Рабочая программа по музыке 4 класс
рабочая программа по музыке (4 класс) на тему
Программа разработана на основе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_4_kl_muzyka.docx | 77.27 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Азовский район село Новониколаевка
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новониколаевская основная общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНО «Утверждаю»
Протокол заседания Директор МБОУ Новониколаевской ООШ
Методического совета Приказ от ___________ № ______
МБОУ Новониколаевской ООШ ___________ /Макаренко С.А./
от _________ 2015 года № 1
__________ /Дрозд Т.Н./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
Уровень общего образования(класс):
начальное общее 4 класс
Количество часов: 34 в год(1час в неделю)
Учитель: Вашедская Евгения Юрьевна
Программа разработана на основе
Программы «Музыка. 1-4 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак Дрофа, 2013.
- Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 4б класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, Примерной программы начального общего образования по музыке (в 2 ч. Ч. 2. 2-е изд. М.: Просвещение, 2010.), планируемых результатов начального общего образования с учётом возможностей учебно-методической системы «Ритм» с опорой на рекомендованную Министерством образования Российской Федерации рабочую программу для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (М.: Дрофа, 2013. - 107, [5] с.) и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
- Музыка. 4 кл. В 2ч. Ч.1.: учеб. для общеобразовательных учреждений [текст]/ В.В. Алеев. – 6-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2012. – 79, [1] с.: ил.
- Музыка. 4 кл. В 2ч. Ч.2.: учеб. для общеобразовательных учреждений [текст]/ В.В. Алеев. – 6-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2012. – 78, [2] с.: ил.
- Музыка. 4 кл.: Рабочая тетрадь: пособие для общеобразоват. учреждений [текст]/ В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. 94, [2] с.: ил.
- Музыка. 4 кл.: Аудиоприложение к учебнику mp3 [электронный ресурс]/ В.В. Алеев – ООО Дрофа, 2012.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Приказ МОиН Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (ред. от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 г. № 2357) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1067 от 19.12.2012г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»;
Изучение музыки в четвёртом классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Цели музыкального образования осуществляются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику.
Личностные задачи:
- формировать ценностно-смысловые ориентации и духовно-нравственные основания;
- развивать творческий потенциал учащихся, готовность открыто выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;
- развивать самосознание, позитивную самооценку и самоуважение, жизненный оптимизм.
Познавательные и социальные задачи:
- приобщать к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству;
- формировать целостную художественную картину мира;
- привить интерес, любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
- воспитывать и развивать нравственно-патриотические чувства (любви к Родине, уважения к её истории и традициям), толерантность жизни в поликультурном обществе;
- привить основы художественного вкуса;
- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;
- развивать творческое, символическое, логическое мышление, продуктивное воображение, произвольные память и внимание, рефлексию.
Коммуникативные задачи:
- формировать умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
2. Общая Характеристика учебного предмета, курса.
В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий. У обучающихся 4 класса будут сформированы следующие УУД
Личностные:
- ориентация учащихся в системе личностных смыслов;
- самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями музыкальных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;
- основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
- эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;
- ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение к иной точке зрения;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Регулятивные:
- умение учиться и способность к организации своей деятельности;
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- целеустремлённость и настойчивость в достижении цели;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- умение прогнозировать результат;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;
- умение коррекции - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- умение оценивать - выделение и осознание учащимся того, что уже освоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- формирование основ оптимистического восприятия мира.
Познавательные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- знаково-символическое моделирование;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, определение основной и второстепенной информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера;
- анализ объектов;
- синтез, как составление целого из частей;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;
- умение договариваться, находить общее решение;
- умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности.
3. Место учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в учебном плане
Согласно Базисному учебному плану образовательных учреждений РФ на изучение музыки в 4 классе начальной школы выделяется 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели). На региональный компонент отводится 4 часа (РК).
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания заключаются:
- в воспитании нравственного, ответственного, инициативного и компетентного человека;
- в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- в формировании и воспитании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- в формировании и воспитании эстетического вкуса;
- в формировании основ музыкальной культуры;
- в воспитании эмоционально-ценностного отношения к искусству, музыке своего народа и музыке народов мира.
5. Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
Содержание программы
Тема года «Музыкальное путешествие»
Урок №1. «Россия – любимая наша страна... »
Образы России в творчестве русского композитора С. Рахманинова. Отражение темы родины в его произведениях.
Музыкальный материал: С. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. I часть. Фрагмент (слушание); Д. Тухманов, стихи М. Ножкина. «Россия» (слушание);
Е. Тиличеева, стихи Л. Шибицкой. «Родина моя» (пение).
