Интонация. Первые шаги маленького музыканта.
план-конспект урока по музыке (3 класс)

Заседко Светлана Анатольевна

Современные педагогические технологии с акцентом на здоровьесбережение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intonatsiya_-_osnova.doc55.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Интонация – основа музыки»

Цели и задачи:

  1. Развивать интонационное восприятие искусства через осмысление учащимися ключевых понятий: речевая (смысловая) интонация,

                                        выразительная интонация,

                                       «изобразительная» интонация,

                                       «зерно» – интонация.

  1. Раскрывать творческий потенциал  учащихся, используя элементы   пластической и музыкальной импровизации.
  2. Воспитание отношения «родственного» к окружающему миру, ко всему живому посредством музыки.

Музыкальный ряд:

  1. «Звуки окружающего мира», «Морские волны»
  2. Ш.К.Сен-Санс «Лебедь»
  3. Е.Птичкин, М.Пляцковский «Ты на свете лучше всех»

Литературный ряд:

1.А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» (фрагмент)

                                  Драматургия урока:

Экспозиция                          Тема четверти. Тема урока.

                                                 

Завязка                                  Разговор о разговоре.

                                                 

Постановка проблемы     «У Лукоморья дуб зелёный…»

                                                 (речевая интонация).

Кульминация 1                   Пластическое интонирование знакомого текста.

                                                 

Кульминация 2                   Разговор красок.

                                                 Вывод первый.

Физ. минутка                       Музыкальная импровизация «Бабочка»

                                                 (изобразительная интонация).

                                                             Вывод второй.

            Разработка                           К.Сен-Санс «Лебедь»

           (размышление)                   («зерно» - интонация).

                                                             Моделирование музыки.

                                                             «Ты на свете лучше всех»

                                                             (разучивание песни).

           Последействие                     Смысл, красота и чувство!

                                                             Итог урока. Домашнее задание.

                                                          Ход урока:

             Слайд 1: «Тема четверти».

             Слайд 2: «Тема урока».

- Что же такое «Интонация»?

- Для начала, я хочу познакомить вас с одной девочкой из стихотворения Агнии Барто

  (прочитать стихотворение «Болтунья»). «Болтает», «тараторит», «трещит» - вот как говорят о человеке, речь которого похожа на скороговорку. Стихотворение так и называется – «Болтунья».

- А что будет, ребята, если все люди начнут вот так же болтать, как девочка Лида?

- Вы правы, разговор разговору – рознь.

             Слайд 3: «Зелёный ходит…»

- Когда мы говорим, мы пользуемся разными словами. Представьте себе, что мы взяли книгу и читаем в ней слова, как попало. Например, так:

              «Зелёный ходит дуб налево, у лукоморья говорит,

               златая ночью песнь учёный, направо кот на дубе том».

- Вы поняли, ребята, о чём я прочитала?

- Чего не хватает в моей речи?

(Нет смысла, получилось некрасиво, непонятно… речевая интонация).

- А теперь послушайте вот так… (прочитать без интонации, «тараторя»).

             Слайд 4: «У Лукоморья…»

- Чего не хватает стихотворению?

(чувства, выразительности…, получилась пустая болтовня, как у Лиды…)

- Помогите мне прочитать, как у Пушкина, выразительно, красиво… выразительная интонация.

                 У Лукоморья – дуб зелёный;

                 Златая цепь на дубе том:

                 И днём и ночью кот учёный

                 Всё ходит по цепи кругом;

                 Идёт направо – песнь заводит,

                 Налево – сказку говорит.

                 Там чудеса: там леший бродит,

                 Русалка на ветвях сидит;

                 Там на неведомых дорожках

                 Следы невиданных зверей;

                 Избушка там на курьих ножках

                 Стоит без окон, без дверей…

             Слайд 5: «Речевая интонация»

             Слайд 6: «Выразительная интонация»

             Слайд 7: картинка «Лукоморье»

Кульминация №1:

Звучит  музыка: «Звуки окружающего мира», «Морские волны».

- Ребята, вы видите море? Какое оно?

