Рабочая программа по музыке, 1 класс
рабочая программа по музыке (1 класс) на тему
Рабочая программа по музыке, 1 класс. Программа Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka.doc | 120 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №3» городского округа город Октябрьский
Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МК на заседании НМС Директор МБОУ «Гимназия №3»
протокол №1 протокол № 2 ____________ Г.В.Мазина
от20.08.2014 г. от 25.08.2014 г. приказ №195 от 30.08.2014
Рабочая программа по музыке
для 1 классов
( срок реализации 5 лет)
Составили: И.А.Безенова,О.В.Черкасова, О.Ф.Вельховская, С.З.Арсланова,Л.Ф.Мешкова,Н.Г.Григорьева, С.Г.Абдрахманова,Л.Е.Захаркина,Е.В.Романова,Е.Р.Сафарова,
О.Н.ИвановаА.Ф.Бояркина, Г.Н.Нафикова
СОГЛАСОВАНО
Рук. ГМО
_______________Г.П.Русакова
Протокол №1 от 26.08.2014г.
Составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Примерной программы начального общего образования по музыке и авторской программы,
разработанной Е. Д. Критской, Т. С. Шмагиной
(Образовательная система «Школа России».Сборник рабочих программ
«Школа России». С.В. Анащенкова, Е. Д. Критская. - М: Просвещение, 2011г)
Учебник: Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. Музыка. 1 класс – М.: Просвещение, 2011г
2014 г.
- Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Музыка» для 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования РФ от 06.10.2009г № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), на основе Примерной программы начального общего образования по музыке и программы курса Образовательной системы «Школа России» под общей редакцией С.В Анащенковой., Е. Д. Критской, авторской программы «Музыка» Е. Д. Критской, Т. С. Шмагиной - М.: Просвещение, 2011г. и учебного плана МБОУ «Гимназия №3» соответствующего учебного года, Положения о рабочей программе учебного предмета (курса) МБОУ «Гимназия №3».
Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
- воспитание эмоционально – ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально – пластическое движение и импровизация).
Цели общего музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику.
II. Общая характеристика учебного предмета
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно – смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.
Занятия музыкой способствуют воспитанию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, творческому самовыражению, развитию художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.
- Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ «Гимназия №3» на изучение музыки в 1 классе отводится 1 час в неделю, всего 33 часа в год.
IV. Содержание учебного предмета
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Основные виды учебной деятельности школьников.
Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов, жанров и форм.
Пение. Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации.
Структура курса
Музыка вокруг нас (16 часов)
И муза вечная со мной, Хоровод муз. Повсюду музыка слышна. Душа музыки – мелодия. Музыка осени. Сочини мелодию. Азбука, азбука каждому нужна. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты. «Садко». Народные инструменты. Звучащие картины. «Разыграй песню». «Пришло Рождество – начинается торжество». Добрый праздник среди зимы.
Музыка и ты (17 часов)
Край, в котором ты живешь. Поэт, художник, композитор. Музыка утра. Музыка вечера. Музыкальные портреты. «Разыграй сказку». «Музы не молчали…». Музыкальные инструменты. Мамин праздник. Звучащие картины. Урок-концерт. Музыка в цирке. Дом, который звучит. «Ничего на свете лучше нету…». Обобщающий урок. Урок-концерт.
V. Требования к уровню подготовки по учебной программе
Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.
Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
Личностные результаты:
- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
- развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
- применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
- развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
- общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
- представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историкокультурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
- готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
- участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
VI. Список литературы
Основная литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2010.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Начальная школа – М.: Просвещение, 2010
3. Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. Музыка. Учебник. 1 класс. – М.: Просвещение, 2014
4. А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли». – М.: Просвещение, 2010.
Дополнительная литература
- Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. Музыка. 1 класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Просвещение, 2014
- Монохрестоматия (музыкальные произведения отечественных и зарубежных композиторов для слушания музыки на уроке).
- Портреты композиторов, художников, писателей и поэтов.
- Иллюстрации, произведения изобразительного искусства, опирающихся на образность музыкальность произведений, помогающие восприятию музыки.
- Рисунки, таблицы, схемы, способствующие лучшему усвоению учебного материала.
Технические средства обучения.
1. Классная магнитная доска.
2. Компьютер.