Урок №2-3. Великое содружество русских композиторов (2 часа)
Знакомство по изображениям и материалам учебника с представителями Балакиревского кружка. Мотивы творческого объединения членов «Могучей кучки». Исторические идеи, идеи народности в опере М. Мусоргского «Хованщина» (на примере Вступления к опере). Некоторые особенности стихосложения в вокальном творчестве М. Мусоргского.
Музыкальный материал: М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина» (слушание); М. Мусоргский. «С няней», из вокального цикла «Детская» (слушание); М. Мусоргский, стихи А. Плещеева. «Вечерняя песня» (пение).
Урок №4. Тема Востока в творчестве русских композиторов
Воплощение восточных сказок, песен и плясок в творчестве композиторов – членов «Могучей кучки».
Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Тема Шахриара; Тема Шехеразады; Тема моря. Из симфонической сюиты «Шехеразада» (слушание); А. Бородин. Половецкая пляска с хором. Из оперы «Князь Игорь» (слушание).
Тест по теме «Великое содружество русских композиторов».
Урок №5. Музыка Украины
Воссоздание истории, быта, обрядов и праздников украинского народа в музыке. Знакомство с украинским народным танцем гопаком, а также украинским народным музыкальным инструментом бандурой.
Музыкальный материал: М. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка» (слушание); «Нiч яка мисячна». Украинская народная песня (слушание, участие в исполнении); Н. Лысенко. «Элегия» (слушание); «Ой, в лесу есть калина». Украинская народная песня (пение).
Урок №6. Музыка Белоруссии
Белорусская народная музыка: ее характер, условия бытования. Музыка о Белоруссии, посвященная событиям Второй мировой войны. Знакомство с белорусским народным музыкальным инструментом цимбалами.
Музыкальный материал: А. Пахмутова, стихи Н. Добронравова. «Белоруссия» (пение); «Бульба», белорусская народная плясовая песня (слушание, пение); «Кума моя, кумочка», белорусская народная песня (пение); «Реченька», белорусская народная песня (пение).
Урок №7. Музыкант из Желязовой Воли
Гений мировой музыкальной культуры Фридерик Шопен. Фортепиано в творчестве Шопена. Знакомство с польским народным танцем краковяк.
Музыкальный материал: Ф. Шопен. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. II и III части, фрагменты (слушание); О. Девочкина, стихи Г. Якуниной. «Осень» (пение); В. Серебренников, стихи В. Степанова. «Осенней песенки слов»а (пение).
Урок №8. Блеск и мощь полонеза
Национальный польский танец полонез: его происхождение, условия бытования и исполнения. Соотнесение и сравнение двух полонезов – «Прощание с родиной» М. Огиньского и Полонеза из оперы М. Глинки «Жизнь за царя» на уровне жанра, характеров. Установление причин их сходства и отличий.
Музыкальный материал: М. Глинка. Полонез. Из оперы «Жизнь за царя» (слушание);
М. Огиньский. Полонез (слушание); Г. Струве, стихи В. Викторова. «Полонез дружбы» (пение, танцевальная импровизация).
Урок №9. Музыкальное путешествие в Италию
Италия – страна-хранительница величайших культурно-исторических ценностей (краткий художественно-исторический экскурс). Италия – Родина оперы, родина бельканто. Чудо-город Венеция. Музыкальное посвящение М. Глинки – романс «Венецианская ночь». Знакомство с жанром баркаролы.
Музыкальный материал: М. Глинка, стихи И. Козлова. «Венецианская ночь» (слушание); «Санта Лючия». Итальянская народная песня (пение).
Урок №10. «Народный» композитор Италии Джузеппе Верди
Роль оперы в жизни итальянского народа. Значение музыки Дж. Верди в годы оккупации Италии австрийскими войсками. Важнейшие отличительные особенности произведений Верди – сила духа, стремление к свободе, призыв к борьбе.
Музыкальный материал: Дж. Верди. Марш. Из оперы «Аида» (слушание); «В путь». Итальянская народная песня (пение).
Урок №11. Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики
Австрия – крупнейший музыкальный центр Европы. Композиторы – венские классики: Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен. Расцвет ряда жанров в их творчестве. Знакомство с жанром квартета.
Соединение драматизма и лирики в произведениях В. А. Моцарта (на примере арии Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта»).
Музыкальный материал: И. Гайдн. Квартет ре минор, соч. 76 № 2. IV часть (слушание);
В. А. Моцарт. Ария Царицы ночи. Из оперы «Волшебная флейта» (слушание); И. Гайдн, русский текст Я. Синявского. «Мы дружим с музыкой» (пение).
