «Миф о пане» Картина Врубеля «Пан» Ж. Сикейра «Маракату» - импровизация и пение | Шаинский «Если б не было школ» | Маримба лира Стр. 12-20 Банджо Флейта Пана | |
3 | В чём преобразующая сила средневековой духовной музыки? | «Куrie» (Помилуй) – из григорианской мессы Ф. Крестьянин Песнопение XVI век | «Живи, родник» | ||
4 | О чём пел и слагал стихиры благородный рыцарь? | Баллада «Зелёные рукава» | Пение по выбору | баллада Стр. 140 – 149 лютня | |
5 | Одухотворённость хоровой музыки Возрожденияя | К. Монтеверди «Разговор нимфы с пастушком» Д. Палестрина «Мадригал» | По выбору | мадригал | |
6 | Красота инструментальной музыки Ренессанса | Ф. Милано «Канцона» | А. Гребенщиков «Под небом голубым» | ренессанс мотил | |
7 | Галантность музыки Барокко | Ж. Б. Люлли «Ария» «Поварёнок Люлли» - чтение и анализ | А. Гребенщиков «Под небом голубым» | Стр. 140 Ж. Б. Молли | |
8 | Изобразительность клавесинной музыки | Ж. Рамо «Курица» Ф. Куперен «Барабанщики», «Цветочница», «Амазонка» - анализ | барокко Куперен Стр. 148-149 |
«Музыка XVII – начала XIX веков»
9 | К. Глюк – первый оперный композитор. | Мелодии (4кл) Глюка из оперы «Орфей и Эвридика» Мифы об Орфее | «Ты слышишь, море?» | опера | ||
10 | А. Вивальди – выдающися композитор скрипичной музыки | А. Вивальди «Зима», «Весна» (3 кл.) «Лето», «Осень» - анализ Д. Керш «скрипичный мастер» - чтение и анализ | «Ты слышишь, море?» | Вивальди Цикл «Времена года» | ||
11 | Почему музыку Генделя называют плейэрной? | Г. Гендель «Музыка на воде» Куруман «Судьба музыканта» - анализ | Пение по выбору | плейэр | ||
12 | В чем красота и сила музыки И. С. Баха? | И. Бах «Прелюдия и фуги» с - dur «Партита g – mоll | А. Пахмутова «Звездопад» | Бах полифония | ||
13 | Гайдн – основоположник жанра «симфония» | Гайдн «Симфония № 104» Гайдн «Мы к счастью движем жизнь вперёд» | А. Пахмутова «Звездопад» | симфония | ||
14 | В чём сила музыки В. Моцарта? | В. Моцарт «Маленькая ночная музыка», В. Моцарт «Лакримоза» К. Паустовский «Старый повар» - чтение и анализ | «Три белых коня» | реквием лакримоза рондо | ||
15 | Жизнеутверждающая сила музыки Бетховена | Л. Бетховен «Симфония № 3 (1 ч), «Соната № 8» (патетическая) | «Три белых коня» | |||
«В чём сила музыки» «Музыка XIX века» | ||||||
| 16 | Глинка – первый русский композитор классик | М. Глинка «Вальс –фантазия» Увертюра к опере «Руслан и Людмила» М. Глинка «Славься» (4 кл) | «Облака» Егоров | увертюра опера | |
17 | Путь к вершинам творчества Римского-Корсакова | Римский –Корсаков «Ария Снегурочки», «Третья песня Леля» Сцена таяния Снегурочки | «Облака» | |||
18 | Ф. Шуберт – первый композитор - романтик | Ф. Шуберт «Вальс» Ф. Шуберт «Неоконченная симфония» | Песня гардемаринов (п - ) | Шуберт | ||
19 | Ф. Шопен – выдающийся композитор фортепьянной музыки. | Ф. Шопен «Полонез – А – duг» Ф. Шопен. Вальс сis-moll | Песня гардемаринов (п - ) | |||
