Рабочая программа по музыке
рабочая программа по музыке (3 класс) на тему
Рабочая программа по музыке составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования и скорректирована по материалам программы «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмакиной для 3 класса общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_muz3_klass.doc | 195 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию г. Барнаула
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №114 с углубленным изучением отдельных предметов (математики)"
Индустриального района г. Барнаула
ПРИНЯТО на заседании ШМО Китаева О.Ю. руководитель ШМО Протокол от _______ №____ (дата) | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР Ильиных Л.И. ____________________ (дата) | УТВЕРЖДАЮ Директор ______________________ Т.В. Коробкина Приказ от_______№____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
для 3Б класса
на 2014-2015 учебный год
Составитель:
учитель начальных классов
Надежда Андреевна Кузнецова
Барнаул, 2014
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования и скорректирована по материалам программы «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмакиной для 3 класса общеобразовательной школы.
Предмет музыка входить в предметную область «Искусство».
Цели и задачи обучения музыке
Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
накопление тезауруса -богажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Общая характеристика курса «Музыка»
Содержание программы базируется на художественно-образовательном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов морового музыкального искусства: фольклор, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков, современной академической и популярной музыки. Приоритетными в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры – «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предлагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, из устных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д.Б. Кабалевского – это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях; в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.
В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Структура программы составляют разделы, в которых обозначены содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года.
Творческий подход учителя музыки к данной программе – залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.
Место курса музыки в учебном плане
В 3 классе урок музыки проводится 1 раз в неделю, рассчитан на 34 часа в год (34 учебные недели).
Ведущие идеи учебного курса
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:
формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
приобретение знаний и умении;
овладение УУД
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно–эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
2. Планируемые результаты обучения
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии; позитивныя самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации
формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
формирование представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
формирование общего представления о музыкальной картине мира;
знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
умение эмоционально и осознанно относиться к музыке разных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить народные музыкальные традиции;
соотносить выразительные и изобразительные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов;
исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров;
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
3. Содержание программы учебного предмета «Музыка» 3 класс
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно- эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинение отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация - источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.)
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. основные приемы музыкального развития.
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи, (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
4. Тематический поурочный план курса музыки
№ урока | Тема урока | Вид занятия | Планируемые результаты | Виды, формы деятельности |
Раздел 1: «Россия – Родина моя» (5 ч.) | ||||
1 | Мелодия - душа музыки | Комбинированный урок | Знать/понимать: выразительность и изобразительность музыкальной интонации | Слушание: «Рассвет на Москве – реке» М.Мусоргский Хоровое пение |
2 | Природа и музыка. Звучащие картины | Комбинированный урок | Знать/понимать: названия изученных жанров (романс), смысл понятий: солист, мелодия, аккомпанемент, лирика. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов | Слушание: П.Чайковский «Симфония №4» 2часть. «Моя Россия» Г.Струве Хоровое пение |
3 | Виват, Россия! Наша слава – русская держава | Комбинированный урок | Знать/понимать: названия изученных жанров (кант), смысл понятий: песенность, маршевость. Уметь: эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; | Слушание: «Жаворонок» М.Глинка; «Благословляю вас, леса» П.Чайковский, «Романс» Г.Свиридов Хоровое пение |
4 | Кантата «Александр Невский» | Комбинированный урок | Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов; названия изученных жанров и форм музыки (кантата) Уметь: эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике | Слушание: Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев Хоровое пение |
5 | Опера «Иван Сусанин» | Комбинированный урок | Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов, названия изученных жанров и форм музыки (опера), смысл понятий: хоровая сцена, певец, солист, ария. | Слушание: Сцены из оперы «Иван Сусанин» М.Глинка Хоровое пение |
Раздел 2: «День, полный событий» (4 ч.) | ||||
