Рабочая программа по музыке 4 класс
рабочая программа по музыке (4 класс) на тему

Ивлева Татьяна Ивановна

рабочая программа по музыке 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_muzyka_4_klass.doc239 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                   

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Музыка 4 класс» адресована обучающимся

4  класса начальной общеобразовательной школы, составлена на основе документов:

1.Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

2.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный 3.Приказом Минобразования РФ № 1089, от 05. 03. 2004 года;

4.Программа общеобразовательных учреждений «Музыка 1-7 классы»  Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-4 классы. – Москва: Просвещение, 2012 г.);

5. Учебный план МОУ «СОШ с.Ивантеевка» на 2015 – 2016 учебный год

6. Положение о рабочей программе педагога МОУ «СОШ с.Ивантеевка».

Роль учебного курса, предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства. Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально- творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни. Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно- эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга. Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

Обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету «Музыка», формируемой участниками образовательного процесса

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно- эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно- нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры. Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов. Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность. Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

Общая характеристика учебного предмета 

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально- творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижения культурного разнообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом. Предмет «Музыка», как и другие предметы начальной школы, развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира. Основные виды учебной деятельности учащихся: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизация музыкальных произведений. Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят:  хоровое, ансамблевое и сольное пение;

  пластическое интонирование и музыкальноритмические движения;

  игра на музыкальных инструментах;

  инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных

 пьес программного характера;  освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.

В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.        

Цели:

формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;

развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

обогащение знаний  о музыкальном искусстве;

●овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация

Задачи уроков музыки:

развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям, понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;

освоение музыкальных жанров;

изучение особенностей музыкального языка;

формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.

Технологии, методы и формы решения поставленных задач

Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов, предложенных авторами программы:

Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

Метод эмоциональной драматургии;

Метод создания «композиций»;

Метод игры;

Метод художественного контекста.

Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), «разыгрывания» и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в тетради. Применение выбранных форм и методов обучения позволяет реализовать на уроках следующие педагогические технологии:

технологию развивающего обучения, информационную технологию, компьютерную технологию, здоровьесберегающую технологию,

технологию тестового контроля, игровую технологию, технологию проектного обучения.

Курс реализует следующие типы уроков:

●урок открытия новых знаний;

●урок- рефлексия;

●урок общеметодологической направленности;

●урок развивающего контроля

Основной формой организации уроков технологии в 4 классе является урок продолжительностью 45 минут.

Форма организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Основные педагогические технологии -  здоровьесберегающие технологии,  информационно-коммуникативные технологии, компьютерные технологии, технология тестового контроля, метод проектного обучения.

Роль и значимость предмета с точки зрения целей общего образования, связь с практикой 

Преподавание музыки рассматривается как вид искусства, включающего в себя все виды музыкально-творческой деятельности, связанные с единством деятельности композитора, исполнителя, слушателя. Основой преподавания музыки является ее деятельное освоение, на первый план выходит опыт творческой деятельности. Более того рабочая программа дает возможность постижения школьниками основ музыкальной культуры и самих произведений искусства, музыкальную деятельность в ее различных проявлениях как на уроках музыки, так и в процессе участия в музыкально-художественных событиях класса, школы, общественно-значимых проектах. Значение хорового пения как наиболее доступной формы приобщения детей к музыке не только не умаляется, но его функции в рамках целостного урока искусства расширяются.

Особое внимание уделяется приобретению компетентности слушателя и исполнителя; развитию умений ориентироваться в современном музыкально-информационном пространстве; способности различать позитивные и негативные явления и влияния массовой культуры, манипулирующей общественным сознанием, а также интеграции полученных знаний в собственной музыкально-творческой деятельности, умении организовать свой культурный досуг. Все это способствует воспитательному воздействию искусства на личность школьника.

При изучении тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с:

№ п/п

литературой

№ п/п

историей

№ п/п

Изобразительным искусством

1

Жанры народных песен

1

О музыке и музыкантах

1

Старый замок

2

«Приют покойствия, трудов и вдохновенья»

2

Кантата «Александр Невский»

2

«Что за прелесть эти сказки»

3

«Что за прелесть эти сказки»

3

Опера М. Глинки «Иван Сусанин»

3

Музыка ярмарочных гуляний

4

Музыка ярмарочных гуляний

4

Старый замок

4

Русский восток

5

Святогорский монастырь

5

Образ праздника в искусстве: Вербное воскресенье

5

Создатели славянской письменности и культуры

6

Зимнее утро, зимний вечер

6

Святые земли Русской

6

Образ праздника в искусстве: Вербное воскресенье

7

Русский восток

7

Создатели славянской письменности и культуры

7

Святые земли Русской

8

Создатели славянской письменности и культуры

Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане

Курс музыка для 1 – 4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса  средней общеобразовательной школы и  входит в число дисциплин включенных в учебный план.

