рабочая программа по музыке 2 класс
рабочая программа по музыке (2 класс) на тему

Лисякова Анастасия Сергеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_muzyke_vo_2_klasse.doc307.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 14

  «Утверждаю»

Директор МОУ ООШ №14                             Н.А.Фомина

                                       Приказ №           от ____________

Рабочая программа по музыке

(базовый уровень)

2 класс

Составитель: Лисякова Анастасия Сергеевна,

учитель музыки

г. Егорьевск

2015 год

«Рассмотрено»

Протокол методического объединения учителей от _________ №  _________              

Руководство ШМО __________________

Дата ______________

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР ____________________

Дата ________________

«Принято»

Протокол педагогического совета от ____________ № ____________

Дата _______________

Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке во 2 классах  составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения  начального  общего образования, примерной программы начального общего образования  по музыке с учетом  авторской программы по музыке -  «Музыка. Рабочие программы. 1- 4 классы», авторов:   Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2015. Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации». Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.

 Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 2 класса    начальной школы – М.: Просвещение, 2015.
  • Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 2 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;
  • Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.2 класс».
  • Е.Д.Критская «Музыка 2 класс»1 СD, mp 3, Фонохрестоматия, М., Просвещение, 2009 г.
  • Методика работы с учебниками «Музыка».1- 4 классы. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004.

         Изучение музыки  во 2 классе начальной школы направлено на  формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.  Введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
  • воспитание интереса  и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
  • совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
  • расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
  • активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
  • накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

 Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

   Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические  движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта. В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

 Тематическое планирование составлено на основе программы «Музыка. Начальные классы». Авторы программы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина, М., Просвещение, 2015.

Календарно – тематического планирования представлено с учетом примерного тематического планирования уроков музыки в начальной школе в учебных часах по годам обучения, опубликованного в  сборнике «Программы общеобразовательных учреждений» М., Просвещение, 2012 г.

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются: групповая, коллективная абота с учащимися. Программа предусматривает возможность учителю самостоятельного выбора средств р и методов обучения в сочетании традиционных и инновационных технологий, в том числе ИКТ. В ходе обучения школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование, инсценирование, музыкальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Личностные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
  •  целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
  • уважительное отношение к культуре других народов:
  • эстетические потребности, ценности  и чувства
  • развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты:

  •  способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  •  умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты  в устной и письменной формах.
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации

Предметные результаты

        В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:

  • основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
  • начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

В соответствии с  Базисным учебным планом во 2 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).

Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы 2 класс

В результате изучения музыки ученик должен:

Знать:

  • развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции; классической и современной;
  • понимание содержания музыки простейших жанров (песня, танец, марш),  а так же  более сложных (опера, балет, концерт, симфония) жанров в опоре на ее интонационно-образный смысл;
  • развитие умений и навыков хорового пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
  • расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыка музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;

уметь:

  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
  • воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
  • проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
  •  продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
  • эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
  •  показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
  •  передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей,  эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;
  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

использовать приобретенные знания и умения для:

  • участия в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
  • исполнения музыкальных произведений отдельных форм и жанров;
  • выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях.

Тематическое планирование по музыке 2 класс

Разделы и темы

Кол-во часов

Россия-Родина моя.(3ч)

1

«И муза вечная со мной!» Мелодия.

1

2

Хоровод. Здравствуй, Родина моя!. 

1

3

Гимн России.

1

День, полный событий.(5ч)

4

Музыкальные инструменты (фортепиано)

1

5

Природа и музыка.  Прогулка.

1

6

Танцы, танцы, танцы…

1

7

Эти разные марши. Звучащие картины.

1

8

Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.  Обобщающий урок 1 четверти.

1

«О России петь – что стремиться в храм».(8ч)

9

Великий колокольный звон.

1

10

Звучащие картины.

1

11

Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский.

1

12

Молитва.

1

13- 14

С Рождеством Христовым!

2

15

Музыка на Новогоднем празднике.

1

16

Обобщающий урок 2 четверти.

1

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»(4ч)

17

Плясовые наигрыши.

1

18

Разыграй песню.

1

19

Музыка в народном стиле. Сочини песенку.

1

20

Проводы зимы. Встреча весны.

1

В музыкальном театре.(5ч)

21

Детский музыкальный театр. Опера

1

22

Детский музыкальный театр. Балет.

1

23

Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.

1

24

Опера «Руслан и Людмила» Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье.

1

25

Увертюра. Финал.

1

В концертном зале.(4ч)

26

Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк».

Обобщающий урок 3 четверти.

1

27

Картинки с выставки. Музыкальное впечатление

1

28

«Звучит нестареющий Моцарт».

