Рабочая программа по музыке 1 класс
календарно-тематическое планирование по музыке (1 класс) на тему

Воронченко Татьяна Викторовна

Рабочая программа по музыке (авт. М.С. Красильниковой) 1 класс. Содержит пояснительную записку и календарно- тематическое планирование

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

 Рабочая учебная программа по «Музыке» для  учащихся 1 класса основной  общеобразовательной школы составлена на основе:

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012года;
  • Федерального Государственного стандарта начального общего образования  второго поколения» 2010г.
  •  Примерной  программы общеобразовательных учреждений допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации М.: Просвещение, 2012г.;
  •  Авторской программы «Музыка» М.С.Красильниковой 2012 г  изд-во «Ассоциация XXI в.»
  • Учебника:  «Музыка» Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И.  для 1 класса общеобразовательных учреждений.   - Смоленск: Ассоциация 21век, 2013г.
  • Учебного плана  школы на 2015-2016 учебный год.

 Цели, задачи курса «Музыка»

Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

• формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

• воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;

• развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

• обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладениё практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).              Цели общего музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику.

Задачи музыкального образования по данной программе:

  1. Формировать эмоционально-ценностное отношение учащихся к музыкальному искусству на основе лучших образцов народного и профессионального

            музыкального творчества, аккумулирующих духовные ценности человечества;

  1. Развивать музыкально-образное мышление школьников адекватно природе музыки – искусства «интонируемого смысла», в процессе постижения музыкальных произведений разных жанров, форм, стилей;
  2. Формировать опыт музыкально-творческой деятельности учащихся как выражение отношения к окружающему миру с позиции триединства композитора-исполнителя-слушателя.
  3. Формировать у школьников потребность в музыкально - досуговой деятельности, обогащающей личность ребенка и способствующей сохранению и развитию традиций отечественной музыкальной культуры.
  1. Общая характеристика учебного предмета

Концепция предметной линии учебников по музыке («К вершинам музыкального искусства») предлагает новый вектор развития музыкальной культуры школьников, направленный на интенсификацию музыкального мышления и творческое проявление ребенка во всех формах общения с музыкой в процессе целостного постижения произведений мировой и отечественной классики.

Это выражается:

– в логике тематического построения курса, реализующей путь развития музыкального восприятия школьников от отдельных музыкальных образов к целостной музыкальной драматургии произведений крупных жанров и форм;

– в реализации интонационно-стилевого подхода к отбору музыкального материала, освоению содержания музыкальных произведений, изучению особенностей музыкального языка;

– в разнообразии ракурсов постижения фольклорных образцов, в том числе сквозь призму произведений композиторского творчества, как органичной составляющей жизни музыкальных героев;

– в построении творческого диалога ребенка с композитором и исполнителем посредством проектирования музыкальных образов и их развития в опоре на собственный жизненный и музыкальный опыт;

– в методическом подходе к освоению музыкального произведения в процессе создания его моделей: вербальной, графической, пластической, звуковой.

- Основные ценностные ориентиры содержания предмета: 

1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.

2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и

профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.

3. Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.

4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погру-

жаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.

5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.

6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (дирижирование и режиссура) создаёт условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его содержания и формы.

7. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.

8. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных

проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района и др.

III. Место учебного  предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 33 часа для изучения учебного предмета  «Музыка» на этапе начального общего образования (1 класс) из расчёта 1 час в неделю. В Учебном плане школы на изучение  данного курса отводится 33 часа из расчета 1 час в неделю. Данная программа рассчитана на 33 часа.

IV. Основные содержательные линии курса

«Музыка» (разделы,  структура)          

Музыка в жизни человека.

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Отражение в музыкальных звуках явлений природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки. Сходство и различие. Многообразие музыкальных жанров и стилей. Песня, танец и марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Музыкальный и поэтический фольклор народов России: песни, танцы, действа, обряды, игры-драматизации и др. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.

            Основные закономерности музыкального искусства.

Интонация как озвученное состояние, выражение чувств и мыслей человека. Интонации в разговорной и музыкальной речи. Выразительность и изобразительность в музыке. Средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад, и др.).

Интонация и развитие – основа музыки. Принципы развития музыки: повтор и контраст. Этапы развертывания музыкальной мысли: вступление, изложение, развитие, заключение.

