Рабочая программа по музыке
календарно-тематическое планирование по музыке на тему
Музыка ФГОС
Образовательная система "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_muzyke.doc | 314.5 КБ |
muzyka_ktp_fgos.doc | 111 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Гимназия имени Горького А.М.»
Москаленского муниципального района
Омской области
РАССМОТРЕННО СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании МС Зам. директора по УВР Директор гимназии
Протокол № ___ от ___________________ _________________
«__» ___________г «__» ____________г «__» ____________г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
1 - 4 класс
Составитель:
Романтеева Е.Б.,
учитель начальных классов
1. Пояснительная записка
Содержание предмета «Музыка» создавалось в опоре на педагогическую концепцию Д.Б. Кобалевского, который еще в 70-е годы XX века сумел сформулировать и реализовать основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы, заложившие основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Именно эта педагогическая концепция исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с ее неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека.
Рабочая учебная программа по музыке разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке Л.В.Школяр, В.О.Усачевой.
Предмет музыка начальной школы имеет целью введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.
В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Задача предмета – ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.
Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:
- общим целям образования – ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
- задачам образования – развитию способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные и личностные результаты обучения.
2. Общая характеристика учебного предмета
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
В начальной школе у обучающихся формируется целостное представление о музыке, ее истоках и образной природе, многообразии форм и жанров. Школьники учатся наблюдать, воспринимать музыку и размышлять о ней; воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений; импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.
Учащиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад), получают представления о народной и профессиональной музыке, музыкальном фольклоре народов России и мира, народных музыкальных традициях родного края, сочинениях профессиональных композиторов.
Школьники учатся слышать музыкальные и речевые интонации, понимать выразительность и изобразительность в музыке, песенность, танцевальность, маршевость. В процессе изучения предмета осуществляется знакомство с элементами нотной грамоты, музыкальными инструментами, различными составами оркестров (народных инструментов, симфонический, духовой), певческими голосами (детские, женские, мужские), хорами (детский, женский, мужской, смешанный). Обучающиеся получают представление о музыкальной жизни страны, государственной музыкальной символике, музыкальных традициях родного края.
Ученики приобретают начальный опыт музыкально-творческой деятельности в процессе слушания музыки, пения и инструментального музицирования, музыкально-пластического движения и драматизации музыкальных произведений. В ходе обучения у школьников формируется личностно окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности. Осуществляется знакомство с произведениями выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский_Корсаков, С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев, Г.В. Свиридов, Р.К. Щедрин, И.С. Бах, В._А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шопен, Р. Шуман, Э. Григ), сочинениями современных композиторов для детей.
Школьники овладевают вокально-хоровыми умениями и навыками, самостоятельно осуществляют поиск исполнительских средств выразительности для воплощения музыкальных образов в процессе разучивания и исполнения произведений, вокальных импровизаций, приобретают навык самовыражения в пении с сопровождением и без сопровождения, одноголосном и с элементами двухголосия, с ориентацией на нотную запись.
В процессе индивидуального и коллективного музицирования на элементарных музыкальных инструментах идет накопление опыта творческой деятельности: дети разучивают и исполняют произведения, сочиняют мелодии и ритмический аккомпанемент, подбирают по слуху, импровизируют.
Обучающиеся получают представление о музыкально-пластическом движении, учатся выражать характер музыки и особенности ее развития пластическими средствами, осваивают коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций и импровизаций, в том числе танцевальных. Учащиеся участвуют в театрализованных формах игровой музыкально-творческой учебной деятельности: инсценируют песни, танцы, создают декорации и костюмы, выражают образное содержание музыкального произведения средствами изобразительного искусства (декоративно-прикладное творчество, рисунок).
В результате освоения предметного содержания курса у школьников накапливаются музыкально-слуховые представления об интонационной природе музыки, обогащается эмоционально-духовная сфера, формируется умение решать учебные, музыкально-творческие задачи. В процессе работы над музыкально-исполнительским замыслом у детей развиваются музыкальная память и воображение, образное и ассоциативное мышление, способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, воспитывается художественный вкус.
В ходе обучения музыке школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музыкально-пластические композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.
3. Описание места учебного предмета «Музыка» в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом курс «Музыка» изучается в 1-4 классах по одному часу в неделю. Общий объем учебного времени составляет 132 часа.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные:
- Ценностно-смысловая ориентация учащихся,
- Действие смыслообразования,
- Нравственно-этическое оценивание
Коммуникативные ууд
- Умение выражать свои мысли,
- Разрешение конфликтов, постановка вопросов.
- Управление поведением партнера: контроль, коррекция.
- Наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Регулятивные ууд
- Целеполагание,
- волевая саморегуляция,
- коррекция,
- оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:
- Умение структурировать знания,
- Смысловое чтение,
- Знаково – символическое моделирование,
- Выделение и формулирование учебной цели.
Логические:
- Анализ объектов;
- Синтез, как составление целого из частей
- Классификация объектов.
