Рабочая программа по музыке УМК "РИТМ" 1 класс
рабочая программа по музыке (1 класс) на тему
Рабочая программа к учебнику В.В. Алеева, Т.Н. Кичак
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_muzyke_1_klass.doc | 235.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 имени В.В. Дагаева
городской округ Лосино-Петровский Московской области
Утверждаю Директор школы Набережнева О.Л. Приказ №________ От ________2015г. |
Рабочая программа
по музыке
(1А класс)
Составители:
Астахова Светлана
Владимировна,
учитель начальных классов
высшей категории
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке предназначена для обучения учащихся 1 класса общеобразовательных школ.
Она полностью учитывает главные положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментального ядра содержания
общего образования, Примерной программы начального общего образования по музыке, Проектных задач в начальной школе, Планируемых результатов начального общего образования.
Одновременно данная программа во многом учитывает позитивные традиции в области музыкально-эстетического образования школьников, сложившиеся в отечественной педагогике. Важной содержательной и концептуальной опорой стали главные положения программы, созданной под научным руководством Д. Б. Кабалевского.
Рабочая программа ориентирована на учебник: Музыка. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (В.В.Алеев, Т.Н. Кичак). – М.:Дрофа, 2011.
Структура рабочей программы по музыке представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; структурные отличия государственной и рабочей программы; содержание курса «Музыка»; тематическое (поурочное) планирование с определением основных видов учебной деятельности; описание учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса; планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Общая характеристика учебного предмета.
Характерная тенденция, присущая стандартам второго поколения, связана с «усилением общекультурной направленности общего образования, универсализации и интеграции знаний»
Широкий интегративный контекст программы (имеются в виду многочисленные содержательные связи с предметами «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Русский язык», «Окружающий мир») не снижает самоценности предмета «Музыка», а лишь придает больший «стереофонический» объем в восприятии и усвоении его содержания.
Также интегративность обусловливает и особенности формирования результатов образования. «В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться»
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков, охватывающие временной диапазон от эпохи барокко до наших дней, народная музыка России и стран ближнего и дальнего зарубежья, образцы духовной музыки, а также значительно обновленный репертуар композиторов-песенников. Особо отметим, что песенный материал не столько выполняет вспомогательную, «иллюстративную» функцию, сколько играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы. Отбор музыкальных произведений осуществлен с учетом их доступности, художественной выразительности, очевидной образовательной и воспитательной направленности.
Академический материал подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках урочной деятельности; песенный репертуар дан в расширенном варианте с целью его вариативного использования. Сочинения (или их фрагменты), предназначенные
для прослушивания, звучат не более одной-двух минут.
Содержание курса
Программа имеет трехуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы систематичности и последовательности (метод «шаг за шагом»); «развития по спирали» (многократные повторения тем на разных этапах, в разных классах на более обогащенном смысловом уровне); сквозного развития (непрерывное развитие тем внутри каждого класса).
П е р в ы й (концептуальный) уровень проявляет себя в названиях тем каждого года обучения, играющих роль опорных точек в развитии содержания:
«Музыка, музыка всюду нам слышна...»;
Содержание 1 класса раскрывает картину звучащего мира, окружающего ребенка. Рассказывается, что музыка звучит повсюду — в природе, в дни праздников, в сказках, обрядах, в мультфильмах и театральных постановках.
В т о р о й (переходный) уровень организации содержания воплощается в опоре на указанный принцип «развития по спирали». Это позволяет выстроить внутреннюю рубрикацию содержания по тематическим блокам, отражающим последовательное и систематическое прохождение тем.
ПРИРОДА В МУЗЫКЕ. Краски осени; «Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?»; Природа просыпается; Мелодии и краски весны.
СКАЗОЧНЫЕ И БЫЛИННЫЕ ОБРАЗЫ В МУЗЫКЕ. Волшебная страна звуков; В гостях у сказки; «Кто-кто в теремочке живет?»; «Давайте сочинимоперу», или Музыкальная история про Чиполлино и его друзей»
НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПРАЗДНИКИ. «Новый год! Новый год! Закружился хоровод...»; Веселый праздник Масленица; Весенний вальс.
