РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ ДЛЯ 1 КЛАССА, 1 СТУПЕНЬ
рабочая программа по музыке (1 класс) по теме

Недобиткова Елена Николаевна

Программа "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_muzyka.docx89.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Серебропольская средняя общеобразовательная школа»

Табунского района Алтайского края

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

__________________/Шишко Е.В../

Приказ № ____

от «____» _______________ 2012г. /

                                                                     СОГЛАСОВАНО:

РАССМОТРЕНО:

Руководитель МО

_______________/ Шульженко И.Р./

Протокол № ____

от «___» ___________2012 г.

                                                                                   Зам директора по УВР

                                                                                   _______________/ Баринова Г.М../

                                                                                  «___» ___________2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МУЗЫКЕ  ДЛЯ 1 КЛАССА, 1 СТУПЕНЬ

Базовый уровень, на 2012– 2013 учебный год

Рабочая программа составлена на основе

программы «Школа России» для начальных классов

(авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева,Т. С. Шмагина., Москва: Просвещение, 2012 г.)

Составитель: Недобиткова Е. Н., учитель начальных классов, 1 квалификационная категория

2012г.

Пояснительная записка

Рабочая программа была проверена в рамках защиты проекта кафедрального инвариантного учебного модуля «Организация деятельности образовательного учреждения по подготовке к работе по ФГОС» и получила положительную оценку ГОУ ДПО (ПК) С МО «Педагогическая академия последипломного образования», разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методических систем «Перспектива», «Школа России» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. Критская, Е. Д. Музыка. 1 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2011.

2. Критская, Е. Д. Музыка. 1 класс [Текст] : рабочая тетрадь / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2011.

3. Музыка. Фонохрестоматия. 1 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

4. Сергеева, Г. П. Музыка. Рабочие программы. 1–4 классы [Текст] / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2012.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

• Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на _2012 - 2013 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012 / 2013 учебный год»;

• Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03–1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;

• Учебный план образовательного учреждения на 2012/ 2013 учебный год;

• Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).

общая характеристика учебного предмета

Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

– формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

– воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным ценностям России, музыкальной культуре разных народов;

– развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

– обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Цели музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику.

структура курса

Музыка вокруг нас (16 часов)

И муза вечная со мной. Хоровод муз. Повсюду музыка слышна. Душа музыки – мелодия. Музыка осени. Сочини мелодию. Азбука, азбука каждому нужна. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты. «Садко». Народные инструменты. Звучащие картины. «Разыграй песню». «Пришло Рождество – начинается торжество». Добрый праздник среди зимы.

Музыка и ты (17 часов)

Край, в котором ты живешь. Поэт, художник, композитор. Музыка утра. Музыка вечера. Музыкальные портреты. «Разыграй сказку». «Музы не молчали…». Музыкальные инструменты. Мамин праздник. Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Урок-концерт. Музыка в цирке. Дом, который звучит. «Ничего на свете лучше нету…». Обобщающий урок. Урок-концерт.

описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение музыки в 1 классе начальной школы выделяется 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели).

ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Целенаправленная организация и планомерное формирование учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми. Личностное, социальное, познавательное коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.

результаты изучения учебного курса 

Личностные результаты:

 укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

 наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

 формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

 приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

 развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

 продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

 развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

Метапредметные результаты:

 наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

 ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);

 овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

 применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

 готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);

 планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;

 участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;

 умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Предметные результаты:

 развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

 развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;

 общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

 представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;

 использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

 готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

 участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «Музыка», включающей в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:

1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

3) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

4) использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Обучающиеся научатся:

  1. воспринимать музыку различных жанров;
  2. эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
  3. определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
  1. воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
  2. продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
  3. узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
  4. исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

основные виды учебной деятельности школьников 

Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.

Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.                  

учебно-методическое обеспечение

1. Дополнительная литература для учителя.

1. Алексеева, Л. Н. Музыка родной природы [Текст] : музыкально-живописный альбом для учащихся начальных классов / Л. Н. Алексеева. – М. : Просвещение, 2001.

2. Критская, Е. Д. Уроки музыки. 1–4 классы [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2010.