- Доказательство
- Выдвижение гипотез и их обоснование
- Построение логической цепи рассуждения
Предметными результатами изучения музыки являются:
- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
5. Содержание учебной программы
Структурное отличие программы для 1-го класса связано с особенностью этого возрастного периода, который одновременно является и пропедевтическим этапом, и начальным этапом систематического формирования музыкальной культуры детей в общеобразовательной школе.
Главная и единственная тема 1-го класса и первого года обучения музыке в школе - «Как можно услышать музыку». Она рассматривается в каждой четверти под различным углом зрения. В ней «высвечивается» тот или иной аспект этого основополагающего умения, необходимого для постижения музыки, и поэтому она представлена более подробно – 8-ю тематическими блоками, а не почетвертными темами.
Учебный материал 1-го класса знакомит с детским музыкальным фольклором (колыбельная песня, загадки, пословицы, народные игры). Это позволяет естественно вводить учащихся в более сложные художественные явления, например, былину, сказочные фрагменты опер («Руслан и Людмила» М.И. Глинки).
Учебный материал 2-го класса раскрывает содержание музыкального искусства через темы «О чём говорит музыка», «Какую роль играет музыка в жизни человека», «Что музыка может выражать (характер, настроение, эмоции) и изображать (движение, покой)». Пониманию единства мысли, речи, характера человека послужит представленная в учебнике «Галерея» портретов русских людей, написанных художниками-передвижниками.
Учебный материал 3-го класса играет кульминационную роль, поскольку вводит учащихся в искусство через закономерности музыки. Они получают представление об интонации как носителе смысла музыки, о развитии музыки, о формах её построения и ведущих музыкальных жанрах – от песни, танца, марша до оперы, балета, симфонии, концерта.
Учебный материал 4-го класса даёт школьникам представление о композиторской и народной музыке, о музыке народов России, ближнего и дальнего зарубежья. В учебнике найден «ключ» для выявления национальных особенностей, характерных черт музыки того или иного народа (через тождество и контраст, сравнение, сопоставление уклада жизни, природы и пр.).
Учебный материал структурирован в соответствии с содержанием программы, дающим возможность полнее раскрыть её образовательный и воспитательный потенциал. Этот «ход» необходим для того, чтобы убедительно показать неслучайность выбора учебных тем, того или иного «методического ключа» в освоении тематизма, репертуара, вида музыкальной деятельности.
Формы организации учебного процесса:
- групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:
- экскурсия, путешествие, выставка.
Виды контроля:
- входной, текущий, итоговый
- фронтальный, комбинированный, устный
Формы (приемы) контроля:
- наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.
7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Музыка»
Для реализации цели и задач обучения музыке по данной программе используется УМК по музыке издательства «Баласс».
Обучение музыке обеспечиваются:
- учебником по музыке, авторы Л.В.Школяр, В.О.Усачева;
- комплектом наглядных пособий;
- методическим пособием для учителя по предмету «Музыка».
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках изобразительного искусства, относятся:
- DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
- компьютеры.
При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическами редакторами и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.
Печатные пособия
- Портреты композиторов в электронном виде
- Плакаты(10): расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партий в хоре, графические партитуры
- Транспарант: поэтический текст гимна России.
Экранно-звуковые пособия
- Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке
- Презентации, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов
- Учебно-практическое оборудование
- Синтезатор
Детские музыкальные инструменты
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
15. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс»
Список научно-методической литературы.
- «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
- «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
- Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
- «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
- Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
- Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
- Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
- Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
- «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
- Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
- «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
- Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
- Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
- Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
- Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
- Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
- Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
- Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
- Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
- Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
- Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
- Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
- Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
- Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.
- «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.
- «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
- «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
- «Музыка в школе» № №1-3, 2007г, №№1-6 – 2008г., №№1-5 – 2009 г.
- «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
- «Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.
- Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.
- Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
- Бакланова Т.И. «Обучение в 1 классе», М., Астрель, 2005г.
- Тузлаева Г.С. «Поурочные планы по учебнику Г.С.Ригиной 1 класс», Волгоград, Учитель,2006г.
- Новодворская Н.В. «Поурочные планы. Музыка 1 класс»/2 части/, Волгоград, Корифей, 2006г.
- Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
- Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.
- Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
- Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.
- Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с
- Песенные сборники.
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.