НАША РОДИНА. ГЕРОИЧЕСКАЯ И ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ТЕМА. «На Руси родной, на Руси боль
шой не бывать врагу...»; Что такое патриотизм?;
МУЗЫКА — ЖИВОПИСЬ — ПОЭЗИЯ (междисциплинарные темы). «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку...»; Краски осени; Природа просыпается; Музыкальные инструменты. Тембры-краски.
ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ, ВЕЛИКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. «Детский альбом» П. И. Чайковского
ЖАНРЫ МУЗЫКИ. «Встанем скорей с друзьями в круг — пора танцевать...»; Ноги сами в пляс
пустились; Марш деревянных солдатиков.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. В детском музыкальном театре; «Давайте сочиним оперу», или Музыкальная история про Чиполлино и его друзей.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ВИДЫ ОРКЕСТРОВ. Русские народные музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов; Музыкальные инструменты. Тембры-краски.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. Легко ли стать музыкальным исполнителем?; На концерте.
ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ. Музыкальное эхо (динамика); «Водят ноты хоровод...»;
Где живут ноты?
Остальные тематические блоки — «Духовная музыка», «Музыка в кинофильмах и мультфильмах» — более камерны по объему. Отметим, что преподавание духовной музыки в общеобразовательных учреждениях различного типа не может быть одинаковым. Поэтому нами представлен минимум содержания в русле данной темы. Для расширения содержания духовной музыки целесообразно использовать материалы программы «Духовная музыка: Россия и Запад» (М.: Просвещение, 1993).
Наконец, использование принципа сквозного развития определяет построение содержания внутри каждого класса— т р е т и й (практический) уровень. Данный уровень наглядно отражен в примерном поурочно-тематическом планировании.
Теоретический раздел программы, включает сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты. Отметим, что изучение нотной грамоты авторы не определяли как самоцель. Необходимые теоретические понятия и сведения воплощаются по-разному. Одни из них введены в образные названия содержательных тем («Тембры-краски», «Знаки препинания в музыке»), другие представлены в рисунках и фотографиях (изображения звуковысотной «лесенки-чудесенки», музыкальных инструментов), третьи даны в форме текстов-предложений на страницах учебника и рабочей тетради. Таким образом, теория как будто растворяется в общем содержательном потоке.
Принципиальной установкой программы является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении ее содержания. Для понимания и усвоения целого ряда понятий и терминов авторы намеренно вводят так называемые легкие темы («Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!», «Легко ли стать музыкальным исполнителем?» и др.). Такие
темы помогают ребенку в шутливой форме, в форме игры, а порой и методом «от обратного» постичь смысл содержания урока.
Цели обучения:
ЦЕЛЬ предмета «Музыка» в начальной школе заключается в формировании основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
ЗАДАЧИ предмета «Музыка» заключаются в следующем:
—привить интерес, любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
—научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
—способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
—воспитывать и развивать нравственно-патриотические чувства: любви к Родине, уважения к ее истории и традициям;
—привить основы художественного вкуса;
—воспитывать эмоционально-ценностное отношение к музыкальному искусству;
—научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства (в первую очередь литературой и изобразительным искусством);
—обогатить знаниями о музыкальном искусстве;
—научить практическим умениям и навыкам в учебно-творческой деятельности;
—сформировать потребность в общении с музыкой.
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизацию музыкальных произведений.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности: направленность курса на духовно-нравственное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую музыка выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы музыкальной деятельности.
В процессе изучения музыки совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами музыкальной деятельности и основами музыкальной культуры);
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Огромное место занимают ценностные ориентиры, которые заключаются в:
—в воспитании нравственного, ответственного, инициативного и компетентного человека;
—в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
—в формировании и воспитании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
—в формировании и воспитании эстетического вкуса;
—в формировании основ музыкальной культуры;
—в воспитании эмоционально-ценностного отношения к искусству, музыке своего народа и музыке народов мира.