3. Принтер лазерный.
4. Мультимедийная установка, интерактивная доска.
Экранно-звуковые пособия.
Мультимедийные (образовательные) ресурсы, соответствующие содержанию обучения: Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/)
Календарно – тематическое планирование по музыке
для 1а класса на 2014 – 2015 учебный год
(согласно учебному плану МБОУ «Гимназия №3 на изучение предмета выделяется 1ч в неделю, 33 ч в год).
Учебник: Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. Музыка. 1 класс. – М.: Просвещение, 2014
№ п/п | Дата проведения | Кол-во часов |
Тема урока | ЭКОР | Приме чание | ||
План | Факт | ||||||
I четверть (8 ч) Музыка вокруг нас - (16 ч) | |||||||
1 | 01.09 05.09 | 1 | И муза вечная со мной! | ||||
2 | 08.09 12.09 | 1 | Хоровод муз. | ||||
3 | 15.09 19.09 | 1 | Повсюду музыка слышна. | Фрагменты башкирских мелодий | |||
4 | 22.09 26.09 | 1 | Душа музыки – мелодия. | ||||
5 | 29.09 03.10 | 1 | Музыка осени. | ||||
6 | 06.10 10.10 | 1 | Сочини мелодию. | ||||
7 | 13.10 17.10 | 1 | Азбука, азбука каждому нужна… Музыкальная азбука. | ||||
8 | 20.10 24.10 | 1 | Музыкальные инструменты (дудочка, рожок, гусли, свирель) | ||||
II четверть (8 ч) | |||||||
9 | 05.11 07.11 | 1 | Музыка вокруг нас (обобщение). | Башкирские мотивы | |||
10 | 10.11 14.11 | 1 | «Садко» (из русского былинного сказа). | ||||
11 | 17.11 21.11 | 1 | Музыкальные инструменты (флейта, арфа). | ||||
12 | 24.11 28.11 | 1 | Звучащие картины. | ||||
13 | 01.12 05.12 | 1 | Разыграй песню. | ||||
14 | 08.12 12.12 | 1 | Пришло Рождество, начинается торжество. | Музыка для детей в творчестве башкирских композиторов | |||
15 | 15.12 19.12 | 1 | Родной обычай старины. Добрый праздник среди зимы. | ||||
16 | 22.12 26.12 | 1 | Музыка вокруг нас (обобщение). | ||||
III четверть (9 ч) Музыка и ты - (17ч) | |||||||
17 | 15.01 16.01 | 1 | Край, в котором ты живешь. | ||||
18 | 19.01 23.01 | 1 | Поэт, художник, композитор. | Знакомство с башкирски-ми поэтами, художника-ми, композиторами. | |||
19 | 26.01 30.01 | 1 | Музыка утра. Музыка вечера. | ||||
20 | 02.02 06.02 | 1 | Разыграй сказку (Баба-Яга. Русская сказка). | ||||
21 | 09.02 13.02 | 1 | У каждого свой музыкальный инструмент. | ||||
22 | 23.02 27.02 | 1 | Музы не молчали. | ||||
23 | 02.03 06.03 | 1 | Мамин праздник. | Музыка природы в творчестве башкирских композито-ров | |||
24 | 09.03 13.03 | 1 | Музыкальные инструменты. | Курай | |||
25 | 16.03 20.03 | 1 | Чудесная лютня (по алжирской сказке). | ||||
IV четверть (8 ч) | |||||||
26 | 01.04 03.04 | 1 | Звучащие картины. Обобщение материала | ||||
Язык музыки (7ч) | |||||||
27 | 06.04 10.04 | 1 | Музыка в цирке. | ||||
28 | 13.04 17.04 | 1 | Дом, который звучит. | Муз.школы города Октябрьский | |||
29 | 20.04 24.04 | 1 | Опера-сказка. | Башкир-ский театр оперы и балета | |||
30 | 27.04 30.04 | 1 | Ничего на свете лучше нету… | ||||
31 | 04.05 08.05 | 1 | Афиша. Программа. Твой музыкальный словарик. | ||||
32 | 11.05 15.05 | 1 | Музыка и ты. Обобщение материала. | ||||
33 | 18.05 22.05 | 1 | Промежуточная аттестация. Итоговая проектная работа. «Я и музыка». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...