Рабочая программа по музыке (4 класс)
рабочая программа по музыке (4 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Изучение учебного предмета «Музыка» в 4 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в течение предыдущих трех лет занятий музыкой. Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного, эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Целью уроков музыки в 4 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством. Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия.
Тема первого полугодия: « Музыка и литература» развивается по двум направлениям:
- I четверть - «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»;
- II четверть - «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки».
Важной линией реализации темы «Музыка и литература» является выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы, взаимодействие музыки и литературы раскрывается преимущественно на образцах вокальной музыки (жанры – песня, опера…). Педагогом произведена корректировка программы, что выразилось в перестановке порядка тем первой четверти со второй. Данная перестановка обусловлена тем, что изучение музыкального материала 2 четверти перекликается с темами по литературе, которые проходят в первой четверти 4 класса.
Тема второго полугодия: «Музыка и изобразительное искусство» развивается по двум направлениям:
- III четверть Тема «Можем ли мы увидеть музыку»;
- IV четверть Тема «Можем ли мы услышать живопись».
Реализация темы «Музыка и изобразительное искусство» строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование следующих умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, способность интонационно представлять (слышать) художественные образы.
Рабочая программа курса «Музыка» разработана для обучения в 4 классе на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 года, авторской программы О.В.Школяр, авторской программы Д. Б. Кабалевского (Москва «Просвещение» 2009).
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.
Основные содержательные линии:
- обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, явлениям жизни и искусства;
- усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке, как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре, лучших произведениях отечественной и зарубежной музыкальной классики, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
- овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки);
- обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности;
- воспитание слушательской и исполнительской культуры.
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки учащихся 4 класса.
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.). Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений).
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.
Учебное оборудование для реализации программы включает в себя комплект детских музыкальных инструментов, технические средства обучения (музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD RW, MP 3, а также магнитных записей), музыкальный инструмент фортепиано, наглядные пособия – таблицы (нотные примеры; формы построения музыки; средства музыкальной выразительности; портреты композиторов).
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
Знать/понимать:
- специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;
- взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;
- роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;
- стилистические особенности музыкального языка Глинки М.И., Бородина А.П., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В., Моцарта В, Бетховена Л., Грига Э., Дебюсси К.;
- жанровые признаки духовной музыки (на примере духовной музыки Баха И.С. и Бортнянского Д.);
- знакомые жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;
Уметь:
- находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;
- выявлять сходства и различия между музыкой и другими видами искусства;
- находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
- размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;
- передавать свои музыкальные впечатления в устной, письменной форме, в изобразительной деятельности;
- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации и игре на простейших шумовых инструментах);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.
Календарно-тематическое планирование
Тематическое планирование составлено по учебнику: Усачева О.В., Школяр Л.В.Музыка: 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2008
Материалы для учащихся: таблицы, дидактический и раздаточный материал.
Количество часов:
- в год – 34
- в неделю – 1;
- в 1-й четверти – 9;
- во 2-й четверти – 7;
- в 3-й четверти - 10;
- в 4-й четверти – 8.
