Рабочая программа по музыке 3 класс
рабочая программа по музыке (3 класс) на тему
Программа разработана на основе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 66.35 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Азовский район село Новониколаевка
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новониколаевская основная общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНО «Утверждаю»
Протокол заседания Директор МБОУ Новониколаевской ООШ
Методического совета Приказ от ___________ № ______
МБОУ Новониколаевской ООШ ___________ /Макаренко С.А./
от _________ 2015 года № 1
__________ /Дрозд Т.Н./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
Уровень общего образования(класс):
начальное общее 3 класс
Количество часов: 34 в год(1час в неделю)
Учитель: Вашедская Евгения Юрьевна
Программа разработана на основе
Программы «Музыка. 1-4 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак Дрофа, 2013.
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 3 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, Примерной программы начального общего образования по музыке (в 2 ч. Ч. 2. 2-е изд. М.: Просвещение, 2010.), планируемых результатов начального общего образования с учётом возможностей учебно-методической системы «Ритм» с опорой на рекомендованную Министерством образования Российской Федерации рабочую программу для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (М.: Дрофа, 2013. - 107, [5] с.) и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
- Музыка. 3 кл. В 2ч. Ч.1.: учеб. для общеобразовательных учреждений [текст]/ В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – 7-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2012. – 79, [1] с.: ил.
- Музыка. 3 кл. В 2ч. Ч.2.: учеб. для общеобразовательных учреждений [текст]/ В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – 7-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2012. – 63, [1] с.: ил.
- Музыка. 3 кл.: Рабочая тетрадь: пособие для общеобразоват. учреждений [текст]/ В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – 6-изд., перераб. - М.: Дрофа, 2012. – 95 [1] с.: ил.
- Музыка. 3 кл.: Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-метод. пособие [текст]/ Сост. В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2007. – 199, [1] с.: нот.
- Музыка. 3 кл.: Аудиоприложение к учебнику mp3 [электронный ресурс]/ В.В. Алеев – ООО Дрофа, 2012.
- Музыка. 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений [текст]/ В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. - 3-изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. – 107, [5]с.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Приказ МОиН Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (ред. от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 г. № 2357) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1067 от 19.12.2012г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»;
Изучение музыки направлено на достижение следующих целей:
- - формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- - воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- - развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- - освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
- - овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Цели музыкального образования осуществляются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику.
Личностные задачи:
- - формировать ценностно-смысловые ориентации и духовно-нравственные основания;
- - развивать творческий потенциал учащихся, готовность открыто выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;
- - развивать самосознание, позитивную самооценку и самоуважение, жизненный оптимизм.
Познавательные и социальные задачи:
- - приобщать к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству;
- - формировать целостную художественную картину мира;
- - привить интерес, любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
- - научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- - способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
- - воспитывать и развивать нравственно-патриотические чувства (любви к Родине, уважения к её истории и традициям), толерантность жизни в поликультурном обществе;
- - привить основы художественного вкуса;
- - научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;
- - развивать творческое, символическое, логическое мышление, продуктивное воображение, произвольные память и внимание, рефлексию.
Коммуникативные задачи:
- - формировать умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
2. Общая Характеристика учебного предмета, курса.
В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
Личностные:
- ориентация учащихся в системе личностных смыслов;
- самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями музыкальных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;
- основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
- эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;
- ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение к иной точке зрения.
Регулятивные:
- умение учиться и способность к организации своей деятельности;
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- целеустремлённость и настойчивость в достижении цели;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- формирование основ оптимистического восприятия мира;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Познавательные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- знаково-символическое моделирование;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера;
- анализ объектов;
- синтез, как составление целого из частей;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;
- умение договариваться, находить общее решение;
- умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности.
3. Место учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
Согласно Базисному учебному плану образовательных учреждений РФ на изучение музыки в 3 классе начальной школы выделяется 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели). На региональный компонент отводится 4 часа(РК).
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценностные ориентиры содержания заключаются:
- в воспитании нравственного, ответственного, инициативного и компетентного человека;
- в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- в формировании и воспитании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- в формировании и воспитании эстетического вкуса;
- в формировании основ музыкальной культуры;
- в воспитании эмоционально-ценностного отношения к искусству, музыке своего народа и музыке народов мира.
5. Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
Тема года: «Музыкальная прогулка»
Урок №1. Картины природы в музыке
Звуки природы как источник вдохновения творчества композиторов (на примере прелюдий «Паруса», «Ветер на равнине» К. Дебюсси). Знакомство с жанром прелюдии.
Музыкальный материал: К. Дебюсси. Прелюдии «Ветер на равнине», «Паруса» (в синтезаторной обработке, слушание); М. Славкин, стихи И. Пивоваровой. «Волшебная палочка» (пение); К. Певзнер, стихи А. Арканова, Г. Горина. «Оранжевая песенка» (пение); Ю. Чичков, стихи П. Синявского. «Родная песенка» (пение).
Урок №2. Может ли музыка «нарисовать» портрет
Звукоподражание в музыке. Его роль в передаче голосов природы, в обрисовке музыкальных образов. «Портрет» в музыке. Изобразительные свойства музыки в передаче портрета героя произведения, его характера.
Музыкальный материал: К. Дакен. Кукушка (слушание); С. Прокофьев. «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта» (ф-т) (слушание); «Кукушка» швейцарская народная песня (пение); М. Старокадомский, стихи А. Барто «Любитель-рыболов» (пение).
Урок №3. В сказочной стране гномов
Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ «Шествие гномов». Воплощение музыкального содержания в трёхчастной форме. Специфические особенности трёхчастности: сходство крайних разделов, серединный контраст.
Музыкальный материал: Э. Григ «Шествие гномов» (слушание); Г. Гладков, стихи из норвежской народной поэзии «Тролли» (пение); А. Журбин, стихи П. Синявского «Смешной человечек» (пение, импровизация).
Урок №4. Многообразие в единстве: вариации.
Знакомство с вариационной формой. Сходство и отличия в вариационной форме. Изменения характера темы в условиях вариационного развития.
Музыкальный материал: П. Чайковский. Симфония № 4. IV часть. Фрагмент (слушание); «В сыром бору тропина» русская народная песня (пение).
Урок №5. «Дела давно минувших дней…»
Воплощение идеи победы добра над злом в опере М. Глинки «Руслан и Людмила». Знакомство с жанром арии. Ария Руслана как важный драматургический номер оперы: изменение состояний от мрачного до победного, решительного.
Музыкальный материал: М. Глинка. Запев Баяна; Ария Руслана из оперы «Руслан и Людмила» (слушание); Е. Птичкин, стихи М. Пляцковского. «Русская изба» (пение).
Урок №6. «Там русский дух... там Русью пахнет!»
Претворение мотивов русских народных сказок и былин в музыке отечественных композиторов. Сюжеты и герои. Эпические произведения искусства: характерные типологические особенности.
Музыкальный материал: Т. Чудова. «Протяжная» из цикла «Четыре пьесы для фортепиано» (слушание); А. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская». I часть, фр-т (слушание); Ю. Антонов, стихи М. Пляцковского. «Родные места» (пение).
Урок №7. «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу…»
Историческая, музыкально-патриотическая тема. Отражение патриотических черт русского характера в музыке хора «Вставайте, люди русские!» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». Контраст образов – русских освободителей и немецких рыцарей-крестоносцев – в музыке Прокофьева. Знакомство с жанром кантаты.
Музыкальный материал: С. Прокофьев. «Ледовое побоище»; «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» (слушание); Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. Край, в котором ты живешь (пение).
Урок №8-9. Бег по кругу: рондо
Знакомство с формой музыкального рондо: история возникновения, строение (разделы формы, их особенности), характер содержания.
Музыкальный материал: Л. Бетховен. «Ярость из-за потерянного гроша» фр-т (слушание); М. Глинка. Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила» (слушание); В. Алеев, стихи Т. Науменко. «Весёлое рондо (пение, театрализация).
Урок №10-12. Какими бывают музыкальные интонации
Многообразие музыкальных интонаций. Их связь с различными образными сферами. Воплощение музыкальных интонаций в драматических и лирических произведениях.