6. Календарно – тематическое планирование по музыке
1 класс
№ урока п/п | Тема урока | Примерный музыкальный материал | Универсальные учебные действия | Дата |
Как можно услышать музыку(33 ч.) | ||||
1 | «Внутренняя музыка» (3 ч.) Колыбельная песня | Колыбельные: Зыбка поскрипывает, Ходит сон по лавочке и др. | Наблюдать за музыкой в жизни человека Проявлять эмоциональную отзывчивость Исполнять колыбельные песни | |
2 | Сказку складываем, музыкой сказываем | А. Лядов. Кикимора | Проявлять эмоциональную отзывчивость Импровизировать в игре | |
3 | Народное музыкально-поэтическое творчество. Музыкальная игра | Музыкально-ритмическая игра «Дед и репка», Игра в гостей | Проявлять эмоциональную отзывчивость Импровизировать в игре Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение | |
4 | Родная речь (5 ч.) Элементарная нотная грамота.Точки, чёрточки, крючки, дуги и круги… | Г. Фрид. Ветер Е. Тиличеева. Деревца | Ориентироваться в нотном письме как графическом изображениии интонаций Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись | |
5 | Общее представление об интонации: изображение окружающего мира.Сказанное слово и несказанное… | А. Вивальди. Зима С. Прокофьев. Дождь и радуга | Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и исполнение | |
6 | РК Музыка природы. Прогулка в лес | Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение | ||
7 | Народное музыкально-поэтическое творчество: прибаутки, скороговорки. Не перевыскороговоришь? Поём вместе. | Р.н.п. Как под наши ворота Укр. Н. п. Журавель | Воспринимать на эмоционально-образном уровне музыкальное творчество своего народа Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение | |
8 | Портреты заговорили и запели. | Р. Шуман. Весёлый крестьянин Р.н.п. Вспомним, братцы, Русь и славу! | Воспринимать на эмоционально-образном уровне профессиональное и музыкальное творчество народов мира | |
9 | Пётр Ильич Чайковский (3ч.) Детские годы. | «Детский альбом»: Детская песенка, Колыбельная песня. Баба-яга, Вальс и др. | Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение | |
10 | Здесь живёт музыка П.И. Чайковского. | Балет «Щелкунчик» | ||
11 | Волшебный тот цветок… Тренируем свою «внутреннюю музыку». | Хор менестрелей из оперы «орлеанская дева» | ||
12 | Михаил, Иванович Глинка (4ч.) Детские годы | Мазурки | Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение | |
13 | Опера «Руслан и Людмила». «Бряцайте, струны золотые» | Опера «Руслан и Людмила» Первая песня Баяна | ||
14 | Опера «Руслан и Людмила». О, поле, поле! | Опера «Руслан и Людмила» Ария руслана из 3 действия | ||
15 | Руслан и Людмила. Слава! | Опера «Руслан и Людмила» Заключительный хор | ||
16 | Мелодия жизни(4ч.) Заветное слово. | В. Усачёва. Жила-была работа | Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира | |
17 | Как начинается музыка? | В. Усачёва. Жила-была работа | ||
18 | Вольфганг Амадей Моцарт. | Хор из оперы «Волшебная флейта» | Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение | |
19 | Моцарт сочиняет. | В. Моцарт. Менуэт | ||
20 | Сергей Сергеевич Прокофьев(3 ч.) Детство композитора | Симфоническая сказка для детей «Петя и волк» | ||
21 | Дорогой,Щелкунчик! | Симфоническая сказка для детей «Петя и волк» | ||
22 | Музыка для детей С. Прокофьева | Балет «Золушка» | ||
23 | Путешествие во времени и пространстве(6 ч.) Тренируем свою «внутреннюю музыку» | Р.н.п. Вот уж зимушка проходит | Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение | |
24 | Народное музыкально-поэтическое творчество. Русские обряды.Празднуем Масленицу | Р,н.п. Ой, Масленица, обманщица, Ах, Масленица, сметанница | Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов | |
25 | Тренируем свою «внутреннюю музыку». | Фрагменты из музыки П. Чайковского к сказке А. Островского «Снегурочка» | Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов | |
26 | Две песни. Сочиняем песенку | Музыкальная игра «Полевая берёзка» | Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение | |
27 | Русские обряды. Ждём весну, встречаем птиц.Весенние заклички | Весенние заклички | Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов | |
28 | РК Музыка Севера. Экскурсия в ИЦ | Ловозерский народный хор | Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов | |
29 | Профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Иные земли. | И. С. Бах. За рекою старый дом. Жизнь хороша | Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира | |
30 | Счастье, ты где?(4 ч.) Идём за Синей птицей. | Музыка И. Саца к спектаклю «Синяя птица» Г. Струве. Музыка | Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения | |
31 | Тренируем свою «внутреннюю музыку». Счастье, ты где? | Музыка И. Саца к спектаклю «Синяя птица» В. Усачёва. Жила-была работа | Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение | |
32 | РК Музыка для детей И. Ярмак | И. Ярмак. Дождь на лугах. Весенняя песенка | Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение | |
33 | Итоговое повторение. Урок - концерт | Любимые произведения, изученные в 1 классе | Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение |
6. Календарно – тематическое планирование
2 класс
№ урока п/п | Тема урока | Планируемые результаты освоения программы Предметные | Метапредметные | Личностные | Дата | |
Три кита в музыке – песня, танец, марш(9 ч.) | ||||||
1 | Композитор, исполнитель, слушатель | Знать/ понимать: правила поведения на уроке музыки. Правила пения. Смысл понятий «Композитор – исполнитель – слушатель» | Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства. | Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость | ||
2 | Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки («три кита») | Знать/ понимать: название первичных жанров: песня, танец, марш. Уметь: определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок. Принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности. Уметь: выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша, откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками. определять и сравнивать характер,настроение в музыкальных произведениях; определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш); эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление. | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения. Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов | Формировать эмоциональное отношение к искусству, нравственно-этическое оценивание | ||