Можно использовать сборники песен и хоров, книги о музыке и музыкантах, научно-популярную литературу по искусству.

2. Информационно-коммуникативные средства.

1. Критская, Е. Д. Музыка. 1–4 классы [Электронный ресурс] : методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – Режим доступа : http://prosv.ru/metod/mus1-4/index.htm

2. Критская, Е. Д. Музыка. Начальные классы. Программа [Электронный ресурс] / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – Режим доступа : http://www.prosv.ru/ebooks/Kritskaya_Muzika_1-4kl/index.html

Можно использовать видеофильмы с записью фрагментов оперных и балетных спектаклей.

3. Наглядные пособия.

1. Портреты композиторов.

2. Альбомы с демонстрационным материалом.

3. Фотографии и репродукции картин художников и крупнейших центров мировой музыкальной культуры.

4. Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok

5. Технические средства обучения.

1. Магнитная доска.

     2. Персональный компьютер.

3. Мультимедийный проектор.

4. Экспозиционный экран.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

Тема
(страницы

учебника)
тип и вид урока

Решаемые проблемы
(цель)

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

понятия

предметные
результаты

универсальные учебные
действия (УУД)

личностные
результаты
(не оцениваются)

1

2

3

4

5

6

7

8

Музыка вокруг нас (16 часов)

1

06.09

«И Муза вечная со мной!»

[с.4–9] (изучение и первичное закрепление новых знаний; урок-экскур-сия в парк)

Как воспринимать музыку? Что такое музыка?

Цели: дать понятие о звуке, о музыке как виде искусства; развивать устойчивый интерес к музыкальным занятиям; пробуждать эмоциональ- ный отклик на музыку разных жанров

Компози-тор, испол-нитель, слушатель, звуки шу-мовые и музыкаль-ные

Научатся: слушать музыку на примере произведения

П. И. Чайковского «Щелкунчик» (фрагменты); размышлять об истоках возникновения музыкального искусства; правилам поведения и пения на уроке; наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы.

Познакомятся с назначением основных учебных принадлежностей и правилами их использования

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Адекватная моти-вация учебной деятельности.

Я – слушатель

2

13.09

Хоровод муз

[ с. 10–11]

(изучение
и закрепление новых знаний; урок-игра)

Что такое хоровод муз?

Цель: раскрыть характерные особенности песен и танцев народов мира

Хор, хоровод; «Хора», «Сиртаки»

Научатся: водить хороводы и исполнять хороводные песни; использовать музыкальную речь как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках; сравнивать танцы разных народов между собой

Регулятивные: преобразо-вывать познавательную задачу в практическую.

Познавательные: ориентиро-ваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: договари-ваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе

Чувство сопричас-тности и гордости за культурное наследие своего народа, уважи-тельное отношение к культуре других народов


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

3

20.09

Повсюду музыка слышна

[с.12–13]
(закрепление изученного материала; урок-экскур-сия)

Как различать многообразие детских песен-попевок?

Цель: показать, что жизненные обстоятельства находят отклик в музыке

Песня-счи-талка, пес-ня-марш, колыбель-ная песня, песня-зак-личка

Научатся: сочинять песенки-попевки; определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок; принимать участие в элементарной импро-визации и исполнительской деятельности

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе

Наличие эмоцио-нального отноше-ния к искусству, эстетического взгляда на мир
в его целостности, художественном и самобытном разнообразии

4

27.09

Душа музы-

ки – мелодия

[с. 14–15]

(обобщение и систематизация знаний; урок-игра)

Как определить мелодию, опираясь на жанры (песня, танец, марш).

Цель: дать понятие, что мелодия – главная мысль музыкального произве-дения

Мелодия, песня, танец, марш

Научатся: определять характерные черты жанров музыки (на примере произ-ведений «Сладкая греза», «Марш деревянных солда-тиков», «Вальс» П. И. Чай-ковского); сравнивать музы-кальные произведения раз-личных жанров и стилей

Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: исполь-зовать общие приемы решения исполнительской задачи.

Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

Продуктивное сотрудничество, общение, взаимо-действие со сверс-тниками при реше-нии различных творческих, музыкальных задач

5

04.10

Музыка осени [с.16–17] (изучение нового мате-риала; экскур-сия в парк)

Как определить характер осенней музыки?