20 | Ф. Лист – исполнитель- виртуоз, композитор | Ф. Лист «Рапсодия № 2» «Кампанелла» | Песня по выбору | Лист рапсоды рапсодия | ||
21 | Н. Паганини – композитор-исполнитель-виртуоз | Н. Паганини «Каприччо № 5» | Пение по выбору | скрипка См. слайды скрипка Страдивари | ||
22 | Почему Штрауса называют королём вальса | И. Штраус «Вальс из оперетты «Цыганский барон», увертюра к оперетте «Летучая мышь» | «Добрая волшебница» | |||
23 | Музыка П. Чайковского – музыка чувств. | П. Чайковский «Концерт № 1» | «Остров невезения» | концерт | ||
24 | Искренность и проникновенность музыки Э. Грига. | «Концерт № 1 для фортепьяно с оркестром» «Смерть Озе» Э. Григ | «Остров невезения» | концерт сюита |
«Музыка XX века»
25 | Музыка на рубеже веков. | М. Равель «Болеро» | Е. Крылатов «Хоть глазочком заглянуть бы» | болеро | |
26 | И. Стравинский – композитор -новатор | И. Стравинский «Вальс», «Галоп», «Танец Жар-птицы» из сюиты «Жар –птица» | Е. Крылатов «Хоть глазочком заглянуть бы» | сюита | |
27 | А. Скрябин и новые музыкальные … | А. Скрябин «Прелюдия № 4», «Этюд № 12» | Е. Крылатов «Ласточка» | прелюдия | |
28-29 | Музыкальный мир С. Рахманинова | С. Рахманинов «Прелюдия g – mоll» «Прелюдия cis –moll» Концерт № 3 (фрагмент) | Е. Крылатов «Ласточка» | прелюдия концерт | |
30 | Д. Д.Шостакович | «Эпизод нашествие из симфонии № 7 | «День Победы» | симфония Шостакович | |
31 | С. С. Прокофьев | С. Прокофьев «Симфония № 1» (классическая) | «День Победы» | ||
32 | Почему произошла эволюция музыки XX века. | С. Джоплин «Регтайм «Шутник» Р. Паулс «Блюз под дождём» | «Деловое танго» П. Маркина | блюз регтайм | |
33-35 | Музыкальная викторина Повторение по теме: «Музыка XX века” |
Календарно-тематическое планирование
6 класс (35 ч)
Дата | № п/п | Тема урока | Слушание | Песенный репертуар | Музыкальная грамота | ||||
«Музыкальный образ» «Музыкальные образы в творчестве композиторов» | |||||||||
1 | Образы войны и мира. | Прокофьев «Ария Кутузова», «Вальс» ( 4 кл. 2 ч.) | Песня «Дороги» | 7 класс (с.58) | |||||
2 | Романтические образы | Ф. Шуберт «Лесной царь» | Песня «Дороги» | 7 кл. (с. 40-44) баллада | |||||
3 | Романтические образы. | Ф. Лист «Грёзы любви», Ф. Шопен Концерт f-moll ( 1ч.) | Таривердиев «Маленький принц» | Романтизм в музыке | |||||
4 | Лирические образы в музыке Э. Грига | Григ «Альбомные листья», «Кобольт» | Таривердиев «Маленький принц» | Э Григ | |||||
5 | Русские образы | А. Скрябин «Прелюдия № 4» (5 кл. 4 ч.) | По выбору | Программная музыка | |||||
6 | Образы движения и покоя | С. Рахманинов «Весенние воды», «Островок» | Песня туристов из оперы «А зори здесь тихие» | романс | |||||
7 | Испанские образы | М. Равель «Болеро» (5 кл. 4 ч.) И. Крутой «Болеро» - сравнительный анализ | Песня туристов из оперы «А зори здесь тихие» | Болеро 7 кл с. 52 Заболоцкий «Болеро» | |||||
8 | Бетховенские образы | Бетховен «Увертюра «Эгмонт» | По выбору | Увертюра – 8 кл. с.69 | |||||
