Рабочая программа по музыке 4 класс.
рабочая программа по музыке (4 класс) на тему
Рабочая программа по музыке и поурочное тематическое планирование для 4 класса составлены на основе программа В.О.Усачёвой, Л.В.Школяр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 39.05 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по музыке для учащихся 4 класса
количество часов в неделю 1 час.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по музыке составлена на основании следующих нормативно - правовых и учебно-методических документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 года
№ 373
-Основной образовательной программы начального общего образования …………..
-Примерной программы по музыке В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр - Музыка: программа: 1-4 классы- М., Вентана- Граф, 2013
-учебника Усачёва В.О. Музыка: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений- М., Вентана-Граф, 2007
Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры, где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.
Основные задачи уроков музыки:
1. Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека-творца;
2.Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке;
3. Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта- человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку;
4. Развитие музыкального восприятия как творческого процесса – основы приобщения к искусству.
5.Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.
6. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.
7. Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.
8. Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Общая характеристика учебного предмета.
Основу программы составляют русское о зарубежное классическое музыкальное наследие. Отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка. При отборе музыкального материала учитывался принцип «независимости» той или иной музыки для данного возраста. Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие исключительно важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в данный возрастной период, - та музыка, которая может вызвать ответное чувство в душе ребёнка именно в возрасте 6 – 10 лет.
В качестве методологического основания концепции учебного курса «Музыка» выступает идея преподавания искусства сообразно природе ребёнка, природе искусства и природе художественного творчества.
С учётом этого программа опирается на следующие принципы:
- Преподавание музыки в начальной школе как живого образного искусства
- Возвышение ребёнка до философско- эстетической сущности искусства (проблематизация содержания музыкального образования)
- Деятельностное освоение искусства
- Проникновение в природу искусства и его закономерностей
- Моделирование художественно- творческого процесса.
В программе вокально – хоровое исполнительство детей, игра на музыкальных инструментах, исполнение в движении, слушание музыки рассматриваются не как виды музыкальной деятельности, а в качестве форм приобщения к музыке, являющихся лишь частным случаем по отношению к исполнительству как категории более общего порядка. В качестве же видов музыкальной деятельности в неразрывном единстве представлена деятельность композитора, исполнителя, слушателя. Объединённые восприятием музыки, эти виды деятельности отражают три необходимых условия существования музыки, развёртывания музыкально – художественной деятельности как целостного явления в единстве процесса и результата.
Детское творчество – это не отдельный вид деятельности обучающихся, связанный прежде всего с «досочинением» детьми элементарных ритмических и мелодических формул, интонационных схем, в результате чего музыкальное развитие ребёнка сводится к поиску «мелодических» штампов». Под детским творчеством понимается прежде всего готовность к творчеству, когда ученик хочет и готов постичь смысл своей деятельности, когда у него появляется ощущение необходимости сравнивать, соотносить, выбирать и находить то, что лучшим образом может выразить его слышание и видение того или иного явления, события, факта, его собственное художественное отношение в целом. Именно эта внутренняя работа ученика, процесс мысленного и реального экспериментирования с выразительными средствами, становится важнее законченного результата, особенно на начальных этапах вхождения в музыку.
Специфика музыкальных занятий в начальной школе заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше представить в сознании учащихся целостный образ музыки, приобщить к музыкальной культуре.
Место учебного предмета в учебном плане.
Согласно базисному (образовательному) плану всего на изучение музыки в начальной школе выделяется 135 часов, из них в 1 классе 33 часов (1 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 34 часа (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Ценностные ориентиры.
Учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство» и находится в органической связи с учебным предметом «Изобразительное искусство», а также с учебными предметами других предметных областей, такими, как «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозных культур и светской этики» и др. В процессе реализации программы применяются знания о человеке как части природы, человеке как носителе и создателе культуры. В то же время на уроках музыки происходит формирование духовно-нравственных основ личности ребенка, культуры общения со взрослыми и сверстниками, представителями разных национальностей, формируются навыки культуры устной речи. Музыка дополняет и обогащает картину мира учащегося начальной школы, делает ее полнозвучной и многокрасочной. В процессе обучения музыке школьник на материале лучших произведений классического и современного музыкального искусства и в особых формах познавательной деятельности осмысливает понятия «Родина», «Отечество», знакомится с историей России, накапливает знания о культурных традициях населяющих ее народов, осознает место родного края как неотъемлемой частицы России. Учебный предмет «Музыка» открывает окно в мировое культурное пространство, расширяет представления учащихся о творчестве народов мира, шедеврах мировой музыкальной культуры.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Изучение музыки позволяет достичь личностных, метапредметных ипредметных результатов освоения учебного предмета
Личностные результаты
1) Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости засвою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) формирование основ национальных ценностей российского общества;
3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир вего органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур ирелигий;
4) формирование уважительного отношения к истории и культуре другихнародов;
5) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностногосмысла учения;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разныхсоциальных ситуациях, умения избегать конфликтов;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам другихлюдей;
9) наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережномуотношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты
1)Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни
человека, его духовно-нравственном развитии;
2)сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материалемузыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса иинтереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
3)умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальномупроизведению;
4)использование музыкальных образов при создании театрализованных имузыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровыхпроизведений, в импровизации.
