Рабочая программа по музыке 3 класс
рабочая программа по музыке (4 класс) на тему

Кулакова Наталья Дмитриевна

Рабочая программа по музыке 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_3_klass_muzyka.doc263.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по музыке

Ι.Пояснительная записка.

Рабочая программа по музыке  разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта НОО, авторской программы «Музыка» В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак для 5-8 классов общеобразовательных учреждений (М.: Дрофа, 2010).   «Положения о рабочей программе МБОУ – СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка».

Цели программы:

духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Задачи программы:

  • научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
  • содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
  • способствовать развитию интереса к музыке;
  • способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к вершинам музыкального искусства;
  • сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений:

-Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

II  Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному учебному плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета в 7 классе выделяется 1 ч. в неделю, 34 ч. за год. В соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ –СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка в 2014-2015 уч.году  количество часов в неделю 1 часа, за год - 32 часа.

III. Общая характеристика учебного предмета

Характерная тенденция, присущая стандартам второго поколения, связана с «усилением общекультурной направленности общего образования, универсализации и интеграции знаний. Широкий интегративный контекст программы (имеются в виду многочисленные содержательные связи с предметами «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Русский язык», «Окружающий мир») не снижает самоценности предмета

«Музыка», а лишь придает больший «стереофонический» объем в восприятии и усвоении его содержания. Также интегративность обусловливает и особенности формирования результатов образования. «В результате изучения всех без исключения предметов начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться». Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков, охватывающие временной диапазон от эпохи барокко до наших дней, народная музыка России и стран ближнего и дальнего зарубежья, образцы духовной музыки, а также значительно обновленный репертуар композиторов-песенников. Особо отметим, что песенный материал не столько выполняет вспомогательную, «иллюстративную» функцию, сколько играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы. Отбор музыкальных произведений осуществлен с учетом их доступности, художественной выразительности, очевидной образовательной и воспитательной направленности.

Академический материал подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках урочной деятельности; песенный репертуар дан в расширенном варианте с целью его вариативного использования. Сочинения (или их фрагменты), предназначенные для прослушивания, звучат не более одной двух минут в 1, 2 классах и две три минуты в 3 и 4 классах. В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий (В. Алеев), стилевой подход, творческий метод (Л. Предтеченская), системный подход, метод восхождения от частного к общему.

  Метод междисциплинарных взаимодействий является важнейшим стратегическим методом данной программы. Его сущность соотносится с понятием межпредметные связи, широко применяемым в области школьной педагогики. Авторам представляется более точным употребление термина дисциплина, выражающего, по определению С. Ожегова, «самостоятельную отрасль науки». В данном случае такую самостоятельную от-

расль представляет каждый из предметов эстетического цикла, вместе составляющих единую образовательную область «Искусство».

   Кроме того, более адекватным считаем употребление понятия взаимодействие, выявляющего процессы воздействия различных дисциплин друг на друга, а также их взаимную обусловленность.

    В рамках программы для начальной школы метод междисциплинарных взаимодействий проявляет себя в «создании художественного контекста» (Л. Горюнова) — поэтического, изобразительного — по отношению к музыкальному (1—4 классы); в выявлении содержательной общности между музыкой, поэзией и живописью на уровне темы (2 класс. Тема «Осень: поэт — художник — композитор»); в обозначении

некоторых жанровых параллелей между музыкой и живописью (3 класс. Тема «Может ли музыка на рисовать портрет?»); наконец, в нахождении взаимодействия отдельных средств художественной выразительности между музыкой и изобразительным искусством (4 класс. Тема «Цвет и звук: «музыка витража»).

    Особо отметим, что явление взаимодействий распространяется не только на область искусства, но и получает широкое воплощение с точки зрения «музыка и жизнь».

    Стилевой подход, также широко применяемый в программе, нацелен на постепенное формирование у школьников осознанного стилевого восприятия музыки. Понимание стиля, предстающего как «музыкально-интонационный почерк» отдельного произведения (1 класс. Тема «Детский альбом» П. И. Чайковского»; 4 класс. Тема «Знаменитая Сороковая»), творчества композитора (2 класс. Тема «Вечный солнечный свет в музыке — имя тебе Моцарт!»), музыкального течения (4 класс. Тема «Великое содружество русских композиторов»), музыкального направления (4 класс. Тема «Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики»), пронизывает тематизм программы с 1 по 4 класс.

 

  Творческий метод, впервые обозначенный в середине 90-х годов Л. Предтеченской в применении к курсу «Мировая художественная культура»,

используется в нашей программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения.

   Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и потому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности школьников, и в первую очередь в пении, импровизации, музыкально-драматической театрализации.

    В связи с этим отличительными критериями оценки творчества и деятельности как учащихся, так и учителя являются неповторимость и оригинальность, проявляющиеся в опоре на личную инициативу, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

     Системный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы — ее тематизма, музыкального и фонового материала, видов практической деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей и целого (в данном случае содержание каждого года обучения соотносится с содержанием всего этапа начального образования, а также с внутренней структурой программы). Наконец, использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими (настоящей

программы по музыке с программами по литературному чтению, изобразительному искусству, русскому языку, окружающему миру).

     Метод восхождения от частного к общему отражает постоянное развитие компонентов программы по пути все более полного, всестороннего и целостного охвата материала.

      Программа имеет трехуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы систематичности и последовательности (метод «шаг за шагом»); «развития по спирали» (многократные повторения тем на разных этапах, в разных классах на более обогащенном смысловом уровне); сквозного развития (непрерывное развитие тем внутри каждого класса).

      П е р в ы й (концептуальный) уровень проявляет себя в названиях тем каждого года обучения, играющих роль опорных точек в развитии содержания:

1 класс — «Музыка, музыка всюду нам слышна...»;

2 класс— «Музыкальная прогулка»;

3 класс— «О чем рассказывает музыка»;

4 класс— «Музыкальное путешествие».

     Содержание 1 класса раскрывает картину звучащего мира, окружающего ребенка. Рассказывается, что музыка звучит повсюду — в природе, в дни праздников, в сказках, обрядах, в мультфильмах и театральных постановках.

     Во 2 классе содержание углубляется за счет привлечения более широкого контекста музыкальных и других художественных явлений. Происходит развитие и углубление таких тем, как «Музыкально-театральные жанры», «Музыкальные инструменты», «Музыка — живопись — поэзия», «Основы музыкальной грамоты».