Музыкальный материал: Л. Бетховен. «Гремят барабаны» (слушание); В. А. Моцарт. Концерт №21 для фортепиано с оркестром, II часть (слушание); М. Мусоргский. «С куклой», из вокального
цикла «Детская» (слушание); Л. Лядова, стихи И. Шаферана. «Барабан» (пение, игра на детских музыкальных инструментах); Ц. Кюи, стихи Е. Баратынского. «Зима» (пение); Я. Дубравин, стихи В. Суслова. «Добрый день!» (пение).
Урок №13. Знаки препинания в музыке
Междисциплинарная тема. Знаки препинания в русском языке и «знаки препинания» в музыке. Их смысловое соотнесение и художественно-выразительное значение. Роль «знаков препинания» в строении музыкальной речи. Сравнение речевых и музыкальных интонаций.
Музыкальный материал: Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7 (слушание); Л. Бетховен. Симфония № 5, I часть, главная партия (слушание); Г. Телеман, стихи Д. Штопле. «Счастье» (пение).
Урок №14. «Мороз и солнце, день чудесный…»
Отражение в музыке настроений, связанных с воспеванием красоты природы. Пейзаж в музыке (на примере пьесы «Ноябрь. На тройке» П. Чайковского).
Музыкальный материал: П. Чайковский. «Ноябрь. На тройке» из фортепианного цикла «Времена года» (слушание); Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «Кабы не было зимы» (пение, импровизация).
Урок №15-16. «Рождество Твое, Христе Боже наш…»
Праздник Рождества Христова. Его история, атрибуты. Обычаи празднования Рождества на Руси. Знакомство с жанром колядок.
Музыкальный материал: А. Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже наш...» (слушание); Н. Римский-Корсаков. «Колядка дивчат» из оперы «Ночь перед Рождеством», I действие (слушание);
В. Алеев, стихи Т. Науменко. «Если дети верят в чудо» из детского спектакля «Щелкунчик» (пение); Е. Птичкин, стихи В. Степанова. «Художник Дед Мороз» (пение); Е. Крылатов, стихи Л. Дербенева. «Песенка о снежинке» (пение).
Урок №17. Колокольные звоны на Руси
Значение колокольного звона в жизни русского народа. Большие и малые колокола, особенности их звучания. Воспроизведение колокольного звона в музыке русских композиторов.
Музыкальный материал: Ростовские колокольные звоны (слушание); Н. Римский-Корсаков, «Вхождение в невидимый град» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (слушание); «Колокольный звон» музыка и стихи неизвестного английского автора (пение); Д. Тухманов, стихи Ю. Энтина. «Колокольчик мой хрустальный» (пение).
Урок №18. Музыка в храме
Причинная обусловленность возвышенного состояния души человека во время посещения службы в храме. Хоровое пение в храме. Смысл главного правила церковного пения. Характер церковных песнопений.
Музыкальный материал: М. Мусоргский. Пролог из оперы «Борис Годунов», фрагмент (слушание); П. Чайковский. «В церкви» из «Детского альбома» (слушание); «Небо и земля» народное песнопение (пение).
Урок №19. М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки
Музыка на Руси (исторический аспект). Сочетание русской народной песенности и профессионального музыкального искусства в творчестве М. И. Глинки.
Музыкальный материал: М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила», фрагмент (слушание); М. Глинка, стихи В. Забилы. «Ты, соловушка, умолкни» (пение); М. Глинка. «Арагонская хота», обработка для детского оркестра Т. Бейдер, фрагмент (игра на детских музыкальных инструментах).
Урок №20. Что такое патриотизм?
Музыкально-патриотическая тема. Любовь к родной стороне (на примере Протяжной песни Садко из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко»). «Одушевление» природы в музыке, духовное единение человека с природой.
Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Протяжная песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка» из оперы «Садко» (слушание); М. Глинка, стихи А. Машистого. «Патриотическая песня» (слушание); Л. Афанасьев, стихи И. Шаферана. «Гляжу в озёра синие» (пение).
Урок №21. Русский национальный герой Иван Сусанин
Музыкально-патриотическая тема. Подвиг во имя Отечества: «Иван Сусанин» К. Рылеева и М. Глинки. Объединение в арии Сусанина черт эпического, драматического и лирического произведений. Причинность этого объединения.
