Рабочая программа по музыке для 3 класса
рабочая программа по музыке (3 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской программы В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр «Музыка. 1-4 классы». – М.: Вентана –Граф, 2011 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka.docx | 66.97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской программыВ.О.Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр «Музыка. 1-4 классы».. –М.:Вентана –Граф, 2011 г.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
1. Программа основного общего образования УМК «Начальная школа ХХI века» «Музыка» 3 класс. Авторы:В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр. –М.:Вентана –Граф, 2011 г.
2.Учебник: Музыка. 3 класс. Л.В.Школяр, Л.Л.Алексеева, - М.: Мнемозина, 2013.
3.Музыка. Методическое пособие для учителя. В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр, - М.: Вентана-Граф,2013г.
Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры
( Д.Б.Кабалевский), где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.
Основные задачи уроков музыки:
- раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека – творца;
- формировние основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- развитие устойчивого интереса к музыке, к деятельности музыканта-человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.
- освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально- пластическом движении и импровизации.
Общая характеристика курса.
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, и миру в целом.
Основу программы составляют русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка. При отборе музыкального материала учитывался принцип «независимости» той или иной музыки для данного возраста. В качестве методологического основания концепции учебного курса «Музыкальное искусство» выступает идея преподавания искусства сообразно природе ребенка, природе искусства и природе художественного творчества. С учетом этого программа опирается на следующие принципы:
- преподавание музыки в школе как живого образного искусства;
- возвышение ребенка до понимания философско-эстетической сущности искусства;
- деятельностное освоение искусства;
- моделирование художественно-творческого процесса.
Основная идея содержания третьего года обучения отражение истории и души народа в музыке России. Учитель в каждом регионе страны начнет занятия с музыки, бытующей в данной местности, с национальной музыки, постепенно охватывая ближнее и дальнее зарубежье и показывая, как музыка исторически становилась универсальным средством общения, передачи духовных ценностей.
Раскрытие этой идеи начинается с уроков-монографий, благодаря которым школьники вводятся в интонационную атмосферу русской классической музыки, в многообразие ее форм и жанров. Знакомство с ней подводит детей к ответу на вопрос: «Как и почему мы чувствуем родственность отечественной музыки?» Ответ на него требует специального содержания обучения, которое объединяется в две содержательные линии.
- Первая погружает школьников в истоки происхождения народного творчества, в сущность национального музыкального искусства. Оно протекает как изучение фольклора, при этом делается акцент на выявлении «механизма» преломления в музыке национальных черт характера.
- Вторая содержательная линия раскрывает соотношение народной и композиторской музыки как двух этапов становления национальной музыкальной культуры. Через их преемственность, в частности, на основе обработок народной музыки утверждается мысль, что «музыку создает народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем» (М.И. Глинка).
Кульминацией проблематики года становится рассмотрение места и значения русской классической музыки в музыкальной культуре мира.
Ценностные ориентиры содержания курса «Музыка».
Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры — народному и профессиональному музыкальном творчеству—направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательном и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания: воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.
Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю.
Содержание программы (34 часа)
Характерные черты русской музыки (8 ч.)
Введение: интонационно-образный язык музыки М.И.Глинки, П.И.Чайковского, М.П.Мусоргского ( музыкальные портреты).
Понятия «русская» и «российская» музыка – различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера, «многоголосица» других музыкальных культур внутри России. Общее – интонационнные корни.
Народное музыкальное творчество – «энциклопедия» русской интонационности (12 ч.)
Обрядовость как ведущее начало русского фольклора. Своеобразие героики в народном былинном эпосе. Знаменитый распев. Протяжная песня как особый интонационный склад русской музыки. Частушки и страдания. Танцевальные жанры. Инструментальные плясовые наигрыши.
Истоки русского классического романса (4 ч.)
Интонационная сфера городского музицирования: взаимодействие крестьянской песни и городского салонного романса, городская лирика (общепопулярная), старинный романс.
Композиторская музыка для церкви (2 ч.)
Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре (8 ч.)
Обработка народных песен. Переосмысление интонационной сферы русской песенности в творчестве композиторов: два пути – точное цитирование и сочинение музыки в народном духе. Величие России в музыке русских классиков. Музыкальный репертуар и опыт творческой деятельности.