1

29

Симфония № 40. Увертюра

1

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.(5ч)

30

Волшебный  цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган).

И все это – Бах.

1

31

Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга.

1

32

Два лада. Природа и музыка. Первый.

1

33

Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев).

1

34

Могут ли иссякнуть мелодии? Обобщающий урок.

1

Итого

34

Содержание  программного материала «Музыка» 2 класс

Тема раздела: «Россия – Родина моя» (3 ч.)

 Урок 1. «И муза вечная со мной!» Мелодия.  

Интонационно-образная природа музыкального искусства.  Средства музыкальной выразительности (мелодия). Различные виды музыки – инструментальная.Песенность.

Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Урок вводит школьников в раздел, раскрывающий мысль о мелодии как песенном начале, которое находит воплощение в различных музыкальных жанрах и формах русской музыки. Учащиеся начнут свои встречи с музыкой М.П.Мусоргского («Рассвет на Москве-реке»). Благодаря этому уроку школьники задумаются над тем, как рождается музыка, кто нужен для того, чтобы она появилась. Песенность, как отличительная черта русской музыки.

Урок 2. Хоровод. Здравствуй, Родина моя!.

Сочинения отечественных композиторов о Родине.  Элементы нотной грамоты.  Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Региональные музыкально-поэтические традиции.

Сочинения отечественных композиторов о Родине. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Нотная запись поможет школьникам получить представление о мелодии и аккомпанементе.

Урок 3. Гимн России. 

Гимн России как один из основных государственных символов страны, известных всему миру.

Сочинения отечественных композиторов о Родине («Гимн России» А.Александров, С.Михалков). Знакомство учащихся с государственными символами России: флагом, гербом, гимном, с памятниками архитектуры столицы: Красная площадь, храм Христа Спасителя.  Музыкальные образы родного края.

Тема раздела: «День, полный событий» (5 ч.)

Урок 4. Музыкальные инструменты (фортепиано).

Тембровая окраска наиболее популярных музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты (фортепиано). Элементы нотной грамоты. 

Музыкальные инструменты (фортепиано). Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Знакомство школьников с пьесами П.Чайковского и С.Прокофьева. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Элементы нотной грамоты.

Урок 5. Природа и музыка. Прогулка.

Знакомство с творчеством отечественных композиторов.  Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость. 

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах.

Урок 6. Танцы, танцы, танцы…

Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека.

Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм). Знакомство с танцами «Детского альбома» П.Чайковского и «Детской музыки» С.Прокофьева.

Урок 7. Эти разные марши. Звучащие картины.

 Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Выразительность и изобразительность в музыке

Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Интонация – источник элементов музыкальной речи.  Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Выразительность и изобразительность в музыке.

Урок 8. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. Обобщающий  урок  1 четверти.

Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие. Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева и П.Чайковского).

Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (8 ч.)

Урок 9. Великий колокольный звон. Композитор как создатель музыки. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции.

Урок 10. Звучащие картины. Музыка религиозной традиции.

Колокольные звоны России. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Урок 11. Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский.

 Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата.

Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата. Народные песнопения. 

Урок 12. Молитва. 

Духовная музыка в творчестве композиторов Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций.

Знакомство с творчеством отечественных композиторов – классиков на образцах музыкальных произведений П.И.Чайковского.

Урок 13-14. С Рождеством Христовым!

Музыка в народных обрядах и традициях. Народные музыкальные традиции Отечества.

Народные музыкальные традиции Отечества. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Представление  о  религиозных  традициях. Народные славянские песнопения.

Урок 15. Музыка на Новогоднем празднике.

 Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира.

Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Разучивание песен к празднику Нового года.

 Урок 16. Обобщающий  урок 2 четверти.

 Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.

Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений второклассников за 2 четверть. Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)

 Урок 17. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. 

Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты.

Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты.

Урок 18. Разыграй песню. 

Оркестр народных инструментов. Народные музыкальные традиции Отечества.

Оркестр народных инструментов. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, пляски, наигрыши. Формы построения музыки: вариации.

Урок 19. Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации.

 Народная и профессиональная музыка. Сопоставление мелодий произведений С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского, поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами. Вокальные и инструментальные импровизации с детьми на тексты народных песен-прибауток, определение их жанровой основы и характерных особенностей. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации. При разучивании игровых русских народных песен «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли» дети узнают приемы озвучивания песенного фольклора: речевое произнесение текста в характере песни, освоение движений в «ролевой игре».

Урок 20. Проводы зимы. Встреча весны. НРК. Вороний праздник. 

 Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.