«Музыкальный образ» | |||||||||
9 | Народные песенно-танцевальные образы. | «Степь да степь кругом» - русская народная песня Римский – Корсаков «Ай, во поле липенька» из оперы «Снегурочка» | «Я люблю тебя, Россия» | Жанры р. н. п. | |||||
10 | Образы природы в вокальной музыке | Булахов «Гори, гори, моя звезда» Варламов «Горные вершины» «Утро туманное» на стихи Тургенева | «Я люблю тебя, Россия» | романс | |||||
11 | Сатирические образы в творчестве русских композиторов | Мусоргский «Блоха» Даргомыжский «Титулярный советник» Чтение фрагмента из рассказа Чехова «Титулярный советник» | «Я люблю тебя, Россия» | Мусоргский Даргомыжский | |||||
12 | Исторические события и народ в творчестве Мусоргского | Мусоргский «Рассвет на Москва-реке», «Сцена по кромами из оперы «Борис Годунов» | «Я люблю тебя, Россия» | ||||||
13 | Исторические события в творчестве Бородина | А. Бородин «О, дайте, дайте мне свободу» ария Игоря из оперы «Князь Игорь» | «Баллада о солдате» | ария | |||||
14 | Образ Родины в творчестве Рахманинова | С. Рахманинов «Концерт № 2 для фортепьяно с оркестром» | «Баллада о солдате» | Рахманинов | |||||
15 | Образы пушкинских героев в музыке. | Г. Свиридов «Тройка», «Романс» | По выбору | драма | |||||
«Музыкальная драматургия» «Драматургия и музыкальные формы» | |||||||||
| 16-17 | Драматургия контрастных сопоставлений | Глинка «Увертюра к опере «Руслан и Людмила» | Г. Струве «Школьный корабль» | Тема опера | ||||
18 | Сюита. | И. Бах «Аллеманда», «Куранта», «Сарабанда», «Жига» (сюита f-dur) | Г. Струве «Школьный корабль» | «Аллеманда», «Куранта», «Сарабанда», «Жига» | |||||
19 | Хоровой концерт | Д. Бортнянский «Концерт для хора № 21», «Живые помощи» f-moll | «Этот мир придуман не нами» (-) | Духовная музыка концерт | |||||
20 | Драматургия в драме | А. Хачатурян «Вальс к драме «Маскарад» (7 кл) | «Этот мир придуман не нами» (-) | Драма вальс | |||||
21 | Возникновение сонаты | Д. Скарлатти «Соната е –moll» | По выбору | соната | |||||
22 | Кончерто гроссо | А. Корелли «Кончерто гроссо» (Рождественский g-mol) | По выбору | концерт | |||||
23 | Лирико-драматические образы в музыке Огинского | М. Огинский «Полонез» | «Этот большой мир» из кинофильма «Москва – Кассиопея» | полонез | |||||
24 | Свободные формы Музыкальная викторина. | П. Чайковский «Концерт № 1» | «Этот большой мир» | Слайд Чайковского | |||||
«Музыкальный театр – синтез искусств» | |||||||||
25 | Музыкальный театр – древнейший вид искусства. | С. Танеев «Храм Аполлона в Дельфах» к трилогии «Ористел» по Эсхилу | «Арго» (-) | Опера, балет, оперетта, мюзикл, рок-опера | |||||
26 | Каким был средневековый театр. | Римский –Корсаков «Пляска скоморохов» | «Арго» (-) | Итальянская комедия масок (слайды) | |||||
27 | Опера буффа | Моцарт «Увертюра к опере «Свадьба Фигаро» | «Арго» (-) | Опера буффа | |||||