В течение года дети поют и разучивают народные песни разных жанров, былинные напевы; участвуют в воссоздании обрядов, бытующих в данном регионе; совершенствуют исполнение ранее разученных и полюбившихся песен.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
- формирование основ культурной, гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств от общения с музыкой;
- развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
- применение знаково-символических и речевых средств или решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
- определение общей цели и путей её достижения; участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
- сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, её роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению;
- использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, испонении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
- готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу обучения в 3 классе учащиеся могут:
- проявлять интерес к русскому обрядовому пласту фольклора, понимание синкретики народного творчества;
решать учебные и практические задачи:
- выделять интонационно-стилевые особенности народной музыкальной культуры;
- сравнивать народную и профессиональную музыку;
- свободно и непринужденно, проявляя творческую инициативу, самостоятельно запеть (начать в качестве запевалы), завести игру, начать танец и пр.;
- узнавать произведения, называть русских композиторов, называть их имена (в соответствии с программой);
- приводить примеры использования русскими классиками образцов фольклора;
- различать на слух народную музыку и музыку, сочиненную композиторами в «народном духе»;
- самостоятельно распевать народные тексты в стиле устной традиции.
Формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков.
Формой проведения занятий по программе является урок. Реализуя творческую инициативность, проводятся уроки в виде:уроков – викторин, уроков-сказок, творческой мастерской. Разнообразные типы уроков, формы и методы их проведения способствуют формированию познавательного интереса детей к предмету и искусству в целом.
Рабочей программой предусмотрено следующие формы организации урока: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в группах и самостоятельная работа детей. Коллективные формы работы могут быть разных видов, индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общей работы, работа в парах.
Такая совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относится к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.
Формы и методы контроля
Контроль качества образования на уроке музыки должен быть многофункциональным:
- выявлять определённый уровень усвоения школьниками программного содержания, охватывая все виды деятельности;
- обеспечивать учащимся дополнительную возможность повторять, обобщать и применять в деятельности имеющиеся знания;
-.способствовать формированию универсальных учебных действий;
-.стимулировать интерес учащихся к занятиям искусством, их сознательную творческую активность.
На уроках музыки должны использоваться все типы контроля:
входной – на уроках введения в тему, в процессе активизации имеющихся знаний и опыта;
текущий – на уроках расширения и углубления темы, в процессе усвоения новых знаний;
промежуточный – на этапе обобщения темы урока, четверти, в процессе закрепления, обобщения знаний;
итоговый – на заключительных уроках по данной теме, на уроках-концертах, элементы прямого контроля: контрольные вопросы – при организации фронтальных бесед о прослушанных музыкальных произведениях, при обобщении темы;;
При этом задания предлагаются разноуровневые, а вопросы дифференцированные. На уровень прямого контроля выводится концертное исполнение песни (сольно или в ансамбле) целиком или частично – в зависимости от индивидуальных возможностей учащихся.
Творческие задания (импровизация, сочинение простейших текстов и мелодий, музицирование на детских музыкальных инструментах) остаются на уровне косвенного контроля
Педагогические технологии: игровые технологии, технология сотрудничества, групповая технология, природосообразная технология, технология развивающего обучения, технология проектирования
Виды и формы домашней учебной работы (самоподготовка)
- индивидуальная;
- групповая;
- творческая;
- дифференцированная;
- одна на весь класс;
- составление домашней работы для соседа по парте.
Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.
При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет какое – то задание, являющееся частью общего классного задания.
Дифференцированная домашняя работа – такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы младших школьников, которая реализуется посредством следующих типичных приёмов и видов дифференцированных заданий.
- Задания одинаковы для всех по содержанию, но различны по способам выполнения. При этом деятельность учащихся носит поисковый характер.
- Задания, включающие несколько вариантов с правом самостоятельного выбора любого из них.
Одна на весь класс – самый распространённый вид домашней работы. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их не стоит , так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются различные навыки, формируются умения.
Составление домашней работы для соседа по парте – новаторский вид домашней работы. Например: «Составь для своего соседа два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке».
Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд. Так как ребенок должен поработать с различной литературой, с разными источниками, обработать найденный материал. Например: приготовить сообщение.
Форма промежуточной аттестации- тест .
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса по предмету «Музыка»
Печатные средства обучения
1. Школяр Л.В., Усачёва В.О.
Музыка: 1 – 4 классы: программа, планирование. М.: Вентана – Граф, 2011.- ( Начальная школа XXI века).
2.В.О.Усачёва, Л.В.Школяр
Музыка: 3 класс, учебник для общеобразовательных учреждений,-«Вентана-Граф»,2011
Технические средства обучения и оборудование
1. Моноблок
2.Ноутбуки ученические.
3.Ноутбук учительский
4.Магнитная доска
5.Мультимедийный проектор
6.Экран.