Сроки реализации программы: 2015 – 2016 учебный год

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений отводит  135 часов для изучения учебного предмета «Музыка» на этапе начального общего образования.

На изучение курса по учебному образовательному плану МОУ «СОШ с.Ивантеевка» на 2015 – 2016 учебный год отводится 1 час в неделю, что составляет  34 учебных часа.

I   четверть –  9 часов

II  четверть –  7 часов

III четверть – 10 часов

IV четверть –  8 часов

Программа «Музыка» Е.Д. Критской  соотвествует ФГОС 2009 года по технологии для 4 класса, поэтому в рабочую программу, по сравнении с авторской, изменений не внесено. 

Программой предусмотрено использование 10% времени на подготовку проектов. 

В 4 классе предполагается разработка и защита проектов по теме : I полугодие – «Богатыри земли Русской», II полугодие – «Музыкальные инструменты». Форма представление проектов – альбом, раскладушка, презентация, открытка и другое по выбору обучающихся. Защита проводится во внеурочное время.

Резервных часов данной программой не предусмотрено.

Система условных обозначений отсутствует.          

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Уроки музыки, как и художественное образование в целом , предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь  образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества  предполагает:

●формирование опыта эмоционально-образного восприятия;

●начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;

●приобретение знаний и умений;

●овладение УУД

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

  Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а    

также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные результаты:

Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

●чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

●целостный, социально - ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

●умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;

●уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

●развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

●ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

●формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

●развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты:

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, т.е. учебные действия учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности:

●овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

●освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

●формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

●освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;

●овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

●приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

●формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

●овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности;

●умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).

Предметные результаты:

Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

●формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;

●формирование общего представления о музыкальной картине мира;

●знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

●формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

●формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой деятельности;

●умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

●умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;

●умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений.

Основные требования к уровню подготовки учащихся в 4 классе

 К концу обучения в 4 классе ученик научится:

●воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;

●воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;

●вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

●реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;

●понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 4 класса обучающиеся должны уметь:

●узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

●продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

●продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

●высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

●продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

●эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

●показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

●выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);

●передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;  

●охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

●определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

●использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении  простейших мелодий;

●исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Содержание  тем учебного курса «Музыка» 4 класс

Основное содержанием курса представлено следующими содержательными линиями:

«Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства»,

«Музыкальные картины мира».

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

теоретические

практические

Творческие работы и проекты

1

«Россия – Родина моя»

5

5

мониторинг

10 мин

2

«О России петь, что стремиться в храм…»

4

4

3

«День, полный событий»

6

6

защита проекта

4

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

4

4

мониторинг

10 мин

5

В концертном зале

4

4

6

В музыкальном  театре

6

6

7

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

5

5

мониторинг

10 мин

защита проекта

Итого:

34 ч 

30 мин

 Календарно – тематический план 

Учебные материалы к урокам прописаны в разделе «Описание материально-технического обеспечения»

УУД, формируемые на уроке

№п/п

Наименование разделов

кол-во  часов

Формируемые универсальные учебные действия у обучающихся:

1

«Россия-родина моя»

5

Познавательные УУД:

владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования;

овладение логическими действиями сравнения, анализа;

умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради.

Регулятивные УУД:

выполнять творческие задания из рабочей тетради;

оценивать  и осмыслять результаты своей  деятельности;

формирование волевых усилий.

Коммуникативные УУД: 

умение контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;  

формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий)

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций.

Личностные УУД:

выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкального произведения.

представлять образ Родины, историческое прошлое, культурное наследие России.

•воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, российский народ и историческое прошлое России;

•осознание своей этнической и национальной принадлежности;

проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания.

принимать позицию слушателя (исполнителя) музыкальных произведений, владеть навыками оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности.