Место курса «Музыка» в базисном учебном (образовательном) плане
Настоящий курс «Музыка» полностью соотносится с инвариантной частью Базисного учебного (образовательного) плана образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования. «Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта»
В соответствии с Базисным учебным планом предмет «Музыка» в начальной школе изучается в течение четырех лет— с 1 по 4 класс. Количество часов в неделю— 1. В первом классе курс рассчитан на 33 учебные недели. Всего 33 учебных часа за год.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КУРСА «МУЗЫКА»
1 КЛАСС
(33 часа)
Тема года: «МУЗЫКА, МУЗЫКА ВСЮДУ НАМ СЛЫШНА...»
«Нас в школу приглашают задорные звонки...».
«Музыка, музыка всюду нам слышна...».
«Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку...».
Краски осени.
«Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?».
Музыкальное эхо.
Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!
«Встанем скорей с друзьями в круг — пора танцевать...».
Ноги сами в пляс пустились.
Русские народные музыкальные инструменты.
Оркестр русских народных музыкальных инструментов.
Марш деревянных солдатиков.
«Детский альбом» П. И. Чайковского.
Волшебная страна звуков. В гостях у сказки.
«Новый год! Новый год! Закружился хоровод...».
Зимние игры.
«Водят ноты хоровод...».
«Кто-кто в теремочке живет?».
Веселый праздник Масленица.
Где живут ноты?
Весенний вальс.
Природа просыпается.
В детском музыкальном театре.
Мелодии и краски весны.
Мелодии дня.
Музыкальные инструменты. Тембры-краски
Легко ли стать музыкальным исполнителем?
На концерте.
«Но на свете почему-то торжествует доброта...» (музыка в мультфильмах).
«Давайте сочиним оперу», или Музыкальная история про Чиполлино и его друзей..
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(33 ЧАСА)
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Учебные действия | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
1. | «Нас в школу приглашают задорные звонки...» | Урок введения в тему. | Выражение радостных торжественных чувств в музыке в первый день школьных занятий. | Принятие образа «хорошего ученика»; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. | Регулятивные УУД Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности; Познавательные УУД Использовать речь для регуляции своего действия; Коммуникативные УУД Формулировать собственное мнение и позицию | Наблюдать за музыкой в жизни человека. Разучивать и исполнять песенный репертуар. | ||
2. | «Музыка, музыка всюду нам слышна…» | Урок введения в тему. | Музыка окружающего мира. Воплощение в музыке детских фантазий, настроений и чувств. | Эстетические потребности, ценности и чувства | Регулятивные УУД Анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогии, построение рассуждения; Познавательные УУД Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные УУД Формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания. | Рассуждать об истоках возникновения музыки | ||
3. | «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку…» | Урок углубления в тему. | Музыка окружающего мира. Воплощение в музыке (искусстве) образов природы. Музыкально-визуальные ассоциации в восприятии образов природы. | Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально нравственная отзывчивость. | Регулятивные УУД Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, узнавать и называть объекты окружающей действительности; Познавательные УУД Выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; Познавательные УУД Вести устный диалог, строить монологическое высказывание. | Наблюдать за звучанием природы. | ||
4. | Краски осени. | Урок введения в тему. | Отражение темы «золотой осени» в музыке, живописи, поэзии. Нежные, спокойные настроения человека при восприятии ранней осенней поры. | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость | Регулятивные УУД Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; Познавательные УУД Использовать речь для регуляции своего действия; Коммуникативные УУД Формулировать собственное мнение и позицию, вести устный диалог, слушать собеседника | Наблюдать за звучанием осенней природы. Осуществлять первые опыты музыкально-ритми ческих, игровых движений. | ||
5,6. | «Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?» | Урок углубления в тему. | Выражение в музыке грустных, печальных настроений, воплощающих состояние прощания с летом (данная тема дается как контраст предшествующей теме). | Уважительное отношение к иному мнению; эстетические потребности, ценности и чувства. | Регулятивные УУД Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; Познавательные УУД Различать способ и результат действия, адекватно воспринимать предложения учителей и товарищей; Коммуникативные УУД Аргументировать свою позицию, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Сравнивать радостные и грустные настроения в музыке. Передавать в собственном исполнении (пении) различные образные состояния. | ||