7.Интерактивная доска
Компьютерные и информационно -
коммуникативные средства обучения
1. Начальная школа:
Музыка: «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия», DVD, 2011.
Календарно – тематическое планирование по музыке 3 класс
34 часа в год (при1 часе в неделю)
№ п/п | Тема раздела | Тема урока | Планируемые результаты | Универсальные учебные действия | Характеристика деятельности учащихся | Дата | ||||
Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные | Личностные | |||||||
1. | «Характерные черты русской музыки». | Путешествие на родину русского музыкального языка. | Научится слушать музыку, понимать её настроение, замысел. Получит возможность расширить и углубить знания о Научится различать понятия «русская» и «российская» музыка, находить различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера; особенная «многоголосица» разных музыкальных культур внутри России. Общее — интонационные корни. | Исполнение песен. | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | Уметь: проводить образный и сравнительный анализ музыки и картин русских художников. Выявлять жанровое начало музыки. Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание. | ||
2. | Едем в фольклорную экспедицию. | Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. | Выражать своё отношение к музыкальному произведению. | Принимать и сохранять учебную задачу. | Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. | Наблюдать окружающий мир, вслушиваться в него, размышлять о нём; Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость. | ||||
3. | Как это бывает, когда песни не умирают. | Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. | Выражать своё отношение к музыкальному произведению. | Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. | Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. | Помочь ребятам понять, что «слышать музыку» - это значит внимать, открывать, погружаться, прикасаться, переживать, следить, различать, познавать и т.д. Помочь учащимся задуматься: почему человек запел, заиграл на инструментах, затанцевал. | ||||
4. | Едем на Север. | Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. | Выражать своё отношение к музыкальному произведению. | Принимать и сохранять учебную задачу. | Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. | Различать характерные признаки основных жанров музыки. Переносить признаки музыкальных жанров на явления, события, факты окружающей жизни. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения; | ||||
5. | Входная контрольная работа. | Получит возможность самостоятельно ответить на вопросы | . | Принимать и сохранять учебную задачу. | Повышать учебно-познавательный интерес к учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. | Самостоятельно ответит на вопросы по пройденному материалу. | ||||
6. | Праздники в современной деревне. | Получит возможность узнать о народных праздниках в современной деревне, о функции и специфике народной песни. | Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. | Выражать своё отношение к музыкальному произведению. | Принимать и сохранять учебную задачу. | Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. | Переносить признаки музыкальных жанров на явления, события, факты окружающей жизни. Слушать и исполнять музыкальные произведения разных жанров, разыгрывать народные песни, пословицы, поговорки, загадки. Знакомство с праздниками Православной церкви. | |||
7. | Специфика народной песни. | Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека | Выражать своё отношение к музыкальному произведению | Принимать и сохранять учебную задачу | Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. | Выражать характер музыки в разных видах творческой деятельности: выразительном пении, игре на детских музыкальных инструментах, художественном движении, рисунках, графических партитурах. | ||||
8. | Функции и особенности народной песни. | Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. | Выражать своё отношение к музыкальному произведению. | Принимать и сохранять учебную задачу. | Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. | Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека. Наделять музыку свойствами всего живого: рождается, дышит, двигается, рассказывает, помогает, утешает, успокаивает, заражает энергией, зовёт, призывает и т.п. | ||||
9. | «Народное музыкальное творчество – «энциклопедия» русской интонационности». | Мелодизм, напевность народной песни. | Научится выделять зерна-интонации из музыкальных произведений. Получит возможность осознать зависимость любых особенностей музыки от условий жизни народа.Научится определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки к тому или иному жанру. Научится различать и выявлять выражение в русской музыке специфически национальных черт характера.Получит возможность разучить и исполнить былинные напевы, народные песни разных жанров, частушки и страдания, разыграть народные обряды, используя народные инструменты и разнохарактерные танцевальные фольклорные жанры. Получит возможноть узнать об исторически сложившихся фольклорных жанрах. Обрядовость как сущность русского народного творчества. | Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. | Выражать своё отношение к музыкальному произведению. | Принимать и сохранять учебную задачу. | Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. | Осознать зависимость любых особенностей музыки от условий жизни народа. Наблюдать средства музыкальной выразительности ( мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор) в музыкальном произведении и их роль в развитии. Выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности отечественного музыкального фольклора. | ||
10. | Жанры народной песни.«Высота ли, высота поднебесная…» | Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. | Выражать своё отношение к музыкальному произведению. | Принимать и сохранять учебную задачу. | Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. | Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.); Определять средства музыкальной выразительности. Уметь: выявлять жанровое начало музыки. | ||||