2

«О России петь, что стремиться в храм…»

4

3

«День, полный событий»

6

4

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

4

5

В концертном зале

4

6

В музыкальном  театре

6

7

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

5

п/п

Раздел программы                        

Тема урока

Кол-во

часов

        дата            

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов  деятельности учащихся

Тип урока

По плану

По факту

I четверть – 9 часов

 «Россия – Родина моя» (5 ч.)

1.

Мелодия.

1

03.09

Мелодия. Общность сюжетов, тем, интонаций народной музыки и музыки С. Рахманинова, М. Мусоргского, П. Чайковского

Знать понятие: народная, композиторская музыка, мелодия.

открытия нового знания

2.

«Что не выразишь словами, звуком на душу навей…» Входной мониторинг

1

10.09

Вокализ, его отличительные особенности от песни, романса. Глубина чувств, выраженная в вокализе

Знать понятия вокализ, романс, песня, вокальная  музыка

развивающего контроля

3.

Жанры народных песен

1

17.09

Как складываются народные песни. Жанры народных песен, их особенности. Обсуждение: как складывается народная песня, какие народные песни дети знают.

Знать жанры народных песен и их особенности

открытия нового знания

4.

«Я пойду по полю белому …»

1

24.09

Патриотическая тема в кантате С.Прокофьева «Александр Невский». Горестные последствия боя

Знать понятия: кантата, хор, меццо-сопрано

открытия нового знания

5.

«На великий праздник собралася Русь!»

1

01.10

Фольклор в творчестве композиторов, прославляющих защитников родины, народных героев. Народные песни. Фрагменты оперы «Иван Сусанин» и кантаты «Александр Невский»

Знать понятия: народная и композиторская музыка, кант, кантата, опера

открытия нового знания

«О России петь, что стремиться в храм …» (1ч)

6.

Святые земли Русской

1

08.10

Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромец

Знать: имена святых и их житие, подвиги; понятия: стихира, величание

открытия нового знания

        День, полный событий (6ч)

7.

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

1

15.10

Образ осени в поэзии А.С. Пушкина и музыке русских композиторов. Лирика в поэзии и музыке

Знать понятие: лад (мажор)

открытия нового знания

8.

«Что за прелесть эти сказки…»

1

22.10

Образы пушкинских сказок в музыке русских омпозиторов.  «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина и Н.А. Римского-Корсакова. Музыкальная живопись

Знать понятия: опера, регистр, тембр

открытия нового знания

9.

Музыка ярмарочных гуляний

1

29.10

Музыка ярмарочных гуляний: народные песни, наигрыши, обработка народной музыки

Знать жанры народной музыки

открытия нового знания

II четверть – 7 часов

10.

Святогорский монастырь

1

12.11

Музыка, связанная со Святого рским монастырем. Колоколь ные звоны. Вступление к опе ре М. Мусоргского «Борис Годунов»

Знать понятие: опера

общеметодологической направле

нности

11.

«Приют, сияньем муз одетый…»

1

19.11

Музыка Тригорского (Пушкин ские горы). Картины природы в романсе «Венецианская ночь»

Знать понятия: романс, дуэт, ансамбль

открытия нового знания

12.

Обобщение знаний по теме раздела

1

26.11

Колокольные звоны. Картины природы

Знать жанры народной музыки

отработки умений и рефлексии

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3ч)

13.

Композитор – имя ему народ

1

03.12

Народная песня – летопись жизни народа, ее интонационная выразительность. Песни разных народов. Музыка в народном стиле

Знать понятия: музыка в народном стиле, народная музыка

открытия нового знания

14.

Музыкальные инструменты России

1

10.12

Многообразие народных инструментов. История возникновения первых музыкальных инструментов. Состав оркестра народных инструментов. Ведущие инструменты оркестра

Знать: названия и тембры народных инструментов, состав и ведущие инструменты оркестра; уметь отличать звучание различных музыкальных инструментов

открытия нового знания

15.

О музыке и музыкантах

Мониторинг за первое полугодие

1

17.12

Мифы, легенды, предания о музыке и музыкантах

Уметь приводить примеры литературного фольклора о музыке и музыкантах

развивающего контроля

В концертном зале (4ч)

16.

Музыкальные инструменты

1

24.12

Музыкальные инструменты: скрипка, виолончель. Струнный квартет. Музыкальный жанр – ноктюрн. Музыкальная форма вариации

Знать понятия: ноктюрн, квартет, вариации.

открытия нового знания

III четверть – 10 часов

17.

