Рабочая программа по музыке 3 класс
рабочая программа по музыке (3 класс) по теме

Зайчук Марина Николаевна

Рабочая программа по музыке для 3 класса разработана на основе ФГОС начального общего образования по программе "Музыка" Л. В. Школяр, В, О. Усачевой (Образовательная система "Школа - 2010). Рабочая программа состоит их пояснительной записки и учебно - тематического плана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа 49.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Зайчук Марина Николаевна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15»

округ Муром

учитель музыки

Рабочая программа по музыке

3 класс

Рабочая программа по музыке разработана на основе  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы Л. В. Школяр, В. О. Усачёвой «Музыка» (Образовательная система «Школа 2100»)

Пояснительная записка

Роль предмета и его значимость в учебно-образовательном процессе

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества.  Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни. В начальной школе у обучающихся формируется целостное представление о музыке, ее истоках и образной природе, многообразии форм и жанров.  Школьники учатся наблюдать, воспринимать музыку и размышлять о ней; воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений; импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности

Цели и задачи изучения предмета

Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его   форм и жанров художественных стилей и направлений,  ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку.

Задачи: 

  1. Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека.
  2. Формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
  3. Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта- человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку
  4. Развитие музыкального восприятия как творческого процесса- основы приобщения к искусству.
  5. Овладение интонационно – образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства

Место учебного предмета в учебном плане

Данная программа предназначена для обучающихся 3 классов общеобразовательной средней школы.

Количество часов в неделю согласно учебному плану школы – 1 час.

Всего – 34 ч. в год.

Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана.

Программа «Музыка» (авт. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр) разработана в рамках модели образования  «Школа 2100», утверждена и рекомендована  Министерством образования и науки РФ.  

Для реализации программы используются:

В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, учебник «Музыка»: 3 класс, -

«Баласс», 2012

В.О. Усачёва, Л.В. Школяр «Комментарии к урокам музыки»- М., Просвещение, 2011

Рабочая тетрадь Музыка. 3 класс (Л.В. Школяр, В.О. Усачева, О.В.Кузьмина).

Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами изучения музыки являются:

наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

ориентация на понимании причин успеха в учебной деятельности;

реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Предметными результатами изучения музыки являются:

устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;

элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;

ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

 наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;

применение  знаково-символических  и  речевых  средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Основное содержание учебного предмета.

Основные темы 3 класса: «Песня,  танец и марш перерастают  в песенность, танцевальность и  маршевость», «Интонация», «Развитие музыки», « Построение (формы) музыки».

Учебник 3-го класса играет кульминационную роль, поскольку вводит учащихся в искусство через закономерности музыки. Они получают представление об интонации как носителе смысла музыки, о развитии музыки, о формах её построения и ведущих музыкальных жанрах – от песни, танца, марша до оперы, балета, симфонии, концерта.

Планируемые результаты

К концу обучения в 3  классе учащиеся должны:

Проявлять устойчивый интерес к музыке, уметь воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению, высказывать свои размышления о музыке;

соотносить выразительные и изобразительные интонации;

узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;

воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

уметь читать ноты простых по мелодике и ритму попевок и песен;

исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.);

выполнять свои индивидуальные проекты, связанные с восприятием природных и жизненных явлений: «утро жизни», «восход», «ночь», «характер человека» и прочее.

Литература:

  1. Асмолов А.Г.,. Бурменская Г.В,. Володарская И.А и др.; под ред. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя– М.: Просвещение, 2008
  2.  Вахрушев А.А., Горячев А.В., Данилов Д.Д., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В., КозловаС.А. Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования (Образовательная система «Школа 2010»)
  3. Программа «Музыкальное искусство» (авт. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр) разработанная в рамках модели образования «Начальная школа XXI века», утвержденная и рекомендованная  Министерством образования и науки РФ
  4. Программа «Музыка» 1-8 класс/ Под ред. Кабалевского Д.Б. – М.: Просвещение, 2007
  5. ФГОСты второго поколения. // http://standart.edu.ru/doc.aspx?docid=754 
  6. Неткасова И.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе  - III Общероссийская студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 – 20 февраля 2011 года

Учебно – тематический план

3 класс

урока

Тема урока

Цель урока

Музыкальный материал, содержание

Универсальные учебные действия

Характеристика деятельности учащихся

Кол-во

часов

1 четверть «Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность  и  маршевость"

1

Введение в тему: «Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность  и  маршевость»

Углубить представления о значительности жанровых истоках

«Песня о школе» – исполнение.

«Мы – третьеклассники» – разучивание.

Увертюра к опере «Кармен» Ж. Бизе – слушание.

Личностные –

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов. Воспитание уважительного отношения к творчеству зарубежных композиторов.