 Народные музыкальные традиции Отечества. Русский народный праздник. Музыкальный и поэтический фольклор России. Разучивание масленичных песен и весенних закличек, игр, инструментальное исполнение плясовых наигрышей. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции. Праздники народов Севера.

Тема раздела: «В музыкальном театре» (5 ч.)

Урок 21. Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Опера. 

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Интонации музыкальные и речевые. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональ-ных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров.

Интонации музыкальные и речевые. Разучивание песни «Песня-спор» Г.Гладкова (из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити») в форме музыкального диалога. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера. Музыкальные театры. Детский музыкальный театр. Певческие голоса: детские, женские. Хор, солист, танцор, балерина. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете.

Урок 22. Детский музыкальный театр. Балет.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балет.Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Балет. Музыкальное развитие в балете.

Урок 23.  Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. 

Музыкальные театры. Опера, балет. Симфонический оркестр.

Музыкальные театры. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Симфонический оркестр. Музыкальное развитие в опере. Развитие музыки в исполнении. Роль  дирижера,  режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Дирижерские жесты.

Урок 24. Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная,хоровая, оркестровая. Формы построения музыки.

Опера. Формы построения музыки. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.

Урок 25. Увертюра. Финал. 

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная,

хоровая, оркестровая.

 Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Увертюра к опере.

Тема раздела: «В концертном зале » (4 ч.)

Урок 26. Симфоническая сказка (С.Прокофьев «Петя и волк»).

Музыкальные  инструменты. Симфонический оркестр. Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).

Музыкальные  инструменты. Симфонический оркестр. Знакомство  с  внешним  видом,  тембрами,  выразительными  возможностями музыкальных  инструментов  симфонического оркестра. Музыкальные портреты в симфонической музыке. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).

Музыкальные  инструменты. Симфонический оркестр. Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).

Урок 27. Картинки с выставки. Музыкальное впечатление.

Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные портреты и образы  в симфонической и фортепианной  музыке. Знакомство с пьесами из цикла «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского.

 Урок 28. «Звучит нестареющий Моцарт». 

Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Знакомство учащихся с творчеством  великого австрийского композитора В.А.Моцарта.

Знакомство учащихся с творчеством великого австрийского композитора В.А.Моцарта.

 Урок 29. Симфония №40. Увертюра.

Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Знакомство учащихся с произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта.

Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки: рондо. Знакомство учащихся с произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта.

Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5 ч.)

Урок 30. Волшебный цветик - семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это Бах!

Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальные инструменты (орган).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальные инструменты (орган). Композитор – исполнитель – слушатель. Знакомство учащихся с произведениями великого немецкого композитора И.-С.Баха.

Урок 31 Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга.

 Выразительность и изобразительность в музыке

Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп).

Урок 32.Два лада. Природа и музыка. Первый.

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.

Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад). Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.

Урок 33. Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев). 

Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

 Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, лад).

Урок 34. Могут ли иссякнуть мелодии? Обобщающий урок.

Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта.


II КЛАСС (34 ч)

Раздел 1. «Россия — Родина моя»

Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.

Музыкальный материал

      «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
      
«Гимн России». А. Александров, слова С. Михалкова.
      
«Здравствуй, Родина моя». Ю. Чичков, слова К. Ибряева.
      «Моя Россия».
Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

Раздел 2. «День, полный событий»

      Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный материал — фортепиано.

Музыкальный материал

      Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
      
Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев.
      
«Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
      
«Начинаем перепляс». С. Соснин, слова П. Синявского.
      
«Сонная песенка». Р. Паулс, слова И. Ласманиса.
      
«Спят усталые игрушки». А. Островский, слова З. Петровой.
      
«Ай-я, жу-жу», латышская народная песня.
      
«Колыбельная медведицы». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева.

Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»

      Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники Православной церкви. Рождество Христово. Молитва. Хорал.

Музыкальный материал

      «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.
      Кантата
«Александр Невский», фрагменты: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские». С. Прокофьев.
      Народные песнопения о Сергии Радонежском.
      
«Утренняя молитва», «В церкви». П. Чайковский.
      
«Вечерняя песня». А. Тома, слова К. Ушинского.
      Народные славянские песнопения:
«Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо», «Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

      Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.

Музыкальный материал

      Плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская».
      
«Наигрыш». АШнитке.
      Русские народные песни:
«Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли».
      
«Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев.
      
«Камаринская». П. Чайковский.
      
Прибаутки. В. Комраков, слова народные.
      Масленичные песенки.
      Песенки-заклички, игры, хороводы.

Раздел 5. «В музыкальном театре»

      Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.

Музыкальный материал

      «Волк и семеро козлят», фрагменты из детской оперы-сказки. М. Коваль.
      
«Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев.
      
«Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев.
      
«Марш» из балета «Щелкунчик». П. Чайковский.
      
«Руслан и Людмила», фрагменты из оперы. М. Глинка.
      
«Песня-спор». Г. Гладков, слова В. Лугового.

Раздел 6. «В концертном зале»

      Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.

Музыкальный материал

      Симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев.
      
«Картинки с выставки».  Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский.
      
Симфония № 40, экспозиция 1-й части. В.-А. Моцарт.
      
Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В.-А. Моцарт.
      
Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.
      
«Песня о картинах». Г. Гладков, слова Ю. Энтина.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

         Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы.

Музыкальный материал

        «Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; менуэт из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский текст Д. Тонского; токката (ре минор) для органа; хорал; ария из Сюиты № 3. И.-С. Бах.
      
«Весенняя». В.-А. Моцарт, слова Овербек, пер. Т. Сикорской.
      
«Колыбельная». Б. Флис —  В.-А. Моцарт, русский текст С. Свириденко.
      
«Попутная», «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника.
      
«Песня жаворонка». П. Чайковский.
      
Концерт для фортепиано с оркестром № 1, фрагменты 1-й части. П. Чайковский.
      
«Тройка», «Весна. Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
      
«Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д. Кабалевский.
      
«Музыкант». Е. Зарицкая, слова В. Орлова.
      
«Пусть всегда будет солнце». А. Островский, слова Л. Ошанина.
      
«Большой хоровод». Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайт


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МУЗЫКЕ

2 класс

№ урока

Тема урока

Тип урока

Решаемые проблемы

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Планируемые результаты

Домашнее задание

Дата

План

Факт

I ЧЕТВЕРТЬ

Россия-Родина моя.(3 часа)

1

«И муза вечная со мной!» Мелодия.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Характерные особенности русской музыки. Песенность как отличительная черта русской музыки. Композитор- исполнитель- слушатель.

Знать/понимать: что мелодия  – это основа музыки, участвовать в коллективном пении. Певческую установку. Узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Уметь: определять характер, настроение и средства выразительности (мелодия) в музыкальном произведении.

Учебно- познавательный интерес, желание учиться. (Л.)

Познавательный интерес к учебному предмету. (Л.)

Готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками. (Л.)

Преобразовывать музыкальный материал в соответствии с учебной задачей. (П.)

Соотносить слуховое, зрительное восприятие и двигательные ощущения. (П.)

Понимать и принимать учебную задачу, искать способы её решения, выполнять действия проверки. (Р.) Выявлять и исправлять допущенные ошибки.(Р.) Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя. (Р.)

Участвовать в коллективной беседе, выражать свою точку зрения, соблюдать правила общения. (К.)

Выучить слова песни

2

Хоровод. Здравствуй, Родина моя! 

Музыкальные образы родного края.

Комбинированный урок

Кто создает музыку (композитор, исполнитель, слушатель)

Песня.

Куплетная форма.

Знать/понимать: названия изученных произведений, их авторов, сведения из области музыкальной грамоты (скрипичный ключ, басовый ключ, ноты), смысл понятий: запев, припев, мелодия, аккомпанемент. 

Уметь:  эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении,  показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса.

Нарисовать рисунок по теме: моя россия

3

Гимн России.

Комбинированный урок

Знакомство с нотной азбукой

Знать/понимать: слова и мелодию Гимна России. Иметь представления о музыке своего народа.

Уметь: Исполнять   Гимн России. Определять жизненную основу музыкальных интонаций, передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы.  Узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.

Выучить слова песни

День, полный событий. (5 часов)

4

Музыкальные инструменты (фортепиано)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Мир ребенка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П.Чайковского и С Прокофьева

Знать/понимать: смысл понятий: «композитор», «исполнитель», названия изученных произведений и их авторов; наиболее популярные в России музыкальные инструменты. Знать названия изученных произведений и их композиторов  (П.И.Чайковский, М.П.Мусоргский, С.С.Прокофьев), знать названия динамических оттенков: форте и пиано. названия танцев: вальс, полька, тарантелла, мазурка.

 (фортепиано).

Уметь: узнавать изученные произведения, называть их авторов, сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.

Учебно- познавательный

интерес, желание учиться. (Л.)

Наблюдать за музыкальными явлениями. (П.)

Осуществлять сравнение,

обобщение по родовым признакам. (П.)

Соотносить слуховое, зри-

тельное восприятие и двигательные ощущения. (П.)

Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя. (Р.)

Участвовать в коллективной беседе, выражать свою точку зрения, соблюдать правила общения. (К.)

Нарисовать музыкальный инструмент

5

Природа и музыка.  Прогулка.

