"Музыкальные инструменты"
план-конспект урока по музыке (1 класс) на тему

Захарова Анастасия Евгеньевна

развивать музыкальные способности: слух, память и чувство ритма в различных видах музыкальной деятельности: хоровое пение, слушание и восприятие музыки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 20.03.14._1_klass._urok_muzykalnye_instrumenty.doc72.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата: 20.03.2014                              Захарова Анастасия, 30 группа

Класс: 15                                        Методист: Муталиева Лейла Суймбаевна

Школа: №95        

Учитель: Дударева Анастасия Владимировна

Тема урока: «Музыкальные инструменты»

Цель: формировать мировоззрение ребёнка и обогащать его духовный мир.

Задачи:        

Воспитывающая: воспитывать эмоциональный отклик детей на музыку.

Обучающая: учить отличать звучание тембра одного музыкального инструмента от звучания тембра другого инструмента.

Развивающая: развивать музыкальные способности: слух, память и чувство ритма в различных видах музыкальной деятельности: хоровое пение, слушание и восприятие музыки.

Структура:

1)орг. Момент;

2)распевание «Здравствуйте, ребята. Здравствуйте учитель».

3) Слушание И.С. Бах – «Волынка»;

4)Пение – «Слон и скрипочка»;

5) Физ.минутка;

6)Слушание П.Чайковского – «4-ая симфония»;

7)Итог

Методы:

1)словесный (диалог, объяснение, рассказ);

2)наглядно-зрительный (показ портретов, показ руководителем пения);

3)ретроспективы и перспективы (закладывать новые музыкальные знания, основываясь на тех, которые уже присутствуют в сознании ребёнка);

4) метод похвалы (после правильного ответа, верного исполнения какого-либо вида деятельности);

5) практический (комментирование пения);

6) образного сравнения (петь протяжно, как будто играем на скрипке.)

Оборудование: Фортепиано, ПК, проектор, записи мп3, наглядности: портреты композиторов, изображения музыкальных инструментов, листы бумаги, для опроса в конце урока.

(Репродукции, выведенные с помощью проектора)                                                                    

        

Доска:

Спец. инструмент:

Вокал:

Дирижирование:

Этапы

Ход урока

Хроно-

метраж

1. Орг. момент.

2. Распевание

Здравствуйте. Меня зовут Анастасия Евгеньевна. Предлагаю поприветствовать друг друга.

Я вам пою: «Здравствуйте, ребята!» Вы отвечаете: «Здравствуйте учитель!»

1 м.

1 м.

3. Слушание И.С. Бах – «Волынка».

Посмотрите на доску. (Рис 1.) Какую группу инструментов вы видите?

Д.: затрудняются

Ударные, струнно-смычковые или народные музыкальные инструменты?

Д.: народные

Какой из музыкальных инструментов вам знаком?

Д.: Волынка.

Волынка струнный, клавишный, духовой или ударный инструмент?

Д.: Духовой музыкальный инструмент

Из каких частей состоит волынка?

Д: волынка состоит из трубок, вделанных в кожаный мешок или пузырь. (рис.2.)

Послушайте стихотворение «Волынка», ответьте, какое действие нужно совершить, чтобы волынка запела?

«Волынка»

По селу певец идет,

Он в руках мешок несет,

На ходу на нем играет,

Трубкой звуки извлекает.

Монотонное звучанье,

Много в нем тоски, страданья,

Что же это за чудинка?

Музыкант несет волынку.

Как упруга и прочна,

Воздухом полна она.

Воздух этот — музыкальный,

Только слишком он печальный.

Д.: Вдувать воздух – будет извлекаться звук.

Какое звучание у волынки?

Д.: Монотонное, печальное, как гудок.

Вы правильно заметили, что её звучание похоже на гудок, шотландская волынка получила свое развитие в XVI-XIX веках на северо-западе Шотландии. В средние века шотландская волынка применялась для сопровождения всех церемоний и событий, торжественных дат и различных бытовых сигналов.

Представляю вашему вниманию произведение немецкого композитора 18 века, портрет которого изображён на доске, вы знаете его? (Рис.3.)