    В 3 классе акцентируется проблема, связанна с многообразием содержания музыкальных произведений (музыкально-историческая тема, музыкально-патриотическая тема, духовная музыка). Кроме того, ряд внутренних тем освещает вопросы влияния содержания на музыкальную интонационность, на музыкальные формы (трехчастная, вариации, рондо).

   В 4 классе аккумулируется вышеназванная проблематика; школьники знакомятся с музыкальной культурой России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья— Украины, Белоруссии, Польши, Италии, Австрии, Германии, Норвегии, Франции. Музыкальное путешествие предстает в ориентации на яркие музыкальные стили:

 —стиль выдающихся произведений (В. А. Моцарт. Симфония № 40; Л. Бетховен. Симфония № 5;

Ф. Шопен. Этюд, соч. 10 № 12 «Революционный»; А. Скрябин. «Прометей» и др.);

—стиль творчества отдельного композитора (В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, Дж. Верди, Э. Григ);

—стиль музыкального течения («Могучая кучка»);

—стиль направления (венский классицизм).

   В т о р о й (переходный) уровень организации содержания воплощается в опоре на указанный принцип «развития по спирали». Это позволяет выстроить внутреннюю рубрикацию содержания по тематическим блокам, отражающим последовательное и систематическое прохождение тем в каждом из четырех классов начальной школы. Укажем эти блоки.

   ПРИРОДА В МУЗЫКЕ. Краски осени; «Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?»; Природа просыпается; Мелодии и краски весны (1 класс). Осенины; Осень: поэт — художник — композитор1; Зима: поэт — художник — композитор; Весна: поэт—художник — композитор (2 класс). Картины природы в музыке; «Мороз и солнце; день чудесный!..» (3 класс). Суровая красота Норвегии. Музыка Э. Грига; Петербург. Белые ночи (4 класс).

    СКАЗОЧНЫЕ И БЫЛИННЫЕ ОБРАЗЫ В МУЗЫКЕ. Волшебная страна звуков; В гостях у сказки; «Кто_кто в теремочке живет?»; «Давайте сочиним оперу», или Музыкальная история про Чиполлино и его друзей (1 класс). Композитор-сказочник Н. А. Римский_Корсаков; Рождественский балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»; «Снегурочка»— весенняя сказка Н. А. Римского-Корсакова (2 класс). В сказочной стране гномов; «Дела давно минувших дней...»; «Там русский дух... там Русью пахнет!» (3 класс). Арлекин и Пьеро; В подводном царстве (4 класс).

   НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПРАЗДНИКИ. «Новый год! Новый год! Закружился хоровод...»; Веселый праздник Масленица; Весенний вальс (1 класс). Осенины; Рождественский балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»; Праздник бабушек и мам (2 класс). «Рождество Твое, Христе Боже наш...»; Прощай, Масленица!; Вечная память героям. День Победы (3 класс).

   НАША РОДИНА. ГЕРОИЧЕСКАЯ И ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ТЕМА. «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»; Что такое патриотизм?;

Русский национальный герой Иван Сусанин; Вечная память героям. День Победы (3 класс). «Россия—любимая наша страна...»; «Так полюбил я древние дороги»; «Москва... как много в этом звуке...»; «Россия — священная наша держава, Россия— любимая наша страна» (4 класс).

    МУЗЫКА — ЖИВОПИСЬ — ПОЭЗИЯ (междисциплинарные темы). «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку...»; Краски осени; Природа

просыпается; Музыкальные инструменты. Тембры-краски (1 класс). «Картинки с выставки»; Осень: поэт — художник — композитор; Зима: поэт — художник — композитор; Весна: поэт — художник— композитор; Звуки_краски; Тембры_краски (2 класс). Картины природы в музыке; Может ли музыка нарисовать портрет?; Картины, изображающие музыкальные инструменты (3 класс). Цвет и звук: «музыка витража»; Поэма огня «Прометей» (4 класс).

   ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ, ВЕЛИКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. «Детский альбом» П. И. Чайковского (1 класс). Композитор-сказочник Н. А. Римский Корсаков; «Вечный солнечный свет в музыке — имя тебе Моцарт!» (2 класс). М. И. Глинка — основоположник русской классической музыки; С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк» (3 класс). Блеск и мощь полонеза (Ф.Шопен); Музыкант из Желязовой Воли (Ф.Шопен); Ноктюрны Ф. Шопена; «Музыка Шопена — это пушки, прикрытые цветами»; «Народный» композитор Италии Джузеппе Верди; Знаменитая Сороковая; Героические образы Л. Бетховена; Песни и танцы Ф. Шуберта; «Не ручей— море ему имя»; Суровая красота Норвегии. Музыка Э. Грига (4 класс).

    ЖАНРЫ МУЗЫКИ. «Встанем скорей с друзьями в круг — пора танцевать...»; Ноги сами в пляс пустились; Марш деревянных солдатиков (1 класс). Марш Черномора; В оперном театре; «Балло» означает «танцую»; Рождественский балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» (2 класс). С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк» (3 класс). Что такое мюзикл? (4 класс).

   МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. В детском музыкальном театре; «Давайте сочиним оперу», или Музыкальная история про Чиполлино и его друзей (1 класс). В оперном театре; «Балло» означает «танцую»; Рождественский балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»; Музыкальные театры мира (2 класс). Арлекин и Пьеро; Что такое мюзикл? (4 класс).

    МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ВИДЫ ОРКЕСТРОВ. Русские народные музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов;

Музыкальные инструменты. Тембры_краски (1 класс). Величественный орган; Инструмент-оркестр. Фортепиано; Тембры-краски; Звуки клавесина; «Эту музыку легкую... называют эстрадною» (2 класс). Струнные смычковые инструменты; Картины, изображающие музыкальные инструменты (3 класс). Симфонический оркестр; Джазовый оркестр (4 класс).

   МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. Легко ли стать музыкальным исполнителем?; На концерте (1 класс). Легко ли быть музыкальным исполнителем?; Выдающиеся музыканты_исполнители; Концертные залы мира (3 класс).

   ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ. Музыкальное эхо (динамика); «Водят ноты хоровод...»; Где живут ноты? (1 класс). Весело — грустно (мажор-минор); «Мелодия — душа музыки»; Музыкальная интонация; Ноты долгие и короткие (музыкальные длительности); Для чего нужен музыкальный размер?; Музыкальный аккомпанемент; Диезы, бемоли, бекары (2 класс). Многообразие в единстве: вариации; Бег по кругу: рондо; Какими бывают музыкальные интонации; Знаки препинания в музыке (3 класс). В 4 классе сведения по музыкальной грамоте ассимилированы в монографических темах.

       

Остальные тематические блоки — «Духовная музыка», «Музыка в кинофильмах и мультфильмах» — более камерны по объему. Отметим, что преподавание духовной музыки в общеобразовательных учреждениях различного типа не может быть одинаковым. Поэтому нами представлен минимум содержания в русле данной темы. Для расширения содержания духовной музыки целесообразно использовать материалы программы «Духовная музыка: Россия и Запад» (М.: Просвещение, 1993).

    Наконец, использование принципа сквозного развития определяет построение содержания внутри каждого класса— т р е т и й (практический) уровень. Данный уровень наглядно отражен в примерном поурочно-тематическом планировании.

   Таким образом, подобное выстраивание содержания программы для 1—4 классов представляет, с одной стороны, законченную и систематическую целостность, с другой — необходимый подготовительный этап для последующего качественно нового погружения в проблематику музыкальной культуры в рамках программы основной школы.

   В подтверждение вышесказанного приведем пример, наглядно показывающий линию содержательного взаимодействия программ для начальной и основной школы. Так, тема, связанная с выразительностью звучания музыкальных тембров, получает следующее динамическое развертывание.

   Отдельного комментария требует так называемый теоретический раздел программы, включающий сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты. Отметим, что изучение нотной грамоты авторы не определяли как самоцель. Необходимые теоретические понятия и сведения воплощаются по_разному. Одни из них введены в образные названия содержательных тем («Тембры-краски», «Знаки препинания в музыке»), другие представлены в рисунках и фотографиях (изображения звуковысотной «лесенки-чудесенки», музыкальных инструментов), третьи

даны в форме текстов_предложений на страницах учебника и рабочей тетради. Таким образом, теория как будто растворяется в общем содержательном потоке.

   Принципиальной установкой программы является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении ее содержания. Для понимания и усвоения целого ряда понятий и терминов авторы намеренно вводят так называемые легкие темы («Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!», «Легко ли стать музыкальным исполнителем?» и др.). Такие темы помогают ребенку в шутливой форме, в форме игры, а порой и методом «от обратного» постичь смысл содержания урока.

   Подробная рубрикация содержания программы поможет учителю четко организовать поурочное планирование. Однако такая точная регламентированность не должна отражаться на живом характере занятий. Авторы допускают творческий подход со стороны учителя в том, что касается возможной замены отдельных музыкальных произведений, введения дополнительного музыкального материала, методики проведения урока.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета 

 

—в воспитании нравственного, ответственного, инициативного и компетентного человека;

—в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

—в формировании и воспитании чувства патриотизма и гражданской солидарности;

—в формировании и воспитании эстетического вкуса;

—в формировании основ музыкальной культуры;

—в воспитании эмоционально_ценностного отношения к искусству, музыке своего народа и музыке народов мира.

IV.Содержание учебного предмета

Тема года: «О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ МУЗЫКА»

Картины природы в музыке.

Может ли музыка «нарисовать» портрет?

В сказочной стране гномов.

Многообразие в единстве: вариации.

«Дела давно минувших дней...».

«Там русский дух... там Русью пахнет!».

«На Руси родной, на Руси большой не бывать

врагу...».

Бег по кругу: рондо.

Какими бывают музыкальные интонации.

Знаки препинания в музыке.

«Мороз и солнце; день чудесный!..».

«Рождество Твое, Христе Боже наш...».

Колокольные звоны на Руси.

Музыка в храме.

М. И. Глинка — основоположник русской классической музыки.

Что такое патриотизм.

Русский национальный герой Иван Сусанин.

Прощай, Масленица!

Музыкальная имитация.

Композиторы детям.

Картины, изображающие музыкальные инструменты.

«Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана.

Струнные смычковые инструменты.

С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».

Вечная память героям. День Победы.

Легко ли быть музыкальным исполнителем?

Познавательный проект: «Сборник колядок».

V.Результаты освоения учебного предмета и система их оценки.

                                                                     

 Личностные УУД

—наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

—ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

—наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

—наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина

России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

—наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

—наличие эмпатии как пони-мания чувств других людей и сопереживания им;

—выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;

—наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

— развитие этических чувств;

—реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

—позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.

 Метапредметные УУД

—осуществление поиска необхо-димой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и рабочей тетради для 3 класса;

—умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и письменной форме (в соответствии с требованиями учебника и рабочей тетради для 3 класса);

—умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач (в соответствии с требованиями учебника

для 3 класса);

—умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника, для решения задач;

—владение основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов; умение выделять существенную информацию из текстов разных видов;

—умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а так же произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;

—осуществление элементов синтеза как составление целого из частей (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 3 класса);

—осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи (на примере материала

междисциплинарных тем учебника для 3 класса);

—подведение под понятие на основе существенных признаков музыкального произведения и их синтеза (в соответствии с требованиями учебника для 3 класса);

—наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;

—участие в музыкальной жизни класса (школы,города).

                                                 Планируемые предметные результаты

—наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкально-творческому самовыражению (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, музыкально-пластическое движение, участие в музыкально -драматических спектаклях);

—умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 3 клас-са;

—знание имен выдающихся отечественных и зарубежных композиторов (П. Чайковский, В. А. Моцарт, Н. Римский-Корсаков, М. Глинка, А. Бородин, С. Прокофьев);

—умение воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;

—умение соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки;

—наблюдение за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов (с учетом тре-бований учебника для 3 класса);

—умение распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (формы — трехчастная, рондо, вариации);

—знание музыкальных инструментов, входящих в группы струнных смычковых и деревянных духовых;

—проявление навыков вокально-хоровой деятельности и ритмические рисунки — _; _. _; _._ _, а также несложные элементы двухголосия— подголоски).

  Система оценки освоения учебного предмета

Контрольные работы программа по музыке не предусматривает.

На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала. При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся,представленные в программе каждого класса.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.

Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.

Отметка «5»:

-присутствует интерес и стремление к музыкально- творческому  самовыражению (пение, участие в импровизации, музыкально-пластическое движение);

- умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;

-проявление навыков вокально - хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест).

 Отметка «4»:

- присутствует интерес и  стремление к музыкально- творческому  самовыражению (пение, участие в импровизации, музыкально-пластическое движение);

-проявление музыкальных способностей и стремление их проявить;

- неполноиспользует ключевые и частные знания.

 Отметка «3»:

-проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции);

-или умение пользоваться ключевыми или частными знаниями;

- или: проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.

Отметка «2»: не выставляется, т.к. противоречит эстетическим задачам предмета, направленного на формирование положительного отношения к музыкальному искусству.

Слушание музыки.

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения,давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать ,обобщать.

Учитывается:

-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

-самостоятельность в разборе музыкального произведения;

-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Отметка «5»

-дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

Отметка «4»

-ответ правильный,нонеполный:дана характеристика содержания музыкального произведения,средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.

Отметка «3»

-ответ правильный,нонеполный,средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно,допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Отметка «2» не выставляется, т.к. противоречит эстетическим задачам предмета, направленного на формирование положительного отношения к музыкальному искусству.

   

Особенности оценки индивидуального проекта

Количество проектных работ устанавливается по каждому предмету в соответствии с рекомендациями к программе учебно-методического комплекта  «Гармония» и  должно быть следующим:

класс

                                                    Предметы

Русский язык

Литературное чтение

Математика 

Окружающий мир

Иностранный язык

Музыка

Изо

Технология 

физкультура

3

2

2

1

2

2

1

2

3

2

          В рабочей программе в разделе «Содержание учебного предмета» отражаются  направления проектной деятельности обучающихся; к рабочим  программам  прилагается  график проектной деятельности на учебный год.

В календарно-тематическом планировании по всем предметам учебного плана при выполнении проектов в графе « Деятельность  обучающихся» планируется  составление   плана действий по проекту.

В начальных классах  предусматривается работа в  системе  над формированием  у обучающихся умений составлять личных план действий по проекту.

 Проекты разрабатываются и защищаются обучающимися в соответствии с графиком проектной деятельности на учебный год;

Отметки «5», «4», «3», «2» по проекту  не выставляются. Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер, каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат.  В целях мотивации нужна оценка проекта через голосование: ученикам выдаются бюллетени, на которых они пишут фамилию, имя ученика, чей проект больше понравился. Возможна оценка проектов по номинациям: креативность (оригинальность); информационность; художественность; аккуратность и т. д.

Школьники, добившиеся особых результатов в выполнении проекта,  отмечаются дипломами, грамотами, подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, выполнявший проект. Для этого необходимо выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект победил в какой-нибудь номинации.

Работа над проектом осуществляется согласно следующих этапов:

Подготовительный этап. Подготовка к разработке проекта осуществляется на занятии со всеми детьми класса. Учитель отбирает возможные темы и предлагает ученикам выбрать понравившуюся тему проекта для самостоятельной работы. При этом, над одним проектом могут работать сразу несколько учеников. Темы могут быть предложены и учащимися. На этом этапе происходит установление сотрудничества учителя и учеников, высказываются идеи и гипотезы по методам решения проблемы в проекте. Ученики входят в состояние заинтересованности задачей, задают вопросы. Учитель актуализирует проблему и выводит мышление учеников на поисковый уровень.

Этап планирования. На следующем занятии учащиеся под руководством учителя обговаривают план действий по выполнению проекта. Возможно объединение учеников в  команды для выполнения коллективного проекта. Учитель выслушивает идеи детей, подсказывает, как найти источники сбора материала и методы его обработки. Дополнительно проговариваются требования к оформлению результатов работы. Если проект объемный, учитель заранее готовит литературу, которой могут воспользоваться дети, определяет области поисковой деятельности.

Этап исследования. Детьми совместно со взрослыми (педагогами, родителями) производится сбор и уточнение информации. Дети делятся результатами собранных материалов. Происходит развитие познавательной активности, самостоятельности. Учащиеся в группах, а затем в классе совместно уточняют, как будет представлен проект: выставка, презентация, отчет, альбом, видеофильм, мероприятие и др.

Этап оформления материалов. Учащиеся под руководством учителя, родителей  оформляют результаты в соответствие с принятыми правилами.

Требования к оформлению технического (конструкторского); познавательного или информационного; социального проектов:

Титульный лист: тема проекта (его тип), оборудование, данные об авторе проекта, 2лист-план действий обучающегося  по подготовке проекта,  3лист-продукт проектной деятельности:  рисунок, театрализация сказки, газета, сценарий , учебное пособие, опорные карточки по теме, разработка памяток, кукольные постановки, чертеж,  ролевая игра, реклама, доклад-информация, буклет и т.д.; презентация ( не более 5-7 слайдов)

Требования к оформлению исследовательского проекта (виды: презентация, схема-модель, доклад):

1.Тема в виде вопросительного предложения; данные об авторе проекта.

2.Актуальность (зачем изучается эта тема?)

3.План действий.

4.Информация.

5.Вывод или «Мое маленькое открытие»

Этап презентации. Это своеобразная защита проекта. Происходит демонстрация продукта работы, небольшое индивидуальное или коллективное выступление детей с рассказом как именно они работали над проектом. Каждый ребенок выполняет свою роль при защите проекта, получает оценку своего труда.

Памятка для обучающихся, защищающих проект.

  • Огласите название вашего проекта, объясните, почему вы выбрали эту тему.
  • Составьте ваше выступление так, чтобы рассказ занимал по времени 5-7 минут.
  • Помните, что хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени изложение материала с использованием интересных примеров.
  • Не забывайте о том, что последовательное изложение позволяет слушателям лучше понять выступающего.
  • Употребляйте только понятные вам термины.
  • Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.
  • Не забывайте об уважении к слушателям в течение своего выступления (говорите внятно).
  • Старайтесь ответить на все вопросы обучающихся по своему проекту.
  • На поставленный вопрос следует отвечать кратко.
  • Будьте правдивы. Хуже лукавить, чем прямо ответить на вопрос «Не знаю» или «Это находилось вне поля нашего исследования».
  • После выступления оппонентов поблагодарите их за оценку работы, высказанные замечания.
  • Согласитесь с тем, что в проекте действительно не отработано. Лучше открыто признать упущения в проекте.

