Рабочая программа по музыке
рабочая программа по музыке (4 класс) на тему

Рабочая программа и тематическое планирование по музыке для 4 класса. Образовательная система "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka._rabochaya_programma.doc130.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Приложение №1

                                                                                        к основной образовательной программе

                                                                  начального общего образования

      «Основная общеобразовательная школа № 7»

Управление образования администрации г.Ленинска-Кузнецкого

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 7»

                                                 

РАССМОТРЕНО:                                                                   УТВЕРЖДАЮ:

На методическом объединении                                             Директор МБОУ ООШ № 7

Начальных классов                                                                 Ю. В. Штальбаум

Протокол от «__»_____2015 №___                                       ________________________

                                                                                                  «___»___________2015

СОГЛАСОВАНО:

На педагогическом совете

Протокол от «___»____2015 №___

Рабочая программа по предмету

«Музыка»

для обучающихся 4 классов

                                      Составитель:

                                                                 Усевич Наталья Леонидовна,

                                                              учитель начальных классов

                                                                                     

                                               

Ленинск-Кузнецкий

2015

Содержание.

Пояснительная записка                                                                                                       3

Общая характеристика учебного предмета                                                                      4

Описание места учебного предмета в учебном плане                                                     5

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.                            5

Личностные, метапредметные и предметные результаты                                               5

Содержание учебного предмета                                                                                         8

Тематическое планирование  с определением основных видов

учебной   деятельности                                                                                                        9          

Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности   14                                                                                  

Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке   составлена    на основе требований к результатам основной общеобразовательной программы начального общего образования «Основная общеобразовательная школа № 7» и программы формирования универсальных учебных действий.

Содержание предмета «Музыка» создавалось в опоре  на педагогическую концепцию Д.Б.  Кабалевского, который еще   в  70-е   годы ХХ века сумел сформулировать и реализовать основные принципы и методы  программы  по  музыке  для  общеобразовательной школы, заложившие основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Именно эта педагогическая концепция исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным  предметом, а  школьные занятия  музыкой также  естественно связывает  с  реальной жизнью.  Она  предлагает такие  принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её неизмеримыми возможностями  духовного обогащения человека.

Цель массового музыкального воспитания и образования обучающихся – формирование музыкальной культуры как части их духовной культуры. На основе целевой установки программы  сформулированы задачи музыкального воспитания и образования:

1.Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству.

2.Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений; образного мышления и творческой индивидуальности;

3.Овладение навыками умениями, навыками, способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение и игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пластическая и вокальная импровизация);

4.Развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти

5.Воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, к своему народу, Родине, уважение к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству

6.Воспитание слушательской и исполнительской культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности;

7.Освоение знаний о музыке как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре и лучших произведениях классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;

8.Формирование устойчивого интереса к музыке и различным формам ее бытования.

 Задача предмета -  ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.

Программа общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, блокнот для музыкальных записей, нотная хрестоматия и электронные носители) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:

 Соответствует общим целям образования – ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательных отношений;

А также задачам образования – развитию способностей к художественно - образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.

Общая характеристика учебного предмета.

  Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.

   Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения младших школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой.

   Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской.

   Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.

      Формирование целостной системы представлений об искусстве и жизни, а также певческих, инструментальных и дирижерско-исполнительских умений и навыков является важнейшим средством музыкально-воспитательного процесса, способствующим развитию художественного мышления и нравственно-эстетического сознания личности. Поэтому формирующиеся знания, умения и навыки не должны занимать место основной цели в программе по музыке и быть преимущественным объектом оценки, критерием учебно-воспитательного процесса. Главным результатом уроков музыки является переход к новому внутреннему состоянию ребенка, которое называется одухотворенностью, и воспитание ценностных отношений к музыке и жизни.

    Важнейшей особенностью данной программы является её тематическое построение. Для каждого полугодия учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Тематическое построение программы создаёт условия для достижения цельности урока, единства всех его элементов, а также дает возможность достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами.        

Описание места учебного предмета в учебном плане.

В предметной области «Искусство»   на изучение учебного предмета «Музыка» в обязательной части отводится 1 час в неделю - 34 часа в год. 

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

При изучении каждой темы, при анализе музыкальных произведений  необходимо делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявления любви.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживания чувства ее красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребенка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явление, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребенка играет его учебная деятельность. В процессе ее организации средствами учебного предмета у ребенка развиваются организованность, целеустремленность, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержания предмета интереса к своей стране: ее истории, языку, культуре, ее жизни и ее народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к ее прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребенка себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы.

