Рабочая программа по музыке
рабочая программа по музыке (1 класс) на тему

Данная программа рассчитана на начальное звено общеобразовательной школы. В соответствии с Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю). Программа адресуется учителям музыки и учителям, работающим в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_muzyke.doc96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по музыке

Пояснительная записка

      Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы  Ригиной  Г.С. «Музыка Программа четырехлетней начальной школы» При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

 Данная программа рассчитана на начальное звено общеобразовательной школы. В соответствии с Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю). Программа адресуется учителям музыки и учителям, работающим в начальной школе.
Цель курса заключается в том, чтобы заложить основы музыкальной культуры школьника как части его духовно-нравственной культуры, что предполагает единство личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни.

С учетом требований, обозначенных в ФГОС начального общего образования, и в соответствии с концептуальными положениями системы развивающего обучения определены следующие задачи курса:

  • формирование основ музыкальной культуры, расширение представлений детей о мире музыкального искусства и роли музыки в жизни человека;
  • развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • формирование умения воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям разных стилей, жанров;
  • развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, понимание детьми образной природы музыки, формирование умений создавать музыкальный образ в исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации, при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций;
  • развитие художественного вкуса, музыкально-творческих способностей учащихся;
  • воспитание в процессе эмоционального восприятия и исполнения музыки нравственных позиций ребенка, его общекультурной и гражданской идентичности с учётом культурного разнообразия российского общества;
  • формирование уровня освоения системы знаний, представлений и способов действий, достаточного для дальнейшего музыкально-эстетического образования и самообразования.

  Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

Рабочая программа составлена на основании:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29.12. 2012.  N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от «6» октября 2009 г. № 373, с изменениями от 26.11.2010)
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011. №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373
  • Закона Тамбовской области от 4 июня 2007 г. N 212-З
    "О региональном компоненте государственного образовательного
    стандарта начального общего, основного общего и среднего
    (полного) общего образования Тамбовской области"
  • Учебного плана МАОУ СОШ №4 на 2013-2014 учебный год. (утвержден приказом №_____от_______ )

     В основу программы легли следующие положения, разработанные в музыкальной педагогике:
     - восприятие музыки является способностью, определяющей интерес к музыкальному искусству и успешность музыкальной деятельности (В.Н. Шацкая, Д.Б. Кабалевский);
     - тематика занятий носит воспитательно-образовательный характер и соответствует содержанию самой музыки (Н.Л. Гродзенская, Ю.Б. Алиев);
     - воспитательно-образовательный процесс направлен на развитие творчески активной личности ребенка (О.А. Апраксина, Н.А. Ветлугина);
     - систематическое развитие музыкально-слуховых представлений о языке музыки и овладение соответствующими музыкальными навыками являются базой для развития личности ребенка (Т.Л. Беркман, М.А. Румер);
     - певческая культура - важнейшая составная часть общей музыкальной культуры школьников (Н. Д. Орлова, Т. Н. Овчинникова).      

Описание места учебного предмета в учебном плане.

В первом классе на изучение музыки отводится 33 часа (1 часа в неделю, 33 учебные недели).

Формы организации образовательного процесса.

    Для реализации программы используются разнообразные формы организации учебного процесса:

  • индивидуальная, фронтальная, групповая работа
  • практическая работа
  • проектная деятельность.

        Основные типы уроков в РО

  • Урок постановки учебной задачи. Цель урока постановки УЗ – поиск общего способа решения широкого класса практических задач;
  • Урок моделирования и преобразования модели. Цель моделирования – выделить и зафиксировать наиболее общее отношение в предмете для его исследования;
  • Урок  решения частных задач по применению «открытого» способа. Цель урока – выработка навыка по использованию найденного детьми на предыдущем этапе способа или понятия для решения конкретно – частных задач;
  • Урок контроля. Цель урока – точно определить теоретические сведения и учебные действия по темам, над освоением которых необходимо дополнительно работать с учащимися;
  • Урок оценки способа.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Технологии обучения.

  • Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.
  • Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей.
  • Информационно-коммуникационные технологии.
  • Игровые технологии.
  • Здоровьесберегающие технологии.

   Механизмы формирования  ключевых компетенций обучающихся.

Теоретической основой данной программы являются:

  • Системно-деятельностный подход: обучение  на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое  обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и   формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).
  •  Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта
  • Специфика программы состоит в том, что изучение систематического курса  начинается не с отдельных (частных) правил, а с общего принципа решения целого класса задач (проверки орфограмм), который затем последовательно конкретизируется на материале проверки разных типов орфограмм (безударных гласных, сомнительных согласных, непроизносимых согласных) во всех частях слова.   Таким образом решается также задача формирования системного знания,  при котором усвоение материала оказывается более качественным, т.к.  оно осуществляется главным образом в процессе понимания, а не заучивания.  

