Рабочая программа по музыке 2 класс ПНШ
календарно-тематическое планирование по музыке (2 класс) на тему
Рабочая программа по музыке 2 класс ПНШ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnit_muzyka_2_klass_pnsh.docx | 77.7 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по предмету «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Крицкой, Т.С.Шмагиной, разработанной на основе Примерной программы начального общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа по предмету «Музыка» для I—IV классов общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. При создании программы авторы учитывали потребности современного российского общества и возрастные особенности младших школьников. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
- воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- накопление тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапред-метных результатов.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, «тождество и контраст», инто-национность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.
В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте.
Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Музыка» изучается в I—IV классах в объеме не менее 135 часов (33 часа в I классе, по 34 часа — во II—IV классах).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка — умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
— формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
— развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированное универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
— умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
— формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:
• воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 класс
№ урока | № по разделу | Наименование разделов и тем
| Кол-во часов | Деятельность учащихся | Формирование УУД | Формы контроля | Дата проведения занятия |
Раздел 1. Россия – Родина моя | 3 | Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России и высказывать мнение о его содержании. Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки. Исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов. Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России. Импровизировать на заданные тексты. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Подбирать ассоциативные ряды художественным проведениям различных видов искусства. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. | Личностные УУД: углубление понимания социальных функций музыки в жизни современных людей; познание разнообразных явлений окружающей действительности – отношения человека к Родине, природе, к людям, их обычаям и традициям, религиозным воззрениям; Познавательные УУД: расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной музыки; рефлексия способов действия при индивидуальной оценке восприятия и исполнения музыкального произведения; Регулятивные УУД: постановка учебных задач (целеполагание) на основе имеющегося жизненно-музыкального опыта в процессе восприятия и музицирования; Коммуникативные УУД: расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке, поиске информации о музыке и музыкантах, употреблении музыкальных терминов; воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на диалог с культурой других народов, стран. | ||||
1 | 1.1 | Музыкальные образы родного края. Песенность – отличительная черта русской музыки. | 1 | Текущий контроль | 05.09 | ||
2 | 1.2 | Мелодия – душа музыки. Композитор – исполнитель – слушатель. | 1 | Текущий контроль | 12.09 | ||
3 | 1.3 | Песни о России. Гимн – главная песня моей Родины. | 1 | Текущий контроль | 19.09 | ||
Итого по разделу: | 3 | ||||||
Раздел 2. День, полный событий | 6 | ||||||
4 | 2.1 | Мир ребёнка в музыкальных интонациях и образах. | 1 | Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А. Пушкина. Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений. Распознавать их художественный смысл. Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм (песни, танцы, фрагменты из произведений, оперы и др.). Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради | Личностные УУД: углубление понимания социальных функций музыки в жизни современных людей; эмоциональное и осознанное усвоение учащимися жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы; Познавательные УУД: расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной музыки; владение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкальных сочинений; Регулятивные УУД : на основе планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки, создания музыкальных композиций; Коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия в процессе музыкальной деятельности; расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке, поиске информации о музыке и музыкантах, употреблении музыкальных терминов; | Текущий контроль | 26.09 |
5 | 2.2 | Природа и музыка. | 1 | Текущий контроль | 03.10 | ||
6 | 2.3 | Разные жанры танцев: вальс, полька, тарантелла, русская пляска. Танцевальные ритмы. | 1 | Текущий контроль | 10.10 | ||
7 | 2.4 | Разные жанры маршей: игрушечный, детский и др. Интонация шага. Ритм марша. | 1 | Текущий контроль | 17.10 | ||
8 | 2.5 | Сказочные образы в музыке. Жанр колыбельных песен. | 1 | Текущий контроль | 24.10 | ||
9 | 2.6 | Обобщение тем: Россия – Родина моя; День, полный событий. | 1 | Текущий контроль | 31.10 | ||
Итого по разделу: | 6 | ||||||
