Разработка урока "Играй, мой баян"
план-конспект урока по музыке (4 класс) на тему
Урок познавательный,в котором учащиеся знакомятся с историей появления русского народного инструмента баяна, Урок воспитывающий, в котором прививается любовь к русской песне, национальным танцам, а также обычаям и традициям русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bayan._urok._doc.doc | 44 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: Играй, мой баян!
ЦЕЛЬ:
- Закрепить и обобщить знания о народной музыке и народных инструментах.
ЗАДАЧИ:
Дидактические:
- Осознать значимость любого музыкального инструмента с исторической точки зрения и его развитие в социальном отношении.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность в общении с ней, желание слушать и исполнять народную музыку.
- Воспитание позитивного отношения к искусству.
Развивающие:
- Развитие импровизации
- Развивать художественные, музыкальные и эстетические вкусы.
ТИП УРОКА – комбинированный.
ОБОРУДОВАНИЕ – мультимедийнная установка, шумовые народные инструменты, раздаточный материал.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Добрый день, ребята. Сегодня мы поговорим о музыкальном инструменте, который является для меня самым любимым и дорогим.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, но не буян
Голосистый мой….( хором) баян!
(1 слайд)
У- Каждый урок мы встречаемся с ним, слушаем его, поем песни под его аккомпанемент. А что мы знаем о нем? (2 слайд)
Например, где и когда он появился? Как он устроен? Почему для многих людей он является любимым? А главное, верно ли утверждение, что «Баян – это истинно русский инструмент». Вот на эти вопросы мы сегодня вместе с вами постараемся ответить.
До сих пор ученые спорят по поводу возраста этого инструмента и никак не могут прийти к единому мнению. А вот год рождения ближайшего его предка – ручной гармоники известен. (3 слайд)
В 1822 году немецкий мастер Фридрих Бушман изобрел приспособление для настройки органа и фортепиано в виде маленькой коробочки с мехом и язычками. Это и явилось новой формой музыкального инструмента. Но играть на нем пока еще было нельзя (4 слайд).
В 1829 году другой немецкий мастер Кирилл Дамиани усовершенствовал изобретение Бушмана и появился музыкальный инструмент – ручная гармоника.
(5 слайд)
А как же тогда эта гармоника попала в Россию, ведь Германия так дело? Как вы думаете, ребята? (Ответы детей).
Действительно, ручную гармонику в Россию привезли заморские купцы (6 слайд).
Однажды летом 1830 году мастер оружейного дела из города Тулы Иван Сизов поехал на Нижегородскую ярмарку и увидел там этот инструмент. А уж когда услышал, как он звучит, то сразу же выторговал его у заморского купца за очень большие деньги и привез домой.
Как вы думаете, ребята, что он в первую очередь сделал с инструментом? (Ответы детей).
Конечно же, сначала разобрал, изучил его устройство и, убедившись, что сложного в нем ничего нет, взял и изготовил своими руками точно такой же инструмент. А нашему народу гармоника так понравилась, что очень скоро изготовление ручной гармоники стало повальным увлечением многих тульчан. И распространилась она по всей матушке-России. Во многих городах открывались фабрики по изготовлению гармоней. Они отличались друг от друга формой, тембром и орнаментом (Елецкие, Вятские, Тульские) (7 слайд).
Но ведь это еще не баян. И хотя популярность этого инструмента была невероятно велика, профессиональным музыкантам этого было мало. Не хватало широкого размаху, регистров, динамики. (8 слайд)
И тогда один музыкант-виртуоз Орланский –Титаренко обратился с просьбой к мастеру Стерлигову изготовить инструмент его мечты. Стерлигов согласился и наконец, инструмент был изготовлен. И это уже была не гармошка, а новый серьезный инструмент с красивым названием - баян.
А в честь кого он назван мы уже знаем, напомните мне, пожалуйста. (Ответы детей)
Да, в честь древнерусского сказителя – певца Бояна, у которого был очень красивый и звучный голос. (9 слайд)
А вам нравиться звучание баяна? За что же мы его любим? (Ответы детей)
(10 слайд)
Посмотрите, ребята, какая у них дружная семейка. Все они родственники. Назовите мне, пожалуйста, инструменты (гармонь, аккордеон, баян).
