Интонация. Первые шаги маленького музыканта.
план-конспект урока по музыке (3 класс)
Современные педагогические технологии с акцентом на здоровьесбережение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intonatsiya_-_osnova.doc | 55.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Интонация – основа музыки»
Цели и задачи:
- Развивать интонационное восприятие искусства через осмысление учащимися ключевых понятий: речевая (смысловая) интонация,
выразительная интонация,
«изобразительная» интонация,
«зерно» – интонация.
- Раскрывать творческий потенциал учащихся, используя элементы пластической и музыкальной импровизации.
- Воспитание отношения «родственного» к окружающему миру, ко всему живому посредством музыки.
Музыкальный ряд:
- «Звуки окружающего мира», «Морские волны»
- Ш.К.Сен-Санс «Лебедь»
- Е.Птичкин, М.Пляцковский «Ты на свете лучше всех»
Литературный ряд:
1.А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» (фрагмент)
Драматургия урока:
Экспозиция Тема четверти. Тема урока.
Завязка Разговор о разговоре.
Постановка проблемы «У Лукоморья дуб зелёный…»
(речевая интонация).
Кульминация 1 Пластическое интонирование знакомого текста.
Кульминация 2 Разговор красок.
Вывод первый.
Физ. минутка Музыкальная импровизация «Бабочка»
(изобразительная интонация).
Вывод второй.
Разработка К.Сен-Санс «Лебедь»
(размышление) («зерно» - интонация).
Моделирование музыки.
«Ты на свете лучше всех»
(разучивание песни).
Последействие Смысл, красота и чувство!
Итог урока. Домашнее задание.
Ход урока:
Слайд 1: «Тема четверти».
Слайд 2: «Тема урока».
- Что же такое «Интонация»?
- Для начала, я хочу познакомить вас с одной девочкой из стихотворения Агнии Барто
(прочитать стихотворение «Болтунья»). «Болтает», «тараторит», «трещит» - вот как говорят о человеке, речь которого похожа на скороговорку. Стихотворение так и называется – «Болтунья».
- А что будет, ребята, если все люди начнут вот так же болтать, как девочка Лида?
- Вы правы, разговор разговору – рознь.
Слайд 3: «Зелёный ходит…»
- Когда мы говорим, мы пользуемся разными словами. Представьте себе, что мы взяли книгу и читаем в ней слова, как попало. Например, так:
«Зелёный ходит дуб налево, у лукоморья говорит,
златая ночью песнь учёный, направо кот на дубе том».
- Вы поняли, ребята, о чём я прочитала?
- Чего не хватает в моей речи?
(Нет смысла, получилось некрасиво, непонятно… речевая интонация).
- А теперь послушайте вот так… (прочитать без интонации, «тараторя»).
Слайд 4: «У Лукоморья…»
- Чего не хватает стихотворению?
(чувства, выразительности…, получилась пустая болтовня, как у Лиды…)
- Помогите мне прочитать, как у Пушкина, выразительно, красиво… выразительная интонация.
У Лукоморья – дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…
Слайд 5: «Речевая интонация»
Слайд 6: «Выразительная интонация»
Слайд 7: картинка «Лукоморье»
Кульминация №1:
Звучит музыка: «Звуки окружающего мира», «Морские волны».
- Ребята, вы видите море? Какое оно?
- Опустите ручки в море, какая в нём вода? Она тёплая или холодная? Солёная, правда?..
- Давайте пошумим, как волны (ш – ш - ш…)
- А как колышутся веточки на дубе?
- Покажите, как шелестит листва, качаются ветви…
- Это молодой дуб или старый?
- А какой кот?
Давайте погладим кота, какая у него шёрстка?
- А какие волосы у русалки! Потрогайте их пальчиками!
- Они мокрые или сухие? А чем они пахнут?
(морской водой, водорослями…)
- Вот видите, как замечательно разговаривает с нами А.С.Пушкин. Слова он берёт самые обыкновенные, но его рассказ становится живой волшебной картиной.
Хотя картину эту вы не смогли бы увидеть, если бы, не ваша фантазия и воображение, а ещё умение слушать другого человека.
- Нравится картина? Красивая? А что такое красота?
- Художник рисует красками. Они яркие, разные и очень красивые. Вот посмотрите.
Кульминация №2:
Слайд 8: Разноцветные пятна.
- Самая яркая красная краска, а вот зелёная, словно весенняя трава, а вот синяя, как морская вода. И солнечная, жёлтая, нам тоже очень нравится. Замечательные краски!
- А может разместить их в рамки, как картины?
- Красивые получатся картины? (не очень…, получатся просто разноцветные пятна)
- А если смешать все краски? (получится ещё хуже…)
- Почему же так нескладно получается?
- Да потому, что краски, сами по себе красивые, но в компанию собрались бессмысленную. Послушайте, о чём они говорят. Одна кричит: «Я – красная краска», другая: «А меня, зелёной краски, больше!», третья заявляет: «Зато я среди вас самая синяя!» Интересно? (не очень)
- А когда нам будет интересно?
(когда краски начнут свой рассказ о жизни людей, о красоте природы…)
Слайд 9: «Вывод первый».
Вывод первый:
Речь красок, как и любая речь, должна быть умной и интересной. Без этого нет красоты.
Слайд 10.1: «Цветы».
- А теперь отгадайте-ка, музыкальную загадку, тогда на доске появится очень красивая картинка.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Вверх, взлетел и полетел. (Бабочка)
Слайд 10.2: «Полёт бабочек».
