рабочая программа по музыке
рабочая программа по музыке (2 класс) на тему
Рабочая программа по музыке 2 класс УМК "Гармония" ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzaka_programma.docx | 89.09 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тематическое (поурочное) планирование 2 класс
(1 час в неделю)
№ урока | Тема | Формируемые умения/личностные качества | Деятельность учащихся | ||||
Предметные умения | УУД | ||||||
1 | Разнообразие музыкальных историй (введение в тему года) | Размышлять о музыкальном развитии как художественном воспроизведении явлений природы и жизни человека. Исследовать развитие музыкальных образов в пройденных произведениях и передавать развитие образов в своём исполнении. | Углубление представлений о неразрывном единстве музыки и жизни. (Л.) Развитие познавательного интереса. (Л.) Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. (П.) Анализировать художественное произведение как процесс и как результат. (П.) Взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности. (Р.) Уметь слушать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении. (К.) | Рассказывают о наиболее интересных встречах с музыкой в летние каникулы. Размышляют о развитии как общей закономерности музыкального искусства, явлений природы, жизни человека. Вспоминают (по рисункам и фотографиям) пройденные музыкальные произведения. Наблюдают за развитием музыкальных образов в пройденных произведениях. Воплощают музыкальное развитие образов в собственном исполнении (в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластическом движении). | |||
I четверть Разнообразование музыкальных историй. Балет как целостная музыкальная история (9ч) | |||||||
Музыкальные истории в вокальной музыке (уроки 1–2), 2ч | |||||||
2 | А. П. Бородин. Спящая княжна (сказка) | Анализировать развёртывание музыкальных историй в романсе, песне, былине, характеризовать их образный строй, особенности мелодии, сопровождения, манеры исполнения. Воплощать развитие музыкальных образов в разных жанрах вокальной музыки (песня, романс, былина). Исполнять мелодии романса и песни с опорой на нотную запись. Выявлять действие принципов повтора и контраста (сходства и различия) в вокальных произведениях разной формы (куплетная форма, рондо, былинное сказание). Исследовать соотношение слов и напева в былине. Сочинять мелодии к словам романса. Выявлять смысл исполнительского развития в песне. Составлять исполнительский план народной песни и разыгрывать песню с одноклассниками. Наблюдать за претворением народно-песенных жанров в оперных произведениях. | Эмоционально постигать народное песенное творчество. (Л.) Развивать интерес к художественной деятельности.(Л.) Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. (П.) Понимать возможность различных интерпретаций одного музыкального произведения. (П.) Обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую (групповую) позицию. (Р.) Уметь действовать по плану. (Р.) Вступать в учебное сотрудничество с однокласс- никами: работать в парах, группах. (К.) Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.) | Сочиняют мелодию к словам рефрена романса А. П. Бородина, подбирают способы развития интонации, подходящие для передачи волшебного сна. Моделируют (вербально) характер музыки эпизодов в опоре на поэтический текст. Разучивают и исполняют мелодии рефрена и эпизодов романса. Передают в пластическом интонировании выразительные и изобразительные особенности движения мелодии и аккомпанемента романса. Соотносят художественно-образное содержание романса с формой его воплощения (рондо). | |||
3 | «А мы просо сеяли». Русская народная песня Былина о Вольге и Микуле | Разучивают и исполняют русскую народную песню «А мы просо сеяли». Составляют план исполнительского развития в песне, подбирают выразительные интонации, жесты и движения к словам каждого куплета. Инсценируют песню-диалог совместно с одноклассниками. Знакомятся с видеофрагментом претворения народной песни в опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», анализируют её звучание и инсценировку. Разучивают и исполняют фрагмент былины. Импровизируют продолжение былины, стараются передать её интонационнообразные особенности. Анализируют соотношение напева и слов в былине, выявляют следование напева за развитием слов (свободное варьирование). Анализируют по видеозаписи пение Баяна в интродукции оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила». | |||||
Музыкальные истории в инструментальной музыке (уроки 3–4), 2 ч | |||||||
4 | А. К. Лядов. «Кикимора». Сказание. Симфоническая картина | Иметь представление о литературной программе симфонической картины А. К. Лядова «Кикимора». Импровизировать музыкальные характеристики персонажей народного сказания о Кикиморе. Воплощать музыкальные характеристики персонажей симфонической картины А. К. Лядова «Кикимора» в разных видах музыкальной деятельности. Расширять представление о выразительных и изобразительных возможностях инструментов симфонического оркестра. Определять на слух звучание отдельных инструментов симфонического оркестра. Охватить симфоническую картину целостно, выделять этапы развития образа Кикиморы. Сравнивать литературную программу и музыку симфонической картины, выявлять сходство и различие в характеристике образа Кикиморы. | Развитие потребности в общении с произведениями отечественной художественной культуры. (Л.) Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. (Л.) Переводить художественный образ из одного вида искусства в другой. (П.) Делить художественное произведение на смысловые части. (П.) Составлять исполнительский план и действовать в соответствии с ним. (Р.) Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. (Р.) Обсуждать разные точки зрения на одно явление и вырабатывать общую (групповую) позицию. (К.) Уметь слушать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении. (К.) Взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности. (К.) | Импровизируют интонации музыкальных героев симфонической картины в опоре на литературную программу. Знакомятся с образами симфонической картины и передают в исполнении (пластически интонируют, вокализируют) их выразительные и изобразительные тособенности. Слушают и пластически импровизируют симфоническую картину целиком. Выявляют этапы развития образа Кикиморы. Размышляют о соотношении музыкального произведения и его литературной программы. | |||