Цели: помочь войти в мир красоты осенней музыки с чувством сопричастности к природе, связать жиз-ненные впечатления детей с художественными образами

Музыка, живопись, литература, характер настроения, динамика, напевность

Научатся: слушать мотивы осенних мелодий (на примере произведений П. И. Чай-ковского «Осенняя песнь»,
Г. Свиридова «Осень»); объяснять термины
мелодия и аккомпанемент, мелодия – главная мысль музыкального произведения

Регулятивные: формули-ровать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: ориентиро-ваться в разнообразии спо-собов решения задач.

Коммуникативные: форму-лировать собственное мнение
и позицию

Внутренняя пози-ция, эмоциональ-ное развитие, сопереживание


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

6

11.10

Сочини мело-дию

 [с.18–19] (закрепление нового мате-риала; урок-игра)

Как сочинить музыку? Цель: познакомить с алгоритмом сочинения, мелодии

Мелодия, аккомпа-немент, ритм

Научатся: находить (выби-рать) различные способы сочинения мелодии, исполь-зовать простейшие навыки импровизации в музыкаль-ных играх; выделять отдель-ные признаки предмета и объединять их по общему признаку

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве композитора.

Познавательные: исполь-зовать общие приемы в реше-нии исполнительских задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать зат-руднения, предлагать помощь

Мотивация учеб-ной деятельности. Уважение к чувст-вам и настроениям другого человека

7

18.10

«Азбука, аз-бука каж-дому нуж-на…»

 [с.20–21]
(обобщение и системати-зация знаний; урок-путе-шествие в мир песен)

Как песня помогает человеку?

Цели: учить слушать песни; установить взаимосвязь уроков в школе с музыкой

Песня,

ноты

Научатся: слушать песни, различать части песен; пони-

мать истоки музыки и отра-жение различных явлений жизни, в том числе и школь-ной; исполнять различные по характеру музыкальные произведения; проявлять эмоциональную отзывчи-вость, личностное отношение при восприятии музыкальных произведений

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Познавательные: осущес-твлять и выделять необхо-димую информацию.

Коммуникативные: участ-вовать в коллективном пении, музицировании, в коллектив-ных инсценировках

Наличие эмоцио-нального отноше-ния к искусству, интереса к отдель-ным видам музы-кально-практичес-кой деятельности

8

25.10

Музыкальная азбука

[с. 22–23]

(рефлексия и оценивание способа дей-ствия; урок-экскурсия)

Как ты понимаешь слово-сочетание «музыкальная азбука»?

Цели: учить различать понятия звук, нота, мелодия, ритм; познако-мить с элементами нотно-го письма

Мелодия, аккомпа-немент, ритм, нот-ная запись, звук, нота (различие)

Научатся: различать понятия звук, нота, мелодия, ритм; исполнять простейшие ритмы (на примере «Песни о школе» Д. Кабалевского, Г. Струве «Нотный бал»); импровизи-ровать в пении, игре, пластике

Регулятивные: формулиро-вать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: ориенти-роваться в разнообразии спосо-бов решения задач.

Коммуникативные: прояв-лять активность в решении познавательных задач

Принятие образа «хорошего учении-ка». Понимание ро-ли музыки в собс-твенной жизни


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

08.11

Музыкальные инструменты. Народные инструменты
[ с. 24–25]

(изучение нового мате-риала; урок-экскурсия)

Какие бывают музыкаль-ные инструменты? Как звучат народные инстру-менты?

Цели: учить различать разные виды инструмен-тов; познакомить с темб--рами русских народных инструментов

Свирель, дудочка, рожок, гусли

Научатся: различать разные виды инструментов; ориенти-роваться в музыкально-поэ-тическом творчестве, в многообразии музыкаль-ного фольклора России; находить сходства и различия в инструментах разных на-родов

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способов решения задач.

Познавательные: ориентиро-ваться в разнообразии спосо-бов решения учебной задачи.

Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю, одноклассникам; формулировать свои затруд-нения

Наличие эмоцио-нального отноше-ния к искусству, интерес к отдель-ным видам музы-кально-практичес-кой деятельности

10

15.11

«Садко».
Из русского былинного сказа
[с.26–27]
(изучение нового мате-риала; урок-сказка)

Что такое опера? О чем поют гусли?