                  В ходе презентации ученики  учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность. При этом демонстрируется и наглядный материал, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений.

Этап рефлексии. Проводится анализ выполнения проекта в коллективе учащихся: успехи и неудачи, их причины. Обучающиеся участвуют в обсуждении проектов, осуществляют устную самооценку.

Проводится анализ достижения поставленной цели. Учитель делает акцент на успехах учеников.

Только при прохождении всех этапов работы над проектом могут быть достигнуты положительные результат


VI.Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса

№п.п.

Наименование учебного оборудования

Книгопечатная продукция

  • Федеральный государственный образовательный стандарт НОО. Москва «Просвещение»2011 г.
  •  Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа в 2х частях. Москва «Просвещение» 2011 г.
  • Программа по музыке для общеобразовательных учреждений 1-4классы (авторы В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак). Москва «Дрофа» 2010г.
  • «Положение о рабочей программе МБОУ – СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка».

         Методические пособия для учителя:

  • В.В.Алеев, Т.Н.Кичак Музыка. Рабочая тетрадь 3 класс пособие для общеобразовательных  учреждений Москва «Дрофа» 2011 г
  • В.В.Алеев, Т.Н.Кичак Музыка. Учебник 3 класс пособие для общеобразовательных  учреждений  Москва «Дрофа» 2009 г
  • В.В. Алеев, Т.Н.Кичак Музыка 3 класс Нотная хрестоматия и методические  рекомендации  для учителя. Москва «Дрофа» 2010 г.

Комплект учебников для учащихся:

  • В.В.Алеев, Т.Н.Кичак Музыка. Рабочая тетрадь 3 класс пособие для общеобразовательных  учреждений Москва «Дрофа» 2011г
  • В.В.Алеев, Т.Н.кичак Музыка. Учебник 3 класс пособие для общеобразовательных  учреждений  Москва «Дрофа» 2009 г

      Технические средства обучения (ТСО):

  • Интерактивная доска.
  • Персональный компьютер
  • Мультимедийный проектор

Экранно-звуковые пособия:

  • Фонохрестоматия для учащихся 3 класса
  • Презентации
  • Портреты композиторов: С. Прокофьев, М. Мусоргский, Н. Римского-Корсакова, Р. Шуман, Э. Григ, В.А.Моцарт, И. С. Бах, П.И. Чайковский, М.Глинка, Л. Бетховен, Ф. Шопен.


VII. Календарно-тематическое планирование.

п/п

Дата

Содержание

(разделы, темы)

   Содержание курса

Деятельность     учащихся

Методы оценки достижений

учащихся

По плану

Факт

1,

04.09.

Картины природы    в

музыке

Звуки природы как источник вдохновения

творчества композиторов (на примере

прелюдий «Паруса», «Ветер на равнине»

К. Дебюсси).

Знакомство с жанром прелюдии.

Музыкальный материал:

К. Дебюсси. Прелюдии «Ветер на равнине»,

«Паруса» (в синтезаторной обработке, слушание);

М. Славкин, стихи И. Пивоваровой. Волшебная палочка (пение);

К. Певзнер, стихи А. Арканова, Г. Горина.

Оранжевая песенка (пение);

Ю. Чичков, стихи П. Синявского. Родная

песенка (пение)

1. Наблюдать за звучанием

природы; различать настроения и чувства, выраженные в музыке.

2. Выражать эмоциональное

отношение к музыкальному

образу в пластическом движении

Устный

опрос

2

11.09.

Может ли

музыка

«нарисовать»

портрет?

Звукоподражание в музыке. Его роль в передаче голосов природы, в обрисовке музыкальных образов.

«Портрет» в музыке. Изобразительные свойства музыки в передаче портрета героя произведения, его характера и т. д.

Музыкальный материал:

К. Дакен. Кукушка (слушание);

С. Прокофьев. Джульетта_девочка. Из балета

«Ромео и Джульетта». Фрагмент (слушание);

Кукушка. Швейцарская народная песня

(пение);

М. Старокадомский, стихи А. Барто.

Любитель_рыболов (пение)

.

.      1. Распознавать и эмоционально откликаться на

выразительные и изобразительные особенности музыки.

2. Применять знания основных средств музыкальной

выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения                     

Устный

опрос

3

18.09.

В сказочной

стране гномов

. Отражение мифологических сюжетов

в музыке: Э Григ «Шествие гномов».

Воплощение музыкального содержания

в трехчастной форме. Специфические особенности трехчастности: сходство крайних

разделов, серединный контраст.

Музыкальный материал:

Э. Григ. Шествие гномов (слушание); 

Г. Гладков, стихи из норвежской народной

поэзии. Тролли (пение);

А. Журбин, стихи П. Синявского. Смешной человечек (пение, импровизация)

1. Наблюдать за процессом

и результатом музыкального

развития на основе сходства

и различия тем, образов.

2. Распознавать художественный смысл трехчастной

формы.

3. Импровизировать в форме

театрализации в соответствии с заданным музыкальным образом

Устный

опрос

4

25.09.

Многообразие

в единстве:

вариации

Знакомство с вариационной формой. Сходство

и отличия в вариационной форме. Изменения

характера темы в условиях вариационного

развития.

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Симфония № 4. IV часть.

Фрагмент (слушание);

В сыром бору тропина. Русская народнаяпесня (пение)

1. Наблюдать за процессом

и результатом музыкального

развития на основе сходства

и различия тем, образов.

2. Распознавать художественный смысл вариационной формы

Устный

опрос

самостоятельная

работа.

5.

02.10.

«Дела давно минувших

дней...»

Воплощение идеи победы добра над злом в опере М. Глинки «Руслан и Людмила».

Знакомство с жанром арии. Ария Руслана как важный драматургический номер оперы:

изменение состояний от мрачного до победного, решительного.

Музыкальный материал:

М. Глинка. Запев Баяна; Ария Руслана.

Из оперы «Руслан и Людмила» (слушание);

Е. Птичкин, стихи М. Пляцковского. Русская изба (пение)

1 Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.

2. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения.

3. Выражать в цветовом

воплощении эмоциональное отношение к художественному образу

 Устный опрос

самостоятельная

работа.

