Рабочая программа по музыке, 3 класс
рабочая программа по музыке (3 класс) по теме

Топильская Ольга Валериевна

Рабочая программа по музыке 3 класс Ригина ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_2013-2014_3kl.docx72.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы  Г.С. Ригиной «Музыка: Обучение. Творческое развитие. Воспитание: Программа для 4-летней начальной школы. Система Л.В. Занкова» Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2012.

Календарно – тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, 34 часа в год.

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира.

Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов мира;
  • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Задачами курса музыки, построенного на сформулированных выше основах и ориентированного на требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, являются:

  • формирование основ музыкальной культуры, расширение представлений детей о мире музыкального искусства и роли музыки в жизни человека;
  • развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • формирование умения воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям разных стилей, жанров;
  • развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, понимание детьми образной природы музыки, формирование умений создавать музыкальный образ в исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации, при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций;
  • развитие художественного вкуса, музыкально-творческих способностей учащихся;
  • воспитание в процессе эмоционального восприятия и исполнения музыки нравственных позиций ребенка, его общекультурной и гражданской идентичности с учетом культурного разнообразия российского общества;
  • формирование уровня освоения системы знаний, представлений и способов действий, достаточного для дальнейшего музыкально-эстетического образования и самообразования.

 Общая характеристика учебного предмета

Особенности преподавания предмета «Музыка» определяются спецификой музыкального искусства, которое обращено к духовному миру ребенка. Влияние на нравственно-эстетические чувства происходит в процессе активного восприятия детьми эмоционально-образного содержания музыкальных произведений, в процессе музыкально-творческой деятельности школьников.

Занятия музыкой способствуют духовно-нравственному воспитанию детей, целостному развитию личности младшего школьника, приобщению его к непреходящим этическим и эстетическим ценностям отечественной и мировой музыкальной культуры. Музыкальное искусство является неотъемлемой, важной частью национальной духовной культуры России.

Основные положения концепции развивающего обучения Л.В. Занкова направлены на достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья, на развитие музыкальности как комплекса музыкально-творческих способностей. Подчеркивая единство и равнозначность интеллектуального и эмоционального развития, волевого и нравственного, Л.В. Занков существенное значение придавал эмоциональному развитию ребенка, отмечая, что именно эмоции способствуют глубине интеллектуальной деятельности. Эта глубина создается материалом, с которым работают ученики, но главное - характером самой деятельности и эмоциональным настроем.

Особенность искусства в том, что оно обладает большими возможностями для эмоционального развития личности, творческого и нравственно-эстетического воспитания учащихся. Вместе с тем музыка позволяет не только обогатить эмоциональную сторону жизни ребенка, но и достичь целостности всех составляющих личностного развития.

Музыкальность - сложный комплекс природных музыкальных задатков, необходимых для успешной музыкальной деятельности. К ним относятся: интонационный слух в разных своих компонентах (звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический, гармонический), способность к оперированию музыкально-слуховыми представлениями, творческое воображение и мышление, музыкальная память (Б.М. Теплов, Б.В. Асафьев и др.). Все это обусловливает эмоциональную отзывчивость на музыку.

В основу содержания курса положена линейно-концентрическая дидактическая модель, предполагающая последовательность в изучении тем (линейность) и возврат к основным содержательным единицам с постепенным усложнением материала и его обобщением (концентричность). В программе по музыке прослеживается несколько сквозных идей:

– сказка в музыке, сказочные образы в песне, опере и балете;

– исторические и героические образы в музыке (темы «Музыка о Родине», «Героические страницы истории России в музыке»);

– образы природы в музыке («Музыкальное путешествие в сказочный лес», «Времена года в музыке», «Музыкальный карнавал животных»);

– русская народная музыка и творчество других народов («Русские народные песни и пляски», «Музыка разных народов», «Народная музыка в творчестве композиторов»);

– исполнительское мастерство инструменталистов и вокалистов;

– шутка в музыке («Сказки, небылицы, шутка в музыке» и др.).

Тематизм дает возможность объединять материал урока и различные виды деятельности в единое художественное целое, вводить в урок высокохудожественные произведения не только музыкального искусства, но и поэзии, художественной прозы, изобразительного искусства, что усиливает межпредметные связи. Тематическая организация содержания программы помогает детям обобщать свой индивидуальный опыт и активно включаться в беседы о музыке. Все это создает условия для общего культурного развития школьника.