Музыкальная речь как способ общения между людьми. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов. Графическая запись музыки. Элементы нотной грамоты.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыкальное произведение. Единство содержания и формы в музыке. Формы простые, сложные, циклические. Бытование музыкальных произведений.

           Музыкальная картина мира.

Интонационно-образное богатство музыкального мира. Общее представление о музыкальной жизни страны. Детские хоровые, инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

V. Тематическое планирование:

Наименование раздела

Количество часов по плану

Количество часов по факту

1

«Образы песенной, танцевальной, маршевой музыки»  

9

9

2

« О чём говорит музыка?»

8

8

3

« Жизнь музыкальных образов в симфонии, опере, балете».   

8

8

4

«Как говорит музыка?»                                                                        

8

Итого: 33ч.

8

Итого: 33ч.

VI. Учебно -  методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса:

Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:

Для учащихся:

Красильникова М.С.,Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И. Музыка. 1кл. Учебник

 для 1 класса общеобразовательных учреждений. -  Смоленск:  Ассоциация ХХI век -2012

Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н. Музыка. Музыкальный альбом для учащихся

для 1 класса общеобразовательных учреждений. -  Смоленск:  Ассоциация ХХI век -2012

Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н. Музыка. Музыкальный альбом для учащихся

 1 кл.- Смоленск: Ассоциация ХХI век-2013

Для учителя:

 Красильникова М.С.,Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И. Музыка.  Учебник

 для 1 класса общеобразовательных учреждений. - Смоленск: Ассоциация ХХI век. - 2012;

- Авторская программа Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И.

 « Музыка» 1-4 классов общеобразовательных учреждений. - Смоленск: Ассоциация XXI век. -  2012

Дополнительная литература:

- Красильникова М.С. Методические рекомендации к учебнику «Музыка»

 для 1 класса. Смоленск: Ассоциация 21 век. – 2013.

- Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н. Музыка 1кл. Фонохрестоматия для учителя общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век.-2013.

Периодика: «Учительная газета»

«Первое сентября»        

Журналы: «Практика административной работы  в школе».

«Практические советы учителю»

Ресурсы Интернета

   - Официальный сайт УМК «Гармония» - www.a 21 wek.ru 

 - Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru,

 -     Детские электронные книги и презентации:   http://viki.rdf.ru/

-     Учительский портал: http://www.uchportal.ru/

-     http://www.nachalka.com/

-     Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

-    Электронная поддержка образовательной системы «Гармония» - www/umk-garmoniya.ru

Оборудование

– музыкальный центр,

– телевизор, видеоплеер,

– фортепиано,

– компьютер,

– проектор

VII.  Результаты освоения учебного курса музыка и система их оценки:

Личностные универсальные учебные действия

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
  •  становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;
  •  формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;
  •  овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
  • формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях при выполнении проектных заданий и проектных работ в процессе индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности;
  • формирование установки на безопасный здоровый образ жизни посредством развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
  • формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

         Учащиеся научатся:

  • логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
  • применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
  • обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
  • осуществлять синтез музыкального произведения как составление целого из частей, выявлять основания его целостности;
  • использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием музыкального материала и поставленной учебной целью;
  • пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Учащиеся получат возможность:

  • научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
  • удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

Регулятивные:

         Учащиеся научатся:

  • принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
  • прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
  • мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
  • действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.

Коммуникативные:

              Учащиеся научатся:

  • понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
  • слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
  • использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
  • приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности

Учащиеся получат возможность:

  • совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;                                                                                                
  •  создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

Предметные результаты:

У учащихся будут сформированы:

  • первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
  • основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.

Учащиеся научатся:

  • активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
  • слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, узнавать характерные черты стилей разных композиторов;
  • ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического творчества народов России (в том числе родного края);
  • наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
  • моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
  • использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
  • воплощать художественно-образное содержание музыки, выражать свое отношение к ней в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах;
  • планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
  • творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
  • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;

Система оценки планируемых результатов

Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы

1 класс

1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».

2. Проявлять уважение  к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.

3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.

6. Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.

7.Адекватно воспринимать оценку учителя.

