Рабочая программа по музыке для 3 класса
рабочая программа по музыке (3 класс) на тему

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской программы В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр «Музыка. 1-4 классы». – М.: Вентана –Граф, 2011 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka.docx66.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                

                                                                              Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской программыВ.О.Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр «Музыка. 1-4 классы».. –М.:Вентана –Граф, 2011 г.

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

1. Программа основного общего образования  УМК «Начальная школа ХХI века» «Музыка» 3 класс. Авторы:В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр. –М.:Вентана –Граф, 2011 г.

2.Учебник: Музыка. 3 класс. Л.В.Школяр, Л.Л.Алексеева, - М.: Мнемозина, 2013.

3.Музыка. Методическое пособие для учителя. В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр, - М.: Вентана-Граф,2013г.

Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры

( Д.Б.Кабалевский), где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.

Основные задачи уроков музыки:

- раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека – творца;

- формировние основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

- развитие  устойчивого интереса к музыке, к деятельности музыканта-человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.

- освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.

- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально- пластическом движении и импровизации.

                                                                           Общая характеристика курса.

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, и миру в целом.

Основу программы составляют русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка. При отборе музыкального материала учитывался принцип «независимости» той или иной музыки для данного возраста. В качестве методологического основания концепции учебного курса «Музыкальное искусство» выступает идея преподавания искусства сообразно природе ребенка, природе искусства и природе художественного творчества. С учетом этого программа опирается на следующие принципы:

  • преподавание музыки в школе как живого образного искусства;
  • возвышение ребенка до понимания философско-эстетической сущности искусства;
  • деятельностное освоение искусства;
  • моделирование художественно-творческого процесса.

Основная идея содержания третьего года обучения отражение истории и души народа в музыке России. Учитель в каждом регионе страны начнет занятия с музыки, бытующей в данной местности, с национальной музыки, постепенно охватывая ближнее и дальнее зарубежье и показывая, как музыка исторически становилась универсальным средством общения, передачи духовных ценностей.

Раскрытие этой идеи начинается с уроков-монографий, благодаря которым школьники вводятся в интонационную атмосферу русской классической музыки, в многообразие ее форм и жанров. Знакомство с ней подводит детей к ответу на вопрос: «Как и почему мы чувствуем родственность отечественной музыки?» Ответ на него требует специального содержания обучения, которое объединяется в две содержательные линии.

  • Первая погружает школьников в истоки происхождения народного творчества, в сущность национального музыкального искусства. Оно протекает как изучение фольклора, при этом делается акцент на выявлении «механизма» преломления в музыке национальных черт характера.
  • Вторая содержательная линия раскрывает соотношение народной и композиторской музыки как двух этапов становления национальной музыкальной культуры. Через их преемственность, в частности, на основе обработок народной музыки утверждается мысль, что «музыку создает народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем» (М.И. Глинка).

Кульминацией проблематики года становится рассмотрение места и значения русской классической музыки в музыкальной культуре мира.

Ценностные ориентиры содержания курса «Музыка».

Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры — народному и профессиональному музыкальном творчеству—направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательном и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания: воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.

Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.

В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю.

                                                                   Содержание программы (34 часа)        

Характерные черты русской музыки (8 ч.)

Введение: интонационно-образный язык музыки М.И.Глинки, П.И.Чайковского, М.П.Мусоргского ( музыкальные портреты).

Понятия «русская» и «российская» музыка – различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера,  «многоголосица» других музыкальных культур внутри России. Общее – интонационнные корни.

Народное музыкальное творчество – «энциклопедия» русской интонационности (12 ч.)

Обрядовость как ведущее начало русского фольклора. Своеобразие героики в народном былинном эпосе. Знаменитый распев. Протяжная песня как особый интонационный склад русской музыки. Частушки и страдания. Танцевальные жанры. Инструментальные плясовые наигрыши.

Истоки русского классического романса (4 ч.)

Интонационная сфера городского музицирования: взаимодействие крестьянской песни и городского салонного романса, городская лирика (общепопулярная), старинный романс.

Композиторская музыка для церкви (2 ч.)

Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре (8 ч.)

Обработка народных песен. Переосмысление интонационной сферы  русской песенности в творчестве композиторов: два пути – точное цитирование и сочинение музыки в народном духе. Величие России в музыке русских классиков. Музыкальный репертуар и опыт творческой деятельности.

