Развитие творческих способностей детей через музыку и творчество
статья по музыке по теме
Система работы, позволяющая развивать творческие способности каждого ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ddd.doc | 40.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей детей через музыку и творчество
В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных детей, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. Одним из направлений развития образования является система поддержки одаренных детей. И здесь на помощь приходит дополнительное образование.
Кого же можно назвать одаренным ребенком? Толковый словарь С.И. Ожегова объясняет слово «одаренный» следующим образом: « одаренность – то же, что и талантливость» ( С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова 1949-1992).
Выделяют различные виды одаренности:
-интеллектуальную;
-творческую;
- академическую;
- художественно-эстетическую;
- социальную;
- психомоторную.
В психологии и педагогике существует 2 точки зрения на понятие одаренность:
«Одаренные дети встречаются крайне редко» и «Все дети являются одаренными» сказал: Н. Лейтес (специалист в области детской одаренности).
- «Одаренность - крайне редко»-объясняется многими причинами. Задержкой одаренности несмотря на потенциальный высокий уровень способностей, является трудностями развития: Например : заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения, недостаток знаний, поэтому одаренность будет выражена в более или менее очевидной форме.
- «Все дети являются одаренными». Все дети талантливы. Кому–то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто-то музыками.
Я придерживаюсь в своей работе второй точки зрения.
Музыкальное образование обладает большим потенциалом для развития музыкальных и творческих способностей детей, и является благоприятной межкультурной средой для развития одаренных детей.
. Цель преподавания музыки - формирование и развитие музыкальной культуры личности, формирование духовно-нравственной личности.
Работа с одаренными детьми – одна из приоритетных в деятельности любого учителя и в моей тоже. Для поддержки одаренных детей и развития творческих способностей у всех детей я использую следующую систему занятий.
1 КЛАСС «В волшебном царстве звуков»
1.Интегрированный урок (литература, ИЗО, музыка)
2. День матери (ноябрь)
3. Новогодний концерт «Юные таланты» (декабрь)
4. Подготовка участников фестиваля «Серебряный ключ» к выступлениям (февраль)
5. Праздник для мам (март)
6.Музыкальная сказка «Школа-теремок» к окончанию 1 класса
7. занятие «Фортепьяно, как средство выразительности и подача музыкального образа» (май)
8. Родительское собрание-праздник «Угадай мелодию»
2 КЛАСС «Композиторы – исполнители – слушатели»
1. Музыкальная азбука.
Композитор, оркестр, дирижер, хор, солист, репертуар, слушатель. Правила слушания, правила пения.
2. Русская народная песня в творчестве композиторов классиков.
Слушание классических произведений, в которых композиторы используют народную мелодию (П.И.Чайковский, М.И.Глинка, С.В.Рахманинов, Р.К.Щедрин). Разучивание и исполнение русских народных песен, используемых в своем творчестве композиторами классиками.
3. Путешествие в мир танца.
Расширение знаний о видах танцев. Обучение элементам народных плясок, хороводов, польки, вальса. Ритмико-двигательная импровизация.
- Музыкальные игры.
Разучивание музыкальных игр: «Песни-драматизации», «Сам себе дирижер», «Музыкальный сюрприз», «Музыкальные фанты» и др.
5. Шумовой оркестр.
Организация шумового оркестра. Разучивание народных мелодий с использованием шумовых и простейших музыкальных инструментов: «Ах вы, сени», «Калинка», «Из под дуба», «Во саду ли, в огороде».
6. Утренники и праздники.
Выбор сценария или его составление; подбор и изготовление костюмов,
атрибутов; распределение ролей и слов; подготовка утренников с детьми, подготовка сольных номеров, танцев, плясок, музыкальных подарков, хоровое пение.
7. Часы развлечений.
Музыкальные игры, конкурсы, викторины, ребусы и кроссворды на известном детям материале, выученном на уроках музыки и на занятиях кружка.
3 КЛАСС «Наше музыкальное наследие»
Знакомство с Сен-Сансом Карнавал животных- встреча со зверями, птицами. Путешествие воображаемое: Найден музык. Клад на острове: волшебная флейта (Моцарт), музыкальные картинки с выставки Мусорского, музыкальный альбом (цикл пьес «Детский альбом Чайковского».
4 КЛАСС «Музыка и современность»
Знакомство с джазом, эстрадной музыкой, авторской песней, но и не забываем классику и народные песни.
Эти темы завершаются творческими проектами в различных формах (концерты, викторины, муз. сказки, праздники).
Одним из условий успешности моего кружка является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:
- включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
- моральное поощрение инициативы и творчества;
- сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
- регулирование активности и отдыха.
Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника.
Заканчивая рассмотрение одной из сложных проблем педагогики – поддержка одаренных детей и развитие творческого потенциала учащихся, следует сделать вывод, что не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать творцом. И этого не изменят самые лучшие педагогические методики. Но верно и то, что определенным творческим потенциалом развития обладает каждый, вступающий в этот мир, человек. И потенциал этот нужно раскрыть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через развитие речи
Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личнос...
Выступление «Формирование универсальных учебных действий и развитие творческих способностей детей через использование информационно-коммуникационных технологий»
Формирование УУД и развитие творческих способностей детей через использование информационно-коммуникационных...
Презентация "Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность"
Презентация "Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность"...
«Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность»
Докдад по теме:«Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность»...
Выступление по теме «Формирование универсальных учебных действий и развитие творческих способностей детей через использование информационно-коммуникационных технологий»
Тема «Формирование универсальных учебных действий и развитие творческих способностей детей через использование информационно-коммуникационных технологий»...
Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей через метод игры на занятиях кружка "Рукодельница" в системе дополнительного образования детей
В методической разработке дано описание игрового метода обучения детей рукоделию. Рассказано о видах занятий с игровым приёмом, о настольных играх, созданных педагогом для творчесского развития учащих...
Тема самообразования "Развитие творческих способностей детей через декоративно - прикладное творчество".
Развитие творческих способностей обучающихся - важная задача для педагогов в школе - интернате , особенно тех, кто работает в декоративно-прикладном направлении. Ведь склонность к творчеству присуща р...