Музыкальный материал: М. Глинка. Ария Ивана Сусанина; Хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя» (слушание); М. Глинка. Хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя», обработка для детского оркестра Н. Ветлугиной (игра на детских музыкальных инструментах).
Урок №22. Прощай, Масленица!
Старинный славянский праздник проводов зимы. Обычаи празднования Масленицы на Руси. Отражение обряда проводов Масленицы в музыкальных произведениях (на примере оперы И. Римского-Корсакова «Снегурочка»).
Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Хор «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка» (слушание); Н. Римский-Корсаков, стихи И. Устюжанина. «Проводы зимы» (пение);
«Перед весной» русская народная песня, обработка В. Попова (пение).
Урок №23-24. Музыкальная имитация
Знакомство с полифонией в музыке. Имитация как важнейший приём полифонического письма. Роль имитации в форме фуги.
Музыкальный материал: С. Ляховицкая. «Дразнилка» (слушание); В. Шаинский. «Весёлая фуга» (слушание); «Со вьюном я хожу» русская народная песня (пение).
Урок №25. Композиторы - детям
Мир сказочных образов, игр и забав в музыке для детей. Идея победы добра над злом в опере-сказке С. Прокофьева «Любовь к трём апельсинам».
Музыкальный материал: С. Прокофьев. «Пятнашки» из фортепианного цикла «Детская музыка» (слушание); С. Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам» (слушание); В. А. Моцарт. «Детские игры» (пение).
Урок №26. Картины, изображающие музыкальные инструменты
Междисциплинарная тема. Музыкальные инструменты на картинах художников. Соотнесение сюжетов и образов живописных и музыкальных произведений, составляющих содержание темы.
Художественный материал:
Живопись
Караваджо. «Лютнист»;
Ф. Гварди. «Концерт»;
Д. Тенирс. «Концерт семьи Тенирс на террасе»;
О. Ренуар. «Урок игры на гитаре».
Музыка
Л. Нарваэс. Фантазия на тему «Guardame las vасаs» («Охраняй моих коров») (звучание лютни, слушание);
Г. Ф. Гендель. Siciliana; Аllеgrо из сонаты для флейты, виолончели и клавесина фа мажор (слушание);
Ф. Таррега. «Воспоминания об Альгамбре» (звучание гитары, слушание).
Песенный репертуар:
Б. Окуджава. «Музыкант» (слушание, пение).
Урок №27. «Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана
Знакомство с некоторыми важнейшими правилами (советами), адресованными Р. Шуманом юным музыкантам.
Музыкальный материал: «Много песен мы споем» венгерская народная песня (пение).
Урок №28. Струнные смычковые инструменты
Группа струнных смычковых инструментов. Общие и отличительные особенности струнных смычковых. Их сольное и ансамблевое звучание.
Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание); А. Дворжак. Мелодия (слушание); Е. Дога. Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» (слушание); Р. Бойко, стихи И. Михайловой. «Скрипка» (пение).
Урок №29-30. С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»
Особенности музыкального содержания, «рассказанного» музыкальными инструментами: С. Прокофьев. «Петя и волк». Знакомство с группой деревянных духовых инструментов, а также некоторыми ударными инструментами (большим барабаном и литаврами).
Музыкальный материал: С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк» (слушание); В. Шаинский, стихи Ю. Энтина. «В мире много сказок» (пение).
Урок №31. Вечная память героям. День Победы
Музыкально-патриотическая тема. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Музыка в годы войны. Песни военного времени, их огромное значение для укрепления силы духа русского народа.
Музыкальный материал: Р. Шуман. «Грезы» из фортепианного цикла «Детские сцены» (слушание); Д. Тухманов, стихи В. Харитонова. «День Победы» (слушание, пение); Д. Тухманов, стихи А. Поперечного. «Аист на крыше» (пение); «Солдатушки, бравы ребятушки» русская народная песня (пение).
Урок №32. Легко ли быть музыкальным исполнителем?