5 | Людвиг ван Бетховен. Четвёртый концерт для фортепиано с оркестром. Вторая часть (два разворота) | Выявлять жизненное содержание диалога фортепиано и оркестра, наблюдать за развитием интонаций, тем-образов. Соотносить музыку второй части Четвёртого концерта для фортепиано с оркестром Бетховена с её графической моделью. Создавать пластическую модель музыки второй части концерта. Сопоставлять и характеризовать контрастные музыкальные образы, анализировать средства их воплощения. Передавать в исполнении диалог двух кон- трастных музыкальных героев. Характеризовать выразительные и изобрази- тельные возможности фортепиано. Выявлять этапы диалога и отмечать изменения в средствах музыкальной выразительности. Озаглавливать часть концерта и сочинять к ней краткую программу. | Развитие потребности в общении с произведениями зарубежной музыкальной культуры. (Л.) Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. (П.) Оценивать языковые особенности и структуру художественного произведения. (П.) Расширять представление о выразительности диалога в инструментальной музыке. (П.) Соотносить варианты решения одной творческой задачи. (П.) Рефлексировать в ходе творческого сотрудничества. (Р.) Учитывать выделенные ориентиры действия в но-вом учебном материале. (Р.) Обсуждать и корректировать результаты своей исполнительской деятельности. (Р.) Принимать участие в коллективном обсуждении и исполнении художественного произведения. (К.) Расширять опыт вербального и невербального общения. (К.) | Слушают и анализируют вторую часть Четвёртого концерта для фортепиано с оркестром Бетховена. Выявляют диалогичность развёртывания музыкаль- ной истории в части концерта.Исполняют диалог фортепиано и оркестра (пластическое интонирование, вокализация). Определяют этапы развития двух музыкальных образов, наблюдают за изменениями в музыкальной речи этих героев. Сочинить литературную программу к произведению. Выявлять черты стиля (музыкальные образы и их развитие) музыки Л. в. Бетховена. | |||
Чем отличаются музыкальные истории в произведениях малых и крупных форм музыки (урок 5), 1 ч | |||||||
6 | С. С. Прокофьев. «Сказки старой бабушки». Пьесы для фортепиано | Характеризовать особенности развёртывания музыкальных историй в разных жанрах инстру- ментальной музыки (симфоническая картина, концерт для фортепиано с оркестром, фор- тепианная пьеса). Моделировать образное содержание фортепиан- ной пьесы по эпиграфу. Характеризовать музыкальные образы фортепианной пьесы в авторском исполнении. Соотносить название пьесы и её эпиграф с характером образов пьесы и их развитием. Воплощать в разных видах музыкальной деятельности портрет рассказчицы и содержание её сказки. Определять потенциальные возможности воплощения содержания музыкальной истории в небольшой инструментальной пьесе. Расширить представление о творческом портрете С. С. Прокофьева – композитора и пианиста. | Развитие познавательного интереса к художественной деятельности. (Л.) Эмоционально-ценностное отношение к творческим достижениям выдающихся композиторов. (Л.) Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. (П.) Моделировать содержание художественного произведения. (П.) Переводить художественный образ с языка одного вида искусства на другой. (П.) Сравнивать разные жанры музыки по существенным признакам. (П.) Сопоставлять и связывать контрастные образы одного произведения. (П.) Расширять опыт вербального и невербального общения. (К.) | Создают композиторский план фортепианной пьесы в опоре на эпиграф. Слушают, анализируют и исполняют (пластически интонируют, напевают) пьесу. Характеризуют музыкальный портрет рассказчицы и её сказку. Передают в исполнении выразительность и изобра-зительность образов пьесы. Исследуют особенности музыкальной истории, воплощённой в инструментальной пьесе. | |||
С. С. Прокофьев. Балет «Золушка». Вступление | Иметь представление о составном музыкальном портрете. Распознавать образный смысл тем-характеристик Золушки и воплощать их в разных видах музыкальной деятельности. Исполнять темы Золушки с ориентацией на нотную запись. Характеризовать содержание вступления к балету. | Развитие эстетического восприятия в процессе знакомства с шедеврами отечественной музыки. (Л.) Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчи- вости. (Л.) Составление целого из частей. (П.) Прогнозировать целое на основе его части. (П.) Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. (Р.) Участвовать в учебном диалоге при обсуждении художественных произведений. (К.) Высказывать свою точку зрения и обосновывать её. (К.) | Слушают и разучивают три темы Золушки в разных видах музыкальной деятельности. Соотносят лейттемы Золушки со словесными характеристиками композитора. Знакомятся со вступлением к балету, размышляют о его образном содержании. Прогнозируют развитие действия в балете, ориентируясь по его вступлению и литературной перво-основе. | ||||
Музыкальная история в балете (уроки 6–9), 4 ч | |||||||
7 | С. С. Прокофьев. Балет «Золушка». Первое действие (три разворота) | Распознавать по музыке последовательность сценических событий. Воплощать (в пении, пластическом интонировании, пантомиме) музыкальные образы героев балета. Составлять исполнительский план фрагментов балета (на основе пояснений автора) и участвовать в их ин- сценировке. Узнавать лейттемы балета и соотносить характер их звучания со сценическим действием. Анализировать видео- фрагмент балета, наблюдать за соотношением музыки и её сценического воплощения. Узнавать на слух вальсовые темы и выявлять их роль в характеристике Золушки. | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков людей. (Л.) Развитие эмпатии и эмо- ционально-нравственной отзывчивости. (Л.) Переводить художественный образ с языка одного вида искусства на другой. (П.) Соотносить варианты трешения одной творческой задачи. (П.) Понимать информацию, представленную в неявном виде. (П.) Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. (П.) Взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности. (Р.) Уметь действовать по плану. (Р.) Участвовать в обсуждении художественных произведений. (К.) | Слушают, анализируют и исполняют (пластически интонируют, напевают) музыкальные фрагменты- характеристики героев. Распознают по музыке изменения состояния героев и последовательность сценического действия в балете. Сравнивают гавот в исполнении сестёр и Золушки, передают особенности их исполнения в пластическом интонировании. Наблюдают за преобразованием лейттем балета, объясняют смысл этих изменений. Слушают и характеризуют ве темы Феи-нищенки, предполагают их развитие в балете. Составляют режиссёрский сценарий музыкального фрагмента, опираясь на музыку и авторский комментарий к ней. | |||