Постепенное и последовательное усложнение музыкального материала и различных

видов деятельности (с возвратами к изученному материалу на новом уровне его осмысления) позволяет осваивать комплекс навыков учебной и музыкально-творческой деятельности.

Слушание музыки обогащает музыкально-слуховые представления детей, расширяет их понятия о природе музыкального искусства благодаря знакомству с творчеством отечественных и зарубежных композиторов, с исполнителями музыки, различными музыкальными жанрами, народной музыкой.

Важно научить детей не только слушанию, а «слышанию» музыки. Проникновение в мир музыкального искусства тем глубже, чем больше интерес детей к музыкальным занятиям, выше уровень их музыкальной грамотности. В процессе слушания музыки развивается внимание и музыкально-слуховой контроль ребенка.

Пение занимает ведущее место в рамках целостного подхода к музыкальному развитию детей. Наиболее доступный вид коллективного музицирования - хоровое пение, которое осуществляется с опорой на национальные традиции России. Дети исполняют попевки и песни по слуху, по нотам, с сопровождением и с движениями, характерными для определенного жанра музыки. Музыкально-слуховые представления, являющиеся ядром музыкальных способностей, лучше всего формируются, если ребенок умеет петь по нотам. Не случайно этому умению в программе отводится большое внимание.

Инструментальное музицирование включает игру на детских ритмических инструментах в качестве сопровождения слушания музыки и пения, ритмические «музыкальные разговоры» и ритмические игры.

Музыкально-пластическое движение направлено на обучение детей выразительно двигаться под музыку в соответствии с ее содержанием. Это помогает младшим школьникам через собственную деятельность понять различие между хороводом и маршем, полькой и народной песней и т.д. Пение с показом ручными знаками становится своеобразным пластическим интонированием.

Импровизационное творчество опирается на восприятие музыки, музыкальный слух, творческую фантазию ребенка и выражается в способности ребенка комбинировать, создавать нечто свое, новое на основе имеющегося музыкально-слухового опыта. Музыкальная импровизация используется для творческого развития учащихся, а также для углубления, закрепления и освоения знаний о музыке. В музыкальные занятия включаются все доступные виды импровизирования: движения, ритмические аккомпанементы, ритмические и мелодические «музыкальные разговоры», мелодизация стихотворений, импровизирование по ручным знакам ладовых ступеней, инсценирование, импровизация на настроение. Таким образом, заложенное в музыкальном искусстве творчество - композитора, исполнителя и слушателя - оказывает и развивающее, и терапевтическое влияние на детей.

Драматизация литературных произведений с использованием музыкальных фрагментов осуществляется в игровой деятельности, которая также становится способом самовыражения детей. Игра рассматривается как генетическая основа творчества, возможность проявления творческой активности детей. В связи с этим в музыкальные занятия включаются игровой материал и разнообразные игровые ситуации. Программа по музыке нацелена на формирование личностных и метапредметных универсальных учебных действий. Музыкальное искусство как «искусство интонируемого смысла», в котором человек «не мыслит себя вне отношения к действительности» (Б.В. Асафьев), имеет огромные возможности для действия смыслообразования, нравственно-этического оценивания содержания произведений искусства, а значит для формирования целостной картины мира и развития творческого потенциала школьника. Значительное внимание уделяется развитию умения учащихся сотрудничать со сверстниками и взрослыми, принимать на себя социально значимые роли. Опыт коллективного взаимодействия в музицировании, обсуждении содержания произведений и оценке полученных результатов способствует развитию коммуникативности младших школьников, их регулятивных действий.

Познавательные УУД формируются в процессе освоения детьми нотной грамоты, в том числе системы записи музыки в относительной и абсолютной сольмизации, в ходе выполнения детьми такого типа заданий, как работа с музыкальным словариком, с карточками ритма, поиск информации в дополнительных источниках, включая ресурсы Интернета.

Здоровьеразвивающие возможности музыкальных занятий усиливаются благодаря их рациональной организации, предполагающей сочетание разных видов музыкальной деятельности, чередование разнохарактерных песен, требующих решения различных исполнительских задач, соблюдение режима голосового аппарата детей (пение свободным, естественным, нефорсированным звуком, тесситурное удобство и напевность предлагаемых для пения мелодий), импровизационность заданий.

Положительное влияние музыки на психологическое и физиологическое здоровье достигается также наличием подготовительного этапа восприятия (эмоциональный настрой, актуализация музыкального опыта детей) и исполнения (распевки, составление исполнительского плана) музыки. Такая организация урока повышает психофизиологические ресурсы детей, их стрессоустойчивость. Уроки музыки, проводимые на природе, наряду с задачами эстетического и экологического воспитания, направлены на формирование культуры здорового образа жизни младших школьников.