Оценка метапредметных результатов

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся: способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; -  самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;   -  умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.

Класс

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1  

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Оценка предметных результатов

Цель предметного мониторинга: создание оснований для обобщения и анализа полученной информации об уровне предметной обученности для осуществления оценок прогнозирования тенденций развития, принятия обоснованных решений по улучшению качества образования.

Оценка достижения этих предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, например, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки.

Содержание и процедуры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов уточняются по мере введения Стандарта и конкретизации состава и содержания планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

На персонифицированную итоговую оценку на ступени начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности или невозможности продолжения обучения на следующей ступени общего образования, выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального образования.

Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.

Способность к решению иного класса задач является предметом различного рода неперсонифицированных обследований.

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки.

Контроль и оценка результатов обучения в первом классе.

Обязательные формы и методы контроля

текущая аттестация

итоговая (триместр, год) аттестация

урочная деятельность

внеурочная деятельность

- устный опрос

-письменная самостоятельная работа

-

-графическая  работа

- доклад

-творческая  работа

 

- диагностичес-

кая контроль-

ная работа

анализ динамики текущей успеваемости

-участие конкурсах, соревнованиях

-активность в проектах и программах внеурочной деятельности

-творческий отчет

- портфолио

- анализ психолого-педагогических исследований

Отметка - это результат процесса оценивания, количественное выражение учебных достижений учащихся в цифрах или баллах.

Оценка учебных достижений - это процесс по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям. Оценке подлежат как объём, системность знаний, так и уровень развития интеллекта, навыков, умений, компетенций, характеризующие учебные достижения учащегося в учебной деятельности.

Текущий контроль успеваемости - это систематическая проверка знаний учащихся, проводимая учителем на текущих занятиях в соответствии с учебной программой.

Диагностический контроль - это проверка остаточных знаний учащихся, проводимая учителями-предметниками по всем предметам учебного плана, кроме предметов образовательных областей «искусство», «физическая культура».

Рубежный контроль - процедура, проводимая с целью оценки качества усвоения содержания части объёма одной учебной дисциплины (за 1 четверть,2 четверть, 3четверть).

Промежуточный годовой контроль — процедура, проводимая с целью определения степени освоения учащимися содержания одной учебной дисциплины за год в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом.

Цель и задачи разработки системы оценивания:

Цель: повышение качества образования посредством установления единых требований к выставлению отметок и оценок учебных достижений;

Задачи:

  • установление фактического уровня знаний, умений, навыков по предметам инвариантной и вариативной части учебного плана, соотнесение этого уровня с требованиями Госстандарта;
  • контроль  выполнения  учебных программ и тематических планов изучения отдельных предметов;
  • повышение уровня объективности, гласности в оценивании учителем учебных достижений учащегося.

 Основные разделы системы оценивания.

Единые требования к отметке и оценке учебных достижений учащихся.

Оценивание — процесс соотношения полученных результатов и запланированных целей.

Система оценивания должна дать возможность определить насколько успешно учащийся освоил учебный материал и сформировал практический навык. Система оценивания должна показывать динамику успехов учащихся в различных сферах познавательной деятельности. В систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий, развивающий, способствующий самооцениванию учащихся. Система оценивания должна предусмотреть связи: учитель - ученик, родитель – классный руководитель, администрация - педагогический коллектив. Это обеспечит системный подход к формированию учебного процесса, а, значит, и его целостность.

Задачи отметки:

  • выступает средством диагностики образовательной деятельности;
  • является связующим звеном между учителем, учащимся и родителем.

Принципы выставления отметки:

  • справедливость и объективность - это единые критерии оценивания уровня учебных достижений учащихся, известные учащимся заранее;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
  • гласность и прозрачность - это доступность и понятность информации об учебных достижениях учащихся, возможность любого заинтересованного лица проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы;

Критерии выставлении отметок

        Основой для определения уровня знаний являются критерии оценивания – полнота знаний, их обобщенность, системность, объективность.

       При выставлении отметок необходимо учитывать классификацию ошибок и их количество:

  • грубые ошибки;
  • однотипные ошибки;
  • негрубые ошибки;
  • недочеты.

       В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход.