№ | Содержание | Кол-во часов | По плану | По факту | Примечание |
1 полугодие - «Связь музыки и литературы». 1 четверть. Тема «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? | 9 | ||||
1 | Введение в тему. Отличительные черты музыки и литературы. | 1 | |||
2 | Инструментальные песни. Понятие – вокализ. | 1 | |||
3 | Музыка в сказках. | 1 | |||
4 | Музыка в баснях. | 1 | |||
5 | Музыка в рассказах. | 1 | |||
6 | Музыка в мультфильмах. | 1 | |||
7 | Музыка в кино. | 1 | |||
8 | Образы духовной музыки. | 1 | |||
9 | Музыкальная викторина по теме «Музыка русских композиторов». | 1 | |||
2 четверть. Тема «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?» | 7 | ||||
10 | Значение литературы для музыкального искусства. | 1 | |||
11 | Музыкальные жанры, в основе которых лежат литературные произведения: кантата, оратория, опера, балет, мюзикл. | 1 | |||
12 | Музыкальные жанры, в основе которых лежат литературные произведения: оратория. | 1 | |||
13 | Музыкальные жанры, в основе которых лежат литературные произведения: опера. | 1 | |||
14 | Музыкальные жанры, в основе которых лежат литературные произведения: балет. | 1 | |||
15 | Музыкальные жанры, в основе которых лежат литературные произведения: мюзикл. | 1 | |||
16 | Обобщение тем полугодия «Связь музыки и литературы». | 1 | |||
2 полугодие – «Связь музыки и изобразительного искусства». 3 четверть. Тема «Можем ли мы увидеть музыку?» | 10 | ||||
17 | Введение. Черты сходства и различия музыки и изобразительного искусства (живопись). | 1 | |||
18 | Образы богатырей в музыке и живописи. | 1 | |||
19 | Героическая тема в музыке. | 1 | |||
20 | Музыкальный портрет. | 1 | |||
21 | Тема войны и мира в музыке С.С.Прокофьева. | 1 | |||
22 | Пейзаж в музыке. | 1 | |||
23 | Реализм в музыке. | 1 | |||
24 | Импрессионизм в музыке. | 1 | |||
25 | Рисуем музыку. | 1 | |||
26 | Обобщение темы «Связь музыки и живописи». | 1 | |||
4 четверть. Тема «Можем ли мы услышать живопись» | 8 | ||||
27 | Введение в тему «Можем ли мы услышать живопись». | 1 | |||
28 | Храмовая музыка. | 1 | |||
29 | «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского. | 1 | |||
30 | Тема гражданской войны в живописи и музыке. | 1 | |||
31 | Образы Великой Отечественной войны в живописи и музыке. | 1 | |||
32 | Картины народных гуляний в музыке и живописи. | 1 | |||
33 | Обобщение темы «Связь музыки и живописи». | 1 | |||
34 | Обобщение тематического материала за курс начальной школы | 1 | |||
ИТОГО: | 34 |
Календарно-тематическое планирование (34ч)
№ | Тема | Элементы содержания | Формы | |
«Связь музыки и литературы».Тема «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?» | ||||
1. | 1. Введение в тему. Отличительные черты музыки и литературы. | Обобщение летних музыкальных впечатлений детей. Повторение тем: «Русская народная музыка» «Музыка стран мира», «Композитор-исполнитель-слушатель». Специфика средств художественной выразительности музыки и литературы: сравнение. Слушание: Концерт для фортепиано с оркестром № 3 – мелодия 1-ой части - С.В. Рахманинов. | Устный опрос. | |
2. | 2. Инструментальные песни. Понятие – вокализ. | Песня – наиболее простой пример сочетания в художественном творчестве двух видов искусств. Вокализ. Значение слова в вокальной музыке (песни, романсы). Стилистические особенности музыкального языка С.В. Рахманинова. Разучивание: «Детский вокализ» - Д.Б.Кабалевский. | Устный опрос. | |
3. | 3. Музыка в сказках. | Нужна ли музыка литературе? Музыка - «главное действующее лицо» музыкальной сказки. сказка «Музыкант-чародей» - чтение с музыкальными фрагментами. | Устный опрос | |
4. | 4. Музыка в баснях. | Музыка в творчестве русского баснописца И. А. Крылова. Определение «квартет». Разнообразие исполнительского состава в квартете. Понятия «гармония», «Дисгармония». Струнные квартеты русских композиторов. Творчество А.П. Бородина. Норв.н.п. «Волшебный смычок». | Размышления о музыке. | |
5. | 5. Музыка в рассказах. | Значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей. Музыка - «главное действующее лицо» рассказов К. Паустовского. Расширение представлений о творчестве В. А. Моцарта. | Размышления о музыке. Хоровое исполнение. | |
6. | 6. Музыка в мультфильмах. | Музыка как неотъемлемая часть произведений киноискусства. Киномузыка – важное средство создания экранного образа. Мультфильм. Особенности жанра. | Размышления о музыке. | |
7. | 7. Музыка в кино. | Музыка как неотъемлемая часть произведений киноискусства. Киномузыка – важное средство создания экранного образа. | Размышления о музыке. Хоровое исполнение. | |