8 | С. С. Прокофьев. Балет «Золушка». Второе действие (три разворота) | Распознавать по музыке старинных французских танцев облик придворных и обстановку на балу. Подбирать движения к музыке одного из танцев, знакомиться с исполнением этого танца в балете по видеозаписи. Предполагать причины неожиданных пауз и акцентов в танцах Кубышки и Худышки, давать эстетическую оценку их танцам. Узнавать на слух тему Принца, характеризовать её интонационно-жанровую основу. Узнавать на слух темы вариаций Золушки и Принца, выявлять син- тез их интонаций в мелодии дуэта. Моделировать содержание финала второго действия и отбирать для него темы из уже звучавших в балете. Узнавать темы вальсов и боя часов, звучавших в первом действии. Наблюдать за развитием образа Золушки во втором действии. Слушать, пластически интонировать финал второго действия, обсуждать вариант его сценического решения по видеофрагменту. Определять смысл звучания темы «счастливой Золушки» в окончании действия. | Развитие познавательного интереса. (Л.) Развитие эмпатии и эмоционально-нравственной отзывчивости. (Л.) Расширять представления о разнообразии культурных и социальных традиций. (П.) Распознавать жизненное содержание художественного произведения. (П.) Синтезировать целое из частей и самостоятельно достраивать недостающие компоненты. (П.) Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.) Проводить аналогии и устанавливать причинно-следственные связи. (П.) Моделировать развитие музыки до её прослушивания. (П.) Переводить художественный образ с языка одного вида искусства на другой.(П.) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. (Р.) Взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности. (К.) Формулировать собственное мнение, подтверждать его примерами. (К.) | Слушают, анализируют и исполняют (пластически интонируют, напевают) музыкальные характеристики героев и основные этапы развития действия. Характеризуют по музыке старинных французских танцев обстановку на балу и облик придворных. Переводят ритмоинтонации старинных француз- ских танцев в пластические движения. Исполняют в пластическом интонировании танцы Худышки и Кубышки, выявляют особенности развития их музыки. Составляют музыкально-пластический портрет Принца: выявляют жанровую основу его музыки и подбирают характер- ные жесты и движения.Моделируют музыку появления Золушки на балу. Сравнивают звучание темывальса на балу и в мечтахи Золушки о бале. Ищут в музыке доказательства развития чувств Прин- ца и Золушки. Моделируют завершение второго действия. Участвуют в коллективном обсуждении видеофрагмента финала второго действия. | |||
9 | С. С. Прокофьев. Балет «Золушка». Третье действие (три разворота) | Передавать в пластическом интонировании состояние Принца, объяснять выбор жанровой музыки путешествия Принца. Распознавать по музыке последовательность сценических событий во время остановок Прин- ца. Воспринимать художественные реминисценции как воспоминания о прошедших событиях. Моделировать воспоминания Золушки и сестёр о бале. Моделировать и разыгрывать с одноклассниками сцену примерки туфельки в доме отца Золушки (по аналогии со сценами путешествия Принца). Сравнивать варианты звучания темы «счастливой Золушки» на разных этапах музыкальной истории. | Эмоционально-ценностное отношение к творческим достижениям выдающихся отечественных композиторов. (Л.) Развитие эмпатии и эмоционально-нравственной отзывчивости. (Л.) Распознавать жизненное содержание художественного произведения. (П.) Понимать информацию, представленную в неявном виде. (П.) Синтезировать целое из частей с самостоятель- ным достраиванием недостающих компонентов.(П.) Выявлять логику повторения тем-образов в разных частях одного произведения. (П.) Взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности. (Р.) Формулировать собственное мнение, подтверждать его примерами из художественного произведения. (К.) Участвовать в коллективном обсуждении художе- ственных произведений. (К.) | Слушают, анализируют и исполняют (пластически интонируют, напевают) музыкальные характеристики героев и фрагменты развития действия. Характеризуют музыку галопов Принца, разыскивающего Золушку. Определяют по музыке события, происходящие во время остановок Принца. Анализируют одну из сцен примерки туфельки по ви- деозаписи. Моделируют музыкальные воспоминания Золушки и её сестёр о бале на основе тематических реминисценций. Анализируют сцену воспоминаний девушек о бале по видеофрагменту. Моделируют и инсценируют сцену примерки туфельки, отбирают подходящие для этой сцены темы из уже звучавших в балете. Сравнивают звучание темы «счастливой Золушки» во вступлении, финале второго действия и завершении балета, дают каждому варианту название. | |||
10 | С. С. Прокофьев. Балет «Золушка». Обобщение (один разворот) | Охватывать целостно балет как музыкальную историю. Узнавать на слух, петь и пластически интонировать основные темы балета. Понимать структуру балета. Иметь представ- ление о роли лейттем, лейтжанров, реминисценций в создании целостной музыкальной истории. Размышлять над значением вальса в характеристике Золушки. Творчески «пересказывать», переинтонировать ключевые фрагменты музыки балета от лица разных героев. Размышлять над основной идеей и особенностями музыкального мязыка балета С. С. Прокофьева «Золушка». Сравнивать варианты музыкально-сценического решения одного из фрагментов балета. Расширять представление об образном строе музыки С. С. Прокофьева, особенностях его музыкального языка. | Формирование оптимистического мировосприятия. (Л.) Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков людей. (Л.) Развитие эмпатии и эмо- ционально-нравственной отзывчивости. (Л.) Иметь опыт пересказа текста художественного произведения от лица разных героев. (П.) Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. (Р.) Взаимодействовать с учите- лем и сверстниками в учебной деятельности. (Р.) Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном про- изведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.) | Рассказывают в пении, пластическом интонировании музыкальную историю балета. Объясняют логику членения музыкальной истории балета на действия (акты). Приводят доказательства сквозного развития в музыкальной истории балета. Переинтонируют музыкальные темы героев балета от лица Принца и мачехи. Сравнивают две интерпретации одной сцены балета и участвуют в их коллек- тивном обсуждении. Выявляют черты стиля (образы и их развитие, музыкальный язык) музыки Прокофьева. | |||
II четверть Симфония как целостная музыкальная история (7 ч) | |||||||
Музыкальная история в симфонии (уроки 1–7), 7 ч | |||||||