Закрепление через изображение и поэтический текст в учебнике понятия ансамбль. Акцентирование внимания на слаженности ансамблевого исполнения. Проблемная постановка вопроса, в результате которой учащиеся приходят к верному выводу: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»
Музыкальный материал: А. Зацепин, стихи А. Дербенева. «Волшебник» (пение); М. Минков, стихи Ю. Энтина. «Да здравствует сюрприз!» (пение).
Урок №33. Выдающиеся музыканты-исполнители
Знакомство по изображению с выдающимися отечественными музыкантами – С. Рихтером, Д. Ойстрахом, И. Козловским. Главные отличительные особенности их исполнительского мастерства. Прослушивание произведений в их исполнении.
Музыкальный материал: С. Рахманинов. Прелюдия си-бемоль мажор, соч. 23 № 2 (в исполнении С. Рихтера, слушание); К. Сен-Санс. Рондо-каприччиозо из цикла «Интродукция и рондо-каприччиозо для скрипки и оркестра» фрагмент (в исполнении Д. Ойстраха, слушание); М. Мусоргский. Сцена с Юродивым из оперы «Борис Годунов» фрагмент (в исполнении И. Козловского, слушание); немецкая народная песня «Музыканты» (пение).
Урок №34. Концертные залы мира
Знакомство по изображениям с ведущими концертными залами мира – Большим залом Московской консерватории, Московским международным Домом музыки, Санкт-Петербургской филармонией (Россия); Карнеги-холл (США); Альберт-холл (Англия). Знакомство с жанром концерта (на примере Концерта № 1 для фортепиано с оркестром П. Чайковского).
Музыкальный материал:
П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. III часть, кода (слушание); песенный материал по выбору учителя (учащихся).
7. Календарно – тематическое планирование с указанием реализуемой педтехнологии
№ урока | Дата | Тема | Образовательные ресурсы | Вид диагностики/метод |
1 | 4.09 | Картины природы в музыке. | Презентация | Текущий |
2 | 11.09 | Может ли музыка «нарисовать» портрет? | Видео фрагмент из балета «Ромео и Джульетта». | Текущий |
3 | 18.09 | В сказочной стране гномов. | Презентация. Фрагмент мультфильма «Гномы и король». | Текущий |
4 | 25.09 | Многообразие в единстве: вариации. | Презентация. «Что такое вариации» (фрагмент передачи «Поющая фа-соль») | Текущий |
5 | 2.10 | «Дела давно минувших дней…» | Видео фрагменты оперы М. Глинки «Руслан и Людмила» | Текущий |
6 | 9.10 | «Там русский дух... там Русью пахнет!» | Текущий | |
7 | 16.10 | «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу…» | Презентация. Фрагменты фильма «Александр Невский» | Текущий |
8-9 | 23.10 30.10 | Бег по кругу: рондо. | Презентация. «Что такое форма» (фрагмент передачи «Поющая фа-соль»). | Текущий |
10-12 | 13.11 20.11 27.11 | Какими бывают музыкальные интонации. | Презентация | Текущий |
13 | 4.12 | Знаки препинания в музыке. | Текущий | |
14 | 11.12 | «Мороз и солнце, день чудесный…» | Текущий | |
15-16 | 18.12 25.12 | «Рождество Твое, Христе Боже наш…» | Презентация. Фрагменты фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки». | Текущий |
17 | 15.01 | Колокольные звоны на Руси. | Презентация. «Колокола» фильм №7 из цикла передач «Академия занимательных искусств. Музыка». | Текущий |
18 | 22.01 | Музыка в храме. | «Церковное пение» фильм №70 из цикла передач «Академия занимательных искусств. Музыка». | Текущий |
19 | 29.01 | М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки. | Фрагменты фильма «М. Глинка» | Текущий |
20 | 05.02 | Что такое патриотизм? | Видео фрагменты из оперы «Садко». | Текущий |
21 | 12.02 | Русский национальный герой Иван Сусанин. | Презентация. Видео фрагменты из оперы «Жизнь за царя». | Текущий |
22 | 19.02 | Прощай, Масленица! | Видео фрагменты оперы «Снегурочка». | Текущий |
23-24 | 26.02 4.03 | Музыкальная имитация. | Текущий | |
25 | 11.03 | Композиторы – детям. | Текущий | |
26 | 18.03 | Картины, изображающие музыкальные инструменты. | Текущий | |
27 | 01.04 | «Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана. | Текущий | |
28 | 8.04 | Струнные смычковые инструменты. | «Музыкальные инструменты». Обучающая программа студии КорАкс | Текущий |
29-30 | 15.04 22.04 | С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк». | ФЦИОР. Модуль «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка для чтеца и оркестра «Петя и волк». | Текущий |
31 | 29.04 | Вечная память героям. День Победы. | Презентация. | Текущий |
32 | 6.05 | Легко ли быть музыкальным исполнителем? | Презентация | Текущий |
33 | 13.05 | Выдающиеся музыканты-исполнители. | Презентация | Итоговый |
34 | 20.05 | Концертные залы мира. | Презентация | Текущий |
8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Стандарты второго поколения
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект /Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
Фундаментальное ядро содержания общего обра_
зования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2. 2_е изд. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2010.
