Рабочая программа по музыке для 4 класса.
рабочая программа по музыке (4 класс) на тему

Галимова Назира Фанисовна

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по музыке для 4 класса на основе  примерной  программы по предмету «Музыка», разработанной авторским коллективом (Г.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной )

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_4_klass.doc216 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                              Рабочая программа по музыке для 4 класса.

       Рабочая программа по предмету «Музыка» в 4 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2009 г.).         

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 4 класса и реализуется на основе следующих документов:

1.Закона  «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 года.

2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

3.Примерной  программы по предмету «Музыка» разработанная авторским коллективом (Г.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной ) под руководством композитора Д. Б. Кабaлевского. .М. «Просвещение» 2011г.

4.Учебного плана образовательного учреждения на 2015-2016 учебный год.

5. Положения о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО и ФГОС ООО МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением английского языка».

Для реализации программного содержания используется:

  1.  Учебник «Музыка» , 4 класс авт. Е. Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина
  2.   «Уроки музыки. 1—4 классы» методическое пособие для учителя авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.М.:    «Просвещение»2013

Пояснительная записка.

Основой отбора содержания данного учебного предмета в 4 классе является идея самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребёнку познать мир и самого себя в этом мире.

 Изучение музыкального искусства в 4 классе  направлено на достижение следующих целей:

развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений, к творчеству, образного мышления и творческих способностей;

освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества;

овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности: хоровое пение и игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пластическая и вокальная импровизация;

воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств учащихся, любви к родной природе, своему народу, любви к Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

Задачи предмета:

        развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной музыке;

        понимание учащимися содержания  простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно - образный смысл;

        накопление детьми знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке;  первоначальных представлений об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);

        совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение acapella, пение хором, в ансамбле и др.);

        расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально - ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;

        активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);

     накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллективах.  

Общая характеристика учебного предмета

       Музыка  является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах;  инсценирование  (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

                          Место предмета в базисном учебном плане.

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение музыки в 4 классе отводится 1 час в неделю, всего – 34ч.

                                  Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

          Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у четвероклассника современную картину мира.

Формирование основ гражданской идентичности личности на основе:

-чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

-восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

-доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

-уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

Развитие ценностно­смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

-принятия и уважения ценностей семьи и  образовательной организации, коллектива и общества и стремления следовать им;

-ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

-формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

-развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

-формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

-формирование самоуважения и эмоционально­положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

-развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

-формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;

-формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка».

У обучащихся будут сформированы:

  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

-  целостный, социально - ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;

- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

Обучающийся получит возможность для формирования:

-положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

-компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

-морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Метапредметные результаты:

Регулятивные.

Обучающийся научится:

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

– понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы;

– планировать свои действия в соответствии с поставленными художественно – исполнительскими и учебными задачами;

– осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные.

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в т.ч. в открытом информационном пространстве (контролируемом пространстве Интернета);

– воспринимать и анализировать тексты, в т. ч. нотные;

– строить сообщения в устной и письменной форме, используя примеры музыкальной записи;

– проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

– обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

– устанавливать аналогии;

-осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

-устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные.

Обучающийся научится: 

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

-контролировать действия партнёра;

-использовать речь для регуляции своего действия;

– выражать свое мнение о музыке, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения), в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство общения между людьми;

– контролировать свои действия в коллективной работе (импровизациях, инсценировках), соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы;

– продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми, в т.ч. в проектной деятельности;

– задавать вопросы;

– стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– вставать на позицию другого человека, используя опыт эмпатийного восприятия чувств и мыслей персонажа музыкального произведения.