11,12 | Пётр Ильич Чайковский. Четвёртая симфония. Четвёртая часть. Финал (четыре разворота) | Иметь первоначальное представление о симфонии как четырёхчастном цикле и об особенностях каждой его части. Различать на слух и исполнять две симфонические темы, определять их место в симфонии П. И. Чайковского в опоре на представление о композиционных функциях тематизма Пятой симфонии Л. в. Бетховена. Проводить аналогию между финалами симфоний Л. в. Бетховена и П. И. Чайковского. Выявлять особенности претворения народной песни в симфонической музыке. Следить за преобразованием тем в музыке финала, выявлять смысловые этапы их развития. Соотносить характер тем с характером (приёмами) их развития. Охватывать часть сим- фонии целостно – как процесс и как результат. Составлять исполнительский план финала и воплощать его в пластическом интонировании в опоре на графическую запись. Использовать графическую запись для реше- ния учебных задач. Расширить представление о тембровых красках звучания отдельных инструментов симфонического оркестра. Соотносить содержание и построение музыки. Участвовать в конкурсе «дирижёров» с исполнением фрагмента финала симфонии П. И. Чайковского. | Развитие познавательного интереса. (Л.) Углубление представлений о связях отечественной и мировой музыкальной культуры. (Л.) Постигать произведение искусства с разных сторон: художествен- ной, научной, языковой. (П.) Проводить аналогии и устанавливать причинно-следственные связи. (П.) Распознавать жизненное содержание художественного произведения. (П.) Ориентироваться в графической модели музыкального произведения. (П.) Прогнозировать целое на основе его части. (П.) Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном про- изведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.) Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. (Р.) Участвовать в учебном диалоге при обсуждении художественных произведений. (К.) Высказывать свою точку зрения и обосновывать её. (К.) | Слушают, анализируют (в опоре на графическую запись), вокализируют, подбирают жесты для пластического воплощения музыкальных образов финала Четвёртой симфонии Чайковского. Прогнозируют местоположение разученных тем в симфонии П. И. Чайковского. Сопоставляют музыкаль- ные образы по сходству и различию. Определяют этапы развития тем, выявляют изменения в их характере, применяют при анализе знание средств музыкальной выра- зительности. Воплощают развитие музы- кальных образов в исполнении (вокализация, пластическое интонирование). Определяют кульминацию финала, характеризуют новую тему и выявляют её роль в музыкальной истории финала. Определяют характер взаимодействия тем в коде финала. Составляют исполнитель-ский план финала и пластически интонируют его. Участвуют в конкурсе «дирижёров» с исполнением фрагмента финала симфонии П. И. Чайковского. | |||
13,14 | Пётр Ильич Чайковский. Четвёртая симфония Третья часть Скерцо (два разворота) | Предвосхищать характер третьей части симфонии Чайковского по аналогии с образным строем третьей части симфонии Бетховена. Сочинять мелодии для скерцо симфонии П. И. Чайковского на основе словесной характеристики композитора. Охватывать часть сим- фонии целостно, выделять в ней смысловые разделы. Соотносить содержание и построение музыки скерцо. Составлять исполнительский план скерцои воплощать его в пластическом интонирова-нии.Расширить представление о тембровых красках и приёмах исполнения инструментов симфони- ческого оркестра.Сравнивать две интерпретации одного фрагмента скерцо. Участвовать в конкурсе «дирижёров» с исполнением фрагмента скерцо симфонии П. И. Чайковского. | Развитие познавательного интереса. (Л.) Эмоционально-ценност- ное отношение к шедеврам отечественной музыки. (Л.) Распознавать жизненное содержание художественного произведения. (П.) Постигать произведение искусства с разных сторон: художественной, научной, языковой. (П.) Проводить аналогии и устанавливать причинно-следственные связи. (П.) Делить художественное произведение на смысловые части. (П.) Ориентироваться в графическом конспекте части музыкального произведения. (П.) Осознавать место возможных ошибок при исполнении произведения и находить пути их преодоления.(Р.) Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. (Р.) Коллективно обсуждать прослушанное, аргументи- ровать собственное мнение, опираясь на музыку произведения. (К.) | Моделируют характер третьей части симфонии П. И. Чайковского в опоре на взаимосвязь скерцо и финала Пятой симфонии Л. в. Бетховена. Импровизируют мелодии скерцо и их развитие, исхо- дя из образных и жанровых характеристик композитора. Слушают, анализируют и исполняют (напевают, пластически интонируют) музыку третьей части. Распознают выразительные и изобразительные особен- ности музыки скерцо.Характеризуют выразительность исполнительского приёма (пиццикато). Продумывают исполнительский план и исполняют скерцо в опоре на графическую запись. Сравнивают две интерпре- тации фрагмента скерцо. Участвуют в конкурсе «дирижёров» и оценивают собственное исполнение и исполнение однокласс- ников. | |||
15,16, 17 | Пётр Ильич Чайковский. Четвёртая симфония. Вторая часть (два разворота) | Предвосхищать характер второй части симфонии П. И. Чайковского по аналогии с образным строем второй части симфонии Л. в. Бетхо- вена. Слушать основную тему второй части и выражать в исполнении её характер и особенности раз- вёртывания. Выявлять интонацион- ные связи основной темы второй части с темами других частей симфонии. Анализировать развитие музыки во второй части. Охватывать часть симфонии целостно, выделять в ней смысловые разделы. Расширять представление о тембровых красках и приёмах исполнения инструментов симфонического оркестра. Составлять исполнительский план второй части и воплощать его в пластическом интонировании в опоре на графический конспект. Участвовать в конкурсе «дирижёров» с исполнением фрагмента второй части симфонии П. И. Чайковского. | Развитие познавательного интереса. (Л.) Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной музыки. (Л.) Распознавать жизненное содержание художественного произведения. (П.) Постигать произведение искусства с разных сторон: художественной, научной, языковой. (П.) Проводить аналогии и устанавливать причинно- следственные связи. (П.) Делить музыку части на смысловые разделы. (П.) Ориентироваться в графическом конспекте части симфонии. (П.) Осознавать место возможных ошибок при исполне- нии произведения и находить пути их преодоления. (Р.) Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. (Р.) Коллективно обсуждать музыкальное произведение, аргументировать свою точку зрения. (К.) | Моделируют образный строй второй части симфонии П. И. Чайковского в опоре на представление об образном строе второй части Пятой симфонии Л. в. Бетховена. Слушают, анализируют и разучивают основные темы второй части, следят за их развитием, сравнивают характер их звучания у разных инструментов. Выявляют звукоизобразительные интонации (в репризе), уточняющие характеристику образного строя второй части.Соотносят художественнообразное содержание второй части с формой его воплощения. Продумывают исполнительский план и исполняют фрагмент второй части в опоре на графическую запись. | |||
III четверть Опера как целостная музыкальная история (9 ч) | |||||||
Музыкальная история в опере (уроки 1–9), 9 ч | |||||||