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя /А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.; под ред. А. Б. Воронцова. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколе-
ния).
Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
Методические пособия для учителя
1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования [текст] / Э.Б. Абдкллин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Алеев, В. В. Актуальные проблемы преподавания музыки в начальной школе в условиях внедрения стандартов общего образования нового поколения [текст] // Начальная школа. М., 2010, № 5. С. 61—65.
3. Алеев, В. В. Изучение музыки ХХ века в общеобразовательной школе. Творчество Оливье Мессиана [текст] //Искусство и образование. М., 2010, № 5. С. 95—103.
4. Алеев, В. В. Полифония на уроках музыки (заметки автора учебно-методического комплекса «Музыка») [текст] // Вестник Костромского гос. Ун-та им. Н. А. Некрасова. Кострома, 2009, № 4. С. 395—398.
5. Алеев, В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8. [текст]: программы для общеобразовательных учреждений. 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
6. Алеев, В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл. [текст]: рабочая программа для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2013.
7. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [текст] / Ю.Б. Алиев. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
8. Алиев, Ю.Б. Пение на уроках музыки [текст] / Ю.Б. Алиев. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
9. Гришанович, Н.Н. Музыка в школе: методическое пособие для учителей [текст] / Н.Н. Гришанович. – Мн.: Юнипресс, 2006.
10. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе [текст] / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
11. Затямина, Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. Пособие [текст] / Т.А. Затямина. – М.: Глобус, 2007.
12. Золина, Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: методическое пособие [текст] / Л.В. Золина. – М.: Глобус, 2008.
13. Курушина, Т.А. Музыка. 1-6 классы: творческое развитие учащихся: конспекты уроков [текст]/ Т.А. Курушина. – Волгоград: Учитель, 2009.
14. Музыка. Большой энциклопедический словарь [текст] / Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
15. Смолина, Е.А. Современный урок музыки: творческие приёмы и задания [текст] / Е.А. Смолина. – Ярославль: Академия развития, 2006.
16. Финкельштейн, Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.
17. Царёва, Н.А. Уроки госпожи Мелодии: Учебник для 1-го класса детских музыкальных школ и школ искусств. – М. ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2001.
18. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика [текст] / Г.М. Цыпин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
19. Школяр, Л.В. Музыкальное образование в школе [текст] / Л.В. Школяр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Дополнительная литература для учащихся
1. Гульянц, Е.И. Детям о музыке [текст] / Е.И. Гульянц. - М.: «Аквариум», 1996.
2. Клёнов, А. Там, где музыка живёт [текст] / А. Клёнов. М.: Педагогика, 1985.
3. Куберский, И.Ю. Энциклопедия для юных музыкантов [текст] / И.Ю. Куберский, Минина Е.В. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
4. Могилевская, С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра [текст] / художник Н. Мищенко. – М.: Дет. лит., 1981.
5. Саймон Генри, У. Сто великих опер и их сюжеты [текст] / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
6. Саминг, Д.К. 100 великих композиторов [текст] / Д.К. Саминг. – М.: Вече, 1999.
7. Финкельштейн, Э.И. Музыка от А до Я [текст] / Э.И. Финкельштейн. – СПб: Композитор, 1997.