6

09.10.

«Там русский дух... там Русью пахнет!»

Претворение мотивов русских народных сказок и былин в музыке отечественных композиторов. Сюжеты и герои.

Эпические произведения искусства: характерные типологические особенности.

Музыкальный материал:

Т. Чудова. Протяжная. Из цикла «Четыре

пьесы для фортепиано» (слушание);

А. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская».

I часть. Фрагмент (слушание);

Ю. Антонов, стихи М. Пляцковского.

Родные места (пение)

1. Различать настроения,

чувства и характер человека,

выраженные в музыке.

2. Размышлять, рассуждать

об отечественной музыке

и многообразии фольклора.

3. Обнаруживать общность

истоков народной и профессиональной

музыки

Устный

опрос,

самостоятельная

работа

7.

16.10.

«На Руси родной, на Руси большой не

бывать врагу...»

Историческая, музыкально –патриотическая тема.

Отражение патриотических черт русского характера в музыке хора «Вставайте, люди русские!» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». Контраст образов русских

освободителей и немецких рыцарей -  крестоносцев — в музыке Прокофьева;

Знакомство с жанром кантаты.

Музыкальный материал:

С. Прокофьев. Ледовое побоище; Вставайте, люди русские! Из кантаты «Александр Невский» (слушание);

Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. Край, в котором ты живешь (пение)

1. Наблюдать за процессом музыкального развития на

основе сходства и различия

интонаций, тем, образов.

2. Применять знания основных средств музыкальной

выразительности при анализе прослушанного произведения

Устный

опрос,

самостоятельная

работа

8.

9.

23.10.

30.10.

Бег по кругу: рондо

Знакомство с формой музыкального рондо: история возникновения, строение (разделы формы, их особенности), характер содержания.

Музыкальный материал:

Л. Бетховен. Ярость из-за потерянного гроша. Фрагмент (слушание);

М. Глинка. Рондо Фарлафа. Из оперы «Руслан и Людмила» (слушание);

В. Алеев, стихи Т. Науменко. Веселое рондо

(пение, театрализация)

1. Соотносить художественно-образное содержание

музыкального произведения

с формой его воплощения.

2. Распознавать художественный смысл формы рондо.

3. Импровизировать в форме

театрализации в соответствии с заданным музыкальным образом

Устный

опрос

10.

11.

12.

13.11.

20.11.

27.11.

Какими

бывают

музыкальные

интонации

Многообразие музыкальных интонаций.

Их связь с различными образными сферами.

Воплощение музыкальных интонаций в драматических и лирических произведениях.

Музыкальный материал:

Л. Бетховен. Гремят барабаны (слушание);

В. А. Моцарт. Концерт № 21 для фортепиано

с оркестром. II часть (слушание);

М. Мусоргский. С куклой. Из вокального

цикла «Детская» (слушание);

Л. Лядова, стихи И. Шаферана. Барабан

(пение, игра на детских музыкальных

инструментах);

Ц. Кюи, стихи Е. Баратынского. Зима

(пение);

Я. Дубравин, стихи В. Суслова. Добрый день! (пение)

1. Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.

2. Определять жизненную

основу музыкальных интонаций в рамках произведений драматического и лирического характера.

3. Импровизировать в

соответствии с заданными

критериями (исполнять

ритм барабанной дроби или

сигнала)

Р. т.  

стр.29-30

Устный

опрос

Устный

опрос.

Проверочная работа

р.т. стр. 38

13.

04.12.

Знаки

препинания

в музыке

Работа над ошибками

Междисциплинарная тема.

Знаки препинания в русском языке и «знаки

препинания» в музыке. Их смысловое соотнесение и художественно-выразительное значение. Роль «знаков препинания» в строении

музыкальной речи.

Сравнение речевых и музыкальных интонаций.

Музыкальный материал:

Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7

(слушание);

Л. Бетховен. Симфония № 5. I часть, главная партия (слушание);

Г. Телеман, стихи Д. Штопле. Счастье (пение)

1. Распознавать и оценивать

выразительность музыкальной речи, ее смысл.

2. Сравнивать музыкальные

и речевые интонации, определять их сходство и различия

Устный

опрос.

Самостоятельная

работа

14.

15.

11.12.

18.12.

«Мороз и

солнце; день

чудесный!..»

Отражение в музыке настроений, связанных с воспеванием красоты природы. Пейзаж в музыке (на примере пьесы «Ноябрь.

На тройке» П. Чайковского).

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Ноябрь. На тройке. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание);

Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. Кабы не бы_

ло зимы (пение, импровизация)

1. Наблюдать за звучанием

природы; различать настроения и чувства, выраженные

в музыке.

2. Применять знания основных средств музыкальной

выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения.

3. Ориентироваться в нотном

письме как графическом изображении музыкальной речи.

4. Импровизировать

в соответствии с заданным

музыкальным образом

(музыкально-ритмические

движения, танцевальная

импровизация)

Устный

опрос.

Самостоятельная

работа

  р.т. стр. 44

16.

17.

25. 12.

15.01.

«Рождество

Твое, Христе

Боже наш...»

Праздник Рождества Христова. Его история, атрибуты. Обычаи празднования Рождества

на Руси. Знакомство с жанром колядок.

Музыкальный материал:

А. Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже

наш...» (слушание);

Н. Римский-Корсаков. Колядка девчат. Из

оперы «Ночь перед Рождеством». I действие

(слушание);

В. Алеев, стихи Т. Науменко. Если дети верят в чудо. Из детского спектакля «Щелкунчик»

(пение);

Е. Птичкин, стихи В. Степанова. Ху Е. Крылатов, стихи Л. Дербенева. Дед Мороз (пение); Песенка о снежинке (пение)

Составлять план действий по проекту «Сборник колядок».

Защита проекта «Сборник колядок»

Устный

опрос.

Презентация проекта.

18.

22.01.

Колокольные

звоны на Руси

Значение колокольного звона в жизни русского народа. Большие и малые колокола,

особенности их звучания. Воспроизведение

колокольного звона в музыке русских композиторов.

Музыкальный материал:

Ростовские колокольные звоны (слушание);

Н. Римский-Корсаков, Вхождение в невидимый град. Из оперы «Сказание о невидимом

граде Китеже и деве Февронии» (слушание);

Колокольный звон. Музыка и стихи неизвестного английского автора (пение);

Д. Тухманов, стихи Ю. Энтина. Колокольчик мой хрустальный (пение)

Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, пении

Устный

опрос

19.