Обучающийся получит возможность научиться:

-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных  задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Обучающийся  научится:

-понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

-использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

-ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Обучающийся получит возможность научиться:

-работать с несколькими источниками информации;

-сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Обучающийся научится:

-сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

Обучающийся получит возможность научиться:

-составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы опрочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Обучающийся научится:

-оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

Обучающийся получит возможность научиться:

-соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

-в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

Обучающийся научится:

  • использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини­зарядку);
  • организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

Обучающийся научится:

  • вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
  • рисовать (создавать простые изображения)на графическом планшете;
  • сканировать рисунки и тексты.
  • Обучающийся получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.

Обработка и поиск информации

Обучающийся научится:

  • пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
  • искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
  • заполнять учебные базы данных.

Обучающийся получит возможность

-научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Создание, представление и передача сообщений

Обучающийся научится:

  • создавать простые сообщения в виде аудио и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
  • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
  • пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • представлять данные;
  • создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».

Планирование деятельности, управление и организация

Обучающийся научится:

  • создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);
  • определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
  • планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования
  • моделировать объекты и процессы реального мира.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

-воспринимать музыку различных жанров; размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;

-ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края; сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки; ценить отечественные народные музыкальные традиции;

-воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).

 Получит возможность научиться:

-реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;

-организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать.

Обучающийся научится:

-соотносить выразительные и изобразительные интонации; узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов; воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

-наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

-общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

 Получит возможность научиться:

-реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

 -использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

 -владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

Обучающийся научится:

 -исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

-определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

 -оценивать и соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Получит возможность научиться:

-адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

-оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

Содержание  учебного предмета 

Основное содержание  программы раскрывается в рамках трех основных линий:

       Музыка в жизни человека.                                                                                                                                                    Истоки  возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств, характера человека.

Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, обряды, скороговорки, загадки, игры, драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Сочинения  отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства.                                                                                             Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность  в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор -  исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки  - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приемы музыкального развития (повтор и контраст).

Формы построения музыки как обобщённое  выражение художественно – образного содержания произведений. Формы одночастные, двух - и трёхчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальные картины мира.                                                                                                                    Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли, песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, вокальные). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи(CD,DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские и мужские. Хоры: детский, мужской, женский, смешанный. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально – поэтические традиции: содержание. Образная сфера и музыкальный язык.

В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство учащихся с музыкальными традициями России и Татарстана, в частности.

            Критерии и нормы оценки предметных результатов обучающихся  применительно  к  различным формам контроля по музыке в 4 классе.

Слушание музыки.

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения,   давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности,    умение сравнивать,   обобщать;  знание музыкальной литературы.

Учитывается:

-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

-самостоятельность в разборе музыкального произведения;

-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Оценка «5» ставится, если:

-дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения,  средств музыкальной выразительности,  ответ

самостоятельный.

Оценка  «4»   ставится, если:

- ответ правильный,   но неполный:

-  дана характеристика содержания музыкального произведения,      средств музыкальной выразительности с наводящими вопросами учителя.

Оценка  «3»  ставится, если:

-ответ правильный,   но неполный,  средства музыкальной

выразительности раскрыты недостаточно,    допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка  «2»   ставится, если:

- ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени,  т.е.  за сумму ответов,  данных учеником на протяжении урока  (выводится поурочный балл),   при условии,  если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Хоровое пение.

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Учёт полученных данных,  с одной стороны,  позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны, учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса.    Так, например,  предлагая ученику

исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой,  более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

Оценка «5»   ставится, если:

-наблюдается знание мелодической линии и текста песни;

-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;

-выразительное исполнение.

Оценка «4»  ставится,  если:

-наблюдается знание мелодической линии и текста песни;

- в основном чистое интонирование,   ритмически правильное;

-  пение недостаточно выразительное.

Оценка «3»  ставится, если:

-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;   -неуверенное и не вполне точное,  иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;

- пение не выразительное.

Оценка «2» ставится, если:

-исполнение не уверенное, фальшивое.