6 | Утро | Комбинированный урок | Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: песенность, развитие. Уметь: эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике | Слушание: «Утренняя молитва» П.Чайковский. «Утро» Э.Григ. Хоровое пение |
7 | Портрет в музыке В каждой интонации спрятан человек | Комбинированный урок | Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов; Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке | Слушание: С.Прокофьев «Петя и волк»; - «Болтунья» С.Прокофьев. б. «Золушка»; «Джульетта – девочка» Хоровое пение |
8 | В детской. Игры и игрушки. На прогулке | Комбинированный урок | Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий: песенность , танцевальность, маршевость, музыкальная живопись. Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей | Слушание: «С няней» М.Мусоргский; - «С куклой», «Тюильрийский сад» М.Мусоргский. - П.Чайковский «Болезнь куклы», «Новая кукла». - «Колыбельная песня» П.Чайковский. Хоровое пение |
9 | Вечер. Обобщающий урок | Урок повторения и обобщения | Участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся за 1 четверть | Исполнение изученных произведений Звуковая «Угадай-ка!» |
Раздел 3: «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.) | ||||
10 | Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся. Древнейшая песнь материнства | Комбинированный урок | Знать/ понимать: образцы духовной музыки, религиозные традиции. Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства | Слушание: Тропарь иконе Владимирской Божией Матери «Мама» В.Гаврилин. «Мама» Ч.А Биксио, (исп. Р.Лоретти)Хоровое пение |
11 | Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама! | Комбинированный урок | Уметь: эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике | Хоровое пение |
12 | Вербное воскресенье. Вербочки | Комбинированный урок | Знать/ понимать: образцы духовной музыки, народные музыкальные традиции родного края, религиозные традиции. Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства | Слушание: «Осанна» Э.Ллойд Уэббер – (из рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда»), «Вербочки» А.Гречанинов, А.Блок Хоровое пение |
13 | Святые земли Русской | Комбинированный урок | Знать/ понимать: смысл понятий: величание, молитва; Уметь: продемонстрировать знания о различных видах музыки | Слушание: Величание князю Владимиру и княгине Ольге. «Богородице, Дево, радуйся» С.Рахманинов Хоровое пение |
Раздел 4: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.) | ||||
14 | Настрою гусли на старинный лад | Комбинированный урок | Знать/ понимать: различные виды музыки (былина), музыкальные инструменты (гусли); былинный напев, распевы. Уметь: проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов (гусли); охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества | Слушание: «Былина о Добрыне Никитиче» обр. Римского Корсакова Песни Садко из оперы Н.Римского-Корсакова. «Заиграйте, мои гусельки» «Высота ли, высота» Садко и Морской царь – русская былина Хоровое пение |
15 | Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе | Комбинированный урок | Знать/ понимать: изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, смысл понятий: певец – сказитель, меццо-сопрано. Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества | Слушание: Песня Садко с хором Н.Римский Корсаков. Вторая песня Баяна М.Глинка. Хоровое пение |
16 | Лель, мой Лель... (обобщение) | Урок повторения и обобщения | Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов, Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения, называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности | Слушание: «Туча со громом сговаривалась» - третья песня Леля из оперы «Снегурочка» - Н.Римский Корсаков. Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование |
17 | Звучащие картины. Прощание с Масленицей | Комбинированный урок | Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий: музыка в народном стиле; народные музыкальные традиции родного края | Масленичные песни; Слушание: «Проводы зимы» Н.Римский Корсаков из оперы «Снегурочка» |
Раздел 5: “В музыкальном театре.” (6 ч) | ||||
18 | Опера «Руслан и Людмила»: Я славил лирою преданья. Фарлаф. Увертюра | Комбинированный урок | Знать/понимать: названия изучаемых жанров и форм музыки (рондо), названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: контраст, ария, каватина, увертюра. | Слушание: Опера «Руслан и Людмила» М.Глинка Хоровое пение |
19 | Опера «Орфей и Эвридика» | Комбинированный урок | Знать/понимать: названия изучаемых жанров, смысл понятий – хор, солист, опера, контраст; названия изученных произведений и их авторов. | Слушание: Опера «Орфей и Эвридика» К.Глюк Хоровое пение |
20 | Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа... | Комбинированный урок | Знать/ понимать: названия изученных жанров и форм музыки; смысл понятий: ария, каватина, тенор, зерно-интонация, развитие, трехчастная форма. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления | Слушание: Опера «Снегурочка» Н.А.Римский – Корсаков. Вступление к опере «Садко» Н.Римский-Корсаков Хоровое пение |
21 | В заповедном лесу. Океан – море синее | Комбинированный урок | Знать/понимать: контрастные образы, балет, развитие. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления | Вступление к опере «Садко» Н.Римский-Корсаков Хоровое пение |
22 | Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу | Комбинированный урок | Знать/ понимать: названия изученных жанров и форм музыки, названия изученных произведений и их авторов. Уметь: охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов | Слушание: Балет «Спящая красавица» П.И.Чайковский Хоровое пение |
23 | В современных ритмах | Комбинированный урок | Знать/ понимать: смысл понятий: композитор – исполнитель – слушатель вариационное развитие. Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления | Слушание: Р.Роджерс «Звуки музыки» «Волк и семеро козлят на новый лад» А.Рыбников. |