8. | 8. Образы духовной музыки. | Музыка – обязательная часть церковных обрядов. Музыка в русском православном храме. Понятие «канон». Песнопения в русском и католическом храме. Жанровые признаки духовной музыки. | Размышления о музыке. | |
9. | 9. Музыкальная викторина по теме «Музыка русских композиторов». | Музыка усиливает выразительность и воздействие литературных произведений на мысли и чувства людей. Способность музыки обогащать литературный сюжет и углублять характеристику персонажей, событий. | Музыкальная викторина. | |
Тема «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?» | ||||
10. | 1. Значение литературы для музыкального искусства. | Обобщение музыкальных впечатлений учащихся в каникулярное время. Повторение темы 1-ой четверти. Песня – наиболее простой пример сочетания в художественном творчестве двух видов искусств. Значение литературного текста для жанра песня. Слушание: «Жаворонок» - М.И.Глинка – М.Балакирев Разучивание: «Я учу английский» - Л.Марченко. | Рассуждения учащихся. | |
11. | 2. Музыкальные жанры, в основе которых лежат литературные произведения: кантата. Цель: сформировать представления у учащихся о роли литературы в музыкальном жанре – кантата. | Понятие «кантата». Роль поэзии в развитии музыки. Особенности жанра кантата. Выражение творческой фантазии композитора, вдохновленного поэтическими образами литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.В.Свиридова. Разучивание: «Поет зима, аукает» - элементы мелодии; «Я учу английский» - Л.Марченко. | Практическая работа: элементы анализа средств музыкальной выразительности. | |
12. | 3. Музыкальные жанры, в основе которых лежат литературные произведения: оратория. Цель: сформировать представления у учащихся о роли литературы в музыкальном жанре – оратория. | Понятие «оратория». Черты сходства и различия кантаты и оратории. Особенности жанра оратория. Религиозный текст – основа жанра оратория. Видеоряд по теме «Моцарт и Сальери». | Устный опрос. | |
13. | 4. Музыкальные жанры, в основе которых лежат литературные произведения: опера. Цель: сформировать представления у учащихся о роли литературы в музыкальном жанре – опера. | Понятия «опера», «либретто», «синтетические жанры». Либретто – литературная основа жанра оперы, в котором кратко излагается сюжет оперы. Особенности жанра оперы. Синтез искусств в оперном жанре. Разновидность вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, хор, речитатив, ария, ансамбль). | Размышления о музыке. | |
14. | 5. Музыкальные жанры, в основе которых лежат литературные произведения: балет. Цель: сформировать представления у учащихся о роли литературы в музыкальном жанре – балет. | Понятие «балет». Либретто – основа балетного спектакля. Особенности жанра балет. Синтез искусств в балете (взаимодействие литературы, инструментально-симфонической музыки, хореографии, изобразительного и драматического искусства). Как музыка балета передает характеры героев балетного спектакля. Имена лучших отечественных танцоров и хореографов (Г.Уланова, М. Плисецкая, Ю. Григорович, Е.Максимова). Пластическое интонирование, шумовой оркестр. Разучивание: «Наступает Новый год». | Пластическое интонирование. Импровизация на д.м.и. | |
15. | 6. Музыкальные жанры, в основе которых лежат литературные произведения: мюзикл. Цель: сформировать представления у учащихся о роли литературы в музыкальном жанре – мюзикл. | Понятие «мюзикл». Либретто – основа мюзикла. Особенности жанра мюзикл. Синтез искусств в мюзикле (взаимодействие литературы, музыки - фонограммы, хореографии, изобразительного и драматического искусства). Исполнители мюзикла (вокалисты-солисты, кордебалет - массовые сцены). Слушание: фрагменты из мюзикла «Нотр-дам де Пари» | Размышления о музыке. Сольное исполнение. | |
16. | 7. Обобщение тем полугодия «Связь музыки и литературы». | Литература и музыка взаимообогащают друг друга. Нерасторжимая связь музыки со словом проявляется во всех жанрах вокальной музыки, фольклоре, операх, балетах, в инструментальной музыке, где использованы мелодии песен. Музыка усиливает выразительность и воздействие литературных произведений на мысли и чувства людей. Способность музыки обогащать литературный сюжет и углублять характеристику персонажей, событий. | Тест. | |
«Связь музыки и изобразительного искусства». Тема «Можем ли мы увидеть музыку?» | ||||