Интернет-ресурсы
1.Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Детские электронные книги и презентации [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://viki.rdf.ru/cat/musika/
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=33
4. Классическая музыка [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://classic.chubrik.ru
5. Музыкальный энциклопедический словарь [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.music-dic.ru
6. Музыкальный словарь [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://academic.ru/cjntents.nsf/dic_music
7. Погружение в классику [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://intoclassics.net/news/1-0-1
8. Российский общеобразовательный портал [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://music.edu.ru/
9. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [электронный ресурс]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.13/p/page.html
Медиаресурсы
1. Детская музыкальная студия. Интерактивные мультимедиа продукты. ID COMPANI, 2010.
2. Дракоша в мире музыки. Интерактивные мультимедиа продукты. ООО «СиДи-АРТ».
3. Музыкальные инструменты. Обучающая программа студии КорАкс, 2002.
4. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
5. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.
6. М.П. Мусоргский «Картинки с выставки». Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.
7. П.И. Чайковский. «Щелкунчик», «Времена года». Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.
8. Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008. .
9. Шедевры музыки. «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».
10. Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.
Материально-техническое обеспечение рабочей программы
Наглядно-печатные пособия
1.Комплект портретов композиторов.
2. Комплект наглядно-демонстрационных карт с изображением музыкальных инструментов.
3. Фотографии и репродукции картин художников и крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
Технические средства обучения
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- принтер;
- сканер;
- интерактивная доска;
- DVD;
- музыкальный центр.
Учебно-практическое оборудование
- музыкальный инструмент (фортепиано);
- комплект детских музыкальных инструментов;
- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
9. Инструмент оценки планируемых результатов
Оценивание результатов учащихся по предмету «Музыка» осуществляется во время вводной, текущей, коррекции и итоговой диагностик.
Вводная диагностика включает: беседы по теме, наблюдения.
Текущая диагностика включает: фронтальную беседу, практическую работу, индивидуальный опрос, самостоятельное выполнение заданий в тетради на печатной основе, тестовые задания, работу на карточках.
Коррекция включает: повторные тесты, закрепление изученного материала.
Итоговая диагностика включает:.
Используемый для контроля материал: учебник, тетради для самостоятельной работы, методическое пособие, поурочные разработки по музыке для 3 класса. Материалы для тематического и итогового контроля оформлены в Приложении.
Оценивание(тесты):
100%-80% -5
80%-60% -4
60%-40% -3
Обучающиеся получат возможность научиться:
- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
- организовывать самостоятельную музыкально-творческую деятельность;
- реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах деятельности (в пении, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении, импровизации);
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
- представлять широкой публике результаты собственной деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.).
Приложение
Тест №1
1. Это слово в переводе с латинского означает изменение: а) звукоподражание;
б) вариации;
в) прелюдия;
г) рондо.
2. Какая русская народная песня стала темой вариаций в финале Четвёртой симфонии П. Чайковского: а) Солнышко;
б) Чайка в море;
в) Во поле берёза стояла;
г) Веснянка.
3. Музыкальная форма, в которой три части (А+В+А) называется: а) рондо;
б) вариации;
в) двухчастная;
г) трёхчастная.
4. Резкая смена звучания в музыкальном произведении называется:
а) контраст;
б) прелюдия;
в) ритм;
г) мажор.
5. Небольшое инструментальное произведение называется:
а) соната;
б) песня;
в) прелюдия;
г) концерт.
6. Подражание в музыке определённому голосу или звукам природы называется:
а) минор;
б) метр;
в) четверть;
г) звукоподражание.
7. Определи, какое звучит произведение: а) К. Дакен «Кукушка»;
б) К. Дебюсси «Ветер на равнине»;
в) Э. Григ «Шествие гномов»;
г) С. Прокофьев «Джульетта-девочка».
Тест №2
1. Трудовые, хороводные, шуточные, плясовые песни, былины – это:
а) народная музыка
б) церковная музыка
в) светская музыка
2. Оперы, балеты, произведения для скрипки, фортепиано и других инструментов – это:
а) народная музыка
б) церковная музыка
в) светская музыка
3. Основоположником русской классической музыки является:
а) Н.А. Римский-Корсаков
б) М.П. Мусоргский
в) М.И. Глинка
4. Кто из композиторов написал оперу о русском национальном герое Иване Сусанине?