Урок №12. Знаменитая Сороковая
Индивидуально-характерные стилевые особенности творчества композиторов – венских классиков. Лирические образы в музыке В. А. Моцарта. Роль мелодического начала в его сочинениях. Знакомство с жанром симфонии: композиционное строение, исполнительский коллектив (симфонический оркестр).
Музыкальный материал: В. А. Моцарт. Симфония № 40. I часть. Экспозиция (слушание); В. А. Моцарт. Хор «Послушай, как звуки хрустально чисты». Из оперы «Волшебная флейта» (слушание, пение).
Урок №13. Героические образы Л. Бетховена
Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена. Фортепиано – ведущий солирующий инструмент в эпоху венского классицизма. Знакомство с жанром сонаты.
Музыкальный материал: Л. Бетховен. Соната № 8 «Патетическая» для фортепиано. I часть. Экспозиция (слушание); Л. Бетховен, стихи Г. Пфеффель. «Свободный человек» (пение).
Тест по теме «Венские музыкальные классики».
Урок №14. Песни и танцы Ф. Шуберта
Важнейшие вехи жизни и творчества Ф. Шуберта. Знакомство с песенными и танцевальными жанрами в творчестве Шуберта. Знакомство с простой двухчастной формой в музыке. Особенности её строения, неконтрастность разделов.
Музыкальный материал: Ф. Шуберт. В путь. Из вокального цикла «Прекрасная мельничиха» (слушание); Ф. Шуберт. Два вальса для фортепиано (слушание); Ф. Шуберт. Музыкальный момент фа минор, соч. 94 № 3 (слушание); Ф. Шуберт, стихи В. Скотта. «Аvе Маria» (пение).
Урок №15. «Не ручей – море ему имя»
Содержательные особенности композиторского творчества И.С. Баха. Роль и место органа в музыке И.С. Баха; органные импровизации. Знакомство с жанром токкаты.
Музыкальный материал: И.С. Бах. Токката ре минор. Из цикла «Токката и фуга» для органа (слушание); И.С. Бах, стихи Т. Комарницкой. «Осень» (пение); И. С. Бах, русский текст М. Ивенсен. «Зима» (пение).
Урок №16. Суровая красота Норвегии. Музыка Э. Грига
Темы и персонажи в произведениях искусства Норвегии. Содержательные особенности творчества Э. Грига.
Музыкальный материал: Э. Григ. «В пещере горного короля»; «Песня Сольвейг». Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (слушание); «Волшебный смычок». Норвежская народная песня (пение); «Камертон». Норвежская народная песня, обработка Г. Струве (пение).
Урок №17. Так полюбил я древние дороги
Полисемичность слова дорога. Духовные и исторические события в «памяти» русских дорог. Отражение темы дороги в произведениях искусства.
Музыкальный материал: П. Чайковский. Симфония № 1 «Зимние грезы». I часть. Фрагмент (слушание); А. Алябьев, стихи А. Пушкина. Зимняя дорога (пение).
Урок №18. Ноктюрны Ф. Шопена
Знакомство с жанром ноктюрна: значение слова ноктюрн, особенности содержания, воплощение содержания в средствах музыкальной выразительности. Жанр ноктюрна в творчестве Ф. Шопена.
Музыкальный материал: Ф. Шопен. Ноктюрн ре бемоль мажор, соч. 27 № 2 (слушание); Ф. Шопен, стихи С. Витвицкого. «Весна» (пение).
Урок №19. «Музыка Шопена – это пушки, прикрытые цветами»
«Революционный этюд» Ф. Шопена как пламенный отклик на события национально-освободительного восстания в Польше 1830 г. Сравнение двух произведений Шопена – ноктюрна ре-бемоль мажор и «Революционного этюда» – с точки зрения воплощения контрастных музыкальных образов.
Музыкальный материал: Ф. Шопен. Этюд до минор «Революционный», соч. 10 № 12 (слушание); А. Броневицкий, стихи В. Беккера. «Сердце Шопена» (пение).
Урок №20. Арлекин и Пьеро
Народный танец-шествие карнавал. Карнавал в Италии: его характер, атрибутика, персонажи. Тема карнавала в одноименном фортепианном произведении Р. Шумана (на примере пьес «Арлекин» и «Пьеро»). Психология образа в романсе К. Дебюсси «Пьеро».
Музыкальный материал: Р. Шуман. «Арлекин»; «Пьеро». Из фортепианного цикла «Карнавал» (слушание); К. Дебюсси, стихи Т. Банвиля. «Пьеро» (слушание); Н.Савичева, стихи В. Куксова. «Песня о цирке» (пение).