Д.: Да или нет

Это Иоганн Себастьян Бах.

Определите, какой инструмент исполняет произведение, сядьте удобно.

(Слушание «Волынка» И.С. Бах.)

Д.: волынка.

От части, я соглашусь, что звучание было похоже на волынку, но это исполнялось на фортепиано. Что такое фортепиано?

Д.: Это инструмент с клавишами.

Слово фортепиано, из каких двух слов состоит?

Д.: Из форте и пиано.

Что такое форте?

Д.: громко, а пиано – тихо.

Послушаем произведение повторно, будем определять и показывать, как звучит произведение, когда будет форте – мы руку поднимем вверх, а когда будет пиано – ручки буду лежать на коленках.

(Повторное слушание «Волынка» И.С. Бах)

Не у всех получилось быстро определять звучание, но вы все постарались, молодцы. Какое было настроение у произведения?

Д.: весёлое, звонкое.

Оно было энергичным, спокойным или размеренным?

Д.: Произведение было энергичным.

14 м.

4. Пение – «Слон и скрипочка»

Как вы уже сказали, волынка – народный духовой музыкальный инструмент. Какие существуют группы инструментов?

Д.: Струнные, клавишные, ударные.

Верно, посмотрите на доску, изображение, какого инструмента вы видите. (Рис.4)

Д.: Скрипка.

Как вы определили, что это скрипка, а не виолончель?

Д.: у скрипки нет подставки, а есть углубление для подбородка

Верно, на изображении мы видим скрипку.

Какой группе относится этот инструмент?

Д.: Струнные

Правильно. Каким регистром обладает скрипка: высоким, средним или низким?

Д.: Высоким.

Полностью согласна с вами, у скрипки блестящее сопрано.

Хочу представить вашему вниманию произведение «Слон и скрипочка». (Рис. 5) Слушая, определите, какой характер, у произведения и какой ритм.

(Исполнение муз.рук. произведения «Слон и скрипочка»

Д.: Весёлый, бодрый, игривый. Темп был умеренный.

План работы над произведением:

Приём

Метод

1.«Эхо».

Руководитель произносит первую строчку, дети повторяют и т.д.

2. Показ звуковысотности.

Руководитель с помощью руки показывает детям движение мелодии.

3. Работа над «скачками».

Руководитель, при показе рукой, говорит, как нужно петь, если высоко, то тянемся к солнышку, если вниз, то наклоняемся. И то, и другое перешагиваем через препятствие.

4.Работа над характером пения.

Спросить о чём произведение, как нужно петь и почему так нужно петь.

14м.

5. Физ. минутка

Чок – чок, каблучок! (Потопать ногами.)

В танце кружится сверчок. (Покружиться.)

А кузнечик без ошибки

Исполняет вальс на скрипке. (Движения руками, как при игре на скрипке.)

Крылья бабочки мелькают – (Движения руками, как крыльями.)

С муравьем она порхает.

2 м.

6. Слушание П. Чайковский – «4-ая симфония»

Мы изображали кузнечика, играющего на скрипке. Исполнитель стоит или сидит?

Д.: Стоит.

На каком музыкальном инструменте, похожем на скрипку, играют сидя?

Д.: на виолончели. (Рис. 6)

Почему играют сидя?

Д.: Виолончель больше размером.

Верно, именно для этого у виолончели существует подставка, как она называется?

Д.: затрудняются

Подставка, которая устанавливает виолончель на пол,  называется – шпиль.

Кроме того, что виолончель больше чем скрипка, есть ли ещё какие-либо внешние различия?

Д.: затрудняются.

Раз виолончель больше, то и длина струн у неё….?

Д.: длиннее.

С помощью чего эти два инструмента звучат? Чем на них играют?

Д.: Смычком.

Как вы думаете, смычок одинаковый у виолончели и скрипки?

Д.: разный.

Почему вы так считаете?

Д.: затрудняются

У виолончели смычок короче, чем у скрипки, но он более массивен, то есть он больше, так как чтобы извлечь звук из виолончели, требуется много усилий. С внешним видом мы разобрались, а в чём заключается отличие между звучаниями этих инструментов?