17. | 1. Введение. Черты сходства и различия музыки и изобразительного искусства (живопись). | Обобщение музыкальных впечатлений учащихся в каникулярное время. Повторение темы 1-ого полугодия. Понятия «изобразительное искусство». Сходства и различия музыки и живописи и их взаимосвязь. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи. | Устный опрос. Рассуждения учащихся. | |
18. | 2. Образы русских богатырей в музыке и живописи. | Понятия: «богатырь», «эпос», «фольклор». Композиторы «Могучей кучки». Воплощение в русском искусстве образа богатыря как образа могучего защитника Родины. Видеоряд – богатырская тема в творчестве В.Васнецова, И.Глазунова. Богатырская тема в творчестве А.П. Бородина. Особенности творческого почерка А.П. Бородина и Л.В.Бетховена. | Рассуждения учащихся о музыке. | |
19. | 3. Героическая тема в музыке. Цель: формирование представлений об ассоциативных связях между художественными образами музыки и живописи. | Понятия: «герой», «героический поступок». Образы ребят-героев – юного поколения богатырей своего времени. Воплощение образа великого русского полководца А. Невского в кантате С.Прокофьева. Сопоставление героико-эпических образов музыки и живописи. Слушание: Хор «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский»- С.Прокофьев. | Рассуждения учащихся о музыке. | |
20. | 4. Музыкальный портрет. Цель: формирование представлений о жанровых параллелях между музыкой и живописью. | Понятие «портрет». Особенности музыкального портрета. Особенности творческого почерка М. П. Мусоргского – мастера музыкального портрета. Исторический аспект, воплощенный в оперном творчестве М.П.Мусоргского. Видеоряд – портрет композитора, «Протодьякон» И.Е.Репина. Слушание: «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов» - М.П.Мусоргский. | Ассоциативные ряды. | |
21. | 5. Музыкальный портрет. Цель: формирование представлений о жанровых параллелях между музыкой и живописью. | Понятие «икона». Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Видеоряд - образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве. Выражение духовно-нравственного начала в образе матери. Особенности средств выразительности в создании светлого образа Богоматери. «Богородице Дево, радуйся» - П.И.Чайковский и икона «Богоматерь Владимирская». | Ассоциативные ряды. | |
22. | 6. Тема войны и мира в музыке С.С.Прокофьева. | Понятия: «опера», «ария». Отражение событий Отечественной войны 1812 г. в творчестве С.С. Прокофьева. Видеоряд – портрет композитора, герои войны 1812 года. Образ полководца М. Кутузова. Музыкальный язык С.С. Прокофьева. | Рассуждения учащихся о музыке. | |
23. | 7. Пейзаж в музыке. Цель: научить передавать свои музыкальные впечатления в изобразительной деятельности. | Понятие «пейзаж». Значение жанра пейзаж в русском искусстве. Выражение любви к родной земле средствами искусства. Образы русской природы в песне, светской музыке, молитве, живописи, литературе. Учимся рисовать музыку (индивидуальные и коллективные работы). | Рисунки учащихся. | |
24. | 8. Реализм и импрессионизм в музыке. Цель: сформировать представления о стилистических особенностях реализма и импрессионизма. | Понятия: «реализм», «импрессионизм», «стиль». Стилистические особенности реализма и импрессионизма в живописи и музыке. Композиторы – представители двух стилей. Видеоряд произведений живописи, написанных в стиле реализм и импрессионизм. | Размышления о музыке. Хоровое исполнение. | |
25. | 9. Рисуем музыку. Цель: изобразить музыкальный образ с помощью красок. | Практическая работа учащихся по созданию образа услышанной музыки (весны), в технике реализма и импрессионизма. | Рисунки учащихся. | |
26. | 10. Обобщение темы «Связь музыки и живописи». Цель: обобщить представления учащихся об изобразительном характере музыкального искусства. | Общность и созвучие образов музыки и живописи. Изобразительность – важнейшее качество музыки, вызывающая в сознании зрительные образы. Песни и музыкальные произведения по выбору учащихся. | Музыкальная викторина. | |
Тема «Можем ли мы услышать живопись» | ||||
27. | 1. Введение в тему «Можем ли мы услышать живопись». Цель: формирование представлений об ассоциативных связях между художественными образами живописи и музыки. | Обобщение музыкальных впечатлений учащихся в каникулярное время. Повторение темы 3 четверти. «Безмолвная» и «звучащая» живопись. Понимание возможности зрительных образов вызывать музыкальные ассоциации. Видеоряд: «Бурлаки на Волге» - И.Е.Репин. Чтение Н.Некрасов «Выдь на Волгу: чей стон раздается» | Устный опрос. Размышления о музыке. | |