Личностными результатами является формирование следующих умений:

 − эмоциональная отзывчивость на музыку, осознание нравственного содержания

музыкальных произведений и проекция этого содержания в собственных поступках;

− эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма;

− любовь к Родине, к родной природе, к русской народной и профессиональной

музыке, интерес к музыкальной культуре других народов;

− учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, устойчивая    мотивация к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности;

− знание основных моральных норм, желание следовать им в повседневной жизни;

− основа для самовыражения в музыкальном творчестве (авторство);

− навыки оценки и самооценки результатов музыкально-исполнительской и творческой деятельности;

− основа для формирования культуры  здорового образа жизни и организации культурного досуга.

− способности видеть в людях лучшие качества;

− способности реализовывать собственный творческий потенциал, применяя знания и представления о музыке.

Метапредметными результатами являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

−понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы;

−планировать свои действия в соответствии с поставленными художественно-исполнительскими и учебными задачами;

−различать способ и результат собственных и коллективных действий;

−адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и других людей;

−вносить необходимые коррективы в действие после его оценки и самооценки;

−осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности;

−выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

−воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения;

−высказывать собственное мнение о явлениях музыкального искусства;

−принимать инициативу в музыкальных импровизациях и инсценировках;

Познавательные УУД:

− осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в том числе

в открытом информационном пространстве (контролируемом пространстве Интернета);

− использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, для решения учебных (музыкально-исполнительских) задач;

− воспринимать и анализировать тексты, в том числе нотные;

− строить сообщения в устной и письменной форме, используя примеры музыкальной записи;

−  проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

− обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

− устанавливать аналогии;

− представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями (презентация проектов).

соотносить различные произведения по настроению, форме, по различным средствам музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика, мелодия);

− строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественно-музыкальной выразительности

Коммуникативные УУД:

− выражать свое мнение о музыке, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения),  в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

− выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство общения между людьми;

− контролировать свои действия в коллективной работе (импровизациях, инсценировках), соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы;

− продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми, в том числе в проектной деятельности;

−задавать вопросы;

− использовать речь для регуляции своего действия, и действий партнера;

− стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека, используя опыт эмпатийного восприятия чувств и мыслей персонажа музыкального произведения.

− участвовать в диалоге, в обсуждении различных явлений жизни и искусства;

− продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

− продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

Предметные результаты 

Обучающийся научится

− эмоционально и осознанно воспринимать музыку различных жанров, включая фрагменты крупных музыкальных жанров; играх, действах, элементах дирижирования и др.).

− эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;

− размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;

− соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями;

− ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края;

− сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки,

− ценить отечественные народные музыкальные традиции, понимая, что музыка разных народов выражает общие для всех людей мысли и чувства;

− воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах, элементах дирижирования и др.).

− соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

− наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

− наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства

и различий интонаций, тем, образов и распознавать  художественный смысл различных форм построения музыки

Обучающийся получит возможность научиться

− общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

− узнавать звучание различных певческих голосов, хоров, музыкальных инструментов и оркестров

− узнавать звучание различных певческих голосов, хоров, музыкальных инструментов и оркестров

− исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.), в том числе петь в одноголосном и двухголосном изложении;

− определять виды музыки, сопоставлять музыкальные об разы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

− оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

− исполнять на элементарных музыкальных инструментах сопровождение к знакомым произведениям.

Содержание учебного предмета.

Учебный материал 4-го класса даёт школьникам представление о композиторской и народной музыке, о музыке народов России, ближнего и дальнего зарубежья. Выявляют национальные особенности, характерные черты музыки того или иного народа (через тождество и контраст, сравнение, сопоставление уклада жизни, природы и пр.). Триединство «композитор – исполнитель – слушатель» - сквозная линия содержания программы 4-го класса. Обобщение первоначальных представлений и знаний о творчестве композиторов-классиков, о народной музыке разных стран, об исполнителях. Включение в занятия образцов музыкального фольклора (аутентичного, подлинного н стилизованного), духовной музыки, произведений «золотого фонда» русской классики, которые осваиваются в различных формах и видах музыкально-исполнительской и творческой (сочинение, импровизации) деятельности школьников.

Богатство содержания русских народных песен, их жанровое многообразие (лирические, протяжные, былины, хороводные, обрядовые, солдатские, частушки и др.), особенности музыкального языка. Детский музыкальный фольклор. Значение музыки в народных праздниках на Руси.

«Академическая» и «народная» манеры исполнения. Певцы, ансамбли, хоры. Известные исполнители – певцы, инструменталисты, дирижёры, хоры, оркестры. Русские народные музыкальные инструменты (гусли, балалайка, рожок, гармонь и др.). Оркестр русских народных инструментов.

Интонационное родство музыки русских композиторов с народным музыкальным фольклором: общность тем, сюжетов, образов, приёмов развития.