Формы  контроля

Формы проверки по теме или разделу зависят от усвоенного обучающимися материала и могут варьироваться в зависимости от ситуации. Это может быть:

-фронтальный опрос,

  • контрольная викторина,
  • тесты по музыкальному и теоретическому материалу,
  • устные выступления учащихся,
  • участие их в концертах и театральных постановках.

                                                   



Предварительный просмотр:

Тема

Кол-во час

    Вид и форма контроля

Формируемые умения/личностные качества

Музыкальный материал

Хар-ка деятельности учащихся

Дата

Предметные умения

Универсальные учебные действия

(УУД)

План

Факт

 Тема «Образы песенной, танцевальной, маршевой музыки»   (9 часов)

                                                                                         Песня, танец, марш в творчестве композитора, исполнителя, слушателя 1 ч

1

«Музыка вокруг нас»

1

Устный опрос

Размышлять роли музыки в жизни человека.

Проявлять эмоциональную отзывчивость при

восприятии и исполнении музыки.

Различать на слух песни, танцы и марши, и характеризовать их особенности.

Объяснять назначение

маршей в жизни людей.

 

Учебно-познавательный

интерес, желание учиться. (Л.1)

Наблюдать за музыкальными явлениями. (П.)

Осуществлять сравнение, обобщение, по родовым признакам. (П.)

Познавательный интерес к учебному предмету. (Л.)

Готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками. (Л.)

П.Чайковский. «Мелодия». Народные песни, танцы и марши. 

П.Чайковский. «Детский альбом»: пьесы «Полька», «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков»

П.Чайковский. «Марш деревянных солдатиков» 

С.Прокофьев.  Марш из «Детской музыки». Марш из оперы

Наблюдать за музыкой в жизни человека. 

Выявить основных участников музыкальной коммуникации и неразрывное единство их творчеств.

Определять жизненную основу маршевых интонаций, передавать характер маршевой музыки в движении.

07.09

07.09

Маршевая музыка  2 ч

2

Какие бывают марши?

1

Устный опрос

(индивидуальный и фронтальный)

Объяснять назначение

маршей в жизни людей.

Выражать характер маршевой музыки в пении,

пластическом интонировании, графической

записи. Выявлять особенности

маршевой музыки

ритм, динамика, темп, тембры и др.).

Различать атрибуты

маршей.

Познавательный интерес к учебному предмету. (Л.)

Готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками. (Л.)

Осуществлять сравнение, обобщение, классификацию по видовым признакам. (П.)

П.Чайковский. «Марш деревянных солдатиков» 

С.Прокофьев.  Марш из «Детской музыки». Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам».

Кант «Радуйся, Росско земле!» 

Л.Бетховен. Тема 2 части симфонии №3.

Определять жизненную основу маршевых интонаций, передавать характер маршевой музыки в движении.

Разучивать и исполнять маршевые мелодии.

14.09

14.09

3

«Кто марширует?»

1

Устный опрос

Выдвигать предположения

и подтверждающие их доказательства. (П.)

П.Чайковский. Марш Л.Бетховен. Главная тема финала Пятой симфонии. деревянных солдатиков

21.09

21.09

Танцевальная музыка 2 ч

4

Какие бывают танцы?

1

Устные выступления учащихся

Объяснять назначение

танца в жизни людей.

Слышать в танцевальной

музыке характер движения, определять её жизненное содержание.

Выражать характер

танцевальной музыки

в пении, пластическом

интонировании, мелодической импровизации.

Участвовать в коллективной инсценировк

Познавательный интерес к учебному предмету. (Л.)

Готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками. (Л.)

Слышать за музыкальной

интонацией характер

человека и его жизненные

обстоятельства. (П.)

Преобразовывать

музыкальный материал

в соответствии с

П.Чайковский. «Детский альбом»: «Полька», «Вальс», «Мазурка», «Камаринская».

С.Прокофьев. «Вальс» из «Детской музыки». П.Чайковский. Вальс из балета «Спящая красавица»

С.Прокофьев. Вальс из оперы «Война и мир».

П.И.Чайковский. «Камаринская»

Знакомиться с разными танцами, характеризовать их музыкальные образы, выявлять особенности ритмо-интонаций, выделять в танцах ритмическую фигуру.