        

Виды и формы деятельности :

  • Слушание музыки
  • Движение под музыку
  • Музыкальные игры
  • Импровизирование и инсценирование
  • Хоровое пение

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

  • Применение на уроке как коллективных, так и индивидуальных формы работы, организация индивидуальных, ансамблевых, коллективных выступлений, возможность импровизации помогают сделать уроки музыки яркими, запоминающимися и максимально реализовать поставленные задачи.
  • Оценка деятельности осуществляется в конце каждого урока.
  • Оценивается:
  • Качество исполнения изучаемых на уроке песен, попевок, распевок и работы в целом;
  • Уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные решения;
  • Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребёнка на уроке.
  • Формы контроля уровня обученности: викторины, кроссворды, конкурсы, праздники искусства.

  ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера;
  • эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке, чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру;
  • положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности;
  • основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями;
  • уважение к чувствам и настроениям другого человека, представление о дружбе, доброжелательном отношении к людям.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • понимания значения музыкального искусства в жизни человека;
  • начальной стадии внутренней позиции школьника через освоение позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;
  • первоначальной ориентации на оценку результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности;
  • эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать учебную задачу;
  • понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок из жизни детей;
  • осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности;
  • адекватно воспринимать предложения учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя;
  • воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения (относительно исполнения музыки) сверстников, родителей;
  • принимать позицию исполнителя музыкальных произведений;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации (Музыкальный словарик);
  • использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи («Музыкальный домик »);
  • находить в музыкальном тексте разные части;
  • понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями;
  • читать простое схематическое изображение

Обучающийся получит возможность научиться:

  • соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика);
  • понимать запись, принятую в относительной сольмизации, включая ручные знаки;
  • пользоваться карточками ритма;
  • строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки;
  • соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
  • учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
  • принимать участие в групповом музицировании, в коллективных инсценировках;
  • понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают, учитель аккомпанирует, дети поют и т.д.);
  • контролировать свои действия в коллективной работе.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.);
  • использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
  • следить за действиями других участников в процессе хорового пения и других видов совместной музыкальной деятельности.

Предметные результаты

«Музыка в жизни человека»

Обучающийся научится:

  • воспринимать доступную ему музыку разного эмоционально-образного содержания;
  • различать музыку разных жанров: песни, танцы и марши;
  • выражать свое отношение к музыкальным произведениям, его героям;
  • воплощать настроение музыкальных произведений в пении;
  • отличать русское народное творчество от музыки других народов;
  • вслушиваться в звуки родной природы;
  • воплощать образное содержание народного творчества в играх, движениях, импровизациях, пении простых мелодий;
  • понимать значение музыкальных сказок, шуток.
  • воспринимать и понимать музыкальные произведения, доступные (возрасту 6-8 лет);
  • передавать содержание песенного творчества в пении, движении, элементах дирижирования и др.;
  • оценивать значение музыки в жизни людей на основе знакомства с легендами и мифами о происхождении музыки.

«Основы закономерности музыкального искусства»

Обучающийся научится:

  • слушать музыкальное произведение, выделяя в нем основное настроение, разные части, выразительные особенности; наблюдать за изменениями темпа, динамики, настроения;
  • различать темпы, ритмы марша, танца и песни;
  • находить сходство и различие тем и образов, доступных пониманию детей;
  • определять куплетную форму в тексте песен;
  • различать более короткие и более длинные звуки, условные обозначения (форте пиано и др.).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выражать свои эмоции в исполнении песен, в придумывании подходящих музыке движений;
  • понимать элементарную запись ритма и простой интонации;
  • различать звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипки, балалайки, трубы, флейты), пение солиста и хора (мужского, женского или детского);
  • исполнять попевки, ориентируясь на запись ручными знаками; участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

Обучающийся получит возможность овладеть:

  • первоначальными представлениями о музыкальном искусстве и его видах; о творчестве П.И. Чайковского, М.И. Глинки, С.С. Прокофьева и др., о песенном творчестве для детей, об авторской и народной музыке;
  • элементарными музыкальными понятиями: звук, звукоряд, нота, темп, ритм, мелодия и др.

«Музыкальная картина мира»

Обучающийся научится:

  • исполнять попевки и песни выразительно, соблюдая певческую установку;
  • чисто интонировать попевки и песни в доступной тесситуре;
  • воспринимать темповые (медленно, умеренно, быстро), динамические (громко, тихо) особенности музыки;
  • различать звучание русских народных и элементарных детских музыкальных инструментов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выразительно и ритмично двигаться под музыку разного характера;
  • узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов;
  • различать звучание музыкальных инструментов, голосов;
  • узнавать произведения русского музыкально-поэтического творчества.