Выполнение тестовых заданий оценивается следующим образом:

Оценка «5» ставится, если верно выполнено 86-100% заданий;

Оценка «4» ставится, если верно выполнено 71-85 заданий;

Оценка «3» ставится, если верно выполнено 40-70% заданий;

Оценка «2» ставится, если верно выполнено менее 40% заданий


Тематическое планирование

№ п\п

               Тема

Характеристика основных видов деятельности учащихся

(на уровне учебных действий)

            Дата

План

Факт

                                                                                        Раздел 1: «Россия – Родина моя» (3 ч.)

1

Мелодия. Ты запой мне ту песню... «Что не выразишь словами, звуком на душу навей...»

Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека.

Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России и высказывать мнение о его содержании.

Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки.

Исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.

Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России.

Импровизировать на заданные тексты.

Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Подбирать ассоциативные ряды художественным произведениям различных видов искусства.

Выполнять творческие задания.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

05.09

2

Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, татарская зародилась, музыка?»

12.09

3

Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь! 

19.09

                                                        Раздел 2: «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.)

4

Патриотическая тема в русской и татарской песнях. 

Святые земли Русской. Илья Муромец.

Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников.

Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры.

Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов.

Сочинять мелодии на поэтические тексты.

Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении и разного рода импровизациях.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания.

26.09

5

Праздников праздник, торжество из торжеств.

Ангел вопияше.

03.10

6

Родной обычай старины. 

10.10

7

Создатели славянской письменности -  Кирилл и Мефодий. Гимн.

17.10

                                                                          Раздел 3: «День, полный событий» (6 ч.)

8

В краю великих вдохновений.Тест.

Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А. Пушкина.

Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений.

Распознавать их художественный смысл.

Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

Участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм (песни, танцы, фрагменты из произведений, оперы и др.).

Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания.

24.10

9

Один день с А.С.Пушкиным.

Зимнее утро. Зимний вечер. 

31.10

10

Что за прелесть эти сказки! Три чуда.

   

14.11

11

Музыка ярмарочных гуляний. Народные песни, наигрыши. Обработки народной музыки.

 

21.11

12

Святогорский монастырь.

28.11

13

Приют, сияньем муз одетый.    

05.12

                                                       Раздел 4: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.)

14

Композитор- имя ему народ. Музыкальные инструменты

России.

Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров.

Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников.

Исследовать историю создания музыкальных инструментов.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Осуществлять опыты импровизации и сочинения на предлагаемые тексты.

Овладевать приемами мелодического варьирования, подпевания, «вторы», ритмического сопровождения.

Рассуждать  о значении преобразующей силы музыки.

Создавать и предлагать собственный исполнительский план разучиваемых музыкальных произведений.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания

12.12

15

Оркестр русских народных инструментов. Форма вариаций.

19.12

16

Праздники русского народа: Троицын день. «Троица» А.Рублёва.

26.12

                                                                        Раздел 5: «В концертном зале» (5 ч.)

17

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).

Определять и соотносить различные по смыслу интонации (выразительные и изобразительные) на слух и по нотному письму, графическому изображению.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.

Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы.

Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.

Передавать в пении, драматизации, музыкально-пластическом движении, инструментальном музицировании, импровизации и др. образное содержание музыкальных произведений различных форм и жанров.

Корректировать собственное исполнение.

Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей

16.01

18

Счастье в сирени живет…

23.01

19

«Не молкнет сердце чуткое Шопена…»

30.01

20

«Патетическая» соната.

06.02

21

Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки.

Царит гармония оркестра.

13.02

                                                                    Раздел 6: «В музыкальном театре» (6 ч.)

22

Драматургическое развитие в опере и балете.

Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России.

Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности с использованием знаний основных средств музыкальной выразительности.

Определять особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.

Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы, балета, оперетты.

Исполнять свои музыкальные композиции на школьных концертах и праздниках.

Оценивать собственную творческую деятельность. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания

20.02

23

Драматургическое развитие в опере и балете.

Опера «Иван Сусанин».

27.02

24

Исходила младешенька.

05.03

25

Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.

12.03

26

Драматургическое развитие в опере и балете.

Балет «Петрушка»

19.03

27

Театр музыкальной комедии. Оперетта. Мюзикл.