28. | 2. Храмовая музыка. Цель: развитие представлений о синтезе храмовой живописи и музыки. | Понятие «храмовая музыка». Сопоставление эмоционально-образного строя храмовой музыки и изобразительного искусства. Знакомство с жанром «литургия». Использование видеоряда: иконы русских храмов, фрески на библейский сюжет. Чтение Н. Рыленков «Все в тающей дымке…» | Размышления о музыке. Ассоциативные ряды. | |
29. | 3. «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского. Цель: сформировать представления о музыкальности живописных образов. | Понятие «музыкальный цикл». Особенности цикла - тематическое единство. История создания произведения. Особенности построения цикла «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Работа с мультимедийной программой «Картинки с выставки». | Ответы на вопросы. Размышления о музыке. | |
30. | 4. Тема гражданской войны в живописи и музыке. Цель: расширить представления о синтезе живописи и музыке военных лет. | Воплощение образа военного оркестра легендарной Первой Конной армии С.Буденного на картине Грекова. Духовой оркестр – центр живописного полотна. Значение военного марша. Выразительные возможности музыкального инструмента трубы. Слушание: «Марш Буденного» - Дм.Покрасс. | Хоровое исполнение. | |
31. | 5. Образы Великой Отечественной войны в живописи и музыке. Цель: формирование представления о музыке военного периода. | Понятие «кукрыниксы». Музыка времен Великой Отечественной войны. Воплощение образа «Родины-матери» и песня «Вставай, страна огромная». Песни Великой Отечественной войны. Творчество кукрыниксов и сатирические песни Л.О.Утесова. Слушание: ««Вставай, страна огромная»-А.Александров Разучивание: фрагмент «По долинам и по взгорьям» - песня гражданской войны. | Размышления о музыке. Хоровое исполнение. | |
32. | 6. Картины народных гуляний в музыке и живописи. Цель: сформировать представления об изобразительных особенностях музыки в творчестве И.Ф.жСтравинского. | Понятие «лубочные картинки». Первое знакомство с творчеством И.Ф.Стравинского. Жизнь и творчество композитора. Стилистические особенности музыкального языка композитора. Образное сравнение и ассоциативные ряды на работу художника Кустодиева «Масленица»; Лубочная живопись. | Размышления о музыке. | |
33. | 7. Обобщение темы «Связь музыки и живописи». Цель: обобщить знания о связи музыки и изобразительного искусства. | Понимание того, что «границы отдельных искусств отнюдь не столь абсолютны и замкнуты», что «искусства ежеминутно переходят одно в другое», что «один род искусства находит свое продолжение в другом» - Р.Роллан. | Исполнение музыки. | |
34. | 8. Обобщение тематического материала за курс начальной школы. Цель: обобщить знания о музыке, полученные в начальной.школе. | Урок-концерт. Исполнение музыкальных произведений хором, в ансамбле с учителем, с использованием детских музыкальных инструментах. Обобщение музыкального материала за курс начальной школы. | Исполнение музыки. |
Учебно-методическое сопровождение
Библиотечный фонд
- Примерная программа основного общего образования по музыке. Авторские программы по музыке.
- Хрестоматия с нотным приложением.
- Сборники песен и хоров.
- Методические пособия.
- Учебники по музыке.
Экранно-звуковые пособия
- Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
- Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов; с записью фрагментов из оперных, балетных спектаклей.
Учебно-практическое оборудование
- Музыкальные инструменты: пианино.
- Комплект детских музыкальных инструментов.
- Народные инструменты.
Список литературы
Нормативные документы
- Закон «Об образовании». – М, 2012
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010
- Примерные программы начального общего образования. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2010
- Постановление Правительства Свердловской области от 17.01.2006 г. №15-ПП «О региональном (национально-региональном) компоненте государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) образования Свердловской области».
- Региональный (национально-региональный) компонент государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области. – Екатеринбург, 2005.
Методическая литература
- Музыка. 4 класс: поурочные планы по программе Усачевой, Школяр/авт.-сост. Т.С.Максимова – Волгоград, Учитель, 2008
- Давыдова М.А.Уроки музыки: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2010
- Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыкальное искусство. Методическое пособие для учителя. – М.: Вентана-Графф, 2007
Список литературы для ученика
1. Усачева В.О, Школяр Л.В. Музыка: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Графф, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...