Метапредметные результаты
1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебнойдеятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебныедействия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;определять наиболее эффективные способы решения;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебнойдеятельности и способности конструктивно действовать в ситуацияхнеуспеха;
5)освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6)использование знаково-символических средств представления информациидля создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решенияучебных и практических задач;
7)активное использование речевых средств и средств информационных икоммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решениякоммуникативных и познавательных задач;
8)использование различных способов поиска (в справочных источниках иоткрытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации всоответствии с коммуникативными и познавательными задачами итехнологиями учебного предмета «музыка»; в том числе умение вводитьтекст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме ианализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить своевыступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9)овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей ижанров в соответствии с целями и задачами;
10) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачамикоммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
11)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,обобщения, классификации по родовидовым признакам, установленияаналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,отнесения к известным понятиям;
12)готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможностьсуществования различных точек зрения и права каждого иметь свою;излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценкусобытий;
13)определение общей цели и путей ее достижения; договариваться ораспределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлятьвзаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оцениватьсобственное поведение и поведение окружающих;
14)готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества;
15)овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,процессов и явлений действительности (природных, социальных,культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебногопредмета «музыка»;__
16)овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,отражающими существенные связи и отношения между объектами ипроцессами;
17)умение работать в материальной и информационной среде начальногообщего образования (в том числе с учебными моделями).
Содержание учебного предмета.
Основная идея содержания четвертого года обучения — развернуть перед выпускниками начальной школы музыкальную партитуру мира, услышать в ней голос России и свой собственный голос. В рамках этой идеи исследуется взаимодействие русской музыки и музыки ближнего зарубежья с мировой музыкальной культурой. Здесь две стороны проблемы: чему и как русская музыка «училась» у музыки других стран; чем и как она «учила» зарубежную музыку.
Процесс взаимодействия прослеживается не только исторически и не только на уровне совпадений жанров и форм музыкальных культур России и мира (европейской музыки в первую очередь), а акцент делается на интонационном своеобразии национальных культур зарубежных стран. Постепенно школьники подводятся к пониманию того, что все люди связаны между собой и что обращение одного народа к музыке другого народа обогащает ее особыми чертами.
4 класс — итог начальной школы. На этом году обучения обобщается вся проблематика начальной школы — от родовых истоков музыкального искусства до познания основ музыкальной драматургии; реализуется (проверяется как важнейший навык слушательской культуры) способность к содержательному анализу музыкального произведения.
Планируемые результаты.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
- проявлять общую осведомленность о музыке, способность ориентироваться в музыкальных явлениях;
- проявлять интерес, определенные пристрастия и предпочтения (любимые произведения, любимые композиторы, любимые жанры, любимые исполнители — 2-3 примера); мотивировать выбор той или иной музыки (что он «ищет в ней, чего ждет от нее);
- ориентироваться в выразительных средствах и понимать логику их организации в конкретном произведении в опоре на закономерности музыки (песня, танец, марш, интонация, развитие, форма, национальные особенности и пр.);
- понимать смысл деятельности музыканта (композитора, исполнителя, слушателя) и своей собственной музыкальной деятельности;
- выражать готовность и умение проявить свои творческие способности в различных видах музыкально-художественной деятельности: выразительно исполнить песню (от начала до конца), найти образное танцевальное движение, подобрать ассоциативный ряд, участвовать в ансамбле (игра на музыкальных инструментах, хоровое пение, музыкальная драматизация).