18 | М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин». Первое действие. | Иметь общее представление о месте, времени, обстановке действия в опере «Иван Сусанин» Глинки. Распознавать по музыке происходящее на сцене действие. Определять на слух и петь мелодии хоров интродукции. Исследовать интонци- онные связи хоров интродукции. Выявлять родство мелодий хоров интродукции с мелодиями русских народных песен. | Уважение к защитникам Родины. (Л.) Распознавать жизненное содержание художественного произведения.(П.) Выделять существенные характеристики для решения поставленной задачи. (П.) Корректировать результаты своей исполнительской деятельности. (Р.) Обсуждать с одноклассни- ками смысл происходящих изменений. (К.) Расширять опыт вербаль-ного и невербального общения. (К.) | Вспоминают о событиях интродукции в процессе слушания, анализа и исполнения её хоров. Инсценируют фрагмент сцены встречи ополченцев. Устанавливают интонационные связи между темами хоров интродукции в опоре на графическую запись. Подбирают русские народные песни, похожие на хоры интродукции и выявляют между ними интонационную и жанровую общность. Распознают по музыке развитие сценического действия в опере. | |||
Первое действие (продолжение) | Распознавать по музыке чувства и мысли героини. Сопоставлять каватину и рондо, размышлять о жизненных основаниях контрастных состояний героини. Напевать темы каватины и рондо, выявлять интонации, характерные для музыкальной речи Антониды. Приводить примеры родства интонаций музыкальной речи Антониды и хоров крестьян из интродукции. Составлять музыкальный портрет Сусанина по его фразам, обращённым к Антониде и односельчанам. Характеризовать музыкальную речь Сусанина, выявлять её интонационные связи с темами Антониды и хоровинтродукции. Раскрывать выразительные и изобразительные черты мелодии и аккомпанемента хора дружинников (гребцов). Петь, составлять исполнительский план и инсценировать хор гребцов. | Развитие эмпатии и сопереживания героине, эмоционально-нравственной отзывчивости. (Л.) Распознавать жизненное содержание художественного образа. (П.) Раскрывать смысл олицетворения образов природы в художественном произведении. (П.) Устанавливать связи, невысказанные в тексте напрямую, объяснять их. (П.) Бережное отношение к родной земле и своему народу. (Л.) Эмоционально-ценностное отношение к образам природы. (Л.) Распознавать жизненное содержание художественно- го образа. (П.) Выделять существенные характеристики в явлении для решения поставленной задачи. (П.) Синтезировать целое из частей. (П.) Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. (Р.) Участвовать в коллективном обсуждении и исполнении фрагмента художественного произведения. (К.) | Слушают, напевают темы каватины и рондо Антониды в опоре на графическую запись. Характеризуют музыкальный образ Антониды, размышляют о причинах контраста её состояний. Соотносят образное содержание и форму его воплощения в музыкальной характеристике Антониды. Выявляют характерные интонации в музыкальной речи героини. Слушают, анализируют диалог Ивана Сусанина и крестьян. Передают в своём исполнении эмоционально-образный строй музыкальной речи Сусанина. Выявляют связь музыкальной речи героя с народной песенностью. Разучивают хор гребцов и выявляют выразительные и изобразительные черты в мелодии и сопровождении. Инсценируют хор гребцов. | ||||
Первое действие (завершение) | Иметь общее представление о деятельности К. Минина и Д. Пожар-ского по организации народного ополчения. Петь и характеризовать мелодию трио, устанавливать интонационные связи с предшествующей музыкой оперы. Моделировать реакцию Сусанина и Антониды на предложение Собинина. Разыгрывать по ролям сцену трио Собинина, Антониды и Сусанина. Разучивать основную тему финала первого действия и исполнять её от лица Богдана, Сусанина. Устанавливать интонационные связи мелодии финального хора с предшествующими мелодиями оперы. Знакомиться с видеофрагментом первого действия оперы, анализировать сценическое воплощение музыки. Целостно охватывать первое действие оперы. | Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости. (Л.) Соотносить желания и поступки героев с нравственными нормами. (Л.) Сопоставлять разные точки зрения на одно явление. (П.) Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. (Р.) Уметь действовать по плану. (Р.) Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками: работать в парах, группах. (К.) Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.) Анализировать видеофрагмент первого действия оперы, соотносить музыкальные и сценические образы. (П). | Размышляют о роли Минина и Пожарского в организации народного сопротивления. Разучивают тему трио и моделируют реакцию Сусанина и Антониды на предложение Собинина сыграть свадьбу. Исполняют трио по ролям. Выявляют интонационные связи тем трио и финала первого действия с предшествующей музыкой оперы. Слушают, анализируют и исполняют музыку завершающей сцены первого действия. Знакомятся с видеофрагментом первого действия и обсуждают просмотренное с одноклассниками. | ||||
19 | М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин». Второе действие | Петь, узнавать на слух вступительные фанфары и основную тему полонеза, ритмические формулы и темы краковяка, падекатра, мазурки. Подыскивать шаг и импровизировать движения польских танцев. Характеризовать соотношение мелодии и слов в женском хоре. Экспериментировать с ритмоформулами краковяка и мазурки, характеризовать выразительность синкоп. Выявлять жанровую ос- нову падекатра. Ориентироваться в графической записи тем полонеза и мазурки. Иметь представление о событиях, прерывающих ход бала. Выявлять общие черты в музыке польских танцев. Анализировать видеофрагмент второго действия оперы, соотносить музыкальный и сценический образы. Целостно охватывать второе действие оперы. | Ориентация в нравственном содержании помыслов героев оперы. (Л.) Уважительное отношение к культуре других народов. (Л.) Распознавать жизненное содержание художественного образа. (П.) Обобщать характерные черты польских танцев. (П.) Переводить художественный образ с языка одного вида искусства на другой. (П.) Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. (Р.) Участвовать в коллективном обсуждении и исполнении фрагмента художественного произведения. (К.) | Слушают, анализируют и исполняют (пластически интонируют, напевают) ос-новную тему и вступительные фанфары полонеза. Исследуют соотношение слов и музыки в женском хоре. Разучивают (поют и пластически интонируют) тему краковяка. Выявляют выразительность синкопированного ритма в процессе переинтонирования темы краковяка. Слушают, поют, пласти- чески интонируют музыку падекатра, выявляют его жанровую основу. Слушают, поют, пластически интонируют мелодию мазурки. Выявляют родство музыки танцев, звучащих на балу. Обсуждают с одноклассниками события, происходящие в финале второго действия. Знакомятся с видеофрагментом финала второго действия и обсуждают просмотренное с одноклассниками. | |||