В течение года дети поют и разучивают народные песни разных жанров, былинные напевы; участвуют в воссоздании обрядов, бытующих в данном регионе; совершенствуют исполнение ранее разученных и полюбившихся песен.

                                                    Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

- формирование  основ культурной,   гражданской идентичности,  чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

          - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств от общения с музыкой;

- развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

        - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-   продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;                                      

Метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями  её реализации;

- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

-  применение знаково-символических и речевых средств или решения коммуникативных и познавательных задач;

-  готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

- определение общей цели и путей её достижения; участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Предметные результаты:

- сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, её роли в духовно-нравственном развитии человека;

-  сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

-  умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению;

-  использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, испонении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

-  готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

                                                        Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу обучения в 3 классе учащиеся могут:

  • проявлять интерес к русскому обрядовому пласту фольклора, понимание синкретики народного творчества;

решать учебные и практические задачи:

  • выделять интонационно-стилевые особенности народной музыкальной культуры;
  • сравнивать народную и профессиональную музыку;
  • свободно и непринужденно, проявляя творческую инициативу, самостоятельно запеть (начать в качестве запевалы), завести игру, начать танец и пр.;
  • узнавать произведения, называть русских композиторов, называть их имена (в соответствии с программой);
  • приводить примеры использования русскими классиками образцов фольклора;
  • различать на слух народную музыку и музыку, сочиненную композиторами в «народном духе»;
  • самостоятельно распевать народные тексты в стиле устной традиции.

Формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков.

Формой проведения занятий по программе является урок. Реализуя творческую инициативность,  проводятся  уроки в виде:уроков – викторин, уроков-сказок, творческой мастерской. Разнообразные типы уроков, формы и методы их проведения способствуют формированию познавательного интереса детей к предмету и искусству в целом.

Рабочей программой предусмотрено следующие формы организации урока: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в группах и самостоятельная работа детей. Коллективные формы работы могут быть разных видов, индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть  для общей работы, работа в парах.

         Такая совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относится к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.

Формы и методы контроля

Контроль качества образования на уроке музыки должен быть многофункциональным:

- выявлять определённый уровень усвоения школьниками программного содержания, охватывая все виды деятельности;

- обеспечивать учащимся дополнительную возможность повторять, обобщать и применять в деятельности имеющиеся знания;

-.способствовать формированию  универсальных учебных действий;

-.стимулировать интерес учащихся к занятиям искусством, их сознательную творческую активность.

 На уроках музыки должны использоваться все типы контроля:

входной – на уроках введения в тему, в процессе активизации имеющихся знаний и опыта;

текущий – на уроках расширения и углубления темы, в процессе усвоения новых знаний;

промежуточный – на этапе обобщения темы урока, четверти, в процессе закрепления, обобщения знаний;

итоговый – на заключительных уроках по данной теме, на уроках-концертах, элементы прямого контроля: контрольные вопросы – при организации фронтальных бесед о прослушанных музыкальных произведениях, при обобщении темы;;

При этом задания предлагаются разноуровневые, а вопросы дифференцированные. На уровень прямого контроля выводится концертное исполнение песни (сольно или в ансамбле) целиком или частично – в зависимости от индивидуальных возможностей учащихся.

Творческие задания (импровизация, сочинение простейших текстов и мелодий, музицирование на детских музыкальных инструментах) остаются на уровне косвенного контроля

Педагогические технологии: игровые технологии, технология сотрудничества, групповая технология, природосообразная технология, технология развивающего обучения, технология проектирования

Виды и формы домашней учебной работы (самоподготовка)

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • творческая;
  • дифференцированная;
  • одна на весь класс;
  • составление домашней работы для соседа по парте.

Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.

При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет какое – то задание, являющееся частью общего классного задания.

Дифференцированная домашняя работа – такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы младших школьников, которая реализуется посредством следующих типичных приёмов и видов дифференцированных заданий.

  • Задания одинаковы для всех по содержанию, но различны по способам выполнения. При этом деятельность учащихся носит поисковый характер.
  • Задания, включающие несколько вариантов с правом самостоятельного выбора любого из них.

Одна на весь класс  самый распространённый вид домашней работы. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их не стоит , так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются различные навыки, формируются умения.