Структура курса

  1. Встречи с героями музыкальных сказок – 5 часов

2.Музыкальное путешествие в сказочный лес. Осень - 3 часа

3. Музыкальные инструменты. Музыкальное путешествие в сказочный лес. Зима – 8 часов

4. Музыкальные картинки: Музыка о друзьях. Музыкальный карнавал животных. Музыка о родном доме – 9 часов

5. Сказки, небылицы, шутка в музыке. Музыкальное путешествие в сказочный лес. Весна. Лето - 8 часов

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 класс (33 часа)

Музыка в жизни человека

        Истоки возникновения музыки. Рассказы о происхождении музыки (из древнеиндийской и древнегреческой мифологии), о музыкальных традициях Древней Руси. Скоморошьи песни, сценки, прибаутки.

        Звучание окружающей жизни, природы. Восприятие музыкальных образов природы (Осень. Зима. Весна. Лето). Музыкальные портреты животных («Карнавал животных» К. Сен-Санса и др.).

        Встречи с известными героями музыкальных сказок («Бременские музыканты и другие»). Знакомство с героями музыкальных сказок, исполнение песен сказочного содержания («Маленький кузнечик». Муз. В.В. Щукина, сл. С.Г. Козлова; «Веселый музыкант». Муз. А.Д. Филиппенко, сл. Т.В. Волгиной и др.). Музыка в мультфильмах. Настроение, чувства, характер человека и сказочных персонажей в музыке. Сказки, небылицы, шутка в музыке. Инсценирование сказки.

        Музыка о друзьях. Музыкальный портрет («Попрыгунья» Г.В. Свиридова). Песни о дружбе.

        Знакомство с жанром инструментальной пьесы на примере пьес из «Детского альбома» П.И. Чайковского: «Баба-яга», «Неаполитанская песенка», «Болезнь куклы» и др.

        Разнообразие музыкальных жанров. Песня, танец, марш. Песня. Песни школьной тематики («Колыбельная песня»; «Мы теперь ученики». Муз. Г.А. Струве,

сл. К. Ибряева.).

        Танцы: полька, вальс («Вальс-шутка» Д. Шостаковича, «Полька» М.И. Глинки). Марш («Военный марш» Р. Шумана, Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского, «Марш» С.С. Прокофьева).

        Музыкальный спектакль («Оле-Лукойе» Г.-Х. Андерсена).

        Народная музыка. Русская народная песня. Колыбельные, плясовые, шуточные песни. Песенка-закличка. Хоровод. Плясовая («Камаринская» и др.).

Основные закономерности музыкального искусства

        Интонации речевые и музыкальные. Особенности музыкальной интонации. Выражение настроения, чувств человека в музыкальной интонации. Музыкальный разговор. Вопросно-ответные интонации: понятие и исполнение. Характер персонажа и особенности его музыкальных интонаций.

        Выразительность и изобразительность в музыке. Изображение природы: времена ода в музыке («Музыкальное путешествие»).

        Контраст как основной прием музыкального развития («Весело. Грустно»

Л. ван Бетховена). Повтор в музыке как прием развития.

        Звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, баян, флейта, труба). Первые музыкальные инструменты: дудочки и барабаны. Народные инструменты: гусли, балалайка, гармошка.

Средства музыкальной выразительности: ритм, тембр, темп, динамика исполнения. Интонирование по ручным знакам: У-Ш, У-Ш-1, Ш-Н-1 ступени мажора.

        Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты: звуки, звукоряд, высокие и низкие звуки, ритм, форте, пиано, крещендо и диминуэндо, пауза.

         Формы построения музыки: двух-, трехчастная формы.

        Озвучивание стихотворений и сказок.

Музыкальная картина мира

        Звучание окружающей жизни, природы. Кто как поет (слушаем пение птиц). Музыкальный карнавал животных.

        Музыка и произведения живописи.

        Музыка о родном доме, близких людях (мама, бабушка), о Родине. Музыка, передающая чувства и настроения человека. Музыкальный и поэтический фольклор.

        Композитор - исполнитель - слушатель. Музыкальные инструменты: скрипка, труба, барабан, фортепиано и др.

        Знакомство с творчеством П.И. Чайковского, М.И. Глинки, К. Сен-Санса,

С.С. Прокофьева и др.

        Русская народная музыка. Образцы народного творчества (прибаутки, хороводы, игры). Музыкальные игры-драматизации. Знакомство с музыкой других народов (украинская, литовская народные песни; швейцарская, французская песни).

 ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Литература

  • Учебная программа по музыке Г.С. Ригиной. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011.
  • Ригина Г.С. Музыка: Учебник для 1 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011 год.
  • Ригина Г.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для 1 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011 год.

Перечень Интернет-ресурсов, используемых в учебном процессе

  1.  http://www.solnyshko.ee/
  2. http://www.uroki.net/
  3.  http://www.zankov.ru/
  4.  http://www.viki.rdf.ru/

Оборудование

  • Портреты композиторов
  • Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием программы
  • Магнитофон
  • Персональный компьютер

Записи музыкальных произведений по программе на электронных носителях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...