Урок 21. В подводном царстве
Воплощение сказочных (фантастических) образов подводного царства в музыке. Сравнение музыкальных образов – Н. Римский-Корсаков «Шествие чуд морских» и Р. Щедрин «Золотые рыбки» – с точки зрения воплощения в них процесса и результата музыкального развития.
Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. «Шествие чуд морских». Из оперы «Садко» (слушание); Р. Щедрин. «Вариация золотых рыбок». Из балета «Конёк-горбунок» (слушание); Г. Фиртич, стихи Е. Чеповецкого. «Песня о названиях кораблей» (пение).
Урок 22. Цвет и звук: «музыка витража»
Витражи в области изобразительных искусств и в музыке. Эффекты «музыкального витража» в музыке О. Мессиана. Игра красок в музыке органного цикла Мессиана «Рождество Господне».
Музыкальный материал: О. Мессиан. «Пастухи» (№ 2). Из органного цикла «Рождество Господне» (слушание); Г. Фрид, стихи А. Бродского. «Ветер» (пение)
Урок 23. Вознесение к звездам
Тема Востока в творчестве О. Мессиана: «Турангалила-симфония». Смысловые грани названия произведения, особенности композиции, оригинальность инструментовки. Грандиозность музыкального действия в кульминационной части симфонии «Ликование звезд».
Музыкальный материал: О. Мессиан. «Ликование звёзд». V часть. Из «Турангалилы-симфонии» (слушание); В. Шаинский, стихи С. Козлова. «Облака» (пение).
Урок 24-25. Симфонический оркестр
Группы музыкальных инструментов, входящих в состав симфонического оркестра. Родство инструментов внутри каждой группы. Тембровые особенности (возможности) звучания инструментов симфонического оркестра.
Музыкальный материал: Б. Бриттен. Вариации и фуга на тему Пёрселла («Путеводитель по оркестру для молодёжи») (слушание); Е. Адлер, стихи В. Семернина. «Наш оркестр» (пение).
Тест по теме «Симфонический оркестр».
Урок 26. Поэма огня «Прометей»
Претворение мифа о Прометее в поэме огня А. Скрябина «Прометей». Прометеев аккорд. Введение световой строки в партитуру поэмы. Воплощение «громадного лучезарного подъёма» средствами симфонического оркестра и хора.
Музыкальный материал: А. Скрябин. «Прометей». Кода (слушание); Г. Струве, стихи В. Орлова. «Учитесь держаться в седле» (пение).
Урок 27. «Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана
Продолжение начатого в 3 классе знакомства с важнейшими правилами, адресованными Р. Шуманом юным музыкантам.
Музыкальный материал: повторение песенного материала по выбору учителя (обучающихся).
Урок 28. Джазовый оркестр
Рождение джаза в Америке. Ритм как первооснова джазовой музыки. Группа солирующих инструментов и ритмическая группа джаз-банда. Претворение джазовых ритмов, интонаций, тембров в опере Дж. Гершвина «Порги и Бесс».
Музыкальный материал: Дж. Гершвин. Вступление; Песня Порги. Из оперы «Порги и Бесс» (слушание); Я. Дубравин, стихи В. Суслова. «Джаз» (пение, игра на детских музыкальных инструментах); Р. Бойко, стихи В. Викторова. «Дело было в Каролине» (пение).
29. Что такое мюзикл?
Знакомство с жанром мюзикл: специфика содержания, особенности композиционного строения.
Музыкальный материал: Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной. Музыкальные фрагменты из кинофильма «Звуки музыки» (слушание, участие в исполнении); В. Семенов. «Когда я стану миллионером». Из мюзикла «Том Сойер и другие» (пение).
30. Под небом Парижа
Культурно-исторические памятники Парижа. Музыкальный Париж: многообразие стилей и жанров. Роль песни в исполнительском творчестве Э. Пиаф.
Музыкальный материал: «Я ни о чем не жалею»; «Под небом Парижа»; «Гимн любви». Песни из репертуара Э. Пиаф (слушание); В. Косма. Музыка к кинофильмам «Игрушка», «Папаши» (слушание); Э. Морриконе. Музыка к кинофильму «Профессионал» (слушание); «Пастушка». Французская народная песня (пение).
31. Петербург. Белые ночи
Междисциплинарная тема. Отражение явления белых ночей в произведениях искусства: прозе, поэзии, музыке. Соотнесение и сравнение образов художественных произведений.
Художественный материал:
Проза
К. Паустовский. «Белая ночь». Фрагмент.