Раздел 3. О России петь – что стремиться в храм | 7 | ||||||
10 | 3.1 | Колокольные звоны России. | 1 | Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры. Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов. Сочинять мелодии на поэтические тексты. Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пенни и разного рода импровизациях. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. | Личностные УУД : углубление понимания социальных функций музыки в жизни современных людей; познание разнообразных явлений окружающей действительности – отношения человека к Родине, природе, к людям, их обычаям и традициям, религиозным воззрениям; Познавательные УУД : расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной музыки; овладение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкальных сочинений; Регулятивные УУД : музицирование разработанного исполнительского плана с учетом особенностей развития образов; оценивание собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия в процессе музыкальной деятельности; воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на диалог с культурой других народов, стран. | Текущий контроль | 14.11 |
11 | 3.2 | Святые земли Русской. | 1 | Текущий контроль | 21.11 | ||
12 | 3.3 | Святые земли Русской. Народные песнопения. | 1 | Текущий контроль | 28.11 | ||
13 | 3.4 | Молитва. Музыка в православном храме. | 1 | Текущий контроль | 05.12 | ||
14 | 3.5 | Рождественские народные песнопения. | 1 | Текущий контроль | 12.12 | ||
15 | 3.6 | Музыка на новогоднем празднике. | 1 | Текущий контроль | 29.12 | ||
16 | 3.7 | Обобщение темы: О России петь – что стремиться в храм. | 1 | Текущий контроль | 26.12 | ||
Итого по разделу: | 7 | ||||||
Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 5 | ||||||
17 | 4.1 | Русские народные инструменты. Оркестр русских народных инструмент | 1 | Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров. Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников. Исследовать историю создания музыкальных инструментов. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Осуществлять опыты импровизации и сочинения на предлагаемые тексты. Овладевать приемами мелодического варьирования, подпевания, «вторы», ритмического сопровождения. Рассуждать о значении преобразующей силы музыки. Создавать и предлагать собственный исполнительский план разучиваемых музыкальных произведений. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. | Личностные УУД: углубление понимания социальных функций музыки в жизни современных людей; познание разнообразных явлений окружающей действительности – отношения человека к Родине, природе, к людям, их обычаям и традициям, религиозным воззрениям; Познавательные УУД : расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной музыки; рефлексия способов действия при индивидуальной оценке восприятия и исполнения музыкального произведения; Регулятивные УУД : постановка учебных задач (целеполагание) на основе имеющегося жизненно-музыкального опыта в процессе восприятия и музицирования; Коммуникативные УУД: расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке, поиске информации о музыке и музыкантах, употреблении музыкальных терминов; воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на диалог с культурой других народов, стран. | Текущий контроль | 16.01 |
18 | 4.2 | Фольклор – народная мудрость. Песни русского народа. | 1 | Текущий контроль | 23.01 | ||
19 | 4.3 | Музыка в народном стиле. Мотив, напев, наигрыш. | 1 | Текущий контроль | 30.01 | ||
20 | 4.4 | Праздники русского народа. Масленичные песенки. | 1 | Текущий контроль | 06.02 | ||
21 | 4.5 | Праздники русского народа. Песенки - заклички. Встреча весны. | 1 | Текущий контроль | 13.02 | ||
Итого по разделу: | 5 | ||||||
Раздел 5. В музыкальном театре | 4 | ||||||
22 | 5.1 | Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. | 1 | Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России. Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности с использованием знаний основных средств музыкальной выразительности. Определять особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы, балета, оперетты. Исполнять свои музыкальные композиции на школьных концертах и праздниках. Оценивать собственную творческую деятельность. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. | Личностные УУД : углубление понимания социальных функций музыки в жизни современных людей; эмоциональное и осознанное усвоение учащимися жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы; Познавательные УУД : расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной музыки; владение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкальных сочинений; Регулятивные УУД : на основе планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки, создания музыкальных композиций; Коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия в процессе музыкальной деятельности; расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке, поиске информации о музыке и музыкантах, употреблении музыкальных терминов; осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнера в процессе анализа музыки, в коллективном, ансамблевом музицировании; | Текущий контроль | 20.02 |
23 | 5.2 | Детский музыкальный театр. Балет на сказочный сюжет. | 1 | Текущий контроль | 27.02 | ||
24 | 5.3 | Большой театр России. Симфонического оркестра. Волшебная палочка дирижёра. | 1 | Текущий контроль | 05.03 | ||