- Опустите ручки в море, какая в нём вода? Она тёплая или холодная? Солёная, правда?..

- Давайте пошумим, как волны (ш – ш - ш…)

- А как колышутся веточки на дубе?

- Покажите, как шелестит листва, качаются ветви…

- Это молодой дуб или старый?

- А какой кот?

Давайте погладим кота, какая у него шёрстка?

- А какие волосы у русалки! Потрогайте их пальчиками!

- Они мокрые или сухие? А чем они пахнут?

(морской водой, водорослями…)

- Вот видите, как замечательно разговаривает с нами А.С.Пушкин. Слова он берёт самые обыкновенные, но его рассказ становится живой волшебной картиной.

Хотя картину эту вы не смогли бы увидеть, если бы, не ваша фантазия и воображение, а ещё умение слушать другого человека.

- Нравится картина? Красивая? А что такое красота?

- Художник рисует красками. Они яркие, разные и очень красивые. Вот посмотрите.

Кульминация №2:

             Слайд 8: Разноцветные пятна.

- Самая яркая красная краска, а вот зелёная, словно весенняя трава, а вот синяя, как морская вода. И  солнечная, жёлтая, нам тоже очень нравится. Замечательные краски!

- А может разместить их в рамки, как картины?  

- Красивые получатся картины? (не очень…, получатся просто разноцветные пятна)

- А если смешать все краски? (получится ещё хуже…)

- Почему же так нескладно получается?

- Да потому, что краски, сами по себе красивые, но в компанию собрались бессмысленную. Послушайте, о чём они говорят. Одна кричит: «Я – красная краска», другая: «А меня, зелёной краски, больше!», третья заявляет: «Зато я среди вас самая синяя!» Интересно? (не очень)

- А когда нам будет интересно?

(когда краски начнут свой рассказ о жизни людей, о красоте природы…)

             Слайд 9: «Вывод первый».

             Вывод первый:

Речь красок, как и любая речь, должна быть умной и интересной. Без этого нет красоты.

             Слайд 10.1: «Цветы».

 - А теперь отгадайте-ка, музыкальную загадку, тогда на доске появится очень красивая картинка.

                 Спал цветок и вдруг проснулся,

                 Больше спать не захотел.

                 Шевельнулся, встрепенулся,

                 Вверх, взлетел и полетел. (Бабочка)

             Слайд 10.2: «Полёт  бабочек».

             Слайд 11.1: «Физ. минутка»

Физ. минутка:

Раз – два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть.

По-нашему велению,

По-нашему хотению

Все бабочками стали,

Все крылышками замахали,

На цветочки сели,

              Слайд 11.2: «Полёт бабочек»

Все – кыш – полетели!

              (Звучит мелодия, дети импровизируют полёт бабочки).

Летели, летели,

Тихо… сели.

               (дети садятся на свои места)

             Слайд 12: «Изобразительная интонация»

- Как вы думаете, можно ли изобразить полёт бабочки на музыкальном инструменте?

- На каком?

- Кто попробует?

(дети выбирают из детских шумовых и музыкальных инструментов металлофон, арфу, гусли)

               Игра на музыкальных инструментах. Импровизация.

             Слайд 13: «Вывод второй»

             Вывод второй:

Красивую картину можно описать словами, можно нарисовать красками, а можно создать с помощью музыкальных звуков.

            Разработка (размышление):

 - Сейчас мы будем слушать речь музыкальных звуков. Мы дадим высказаться музыке. И пусть она с нами будет откровенна, а сердца наши зорки. Итак, слушайте и смотрите.

   К.Сен-Санс «Лебедь» - слушание музыки.

- Как вы думаете, о чём хотел рассказать человек? Что у него на сердце?

- Послушайте внимательно и скажите, говорит кто-то один или разговаривают двое?

- Верно, ведут беседу двое: один говорит голосом фортепиано, а другой – голосом виолончели.

- О чём же поёт фортепиано? Что вы видите? Покажите движение мелодии рукой!

(дети делают плавные волнообразные движения)

- Какие линии? Какого они цвета? Похоже на морские волны?