11 | Исторические песни и былинный эпос. С.Прокофьев. Кантата «Александр Невскиий». | Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. | Выражать своё отношение к музыкальному произведению. | Принимать и сохранять учебную задачу. | Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. | Разучивать и исполнять былинные напевы, народные песни разных жанров. Определить характер былин, знать содержание, особенности исполнения народных певцов русской старины - гусляров, особенности жанра «былина»/ старина/. | ||||
12 | Героико-патриотическая тематика. М.Глинка. Опера «Иван Сусанин». | Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. | Выражать своё отношение к музыкальному произведению. | Принимать и сохранять учебную задачу. | Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. | Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы. Знакомство с разновидностями голосов /баритон и сопрано/. Составление характеристики героя, сравнение его поэтического и музыкального образов. | ||||
13 | Лирические песни. | Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. | Выражать своё отношение к музыкальному произведению. | Принимать и сохранять учебную задачу. | Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. | Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы; Разучивать и исполнять лирические песни. Выявлять жанровое начало музыки; Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание. | ||||
14 | Походные песни. | Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. | Выражать своё отношение к музыкальному произведению. | Принимать и сохранять учебную задачу. | Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. | Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы. Разучивать и исполнять походные песни. | ||||
15 | Календарные песни. «А мы просо сеяли» русская народная песня. | Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. | Выражать своё отношение к музыкальному произведению. | Принимать и сохранять учебную задачу. | Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. | Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы; Разучивать и исполнять народные календарные песни. Знакомство с праздниками Православной церкви. | ||||
16 | Обрядовые песни. Рождественские колядки. | Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. | Выражать своё отношение к музыкальному произведению. | Принимать и сохранять учебную задачу. | Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. | Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы. Разучивать и исполнять обрядовые народные песни. Стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности отечественного музыкального фольклора. | ||||
17 | Частушки и страдания. НРК. Татарский фольклор. | Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. | Выражать своё отношение к музыкальному произведению. | Принимать и сохранять учебную задачу. | Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. | Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы; Разучивать и исполнять частушки и страдания. | ||||
18 | Плясовые наигрыши. НРК. Плясовые наигрыши татарского народа. А.Бородин.пера «Князь Игорь». Половецкая пляска с хором. | Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. | Выражать своё отношение к музыкальному произведению. | Принимать и сохранять учебную задачу. | Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. | Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы. Разучивать и исполнять плясовые наигрыши. Исполнять с сопровождением простейших музыкальных инструментов – ложки, бубны, свистульки, свирели и др., с танцевальными движениями. | ||||
19 | Народная песня в царских палатах. | Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. | Выражать своё отношение к музыкальному произведению. | Принимать и сохранять учебную задачу. | Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. | Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы. Разучивать и исполнять народные песни разных жанров. Различать и выявлять выражение в русской музыке специфически национальных черт характера. | ||||
20 | Связь народной и композиторской музыки. | Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. | Выражать своё отношение к музыкальному произведению. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. | Сравнивать народные песни и примеры композиторской интерпретации вокального народного творчества. Стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности отечественного музыкального фольклора. | ||||
21 | «Истоки русского классического романса». | Русский романс. | Получит возможность узнать о многообразной интонационной сфере городскогомузицирования: от крестьянской песни к городскому салонному романсу.Познакомится с жанрами бытовогомузицирования: старинный (композиторский) романс, любовный, жестокий, цыганский романс, городской салонный романс и т.д. | Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. | Выражать своё отношение к музыкальному произведению. | Принимать и сохранять учебную задачу. | Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. | Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение. Напевать мелодии старинных русских романсов, выражая интонацией психологическуюнасыщенность содержания. Корректировать собственное исполнение. | ||
22 | Крестьянская песня. Городской салонный романс. «Сидел Ваня», «Выхожу один я на дорогу» | Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. | Выражать своё отношение к музыкальному произведению. | Принимать и сохранять учебную задачу. | Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. | Корректировать собственное исполнение. Напевать мелодии городских салонных романсов и исполнять крестьянские песни, выражая интонацией психологическуюнасыщенность содержания. | ||||
23 | Городская лирика. Старинный романс. «Коробейники», «Светит месяц», «Утро туманное». | Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. | Выражать своё отношение к музыкальному произведению. | Принимать и сохранять учебную задачу. | Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. | Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам и в слове, рисунке, жесте, пении и др. Определять на слух звучание отдельных музыкальных инструментов Напевать мелодии старинных романсов, выражая интонацией психологическую насыщенность содержания. | ||||