7. | Музыкальное эхо. | Урок введения в тему. | Первое знакомство с теорией музыки. Динамика (громко — тихо). Воплощение в музыке громких и тихих звучаний как подражание эффекту эха. | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. | Регулятивные УУД Анализ информации, передача информации устным путем; Познавательные УУД Формулировать и удерживать учебную задачу; Коммуникативные УУД Формулировать собственное мнение и позицию, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Распознавать динамические отличия в музыке. Выражать динамические противопоставления в исполнении (пении). | ||
8,9. | Мои первые в жизни каникулы: будем весе литься! | Урок введения в тему. | 1. Что такое каникулы? 2. Знакомство с понятием темп в музыке. Темпы быстрые и медленные. | Осознание своей этнической принадлежности. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | Регулятивные УУД Анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогии, построение рассуждения; Познавательные УУД Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения; использовать речь для регуляции своего действия. Коммуникативные УУД Вести устный диалог . | Различать темповые отличия в музыке (быстро—медленно). Осуществлять ударения в тексте песни в процессе исполнения. | ||
10. | «Встанем скорей с друзьями в круг — пора танцевать…» | Урок введения в тему. | Многообразие танцев. Характерные особенности некоторых танцевальных жанров: вальса (кружение, плавность), польки (оживленность, задор) | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир | Регулятивные УУД Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, обобщение полученных знаний; Познавательные УУД Использовать речь для регуляции своего действия; Коммуникативные УУД Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставить вопросы, обращаться за помощью. | Выявлять простые характерные особенности танцевальных жанров — вальса, польки. Осуществлять первые опыты музыкально-ритмических, игровых движений. | ||
11. | Ноги сами в пляс пустились. | Урок углубления в тему. | Русская народная пляска, ее связь с жизнью и бытом русского народа. Отличительные особенности плясовой и хороводной музыки. | Осознание своей этнической принадлежности. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | Регулятивные УУД Анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогии, построение рассуждения; Познавательные УУД Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения; использовать речь для регуляции своего действия. Коммуникативные УУД Вести устный диалог. | Определять характерные особенности русской народной пляски и хоровода, а также их отличия. Воплощать первые опыты творческой деятельности — в игре на детских музыкальных инструментах. | ||
12. | Русские народные Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных музыкальных инструментов. | Урок введения в тему. | Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами по изображениям, представленным в учебнике. Художественно-выразительные возможности оркестра русских народных инструментов. | Эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре своего народа. | Регулятивные УУД Поиск и выделение необходимой информации из различных источников (музыка, картина, рисунок) Познавательные УУД Использовать речь для регуляции своего действия. Коммуникативные УУД Воплощения собственных мыслей, чувств | Распознавать русские народные инструменты по изображению, а также их звучание на слух. Осуществлять первые опыты творческой деятельности — в игре на детских музыкальных инструментах | ||
13. | Марш деревянных солдатиков | Урок введения в тему. | Многообразие маршей. Роль маршевой музыки в жизни человека. Сказочный марш в балете П. Чайковского «Щелкунчик» | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов. Развитие эстетической потребности | Регулятивные УУД Умение ставить и формулировать проблемы, осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Познавательные УУД Адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению ошибок. Коммуникативные УУД Формулировать собственное мнение и позицию | Выявлять первичные характерные особенности жанра марша. Воплощать характер музыки в музыкально- ритмическом движении. | ||
14. | «Детский альбом» П. И. Чайковского | Урок углубления в тему. | Знакомство с фортепианным циклом П. Чайковского «Детский альбом». Сравнение пьес «Болезнь куклы» и «Новая кукла» на уровне настроений, переживаний, чувств. | Осознание ответственности человека за общее благополучие | Регулятивные УУД Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Познавательные УУД Концентрация воли для преодоления затруднений; применять установленные правила. Коммуникативные УУД Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Сравнивать настроения музыкальных произведений. Осуществлять первые опыты сочинения (слова в запеве песни). | ||