По ключевым темам учебного года предусмотрено выполнение творческих проектов: «Любимые песни нашего класса» (3 класс) и «В стране музыкальных инструментов» (4 класс). Итогом первого творческого проекта должен стать песенный сборник-альбом, в который школьники отбирают песни различной тематики: «Песни из мультфильмов», «Песни о школе», «Народные песни», «Песни о Родине». Предлагаемые проекты стимулируют коллективную поисковую и творческую деятельность младших школьников, воспитывают качества гражданина благодаря патриотической тематике и знакомству с историей создания известных песен. Творческие проектные задания имеют сквозной характер и завершаются выходом на социально и личностно значимые результаты: подготовка концерта, создание сборника-альбома песен и т.д.

Содержания учебного предмета

Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры - народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственныетоснования, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.

Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.

Содержание программы:

3 класс (34 часа)

Музыка в жизни человека

Основные образно-эмоциональные сферы музыки. Сказочные образы в музыке. Опера.

Балет. Поэзия А.С. Пушкина в музыке. Сказочная опера в творчестве Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки. Балеты П.И. Чайковского, Р.К. Щедрина. Инсценировки сказок.

Характерные особенности музыкальных жанров. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Кантата. Симфония. Ария как характеристика героя оперы, кантаты, оратории.

Инструментальная и вокальная музыка.Романс. Инструментальные пьесы отечественных и зарубежных композиторов. Творчество И. С. Баха, В. А. Моцарта и др.

Музыка XX века. Творчество композиторов С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна, Г.В. Свиридова, Д.Б. Кабалевского. Современные композиторы. Песенное творчество композиторов Р.В. Паулса, В.Я. Шаинского. Музыка о Родине. Героические страницы России в музыке. Музыкальный исторический портрет («Александр Невский» С.С.Прокофьева). Тема защиты Родины в Великой Отечественной войне, отраженная в песенном творчестве.

Музыкальные жанры. Песня, танец,

марш. Колыбельная песня. Вальс, полька, менуэт. Гопак  - народный танец, гопак в опере М.П. Мусоргского. Марш в опере и балете.

Симфония. «Детская симфония» Ф. Й. Гайдна. Кантата (С.С. Прокофьев).

Романс, ария, хор.

Жанры народной музыки. Песня в народной музыке. Музыка к календарным праздникам.

Основные закономерности музыкального искусства

Музыкальные и речевые интонации. Интонация как озвученное состояние персонажа. Музыкальный разговор. Характеры персонажей и интонационное разнообразие музыки. Выразительность и изобразительность в музыке («Кикимора» А.К. Лядова).

Картины природы в музыке: музыкальные «краски». Тема персонажа оперы, балета, кантаты

как музыкальная характеристика, музыкальный образ. Сравнение средств музыкальной выразительности (ритм, темп, лад, динамика) в произведениях о природе разных авторов.

Песенные, танцевальные, маршевые интонации в инструментальной и вокальной музыке.

Музыкальные размеры. Дирижирование в размерах 2/4, 3/4, 4/4. Разнообразие ритмического рисунка: половинная нота с точкой, фермата.Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты: диез, 3/4, 4/4 в такте, трехдольный и четырехдольный метры, лига, паузы. Октава. Мажорная и минорная гаммы. Повтор и контраст как основные приемы

музыкального развития. Канон: особенности музыкального развития.

Формы построения музыки: двух -трехчастная формы. Контрастность частей, средства музыкальной выразительности в каждой из частей («Весна и осень» Г.В. Свиридова).

Музыкальная картина мира

Картины природы в музыке. Эмоционально_образное содержание музыкальных

произведений, связанных с картинами природы. Инструментальная и вокальная музыка.

Песенное творчество. Песни из мультфильмов. Песни о школе. Песни о Родине.

Исполнительский план произведения. Исполнение по нотам с названиями ступеней, нот. Исполнение двухголосия.

Композитор - исполнитель  - слушатель.

Выразительность исполнения музыки. Музыкальные инструменты: арфа, фортепиано,

виолончель, флейта - пикколо, челеста и др.

Народные инструменты: кастаньеты.

Симфонический оркестр. Камерный оркестр. Шумовой оркестр.

Взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыке. Средства выразительности в музыке, поэзии и живописи. Знакомство с этнокультурными традициями: проводы Масленицы. Русские народные песни и пляски. Знакомство с музыкой других народов (украинская, белорусская, эстонская, французская народные песни.

I Тема «Сказка в опере и балете»

Хоровое пение:

Н. А. Римский –Корсаков «Колыбельная Гвидона» из оперы «Сказка о царе Салтане»

В. Мигуля, Л. Ошанин «Песня старой сказки»

Е. Птичкин, М. Пляцковский «Сказки гуляют по свету»

И. Морозов, А. Коваленков «Про сверчка»

Г. Гладков, К. Чуковский «Робин-Бобин»

Г. Гладков, Ю. Энтин «Песенка друзей»

Слушание музыки:

Н. А. Римский – Корсаков «Три чуда», «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»

П. И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев», «Марш», «Танец пастушков», «Испанский танец», «Арабский танец», «Китайский танец», «Танец феи Драже», «Вальс цветов»  из балета «Щелкунчик»

Импровизация:

«Песенка Алёнушки» по рн сказке «сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и картине В. Васнецова «Алёнушка» (мелодическая)

На тему «Сказочка» С. С. Прокофьева

Движения под музыку:

Дирижирование в размере 4/4

П. И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев», «Марш», «Танец пастушков», «Вальс цветов»

I I Тема «Инструментальная музыка

Хоровое пение:

В. Шаинский, М. Пляцковский «Чему учат в школе»

Н. Песков, П. Синявский «Пробуждальная песенка»

Унп «Галя по садочку ходила»

Е. Крылатов, Ю. Яковлев «Колыбельная медведицы»

Е. Адлер, Л. Дымова «Песня менуэта»

В. Тугаринов «Оркестр чудаков»

Унп «Колядка»

В. Шаинский, А. Внуков «Снежинки»

В. Благ, М. Везеля, пер. М. Кравчука «Чудак»

Слушание музыки:

К. Сен-Санс «Лебедь»

Й. Гайдн «Детская симфония»

А. Алябьев «Соловей»

В. А. Моцарт «Менуэт»

А. Лядов «Кикимора»

Импровизация:

«Я – композитор» (Какому муз. инструменту ты поручил бы исполнить эту пьесу?) А. Рубинштейн «Мелодия».

На стихотворный текст (песня, танец, марш) (мелодическая).

Движения под музыку:

В. А. Моцарт «Менуэт»

Дирижирование в размере 4/4

I I I Тема «Музыка разных народов»

Хоровое пение

РНП «Во поле береза стояла»

И. С. Бах «За рекою старый дом»

Р. Паулс, Аспазия «Колыбельная»

Э. Григ, А. Мунк «Заход солнца»

Фр. нп  «Пастушка»

Бнп «Кумушка»

В. Шаинский, Ю. Энтин «Чунга-чанга»

Р. Паулс, И. Резник «Золотая свадьба»

Слушание музыки:

М. П. Мусоргский унт «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка»

Э. Григ «Шествие гномов»

А. Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаянэ»

П. И. Чайковский IV симфония, финал

И. С. Бах «Шутка»

Импровизация:

«Музыкальный разговор» (ритмическая)

Движения под музыку:

РНП «Барыня»

ЭТМ «Полька»

И. С. Бах «менуэт»

IV Тема «Картины природы в музыке»

Хоровое пение:

РНП «Уж ты сад», «А я по лугу»

В. Веселов, С. Есенин «Береза»

В. А. Моцарт «Колыбельная»

В. А. Моцарт «Весенняя»

Ю. Чичков, И. Мазнин «Осень»

Н. А. Римский –Корсаков  опера «Снегурочка», «Проводы Масленицы»

Слушание музыки:

С. Прокофьев «Утро»

Г. Свиридов музыка к повести А. С. Пушкина «Метель», «Весна и осень»

Э. Григ «Утро»

Импровизация:

На текст П. Соловьевой «Подснежник» (мелодическая)

В. А. Моцарт «Колыбельная»

На текст стихотворения А. Фета «Осень», П. Вяземского «Зима» (мелодическая)

Движения под музыку:

Дирижирование в размере 2/4, ¾, 4/4

С. Прокофьев «Шествие кузнечиков»

V Тема «Героические страницы родной истории в музыке»

Хоровое пение:

С. Прокофьев кантата «Александр Невский» хоры: «Вставайте, люди русские», «На Руси родной не бывать врагу»

РНП «Вспомним, братцы, Русь и славу»