Поэзия
А. Пушкин. «Медный всадник». Фрагмент.
Музыка
П. Чайковский. «Май. Белые ночи». Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание); Г. Портнов, стихи Е. Гвоздева. «Белые ночи» (пение);
32. «Москва... как много в этом звуке...
Москва – крупнейший исторический, научный и культурный центр России и в мире (краткий культурно-исторический экскурс). Страницы истории, связанные с Москвой, запечатленные в произведениях литературы и искусства.
Музыкальный материал: П.Чайковский. Торжественная увертюра «1812 год». Фрагмент (слушание); О. Газманов. «»Москва (слушание, пение); А. Петров, стихи Г. Шпаликова. «Я шагаю по Москве» (слушание, пение).
33-34. «Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна»
Гимн Российской Федерации – звучащий символ государства. Знакомство с жанром гимна, характером его содержания и исполнения.
Музыкальный материал: А. Александров, стихи С. Михалкова. Государственный гимн Российской Федерации (слушание, пение); С. Смирнов. «Не грусти, улыбнись и пой» (пение).
Итоговый тест.
6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока | Дата | Тема | Образовательные ресурсы | Вид диагностики/ метод |
1 | 7.09 | «Россия – любимая наша страна... » | Презентация | Текущий |
2-3 | 14.09 21.09 | Великое содружество русских композиторов. | Презентация | Текущий |
4 | 28.09 | Тема Востока в творчестве русских композиторов. | Фрагменты видео оперы «Князь Игорь» | Текущий |
5 | 5.10 | Музыка Украины. | Презентация. | Текущий |
6 | 12.10 | Музыка Белоруссии. | Презентация | Текущий |
7 | 19.10 | Музыкант из Желязовой Воли. | Просмотр фрагмента документального фильма о Шопене. | Текущий |
8 | 26.10 | Блеск и мощь полонеза. | Просмотр фрагментов оперы «Жизнь за царя». | Текущий |
9 | 9.11 | Музыкальное путешествие в Италию. | Просмотр фрагментов фильма «Италия. Венеция. Монтеверди. Вивальди» из цикла «Великая музыка великих городов». | Текущий |
10 | 16.11 | «Народный» композитор Италии Джузеппе Верди | Просмотр фрагментов фильма «Италия. Тоскана. Пуччини. Верди» из цикла «Великая музыка великих городов» | Текущий |
11 | 23.11 | Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики. | Просмотр фрагментов фильма «Вена. Моцарт. Штраус. Бетховен» из цикла «Великая музыка великих городов» | Текущий |
12 | 30.11 | Знаменитая Сороковая. | Просмотр фрагментов фильма «Вена. Моцарт. Штраус. Бетховен» из цикла «Великая музыка великих городов» | Текущий |
13 | 7.12 | Героические образы Л. Бетховена. | Просмотр фрагментов фильма «Германия. Бонн. Бетховен» из цикла «Великая музыка великих городов» | Текущий |
14 | 14.12 | Песни и танцы Ф. Шуберта. | Текущий | |
15 | 21.12 | «Не ручей – море ему имя». | Просмотр фрагментов фильма «Германия. Айзенах. И.С. Бах» из цикла «Великая музыка великих городов» | Текущий |
16 | 11.01 | Суровая красота Норвегии. Музыка Э. Грига. | Просмотр фрагментов фильма «Норвегия. Григ» из цикла «Великая музыка великих городов» | Текущий |
17 | 18.01 | «Так полюбил я древние дороги…» | Презентация | Текущий |
18 | 25.01 | Ноктюрны Ф. Шопена. | Презентация | Текущий |
19 | 01.02 | «Музыка Шопена – это пушки, при-крытые цветами». | Текущий | |
20 | 08.02 | Арлекин и Пьеро. | Просмотр фрагментов фильма «Лейпциг. Майнц. Бах. Мендельсон. Шуман. Вагнер» из цикла «Великая музыка великих городов» | Текущий |
21 | 15.02 | В подводном царстве. | Просмотр фрагментов оперы Римского-Корсакова «Садко» | Текущий |
22 | 22.02 | Цвет и звук: «музыка витража». | Презентация | Текущий |
23 | 29.02 | Вознесение к звёздам. | Текущий | |
24-25 | 7.03 14.03 | Симфонический оркестр. | ФЦИОР. Модули «Оркестры и его фиды», «Струнно-смычковые и деревянно-духовые инструмен-ты», «Медные духовые, ударные» . Фрагменты документального фильма «Симфонический оркестр». | Текущий |
26 | 4.04 | Поэма огня «Прометей». | Просмотр фрагментов документального фильма о Скрябине из цикла «Гении». | Текущий |
27 | 11.04 | «Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана. | Текущий | |
28 | 18.04 | Джазовый оркестр. | ФЦИОР. Модуль «Оркестры и его фиды». | Текущий |
29 | 25.04 | Что такое мюзикл? | ФЦИОР. Модуль «Театральные жанры. Оперетта. Мюзикл» | Текущий |
30 | 02.05 | Под небом Парижа. | Презентация | Текущий |
31 | 09.05 | Петербург. Белые ночи. | Просмотр фрагментов фильма «Петербург. Шостакович. Чайовский» из цикла «Великая музыка великих городов» | Текущий |
32 | 16.05 | «Москва! Как много в этом звуке…» | Текущий | |
33-34 | 23.05 23.05 | «Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна». | Презентация | Итоговый |
♪-Исследовательская технология ♫-Разноуровневая технология ♯-Игровая технология
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Методические пособия для учителя
1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования [текст] / Э.Б. Абдкллин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Алеев, В. В. Актуальные проблемы преподавания музыки в начальной школе в условиях внедрения стандартов общего образования нового поколения [текст] // Начальная школа. М., 2010, № 5. С. 61—65.