Составление домашней работы для соседа по парте – новаторский вид домашней работы. Например: «Составь для своего соседа два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке».

Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд. Так как ребенок должен поработать с различной литературой, с разными источниками, обработать  найденный материал. Например: приготовить сообщение.

Форма промежуточной аттестации- тест .

                      Материально – техническое обеспечение образовательного процесса по предмету «Музыка»

Печатные средства обучения

1. Школяр Л.В., Усачёва В.О.

Музыка: 1 – 4 классы: программа, планирование. М.: Вентана – Граф, 2011.- ( Начальная школа  XXI века).

2.В.О.Усачёва, Л.В.Школяр

   Музыка: 3 класс, учебник для общеобразовательных учреждений,-«Вентана-Граф»,2011

Технические средства обучения и оборудование

1. Моноблок

2.Ноутбуки ученические.

3.Ноутбук учительский

4.Магнитная доска

5.Мультимедийный проектор

6.Экран.

7.Интерактивная доска

Компьютерные и информационно -

коммуникативные средства обучения

1. Начальная школа:         

   Музыка: «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия», DVD, 2011.

                                   Календарно – тематическое планирование по музыке 3 класс

                                                                     34 часа в год (при1 часе в неделю)

п/п

Тема

раздела

Тема урока

Планируемые результаты

Универсальные учебные действия  

Характеристика деятельности учащихся

Дата

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные  

1.

«Характерные черты русской музыки».

Путешествие на родину русского музыкального языка.

Научится слушать музыку, понимать её настроение, замысел.

Получит возможность расширить и углубить знания  о
песенном  жанре,усвоить элементы песенности как качества музыки: (протяжность, напевность, мелодичность и т.д.)

Научится различать понятия «русская» и «российская» музыка, находить различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера; особенная  «многоголосица» разных музыкальных культур внутри России. Общее — интонационные корни.

Исполнение песен.

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению.

Уметь: проводить образный и сравнительный анализ музыки и картин русских художников. Выявлять жанровое начало  музыки.

Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание.

2.

Едем в фольклорную экспедицию.

Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.

Выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического.

Наблюдать окружающий мир, вслушиваться в него, размышлять о нём;

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.

3.

Как это бывает, когда песни не умирают.

Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.

Выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического.

Помочь ребятам понять, что «слышать музыку» - это значит внимать, открывать, погружаться, прикасаться, переживать, следить, различать, познавать и  т.д.

Помочь учащимся задуматься: почему человек запел, заиграл на инструментах, затанцевал.

4.

Едем на Север.

Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.

Выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического.

Различать характерные признаки основных жанров музыки.

Переносить признаки музыкальных жанров на явления, события, факты окружающей жизни.

Исполнять различные по характеру музыкальные произведения;

5.

Входная контрольная работа.

Получит возможность самостоятельно ответить на вопросы

.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Повышать учебно-познавательный интерес к  учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического.

Самостоятельно ответит на вопросы по пройденному материалу.

6.

Праздники в современной деревне.

Получит возможность узнать о народных праздниках в современной деревне, о функции и специфике народной песни.

Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.

Выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического.

Переносить признаки музыкальных жанров на явления, события, факты окружающей жизни.

Слушать и исполнять музыкальные произведения разных жанров, разыгрывать народные песни, пословицы, поговорки, загадки. Знакомство  с  праздниками  Православной  церкви.

7.

Специфика народной песни.

Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека

Выражать своё отношение к музыкальному произведению

Принимать и сохранять учебную задачу

Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического.

Выражать характер музыки в разных видах творческой деятельности: выразительном пении, игре на детских музыкальных инструментах, художественном движении, рисунках, графических партитурах.

8.

Функции и особенности народной песни.

Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.

Выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического.

Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека. Наделять музыку свойствами всего живого: рождается, дышит, двигается, рассказывает, помогает, утешает, успокаивает, заражает энергией, зовёт, призывает и т.п.

9.

«Народное музыкальное творчество – «энциклопедия» русской интонационности».

Мелодизм, напевность народной песни.

Научится выделять зерна-интонации из музыкальных произведений.
Научится слушать, как музыка выражает различные черты человеческого характера.

Получит возможность осознать зависимость

любых особенностей музыки от условий жизни народа.Научится определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки к тому  или иному жанру.