Ю. Чичков, Ю. Разумовский «Россия, Россия»

РНП «Слава»

Г. Свиридов, А. Барто «Песня о Москве»

Д. Львов-Компанеец, Ю. Коринец «Московский воробей»

Б. Савельев, Л. Жигалкина и А. Хайт «Большой хоровод»

РНП «Солдатушки, бравы ребятушки»

Слушание музыки:

С. Прокофьев кантата «Александр Невский»

М. Блантер, М. Исаковский «Катюша»

Я. Френкель, Р. Гамзатов «Журавли»

М. И. Глинка опера «Иван Сусанин», «Романс Антониды», хор «Славься»

Импровизация:

На текст стихотворения И. Никитина «Русь» в характере песни, танца, марша (мелодическая)

На текст стихотворения  П. Воронько «Лучше нет родного края»

Движения под музыку:

Дирижирование в размерах ¾, 4/4.

Календарно – тематическое планирование ориентировано на использование:

Учебника:

 Г.С.Ригина «Музыка» 3 класс в двух частях Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература». 2012.

Методического пособия  для учителя:

Г.С. Ригина «Музыка. 3 класс: Обучение. Творческое развитие. Воспитание: Методические рекомендации по обучению музыке - Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература». 2010.

Информационно- методической поддержки:

  1. CD: Энциклопедия классической музыки. 2002. «Коминфо». Москва
  2. CD: Музыкальные инструменты. Электронная библиотека. 2002. Studio Multimedia KorAx
  3. CD: Соната. Не только классика. Электронное пособие. 2003. Институт новых технологий.
  4. CD: Обучающе - развивающая программа «П.И.Чайковский. Щелкунчик». 2003. Alisa Group.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы по музыке

Личностные универсальные учебные действия

У обучающего будут сформированы:

  • эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания;
  • позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности;
  • образ Родины, представление о ее богатой истории, героях-защитниках, о культурном наследии России;
  • устойчивое положительное отношение к урокам музыки; интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни;
  • основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье, первоначальные представления о досуге.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • познавательного интереса к музыкальным занятиям, позиции активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений;
  • нравственных чувств (любовь к Родине, интерес к музыкальной культуре других народов);
  • нравственно-эстетических чувств, понимания и сочувствия к переживаниям персонажей музыкальных произведений;
  • понимания связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора;
  • представления о музыкальных занятиях как способе эмоциональной разгрузки.

Регулятивные универсальные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
  • планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;
  • выполнять действия в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
  • эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров;
  • осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т.ч. проектных и творческих;
  • выполнять действия (в устной, письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир;
  • воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации в словарике и дополнительных источниках, включая контролируемое пространство Интернета;
  • самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;
  • передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;
  • использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;
  • выбирать способы решения исполнительской задачи;
  • соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;
  • соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;
  • исполнять попевки, ориентируясь на запись ручными знаками и нотный текст.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • соотносить различные произведения по настроению и форме;
  • строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки;
  • пользоваться записью, принятой в относительной  и абсолютной сольмизации;
  • производить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
  • обобщать учебный материал;
  • устанавливать аналогии;
  • сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах искусства;
  • представлять информацию в виде сообщения.

Коммуникативные универсальные учебные  действия

Обучающийся научиться:

  • выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог, диалог, письменно0;
  • выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;
  • понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;
  • проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;
  • контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;
  • понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
  • принимать мнение, отличное от своей точки зрения;
  • стремиться к пониманию позиции другого человека.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выражать свое мнение о музыке, используя разные средства коммуникации;
  • понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека;
  • контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности;
  • продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности;
  • формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации;
  • стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально-творческой деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 3 класса:

- проявлять интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкально-творческому самовыражению (пение в хоре, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, участие в музыкально-драматических спектаклях);

-уметь высказывать свои размышления о музыке (определять ее характер, основные интонации – вопрос, восклицание, жалость, радость, устанавливать простейшие взаимосвязи с жизненными образами, жизненными проявлениями);

-узнавать  не менее трех музыкальных произведений;

-знание имен выдающихся отечественных и зарубежных композиторов (П. Чайковский, В. Моцарт, Н. Римский- Корсаков, М. Глинка, С. Прокофьев, Г. Свиридов, Й Гайдн, И. С. Бах, Э. Григ, Р. Щедрин);

-знать названия музыкальных инструментов;

-проявлять навыки вокально- хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия);