28.09

28.09

5

П.И.Чайковский. «Камаринская»

1

Устный опрос

(индивидуальный и фронтальный)

05.10

05.10

Песенная музыка 3 ч

6

Какие бывают песни?

1

Устный опрос

(индивидуальный и фронтальный)

Иметь представление

о разных жанрах песен и их назначении.

Наблюдать за отражением в песне различных

чувств и мыслей

человека.

Разучивать и исполнять русские народные песни

с движением и аккомпанемен

том на детских

музыкальных инструментах.

Ощущать взаимосвязь

слов и музыки в песнях. Импровизировать

песенные мелодии

на заданные слова.

Развитие познавательных

интересов. (Л.)

Уважение к музыкальной

культуре (народной и профессиональной) своего народа. (Л.)

Готовность к сотрудничеству с учителем и одно-

классниками. (Л.)

Развитие интереса

к чужому мнению. (Л.)

Осуществлять сравнение,

обобщение, классификацию по видовым признакам. (П.)

Русская народная песня «Во поле береза стояла», кант «Радуйся, Росско земле!», слова колыбельных, потешек, прибауток, закличек для импровизации. 

П.Чайковский. «Мелодия» для скрипки и ф-но, хор «Уж как по мосту, мосточку» из оперы «Евгений Онегин».

Разучивать и исполнять песни народные и композиторские.

Выявлять интонации, типичные для разных песенных жанров.

Сочинять мелодии к словам песен.

Подбирать слова к мелодии песни.

Разыгрывать песни и представлять своим одноклассникам.

12.10

12.10

7

Слова и музыка в песне

1

Устный опрос

(индивидуальный и фронтальный

19.10

19.10

8

Кто написал эти мелодии?

1

Устные выступления учащихся

26.10

26.10

Моделирование музыкального произведения  1 ч

9

Собираем музыкальное произведение Л.Бетховена

1

Устный опрос

(индивидуальный и фронтальный)

Выявлять композиционные функции разделов

музыкального произведения (вступление,

изложение, развитие,

завершение).

Развитие познавательных

интересов. (Л.)

Формирование позитивной

самооценки. (Л.)

Составлять целое

из частей. (П.)

Л.Бетховен. Экспозиция финала Пятой симфонии

Петь, пластически интонировать, анализировать музыкальные темы в опоре на графическую запись.

09.11

09.11

« О чём говорит музыка?  (8 часов)

Выразительность и изобразительность в музыке  1 ч

10

О чем рассказывает музыка?

1

Устный опрос

Выявлять выраженные в

музыке чувства и мысли людей и эмоционально

откликаться на них.

Распознавать выразительные и изобразительные особенности

музыки.

Развитие познавательного

интереса. (Л.)

Формирование эмоционально-

ценностного

отношения к творчеству

выдающихся композиторов. (Л.)

М.Глинка. «Попутная песня».

Определять жизненную основу музыкальных интонаций.

Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации.

16.11

16.11

Портрет в музыке 2 ч

11

Музыкальный портрет

1

Устный опрос

Слышать в музыке человека и его жизненные обстоятельства.

Исследовать возможности музыки в передаче

образа человека.

Узнавать темы

музыкальных героев

пройденных произведений.

Импровизировать музыкальные портреты в

разных видах музыкальной деятельности.

Узнавать звучание групп

инструментов симфонического оркестра и тембры

Проявление интереса

к художественной деятельности. (Л.)

Развитие позитивной

самооценки и положительного отношения к занятиям. (Л.)

Осознавать многозначность

содержания художественного образа. (П.)

Выявлять жизненные связи музыкального образа. (П.)

П. И.Чайковский «Мама», «Баба  Яга», «Неаполитанская песенка» и изученные ранее музыкальные произведения.

Размышлять о возможностях музыки в отражении внешнего и внутреннего облика человека.

Разучить русскую народную песню «Выходили красны девицы» в опоре на нотную и графическую записи.

Создавать разные музыкальные портреты путем переинтонирования

23.11

23.11

12

Герои симфонической сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк».

1

Устный опрос

(индивидуальный и фронтальный)

30.11

30.11

Взаимодействие музыкальных образов в симфоническом произведении 2 ч

13

Л.Бетховен. Пятая симфония. Третья часть  

1

Устный опрос

(индивидуальный и фронтальный)

Распознавать

в музыкальной истории третьей части симфонии

жизненные образы,

человеческие отношения

и характеры.