20 | М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин». Третье действие | Понимать ход сценического действия (отношения в семье, события в стране, подготовка к свадьбе). Сочинять мелодию к словам песни Вани. Разучивать, характеризовать и узнавать на слух темы песни Вани, его диалога с Сусаниным, квартета. Расширять опыт музыкальной исполнительской деятельности (соло, дуэт, ансамбль, хор). Вместе с одноклассниками составлять и разыгрывать композицию из фрагментов сцены Сусанина и Вани. Анализировать видеофрагмент сцены подготовки к свадьбе (по выбору), соотносить музыкальный и сценический образы героев. Напевать на слух тему семейного счастья. Понимать ход сценического действия (отношения в семье, подготовка к свадьбе). Напевать и узнавать на слух тему семейного счастья. Озвучивать на основе темы семейного счастья. Озвучивать слова реплик Сусанина и Вани на основе интонаций темы семейного счастья. Размышлять о причине звучания фанфар полонеза в доме Сусанина. Исполнять (инсценировать) фрагменты третьего действия. Расширять опыт музыкальной исполнительской деятельности (соло, дуэт, ансамбль, хор). Вместе с одноклассниками составлять и разыгрывать композицию из фрагментов сцены Сусанина и Вани. Анализировать видеофрагмент сцены подготовки к свадьбе (по выбору), соотносить музыкальный и сценический образы героев. Напевать на слух тему семейного счастья. Понимать ход сценического действия (отноше- ния в семье, подготовка к свадьбе). Напевать и узнавать на слух тему семейного счастья. Озвучивать на основе темы семейного счастья. Озвучивать слова реплик Сусанина и Вани на основе интонаций темы семейного счастья. Размышлять о причине звучания фанфар полонеза в доме Сусанина. Исполнять (инсценировать) фрагменты третьего действия. | Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости. (Л.) Понимание и адекватная оценка чувств и мыслей героев. (Л.) Расширение представлений о культурных (семейных) традициях народа. (Л.) Распознавать жизненное содержание художественных образов. (П.) Устанавливать причинно-следственные связи. (П.) Переводить художественный образ с языка одного вида искусства на другой. (П.) Искать необходимые данные для решения творческой задачи. (П.) Ориентироваться в графи- ческой модели музыкальной темы. (П.) Выявлять смысловые единицы художественного текста. (П.) Составлять целое из частей. (П.) Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности и действовать по плану. (Р.) Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками: работать в парах и группах. (К.) | Сочиняют мелодию к словам песни Вани. Слушают, разучивают и исполняют песню Вани. Анализируют выразительность аккомпанемента песни, определяют её жанровую основу. Слушают и анализируют диалог Сусанина и Вани, разучивают его основные темы. Составляют и разыгрывают композицию из фрагментов песни Вани и его диалога с Сусаниным. Размышляют о неразрывной связи событий в стране и в семье Сусанина. Слушают и напевают основные темы квартета, тему семейного счастья. Импровизируют мелодии к словам Сусанина и Вани на основе темы семейного счастья. Знакомятся с видеофрагментом сцены и обсуждают просмотренное. Распознают интонации приближающейся фанфары полонеза, моделируют последующее развитие событий. | |||
21 | Третье действие (продолжение) | Понимать причину появления поляков в доме Сусанина. Моделировать, слушать, анализировать диалог Сусанина и поляков, выявлять его смысловые этапы. Исследовать интонационное содержание музыкальной речи Сусанина и поляков на каждом этапе их диалога. Выявлять интонационные связи музыкальной речи поляков и Сусанина со звучавшей ранее музыкой оперы. Понимать прямой и переносный смысл речи Сусанина в диалоге с поляками. Понимать, какой смысл приобретают в завершении сцены звучавшие ранее темы и интонации. Сочинять мелодию на слова обращения Сусанина к Ване. Анализировать сценическое воплощение противостояния Сусанина и поляков по видеозаписи. Продумывать исполнительский план инсценировки фрагмента диалога Сусанина и поляков и принимать участие в исполнении этого фрагмента. | Углубление познавательного интереса к музыкальным занятиям. (Л.) Приобретение опыта эмоционального переживания жизненных проблем других людей, сочувствия людям, находящимся в трудной ситуации. (Л.) Понимание и адеват- ная оценка поступков, чувств и мыслей героев. (Л.) Понимать прямой и переносный смысл текста художественного произведения. (П.) Понимать смысл преобразований музыкальных тем и интонаций. (П.) Прогнозировать последовательность развития событий. (П.) Структурировать раздел художественного произведения. (П.) Строить логическую цепь рассуждений. (П.) Находить способы решения творческой задачи в зависимости от конкретных условий. (Р.) Участвовать в коллективном обсуждении и испол- нении фрагмента художественного произведения. (К.) Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.) | Моделируют поведение Сусанина в создавшейся ситуации. Слушают диалог Сусанина и поляков, разучивают и исполняют его основные реплики. Выявляют смысловые этапы развития диалога. Распознают в музыкальной речи Сусанина и поляков интонации и темы, звучавшие ранее в опере. Вслушиваются в звучание оркестрового сопровождения и выявляют его смысл. Импровизируют мелодию на слова обращения Сусанина к Ване, выявляют связь речевой и музыкальной интонации. Составляют план инсценировки фрагмента диалога и разыгрывают его. Знакомятся с видеофрагментом сцены и обсуждают сценическое воплощение музыки. | |||
22 | Третье действие (завершение) | Понимать противоречивость сцениче- ской ситуации девичника. Петь, узнавать на слух музыку женского хора и романса Антониды. Выявлять интонационные связи музыкальной речи Антониды со звучавшей ранее музыкой оперы. Продумывать исполни- тельский план инсценировки фрагмента диалога Антониды и девушек и принимать участие в его исполнении. Целостно охватывать третье действие оперы. | Понимание и адекватная оценка поступков, чувств и мыслей героев. (Л.) Расширение опыта эмоционального сопереживания, сочувствия героям, находящимся в трудной ситуации. (Л.) Расширение представлений о культурных (обрядовых) традициях народа. (П.) Распознавать жизненное содержание художественных образов. (П.) Выделять существенные характеристики художественного текста. (П.) Проводить сравнение разных фрагментов одного художественного произведения. (П.) Анализировать собственное исполнение и вносить в него необходимые коррективы. (Р.) Принимать участие в исполнении мукального диалога по ролям. (К.) | Моделируют сценическую ситуацию девичника. Разучивают свадебный хор и романс Антониды. Сравнивают мелодию романса с каватиной и рондо Антониды из первого действия, выявляют родство интонаций. Составляют план инсценировки диалога Антониды с девушками и разыгрывают диалог по ролям. | |||