3 | Марш в жизни. Разнообразие маршей | Формировать умение выражать свои мысли | ||||
4 | Признаки, отличающие разные марши | Наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству | ||||
5 | Танец в жизни. Разнообразие танцев | Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей | ||||
6 | Признаки, отличающие разные танцы | |||||
7 | Песня – главный «кит» в музыке. Знакомство с понятием мелодия | |||||
8 | Музыкальная символика – гимн России | |||||
9 | «Киты» встречаются вместе | Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования | ||||
О чём говорит музыка (7 ч.) | ||||||
10 | Музыка выражает настроение и чувства | Знать/ понимать: закрепление понятий - мелодия и аккомпанемент, значение термина - ритмический рисунок. Уметь: найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения музыкального произведения. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость | Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения Узнавать изученные музыкальные произведения. Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение и сочинение | Формировать эмоциональное отношение к искусству, нравственно-этическое оценивание | ||
11 | Музыка выражает различные черты характера | |||||
12 | Музыка создаёт музыкальные портреты людей, сказочных персонажей | Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки | ||||
13 | Музыка изображает различные состояния и картины природы | Воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение) | ||||
14 | Музыка изображает движение | |||||
15 | Взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыке | |||||
16 | Обобщение по теме «О чём говорит музыка». Знакомство с хоровыми коллективами г. Полярные Зори | |||||
Куда ведут нас «три кита» (10 ч.) | ||||||
17 | Введение в тему «Три кита» ведут в большую музыку | Знать/ понимать: определение жанров: опер, симфония, концерт, балет, сходства и различия, названия произведений и их авторов. Уметь: вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. | Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (опера) Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. | Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость | ||
18 | Песня ведёт в оперу | |||||
19 | Песня ведёт в симфонию | |||||
20 | Песня ведёт в концерт | |||||
21 | Танец ведёт в балет | |||||
22 | Марш ведёт в оперу | |||||
23 | Марш ведёт в балет | |||||
24 | «Три кита» ведут в оперу. М. Коваль. Опера «Волк и семеро козлят» | Знать/ понимать: определения: опера, хор, солисты, оркестр. Различать характер музыки: танцевальный, песенный, маршевый. Уметь: назвать понравившееся произведения, дать его характеристику. Уметь сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки | Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (опера) Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров | Воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности | ||
25 | Профессиональная музыка о родном крае | Знать/ понимать: что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах. Понимать триединство: композитор – исполнитель – слушатель. Уметь: размышлять о музыке, высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям, создавать собственные исполнительские интерпретации | Наблюдать за интонационным богатством музыкального мира. Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в музыкально-поэтическом творчестве и корректировать собственное исполнение. | |||
26 | Обобщение по теме «Куда ведут нас «три кита» | Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей | ||||
Что такое музыкальная речь (8 ч.) | ||||||
27 | Какие бывают музыкальные звуки. Введение в тему | Знать/понимать формы построения музыкального произведения: одно-, двух- и трёхчастные Уметь: различать формы построения музыкального произведения | Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки(одно-, двух- и трёхчастные), Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм | Нравственно-этическое оценивание | ||
28 | Музыкальная речь – сочетание различных музыкальных звуков | Наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству | ||||
29 | Форма произведения – один из видов музыкальной речи. Одночастная форма | |||||
30 | Форма произведения – один из видов музыкальной речи. Двухчастная форма | |||||
31 | Форма произведения – один из видов музыкальной речи. Трёхчастная форма | Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей | ||||
32 | Выразительные возможности русских народных инструментов | Знать/ понимать: название русских народных инструментов – свирель, гусли, рожок и их внешний вид, своеобразие их интонационного звучания, народные инструменты Ямала. Уметь: распознавать духовые и струнные инструменты, вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания народных инструментов, исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения. Находить сходства и различия в инструментах разных народов | Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх – драматизациях. Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных музыкальных инструментов. Участвовать в коллективном музицировании на элементарных и электронных музыкальных инструментах | Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования | ||
33 | Выразительные возможности инструментов симфонического оркестра | Знать/ понимать: названия профессиональных инструментов – флейта, арфа, фортепиано,скрипка и др., выразительные и изобразительные возможности этих инструментов. Уметь: распознавать духовые и струнные инструменты, вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания инструментов симфонического оркестра Уметь: сопоставлять звучание народных и профессиональных инструментов, выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки | Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных музыкальных инструментов. Участвовать в коллективном музицировании на элементарных и электронных музыкальных инструментах | Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования | ||
34 | Создание музыкальных образов. Детские музыкально-творческие коллективы родного края | Знать/ понимать: что в музыке любого народа отражена любовь к своей родной природе, с каким настроением надо исполнять песни о Родине. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов. Уметь: выказывать какие чувства возникают, когда поешь о Родине, различать выразительные возможности – скрипки | Размышлять о музыкальных образах Отечества. Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) при воплощении музыкальных образов. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и др. | Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования, Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей |
Календарно – тематическое планирование
3 класс
№ урока п/п | Тема урока | Примерный музыкальный материал | Универсальные учебные действия | Дата |
Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость(9 ч.) | ||||
Повторение.Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки («три кита»). | «Песня о школе» – исполнение. «Мы – третьеклассники» – разучивание. Увертюра к опере «Кармен» Ж. Бизе – слушание. | Наблюдать окружающий мир, вслушиваться в него, размышлять о нём; Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость | ||
Из песни, танца и марша образуется песенность, танцевальность и маршевость. | «Ночь», «Золотые рыбки», «Царь Горох» из балета «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина (фрагменты) – слушание. «Мы – третьеклассники» – исполнение. «Скворушка прощается» Т. Попатенко – разучивание. «Полонез» Ф. Шопена –слушание. | Сравнивать музыкальные произведения разных стилей и жанров; различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке; исполнять различные по характеру музыкальные произведения; соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров; инсценировать фрагменты опер, мюзиклов, опираясь на понятия песенность, танцевальность и маршевость в музыке; импровизировать (вокальная, танцевальная, инструментальная импровизации) в характере основных жанров музыки; осуществлять собственный музыкально-исполнительный замысел в пении и импровизациях. | ||
Углубление понятия песенность. | «Ночь» – слушание. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига – разучивание главной мелодии и слушание фрагмента. «Скворушка прощается» – исполнение. Ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки – разучива- ние главной мелодии. | |||
Песенность в вокальной и инструментальной музыке. | «Утро» (главная мелодия) – исполнение. «Скворушка прощается» – исполнение. Ария Сусанина – исполнение главной мелодии и слушание. | |||
Углубление понятия танцевальность. | «Золотые рыбки» – слушание. «Мы – третьеклассники» – исполнение. «Мы – девочки» – разучивание. «Дружат дети всей Земли» Д. Львова-Компанейца -разучивание. Главная мелодия «Арагонской хоты» М. Глинки – слушание и исполнение в ансамбле с учителем. | |||
Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке. | ||||
Углубление понятия маршевость. | Мелодия из 3-й части Пятой симфонии Л. Бетховена – разучивание и слушание. «Мы – мальчики» – разучивание. «Царь Горох» – слушание и исполнение в ансамбле с учителем. | |||
Песенность, танцевальность и маршевость могут встречаться в одном произведении. | «Мы – третьеклассники», «Мы – девочки», «Мы – мальчики» – исполнение. Прелюдии № 7 и № 20 Ф. Шопена (ля-мажор и до-минор) – слушание. Мелодия из 3-й части Пятой симфонии Л. Бетховена – слушание. Произведения в исполнении детских коллективов ДМШ | |||
Р/к. Песенность, танцевальность и маршевость выводят нас на музыкальные просторы г. Полярные Зори. Детские хоровые и музыкальные коллективы ДМШ. | ||||
Интонация (7 ч.) | ||||
Интонационное богатство музыкального мира. Интонационно осмысленная речь: устная и музыкальная. | «Скворушка прощается» – исполнение. «Болтунья» С. Прокофьева – слушание. «Барабан» Д. Кабалевского – разучивание. «Кто дежурные?» Д. Кабалевского – разучивание. | Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства; распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки; сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия; выявлять различные по смыслу интонации; Определять жизненную основу музыкальных интонаций; воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение); анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации; применять знание основных средств выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения; передавать в собственном исполнении ( пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы; приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение и сочинение; корректировать собственное исполнение; предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений; оценивать собственную музыкально-творческую деятельность | ||
Сходство и различие музыкальной и разговорной речи. | «Кто дежурные?» – исполнение. «Барабан» – исполнение. «Болтунья» – слушание. «Кузнец» И. Арсеева – разучивание. «Марш» Э. Грига – слушание | |||
Интонация – выразительно-смысловая частица музыки | «Три подружки» («Резвушка», «Плакса», «Злюка») – слушание. «Перепёлочка» – исполнение в ансамбле с учителем. Мелодия из 3-й части Пятой симфонии Л. Бетховена – исполнение. «Кузнец» – исполнение. | |||
Выразительные и изобразительные интонации. | «Доброе утро» – разучивание. «Кукушка» (швейцарская народная песня) – разучивание. Экспозиция 3-й части Пятой симфонии Л. Бетховена– слушание. «Кузнец» – исполнение в ансамбле с учителем. | |||
Выразительность и изобразительность в интонациях существуют в неразрывной связи. | Темы петушка, Звездочёта, царя Дадона, воеводы Полкана из пролога оперы «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова – слушание. «Кукушка» – исполнение. «Доброе утро» – исполнение. «Котёнок и щенок» Т. Попатенко – разучивание. | |||
Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение. | «Доброе утро» – исполнение. «Кукушка» – исполнение. «Арагонская хота» М. Глинки – слушание и исполнение в ансамбле с учителем. «Котёнок и щенок» –исполнение. | |||
Интонация – основа музыки. Обобщение. | ||||
Развитие музыки (10 ч.) | ||||
Знакомство с понятием развитие музыки. | «Почему медведь зимой спит» Л. Книппера – разучивание. «Разные ребята» – исполнение. «Петя и волк» С. Прокофьева (развитие темы Пети) – слушание. «Марш» Ф. Шуберта – слушание. | Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов; наблюдать средства музыкальной выразительности ( мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор) в музыкальном произведении и их роль в развитии воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении: пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении; использовать | ||
Композиторское и исполнительское развитие музыки. | «Разные ребята» – исполнение. «Игра в слова» (попевка) – разучивание. «Петя и волк» – развитие тем Пети, птички и утки – слушание. «Почему медведь зимой спит» – исполнение. | |||