15. | Волшебная страна звуков. В гостях у сказки. | Урок введения в тему. | Знакомство с литературно-музыкальной композицией (В. Одоевский. «Городок в табакерке» — А. Лядов. «Музыкальная табакерка»). Обращение внимания на воспитательный аспект, касающийся бережного отношения к музыкальному инструменту. | Формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Уважительно относиться к родной культуре. | Регулятивные УУД Анализ информации. Познавательные УУД Умение оценивать собственную деятельность. Коммуникативные УУД Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Соотносить художественно-образное содержание между образами литературного и музыкального произведений. Соотносить характеры образов живописного и музыкального произведений. Разучивать заклички и прибаутки. Осуществлять музыкально-ритмические движения. | ||
16. | «Новый год! Новый год! Закружился хоровод...» | Урок введения в тему. | Выражение волшебного новогоднего настроения в музыке балета П. Чайковского «Щелкунчик». Выразительные и изобразительные свойства тембра челесты. | Учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий. Социальная компетентность, устойчивое следование в поведении социальным нормам. | Регулятивные УУД Умение строить рассуждения, обобщения. Познавательные УУД Применять установленные правила, использовать речь для регуляции своего действия. Коммуникативные УУД Договариваться о распределении функций и ролей в совместной творческой деятельности. | Эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные свойства музыки. Определять выразительные и изобразительные свойства тембра челесты. Выражать свое эмоциональное отношение к произведению в музыкально-ритмическом движении. | ||
17-18. | Зимние игры. | Обобщающий урок. | Отражение зимних образов природы в музыке. Музыкальная изобразительность в «Валь се снежных хлопьев» П. Чайковского. | Принятие образа «хорошего ученика»; Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость | Регулятивные УУД Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; Познавательные УУД Использовать речь для регуляции своего действия; Коммуникативные УУД Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Устанавливать простые музыкально-изобразительные ассоциации в процессе слушания. Передавать в музыкально-пластическом движении впечатления от музыкальных образов. | ||
19. | «Водят ноты хоровод...» | Урок введения в тему. | Знакомство с нотной грамотой. Названия нот. Начальные представления о звуковысотности. | Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир | Регулятивные УУД Анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию; Познавательные УУД Выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; Коммуникативные УУД Формулировать собственное мнение и позицию, вести устный диалог, слушать собеседника | Приобретать опыт в постижении нотной грамоты. | ||
20. | «Кто-кто в теремочке живет?» | Урок- концерт. | Разыгрывание сюжета русской народной песни «Теремок» с применением детских музыкальных инструментов. | Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. | Регулятивные УУД Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности; Познавательные УУД Использовать речь для регуляции своего действия; Коммуникативные УУД Формулировать собственное мнение и позицию | Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности (в игре на детских музыкальных инструментах) | ||
21-22. | Веселый праздник Масленица. | Урок введения в тему. | Знакомство с праздником Масленицы через народное и профессиональное творчество. Сравнение характера музыки «Русская» И. Стравинского и картин «Масленица» Б. Кустодиева, «Петербургские балаганы» А. Бенуа. | Уважительно относиться к иному мнению. Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни | Регулятивные УУД Анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию; Познавательные УУД Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные УУД Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Соотносить характеры образов между музыкальными и живописными произведениями. Осуществлять первые опыты по созданию ритмического аккомпанемента к песне (попевке). | ||
23. | Где живут ноты? | Урок углубления в тему. | Ноты как знаки фиксации музыкального текста. Запись нот на нотоносце. | Уважительно относиться к иному мнению. Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки , установка на здоровый образ жизни. | Регулятивные УУД Анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогии, построение рассуждения; Познавательные УУД Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные УУД Формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания | Приобретать опыт в постижении нотной грамоты. Играть на детских музыкальных инструментах. | ||