3. Алеев, В. В. Изучение музыки ХХ века в общеобразовательной школе. Творчество Оливье Мессиана [текст] //Искусство и образование. М., 2010, № 5. С. 95—103.
4. Алеев, В. В. Полифония на уроках музыки (заметки автора учебно-методического комплекса «Музыка») [текст] // Вестник Костромского гос. Ун-та им. Н. А. Некрасова. Кострома, 2009, № 4. С. 395—398.
5. Алеев, В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8. [текст]: программы для общеобразовательных учреждений. 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
6. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [текст] / Ю.Б. Алиев. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
7. Алиев, Ю.Б. Пение на уроках музыки [текст] / Ю.Б. Алиев. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
8. Гришанович, Н.Н. Музыка в школе: методическое пособие для учителей [текст] / Н.Н. Гришанович. – Мн.: Юнипресс, 2006.
9. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе [текст] / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
10. Затямина, Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. Пособие [текст] / Т.А. Затямина. – М.: Глобус, 2007.
11. Золина, Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: методическое пособие [текст] / Л.В. Золина. – М.: Глобус, 2008.
12. Курушина, Т.А. Музыка. 1-6 классы: творческое развитие учащихся: конспекты уроков [текст]/ Т.А. Курушина. – Волгоград: Учитель, 2009.
13. Музыка. Большой энциклопедический словарь [текст] / Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
14. Смолина, Е.А. Современный урок музыки: творческие приёмы и задания [текст] / Е.А. Смолина. – Ярославль: Академия развития, 2006.
15. Финкельштейн, Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.
16. Царёва, Н.А. Уроки госпожи Мелодии: Учебник для 1-го класса детских музыкальных школ и школ искусств. – М. ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2001.
17. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика [текст] / Г.М. Цыпин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
18. Школяр, Л.В. Музыкальное образование в школе [текст] / Л.В. Школяр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Дополнительная литература для учащихся
1. Гульянц, Е.И. Детям о музыке [текст] / Е.И. Гульянц. - М.: «Аквариум», 1996.
2. Клёнов, А. Там, где музыка живёт [текст] / А. Клёнов. М.: Педагогика, 1985.
3. Куберский, И.Ю. Энциклопедия для юных музыкантов [текст] / И.Ю. Куберский, Минина Е.В. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
4. Могилевская, С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра [текст] / художник Н. Мищенко. – М.: Дет. лит., 1981.
5. Саймон Генри, У. Сто великих опер и их сюжеты [текст] / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
6. Саминг, Д.К. 100 великих композиторов [текст] / Д.К. Саминг. – М.: Вече, 1999.
7. Финкельштейн, Э.И. Музыка от А до Я [текст] / Э.И. Финкельштейн. – СПб: Композитор, 1997.
Интернет-ресурсы
1.Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Детские электронные книги и презентации [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://viki.rdf.ru/cat/musika/
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=33
4. Классическая музыка [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://classic.chubrik.ru
5. Музыкальный энциклопедический словарь [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.music-dic.ru
6. Музыкальный словарь [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://academic.ru/cjntents.nsf/dic_music
7. Погружение в классику [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://intoclassics.net/news/1-0-1
8. Российский общеобразовательный портал [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://music.edu.ru/
9. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [электронный ресурс]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.13/p/page.html
Медиаресурсы
1. Детская музыкальная студия. Интерактивные мультимедиа продукты. ID COMPANI, 2010.