23 | М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин». Четвёртое действие | Распознавать по музыке обстановку действия и состояние героя. Петь, узнавать на слух основные темы сцены. Анализировать развитие характера героя, его музыкальной речи (интонации, построение фраз, стиль речи). Импровизировать (в парах) диалог Вани и ополченцев. Продумывать исполнительский план фрагмента сцены у посада и принимать участие в его инсценировке. Целостно охватывать сцену у посада. | Понимать душевное состояние героя и сопереживать ему. (Л.) Составлять целое из частей, самостоятельно достраивать, восполнять недостающие компоненты. (П.) Анализировать художественный образ и прогнозировать его развитие, подтверждать своё мнение примерами из произведения. (П.) Расширять опыт использования монологической и диалогической речи. (Р.) Участвовать в коллектив- ном обсуждении и исполнении фрагмента художественного произведения. (К.) | Распознают по оркестровому вступлению место и время сценического действия, состояние героя. Слушают, анализируют сцену у посада. Выявляют этапы развития образов Вани и ополченцев, характеризуют особенности их музыкальной речи. Разучивают фрагменты речитатива и арии Вани. Импровизируют диалог Вани и ополченцев в парах. Составляют композицию из фрагментов сцены и разыгрывают её с одноклассниками. | |||
24 | Четвёртое действие Сцена в лесу | Распознавать по музыке обстановку действия и развитие состояния героев. Петь, узнавать на слух основные темы сцены. Сравнивать музыкальные характеристики поляков в лесу и на балу передавать контраст музыки в исполнении. Выразительно исполнять речитатив и арию Сусанина. Предвосхищать по оркестровым фрагментам последовательность воспоминаний Сусанина в завершении арии. Целостно охватывать сцену в лесу. | Понимание душевного состояния героя и сопереживание ему. (Л.) Ориентация в нравственном содержании поступков героев. (Л.) Распознавать жизненное содержание художественных образов. (П.) Понимать прямой и переносный смысл художественного текста. (П.) Устанавливать причинно-следственные связи. (П.) Прогнозировать развитие художественного образа. (П.) Анализировать развитие художественного образа, подтверждать своё мнение примерами из произведения. (П.) Вносить коррективы в учебное действие после его завершения. (Р.) Участвовать в коллективном обсуждении и исполнении фрагмента художественного произведения. (К.) Расширять опыт вербального и невербального общения. (К.) | Распознают по оркестровому вступлению место, время действия и состояние героев. Сравнивают (напевают, передают в движении) характер звучания мазурки в лесу и на балу. Импровизируют музыкальные фразы Сусанина и поляков. Слушают сцену в лесу и характеризуют развитие конфликта Сусанина и поляков. Слушают и разучивают арию Сусанина, передают в исполнении душевное состояние героя. Определяют по оркестровым реминисценциям, с кем мысленно прощается Сусанин перед смертью. | |||
25 | М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин». Эпилог | Подбирать мелодию (интонации) для заключительного хора эпилога из ранее звучавших в опере. Разучивать и выразительно исполнять хор «Славься». Понимать смысл звучания траурной музыки в праздничном эпилоге оперы. | Принятие нравственных ценностей своего народа. (Л.) Сохранение памяти о людях, отдавших жизнь за независимость Родины. (Л.) Прогнозировать завершение художественного произведения. (П.) Сопоставлять, сравнивать, выявлять существенные характеристики фрагментов художественного произведения. (П.) Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. (Р.) Взаимодействовать с учителем и одноклассниками в процессе учебной деятельности.(К.) | Моделируют образный строй музыки заключительной сцены оперы. Подбирают мелодию для заключительного хора из мелодий, прозвучавших в опере. Слушают и разучивают хор «Славься». Слушают фрагмент трио Антониды, Вани и Собинина, размышляют об отношении народа к своим героям. Знакомятся с видеофрагментом эпилога оперы. | |||
26 | М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин». Обобщение | Иметь представление об исторических событиях, положенных в основу сюжета оперы Глинки. Петь, узнавать на слух основные темы оперы. Выявлять характерные интонации в музыке русских и в музыке поляков. Определять лейттемы оперы и передавать характер их звучания на разных этапах развития действия. Анализировать сценическое воплощение эпилога по видеозаписи. Знакомиться с произведениями разных видов искусств, посвящённых подвигу Сусанина. Целостно охватывать оперу. | Становление гражданской идентичности на основе знакомства с историческим прошлым своего народа, представленным в художественном произведении. (Л.) Переживание сопричастности подвигам защитников Отечества. (Л.) Гордость за творческие достижения представителей национальной культуры. (Л.) Понимание связи российского государственного праздника День народного единства и исторических событий, отражённых в опере «Иван Сусанин» Глинки. (Л.) Анализировать сквозное развитие образов в художественном произведении. (П.) Сравнивать и обобщать язык противоборствующих героев художественного произведения. (П.) Сопоставлять отражение одного исторического события в разных видах искусств. (П.) Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.) Участвовать в коллективном обсуждении и исполнении фрагмента художественного произведения. (К.) Расширять опыт вербального и невербального общения. (К.) | Вспоминают основные этапы развития действия в опере М. И. Глинки «Иван Сусанин». Исполняют (в пении и движении) музыкальные темы русских образов и выявляют в них общие характерные черты. Исполняют (в пении и движении) музыкальные темы поляков и выявляют в них общие характерные черты. Сравнивают музыкальные характеристики образов русских и поляков. Вспоминают лейттемы оперы и исполняют их в соответствии с конкретны- ми сценическими ситуациями. Выражают своё отношение к героям оперы в разных видах художественной деятельности. | |||
IV четверть Симфония как целостная музыкальная история (продолжение) (8 ч) | |||||||
Музыкальная история в симфонии (уроки 1–8), 8 ч | |||||||