а) П.И. Чайковский
б) М.И. Глинка
в) А.П. Бородин
5. Повторение музыкального мотива в другом голосе называется:
а) музыкальная интонация
б) музыкальная имитация
в) музыкальная форма
6. Какой жанр в переводе с латинского языка означает «бег, бегство»:
а) соната
б) этюд
в) фуга
7. Подчеркни композиторов, писавших музыку для детей:
А.П. Бородин, В.А. Моцарт,
Р. Шуман, П.И. Чайковский,
М.П. Мусоргский, Й. Гайдн,
С.С. Прокофьев. Д.Б. Кабалевский.
8. Опиши свои впечатления о прослушанной музыке.
Тест №3
1. Подчеркни, из каких групп инструментов состоит симфонический оркестр:
а) струнно-щипковые;
б) струнно-смычковые;
в) деревянные духовые;
г) клавишные;
д) медные духовые
е) ударные.
2. Кто из ниже названных композиторов сочинил музыкальную сказку «Петя и волк»:
а) Д. Кабалевский;
б) С. Прокофьев;
в) П. Чайковский.
3. Литавры и большой барабан изображают в музыкальной сказке:
а) птичку;
б) Петю;
в) выстрел охотников.
4. Группа каких музыкальных инструментов начинает музыкальную сказку «Петя и волк»:
а) струнно-смычковые;
б) деревянные духовые;
в) медные духовые.
5. В калейдоскопе букв найди и выдели названия четырёх деревянных духовых инструментов, изображающих интонации Птички, Утки, Кошки и Дедушки:
Т | Р | У | Б | А | Р | А | Б | А | Н |
А | Р | Ф | А | Г | О | Т | А | К | Т |
Ш | Л | Е | Й | Ф | Л | Е | Й | Т | А |
В | А | Л | Т | О | Р | Н | А | Д | О |
Д | О | Л | Г | О | Б | О | Й | С | Я |
В | К | Л | А | Р | Н | Е | Т | Ь | Е |
6. Определи какого героя изображает этот инструмент. Назови его.
Тест №4
1.Подражание в музыке определённому голосу или звукам природы называется:
а) прелюдия;
б) звукоподражание;
в) контраст.
2. Музыкальная форма, в которой три части называется:
а) рондо;
б) вариации;
в) трёхчастная.
3. Кто из композиторов написал фортепианную пьесу «Шествие гномов»:
а) Э. Григ;
б) К. Дакен;
в) С. Прокофьев.
4. Резкая смена звучания в музыкальном произведении называется:
а) прелюдия;
б) звукоподражание;
в) контраст.
5. Произведение искусства величественно-спокойного, величественно-героического характера называется:
а) лирическое произведение;
б) эпическое произведение;
в) драматическое произведение.
6. Оперный фрагмент, исполняемый певцом в сопровождении оркестра называется:
а) песня;
б) ария;
в) рондо.
7. Кто из русских композиторов написал симфонию, которая называется «Богатырской»?
а) П. Чайковский;
б) А. Бородин;
в) М. Глинка.
8. Произведение искусства, которое выражает чувства человека, его душевные переживания называется:
а) лирическое произведение;
б) эпическое произведение;
в) драматическое произведение.
9. Кто из композиторов написал кантату «Александр Невский»?
а) Э. Григ;
б) А. Бородин;
в) С. Прокофьев.
10. Произведение искусства, которое отражает напряжённые события, борьбу называется:
а) лирическое произведение;
б) эпическое произведение;
в) драматическое произведение.
11. Эта музыкальная форма в переводе с французского означает круг:
а) рондо;
б) вариации;
в) трёхчастная.
12. Какое из перечисленных ниже произведений вы сейчас услышите?
а) М. Мусоргский. «С куклой»;
б) К. Дакен. «Кукушка»;
в) П. Чайковский. «Ноябрь. На тройке».
СОГЛАСОВАННО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
Методического совета ___________/Костюкова Е.А./
МБОУ Новониколаевская ООШ ___________2014 года
от ______2014 года №_______
__________/Дрозд Т.Н./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...