-воспринимать доступную музыку разного эмоционально-образного содержания: различать русскую музыку и музыку других народов;

-приводить примеры пройденных музыкальных жанров;

-понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в рнп и музыке крупных жанров: опере и кантате;

-петь выразительно, соблюдая основные правила пения;

-чисто интонировать попевки и песни в доступных пределах;

-распевать слог на два звука и более в подвижном темпе, не теряя напевности, с различными динамическими оттенками;

-петь темы из отдельных прослушиваемых произведений; петь песни в одноголосном и двухголосном изложении; сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении;

-воспринимать богатство звучания оркестров (симфонического, р.н. инструментов, духового) и отдельных музыкальных инструментов (арфы, виолончели, челесты), певческих голосов (сопрано, тенора, баса);

-импровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста в соответствии с его эмоционально-образным содержанием; в характере песни, танца и марша;

-узнавать пройденные музыкальные  произведения и их авторов

Список научно-методического обеспечения для учителя:

  • Учебник Ригина Г.С. Музыка: Учебник 3 класс. - Самара: Корпорация «Федоров». 2013.
  • Рабочая тетрадь 3 класс   «Обучение. Творческое  развитие.  Воспитание» -  Самара: Корпорация «Федоров». 2013.
  • Примерные программы для основной школы «Музыка»
  • Программы Ригиной  Г.С. «Музыка Программа четырехлетней начальной школы» - Самара: Корпорация «Федоров». 2008.
  • Методическое пособие для учителя «Музыка», М., Просвещение, 2010г.
  • «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» Самара: Корпорация «Федоров». 2008.
  • Ригина Г.С.  «Музыка. 3 класс» фонохрестоматия.  - Самара: Корпорация «Федоров». 2012.

Список научно-методического обеспечения для ученика:

  • Учебник Ригина Г.С. Музыка: Учебник 3 класс. - Самара: Корпорация «Федоров». 2013.
  • Рабочая тетрадь 3 класс   «Обучение. Творческое  развитие.  Воспитание» -  Самара: Корпорация «Федоров». 2013.

MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный  образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им.     А.И.Герцена

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog

12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.


Календарно-тематическое планирование по музыке

п/п

№ урока в теме

Тема раздела/   тема

урока

Тип урока, образовательные технологии

Элементы содержания

Предметные результаты

Вид контроля, измерители

Информационно-методическое обеспечение

Дата проведения

по плану

Дата проведения фактически

1.

1.

Сказка в опере и балете.

Сказочные образы в музыке Н. А. Римского-Корсакова

Урок изучения нового материала

Н. А. Римский –Корсаков опера «Сказка о царе Салтане» : «Три чуда», «Полет шмеля»;

Н. А. Римский-Корсаков «Колыбельная Гвидона» - разучивание

Музыка в жизни человека.

- воспринимать и понимать музыку разного эмоционально - образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер, балетов, кантат, симфоний;

- различать русскую музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки;

- понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате;

- эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

- ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора;

- понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека;

- передавать в музыкальной творческой деятельности художественно образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества.

- соотносить исполнение музыки с собственными жизненными впечатлениями и осуществлять свой исполнительский замысел, предлагая исполнительский план песни и т.д.;

- владеть первоначальными навыками самоорганизации и самооценки культурного досуга.

Основные закономерности музыкального искусства

Обучающийся научиться:

- слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров;

- наблюдать за развитием музыкальных образов, тем, интонаций, воспринимать различие в формах построения музыки;

- участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая свое мнение в общении со сверстниками;

- узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; применять полученные знания в исполнительской деятельности;

- узнавать народные мелодии  в творчестве композиторов; звучание музыкальных инструментов и певческих голосов.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять творческую инициативу в реализации собственных замыслов в процессе пения, игры на детских элементарных музыкальных инструментах, движения под музыку;

- импровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного теста в характере песни, танца и марша;

- пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольмизации;

- находить в музыкальном тексте особенности формы, изложения;

- различать звучание музыкальных инструментов.

Обучающийся получит возможность овладеть:

- представлениями о композиторском и исполнительском творчестве;

- музыкальными понятиями: мажорная и минорная гаммы, фермата, паузы различных длительностей, диез, бемоль, ария, канон и др.

Музыкальная картина мира

Обучающийся научится:

-  выразительно исполнять попевки и песни с соблюдением основных правил пения;

- петь темы из отдельных прослушиваемых произведений; исполнять песни в одноголосном и двухголосном изложении;

- различать мелодию и аккомпанемент; передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений;

Сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов;

- различать язык музыки разных стран мира.

