Использование ИКТ-технологий в начальной школе.
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Воробьева Нина Вячеславовна

Использование ИКТ на уроках и внекласных мероприятиях в начальой школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt.docx26.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование ИКТ-технологий в начальной школе.

       

       В последние годы роль персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества кардинально изменилась. Они стали инструментом, используемым во всех отраслях современного производства, в быту, общественной жизни. Не владеть информационными технологиями в современном мире, все равно что не владеть умением читать или писать.Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

        Соответствующие изменения претерпевает и школа. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе образовательный процесс. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет только возрастать.  Соответственно, будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся.

        Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И, наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.

         Современный урок должен быть интересным, познавательным, должен учитывать интересы учащихся, оставлять некоторую недосказанность и побуждать к творчеству, чтобы, закончив урок, вновь и вновь захотелось к нему вернуться. Особенно это важно для учащихся начальной школы, так как именно в этот период формируется отношение к учебной деятельности, работе и труду, которое может повлиять на человека в будущем.

        Информационные технологии сегодня представляют огромный интерес для младших школьников. Всё большее количество учеников становятся владельцами компьютера. Поэтому следует построить учебный процесс так, чтобы компьютер стал незаменимым помощником на уроке. Используя неподдельный интерес детей к этой технике можно решить ряд проблем современного урока.

        Одним из достоинств  применения мультимедийных технологий в обучении является повышение качества образования за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.

        При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель должен помнить, что компьютер не заменяет его, а только дополняет.

        Компьютер может использоваться на всех этапах урока: как при подготовке, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

        Уроки с использованием ИКТ совершенствуют и активизируют учебный процесс, создают положительную мотивацию у младших школьников  к выполнению умственных и практических действий.

        Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

1.      активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;

2.      достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;

3.      развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;

4.      снижению дидактических затруднений у учащихся;

5.      повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формированию информационно- коммуникационной компетенции;

6.      приобретению навыков работы с компьютером учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

         Важным ресурсом для обучения является использование  электронных презентаций PowerPoint. Электронные презентации дают возможность подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи PowerPoint, зрелищны и эффективны.

         Известно, что наиболее эффективный способ преподавания — это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала. Владение программой PowerPoint позволяет ярко и неординарно подать материал, сопровождать урок неповторимыми иллюстрациями. Динамичность смены слайдов, озвучивание действий, возможность самостоятельно контролировать свои ответы – дает положительные эмоции, повышает мотивацию в обучении. 

          Неоценимую помощь в обучении школьников оказывает Интернет. Ученики получают уникальную возможность для самообразования. Использование Интернет-ресурсов поистине безгранично. Услугами сети Интернет учащиеся начальной школы пользуются при подготовке домашних заданий, на уроках при изучении нового материала, при повторении, при выполнении творческих заданий.

           Интернет на уроках это:

- организация урока для повышения мотивации школьников;

- доступ ко многим образовательным ресурсам;

-  увлекательное обучение (игровой момент);

- уроки в режиме on-line;

- доступ к информации, не отраженной в традиционных источниках;

- возрастание информационной грамотности учащихся.

Вот некоторые примеры часто используемых Интернет-ресурсов:

  1. http://www.kinder.ru/kinder.asp?razdel=5&podrazd=33

Каталог Детских ресурсов KINDER.RU предоставляет более двух тысяч ссылок на сайты о детях и для детей. Авторы постарались сделать каталог простым и понятным. Каждая зарегистрированная Интернет-страничка имеет краткую характеристику. Ведется рейтинг популярности представленных сайтов. Кроме девяти тематических разделов здесь есть раздел новостей детского Интернета, интерактивные игры, конкурсы, книга друзей, детский чат, форум для детей и их родителей.

  1. http://viki.rdf.ru/cat/skazki/?page=4

Сайт посвященный развитию детей дошкольного, младшего школьного возраста. Здесь можно скачать презентации ко многим урокам в начальной школе. На сайте собрана Большая Библиотека Электронных Книг Для Детей (ББЭКДД). Сайт периодически обновляется, два раза в неделю выкладываются новые презентации.  Спасибо авторам за создание такого прекрасного сайта.

3. http://www.lukoshko.net/menupush.shtml

На сайте собраны занимательные и поэтичные, весёлые и страшные сказки, которые  являются спутниками ребенка на жизненном пути в большой мир взрослых.

Сказки, стихи и рассказы помещённые в Лукошке, помогут ближе познакомиться с богатыми народными сокровищами и лучшими достижениями детской литературы. В сказках, особенно в народных, очень часто встречаются непонятные слова. На этой страничке работает словарь, который поможет узнать неизвестное слово. Так же здесь можно скачать электронные детские книги.

4. http://it-n.ru/

Сеть творческих учителей создана для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

На портале можно найти разнообразные материалы и ресурсы, касающиеся использования ИКТ в учебном процессе, а также есть возможность пообщаться с коллегами.

Здесь доступны:

 Библиотека готовых учебных проектов с применением ИКТ, а также различные проектные идеи, на основе которых можно разработать свой собственный проект.

 Библиотека методик проведения уроков с использованием разнообразных электронных ресурсов.

 Руководства и полезные советы по использованию программного обеспечения в учебном процессе.

Подборка ссылок на интересные аналитические и тематические статьи для педагогов.

5. http://school-collection.edu.ru/

На сайте представлена Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования. В Единой Коллекции размещены учебно-методические материалы, которые  ориентируют учителя на внедрение современных методов обучения, основанных на использовании информационно-коммуникационных технологий. В ее состав вошли наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, используемых в школах России, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы. Представлены в Коллекции и инновационные учебно-методические разработки, мотивирующие к использованию  образовательных технологий, принципиально изменяющих образовательную среду, делающих ее адекватной требованиям информационного общества.