28-29 | Балетный спектакль в современном музыкальном театре | С. Прокофьев «Монтекки и Капулетти», «Джульетта –девочка» (7 кл) | «Комарово» | Балет, либретто, Шекспир | |||||
30 | Драматургия творчества Шестаковича | «Эпизод нашествия», «Романс» Шостаковича | «Нам нужна одна победа» | симфония | |||||
31 | Оперетта, водевиль, мюзикл в театре. | И. Кальман «Вступление к оперетте «Сильва», «Хей-я» | «Нам нужна одна победа» | Оперетта, мюзикл С. 161-168 | |||||
32 | Музыкальная викторина | ||||||||
33-35 | Повторение по теме: «Музыкальная драматургия» |
Календарно-тематическое планирование
7 класс (35 ч)
Дата | № п/п | Тема урока | Слушание | Песенный репертуар | Музыкальная грамота | ||||||
«Современность в музыке» «Современность в музыке» | |||||||||||
1 | Что значит современность в музыке. Необарокко. | И. Бах «Токката и фуга» Х. Вила- Лобос «Ария из бразильской бахианы» | Раинчик «Музыка для всех» | Современная музыка, барокко, необарокко | |||||||
2 | Неоклассицизм. | П. Хиндемит «Первая часть квартета № 3» Бетховен «Лунная соната» | Раинчик «Музыка для всех» | Классицизм, неоклассицизм | |||||||
3 | Романтизм | Р. Вагнер «Полёт валькирий» | Раинчик «Музыка для всех» | романтизм | |||||||
4 | Импрессионизм. | К. Дебюсси «Отражение в воде», «Игра воды» | «Листья жёлтые» Р. Паулс | импрессионизм | |||||||
5 - 6 | Реализм. | С. Пркофьев «Джульетта –девочка», «Монтекки и Капулетти» | «Листья жёлтые» Р. Паулс | Реализм, балет, С. Прокофьев | |||||||
7 | Минимализм. | Д. Адамс «Хорошая поездка на быстрой машине» | «Листья жёлтые» Р. Паулс | минимализм | |||||||
8 | Тестовые задания | По выбору | |||||||||
«Музыка «лёгкая» и «серьёзная» | |||||||||||
9 | Джаз – музыка «легкая» и «серьёзная» | Д. Эллингтон «Стомп Коттон клуба» «Настроение в тонах индиго» | «Фермер Джон» | джаз | |||||||
10 | Спиричуэлс. | «Молитва», «Она мой свет» | «Крыша дома» (-) | Спиричуэлс, свинг | |||||||
11 | Блюз | «Блюз западной окраины» «Роллем Пит» | «Крыша дома» (-) | Луи Армстронг, блюз | |||||||
12 | Регтайм. | С. Джоплин Регтайм «Гладиолус», Регтайм «Данс» | «Александра» | регтайм | |||||||
13 | Биг-бэнд и джазоркестр. | Г. Уоррен «Дорога на Чатанугу» Г. Миллер «Лунная серенада» из кинофильма «Серенеда солнечной долины» | «Александра» | Биг-бэнд джазбанд | |||||||
14 | Джазовые исполнители. | Д. Херман «Хэлло, Долли», Г. Мансини «Лунная река» | По выбору | Л. Армстронг | |||||||
15 | Джазоркестр. | Д. Гершвин «Рапсодия в блюзовых тонах», Гершвин «Концерт для фортепьяно с оркестром» | По выбору | Гершвин Концерт симфоджаз | |||||||
«Взаимопроникновение лёгкой и серьёзной музыки» | |||||||||||
16 | Классика и популярная музыка. | А. Альбинони «Адажио» | Зацепин «Песня о медведях» (-) | Классика попмузыка | |||||||
17 | Взаимопроникновение оперной музыки. | Д. Верди «Песенка Герцога», «Финал оперы «Риголетто» | Зацепин «Песня о медведях» (-) | опера | |||||||
18 | Классика и киномузыка в 20-40 годы | Я. Сибелиус «Грустный вальс» (к драме «Куолема») И. Дунаевский «Марш из кинофильма «Весёлые ребята» | Зацепин «Песня о медведях» (-) | И. Дунаевский | |||||||