Научится различать и выявлять выражение в русской музыке специфически национальных черт характера.Получит возможность разучить и исполнить былинные напевы, народные песни разных жанров, частушки и страдания, разыграть народные обряды, используя народные инструменты и разнохарактерные танцевальные фольклорные жанры.

Получит возможноть узнать об исторически сложившихся фольклорных жанрах.

Обрядовость как сущность русского народного творчества.

Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.

Выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического.

Осознать зависимость любых особенностей музыки от условий жизни народа. Наблюдать средства музыкальной выразительности ( мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор) в музыкальном произведении и их роль в развитии.

 Выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности отечественного музыкального фольклора.

10.

Жанры народной песни.«Высота ли, высота поднебесная…»

Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.

Выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического.

Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);

Определять средства музыкальной выразительности. Уметь: выявлять жанровое начало  музыки.

11

Исторические песни и былинный эпос.

С.Прокофьев.

Кантата «Александр Невскиий».

Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.

Выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического.

Разучивать и исполнять былинные напевы, народные песни разных жанров. Определить  характер  былин,  знать  содержание,  особенности  исполнения  народных  певцов  русской  старины - гусляров,  особенности  жанра  «былина»/ старина/.

12

Героико-патриотическая тематика. М.Глинка. Опера «Иван Сусанин».

Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.

Выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического.

Передавать в собственном исполнении  различные музыкальные образы.

Знакомство с  разновидностями   голосов /баритон  и  сопрано/.   Составление характеристики героя,  сравнение  его  поэтического  и  музыкального  образов.

13

Лирические песни.

Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.

Выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического.

Передавать в собственном исполнении  различные музыкальные образы; Разучивать и исполнять лирические песни. Выявлять жанровое начало  музыки;

Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание.

14

Походные песни.

Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.

Выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического.

Передавать в собственном исполнении  различные музыкальные образы.

Разучивать и исполнять походные песни.

15

Календарные песни.

«А мы просо сеяли» русская народная песня.

Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.

Выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического.

Передавать в собственном исполнении  различные музыкальные образы;

Разучивать и исполнять народные календарные песни. Знакомство  с  праздниками  Православной  церкви.

16

Обрядовые песни.

Рождественские колядки.

Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.

Выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического.

Передавать в собственном исполнении  различные музыкальные образы.

Разучивать и исполнять обрядовые  народные песни.  Стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности отечественного музыкального фольклора.

17

Частушки и страдания. НРК. Татарский фольклор.

Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.

Выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического.

Передавать в собственном исполнении  различные музыкальные образы; Разучивать и исполнять частушки и страдания.

18

Плясовые наигрыши. НРК. Плясовые наигрыши татарского народа. А.Бородин.пера «Князь Игорь». Половецкая пляска с хором.

Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.

Выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического.

Передавать в собственном исполнении  различные музыкальные образы. Разучивать и исполнять плясовые наигрыши. Исполнять  с сопровождением  простейших музыкальных инструментов – ложки, бубны, свистульки, свирели и др., с танцевальными движениями.

19

Народная песня в царских палатах.

Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.

Выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического.

Передавать в собственном исполнении  различные музыкальные образы.

Разучивать и исполнять народные песни разных жанров. Различать и выявлять выражение в русской музыке специфически национальных черт характера.  

20

Связь народной и композиторской музыки.

Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.

Выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического.

Сравнивать народные песни и примеры композиторской интерпретации вокального народного творчества. Стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности отечественного музыкального фольклора.

21

«Истоки русского классического романса».

Русский романс.

Получит возможность узнать о многообразной интонационной сфере городскогомузицирования: от крестьянской песни к городскому салонному романсу.Познакомится с жанрами бытовогомузицирования: старинный (композиторский) романс, любовный, жестокий, цыганский романс, городской салонный романс и т.д.

Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.

Выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического.

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение. Напевать мелодии старинных русских  романсов, выражая интонацией психологическуюнасыщенность содержания. Корректировать собственное исполнение.

22

Крестьянская песня. Городской салонный романс.

«Сидел Ваня», «Выхожу один я на дорогу»

Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.

Выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического.

Корректировать собственное исполнение. Напевать мелодии городских салонных романсов  и исполнять крестьянские песни, выражая интонацией психологическуюнасыщенность содержания.

23

Городская лирика.

Старинный романс.

«Коробейники», «Светит месяц», «Утро туманное».

Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.

Выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического.

Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам и в слове, рисунке, жесте, пении и др. Определять на слух звучание отдельных музыкальных инструментов Напевать мелодии старинных  романсов, выражая интонацией психологическую насыщенность содержания.

24

Лирический романс.

Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.

Выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического.

Запоминать имена великих композиторов-классиков, определять на слух интонации, главные темы, характерные для их творческой индивидуальности. Напевать мелодии лирических романсов.

25

«Композиторская музыка для церкви».

Музыка в храме.

И.С.Бах. Органная музыка.

П.Чайковский.

Литургия Святого Иоанна Златоуста.

Д.Бортнянский

«Услыши, боже, глас мой».

Научится  слышать в музыке: тепло, нежность, ласку, доброту и чувство покоя.

Получит возможность узнать о том, что  хоровая музыка на религиозные тексты является  значимым пластом  русской музыкальной культуры.

Познакомится с особенностями  интонирования русского церковного пения.

Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.

Выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического.

Определять на слух звучание отдельных музыкальных инструментов, характерные особенности колокольных звонов – благовест. Определять музыкальные особенности духовной музыки: строгий и торжественный характер, напевность, неторопливость движения. Сравнивать баллады, величания, молитвы и выявление их интонационно-образного родства.

26

«Богородице Дева, радуйся».

Ф.Шуберт «Аве Мария»

Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.

Выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического.

Исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки. Уметь  характеризовать  духовную  музыку.  Определять музыкальные особенности духовной музыки: строгий и торжественный характер, напевность, неторопливость движения.

27

«Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре».

Обработка народных песен.

Получит возможность узнать о двух способах профессиональной аранжировки классиками народной музыки — точное цитирование и сочинение музыки в народном духе. Познакомится с особенностями  индивидуальных подходов к переосмыслению интонационной сферы русской песенности в профессиональном композиторском творчестве (обработки народных песен).Научится определять общее и различное в выражении героического начала в народной и профессиональной музыке.

Научится находить средства музыкальной выразительности, видеть контраст добра и зла, составлять характеристику героев.

Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.

Выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического.

Уметь в  музыке  услышать  близость  народной  песне, определять отличительные черты русской музыки.

28

Интонационные особенности народной музыки в творчестве композиторов.

С.Рахманинов.

Концерт для фортепиано с оркестром №2.

Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.

Выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического.

Знать характерные особенности музыкального языка великих композиторов, особенности звучания знакомых музыкальных инструментов  и вокальных голосов. Уметь: выявлять жанровое начало  музыки.

29

Ритмические особенности народной музыки в творчестве композиторов.

Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.

Выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического.

Уметь в  музыке  услышать  близость  народной  песне.   Знать основные принципы развития (повтор, контраст, вариационность )

в народной музыке и в произведениях композиторов.

30

Картины народной жизни в музыке композиторов.

Г.Свиридов. Сюита «Время, вперёд!». Б.Тищенко. Симфония «Хроника блокады».

Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.

Выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического.

Определять  характер  музыки, выражающий  чувства художника.Сравнивать  музыку  Б.Тищенко  и  Г.Свиридова. Сравнивать содержание  художественных  картин,    музыкальные  и  художественные  образы.

31

Сказка ложь, да в ней – намёк…

П.Чайковский  Балет «Лебединое озеро».

Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.

Выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического.

Знакомство с  разновидностями   голосов /баритон  и  сопрано/.   Составление характеристики героя,  сравнение  его  поэтического  и  музыкального  образов.  Закрепление основных понятий: опера, балет, мюзикл, музыкальная характеристика, увертюра, оркестр.

32

Промежуточная  аттестация.

Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.

Выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического.

Знать: понятия: опера, симфония. Знать музыкальные инструменты симфонического оркестра. Уметь делать музыкальный разбор, определять музыкальный характер Уметь: находить в музыке радостные торжественные интонации, средства муз выразительности. Видеть  контраст  добра и  зла.

33-34

Концерт С.Рахманинова для фортепино с оркестром № 3, часть I -33ур

Концерт С.Рахманинова для фортепино с оркестром № 3, часть II, III -34 ур..

Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.

Выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического.

Уметь: находить в музыке радостные торжественные интонации, средства муз выразительности.

Уметь делать музыкальный разбор, определять музыкальный характер.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...