25 | 5.4 | Опера «Руслан и Людмила» М. Глинки. | 1 | Текущий контроль | 12.03 | ||
Итого по разделу: | 4 | ||||||
Раздел 6. В концертном зале | 4 | ||||||
26 | 6.1 | Жанр симфонической сказки. Темы главных героев | 1 | Определять и соотносить различные по смыслу интонации (выразительные и изобразительные) на слух и по нотному письму, графическому изображению. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сальная, хоровая, оркестровая) из произведений программы. Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Передавать в пении, драматизации, музыкально-пластическом движении, инструментальном музицировании. импровизации и др. образное содержание музыкальных произведений различных форм и жанров. Корректировать собственное исполнение. Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. | Личностные УУД : углубление понимания социальных функций музыки в жизни современных людей; познание разнообразных явлений окружающей действительности – отношения человека к Родине, природе, к людям, их обычаям и традициям, религиозным воззрениям; Познавательные УУД: расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной музыки; овладение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкальных сочинений; Регулятивные УУД : музицирование разработанного исполнительского плана с учетом особенностей развития образов; оценивание собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников. Коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия в процессе музыкальной деятельности; воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на диалог с культурой других народов, стран. | Текущий контроль | 19.03 |
27 | 6.2 | Жанр симфонической сказки. Тембры инструментов симфонического оркестра. | 1 | Текущий контроль | 02.04 | ||
28 | 6.3 | Музыкальные сюжеты и образы сюиты «Картинки с выставки» М. Мусогорского. | 1 | Текущий контроль | 09.04 | ||
29 | 6.4 | Мир музыки В. А. Моцарта. | 1 | Текущий контроль | 16.04 | ||
Итого по разделу: | 4 | ||||||
Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… | 5 | ||||||
30 | 7.1 | Волшебник цветик – семицветик. Интонация – главное свойство музыки. Средства музыкальной выразительности. Орган. | 1 | Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии. Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров. Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Узнавать музыку (из произведений, представленных в программе). Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира. Моделировать варианты интерпретаций музыкальных произведений. Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы. Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям. Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром. Оценивать свою творческую деятельность. Самостоятельно работать в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений. | Личностные УУД: углубление понимания социальных функций музыки в жизни современных людей; познание разнообразных явлений окружающей действительности – отношения человека к Родине, природе, к людям, их обычаям и традициям, религиозным воззрениям; Познавательные УУД: расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной музыки; рефлексия способов действия при индивидуальной оценке восприятия и исполнения музыкального произведения; Регулятивные УУД : постановка учебных задач (целеполагание) на основе имеющегося жизненно-музыкального опыта в процессе восприятия и музицирования; Коммуникативные УУД : расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке, поиске информации о музыке и музыкантах, употреблении музыкальных терминов; воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на диалог с культурой других народов, стран. осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнера в процессе анализа музыки, в коллективном, ансамблевом музицировании; | Текущий контроль | 23.04 |
31 | 7.2 | Выразительность и изобразительность в музыке разных композиторов. | 1 | Текущий контроль | 30.04 | ||
32 | 7.3 | Песни, танцы и марши в музыке Д. Кабалевского. Лад. Природа и музыка. Мажор и минор в музыке. | 1 | Текущий контроль | 07.05 | ||
33 | 7.4 | Конкурс исполнителей имени П. И. Чайковского. Жанр инструментального концерта. | 1 | Текущий контроль | 14.05 | ||
34 | 7.5 | Мир композитора: С.Прокофьев и П.Чайковский. Композитор – исполнитель – слушатель. Могут ли иссякнуть мелодии? | 1 | Текущий контроль | 21.05 | ||
Итого по разделу: | 5 | ||||||
Итого по курсу: | 34 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса общеобразовательных учреждений. В комплекты входят издания авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.
Учебники
«Музыка. 1 класс», «Музыка. 2 класс», «Музыка. 3 класс», «Музыка. 4 класс».
Пособия для учащихся
«Музыка. Рабочая тетрадь. 1 класс»,
«Музыка. Рабочая тетрадь. 2 класс»,
«Музыка. Рабочая тетрадь. 3 класс»,
«Музыка. Рабочая тетрадь. 4 класс».
Пособия для учителей
«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 1 класс», «Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 2 класс», «Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 3 класс», «Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 4 класс»; «Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала.
1 класс» (МРЗ), «Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала.
2 класс» (МРЗ), «Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала.
3 класс» (МРЗ), «Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала.
4 класс» (МРЗ); «Уроки музыки. 1—4 классы».