Сходство и различие интонации в процессе развития музыки. | «Игра в слова» – исполнение. «Почему медведь зимой спит» – исполнение. «Петя и волк» – развитие тем утки, кошки и волка – слушание. | Знать основные принципы развития (повтор, контраст, вариационность ) в народной музыке и в произведениях композиторов. корректировать собственное исполнение; предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений; оценивать собственную музыкально-творческую деятельность; инсценировать произведения различных жанров; Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам и в слове, рисунке, жесте, пении и др. | ||
Развитие музыки в процессе работы над каноном. | «Во поле берёза стояла» (русская народная песня) – исполнение в ансамбле с учителем. «Песня о пограничнике» С. Бугославского – разучивание. «Купание в котлах» – сцена из балета «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина – слушание. | |||
Развитие музыки в процессе работы над каноном. | «Тихо – громко» И. Арсеева – разучивание. «Во поле берёза стояла» – исполнение. Финал Четвертой симфонии П. Чайковского (фрагмент) – слушание. «Песня о пограничнике» – исполнение. | |||
Знакомство с понятием кульминация. | «Тихо – громко» – исполнение. «Песня о пограничнике» – исполнение. «Орлёнок» В. Белого – слушание. | Чувствовать кульминацию музыкального произведения, передавать её средствами исполнения | ||
Интонационно-мелодическое развитие музыки. | Прелюдии № 7 и № 20 Ф. Шопена – слушание. «Со вьюном я хожу» (русская народная песня) – разучивание. «Любитель-рыболов» М. Старокадомского – разучивание. | Различать мажор и минор; использовать и воплощать ладово-гармоническое развитие музыки в собственном музыкальном творчестве | ||
Ладово-гармоническое развитие музыки. | «Вальс» Ф. Шуберта – слушание. «Со вьюном я хожу» – исполнение. «Пьеса» («Аллегретто») Ф. Шуберта – слушание. «Любитель-рыболов» – исполнение. | |||
Развитие музыки в произведениях Э. Грига. | «Со вьюном я хожу» – исполнение. «Утро» Э. Грига – исполнение главной мелодии и слушание фрагмента. «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига – слушание. «Любитель-рыболов» – исполнение. | Соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов; Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение. | ||
Обобщение по теме «Развитие музыки». Р/к. «Детский альбом» П. И. Чайковского в исполнении ансамбля прихода Иоанна Предтечи г. Кандалакша | «Детский альбом» П. И. Чайковского– слушание. Исполнение музыки по желанию учащихся и по выбору учителя. | |||
Построение (формы) музыки (8 ч.) | ||||
Введение в тему «Построение музыки». Одночастная форма произведения. | «Песня о пограничнике» – исполнение. Главная тема «Песни Сольвейг» Э. Грига (из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт») – разучивание. «Пастушья песня» (французская народная песня) – разучивание. Главная тема 3-й части Шестой симфонии (маршевый эпизод) П.Чайковского – слушание. | сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров; соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения; распознавать художественный смысл различных форм построения музыки (одно-, двух-, трёхчастные, вариации, рондо); определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний; анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений; инсценировать произведения различных жанров и форм; оценивать собственную музыкально-творческую деятельность; общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов. | ||
Двух- и трёхчастная формы музыкального произведения. | «Пастушья песня» – исполнение. «Песня Сольвейг» – исполнение главной темы и слушание. Ария Сусанина – участие в исполнении. | |||
Знакомство с формой рондо. | «Пастушья песня» – исполнение. «Классное рондо» – исполнение. «Зачем нам выстроили дом» Д. Кабалевского – разучивание. «Спящая княжна» А. Бородина – слушание. | |||
Вариационная форма построения музыки. | «Спящая княжна» – слушание. «Зачем нам выстроили дом» – исполнение. «Со вьюном я хожу» исполнение. «Камаринская» – слушание и исполнение в ансамбле с учителем. | |||
Средства построения музыки – повторение и контраст. | «Зачем нам выстроили дом» – исполнение. «Крокодил и Чебурашка» – исполнение. «Со вьюном я хожу» исполнение. «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига – слушание. | |||
Р/к. Общие представления о музыкальной жизни г. Полярные Зори. | Произведения в исполнении музыкальных коллективов г. Полярные Зори | Наблюдать и оценивать интонационное богатство мира; Участвовать в музыкальной жизни школы, города; | ||
Обобщение по теме «Построение музыки». | «Песенка о капитане» И. Дунаевского из кинофильма «Дети капитана Гранта» – слушание. Увертюра И. Дунаевского из кинофильма «Дети капитана Гранта» – слушание. Подготовка к заключительному уроку-концерту. | Определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний; анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений; участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности. | ||
Итоговое обобщение и повторение. Урок-концерт. | Произведения по желанию учащихся и по выбору учителя – слушание, исполнение. | Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном музыкально-поэтическом творчестве; корректировать собственное исполнение; предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений; оценивать собственную музыкально-творческую деятельность; общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов. |
Предварительный просмотр:
№ урока п/п | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся | Система оценки | |||
предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
Обучаемый научится | Обучаемый получит возможность научиться | |||||||
1-2 | Музыка моего народа. Многообразие народной музыки. | Урок введения новых знаний. | -воспринимать народную музыку; -ориентироваться в многообразии фольклора России | - воспринимать мир музыки, высказывать собственное суждение; - учитывать разные мнения, интересы и обосновывать собственную позицию. | - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; | - развивать чувство прекрасного и эстетические чувства; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | -знакомство с многообразием народной музыки | Текущая Самооценка |