Комбинированный урок

Природа в музыке. Своеобразие музыкального языка композиторов.

Их сходство и различие.

Знать/понимать: изученные музы- кальные сочинения, называть их авторов; систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении  простейших мелодий;

Уметь: воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении.

Нарисовать природу

6

Танцы, танцы, танцы…

Комбинированный урок

Ритмические и интонационные особенности разных танцев

Знать/понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов, названия танцев: вальс, полька, тарантелла, мазурка

Уметь:  определять  основные жанры музыки (песня, танец, марш). Уметь сравнивать контрастные произведения разных композиторов, определять их жанровую основу. Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Уметь отличать по ритмической основе эти танцы. Наблюдать за музыкой в жизни человека, импровизировать в пластике

Повторить слова песни

7

Эти разные марши. Звучащие картины.

Комбинированный урок

Маршевость в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений.

Знать/понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

 Уметь: исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение), продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств, эмоционально откликнуться на музыкальное произведение. Делать самостоятельный разбор музыкальных произведений (характер, средства музыкальной выразительности).

Осуществлять сравнение,

обобщение, классификацию по видовым признакам. (П.)

Создавать пластическую

модель маршевой музыки. (П.)

Ориентироваться в графической модели маршевых мелодий. (П.)

Преобразовывать музыкальный материал в соответствии с учебной задачей. (П.)

Участвовать в коллективных беседе и исполнительской деятельности. (К.)

Изобразить марш

8

Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.  Обобщающий урок 1 четверти.

Урок  контроля, оценки  и коррекции знаний учащихся.

Сказка в музыке.

Особенности жанра колыбельной песни.

Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов.

Уметь: определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш), определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях,

передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах.

Развитие познавательных

интересов. ( Л. )

Уважение к музыкальной

культуре (народной и профессиональной) своего

народа. ( Л. )

Осуществлять сравнение,

обобщение, классификацию по видовым признакам. ( П. )

Устанавливать аналогии

и причинно- следственные

связи. ( П. )

Понимать и принимать

учебную задачу, искать

разные способы её решения, выполнять действия проверки. ( Р. )

Участвовать в коллективной деятельности ( беседа,

обсуждение и исполнение

узыки) . ( К. )

 II ЧЕТВЕРТЬ «О России петь – что стремиться в храм». (8 часов)

9

Великий колокольный звон.

Урок изучения и первичного закреп-ления новых знаний.

Интонации различных колокольных звонов.

Интонации различных колокольных звонов.

Л: Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

-Понимание колокольности как художественного явления в русском искусстве.

Колокольные звоны – это голос нашей Родины.

Р: передавать с поиощью пластики движений, детских музыкальных инструментов разный характер колокольных звонов

П: Музыкально-ритмические  движения во  время  звучания.

-Пластическое интонирование.  

К: формирование самоуважения и эмоционально  положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и

отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам

и умения адекватно их оценивать

И: Использование компьютерных технологий.

Привлечение образов архитектуры, иконописи,

живописи.

Портрет М. Мусоргского.

Рассказы о колоколах, их строении и о том, как и за что наказывали колокола.

Нарисовать рисунок к песне

10

Звучащие картины.

Урок изучения и первичного закреп-ления новых знаний.

Воплощение образа святого в искусстве.

Воплощение образа святого в искусстве.

Л: чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

-осознание своей национальной принадлежности на основе изучения шедевров музыкального искусства России.

Р: Рефлексия

оценочная

-проследить  за  драматургией  развития  музыкального образа.

П: Изобразительные

возможности музыки.

-Соединение 3 –х видов искусства.

К: Формируем умение слушать и понимать других.

Формируем умение строить речевые высказывания в соответствии  с поставленной задачей.

И: Использование компьютерных технологий.

Фрагменты видеофильма.

Нарисовать рисунок к песне

11

Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Сходство и различие народных и духовных песнопений

Сходство и различие народных и духовных песнопений

Л: Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

-Понимание колокольности как художественного явления в русском искусстве.

Колокольные звоны – это голос нашей Родины.

Р: передавать с поиощью пластики движений, детских музыкальных инструментов разный характер колокольных звонов

П: Музыкально-ритмические  движения во  время  звучания.

-Пластическое интонирование.  

К: формирование самоуважения и эмоционально  положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и

отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам

и умения адекватно их оценивать

И: Использование компьютерных технологий.

Привлечение образов архитектуры, иконописи,

живописи.

Портрет М. Мусоргского.

Рассказы о колоколах, их строении и о том, как и за что наказывали колокола.

Выучить слова песни

12

Молитва.

Комбинированный урок.

Особенности жанра молитвы.