Формирование ценностных ориентиров в области музыкального  искусства.

Познавательные –

Сравнивать и группировать произведения музыкального искусства (по средствам музыкальной выразительности, жанрам и т.д.) находить общее и различие.

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Коммуникативные –

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Регулятивные – 

Корректировать собственное исполнение.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Наблюдение окружающего мира, умение вслушиваться в него, размышлять о нём.

Сравнение музыкальных произведений разных стилей и жанров.

Осуществлять собственный музыкально-исполнительный замысел в пении и импровизациях.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Хоровое пение.

Пластическое интонирование.

(9ч.)

1

2

«Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность  и  маршевость»

Выделить роль жанровых истоков в творчестве композиторов – классиков  -Р.Щедрина и Ф.Шопена

«Ночь», «Золотые рыбки», «Царь Горох» из балета «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина  «Мы третьеклассники» «Скворушка прощается» Попатенко,«Полонез» Ф.Шопена

1

3

Песенность

Через погружение  в произведения искусств, пробудить интерес к их истокам  и связью с жизнью.

«Утро» из сюиты «Пер Гюнт»

Э. Грига, «Времена года» А. Вивальди.

2

4

Песенность

Познакомить с творчеством  М.И.Глинки.

Ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин» М.Глинки

5

Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке.

Определить особенности музыкального языка испанского танца в творчестве русского композитора М.И.Глинки

«Мы – девочки» – разучивание,

«Арагонская хота» М. Глинка,

«Дружат дети всей Земли» 

Д. Львова-Компанейца

1

6

Маршевость

Познакомить с творчеством Бетховена.

Мелодия из 3-й части Пятой симфонии Л. Бетховена,

 «Мы – мальчики».

2

7

Маршевость

Заинтересовать примером мужественной музыки Бетховена и выяснить, какова роль маршевых ритмов в ней

Экспозиция симфонии №5 Л.Бетховена

 «Царь Горох

8

Музыка песенно-танцевальная и песенно-маршевая

Познакомить с жанром прелюдии и полонеза

Прелюдии № 7 и № 20 Ф. Шопена

1

9

Обобщение темы 1 четверти

Сформировать представление о важной роли песенности, танцевальности и маршевости в музыке

«Дружат дети всей Земли» 

Д. Львова-Компанейца

«Утро» из сюиты «Пер Гюнт»

Э. Грига

1

2 четверть «Интонация»

10-11

Сходство и различие устной и музыкальной речи.

Выяснить сходства и различия музыкальной и разговорной речи.

«Скворушка прощается» Т.Попатенко,

«Болтунья» С. Прокофьева, «Барабан»,  «Кто дежурные?»

Д. Кабалевского

Личностные

Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Познавательные

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач Музыкальная интонация – способ самовыражения человека, способ передачи информации эстетического, этического и нравственно-морального содержания, способ общения между людьми.

Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

Коммуникативные

Участвовать в диалоге на уроке 

Стремиться петь в коллективе.

Регулятивные  

 Принимать и сохранять учебную задачу.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного

Импровизации  с  использованием

«зерна-интонации»  (вокальные,

инструментальные,  ритмические,

пластические).  Интонационная

осмысленность исполнения с опорой

на понимание того, что такое интонация и как из неё вырастает мелодия.

Нотная запись как средство фиксации  особенностей  музыкальной речи.  

Формирование  умений  учащихся петь знакомые, наиболее простые по мелодике и ритму попевки и песни  с  ориентацией  на  нотную запись.

Игра на детских музыкальных инструментах.

2

12

«Зерно» - интонация

Научить выделять главную интонацию в музыкальных произведениях.

 «Кузнец» И,Арсеева, «Перепёлочка, Мелодия из 3-й части Пятой симфонии

1

13

Выразительные интонации.

Раскрыть значение выразительных интонаций

Три подружки» («Резвушка», «Плакса», «Злюка»)

1

14

Изобразительные интонации

Обогатить представление учащихся об изобразительности в музыке

«Кукушка» швейц. нар песня, «Труба и барабан» Д.Кабалевского

1

15

Выразительные и изобразительные интонации

Сформировать представление о неразрывном единстве выразительности и изобразительности в музыке.

Темы петушка, Звездочёта, царя Дадона, воеводы Полкана из пролога оперы «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова

«Доброе утро» – исполнение.

«Котёнок и щенок» Т. Попатенко

1

16

Интонация – основа музыки

Закрепить представление об интонации как основы музыкального построения.

«Котёнок и щенок» Т. Попатенко, «Кукушка» швейц. нар песня, Экспозиция симфонии №5 Л.Бетховена.