2. Дракоша в мире музыки. Интерактивные мультимедиа продукты. ООО «СиДи-АРТ».
3. Импрессионизм в музыке. Интерактивные мультимедиа продукты. ДиректМедиа Паблишинг. 2007.
4. Музыкальные инструменты. Обучающая программа студии КорАкс, 2002.
5. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
6. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.
7. М.П. Мусоргский «Картинки с выставки». Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.
8. П.И. Чайковский. «Щелкунчик», «Времена года». Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.
9. Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008. .
10. Шедевры музыки. «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».
11. Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.
Материально-техническое обеспечение рабочей программы
Наглядно-печатные пособия
1.Комплект портретов композиторов.
2. Комплект наглядно-демонстрационных карт с изображением музыкальных инструментов.
3. Фотографии и репродукции картин художников и крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
Технические средства обучения
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- принтер;
- сканер;
- интерактивная доска;
- DVD;
- музыкальный центр.
Учебно-практическое оборудование
- музыкальный инструмент (фортепиано);
- комплект детских музыкальных инструментов;
- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
8. Инструмент оценки планируемых результатов
Оценивание результатов учащихся по предмету «Музыка» осуществляется во время вводной, текущей, коррекции и итоговой диагностик.
Вводная диагностика включает: беседы по теме, наблюдения.
Текущая диагностика включает: фронтальную беседу, практическую работу, индивидуальный опрос, самостоятельное выполнение заданий в тетради на печатной основе, тестовые задания, работу на карточках.
Коррекция включает: повторные тесты, закрепление изученного материала.
Итоговая диагностика включает:.
Используемый для контроля материал: учебник, тетради для самостоятельной работы, методическое пособие, поурочные разработки по музыке для 4 класса. Материалы для тематического и итогового контроля оформлены в Приложении.
Оценивание(тесты):
100%-80% -5
80%-60% -4
60%-40% -3
Обучающиеся получат возможность научиться:
- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность;
- реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах деятельности (в пении, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении, импровизации);
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
- адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.).
Тест по теме «Великое содружество русских композиторов».
1. Кого из композиторов называют основоположником русской классической школы: а) П.И.Чайковский;
б) Ц.А. Кюи;
в) М.И. Глинка;
г) А.П. Бородин.
2. Сколько композиторов входило в «Могучую кучку»:
а) семь;
б) пять;
в) три;
г) шесть.
3. Кто из композиторов «Могучей кучки» в начале своей карьеры был военным офицером:
а) М.А. Балакирев;
б) А.П. Бородин;
в) М.П. Мусоргский;
г) П.И. Чайковский.
4. Кто из композиторов «Могучей кучки» очень любил море, был морским офицером, написал семь опер на сказочный сюжет:
а) Н.А. Римский-Корсаков;
б) М.И. Глинка;
в) Ц.А. Кюи;
г) М.А. Балакирев.
5. Кто из композиторов является основателем «Могучей кучки»:
а) П.И. Чайковский
б) М.А. Балакирев;
в) А.П. Бородин;
г) М.П. Мусоргский.
6. Определи, какие композиторы изображены на портретах:
а)
б)
в)
г)
7) Опиши музыкальное произведение методом «синквейн».
Тест по венским классикам
1. Кого из перечисленных композиторов называют венскими классиками? Й. Гайдн, И. Бах, Дж. Верди,
Н. Римский-Корсаков, В. Моцарт, А. Бородин, М. Балакирев, Л. Бетховен.
2.В произведениях какого композитора (венского классика) преобладают радостные, светлые настроения?
а) Й. Гайдн;
б) И. Бах;
в) В. Моцарт;
г) Л. Бетховен.
3. Крупное музыкальное произведение, состоящее из четырёх частей, звучащее в исполнении симфонического оркестра, называется:
а) соната;
б) симфония;
в) прелюдия;
г) опера.
4. «Я возьму судьбу за глотку» - эти слова стали девизом какого композитора? а) Й. Гайдн;
б) И. Бах;
в) В. Моцарт;
г) Л. Бетховен.
5. Крупное музыкальное произведение, предназначенное для солирующего инструмента (или двух инструментов называется):
а) соната;
б) симфония;
в) прелюдия;
г) концерт.
6. В произведениях какого композитора (венского классика) и радость и печаль запечатлены в ярких, запоминающихся мелодиях, передающих чувства человека, его душевные переживания? а) Й. Гайдн;
б) И. Бах;
в) В. Моцарт;
г) Л. Бетховен.