3 | Музыка моего народа. Русская народная песня. | Комбинир. | -воспринимать народную музыку; -ориентироваться в многообразии фольклора России | -узнавать характерные черты русской народной музыки; -эмоционально воспринимать нар. муз. творчество и высказывать мнение о нем | - развитие художественного восприятия, -умение оценивать произведения разных видов искусств | -уважительное отношение к культуре русского народа | -знакомство с многообразием народной музыки | Текущая Самооценка |
4 | Музыка моего народа. Частушки. | Комбинир. | -воспринимать народную музыку; -ориентироваться в многообразии фольклора России | -узнавать характерные черты русской народной музыки; -эмоционально воспринимать нар. муз. творчество и высказывать мнение о нем | -осознанное построение речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений | - развивать чувство прекрасного и эстетические чувства; -уважительное отношение к культуре русского народа | -знакомство с многообразием народной музыки | Текущая Самооценка |
5 | Музыка моего народа. Маршевая трудовая песня. | Комбинир. | -ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России | -узнавать характерные черты русской народной музыки; -эмоционально воспринимать нар. муз. творчество и высказывать мнение о нем | -принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности | - развивать чувство прекрасного и эстетические чувства; -уважительное отношение к культуре русского народа | -знакомство с многообразием народной музыки | Текущая Самооценка |
6 | Музыка моего народа. Контата. | Комбинир. | -ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России | -реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности | -принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности | - развивать чувство прекрасного и эстетические чувства; -уважительное отношение к культуре русского народа | -знакомство с многообразием народной музыки | Текущая Самооценка |
7 | Русская народная песня. Военные песни. | Комбинир. | -воспринимать народную музыку; -ориентироваться в многообразии фольклора России | -узнавать характерные черты русской народной музыки; -эмоционально воспринимать нар. муз. творчество и высказывать мнение о нем | -осознанное построение речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений | - развивать чувство прекрасного и эстетические чувства; -уважительное отношение к культуре русского народа | -знакомство с многообразием народной музыки | Текущая Самооценка |
8 | Музыка моего народа. Урок-концерт. | Урок-концерт | -воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества | -организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх | -формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей | - развивать чувство прекрасного и эстетические чувства; -уважительное отношение к культуре русского народа | -слушание -исполнение -анализ | Текущая Самооценка |
9 | Русская народная музыка. Обрядные песни. | Комбинир. | -воспринимать народную музыку; -ориентироваться в многообразии фольклора России | -узнавать характерные черты русской народной музыки; -эмоционально воспринимать нар. муз. творчество и высказывать мнение о нем | -принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности | - развивать чувство прекрасного и эстетические чувства; -уважительное отношение к культуре русского народа | -знакомство с многообразием народной музыки | Текущая Самооценка |
10 | Детский музыкальный фольклор. Песня – былина. | Комбинир. | -воспринимать народную музыку; -ориентироваться в многообразии фольклора России | -узнавать характерные черты русской народной музыки; -эмоционально воспринимать нар. муз. творчество и высказывать мнение о нем | -осознанное построение речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений | - развивать чувство прекрасного и эстетические чувства; -уважительное отношение к культуре русского народа | -знакомство с многообразием народной музыки | Текущая Самооценка |
11 | Музыка русской православной церкви. | Комбинир. | -воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека | -адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира | -осознанное построение речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений | - развивать чувство прекрасного и эстетические чувства; -уважительное отношение к культуре русского народа | -слушание -анализ | Текущая Самооценка |
12 | Музыка православной церкви. Сочинения С.Рахманинова. | Комбинир. | -воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека | -реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности | -осознанное построение речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений | - развивать чувство прекрасного и эстетические чувства; -уважительное отношение к культуре русского народа | -слушание -анализ -сравнение | Текущая Самооценка |
13 | Колокольный звон России. | Комбинир. | -наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки | -узнавать характерные черты русской народной музыки; -эмоционально воспринимать нар. муз. творчество и высказывать мнение о нем | -принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности | - развивать чувство прекрасного и эстетические чувства; -уважительное отношение к культуре русского народа | -слушание -анализ | Текущая Самооценка |
14 | Русский костюм. Русские обрядовые песни. | Комбинир. | -воспринимать народную музыку; -ориентироваться в многообразии фольклора России | -узнавать характерные черты русской народной музыки; -эмоционально воспринимать нар. муз. творчество и высказывать мнение о нем | -осознанное построение речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений | - развивать чувство прекрасного и эстетические чувства; -уважительное отношение к культуре русского народа | -знакомство с многообразием народной музыки | Текущая Самооценка |
15-16 | В гостях у Деда Мороза. Славянский фольклор. | Комбинир. | -воспринимать народную музыку; -ориентироваться в многообразии фольклора России | -узнавать характерные черты русской народной музыки; -эмоционально воспринимать нар. муз. творчество и высказывать мнение о нем | -осознанное построение речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений | - развивать чувство прекрасного и эстетические чувства; -уважительное отношение к культуре русского народа | -знакомство с многообразием народной музыки | Текущая Самооценка |
17 | Музыка моего народа. Обрядовые праздники. | Комбинир. | -воспринимать народную музыку; -ориентироваться в многообразии фольклора России | -узнавать характерные черты русской народной музыки; -эмоционально воспринимать нар. муз. творчество и высказывать мнение о нем | -осознанное построение речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений | - развивать чувство прекрасного и эстетические чувства; -уважительное отношение к культуре русского народа | -знакомство с многообразием народной музыки | Текущая Самооценка |