29.01.

Музыка в храме

Причинная обусловленность возвышенного состояния души человека во время посещения

службы в храме. Хоровое пение в храме.

Смысл главного правила церковного пения.

Характер церковных песнопений.

Музыкальный материал:

М. Мусоргский. Пролог. Из оперы «Борис

Годунов». Фрагмент (слушание);

П. Чайковский. В церкви. Из «Детского

альбома» (слушание);

Небо и земля. Народное песнопение (пение)

1. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове,

пении.

2. Различать настроения и чувства, выраженные в музыке.

Устный

опрос.

20.

05.02.

М. И. Глинка — основоположник

Русской классической

музыки

Музыка на Руси (исторический аспект).

Сочетание русской народной песенности и профессионального музыкального искусства в творчестве М. И. Глинки.

Музыкальный материал:

М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила». Фрагмент (слушание);

М. Глинка, стихи В. Забилы. Ты, соловушка, умолкни (пение);

М. Глинка. Арагонская хота. Обработка для детского оркестра Т. Бейдер. Фрагмент (игра на детских музыкальных инструментах)

Самостоятельная

работа

р.т. стр. 58

21.

12.02.

Что такое патриотизм

Музыкально-патриотическая тема. Любовь к родной стороне (на примере Протяжной песни

Садко из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко»). «Одушевление» природы в музыке,

духовное единение человека с при Музыкальный материал:

Н. Римский-Корсаков. Протяжная песня Садко «Ой ты, темная дубравушка». Из оперы

«Садко» (слушание);

М. Глинка, стихи А. Машистого. Патриотическая песня (слушание);

Л. Афанасьев, стихи И. Шаферана. Гляжу в озера синие (пение) родой.

1. Наблюдать за музыкой

в жизни человека и звучанием природы.

2. Рассуждать об отечественной музыке и музыкальном фольклоре России

Устный

опрос

22.

19.02.

Русский национальный

герой Иван Сусанин

Музыкально-патриотическая тема. Подвиг во имя Отечества: «Иван Сусанин» К. Рылеева и М. Глинки. Объединение в арии Сусанина черт

эпического, драматического и лирического произведений. Причинность этого объединения.

Музыкальный материал:

М. Глинка. Ария Ивана Сусанина; Хор «Славься». Из оперы «Жизнь за царя» (слушание);

М. Глинка. Хор «Славься». Из оперы «Жизнь за царя». Обработка для детского оркестра

Н. Ветлугиной (игра на детских музыкальных инструментах)

1. Различать настроения,

чувства и характер человека,

выраженные в музыке.

2. Сравнивать произведения

разных жанров на основе критериев, заданных в учебнике.

3. Соотносить основные

Образно-эмоциональные

сферы музыки.

4. Участвовать в коллективном музицировании на детских музыкальных инструментах

Устный

опрос

23.

26.02.

Прощай,

Масленица!

Старинный славянский праздник проводов

зимы. Обычаи празднования Масленицы на

Руси. Отражение обряда проводов Маслени_

цы в музыкальных произведениях (на приме_

ре оперы И. Римского-Корсакова «Снегурочка»).

Музыкальный материал:

Н. Римский-Корсаков. Хор «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка» (слушание);

Н. Римский-Корсаков, стихи И. Устюжанина. Проводы зимы (пение);

Перед весной. Русская народная песня, обработка В. Попова (пение)

1. Наблюдать за музыкой в жизни человека.

2. Различать настроения и чувства человека, выраженные в музыке.

3. Выявлять по жанровым признакам различные музыкальные интонации

Устный

опрос

24.

25.

05.03.

12.03.

Музыкальная

имитация

Знакомство с полифонией в музыке. Имитация как важнейший прием полифонического письма. Роль имитации в форме фуги.

Музыкальный материал:

С. Ляховицкая. Дразнилка (слушание);

В. Шаинский. Веселая фуга (слушание);

Со вьюном я хожу. Русская народная песня

(пение)

1. Определять полифоническую форму в музыке.

2. Разыгрывать простые

музыкальные пьесы, основанные на приеме имитации

Устный

опрос

Устный

опрос

26.

19.03.

Композиторы

детям

Мир сказочных образов, игр и забав в музыке

для детей. Идея победы добра над злом в опере-сказке С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам».

Музыкальный материал:

С. Прокофьев. Пятнашки. Из фортепианного

цикла «Детская музыка» (слушание);

С. Прокофьев. Марш. Из оперы «Любовь

к трем апельсинам» (слушание);

В. А. Моцарт. Детские игры (пение)

1. Различать настроения, выраженные в музыке.

2. Различать маршевость в музыке

Самостоятельная

работа

р.т. стр.

71-72

27.

02.04.

Картины,

изображающие

музыкальные

инструменты

Междисциплинарная тема.

Музыкальные инструменты на картинах ху_

дожников. Соотнесение сюжетов и образов

живописных и музыкальных произведений,

составляющих содержание темы.

Художественный материал:

Ж и в о п и с ь Караваджо. Лютнист;

Ф. Гварди. Концерт; Д. Тенирс. Концерт семьи Тенирс на террасе;

О. Ренуар. Урок игры на гитаре.

М у з ы к а

Л. Нарваэс. Фантазия на тему «Guardame lasvасаs» («Охраняй моих коров») (звучание

лютни, слушание);

Г. Ф. Гендель. Siciliana; Аllеgrо. Из сонаты

для флейты, виолончели и клавесина фа

мажор (слушание);

Ф. Таррега. Воспоминания об Альгамбре

(звучание гитары, слушание).

Песенный репертуар:

Б. Окуджава. Музыкант (слушание, пение)

1. Узнавать по изображению

музыкальные инструменты:

лютню, виолу да гамба, гитару, а также

узнавать на слух

звучание лютни и гитары.

2. Сравнивать содержание

живописных и музыкальных

произведений на уровне

темы, сюжета, настроения

Самостоятельная

работа

р.т. стр 75

28.

09.04.

«Жизненные

правила для

музыкантов»

Р. Шумана

Знакомство с некоторыми важнейшими

правилами (советами), адресованными

Р. Шуманом юным музыкантам.