Музыка моего народа – 16ч

Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ – 18ч

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Название раздела,

тема

К-во

часов

Характеристика

основных видов

деятельности

1

Введение в тему четверти

«Музыка моего народа»

1

Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных

играх - драматизациях.

Размышлять и рассуждать

об отечественной музыке и

многообразии музыкального

фольклора  России. Сравнивать различные образцы народной

и профессиональной  музыки.

Обнаруживать общность

истоков народной  и

профессиональной музыки.

Выявлять характерные

свойства народной  и

композиторской музыки.

Наблюдать и оценивать

интонационное богатство

музыкального мира.

Участвовать в музыкальной

жизни страны, школы,

города и др. Узнавать по

звучанию и называть

выдающихся исполнителей и исполнительские коллективы

(в пределах изученного).

Осуществлять коллективную

музыкально-поэтическую

деятельность  (на основе

музыкально-исполнительского

замысла), корректировать собственное  исполнение.

Анализ эмоционально-образного содержания народной музыки;

выразительное исполнение песни;

сюжетно-образная игра;

работа с учебником,

слушание музыки;

вокально - инструментальное музицирование,  создание ритмического аккомпанемент

Оценка учащимися исполнения своих товарищей; музыкальная викторин, а кроссворд;

музыкально-пластическое интонирование.

2

Народная и

композиторская музыка

1

3

Жанры народной музыки

1

4

Как создавалась народная

песня

1

5

Плясовые песни и частушки

1

6

Трудовые и маршевые

песни

1

7

Композиторская музыка.

1

8

Композитор. музыка. .

Кантата

1

9

Обобщение материала.

Урок-концерт

1

10

Русская народная

музыка.

Обрядовая песня.

1

11

Детский

музыкальный

фольклор

1

12

Музыка

Русской православной

церкви как часть

 отечественной

художественной

культуры

1

13

Колокол – музыкальный

символ России

1

14

Русские народные музыкальные

инструменты

1

15

Оркестр русских

народных

инструментов

1

16

Рождественские

колядки.

Урок-концерт

1

17

Богатство и многообразие

музыкальной культуры

разных стран и народов

1

Воспринимать

профессиональное

и музыкальное творчество

народов мира. Соотносить

интонационно-мелодические

особенности музыкального

творчества своего народа

и народов других стран

мира. Анализировать

художественно-образное

 содержание, музыкальный

язык произведений мирового

музыкального искусства.

Исполнять различные по

образному содержанию

образцы профессионального

и музыкально-поэтического

творчества народов мира.

Участвовать в инсценировках

традиционных обрядов

народов мира на основе

полученных знаний.

Воплощать художественно-

образное содержание

музыкального народного

творчества в песнях, играх,

действах.

Узнавать изученные

музыкальные сочинения и

называть их авторов.

Анализ эмоционально-образного содержания народной музыки;

выразительное исполнение песни;

сюжетно-образная игра;

работа с учебником,

слушание музыки;

вокально - инструментальное музицирование,  создание ритмического аккомпанемента.

Оценка учащимися исполнения своих товарищей; музыкальная викторина, кроссворд;

музыкально-пластическое интонирование.

18

Интернациональность

музыкального  языка

1

19

Многообразие жанров,

тем, сюжетов и образов

в народной и

профессиональной

музыке разных стран

и народов.

1

20

Сходство и различие

музыкального языка

русской музыки с

музыкой других

национальных школ

1

21

Музыка славянских

народов – Украины и

Белоруссии

1

22

Музыка Молдавии и

Прибалтики

1

23

Музыка закавказских

народов (Азербайджан,

Армения, Грузия)

1

24

Музыка народов

Средней Азии

1

25

Между музыкой моего

народа и музыкой разных

народов мира нет

непереходимых границ

1

26

Урок-концерт

1

27

Музыка –

интернациональный язык,

понятный без перевода.

1

28

Разножанровая музыка  

Болгарии, Чехии и Венгрии

1

29

Музыка Италии и Франции

1

30

Музыка Германии

1

31

Музыка Польши

1

32

Музыка Японии и Китая

1

33

Композитор – исполнитель –

слушатель

1

34

Обобщающий урок

1

Всего

34ч

Описание материально – технического обеспечения

образовательной деятельности

Книгопечатная продукция.

Музыка. Рабочие программы. 1—4 классы. — М.: Баласс, 2011. –  432

  1. Усачева В. О., Школяр Л. В. Учебник по музыке «Музыка» 4 класс

Печатные пособия.

  1. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по музыке (в том числе и в цифровой форме).

Технические средства обучения.

  1. Компьютер.
  2. Проектор.
  3. Интерактивная доска.
  4. Принтер, сканер, копир.

Экранно-звуковые пособия.

  1. Презентации.  Электронное приложение.
  2. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по музыке.

Интернет – ресурсы.

http://www.school2100.ru/uroki/elementary/mat.php

http://school-collection.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...