Тест по теме «Симфонический оркестр»
Вариант 1.
1. Самый низкий инструмент группы деревянных духовых инструментов: флейта, гобой, кларнет, фагот.
2. В состав симфонического оркестра дополнительно включаются: труба, орган, арфа, скрипка, фортепиано.
3. Оркестром руководит: скрипач, тромбонист, дирижёр, ударник.
4. Самые высокие инструменты симфонического оркестра: туба, гобой, альт, скрипка, контрабас, фагот, флейта, труба, кларнет.
5. В группу медных духовых инструментов входят: фортепиано, скрипка, труба, фагот контрабас, туба, тромбон.
6. Звучание всех инструментов оркестра называется: solo, divisi, tutti.
7. Какие инструменты имеют эту ноту в своём названии?
_______________________________________________________________
8. Какой ударный инструмент без определённой высоты звучания имеет эту ноту в своём названии?
Вариант 2
1. Из скольки групп состоит симфонический оркестр:
а) пять;
б) шесть;
в) четыре.
2. Группа струнно-смычковых инструментов состоит из следующих инструментов (подчеркни нужное): труба, скрипка, литавры, флейта, альт, треугольник, туба, виолончель, валторна, гобой, контрабас, кларнет, тромбон, фагот, барабан.
3. Из ниже приведённых инструментов подчеркни ударные: труба, скрипка, литавры, флейта, альт, треугольник, туба, виолончель, валторна, гобой, контрабас, кларнет, тромбон, фагот, барабан.
4. Руководит оркестром: а) хормейстер;
б) скрипач;
в) дирижёр.
5. Арфа это инструмент: а) струнно-смычковый;
б) духовой;
в) струнно-щипковый.
6. Подчеркни из ниже приведённых инструментов самые высокие по звучанию: труба, скрипка, литавры, флейта, альт, треугольник, туба, виолончель, валторна, гобой, контрабас, кларнет, тромбон, фагот, барабан.
7. Подчеркни из ниже приведённых инструментов самые низкие по звучанию: труба, скрипка, литавры, флейта, альт, треугольник, туба, виолончель, валторна, гобой, контрабас, кларнет, тромбон, фагот, барабан.
8. Определи, какие инструменты изображены:
а)
б)
в)
г)
Итоговый тест
1. Лодочные гребцы (гондольеры) в Италии часто напевают песни. Какое название получили эти песни?
а) ноктюрн;
б) серенада;
в) баркарола;
г) этюд.
2. Кто из русских композиторов написал романс «Венецианская ночь»?
а) А. Бородин;
б) Ц. Кюи;
в) М. Глинка;
г) А. Римский-Корсаков.
3. Сколько композиторов входило в «Могучую кучку»?
а) шесть;
б) пять;
в) восемь;
г) четыре.
4. Кто из композиторов возглавлял «Могучую кучку»?
а) М. Мусоргский;
б) Н. Римский-Корсаков;
в) А. Бородин;
г) М. Балакирев.
5. Кого из перечисленных композиторов называют венскими классиками?
а) Й. Гайдн;
б) И. Бах;
в) В. Моцарт;
г) Л. Бетховен.
6. Крупное музыкальное произведение, состоящее из четырёх частей, звучащее в исполнении симфонического оркестра, называется:
а) соната;
б) симфония;
в) прелюдия;
г) опера.
7. «Я возьму судьбу за глотку» - эти слова стали девизом какого композитора?
а) Й. Гайдн;
б) И. Бах;
в) В. Моцарт;
г) Л. Бетховен.
8. Главным жанром в творчестве этого композитора стала песня. Кто это?
а) Л. Бетховен;
б) М. Мусоргский;
в) Ф. Шуберт;
г) В. Моцарт.
9. Крупное музыкальное произведение, предназначенное для солирующего инструмента (или двух инструментов называется):
а) соната;
б) симфония;
в) прелюдия;
г) опера.
10. Какое из перечисленных ниже произведений вы сейчас услышите?
а) В. Моцарт. Симфония №40, часть;
б) Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»;
в) Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада»;
г) Ф. Шуберт. «В путь».
11. Составь «Модель» своего будущего произведения по следующему плану:
Модель музыкального произведения
Название музыкального произведения ______________________________________________________________
Характер музыкальных образов _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Форма (одночастная, 2-частная, 3-частная, рондо, вариация) _______________________________________________________________
Лад (мажор, минор) _________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
Темп (медленный, умеренный, быстрый) ______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Регистр (низкий, средний, высокий) ______________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Динамика (тихо, громко) ______________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тембр ________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________
Мелодия _________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...