Обучающийся получит возможность научиться:

- сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении;

- узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов;

- приводить примеры известных музыкальных жанров, форм;

- собирать музыкальные коллекции, принимать участие в проведении культурных мероприятий в классе, представлять результаты проектной деятельности.

фронтальный

Портрет композитора, CD

2.

2.

Сказочные образы в музыке Н. А. Римского-Корсакова

Комбинированный

Н. А. Римский –Корсаков опера «Руслан и Людмила»: «Марш Черномора»

Н. А. Римский-Корсаков «Колыбельная Гвидона» -исполнение

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Портрет композитора, CD, ф-но

3.

3.

Сказочные образы в музыке П. И. Чайковского

Комбинированный

П. И. Чайковский балет

«Щелкунчик»: «Вальс снежных хлопьев», «Марш»

Н. А. Римский-Корсаков «Колыбельная Гвидона» - закрепление

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Портрет композитора, CD, ф-но

4.

4.

Сказочные образы в музыке П. И. Чайковского

Комбинированный

П. И. Чайковский балет

«Щелкунчик»: «Испанский танец», «Арабский танец», «Китайский танец»

В. Мигуля, Л. Ошанин «Песня старой сказки» - разучивание

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Портрет композитора, CD, ф-но

5.

5.

Сказочные образы в музыке П. И. Чайковского

Комбинированный

П. И. Чайковский балет

«Щелкунчик»: «Вальс цветов», «Танец пастушков»

В. Мигуля, Л. Ошанин «Песня старой сказки» - исполнение

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Портрет композитора, CD, ф-но

6.

6.

Сказочные образы в музыке Р. Щедрина

Комбинированный

 Р. Щедрин балет «Конек-Горбунок»: «Тема Конька-Горбунка»

В. Мигуля, Л. Ошанин «Песня старой сказки» - закрепление

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Портрет композитора, CD, ф-но

7.

7.

Сказочные образы в музыке Р. Щедрина

Комбинированный

Р. Щедрин балет «Конек-Горбунок»: «Тема Царь-девицы»

Е. Птичкин, М. Пляцковский «Сказки гуляют по свету» - разучивание

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Портрет композитора, CD, ф-но

8.

8.

Сказочные образы в музыке Р. Щедрина

Комбинированный

Р. Щедрин балет «Конек-Горбунок»: «Царь-Горох»

Е. Птичкин, М. Пляцковский «Сказки гуляют по свету» - исполнение

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Портрет композитора, CD, ф-но

9.

9.

Повторение

Контрольно-обобщающий урок

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Урок - концерт

Тест

Раздаточный материал

10.

1.

Инструментальная и вокальная музыка.

Инструментальная музыка зарубежных композиторов.

Урок изучения нового материала

К. Сен-Санс «Лебедь»

В. Шаинский, М. Пляцковский «Чему учат в школе» - разучивание

фронтальный

Портрет композитора, CD, ф-но

11.

2.

Инструментальная музыка зарубежных композиторов.

Комбинированный

Й. Гайдн «Детская симфония»

В. Шаинский, М. Пляцковский «Чему учат в школе» - исполнение

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Портрет композитора, CD, ф-но

12.

3.

Инструментальная музыка зарубежных композиторов.

Комбинированный

В. А. Моцарт «Менуэт»

В. Шаинский, М. Пляцковский «Чему учат в школе» - закрепление

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Портрет композитора, CD, ф-но

13.

4.

Инструментальная музыка русских композиторов.

Урок нового материала

А. Лядов «Кикимора»

Е. Крылатов, Ю. Яковлев «Колыбельная медведицы» - разучивание

фронтальный

Портрет композитора, CD, ф-но

14.

5.

Вокальная музыка

Комбинированный

Н. А. Римский –Корсаков опера «Сказка о царе Салтане»: ария Царевны-Лебеди»

Е. Крылатов, Ю. Яковлев «Колыбельная медведицы»  - исполнение

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Портрет композитора, CD, ф-но

15.

6.

Вокальная музыка

Комбинированный

УНП «Колядка», «Галя по садочку ходила»

Е. Крылатов, Ю. Яковлев «Колыбельная медведицы»  - закрепление

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Портрет композитора, CD, ф-но

16.

7.

Повторение

Виды музыки

Контрольно-обобщающий урок

Урок- концерт

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

CD, ф-но

17.