02.04

                                                Раздел 7: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (7 ч.)

28

Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия.

Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии.

Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров.

Узнавать музыку (из произведений, представленных в программе). Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира.

Исполнять свои музыкальные композиции на школьных концертах и праздниках.

Оценивать собственную творческую деятельность. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

09.04

29

Исповедь души. Революционный этюд.

16.04

30

Мастерство исполнителя.

23.04

31

Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах.

30.04

32

Мастерство исполнителей. Музыкальные инструменты: гитара. Авторская песня.

07.05

33

Музыкальный сказочник

14.05

34

«Рассвет на Москве-реке»

Обобщение. Урок-концерт.

21.05

                                                                                                               


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса,

 осуществляемого  по предмету «Музыка»

                                               Учебно-методическая литература.

1. Закон  РФ  «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 года.

 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г. / М-во образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33с. (Стандарты второго поколения)

 3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования,  УМК «Школа России» автор-составитель А. А. Плешаков М.: ООО  «Просвещение», 2009.

4. Учебники  «Музыка. 4 класс» авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. М.: Просвещение-2013

5.«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 4 класс», «Просвещение».  МР 3

6.«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 4 класс» « Просвещение» (МР З)

7.«Уроки музыки. 1—4 классы» методическое пособие для учителя авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.М.: «Просвещение»2013

Дополнительная литература для учителя                          

1. Александрова Е.В., Арановская И.В. Организация и руководство этапом слушания музыки – Волгоград.: Перемена, 1999

2. Белкина С.И., Ломова Т.П. Музыка и движения. – М.: Просвещение, 1983

3. Благообразов С., Грищенко К. Пение. Изд. Музыка. Москва, 1971

4. Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах /  М., 1999.

5. Ильенко Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы.

  М.: АРКТИ, 2001

6. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке»// М: Просвещение  1989

7. Критская Е. Д. Музыка: 1—4 классы: Методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — М., 2004..

8. Кабалевский Д.Б. Воспитание музыкой. – М.: Просвещение

9. Науменко Г.М. Хоровод – круглый год. – М.: 1999

10. Орлова Т.М. «Учите детей петь»// М: Просвещение.1987

11. Русские композиторы: история отечественной музыки в биографиях ее творцов. — Урал, Л. Т. Д., 2001.

12. Слово о музыке: русские композиторы XIX века: хрестоматия / сост. В. Б. Григорович, З. М. Андреева. — М., 1990.

13. Такун Ф.И. Сборник песен «Наша школьная страна» Москва: Современная музыка. 2001

Технические средства обучения

 Проектор        

Интерактивная доска        

Принтер                                                                                                          

Магнитофон                                                                                                  

Компьютер                                                                                                                                                                

                                                       Цифровые образовательные ресурсы

1. Электронный  образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)

2. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

3.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

4. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2011г.»

5.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

6.Единая коллекция-http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

7.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

8.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

9. «Уроки музыки с дирижером Скрипкиным». Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2009.

                                                                                                                          ПРИЛОЖЕНИЕ

                                                                    Итоговый тест по музыке

(Программа «Музыка» Е.Д.Критская)

4 класс, 1 четверть

1. Приведите в соответствие:

а) народная музыка                     1) «Концерт №3»

б) профессиональная музыка     2) «Ты река ли, моя реченька»

                                                3) «Солдатушки, бравы ребятушки»

                                                4) Кантата «Александр Невский»

2. Приведите в соответствие:

а) солдатская                       1) «Ты река ли, моя реченька»

б) хороводная                      2) «Солдатушки, бравы ребятушки»

в) игровая                            3) «А мы просо сеяли»

г) лирическая                      4) «Милый мой хоровод»

  1. Назовите композитора, которого называют музыкальным сказочником:

а) П.И.Чайковский

б) Н.А.Римский – Корсаков

в) М.И.Глинка

  1. Оцените утверждение:

 Стихотворение «Осенняя пора» А.С.Пушкина и произведение «Осенняя песнь»    П.И.Чайковского – это лирические произведения

  а) верно        

  б) неверно

  1. Приведите в соответствие:

а) П.И.Чайковский                1) «Осенняя песнь»

б) Н.А.Римский – Корсаков  2) «Венецианская ночь»

в) М.И.Глинка                        3) «Три чуда»

Итоговый тест по музыке

(Программа «Музыка» Е.Д.Критская)

4 класс, 2 четверть

1. Выберите правильные ответы:

В оркестр русских народных инструментов входят:

а) скрипка

б) бубен

в) виолончель

г) балалайка

д) домра

е) барабан

ж) баян

з) гусли

и) флейта

    2.Приведите в соответствие:

       а) Струнные инструменты                   1) рожок

       б) Ударные инструменты                     2) бубен

       в) Духовые                                             3) гусли

    3. Найдите лишнее:

       Жанры народных песен:

     а) Колыбельные

     б) Игровые

     в) Плясовые

     г) Хороводные

     д) Спокойные

     е) Трудовые

     ж) Обрядовые

   4.Найдите лишнее:

     Струнно-смычковые инструменты:

    а) Скрипка

    б) Альт

    в) Арфа

    г) Виолончель

    д) Контрабас

  5. Приведите в соответствие:

  а) С.В.Рахманинов                       1) «Старый замок»

  б) М.П.Мусоргский                      2) «Полонез»

  в) Ф.Шопен                                   3) «Сирень»

 6. Оцените утверждение:

  Романс – это музыкальное произведение, в котором более глубоко выражены чувства     человека.

  а) верно        

  б) неверно

Тест по музыке 4 класс, 3 четверть

(программа «Музыка» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)

  1. Назовите композитора, написавшего оперу «Иван Сусанин»:

а) Н.А.Римский-Корсаков

б) М.И.Глинка

в) П.И.Чайковский

  1. Оцените утверждение:

       Музыка в народном стиле – это композиторская музыка,  похожая на народную музыку.

а) Верно

б) Неверно

  1. Назовите композитора балета «Петрушка»:

а) М.И.Глинка

б) П.И.Чайковский

в) И.Ф.Стравинский

  1. Найдите лишнее:

В музыкальном театре показывают следующие спектакли:

а) опера

б) балет

в) этюд

г) оперетта

д) мюзикл

  1. Приведите в соответствие:

1) Опера           а) актеры только танцуют

2) Балет             б) актеры поют, танцуют, говорят, только комедия

3) Оперетта       в) актеры поют, танцуют, говорят, комедия и драма

4) Мюзикл         г) актеры только поют

Тест по музыке 4 класс, 4 четверть

(Программа Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной)

  1. Какой праздник называют «Светлым праздником»?

а) Троица

б) Пасха

в) Рождество Христово

г) Масленица

  1. Назовите произведение русского композитора, в  котором передается звучание колокольного звона «Праздничный трезвон»

а) С.В.Рахманинов «Светлый праздник»

б) А.П.Бородин «Богатырская симфония»

в) М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»

3. Назовите народный праздник  поклонения  матушке-природе:

а) Масленица

б) Троица

в) Пасха

г) Ивана Купала

4. Выберите композитора, которого по-другому называют «музыкальным сказочником»

а) П.И.Чайковский

б) М.П.Мусоргский

      в) Н.А.Римский-Корсаков

      г) М.И.Глинка

  1. Найди лишнее:

Произведения Н.А.Римского-Корсакова – это…

а) «Рассвет на Москве-реке»

б) «В пещере горного короля»

в) «Шехеразада»

г) «Садко»

д) «Снегурочка»

е) «Сказка о царе Салтане»

  1. Приведите в соответствие:

       1) сюита для двух фортепиано «Светлый праздник»        а) Н.А.Римский-Корсаков

       2) сюита «Шехеразада»                                                         б) М.П.Мусоргский

       3) симфоническая картина «Рассвет на Москве-реке»       в) С.В.Рахманинов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...