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечания |
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования | Д | Стандарт по музыке, примерная программа, рабочие программы, входящие в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета музыки |
Примерная программа начального общего образования по музыке | Д | |
Программы по музыке | Д | |
Хрестоматии с нотным материалом | Д | Для каждого года обучения |
Сборники песен и хоров | Д | Для хорового пения в классе и школьном хоре (с учетом разных возрастных составов) |
Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки) | Д | Пособия могут входить в учебно-методический комплект по музыке, а также освещать различные разделы и темы курса, в том числе проблемы электронного музыкального творчества |
Методические журналы по искусству | Д | Федерального значения |
Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки. Учебники по музыке | К | При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете музыки, по нескольку экземпляров учебников из других учебно-методических комплектов по музыке. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета |
Рабочие блокноты (творческие тетради) | К | В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым крмплектам учебников |
Учебные пособия по электронному музицированию | Ф | Для каждого года обучения |
Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству | П | Необходимы для самостоятельной работы учащихся, подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской, проектной деятельности и должны находиться в фондах школьной библиотеки |
Справочные пособия, энциклопедии | Д/П | Музыкальная энциклопедия, музыкальный энциклопедический словарь, энциклопедический словарь юного музыканта, словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства («В мире искусства») |
2. Печатные пособия | ||
Таблицы: нотные примеры, признаки характера звучания, средства музыкальной выразительности | Д | Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуальном раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях |
Схемы: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партий в хоре, графические партитуры | Д | |
Транспарант: нотный и поэтический текст Гимна России | Д | |
Портреты композиторов | Д | Комплекты могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях |
Портреты исполнителей | Д | |
Атласы музыкальных инструментов | Д | |
Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы | Д | |
Дидактический раздаточный материал | К | |
Карточки с признаками характера звучания | К | Комплект |
Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств | К | Комплект |
Театральный реквизит (костюмы, декорации и пр.) | П | Для театрализованных форм работы на уроках музыки и во внеклассной деятельности |
3. Цифровые образовательные ресурсы | ||
Цифровые компоненты учебно-методических комплектов по музыке | д/п | Цифровые компоненты учебно-методического комплекта могут быть ориентированы на различные формы учебной деятельности (в том числе на игровую), носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В любом случае эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в том числе в форме тестового контроля) |
Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке | Д/П | Коллекция образовательных ресурсов включает комплект информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в том числе исследовательскую проектную работу. В состав коллекции могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических источников и текстов из научных и научно-популярных изданий, фотографии, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы, ссылки на внешние источники. Коллекция образовательных ресурсов может размещаться на CD или создаваться в сетевом варианте (в том числе на базе образовательного учреждения) |
Цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы | Д/П | Цифровой компонент учебно-методического комплекта, включающий обновляемый набор заданий по музыке, а также системы комплектования тематических и итоговых работ с учетом вариативности, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся |
Цифровые инструменты учебной деятельности для общего пользования | Д/п | К цифровым инструментам учебной деятельности, используемым в курсе музыки, относятся, в частности, текстовый редактор, редактор создания презентаций |
Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности | Д/П | К специализированным инструментам учебной деятельности, ис- |
пользуемым в курсе музыки, относятся, в частности, редактор нотной грамоты, система обработки звука, редактор временной оси | ||
4. Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде) | ||
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке | Д | Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса каждого года обучения включают материал для слушания и исполнения (возможно, в цифровом виде). Песенный материал может быть представлен в виде инструментального сопровождения, специально аранжированного для учащихся основной школы (возможно, в цифровом виде) |
Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов | Д | Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей |
Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей | Д | |
Видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов | Д | |
Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов | Д | |
Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов | д | |
Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов | д | |
Слайды (диапозитивы): произведения пластических искусств различных исторических стилей и направлений, эскизы декораций к музыкально-театральным спектаклям (иллюстрации к литературным первоисточникам музыкальных произведений), нотный и поэтический текст песен, изображения музыкантов, играющих на различных инструментах, фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры | д | |
5. Учебно-практическое оборудование | ||
Музыкальные инструменты: фортепиано (пианино, рояль); баян/аккордеон; скрипка; | д | Два инструмента: для кабинета музыки и школьного зала Для учителя |
гитара; | ||
клавишный синтезатор | ||
Детские клавишные синтезаторы | К | |
Комплект детских музыкальных инструментов: блок-флейта; глокеншпиль/колокольчик; бубен; барабан; треугольник; румба; маракасы; кастаньеты; металлофоны; ксилофоны. Народные инструменты (свистульки, деревянные ложки, трещотки и др.). Дирижерская палочка | П | Набор народных инструментов |
определяется содержанием регионального компонента и может быть значительно расширен. Комплектацией инструментов занимается учитель | ||
Комплект знаков нотного письма (на магнитной | ||
основе) | ||
Расходные материалы: | К | Для оформления музыкально- графических схем |
нотная бумага; | Д | |
цветные фломастеры; | Д | |
цветные мелки | ||
Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики) | К | В комплекте не менее трех микрофонов и двух динамиков |
Музыкальные инструменты для эстрадного ансамбля | К | В комплекте не менее двух электрогитар и ударной установки |
Персональный компьютер | Д | Для учителя |
Медиапроектор | д | Для демонстрации электронных образовательных ресурсов |
Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25—30 учащихся). Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:
Д — демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), К — полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
Ф — комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т. е. не менее 1 экз. на двух учащихся),
П — комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6—7 экз.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...