Особенности жанра молитвы.

Л: расширить  представления  школьников о  духовном опыте человечества, запечатлённом в  данных  произведениях.

Р: Фонозапись, сравнение со своим пением.

Оценка собственного пения.

Планирование

действий по устранению

недостатков.

П: Через пение прививать

интерес к музыке.

К: Умение слушать и слышать друг друга, корректировать

собственные действия.

И: Использование компьютерных технологий.

Выучить слова песни

13 - 14

С Рождеством Христовым! Рождество христово. Рождественское чудо.

Комбинированный урок.

Суть праздника Рождество Христово.

Фольклор-народная мудрость.

Суть праздника Рождество Христово.

Л: чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

-осознание своей национальной принадлежности на основе изучения шедевров музыкального искусства России.

Р: Высказывать своё предполо

жение на основе работы с разворотом учебника.

П: Изучение закономерностей музыки

( интонации, жанры, стиль

язык)

Эмоциональный

отклик и оценка.

К: Формируем умение слушать и понимать других.

Формируем умение строить речевые высказывания в соответствии  с поставленной задачей.

И: Использование компьютерных технологий.

Привлечение образов архитектуры, иконописи,

живописи,

Нарисовать рождественский рисунок

15

Музыка на Новогоднем празднике.

Урок закрепления знаний

Фольклор-народная мудрость.

 Выучить слова песни

16

Обобщающий урок 2 четверти.

Урок  контроля, оценки  и коррекции знаний учащихся.

Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов, образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). 

Уметь: определять на слух знакомые жанры, узнавать изученные музыкальные произведения, называть имена их авторов, исполнять несколько народных и  композиторских песен (по выбору учащегося). Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, пении и др.

III ЧЕТВЕРТЬ «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 часа)

17

Плясовые наигрыши.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Фольклор-народная мудрость.

Знать/понимать: народные традиции, праздники.

Уметь: передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях, исполнять музыкальные произведения отдельных  форм и жанров (инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Л: Любовь к Родине, патриотизм. Осознание  характера

и национальной

принадлежности.

Р: умение контролировать собственное исполнение на народных инструментах.

П: узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов.

К: общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого воплощения образов русского фольклора..

И: Использование компьютерных технологий.

Видео «Русская пляска

Нарисовать рисунок о трех китах

18

Разыграй песню.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Особенности музыки в народном стиле.

Знать/понимать: музыкальный фольклор России.

Уметь: передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях, исполнять музыкальные произведения отдельных  форм и жанров (инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Выучить слова песни

19

Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Урок закрепления знаний.

Особенности музыки в народном стиле.

Знать/понимать: о различных видах музыки, музыкальных инструментах; названия изученных жанров (пляска, хоровод) и форм музыки (куплетная – запев, припев; вариации). Смысл понятий: композитор, музыка в народном стиле, напев, наигрыш, мотив.

Уметь: исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, импровизация), охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Обнаруживать и выявлять общность истоков народной и профессиональной музыки, характерные свойства народной и композиторской музыки, различать музыку по характеру и настроению. Воплощать  художественно-образное содержание музыкального народного творчества в песнях  и играх.

Л: Любовь к Родине, патриотизм. Осознание  характера

и национальной

принадлежности.

Р: умение контролировать собственное исполнение на народных инструментах.

П: Подбирать ассоциативно-образный ряд к музыке.

К: общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого воплощения образов русского фольклора

Найти стихотворение к песне

20

Проводы зимы. Встреча весны 

Комбинированный урок.

Особенность русского праздника.

Знать/понимать: образцы музыкального фольклора,  народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). 

Уметь: передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, исполнять несколько народных песен. 

Л: Любовь к Родине, патриотизм. Осознание  характера

и национальной

принадлежности.

Р: умение контролировать собственное исполнение на народных инструментах.

П: исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы. инструментальные наигрыши на традиционных народных праздниках.

К: общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого воплощения образов русского фольклора..

И: Использование компьютерных технологий.

Видео «проводы зимы»

Выучить слова песни

В музыкальном театре. (5 часов)

21

Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр.   Опера.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Волшебный мир театра.

Особенности театральных жанров.

Знать/понимать: названия музыкальных  театров, особенности музыкальных жанров опера, названия изученных жанров и форм музыки.

Уметь: передавать настроение музыки в пении, исполнять в хоре вокальные произведения  с сопровождением и без сопровождения.

Л: эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы..

Р: оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

П: выявлять особенности развития образов.

К: участвовать в ролевых играх (дирижер), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля.

И: Использование компьютерной презентации.

Нарисовать рисунок к песне

22

Детский музыкальный театр.  Балет.