(Учитель рисует на доске волнистую линию синего цвета; можно сделать волну, используя синюю атласную ленту)

- А кому же такую замечательную песню поёт волна?

  ( Учитель играет на синтезаторе главную тему, выбрав голос виолончели).

- Как вы думаете, это мужчина или женщина? Почему?

              Слайд 14: «Мелодия»

- Музыка светлая, прозрачная, нежная.

- Попробуйте напеть эту мелодию вместе со мной.

     Разучивание с детьми главной мелодии пьесы.

             Слайд 15: «Зерно – интонация»

- Эту мелодию мы тоже нарисуем движением руки.

- А. теперь я попробую нарисовать движение мелодии линией на доске.

(На «волне» учитель рисует линию, похожую на лебедь, напевая главную мелодию, повторяя движением руки нисходящие и восходящие интонации мелодии; можно «нарисовать» лебедь с помощью белой атласной ленты)

- Посмотрите, какое чудо нарисовала нам музыка!

- Как бы вы назвали это произведение?

   (Лебедь)

              Слайд 16: «Вдоль по бережку…»

              (дети выразительно читают)

                 Вдоль по бережку лебёдушка плывёт,

                 Выше бережка головушку несёт.

                 Белым крылышком помахивает,

                 На цветы водицу стряхивает.

             Слайд 17: «Сен-Санс»

 - Автор этой удивительной пьесы – французский композитор К. Сен-Санс. Музыке этой уже много лет, но она не старится, потому что её знают и любят многие люди во всём мире. А ещё, наверное, потому, что в этой пьесе есть глубокий смысл, огромное чувство и неповторимая красота!

     

 - Сегодня я приготовила для вас ещё один музыкальный подарок. Знаю, вы любите хорошие песни. У каждого из вас есть слова песни с очень красивым названием – «Ты на свете лучше всех».

 - Подумайте, о ком эта песня?

 - Я спою вам её. Но одно слово я буду специально пропускать. Ваша задача, как можно скорее найти нужное слово. Кто догадается первым, может мне подпевать…

     (Разучивание песни Е.Птичкина «Ты на свете лучше всех»).

             Последействие:

             Итог урока (дети делятся своими впечатлениями).

              Слайд 18: «Домашнее задание»

             Домашнее задание:  

  - Нарисовать иллюстрацию к пьесе «Лебедь».

  - Выучить песню «Ты на свете лучше всех».    

  - Я благодарю всех за активную работу, и на память об этом уроке хочу подарить вам эту картину…

              Слайд 19: картина «Лукоморье».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые стандарты - первые шаги в начальной школе

В настоящее время перед образованием стоит задача подготовить человека, способного целостно воспринимать и активно познавать мир, работать с информацией, принимать и уважать ценности общества, имеющег...

Родительское собрание на тему "Первые шаги ребёнка в школе" 1 класс К Учитель начальных классов Смородинова Елена Эдуардовна МОУ гимназия №1 город Комсомольск- на -Амуре Хабаровский край

Условия успешной адаптации  первоклассников, тренинги, творческие задания, нестандартные советы по воспитанию для родителей-  со всем этим можно ознакомиться в разработке собрания....

Календарно-тематическое планирование кружка"Первые шаги в мире информатики"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по информатике,2класс, 2часа в неделю(вторая половина дня)....

Советы мамам маленьких музыкантов. О концертном волнении.

В самом начале, решая отдать ребёнка в инструментальный класс, очень важно правильно выбрать инструмент, исходя не только из общепринятых суждений, веяний моды, ваших предпочтений, но и физических воз...

Научно-практическая конференция «Шаги к успеху» Проект "МОИ ПЕРВЫЕ ШАГИ В РОБОТОТЕХНИКЕ"

Робототехника - это направление, которое позволяет создавать с помощью образовательных конструкторов различные виды роботов, моделировать их движения, программировать их с помощью компьютера. Конструи...

Проект «Адаптация детей в первой младшей группе» «Ох уж не легки эти первые шаги»

В этом проектерассказывается, как легче пройти адаптацию....