1

3 четверть «Развитие музыки»

17

Введение в тему: «Развитие музыки»

Ввести в мир музыки как искусства,

которое не существует вне времени и раскрывается перед слушателем  постепенно,  в  процессе  развития

«Почему медведь зимой спит» Л. Книппера

Личностные

Умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

Формирование духовных и эстетических потребностей.

Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора.

Овладение различными приемами и техниками музыкальной деятельности.

Познавательные

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Определять тему, составлять простой план.

Коммуникативные

Выражать своё отношение к музыкальному произведению,

уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

Регулятивные  

Коррекции своих действий.

Прогнозирование.

Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию принимать и сохранять учебную задачу.

 Учиться работать по предложенному учителем плану.

Наблюдение  за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.

Исполнение  различных  по характеру музыкальных произведений.

Наблюдение за средствами музыкальной выразительности (мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад) в музыкальном произведении и их роли в развитии.

Составление схемы динамических знаков по прослушанному произведению.

Игра  на элементарных музыкальных инструментах.

Хоровое и ансамблевое пение.

1

18

Композиторское и исполнительское развитие музыки

Обратить внимание на изменения в музыке, которые зависят и не зависят от исполнения.

«Почему медведь зимой спит» Книппера, «Разные ребята» – исполнение.

«Игра в слова»,

«Марш» Ф. Шуберта

1

19

Тембровое развитие

Проследить за развитием тем в симфонической сказке, обратив внимание на сопоставление и столкновение различных тембров.

«Петя и волк» С.С.Прокофьева

1

20

Развитие темы народной песни в симфонии №4Чайковского

Развить интерес к симфонической музыке Чайковского через развитие темы русской песни  

«Во поле берёза стояла»

Финал Четвертой симфонии П. Чайковского (фрагмент)

1

21

Развитие музыки в произведениях

Э. Грига.

Через погружение в мир образов произведений Грига, обратить внимание на динамическое и темповое развитие в его произведениях.

«Тихо – громко»

И. Арсеева, «Утро», «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт»

Э. Грига

1

22

Канон как прием развития в народной музыке.

Познакомить с приемами исполнения канона.

«Со вьюном я хожу» (русская народная песня)

1

23

Контраст как прием развития в музыке

Закрепить представление детей о контрасте в музыке.

«Купание в котлах» – сцена из балета «Конёк-Горбунок»

Р. Щедрина

1

24

Кульминация – вершина развития

На примерах прелюдий Шопена ощутить стремление мелодии к вершине – кульминации.

Прелюдии № 7 и № 20 Ф. Шопена

1

25

Интонационно-мелодическое развитие музыки. Мажор и минор

Сформировать представление о ладовом развитии музыки

«Вальс» Ф. Шуберта,

«Со вьюном я хожу» «Пьеса» («Аллегретто») Ф. Шуберта

1

26

Интонация и развитие – главные основы в музыке

Закрепить осознание значимости интонации и развития в музыке.

«Игра в слова»,

«Со вьюном я хожу» (русская народная песня)

1

4 четверть «Построение(формы) музыки»

27

Введение в тему «Построение музыки». Одночастная форма произведения.

Закрепить понимание того, что смена частей связана с изменением характера музыки.

«Пастушья песня» франц. нар. песня, Главная тема 3-й части Шестой симфонии П.Чайковского, «Вечер» В.Салманова.

Личностные

Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности.

Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

Познавательные

Действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки.

Коммуникативные

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Участвовать в музыкальной жизни школы, города.

Стремиться петь в коллективе.

Регулятивные  

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

Корректировать собственное исполнение.

Наблюдение  и оценивание интонационного богатства мира.

Определение формы построения музыкального произведения и создание  музыкальных композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний.

Участие  в коллективной, ансамблевой певческой деятельности.

1

28

Двухчастная форма.

Определить принцип двухчастности.

«Песня Сольвейг» Э. Грига, «Я рисую море» В.Тугаринова

1

29

Трёхчастная форма.

Определить принцип трехчастности.

Ария Сусанина ихз оперы: «Жизнь за царя» М. И. Глинки

1

30-31

Форма Рондо

Познакомить с формой рондо.

«Классное рондо»,

«Спящая княжна» А. Бородина, «Зачем нам выстроили дом» Д.Кабалевского, «Рондо в турецком стиле» В.Моцарта.

2

32

Вариационная форма построения музыки.

Познакомить с формой – вариации.

«Со вьюном я хожу», «Камаринская»,         «Вариации на тему французской народной песни» В,Моцарта.

1

33

Средства построения музыки – повторение и контраст.

Закрепить общие принципы построения в музыки.

«Зачем нам выстроили дом», «Крокодил и Чебурашка»,

«Со вьюном я хожу» «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига.

1

34

Обобщение по теме «Построение музыки».  

Обобщить общие закономерности развития в музыке.

«Пастушья песня», «Со вьюном я хожу»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...