Расширение представлений детей о собственных

познавательных возможностях. (Л.)

Развитие позитивной самооценки. (Л.)

Л.Бетховен. 3 часть Пятой симфонии

 Слушать, петь, пластически интонировать  диалог двух музыкальных героев в опоре на графическую запись.

Наблюдать за изменением тем-образов в процессе развития..

07.12

07.12

14

Л.Бетховен. Пятая симфония.

Четвертая часть  

1

Устный опрос

(индивидуальный и фронтальный)

14.12

14.12

Особенности музыки П. И. Чайковского 3 ч

15

П.И.Чайковский. Пьесы из «Детского альбома»

1

Устные выступления учащихся

Определять характерные

признаки музыки

Чайковского.

Целостно охватить цикл

фортепианных пьес «Детский альбом»

Чайковского.

Выявить основную идею

цикла, его композицию,

палитру музыкальных

образов.

Эмоционально откликаться на шедевры отечествен-

ной музыкальной культуры. (Л.)

Сравнивать разные точки зрения на художественное

явление. (П.)

Понимать коммуникативные функции частей произведения. (П.)

Оказывать взаимопомощь,

осуществлять взаимоконтроль.

П.Чайковский. «Утренняя молитва», «В церкви».

Слушать и следить по графической записи две пьесы («Утренняя молитва», «В церкви») из цикла «Детский альбом».

Выявлять зависимость характера мелодической линии пьесы от ее местоположения в цикле.

21.12

21.12

16

П.И.Чайковский. «Детский альбом»

1

Устный опрос

28.12

28.12

17

Что отличает музыку П.И.Чайковского?

1

Викторина

18.01

18.01

« Жизнь музыкальных образов в симфонии, опере, балете».   (8 часов)

18

Как создается балет?

1

Устный опрос

(индивидуальный и фронтальны

Иметь представление

об особенностях

создания балетного

 спектакля.

Выражать в пластике

музыкальные образы балета.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение

при восприятии

Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности (Р).Осуществлять поиск

наиболее эффективных

способов достижения

результата (Р).

Уметь действовать

по плану (Р).

Принимать различные точки зрения на решение

Выявлять специфические особенности балетного спектакля и размышлять о процессе его создания.

25.01

25.01

19

П.И.Чайковский. Балет «Спящая красавица»

1

Устный опрос

01.02

01.02

Жизнь музыкальных образов в опере  2 ч

20

Как создается опера?

1

Устный опрос

(индивидуальный и фронтальный

Иметь представление

об особенностях

создания и исполнения

оперного спектакля.

Выражать в пении образы оперных героев.

Создавать сценический

образ на основе музыкального.

Знакомство с миром театральных профессий, их

содержанием и социальной

значимостью. (Л.)

Приобретение опыта эмоционального переживания

жизненных проблем других людей, сочувствия людям,

находящимся в трудной ситуации. (Л.)

М.Глинка. Интродукция, из оперы «Иван Сусанин».

Выявлять специфические особенности оперного спектакля и процесса его создания.

08.02

08.02

21

М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин»

1

Устный опрос

(индивидуальный и фронтальный

22.02

22.02

Жизнь музыкальных образов в симфонии 4 ч

22

Как создается симфония?

1

Устный опрос

(индивидуальный и фронтальный)

Иметь представление

об особенностях

создания и исполнения

симфонии.

Распознавать в музыкальной истории первой

части симфонии жизненные образы, человеческие отношения

и характеры.

Охватывать музыкальную историю (часть симфонии) как процесс

и как результат.

Выявлять изменения,

Происходящие

в музыкальных темах (на основе принципов

повтора

и контраста)

Уважение к творческим

достижениям выдающихся

композиторов. (Л.)

Приобретение опыта

эмоционального переживания жизненных проблем

других людей. (Л.)

Расширение представлений детей о собственных

познавательных возможностях. (Л.)

Развитие позитивной самооценки. (Л.)

Проявление интереса

к художественной деятельности. (Л.)

Л.Бетховен. 1 часть симфонии № 5 (экспозиция, разработка, реприза, кода)

Выявлять специфические особенности симфонической музыки и процесса ее создания.