Старый замок

1

14.01

Сюита. Старинная музыка. Сравнительный анализ. Романс. Образы родной природы

Знать понятия: романс, сюита.

открытия нового знания

18.

«Не молкнет сердце чуткое Шопена…»

1

21.01

Судьба и творчество Ф. Шопена. Музыкальные жанры: полонез, мазурка, вальс, песня. Форма музыки - трехчастная

Знать многообразие танцевальных жанров

открытия нового знания

19.

«Патетическая» соната Л. Бетховена

1

28.01

Жанры камерной музыки: соната, романс, баркарола, симфоническая увертюра

Знать понятия: соната, романс, баркарола, симфоническая увертюра, оркестр, дирижер

открытия нового знания

В музыкальном театре (6ч)

20.

Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин» (II-III действие)

1

04.02

11.02

Бал в замке польского короля. Народная музыка представляет две стороны – польскую и русскую

Знать процесс воплощения художественного замысла произведения в музыке; содержание оперы

открытия нового знания

21.

Опера «Иван Сусанин» (IV действие)

1

11.02

18.02

Сцена в лесу. Изменение в облике поляков. Кульминация – ария Сусанина

Знать процесс воплощения худ ожественного замысла произве дения в музыке; содержание оперы

открытия нового знания

22.

«Исходила младешенька…»

1

18.02

25.02

Характеристика главное герои ни оперы М. Мусоргского «Хо ванщина». Сравнительный ан ализ песни «Исходила младе шенька» со вступление оперы

Знать процесс воплощения художественного замысла в музыке

открытия нового знания

23.

Русский восток

1

25.02

03.03

Поэтизация востока русскими композиторами нашла свое отражение в различных музыкальных жанрах: опере, балете, сюите. Музыка А.И.Хачатуряна

Уметь определять мелодико-ритмическое своеобразие восточной музыки

открытия нового знания

24.

Балет Стравинского «Петрушка»

1

03.03

10.03

Персонаж народного кукольного театра – Петрушка. Музыка в народном стиле. Оркестровые тембры

Знать процесс воплощения художественного замысла в музыке, значение народного праздника - Масленица

открытия нового знания

25.

Театр музыкальной комедии

 

1

10.03

17.03

Жанры: оперетта, мюзикл. Понятие о жанрах и история развития.

Знать, что такое оперетта, мюзикл, их особенности, историю развития

открытия нового знания

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (2ч)

26.

Исповедь души

1

17.03

24.03

Музыкальный жанр: прелюдия, этюд. Музыкальная форма: трехчастная. Развитие музыкального образа. Любовь к Родине

Знать понятия: прелюдия, этюд

открытия нового знания

IV четверть – 8 часов

27.

Мастерство исполнителя

1

24.03

07.04

Многообразие музыкальных жанров. Исполнитель. Слушатель. Интонационная выразительность музыкальной речи

Знать понятия: композитор, исполнитель, слушатель, интонация.

открытия нового знания

«О России петь, что стремиться в храм …» (3ч)

28.

«Праздников праздник, торжество есть торжеств»

1

07.04

14.04

Светлый праздник – пасха. Тема праздника в духовной и народной музыке. Тропарь, молитва, народные песни

Знать понятия: тропарь, волочебники

открытия нового знания

29.

Светлый праздник

1

14.04

21.04

Тема праздника Пасхи в произведениях русских композиторов. Сюита С. Рахманинова «Светлый праздник»

Знать понятия: сюита, трезвон

открытия нового знания

30.

Кирилл и Мефодий

1

21.04

28.04

Житие и дела святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Гимн. Праздник – День славянской письменности и культуры

Знать: житие и дела святых, понятия: гимн, величание

открытия нового знания

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1ч)

31.

Праздники русского народа

1

28.04

29.04

Народные праздники: Троицын день. Обычаи и обряды, связанные с праздником. «Троица» А. Рублева

Знать содержание и значение народного праздника. Уметь сочинять мелодию на заданный текст

открытия нового знания

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (3ч)

32.

Музыкальные инструменты

Итоговый мониторинг

1

05.05

Музыкальный инструмент – гитара. История инструмента. Импровизация, обработка, переложение музыки для гитары. Авторская песня

Знать историю инструмента гитара, понятия: обработка, импровизация, переложение музыки, авторская песня

развивающего контроля

33.