Система оценки планируемых результатов. Функция оценки - учет знаний. Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции). 1. Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями. 2. Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить. Отметка "5" ставится: если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции); умение пользоваться ключевыми и частными знаниями; проявление музыкальных способностей и стремление их проявить. Отметка «4» ставится: если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции); проявление музыкальных способностей и стремление их проявить; умение пользоваться ключевыми и частными знаниями. Отметка «3» ставится: проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции); или: в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями; или: проявление музыкальных способностей и стремление их проявить. Отметка «2» ставится: и нет интереса, эмоционального отклика; неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями; нет проявления музыкальных способностей, и нет стремления их проявить. Текущий контроль по изучению каждой темы проводится в форме уроков – концертов; Форма промежуточного контроля – творческая работа. |
Учебно – тематическое планирование.
№ | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Многоцветие музыкальной картины мира. | 7 |
2 | Музыка мира сквозь призму русской классики. | 8 |
3 | Музыкальное общение без границ. | 10 |
4 | Искусство слышать музыку. | 9 |
Итого | 34 |
Методическое и материально-техническое обеспечения реализации программы
Материально- техническое обеспечение учебного предмета «Музыка»
-В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр- Музыка: программа: 1-4 классы- М., Вентана-Граф, 2013
- Усачёва В.О. Музыка: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений- 3-е изд., перераб. и доп. -М., Вентана-Граф, 2007
-Портреты композиторов и исполнителей.
-Ноутбук
Поурочное тематическое планирование по музыке
для учащихся 4 класса
1 час в неделю - всего 34часа.
№ | Тема урока | Кол-во ч. | Характеристика деятельности | |
Многоцветие музыкальной картины мира. | ||||
1 | 1.Музыка стран мира: Германии, Польши, Венгрии | 1 | Размышлять о закономерностях возникновении специфических особенностей музыкальной культуры страны. | |
2 | 2.Музыка стран мира: Испании, Норвегии, США | 1 | ||
3 | 3.Специфика музыкального высказывания | 1 | ||
4 | 4.Взаимосвязь музыкального языка и национальной разговорной речи | 1 | ||
5 | 5.Особенности западно-европейской музыки | 1 | ||
6 | 6..Соотнесение особенностей западной и русской музыки | 1 | ||
7 | 7. Коллективное исследование. «Чайная церемония в Китае». | 1 | ||
Музыка мира сквозь призму русской классики. | ||||
8 | 1. Музыка мира сквозь «призму» русской классики. Музыка мира. | 1 | Исследовать истоки обращения русских композиторов к музыке Востока. | |
9 | 2.Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики | 1 | ||
10 | 3.Путешествие в Италию | 1 | ||
11 | 4.Путешествие в Испанию | 1 | ||
12 | 5.Путешествие в Японию | 1 | ||
13 | 6.Путешествие на Украину | 1 | ||
14 | 7.Тест по теме, викторина | 1 | ||
15 | 8 .Урок – концерт. | 1 | ||
Музыкальное общение без границ. | ||||
16 | 1.Музыкальное общение без границ | 1 | Найти общее в интонационных сферах музыки бывших республик СССР с музыкальными культурами стран Европы и Азии. | |
17 | 2.Знакомство с музыкой ближнего зарубежья –Беларусь, Украина | 1 | ||
18 | 3. Знакомство с музыкой ближнего зарубежья -Молдова, Казахстан, Балтия | 1 | ||
19 | 4.Музыкальные портреты выдающихся представителей зарубежных национальных музыкальных культур | 1 | ||
20 | 5.Музыкальный салон как форма музыкального представительства | 1 | ||
21 | 6. Музыкальный салон как форма музыкального представительства | 1 | ||
22 | 7. Музыкальный салон как форма музыкального представительства | 1 | ||
23 | 8.Творческие работы | 1 | ||
24 | 9.Тест по теме, викторина | 1 | ||
25 | 10 .Урок – концерт | 1 | ||
Искусство слышать музыку. | ||||
26 | 1.Искусство слышать музыку | 1 | Осмыслить на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя — как условие, способ существования, развития музыки и воздействия её на духовную культуру общества. | |
27 | 2.Произведения крупной формы, как этап развития музыкальной культуры человека | 1 | ||
28 | 3.Русская опера | 1 | ||
29 | 4.Западная опера | 1 | ||
30 | 5.Обобщение проблематики - от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии | 1 | ||
31 | 6. .Обобщение проблематики - от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии | 1 | ||
32 | 7.Защита творческих работ | 1 | ||
33 | 8.Итоговый тест, викторина | 1 | ||
34 | 9. Защита творческих работ | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...