Д.: у виолончели звучание ниже.

Правильно, регистр виолончели – это бас и тенор, а у скрипки?

Д.: Сопрано.

Смогли бы вы отличить звучание скрипки, от звучания виолончели?

Д.: Наверно.

Представляю вашему вниманию, отрывок из произведения знаменитого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Его портрет на доске. (Портрет Чайковского, рис. 7.)

Смотря отрывок из первой части 4-ой симфонии, определите как звучат инструменты(одновременно или перекликаясь) и какой характер у произведения.

(Показ видео ролика П.И. Чайковского – «4-ая симфония» отрывок из первой части)

Д.: Звучат, сначала одновременно, потом перекликаясь.

Верно, они как будто говорят друг с другом. А какой характер?

Д.: Грустный

В том числе он меланхоличный, печальный.

1-ую часть открывает фанфарная тема, рока — тема грозная, повелительно-властная, борьбы с судьбой, сопротивления силам, мешающим счастью.

Побочная тема, о которой композитор говорит как о грезе, светла и нежна. Побочная тема — ласковые, словно убаюкивающие «покачивания» скрипок переплетаются со звучанием виолончели.

10 м.

7. Итог.

Подошёл к концу урок, закрепим знания. (Раздать листочки.)

1. Какой инструмент изображён на доске? (Изображ. волынки)

А.скрипка                                                     в. волынка

Б.флейта                                                       г. виолончель

2.Из каких частей состоит?

А. струны                                                    в. Трубки

Б. клавиши

3. Каким способом извлекается звук?

А. вдуванием воздуха                              в. Смычком

Б. нажатием на клавиши                         г. Ударом рукой

4. К какой группе относится?

А. клавишные                                          б. ударные

Б. духовые                                                г. Струнные

5. Какой инструмент изображён на доске? (Изображение скрипки)

А. скрипка                                              в. Волынка

Б. фортепиано                                        г. Виолончель

6. Из каких частей состоит?

А. трубки                     в. Струны, подставка дл подбородка

Б. клавиши                    г. Струны, шпиль

7. Каким способом извлекается звук?

А. вдуванием воздуха                  в. Ударом об поверхность

Б. нажатием на клавиши              г. Смычком

8. К какой группе относится?

А. клавишные                               в. Ударные

Б. струнные                                   г. духовые        

9.Какой инструмент изображён на доске? (Изображение виолончели)

А.скрипка                                                     в. волынка

Б.флейта                                                       г. виолончель

10. Из каких частей состоит?

А. трубки                     в. Струны, подставка дл подбородка

Б. клавиши                    г. Струны, шпиль

11. Каким способом извлекается звук?

А. вдуванием воздуха                              в. Смычком

Б. нажатием на клавиши                         г. Ударом рукой

12. К какой группе относится?

А. клавишные                                          б. ударные

Б. духовые                                                г. Струнные

3 м.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока музыки в 4 классе. Музыкальные инструменты России. Оркестр народных инструментов.

Цель: развитие музыкальной грамотностиЗадачи:Продолжить знакомство обучающихся с музыкальными инструментами России.Воспитывать интерес к истории возникновения и бытования народных инструментов, к крас...

Русские народные инструменты и музыкальные инструменты адыгов

Открытый урок по музыке в 4 классе на тему "Русские народные инструменты и музыкальные инструменты адыгов". Цели и задачи урока:-знакомство учащихся с русскими народными инструментами, с муз...

Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс

Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс...

Культурологический проект "Русские народные музыкальные инструменты и инструменты Орловской области"

Проект расширит музыкальный кругозор учащихся о русских народных инструментах и инструментах родного края, познакомит с известным композитором Е.Дербенко и его ансамблем....

Дополнительный информационный материал для 1 класса "Музыка, её звуки и инструменты" по теме "Знакомство с музыкальными инструментами"

Наглядно-методическое пособие по музыке для 1 класса по теме "Знакомство с музыкальными инструментами"...

Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс УМК "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА по музыкеТема: «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов»Цели деятельности учителя: расширение и закрепление знаний учащихся о русских народны...