Комбинированный урок.

Характерные особенности жанра балета.

Знать/понимать: особенности музыка-льного жанра – балет.

Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки. Исполнять различные  по характеру музыкальные произведения во время вокально-хоровой работы, петь легко, напевно не форсируя звук.

Л: эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы..

Р: оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

П: выявлять особенности развития образов.

К: участвовать в ролевых играх (дирижер), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля.

И: Использование видеофильма балета «Золушка».

Нарисовать рисунок к вальсу

23

Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.

Комбинированный урок.

Что выражает дирижерский жест.

Что выражает дирижерский жест.

Л: эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы.

Р: контролировать свои дирижерские жесты при игре «в дирижера».

П: Придумать сюжет мультфильма  на  данную  музыку, умение выполнять задания в рабочей тетради.

К: участвовать в ролевых играх (дирижер), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля. Привлечь  коллективное  творчество

И: Использование видеозарисовок «Дирижеры»

Изобразить в рисунках марш

24

Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Элементы оперного спектакля.

Элементы оперного спектакля.

Л: Формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой.

Р: Высказывать своё предположение на основе работы с разворотом учебника.

П: Умение на основе анализа делать выводы.

Средства музыкальной выразительности

Умение работать в тетради.

К: Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

И: использование фрагментов видео оперы «Руслан и Людмила»

Выучить слова новой песни

25

Увертюра. Финал.

 Урок закрепления знаний.

Музыкальные темы-характеристики главных действующих лиц.

Музыкальные темы-характеристики главных действующих лиц.

Л: Формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой.

Р: Высказывать своё предположение на основе работы с разворотом учебника.

П: Умение на основе анализа делать выводы.

Средства музыкальной выразительности

Умение работать в тетради.

К: Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

И: использование фрагментов видео оперы «Руслан и Людмила»

Найти картинки к песне

В концертном зале. (4 часа)

26

Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Восприятие сказки целиком.

Восприятие сказки целиком.

Л: Поиск движений,  характерных для персонажей (утка, кошка), соответствующих характеру музыки.

Р: Знать, как извлекают звук из разных музыкальных инструментов, уметь изобразить игру на разных музыкальных инструментах в характере мелодии.

П: Понимать смысл терминов.

Соотносить характер звучащей музыки с ее нотной записью. Умение работать в тетради.

К: Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, уметь охарактеризовать свою работу и находки одноклассников.

IV ЧЕТВЕРТЬ

27

Картинки с выставки. Музыкальное впечатление.

Комбинированный урок.

Особенности жанра фортепианной сюиты.

Знать/понимать: названия изученных жанров (сюита) и форм музыки, выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и  средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов, продемонстри-ровать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.

Л: Понимание содержания произведения,  русской природы мелодии.

Воплотить в рисунках образы пьес и представить их на выставке..

Р: Придумывание сюжета пластического этюда, воплощение характера музыки в жестах Уметь изображать движения пианиста, соответствующие характеру звучания музыки.

П: Понимать смысл термина «сюита». Узнавать тембр фортепиано.

Придумать сценарий для мультфильма..

К: Умение участвовать в обсуждении, выражать свои мысли, оценивать импровизации других детей..

Найти рисунок к песне

28

«Звучит нестареющий Моцарт».

Комбинированный урок.

Особенности стиля музыки Моцарта.

Знать/понимать: накопление сведений и знаний о творчестве  композиторов.

Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение  и средства выразительности в музыкальных произведениях.

Л Понимание содержания музыки. Соотнесение содержания с характером музыки.

Р: Придумывание сюжета пластического этюда, воплощение характера музыки в жестах.

П: Понимать стилевые особенности музыки В.А.Моцарта

К: Умение участвовать в обсуждении, выражать свои мысли, оценивать импровизации других детей..

Выучить слова песни

29

Симфония № 40. Увертюра.

Комбинированный урок.

Особенности стиля музыки Моцарта.

Знать/понимать: названия изученных жанров и форм музыки (рондо, опера, симфония, увертюра), названия изученных произведений и их авторов.

Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей,  эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.

Л Понимание содержания музыки. Соотнесение содержания с характером музыки.

Р: Придумывание сюжета пластического этюда, воплощение характера музыки в жестах.

П: Понимать стилевые особенности музыки В.А.Моцарта

К: Умение участвовать в обсуждении, выражать свои мысли, оценивать импровизации других детей..

Изобразить в рисунках трехчастную форму

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. (5 часов)

30

Волшебный цветик-семи-цветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это – Бах.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Особенности музыкального языка И.С.Баха.

Знать/понимать: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах.

 Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях,  узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения

Л: Расширять представления младших школьников о духовном опыте человечества, запечатленного в данном музыкальном произведении.

Р: Придумывание сюжета пластического этюда, воплощение характера музыки в жестах. развивать у школьников умениие услышать  драматургию музыки, определить развитие музыкального образа.

П: Понимать стилевые особенности музыки Баха

К: Умение участвовать в обсуждении, выражать свои мысли, оценивать импровизации других детей..

Выучить слова новой песни

31

Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. Комбинированный урок.

Музыкальная речь и музыкальный язык.

Знать/понимать: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.

Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях,  узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов.

Л: Осознание значимости своего действия.

Формирование

этического чувства.

Развитие художественно-

эстетического вкуса.

Р: Создание условия для восприятия музыки.

Регулировать время на раскрытие художественного образа..

П: Раскрытие музыкальных образов через литературный сюжет. Умение выделять информацию для познания муз. языка.

К: Умение задавать вопросы и оценивать ответы своих товарищей.

Найти стихи к песне

32

Два лада. Природа и музыка. Первый.

Комбинированный урок.

Лад- цвет.

Знать/понимать: название музыкальных  средств выразительности, понимать и воспринимать интонацию как носителя образного смысла музыки, смысл понятий: музыкальная речь, музы- кальный язык.

Уметь:  определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.

Л: Понимание содержания музыки.

Р: Придумывание сюжета пластического этюда, воплощение характера музыки в цвете.

П: Соотносить характер звучащей музыки с ее нотной записью. Осознание значения  лада для создания настроения.

К:

Умение задавать вопросы и оценивать ответы своих товарищей.

Выучить записи в тетради

33

Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев).

Урок  контроля, оценки  и коррекции знаний учащихся.

Особенности стиля разных композиторов.

Знать/понимать:  понимать и воспри-нимать интонацию как носителя образного смысла музыки.

Уметь: выражать свое отношение к услышанным музыкальным произведениям, исполнять вокальные произведения с музыкальным сопровождением  и без него, внимательно слушать и определять характер музыкального произведения. Уметь сравнивать контрастные произведения по характеру.  Делать самостоятельный разбор музыкальных произведений (характер, средства музыкальной выразительности).

Л: Расширять представления младших школьников о духовном опыте человечества, запечатленного в данном музыкальном произведении.

- размышлять об отечественной музыке, её характере и средствах выразительности..

Р: Создание условия для восприятия музыки.

Регулировать время на раскрытие художественного образа.

П: Учиться подбирать слова, отражающие содержание музыкального произведения (словарь эмоций).

К: Умение задавать вопросы и оценивать ответы своих товарищей.

Подготовить тетрадь для проверки

34

Могут ли иссякнуть мелодии? Обобщающий урок.

Итого: 34 часа.

Перечень учебно-наглядного оборудования, предназначенного для оснащения кабинета музыки.

Предмет «Музыка» 2 класс

Условные обозначения:

Д - демонстрационное пособие 1 (одно) на класс

К - полный комплект (на каждого ученика) на класс

П - пособие для фронтальной работы (в парах - 1 на 2 учеников)

Г - пособие для работы в группах (1 на 4- 6 учеников)

Группа средств обучения/субъект образовательного процесса

Средства обучения, вошедшие в комплект

Формы работы со средством обучения

Рекомендации по использованию

Цифровые образовательные ресурсы.

1.Электронные учебные пособия, энциклопедии.

Д

Используется с 1 по 4 класс

2.Коллекция музыкальных произведений.

Д

Используется с 1 по 4 класс

Демонстрационно-наглядные пособия (для учителя)

Демонстрационные таблицы по предмету, портреты композиторов.

Д

Используется в 1-4 классах

Учебно-лабораторное и практическое оборудование

Музыкальные инструменты: ложки, бубен, музыкальный треугольник, кастаньеты, детский барабан, джингл-стик.

Г

Используется в 1-4 классах

Список научно-методического обеспечения.

Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:

  • «Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2011г.
  • учебник «Музыка 2 класс», М., Просвещение, 2015г.
  • фонохрестоматия для 2 класса (2 кассеты)
  • «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка.  2 класс», М., Просвещение, 2012

MULTIMEDIA – поддержка предмета

  1. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
  2. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
  3. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
  4. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

Список научно-методической литературы.

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.
  2. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.  М.: Глобус, 2008.- 176с
  3. «Музыка в школе» № №1-3, 2007г, №№1-6 – 2008г., №№1-6 – 2009 г., №№1-5 – 2010г.
  4. Песенные сборники.
  5. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.
  6. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
  7. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.

Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу.

Дата

Содержание

Причина

Подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...