19 | Расцвет оперетты в 50-ые годы. | И. Дунаевский «Песня об Одессе», «Выход Ларисы и 7 кавалеров». | Зацепин «Песня о медведях» (-) | Оперетта, её сходство и различие с оперой | |||||||
20 | Начало рок-движения на Западе в 60 – ые годы. | Д. Капуа «О, моё солнце», «Синие замшевые ботинки», Дж. Леннон «Вчера» | Дж. Леннон «Вчера» | Э. Пресли Биттлз (См. слайды гитара) | |||||||
21 | Рождение русского рока в 60-ые годы. | А. Кутиков, А. Макаревич «Старый рок-н-ролл», А. Макаревич «Пока горит свеча» | «Поворот» А. Макаревич (-) | «Машина времени» | |||||||
22 | Электронная музыка в 70-ые годы. | Ж. М. Жарр «Кислород», Э. Денисов «Пение птиц» «Янни Лайф» (слайд «Симфония – примавера, слайд «Попмузыка в школе») | «Поворот» А. Макаревич (-) | Эми – их разновидность Слайд «Гитара» | |||||||
23 | Фолк-рок и попмузыка в 80 – ые годы. | «Баба Яга» - «Ой, то ни вечер» | «Поворот» А. Макаревич (-) | Фолк-рок Слайд «Выставка орхидей в Тайване» | |||||||
24 | Взаимопроникновение классической и попмузыки в 90- ые годы. | Ф. Меркьюри «Барселона» в исполнении с Монсерат Кабалье А. Бородин «Улетай на крыльях ветра» (классика + рэп) | «Поворот» А. Макаревич (-) | ||||||||
25 | Музыкальный ринг. | «Поворот» А. Макаревич (-) | |||||||||
«Выдающиеся композиторы и исполнители 20 века» | |||||||||||
| 26 | Знаменитые оперные певцы. | Россини «Танец тарантелла» в исполнении Э. Карузо Л. Далла «Памяти Карузо» в исполнении Паваротти Ж. Бизе «Хабанера» в исполнении И. Архиповой | «Из вагантов» (-) | Карузо, Паваротти, Доминго, слайд «Паваротти», слайд «Доминго» | ||||||
27 | Знаменитые оперные певцы. | Римский-Корсаков «Песня варяжского гостя» в исп. Шаляпина И. Крутой «Путь» в исп. Хворостовского | «Из вагантов» (-) | ||||||||
28 | Исполнители инструментальной музыки. | Н. Паганини «Вечное движение» исполнение ансамбля скрипачей Б. т.О. Мессиан «Восхваление» в исп. ансамбля Спивакова. | «Из вагантов» (-) | Скрипка ансамбль | |||||||
29 | Знаменитые дирижёры симфонических оркестров. | И. Брамс «Венгерский танец № 1» g-moll, оркестр Эн.Би Си А. Тосканини, М. Глинка «Камаринская», орк. под упр. Е. Светланова | Тосканини Светланов | ||||||||
30 | Знаменитые дирижёры эстрадного оркестра. | М. Легран «Буду ждать тебя» Ф. Лей «История любви» | По выбору | Легран Лей | |||||||
31 | Исполнители авторской песни. | Б. Окуджава «Молитва» Ю. Визбор «Наполним музыкой сердца» В. Высоцкий «Песня о друге» | В. Высоцкий «Песня о друге» | Окуджава Визбор Высоцкий Слайд «Гитара» | |||||||
32 | Исполнители шлягеров. | Б. Кемпферт «Странники в ночи» в исп. Синатры «Прощай, моя любовь» Д. Руссос | По выбору | шлягер | |||||||
33-35 | Повторение по теме: «Выдающиеся композиторы и исполнители 20-го века» | «Янни Лайф» концерт группы | По выбору |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...