Раздел 6: «В концертном зале» (6 ч.) | ||||
24 | Музыкальное состязание | Комбинированный урок | Знать/ понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; Уметь: продемонстрировать знания о музыкальных инструментах (флейта) | Слушание: «Концерт№1» для фортепиано с оркестром П.Чайковский. -«Веснянка» - укр. н.п. Музыкальные инструменты Хоровое пение |
25 | Музыкальные инструменты. Звучащие картины | Комбинированный урок | Знать/ понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; смысл понятий: скрипач, виртуоз. Уметь: продемонстрировать знания о музыкальных инструментах (скрипка); эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике | Слушание: «Шутка» И.-С.Бах «Мелодия» П.Чайковский; «Каприс №24» Н.Паганини. «Волшебный смычок» - норвежская народная песня |
26 | Музыкальные инструменты | Комбинированный урок | Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью | Слушание: Музыкальные фрагменты из опер, балетов, мюзиклов Исполнение разученных песен |
27 | Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. Севера песня родная ( обобщение) | Урок повторения и обобщения | Знать/понимать: смысл понятий: вариационное развитие, сюита, тема, контрастные образы. Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности | Слушание: Э.Григ «Утро», «В пещере горного короля»; «Танец Анитры»; «Смерть Озе»; «Песня Сольвейг” |
28 | «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии | Комбинированный урок | Знать/понимать: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, | Слушание: «Симфония №3» Л.Бетховен. «Соната №14»;, «К.Элизе» |
29 | Мир Бетховена | Комбинированный урок | Знать/понимать: смысл понятий: ритм, импровизация, джаз-оркестр, песенность, танцевальность. Уметь: продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, составах оркестров | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. |
Раздел 7: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5 ч.) | ||||
30 | «Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки | Комбинированный урок | Знать/понимать: смысл понятий: музыкальные иллюстрации, музыкальная речь. Уметь: продемонстрировать знания о различных видах музыки, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства | Слушание: «Я поймал ритм» Дж.Гершвин; «Колыбельная Клары» Дж.Гершвин. -«Мы дружим с музыкой» И.Гайдн Хоровое пение |
31 | Люблю я грусть твоих просторов | Комбинированный урок | Знать/понимать: смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»; выразительность и изобразительность музыкальной интонации; музыкальная речь, лирика. Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык творчества композиторов | Слушание: Г.Свиридов «Весна», «Тройка», «Снег идет»; - Э.Григ «Утро» - П.Чайковский «Осенняя песнь», «Симфония №4» Хоровое пение |
32 | Мир С. Прокофьева | Комбинированный урок | Знать/понимать: опера, симфония, песня. Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык творчества композиторов | Слушание: С.Прокофьев «Шествие солнца», «Утро» Хоровое пение |
33 | Певцы родной природы | Комбинированный урок | Знать/понимать: названия изученных жанров музыки: опера, симфония, гимн, кант, ода; названия изученных произведений и их авторов. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык творчества композиторов | Слушание: Финал Девятой симфонии Л.Бетховена «Ода к радости» - В.Моцарт «Слава солнцу» - Хор «Славься!» из оперы М.Глинки - «Патриотическая песня» М.Глинка. - Кант «Радуйся, Росско земле» |
34 | Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет | Урок повторения и обобщения | Знать/ понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью | Слушание: В.Моцарт «Симфония №40» - Канон «Слава солнцу, слава миру» В.Моцарт. Хоровое пение. |
5. Материально-технического обеспечения образовательного процесса
- Примерная программа по музыке. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – М. : Просвещение, 2011. Программа для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы» авт.Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2012
- Уроки музыки 1-4 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений автор-составитель Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2010
- Уроки музыки. 1-4 классы. Поурочные разработки, авт.: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, Просвещение, 2013 г.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. в 3ч. Ч.2, под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой.-М.: Просвещение, 2011
- Музыка: 3 класс учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.: Просвещение, 2013.
- Рабочая тетрадь для 3 класс, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.: Просвещение, 2013.
- Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 3 класс авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
- Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 3 класс. (СD) авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
- Книги о музыке и музыкантах.
- Научно-популярная литература по искусству.
- Портреты композиторов.
- Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров
- Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
- Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.
- Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.
- Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.
- Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.
- Нотный и поэтический текст песен.
- Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.
- Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
- Музыкальный центр
- Ноутбук
- Экран
- Мультимедиа проектор
- Микрофон
- Музыкальные инструменты: пианино, электропианино, металлофоны
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...