Музыкальный материал:

Много песен мы споем. Венгерская народная

песня (пение)

Участвовать в коллективном

обсуждении музыкальных

вопросов проблемного содержания

Тест

29.

16.04.

Струнные

смычковые

инструменты

Группа струнных смычковых инструментов.

Общие и отличительные особенности струнных смычковых. Их сольное и ансамблевое

звуМузыкальный материал:

Н. Римский-Корсаков. Полет шмеля. Из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание);

А. Дворжак. Мелодия (слушание);

Е. Дога. Вальс. Из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» (слушание);

Р. Бойко, стихи И. Михайловой. Скрипка

(пение)чание.

1. Узнавать по изображению

музыкальные инструменты,

входящие в группу струнных

смычковых; определять их

выразительные особенности.

2. Определять на слух звучание струнного ансамбля

Устный

опрос.

30.

23.04.

С. Прокофьев.

Симфоническая

сказка «Петя

и волк»

Особенности музыкального содержания, «рассказанного» музыкальными инструментами:

С. Прокофьев. «Петя и волк».

Знакомство с группой деревянных духовых инструментов, а также некоторыми ударными инструментами (большим барабаном и литаврами).

Музыкальный материал:

С. Прокофьев. Петя и волк. Симфоническая

сказка (слушание);

В. Шаинский, стихи Ю. Энтина. В мире много сказок (пение)

1. Узнавать по изображению

инструменты, составляющие

группу деревянных духовых,

а также некоторые ударные

инструменты: большой барабан, литавры; определять на слух их тембровую окраску.

2. Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки.

3. Сравнивать различные

музыкальные интонации.

4. Различать маршевость

в музыке

Устный

опрос.

31.

30.04.

Вечная

память героям.

День Победы

Музыкальнопатриотическая тема. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Музыка в годы войны. Песни военного времени, их огромное значение для укрепления силы духа русского народа.

Музыкальный материал:

Р. Шуман. Грезы. Из фортепианного цикла

«Детские сцены» (слушание);

Д. Тухманов, стихи В. Харитонова. День Победы (слушание, пение);

Т. Попатенко, стихи И. Черницкой.

Вот какая бабушка (пение);

Д. Тухманов, стихи А. Поперечного. Аист на крыше (пение);

Солдатушки, бравы ребятушки. Русская народная песня (пение)

1. Размышлять о роли музы_

ки в жизни человека.

2. Различать настроения,

чувства и характер человека,

выраженные в музыке.

3. Выражать свое эмоцио_

нальное отношение к

музыкальным образам исто_

рического прошлого в пении.

4. Проявлять личностное

отношение при восприятии

и исполнении музыкальных

произведений

Устный

опрос.

32.

07.05.

Легко ли быть музыкальным исполнителем?

Закрепление через изображение и поэтический текст в учебнике понятия ансамбль.

Акцентирование внимания на слаженности ансамблевого исполнения. Проблемная

постановка вопроса, в результате которой учащиеся приходят к верному выводу: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

Музыкальный материал:

А. Зацепин, стихи А. Дербенева. Волшебник

(пение);

М. Минков, стихи Ю. Энтина. Да здравствует

сюрприз! (пение)

1. Передавать в собственном

исполнении (пении) различные музыкальные образы.

2. Участвовать в совместной

деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

3. Импровизировать (танцевальная, театральная импровизации) при воплощении музыкальных образов.

4. Узнавать по изображениям

названия ранее изученных

произведений и их создателей

Самостоятельная

работа  р.т.

стр. 90-91

33.

14.05.

Выдающиеся

музыканты

исполнители

Знакомство по изображению с выдающимися

отечественными музыкантами — С. Рихтером, Д. Ойстрахом, И. Козловским. Главные

отличительные особенности их исполнительского мастерства. Прослушивание произведений в их исполнении.

Музыкальный материал:

С. Рахманинов. Прелюдия си_бемоль мажор,

соч. 23 № 2 (в исполнении С. Рихтера, слушание);

К. Сен_Санс. Рондо_каприччиозо. Из цикла

«Интродукция и рондо_каприччиозо для скрипки и оркестра». Фрагмент (в исполнении Д. Ойстраха, слушание);

М. Мусоргский. Сцена с Юродивым. Из оперы

«Борис Годунов». Фрагмент (в исполнении И. Козловского, слушание);

Музыканты. Немецкая народная песня

(пение)

1. Узнавать по звучанию и называть выдающихся отечественных музыкальных исполнителей.

2. Осуществлять первые опыты анализа исполнительских

интерпретаций

Тест

34.

35.

21.05.

28.05.

Концертные залы мира

Знакомство по изображениям с ведущими концертными залами мира — Большим залом Московской консерватории, Московским

международным Домом музыки, Санкт_

Петербургской филармонией (Россия);

Карнеги_холл (США);

Альберт_холл (Англия).

Знакомство с жанром концерта (на примере Концерта № 1 для фортепиано с оркестром

П. Чайковского).

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. III часть, кода (слушание);

Песенный материал по выбору учителя (учащихся)

1. Узнавать по изображениям

ведущие концертные залы мира.

2. Проявлять эмоциональную

отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.

3. Определять жанровые

особенности инструментального концерта в соответствии

с критериями, представленными в учебнике

Устный

опрос

       

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                       СОГЛАСОВАНО

 

Протокол заседания                                                                                                                               Заместитель директора по УВР

методического совета

МБОУ – СОШ № 1                                                                                                                        ____________________ /Безверхова В.И./

сл.Большая Мартыновка

             от__________________ 2014 г.   № ____                                                                                                       ____________________ 2014 г

            председатель методического совета

          __________________             /Басюк Е.П./

Ростовская область  Мартыновский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 1 сл.Большая Мартыновка

Утверждаю:

Директор МБОУ – СОШ № 1

сл.Большая Мартыновка

_____________ И.В.Реуцкова

Приказ от ____________  № ____

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по  музыке

Уровень общего образования, класс: начальное общее, 3 класс

Количество часов в неделю: 1 часа.

Количество часов в год:  35 часа.

Учитель: Кулакова Наталья Дмитриевна

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО, примерных программ начального общего образования, программы по музыке для начальной школы (авт. Алеев,  Т.И. Науменко, Т.Н.  Кичак), «Положения о рабочей программе МБОУ – СОШ № 1 сл.Большая Мартыновка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...