1.

Музыка разных народов.

Народная и композиторская музыка.

Урок изучения нового материала

П. И. Чайковский IV симфония (финал)

РНП «Во поле берёза стояла» - разучивание

фронтальный

Портрет композитора, CD, ф-но

18.

2.

Музыка славянских народов.

Комбинированный

М. П. Мусоргский «Гопак»

РНП «Во поле берёза стояла» - исполнение

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Портрет композитора, CD, ф-но

19.

3.

Музыка славянских народов.

Комбинированный

БНП «Кумушка»

РНП «Во поле берёза стояла» - закрепление

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Портрет композитора, CD, ф-но

20.

4.

Армянская музыка

Комбинированный

А. Хачатурян балет «Гаянэ»: «Танец с саблями»

В. Шаинский, Ю. Энтин «Чунга-Чанга» - разучивание

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Портрет композитора, CD, ф-но

21.

5.

Музыка народов Прибалтики

Комбинированный

Р. Паулс, Аспазия «Колыбельная»

Р. Паулс, Ю. Резник «Золотая свадьба» - разучивание

В. Шаинский, Ю. Энтин «Чунга-Чанга» - исполнение

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Портрет композитора, CD, ф-но

22.

6.

Норвежская музыка.

Комбинированный

Э. Григ «Шествие гномов»

Р. Паулс, Ю. Резник «Золотая свадьба» - исполнение

В. Шаинский, Ю. Энтин «Чунга-Чанга» - закрепление

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Портрет композитора, CD, ф-но

23.

7.

Немецкая музыка.

Комбинированный

И. С. Бах «Шутка»

И. С. Бах «За рекою старый дом» - разучивание

Р. Паулс, Ю. Резник «Золотая свадьба» - закрепление

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Портрет композитора, CD, ф-но

24.

8.

Французская музыка.

Комбинированный

ФНП «Пастушка»

И. С. Бах «За рекою старый дом» - исполнение

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Портрет композитора, CD, ф-но

25.

9.

Обобщение

Контрольно-обобщающий урок

Музыкальная викторина

индивидуальный

 CD, ф-но

26.

10.

Повторение

Контрольно-обобщающий урок

Урок- концерт

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

CD, ф-но

27.

1.

Картины природы в музыке.

Образы природы в музыке русских композиторов.

Урок изучения нового материала

С. Прокофьев «Утро»

В. Веселов, С. Есенин «Белая берёза» - разучивание

фронтальный

Портрет композитора, CD, ф-но

28.

2.

Образы природы в музыке русских композиторов.

Комбинированный

Г. Свиридов «Весна и осень»

Н. А. Римский – Корсаков опера «Снегурочка»: хор «Прощай, Масленица»

В. Веселов, С. Есенин «Белая берёза» - исполнение

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Портрет композитора, CD, ф-но

29.

3.

Образы природы в музыке зарубежных композиторов.

Комбинированный

Э. Григ «Утро»

В. А. Моцарт «Весенняя»

В. Веселов, С. Есенин «Белая берёза» -закрепление

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Портрет композитора, CD, ф-но

30.

1.

Героические страницы родной истории в музыке.

Героические образы в музыке русских композиторов.

Урок изучения нового материала

С. С. Прокофьев кантата «Александр Невский»: хоры «Вставайте, люди русские», «На Руси родной не бывать врагу»

РНП «Солдатушки, бравы ребятушки» - разучивание

фронтальный

Портрет композитора, CD, ф-но

31.

2.

Героические образы в музыке русских композиторов.

Комбинированный

М. И. Глинка опера «Иван Сусанин»: романс Антониды, ария Сусанина, хор «Славься»

РНП «Солдатушки, бравы ребятушки» - исполнение

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Портрет композитора, CD, ф-но

32.

3.

Героические образы в вокальной музыке.

Комбинированный

М. Блантер, М. Исаковский  «Катюша»

Я. Френкель, Р. Гамзатов «Журавли»

РНП «Солдатушки, бравы ребятушки» - закрепление

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Портрет композитора, CD, ф-но

33.

4.

Героические образы в вокальной музыке.

Комбинированный

РНП «Вспомним, братцы, Русь и славу»

РНП «Слава»

Ю. Чичков, Ю. Разумовский «Россия, Россия»

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Портрет композитора, CD, ф-но

34.

5.

Урок-концерт

Контрольно-обобщающий урок

Исполнение выученных произведений

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

CD, ф-но


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...