Музыкальный сказочник

1

12.05

Н.А. Римский-Корсаков – величайший музыкант-сказочник. Сюита «Шехерезада». Музыкальные образы. Образы моря в опере и сюите. Музыкальная живопись

Знать художественное единство музыки и живописи; уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

общемедологической направленности

34.

Рассвет на Москве-реке

1

19.05

Симфоническая картина М. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке». Образ родины

Знать понятие изобразительности музыки

общемедологической направленности

Описание материально-технического  обеспечения образовательного процесса

Учебно-методический  комплект разработан в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования, с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального и общего образования и с новым Базисным учебным планом допущен  Министерством  образования  РФ  и  соответствует  федеральному  компоненту государственных  образовательных  стандартов  начального  общего  образования. 

Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:

Учебный методический комплект  

1.Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 4 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2008.

2.Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;

3.Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».4 класс. (аудиокассеты)

 4.Е.Д.Критская «Музыка 4 класс»1 СD, mp 3, Фонохрестоматия, М., Просвещение, 2009 г.

 5.Методика работы с учебниками «Музыка».1- 4 классы. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004.

Перечень учебно-методического обеспечения учителя.

№ п/п

методические и учебные пособия

дидактический материал:

тестовые задания

перечень электронных пособий

Адреса электронных сайтов

 АСАФЬЕВ Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев.  — Л., 1973.

Тестовые задания по темам разде лов, разработ анные самос тоятельно

CD –диск «МХК»

http://www.hermitagemuseum.org/
Государственный Эрмитаж

http://www.tretyakov.ru

ВАСИНА-ГРОССМАН В. Книга о музыке и великих музыкантах / В. Васина-Гроссман. — М., 1999.

CD-диск «Искусство»

Museum-online: живопись
http://www.museum-online.ru

 

КАБАЛЕВСКИЙ Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. — М., 2005.

CD – диск «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»

Archaeology and Art Images: коллекция изображений
http://www.archart.it/

КОШМИНА И. В. Духовная музыка в школе. — В 2-х кн. — М., 2001.
КРИТСКАЯ Е. Д. Музыка: 1—4 классы: Методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — М., 2004.

DVD-диски: опера «Иван Сусанин» М.И.Глинка,

опера «Князь Игорь» А.П.Бородина, балет «Спящая красавица» П.И.Чайковского, симфоническая сюита «Петя и волк» С.Прокофьева

Государственная Третьяковская Галерея

http://www.museum.ru/gmii/

РАПАЦКАЯ Л. А. Русская музыка в школе: пособие для учителей музыки и мировой художественной культуры / Л. А. Рапацкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — М., 2003

Оперная и балетная энциклопедии на CD - дисках

http://www.rusmuseum.ru/
Русский музей

Специфическое оборудование:

Печатные средства обучения

Печатные пособия

Портреты композиторов

Оборудование и приборы

1.Магнитная доска.

2.Компьютер с принтером.

3.Проектор.

4. Образцы тканей

5.Материалы для изготовления изделий:

Список дополнительной литературы для учащихся

1. Энциклопедия «Музыка» для детей

2. Журналы «Музыка в школе» 1997- 2009 г.г.

3. Журналы «Искусство» 2000 -2008 г.г.

4. Журналы «Искусство в школе» 1999 – 2008 г.г.

5. Оперная и балетная энциклопедии на CD – дисках

6. CD – диск «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»

Приложение к программе

Темы плановых контрольных уроков

№ п/п

Темы плановых контрольных уроков

Дата

1

Входной мониторинг.

08.09

2.

Мониторинг за первое полугодие

17.12

3.

Итоговый мониторинг.

05.05

Знать/понимать:

●взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр);

●музыку разных жанров, стилей, национальных и  композиторских школ;

●ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, прелюдия и т.д.);

●тембровые и регистровые особенности звучания музыкальных инструментов симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов; тембров вокальных голосов;

●основные формы музыки и приемы музыкального развития;

●характерные особенности музыкального языка П.И.Чайковского, Мусоргского М.П., С. Прокофьева, Г. Свиридова, В.А.Моцарта, Бетховена, Л.Э. Грига, Ф.Шопена.

Уметь:

●выявлять характерные особенностей русской музыки (народной и профессиональной), сопоставлять их с музыкой других народов и стран;

●умения анализировать содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;

●определять основные формы музыки и приемы музыкального развития;

●эмоционально-осознанно воспринимать музыку, уметь давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;

●понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

●формировать постоянную потребность общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;

●развивать навыки художественного, музыкально-эстетического самообразования – формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...