27 | П. И. Чайковский. Четвёртая симфония. Первая часть | Предвосхищать характер первой части симфонии П. И. Чайковского по аналогии с первой частью Пятой симфонии Л. в. Бетховена. Распознавать в музыкальной истории первой части симфонии жизненные образы и человеческие отношения. Моделировать темы, разделы музыки первой части до их прослушивания. Воплощать музыкальные образы первой части симфонии и важнейшие моменты их развития в разных видах музыкальной деятельности. Охватывать музыкальную историю первой части симфонии как процесс и как результат. Иметь представление о функциях основных разделов первой части симфонии. Выявлять изменения, происходящие в музыкальных темах (на основе принципов повтора и контраста). Узнавать на слух и характеризовать музыкальные темы и основные этапы их развития. Выявлять интонационные связи между темами (сходными и контрастными) первой части симфонии. Создавать пластическую модель музыкальной истории и соотносить её с графической моделью. Сопоставлять и обобщать содержащиеся в разных разделах первой части музыкальные темы-образы. Передавать диалогический характер музыки в пластическом интонировании. Расширять представление о выразительных возможностях инструментов симфонического оркестра. | Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной музыки. (Л.) Формирование эстетических чувств на основе постижения отечественной музыкальной классики. (Л.) Развитие сопереживания и эмоционально-нравственной отзывчивости. (Л.) Распознавать жизненное содержание художественно- го произведения. (П.) Проводить аналогии и устанавливать причинно-следственные связи. (П.) Ориентироваться в графической модели музыкального произведения. (П.) Прогнозировать целое на основе его части. (П.) Делить произведение на смысловые части. (П.) Знакомиться с понятием «конфликт», наблюдать за поведением героя в конфликтной ситуации. (П.) Понимать содержание художественного произведения, представленное в неявном виде. (П.) Устанавливать связи, невысказанные в тексте напрямую, объяснять их. (П.) Воспроизводить художественное произведение подробно и сжато. (П.) Принимать и сохранять учебную задачу. (Р.) Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.) Овладевать средствами вер- бального и невербального общения. (К.) Участвовать в коллектив- ном обсуждении прослушанного, высказывать собственное мнение, опираясь на музыку произведения. (К.) | Знакомятся с основной темой первой части, анализируют психологическое состояние главного героя. Моделируют тему интродукции (фатум) по реакции на неё главного героя, подбирают из знакомой музыки симфонии тему интродукции. Читают и анализируют описание темы-фатума, данное композитором. Слушают, анализируют и исполняют интродукцию первой части, выявляют сходные интонации в темах фатума и главного героя. Моделируют веер реакций главного героя на тему-фатум в словах и звуках, сравнивают свои варианты с оригиналом. Моделируют побочную тему в опоре на словесную характеристику П. И. Чайковского. Подбирают жесты для пластической модели основных тем экспозиции и исполняют экспозицию целиком. Предполагают последующее развитие событий, исходя из характеристики темы-фатума П. И. Чайковским. Слушают и исполняют разработку в опоре на графический конспект. Определяют этапы в разработке, характеризуют содержание каждого из них. Анализируют взаимодействие тем главного героя и фатума, выявляют изменения в их отношениях. Воплощают диалогичность склада музыки симфонии в пластическом интонировании. Слушают коду, делят её на смысловые части, подбирают жесты и пластически интонируют коду. Формулируют итог развития музыкальной истории первой части. Сравнивают звучание темы главного героя в экспозиции, разработке, репризе и коде, соотносят жесты, передающие разные его состояния. | |||
28,29 | П. И. Чайковский. Четвёртая симфония Обобщение | Охватывать целиком музыкальную историю Четвёртой симфонии П. И. Чайковского. Ориентироваться в графическом конспекте симфонии и опираться на него при слушании, анализе и исполнении симфонии. Узнавать на слух и исполнять основные темы всех частей симфонии и важнейшие этапы их развития. Исполнять (пластически интонировать) часть симфонии (по выбору). Расширять представление об образном строе музыки П. И. Чайковского и особенностях его музыкальной речи. | Признание и уважение художественных ценностей культуры России. (Л.) Формирование эстетических чувств и оптимистического мировосприятия на основе знакомства с отечественной музыкальной классикой. (Л.) Приобщение к шедеврам мирового музыкального искусства. (Л.) Воспроизводить художественное произведение подробно и сжато. (П.) Выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения. (П.) Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.) Высказывать свою точку зрения и обосновывать её. (К.) | Вспоминают основные этапы развёртывания музыкальной истории Четвёртой симфонии П. И. Чайковского в пении и пластическом интонировании. Соотносят звучание симфонии с её краткой графической записью. Пластически интонируют крупный раздел или часть симфонии. Размышляют над определением Четвёртой симфонии П. И. Чайковского как «музыкальной драмы». Выявляют круг интонаций, тем-образов, характерных для музыки П. И. Чайковского. | |||
30,31, 32,33 | Мир музыкальных историй | Сопоставлять музыкальные истории в произведениях М. И. Глинки, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Л. в. Бетховена, А. П. Бородина, А. К. Лядова. Воплощать и анализировать музыкальные образы и их развитие в произведениях инструментальной музыки. Инсценировать фрагменты музыкально-театральных произведений и характеризовать их специфику. Узнавать на слух основные темы и важнейшие этапы их развития в пройденных произведениях. Выявлять особенности музыкального языка произведений разных композиторов. | Расширение представления о взаимосвязи отечественной и зарубежной музыкальных культур. (Л.) Признание и уважение художественных ценностей культуры России. (Л.) Формирование эстетических чувств на основе знакомства с мировой музыкальной классикой. (Л.) Воспроизводить художественное произведение подробно и сжато. (П.) Анализировать художественный мир произведения, выявлять неразрывные связи искусства и жизни. (П.) Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.) Взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности. (Р.) Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.) Коллективно обсуждать прослушанное, высказывать собственное мнение, опираясь на музыку произведений. (К.) | Вспоминают пройденные во втором классе музыкальные истории, воплощённые в произведениях разных жанров музыкального искусства. Поют, пластически интонируют, инсценируют фрагменты музыкальных произведений, изученных на уроках музыки за год. Размышляют над высказыванием П. И. Чайковского о программности его Четвёртой симфонии. Обсуждают с одноклассниками сходство и различие программной и непрограммной инструментальной музыки. Характеризуют ведущую роль музыки в музыкально-сценических жанрах. Разрабатывают правила конкурсов на лучшего знатока музыки и участвуют в них. | |||
34 | Итоговый урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...