6. http://www.nachalka.info/

Nachalka.info – виртуальная страна, жизнь в которой идет по своим особенным законам. Здесь можно учиться и играть, развлекаться и закреплять материал школьной программы. Учебный раздел содержит занимательные уроки с яркими примерами, красочными иллюстрациями. В развлекательной части много веселых конкурсов, красочных и динамичных игр, наиболее любимых детьми. В основу сайта легли лучшие обучающие и развивающие программы, разработанные компанией «Кирилл и Мефодий».

7. http://www.nachalka.com/

Nachalka.com - сайт для людей от 6-и лет и старше, имеющих отношение к начальной школе. Для детей это безопасная площадка, где можно узнавать что-то интересное, создавать что-то новое, играть в умные игры, общаться со сверстниками. Родителям было бы интересно обменяться советами о воспитании детей, получить при необходимости консультацию учителей, узнать больше о своих собственных детях. Ну, а учителям можно пообщаться друг с другом на "нейтральной территории".

8. http://mults.spb.ru/

На этом сайте можно абсолютно бесплатно посмотреть и загрузить мультфильмы. На сайте собрана коллекция мультфильмов советских времен и не только. Коллекция постоянно пополняется новыми мультфильмами.

Для  удобства коллекция мультфильмов на сайте представлена в виде каталога с названием и описанием мультиков, отсортированным в алфавитном порядке. Можно использовать поиск по каталогу. К некоторым мультфильмам прилагаются картинки - кадры из видеофайла, а к некоторым - песенки и просто музыка в формате MP3. Для всех мультфильмов доступна возможность on-line просмотра прямо на сайте.

9. http://beautiful-all.narod.ru/Skazki/skazki.html

«Мир моей души», так называется эта страничка. Если перейти по ссылке «детям», то откроется окно в котором можно найти русскоязычные и инояычные детские ресурсы, русские народные сказки и т.д.

10.  http://www.murzilka.org/info/contests/

Детский сайт журнала "Мурзилка". Журнал всегда стремился удовлетворять желания и запросы своих читателей, поэтому на сайте можно найти много интересного и увлекательного. На этой страничке присутствуют разделы, в которых есть детские конкурсы, головоломки, игры, детские кроссворды, детские анекдоты и многие другие детские развлечения. В разделе «Раскраски» -  раскраски для детей, которые можно распечатать и раскрасить. Кроме того, в разделах "Форум" и "Чат", можно пообщаться со сверстниками и найти новых друзей.

11. http://bigworldbel.narod.ru/okgiv.htm

На этой страничке можно выйти за рамки реальности и путешествовать по Вселенной, планете Земля,  водному миру,  воздушному миру,  биосфере, внутри планеты. Так же использовать в работе большую коллекцию картинок, которые пригодятся на уроках окружающего мира.

12. http://nature.ok.ru/ischez.htm

Страничка о редких и исчезающих животных Росси. Сюда полезно заглянуть на уроках окружающего мира, при изучении животного мира различных природных зон.

          Конечно, это далеко не полный список Интернет – ресурсов, которые можно использовать при обучении младших школьников. Перед использованием Интернета на уроках необходимо провести значительную  подготовку. Особенно важно оценить качество предоставляемой информации в Сети. Кроме того, очень важно желание педагога усовершенствовать свою профессиональную деятельность.

          Приступая к планированию уроков с привлечением Интернет-ресурсов, необходимо:

- исследовать сайты по интересующей тематике;

- организовать структуру обучающей деятельности таким образом, чтобы школьникам требовалось использование Интернета;

- научить пользоваться поисковой системой;

- необходимо предварительно найти самые лучшие ресурсы и составить для детей список Web-страниц, с которыми им надо познакомиться, выполняя задание.

         Идеально подходят ИКТ и для проведения различных внеклассных мероприятий, занятий внеурочной деятельностью, детских праздников и т.п. Один из важных путей проведения содержательной, творческой и интересной работы с учащимися начальных классов - это внеклассная работа. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многие, интересующие детей вопросы. И тогда на помощь приходят внеклассные занятия. А если в них внедрить новые информационные технологии, то они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, принесут наибольший эффект и будут иметь еще большее значение в развитии и воспитании детей.

         Использование на мероприятии презентации Microsoft PowerPoint позволяет реализовать принцип наглядности в полной мере. Компьютер вносит элемент новизны, делает процесс работы наглядным, помогает учителю сконцентрировать внимание на основных моментах. Ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

         Опыт организации учебного процесса по описанным моделям активного использования ИКТ в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Наибольшей эффективностью обладают модели, позволяющие использовать ИКТ для решения мотивационных учебных задач.

         При активном использовании ИКТ достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения. Использование ИКТ крайне способствует реализации  требований ФГОС. Благодаря наглядности материала, повышению внимания и интереса обучающихся, емкости предоставляемой информации формируются личностные, предметные и метапредметные умения.

        Также применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Одним из приоритетных направлений национальной образовательной  президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...

Использование современных технологий в начальной школе

В этом материале описываю  современные образовательые технологие, которые я использую на уроках и внеурочное время....

Проект "Использование информационных технологий в начальной школе" с презентацией.

Проект разработан мною о том, как использовать информациооные технологии в начальной школе. В настоящее время это актуально. Предлагаю проект с презентацией....

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Выступление и презентация по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе"...

Использование педагогических технологий в начальной школе.

Учитель должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе.Развитие современной личности учащегос...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Эколого-гигиенические, психолого-педагогические, учебно-воспитательные технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья учащихся....