18 | Оркестр. Ансамбль. Солист. | Комбинир. | -эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности | -реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности | -принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности | - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | -слушание -анализ -сравнение -подведение итогов | Текущая Самооценка |
19 | Русские народные инструменты. | Комбинир. | -воспринимать народную музыку; -ориентироваться в многообразии фольклора России -различать на слух звучание отдельных народ. инструментов | -узнавать характерные черты русской народной музыки; -эмоционально воспринимать нар. муз. творчество и высказывать мнение о нем | -принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности | - развивать чувство прекрасного и эстетические чувства; -уважительное отношение к культуре русского народа | -знакомство с многообразием народной музыки | Самооценка |
20 | Между музыкой моего народа и музыкой разных народов нет границ. Музыка молдавского и грузинского народов. | Комбинир. | -воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека | -адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира | -осознанное построение речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений | - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -уважительное отношение к культуре разных народов | -слушание -анализ -сравнение | Самооценка |
21 | Песни советских композиторов. Украинские песни. | Комбинир. | -наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки | -реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности | -осознанное построение речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений | - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -уважительное отношение к культуре разных народов | -слушание -анализ -сравнение | Самооценка |
22-23 | Музыка белорусского народа. | Комбинир. | -оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира | -адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира | -осознанное построение речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений | - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -уважительное отношение к культуре разных народов | -слушание -анализ -сравнение | Самооценка |
24-25 | Музыка закавказских народов. «Лезгинка»-грузинский танец. | Комбинир. | -оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира | -реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности | -осознанное построение речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений | - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -уважительное отношение к культуре разных народов | -слушание -анализ -сравнение | Самооценка |
26 | Узбекская музыка. Музыка прибалтийских стран. | Комбинир. | -оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира | -адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира | -осознанное построение речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений | - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -уважительное отношение к культуре разных народов | -слушание -анализ -сравнение | Самооценка |
27 | Музыка разных стран. | Комбинир. | -воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека | -узнавать характерные черты музыкальной речи разных (отдельных) композиторов (по мелодии, ритму, ладу и др.) | -осознанное построение речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений | - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -уважительное отношение к культуре разных народов | -слушание -анализ -сравнение | Самооценка |
28 | Музыка Л.Бетховена. Полька. | Комбинир. | -воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека | -узнавать характерные черты музыкальной речи разных (отдельных) композиторов (по мелодии, ритму, ладу и др.) | -осознанное построение речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений | - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -уважительное отношение к культуре разных народов | -слушание -анализ -сравнение | Самооценка |
29 | Музыка Моцарта. | Комбинир. | -воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека | -реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности | -осознанное построение речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений | - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -уважительное отношение к культуре разных народов | -слушание -анализ -сравнение | Самооценка |
30 | Польская музыка. Творчество Шопена. | Комбинир. | -воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека | -узнавать характерные черты музыкальной речи разных (отдельных) композиторов (по мелодии, ритму, ладу и др.) | -осознанное построение речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений | - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -уважительное отношение к культуре разных народов | -слушание -анализ -сравнение | Самооценка |
31 | Музыка азербайджанских композиторов. «Рондо»-музыкальная форма. | Комбинир. | -наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки | -адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира | -осознанное построение речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений | - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -уважительное отношение к культуре разных народов | -слушание -анализ -сравнение | Самооценка |
32 | Композитор-исполнитель-слушатель. | Комбинир. | -соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний | -реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности | -принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности | - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -уважительное отношение к культуре разных народов | -слушание -анализ -сравнение | Самооценка |
33-34 | Музыка всегда со мной. Урок-концерт. | Урок-концерт | -воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества | -организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх | -формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей | -уважительное отношение к культуре разных народов; -реализация творческого потенциала | -слушание -анализ -сравнение -исполнение | Самооценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...