Слайд 11.1: «Физ. минутка»
Физ. минутка:
Раз – два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
По-нашему велению,
По-нашему хотению
Все бабочками стали,
Все крылышками замахали,
На цветочки сели,
Слайд 11.2: «Полёт бабочек»
Все – кыш – полетели!
(Звучит мелодия, дети импровизируют полёт бабочки).
Летели, летели,
Тихо… сели.
(дети садятся на свои места)
Слайд 12: «Изобразительная интонация»
- Как вы думаете, можно ли изобразить полёт бабочки на музыкальном инструменте?
- На каком?
- Кто попробует?
(дети выбирают из детских шумовых и музыкальных инструментов металлофон, арфу, гусли)
Игра на музыкальных инструментах. Импровизация.
Слайд 13: «Вывод второй»
Вывод второй:
Красивую картину можно описать словами, можно нарисовать красками, а можно создать с помощью музыкальных звуков.
Разработка (размышление):
- Сейчас мы будем слушать речь музыкальных звуков. Мы дадим высказаться музыке. И пусть она с нами будет откровенна, а сердца наши зорки. Итак, слушайте и смотрите.
К.Сен-Санс «Лебедь» - слушание музыки.
- Как вы думаете, о чём хотел рассказать человек? Что у него на сердце?
- Послушайте внимательно и скажите, говорит кто-то один или разговаривают двое?
- Верно, ведут беседу двое: один говорит голосом фортепиано, а другой – голосом виолончели.
- О чём же поёт фортепиано? Что вы видите? Покажите движение мелодии рукой!
(дети делают плавные волнообразные движения)
- Какие линии? Какого они цвета? Похоже на морские волны?
(Учитель рисует на доске волнистую линию синего цвета; можно сделать волну, используя синюю атласную ленту)
- А кому же такую замечательную песню поёт волна?
( Учитель играет на синтезаторе главную тему, выбрав голос виолончели).
- Как вы думаете, это мужчина или женщина? Почему?
Слайд 14: «Мелодия»
- Музыка светлая, прозрачная, нежная.
- Попробуйте напеть эту мелодию вместе со мной.
Разучивание с детьми главной мелодии пьесы.
Слайд 15: «Зерно – интонация»
- Эту мелодию мы тоже нарисуем движением руки.
- А. теперь я попробую нарисовать движение мелодии линией на доске.
(На «волне» учитель рисует линию, похожую на лебедь, напевая главную мелодию, повторяя движением руки нисходящие и восходящие интонации мелодии; можно «нарисовать» лебедь с помощью белой атласной ленты)
- Посмотрите, какое чудо нарисовала нам музыка!
- Как бы вы назвали это произведение?
(Лебедь)
Слайд 16: «Вдоль по бережку…»
(дети выразительно читают)
Вдоль по бережку лебёдушка плывёт,
Выше бережка головушку несёт.
Белым крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.
Слайд 17: «Сен-Санс»
- Автор этой удивительной пьесы – французский композитор К. Сен-Санс. Музыке этой уже много лет, но она не старится, потому что её знают и любят многие люди во всём мире. А ещё, наверное, потому, что в этой пьесе есть глубокий смысл, огромное чувство и неповторимая красота!
- Сегодня я приготовила для вас ещё один музыкальный подарок. Знаю, вы любите хорошие песни. У каждого из вас есть слова песни с очень красивым названием – «Ты на свете лучше всех».
- Подумайте, о ком эта песня?
- Я спою вам её. Но одно слово я буду специально пропускать. Ваша задача, как можно скорее найти нужное слово. Кто догадается первым, может мне подпевать…
(Разучивание песни Е.Птичкина «Ты на свете лучше всех»).
Последействие:
Итог урока (дети делятся своими впечатлениями).
Слайд 18: «Домашнее задание»
Домашнее задание:
- Нарисовать иллюстрацию к пьесе «Лебедь».
- Выучить песню «Ты на свете лучше всех».
- Я благодарю всех за активную работу, и на память об этом уроке хочу подарить вам эту картину…
Слайд 19: картина «Лукоморье».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые стандарты - первые шаги в начальной школе
В настоящее время перед образованием стоит задача подготовить человека, способного целостно воспринимать и активно познавать мир, работать с информацией, принимать и уважать ценности общества, имеющег...
Родительское собрание на тему "Первые шаги ребёнка в школе" 1 класс К Учитель начальных классов Смородинова Елена Эдуардовна МОУ гимназия №1 город Комсомольск- на -Амуре Хабаровский край
Условия успешной адаптации первоклассников, тренинги, творческие задания, нестандартные советы по воспитанию для родителей- со всем этим можно ознакомиться в разработке собрания....
Календарно-тематическое планирование кружка"Первые шаги в мире информатики"
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по информатике,2класс, 2часа в неделю(вторая половина дня)....
Советы мамам маленьких музыкантов. О концертном волнении.
В самом начале, решая отдать ребёнка в инструментальный класс, очень важно правильно выбрать инструмент, исходя не только из общепринятых суждений, веяний моды, ваших предпочтений, но и физических воз...
Научно-практическая конференция «Шаги к успеху» Проект "МОИ ПЕРВЫЕ ШАГИ В РОБОТОТЕХНИКЕ"
Робототехника - это направление, которое позволяет создавать с помощью образовательных конструкторов различные виды роботов, моделировать их движения, программировать их с помощью компьютера. Конструи...
Проект «Адаптация детей в первой младшей группе» «Ох уж не легки эти первые шаги»
В этом проектерассказывается, как легче пройти адаптацию....