29.02

29.02

23

Л. Бетховен. Пятая симфония. Первая часть.

1

Устный опрос

29.02

29.02

24

Л. Бетховен. Пятая симфония. Первая часть.

1

Устный опрос

(индивидуальный и фронтальный)

14.03

14.03

25

Где мы встречаемся с балетом, оперой, симфонией?

1

Устный опрос

21.03

21.03

«Как говорит музыка?»  (8 часов.)

Интонационная природа музыкальной речи 2 ч

26

Речь музыкальная и разговорная

1

Устный опрос

Иметь представление

об интонации как носителе смысла в музыке.

Осознавать сходство

и отличие музыкальной

и разговорной речи.

Переинтонировать

музыкальные и вербальные фразы.

Понимание чувств собеседника. (Л.)

Эмоциональное и осмысленное восприятие художе-

ственного высказывания.(Л.)

Ориентироваться

на разнообразие способов решения одной задачи. (П.)

Устанавливать аналогии

и причинно-следственные

связи.

С.С.Прокофьев. «Болтунья».

Вспомнить изученные музыкальные произведения, найти в них повествовательные, вопросительные, призывные, утвердительные интонации, передавать их в своем исполнении.

04.04

04.04

27

Музыкальные диалоги

1

Устный опрос

(индивидуальный и фронтальный)

11.04

11.04

Временная природа музыки 1ч

28

Музыка живёт во времени

1

Выявлять различие передачи событий в музыке

и живописи.

Иметь представление о композиционных.

Познавательный интерес

к музыкальному искусству.(Л.)

Эмоциональный отклик.

Изученные ранее произведения.

Выявлять сходство и различие передачи событий в музыке

18.04

18.04

Вторая часть в музыкальной истории симфонии  1 ч

29

Л.Бетховен. Пятая симфония. Вторая часть

1

Устный опрос

Прогнозировать образное содержание второй

части симфонии.

Импровизировать музыкальные темы.

Распознавать в музыке второй части жизненное содержание музыкальных образов.

Уважение творческих

 достижений выдающихся

композиторов. (Л.)

Эмоциональное и осмысленное восприятие

содержания художественного

произведения. (Л.)

Л. Бетховен. Пятая симфония. Вторая часть

Вспоминать музыку 1,3 и 4 частей Пятой симфонии Бетховена.

Сравнивать звучание тем двух героев в конце первой

25.04

25.04

Мир музыкальных образов 4 ч

30

Л.Бетховен. Пятая симфония. Вторая часть

1

Викторина

Распознавать в  музыке жизненные образы, их развитие и взаимодействие.

Охватывать музыкальную историю  как

процесс и как результат.

Определять на слух и исполнять темы пройденных музыкальных произведений.

Раскрывать многообразие связей музыки и

жизни.

Слушать, исполнять,

сравнивать музыкальные

произведения разных жанров и стилей.

Познавательный интерес

к музыкальным занятиям.(Л.)

Формирование оптимистического мировосприятия(Л)

Приобщение к шедеврам

мирового музыкального

искусства. (Л.)

Развитие позитивной

самооценки. (Л.)

Эмоциональное

и осмысленное восприятие

Изученные ранее произведения. «Ах, ты пташка-канарейка» . Русская народная песня,

«Как у нашего соседа». Русская народная песня

Вспомнить (петь, пластически интонировать) музыку всех частей Пятой симфонии Бетховена.

Выявлять характерные особенности музыкальной речи Л.Бетховена.

02.05

02.05

31

Мир музыкальных образов 

1

Устный опрос

(индивидуальный и фронтальный)

09.05

32

Мир музыкальных образов 

1

Устный опрос

(индивидуальный и фронтальный)

16.05

16.05

33

 Обобщающий

 урок – концерт.

1

Викторина

23.05

23.05

РАССМОТРЕНО                                СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                Зам. директора по УВР

МО                                                                _____________/Мысливцева Е. Г./

МБОУ «Шебалинская                                                        Ф. И. О.

СОШ им. В. И. Фомичёва»                         Протокол №1 от «__28_»____08____2015 г

от «_27__»_08______2015г №_1__

___________/Середа Л.П./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...