Издавна повелось, что ни один праздник, ни одно народное гулянье не проходило без баяна или гармошки. Не зря баян называют голосистым весельчаком- там где он – шутки, юмор, смех, веселье. Давайте и мы повеселимся. Споем шуточную русскую народную песню «Где ж ты был, мой черный баран»
(исполнение песни с шумовыми инструментами).
Молодцы! А что еще хорошо поется под баян?
Д. Частушки!
У. А ну-ка, частушечники, спойте нам свои куплеты! (исполнение частушек).
У. Ребята, а может ли баян петь по - другому или только весело и задорно?
(Ответы детей) (11-14 слайд)
Что изображено на этих слайдах? (Ответы детей)
У. Мы видим богатство и красоту нашей Родины: бескрайние поля, луга, озера, леса. Так как же будет петь наш баян про эту красоту матушки-Земли?
(ответы детей) (Широко, нежно, мелодично, задушевно).
У. А какую мы знаем песню, которая созвучна этой красоте? (Исполнение «Край родной») Баян для русского человека как друг, как товарищ, которому можно доверить свои секреты, тайны, чувства и мысли. А как любит этот инструмент русский народ, вы узнаете, послушав песню «Кнопочки баянные». Найдите те слова, которые доказывают любовь народа к этому инструменту. (Исполнение песни учителем под аккомпанемент баяна) (Слайд-шоу 15 -26)
У. Понравилась песня? Какие же здесь главные слова?
Д. Кнопочки, кнопочки
Слушать не устану я.
Вся Россия любит вас
Кнопочки баянные.
У. Вот так, через песню, русский народ выражает свою любовь к этому замечательному инструменту. Вы согласны с этим? (Мнения учащихся)
У. Что такое баян для русской души?
Чуть заслышал эти звуки –
Устоять невозможно,
Твоя душа, не спрашивая, начинает петь,
А ноги пускаются в пляс! (27 слайд)
(28 слайд)
У. Ребята, мы видим ритмический рисунок чувашского танца и сейчас мы постараемся его исполнить (Работа с графическим рисунком).
Исполнение чувашского танца «Кай, кай, Ивана» под баян, с элементами притопа, хлопка и возгласа «хоп» под удар барабана (29 слайд).
У. Замечательно! Как у нас здорово получилось!
А теперь вернемся к нашим вопросам и ответим на них (30 слайд).
Обобщение темы урока.
Сегодня мы говорили о народном инструменте баяне, а задание на дом – разгадать кроссворд, где ключевое слово – народный (31 слайд).
Раздаточный материал- кроссворд.
У: Всем спасибо за работу! До свидания!
(32 слайд)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Баян - народный инструмент
Проектная работа ученика 1 класса. Работа и презентация....
Давлетов, Баян Еркеевич.
Занимательные факты о участнике Великой Отечественной войны....
История пионерского движения в Туве Научно-исследовательская работа Автор: Ооржак Чодураа ученица 4 класса МБОУ Баян-Колской СОШ Кызылского кожууна РТ. Руководитель: Чылбак-оол Г.Н.
Введение В мае 2012 года исполнилось 90 лет Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина.Юное поколение очень мало знает о Всесоюзной пионерской организации. Наши родители, бабушки и дедуш...
Әхсән Баян. Яхшылык кире кайта( 3 нче сыйныф)
План-конспект урока по литературному чтению на родном языке для 3 класса...
Проект "Почему игра на баяне популярна в народе?"
Школьный проект – это один из способов обеспечения развития ученика....
Хэшэгээр баян намар
Методическая разработка урока...
Открытый урок на тему: Развитие технических навыков на начальном этапе обучения на баяне (аккордеоне)
формирование исполнительских и развитие технических навыков игры на инструменте. Сочетание задач постановки игрового аппарата и развития техники учащихся в классе аккордеона и баяна....