24. | Весенний вальс. | Урок- концерт. | Весенний вальс как музыкальное поздравление в день 8 Марта. | Развивать навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Регулятивные УУД Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, узнавать и называть объекты окружающей действительности; Познавательные УУД Выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; Познавательные УУД Вести устный диалог, строить монологическое высказывание | Различать настроения, чувства и характер музыки. | ||
25. | Природа просыпается. | Урок углубления в тему. | Выражение весеннего настроения на картине «Мартовское солнце» К. Юона и в «Песне жаворонка» П. Чайковского: яркие, звонкие, солнечные краски; преобладание мажорного колорита, оживленный темп, светлые регистры. | Формирование внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе. Принятие образа «хорошего ученика» | Регулятивные УУД Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; Познавательные УУД Использовать речь для регуляции своего действия; Коммуникативные УУД Формулировать собственное мнение и позицию, вести устный диалог, слушать собеседника. | Соотносить настроения, чувства и характеры между музыкальными и живописными произведениями. Играть на детских музыкальных инструментах. | ||
26. | В детском музыкальном театре. | Урок введения в тему. | Знакомство по изображению с главными участниками детского музыкального театра — артистами, дирижером, оркестрантами. Правила поведения в театре. | Формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Уважительно относиться к родной культуре. | Регулятивные УУД Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; Познавательные УУД Различать способ и результат действия, адекватно воспринимать предложения учителей и товарищей; Коммуникативные УУД Аргументировать свою позицию, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Узнавать по изображению представителей состава детского музыкального театра. Соблюдать важнейшие правила поведения в театре. Играть на детских музыкальных инструментах. | ||
27. | Мелодии и краски весны. | Урок углубления в тему. | Продолжение и развитие темы «Природа просыпается». Светлые, радостные мелодии в музыке («Весенняя песня» В. А. Моцарта, тема «весеннего произрастания» из балета «Весна священная» И. Стравинского) как олицетворение весеннего времени года. Грустные, печальные мелодии в музыке. Их связь с музыкальными образами. | Эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре своего народа | Регулятивные УУД Анализ информации, передача информации устным путем; Познавательные УУД Формулировать и удерживать учебную задачу; Коммуникативные УУД Формулировать собственное мнение и позицию, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Сравнивать настроения и чувства, выраженные в различных музыкальных произведениях. Выражать в жесте настроение музыкального произведения. Выражать в цвете (раскрашивание «музыкального» рисунка) эмоциональное отношение к музыкальному образу. | ||
28. | Мелодии дня. | Урок углубления в тему. | Восприятие разных времен суток через музыкальные и изобразительные ассоциации. Выражение этих ассоциаций в мелодиях музыкальных произведений. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов. Развитие эстетической потребности. | Регулятивные УУД Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, обобщение полученных знаний; Познавательные УУД Использовать речь для регуляции своего действия; Коммуникативные УУД Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставить вопросы, обращаться за помощью. | Соотносить настроения музыкальных и живописных произведений. Находить ассоциации между настроениями человека и настроениями музыки. | ||
29. | Музыкальные инструменты. Тембры- краски. | Урок введения в тему. | Знакомство с музыкальными инструментами — арфой, флейтой, пианино, скрипкой — по изображению и звучанию. Тембровая специфика этих инструментов. | Осознание ответственности человека за общее благополучие. Учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий. | Регулятивные УУД Анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогии, построение рассуждения; Познавательные УУД Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения; использовать речь для регуляции своего действия. Коммуникативные УУД Вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Узнавать по изображению музыкальные инструменты: арфу, флейту, пианино, скрипку, а также узнавать на слух их тембровую окраску. Определять по тембру голоса своих товарищей в процессе пения. Играть на детских музыкальных инструментах. | ||
30. | Легко ли стать музыкальным исполните лем? | Урок введения в тему. | В основе содержания рассказ Н. Носова «Как Незнайка был музыкантом». Методом «от обратного» постигается главный смысл содержания урока: «какие качества необходимы музыканту для достижения намеченного результата». | Учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий. Социальная компетентность, устойчивое следование в поведении социальным нормам. | Регулятивные УУД Умение ставить и формулировать проблемы, осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Познавательные УУД Адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению ошибок. Коммуникативные УУД Формулировать собственное мнение и позицию. | Определять и понимать важные качества, необходимые для музыкального исполнителя. Разыгрывать песню. | ||