24 | Лирический романс. | Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. | Выражать своё отношение к музыкальному произведению. | Принимать и сохранять учебную задачу. | Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. | Запоминать имена великих композиторов-классиков, определять на слух интонации, главные темы, характерные для их творческой индивидуальности. Напевать мелодии лирических романсов. | ||||
25 | «Композиторская музыка для церкви». | Музыка в храме. И.С.Бах. Органная музыка. П.Чайковский. Литургия Святого Иоанна Златоуста. Д.Бортнянский «Услыши, боже, глас мой». | Научится слышать в музыке: тепло, нежность, ласку, доброту и чувство покоя. Получит возможность узнать о том, что хоровая музыка на религиозные тексты является значимым пластом русской музыкальной культуры. Познакомится с особенностями интонирования русского церковного пения. | Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. | Выражать своё отношение к музыкальному произведению. | Принимать и сохранять учебную задачу. | Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. | Определять на слух звучание отдельных музыкальных инструментов, характерные особенности колокольных звонов – благовест. Определять музыкальные особенности духовной музыки: строгий и торжественный характер, напевность, неторопливость движения. Сравнивать баллады, величания, молитвы и выявление их интонационно-образного родства. | ||
26 | «Богородице Дева, радуйся». Ф.Шуберт «Аве Мария» | Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. | Выражать своё отношение к музыкальному произведению. | Принимать и сохранять учебную задачу. | Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. | Исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки. Уметь характеризовать духовную музыку. Определять музыкальные особенности духовной музыки: строгий и торжественный характер, напевность, неторопливость движения. | ||||
27 | «Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре». | Обработка народных песен. | Получит возможность узнать о двух способах профессиональной аранжировки классиками народной музыки — точное цитирование и сочинение музыки в народном духе. Познакомится с особенностями индивидуальных подходов к переосмыслению интонационной сферы русской песенности в профессиональном композиторском творчестве (обработки народных песен).Научится определять общее и различное в выражении героического начала в народной и профессиональной музыке. Научится находить средства музыкальной выразительности, видеть контраст добра и зла, составлять характеристику героев. | Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. | Выражать своё отношение к музыкальному произведению. | Принимать и сохранять учебную задачу. | Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. | Уметь в музыке услышать близость народной песне, определять отличительные черты русской музыки. | ||
28 | Интонационные особенности народной музыки в творчестве композиторов. С.Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром №2. | Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. | Выражать своё отношение к музыкальному произведению. | Принимать и сохранять учебную задачу. | Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. | Знать характерные особенности музыкального языка великих композиторов, особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов. Уметь: выявлять жанровое начало музыки. | ||||
29 | Ритмические особенности народной музыки в творчестве композиторов. | Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. | Выражать своё отношение к музыкальному произведению. | Принимать и сохранять учебную задачу. | Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. | Уметь в музыке услышать близость народной песне. Знать основные принципы развития (повтор, контраст, вариационность ) в народной музыке и в произведениях композиторов. | ||||
30 | Картины народной жизни в музыке композиторов. Г.Свиридов. Сюита «Время, вперёд!». Б.Тищенко. Симфония «Хроника блокады». | Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. | Выражать своё отношение к музыкальному произведению. | Принимать и сохранять учебную задачу. | Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. | Определять характер музыки, выражающий чувства художника.Сравнивать музыку Б.Тищенко и Г.Свиридова. Сравнивать содержание художественных картин, музыкальные и художественные образы. | ||||
31 | Сказка ложь, да в ней – намёк… П.Чайковский Балет «Лебединое озеро». | Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. | Выражать своё отношение к музыкальному произведению. | Принимать и сохранять учебную задачу. | Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. | Знакомство с разновидностями голосов /баритон и сопрано/. Составление характеристики героя, сравнение его поэтического и музыкального образов. Закрепление основных понятий: опера, балет, мюзикл, музыкальная характеристика, увертюра, оркестр. | ||||
32 | Промежуточная аттестация. | Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. | Выражать своё отношение к музыкальному произведению. | Принимать и сохранять учебную задачу. | Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. | Знать: понятия: опера, симфония. Знать музыкальные инструменты симфонического оркестра. Уметь делать музыкальный разбор, определять музыкальный характер Уметь: находить в музыке радостные торжественные интонации, средства муз выразительности. Видеть контраст добра и зла. | ||||
33-34 | Концерт С.Рахманинова для фортепино с оркестром № 3, часть I -33ур Концерт С.Рахманинова для фортепино с оркестром № 3, часть II, III -34 ур.. | Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. | Выражать своё отношение к музыкальному произведению. | Принимать и сохранять учебную задачу. | Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. | Уметь: находить в музыке радостные торжественные интонации, средства муз выразительности. Уметь делать музыкальный разбор, определять музыкальный характер. | . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...