31. | На концерте. | Урок введения в тему. | Что такое концерт. Участники концерта. Правила поведения на концерте. | Формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Уважительно относиться к родной культуре. | Регулятивные УУД Поиск и выделение необходимой информации из различных источников (музыка, картина, рисунок) Познавательные УУД Использовать речь для регуляции своего действия. Коммуникативные УУД Воплощения собственных мыслей, чувств | Определять по изображению участников концерта — исполнителей, дирижера. Соблюдать важнейшие правила поведения на концерте. | ||
32. | «Но на свете почему-то торжествует доброта...» (музыка в мультфильмах) | Урок введения в тему. | Роль музыки в мультфильмах. Выражение средствами музыки характеров главных персонажей в мультфильме «Карандаш и ластик». | Уважительно относиться к иному мнению. Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни | Регулятивные УУД Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; Познавательные УУД Использовать речь для регуляции своего действия; Коммуникативные УУД Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Иметь представления о выразительных и изобразительных возможностях музыки в мультфильмах. | ||
33. | «Давайте сочиним оперу», или музыкальная история про Чиполлино и его друзей. | Обобщающий урок. | В основе содержания идея победы добра над злом, идея коллективного единения в противостоянии злым силам. Знакомство с понятиями опера, музыкальный образ. Выражение характеров героев в детском музыкальном спектакле через интонационные сферы — лирическую, драматическую, народно-танцевальную. | Развивать навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Регулятивные УУД Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; Познавательные УУД Использовать речь для регуляции своего действия; Коммуникативные УУД Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Иметь первоначальные представления о понятиях опера, хор, солисты; музыкальный образ. Инсценировать фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№п/п | Наименование |
Программы | |
1. | Алеев В. В., Науменко Т. И., Кичак Т. Н. Музыка. 1—4 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. |
Учебники | |
2. | Алеев В. В., Кичак Т. Н. Музыка. Учебник. В 2 ч. Алеев В. В., Кичак Т. Н. Музыка. Рабочая тетрадь. |
Методические пособия | |
3. | Алеев В. В., Кичак Т. Н. Музыка. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя. Алеев В. В. Музыка. Фонохрестоматия. Комплект портретов для кабинета музыки. |
Интернет- ресурсы | |
Науменко Т. И., Алеев В. В. Сценарии детских музыкальных спектаклей для начальной школы (сайт издательства www.drofa.ru). | |
Образовательный ресурс «Начальная школа» http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3e1e7e1b-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/ |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
МУЗЫКИ В 1 КЛАССЕ
В области личностных результатов:
— наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
—ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
—наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
—реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
—позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.
В области метапредметных результатов:
—умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной форме (в соответствии с требованиями учебника для 1 класса);
—умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
—умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;
—наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
—участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
В области предметных результатов:
—наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкально-творческому самовыражению (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, музыкально-пластическое движение, участие в музыкально-драматических спектаклях);
—умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 1 класса;
—владение некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов (быстро— медленно), динамики (громко— тихо);
—узнавание по изображениям некоторых музыкальных инструментов (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народных инструментов (гармонь, баян, балалайка);
—проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест).
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
учителей начальных классов
Протокол №
от « » 2015г.
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Быкова М.О. «___» 2015г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...