Цели: учить определять звучание гуслей; познакомить с оперой-былиной «Садко»

Гусли, опера, былина. Жанры музыки: песни-пляски, песни-колыбель-ные

Научатся: определять
на слух звучание гуслей, называть характерные особенности музыки (на примере оперы-былины «Садко»)

Регулятивные:  составлять план и последовательность действий.

Познавательные: осущест-влять поиск необходимой ин-формации.

Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать соб-ственное мнение и позицию

Формирование ува-жительного отно-шения к истории и культуре. Осознание своей этнической при-надлежности

11

22.11

Музыкальные инструменты

[ с. 28–29]

(решение частных за-дач; урок-игра)

Какой инструмент изоб-ражает птичку? На каком

инструменте играл гусляр

Садко? Как звучит голос деревянного духового инструмента – флейты?

Цель: сопоставить зву-чание народных инстру-ментов со звучанием профессиональных инст-рументов

Свирель, гусли, рожок, арфа, флейта, фортепиа-но, музы-кант-испол-нитель, оркестр

Научатся: определять выр-азительные и изобразитель-ные возможности (тембр, голос) музыкальных инстру-ментов (на примере русского народного наигрыша «Полянка», «Былинного наигрыша»
Д. Локшина, оркестровой сюиты № 2 «Шутка» И. С. Баха)

Регулятивные: формулиро-вать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные: самостоя-тельно выделять и формули-ровать познавательную цель.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы

Развитие мотивов музыкально-учеб-ной деятельности и реализация твор--ческого потенци-ала в процессе коллективного музицирования. Чувство сопричас-тности к культуре своего народа


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

12

29.11

Звучащие картины

[с. 30–31]

(изучение нового мате-риала; урок-экскурсия)

Можно ли услышать му-зыку в живописи? В каких картинах звучит народная музыка, а в каких – про-фессиональная, сочинен-ная композиторами?

Цели: расширять художественные впечатления, развивать ассоциативно-образное мышление

Песня, опера, пьеса, флейта, арфа

Научатся: выделять принад-лежность музыки к народной или композиторской, сопос-тавлять и различать части: начало – кульминация – концовка; составлять гра--фическое изображение мелодии

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: читать простое схематическое изоб-ражение.

Коммуникативные: аргумен-тировать свою позицию и координировать ее с позиция-ми партнеров в сотрудничестве при выработке общего реше-ния в совместной деятельности

Наличие эмоцио-нального отноше-ния к искусству, развитие ассоци-ативно-образного мышления

13

06.12

Разыграй песню

 [с.32–33] (закрепление изученного материала; урок-игра)

В каких фразах песни одинаковая мелодия?
С каким настроением нужно петь каждую из этих мелодий?

Цели: познакомить с приемами исполнитель--ского развития в музыке; выявить этапы развития сюжета

Песня, куплет, мелодия

Научатся: выразительно исполнять песню, составлять исполнительское развитие вокального сочинения исходя из сюжета стихотворного текста (на примере песни «Почему медведь зимой спит» Л. К. Книппер, А. Коваленковой)

Регулятивные:  формулиро-вать и удерживать учебную задачу.

Познавательные:  контроли-ровать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

Этические чувства, доброжелатель-ность и эмоцио-нально-нравствен--ная отзывчивость

14

13.12

Пришло Рождество, начинается торжество
[с. 34–35]
(решение час-тных задач;

Что общего в рождественских песнях разных народов? Какие ты знаешь рождественские сказки, песни, стихи?

Цель: познакомить с на-

родными праздниками,

Народные праздники, рождественские песни

Научатся: выразительно исполнять рождественские песни; различать понятия народные праздники, рождественские песни (на примере песен «Рождество Христово»,  «Ночь тиха над

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впечатлениями.

Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

 урок-путеше-ствие)

рождественскими песня-ми, духовной жизнью лю-дей

Палестиной», «Зимняя сказ-ка» С. Крылова)

Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника

15

20.12

Родной обычай старины

[ с. 36–37]

(повторение и закрепление изученного; урок-игра)

Сочини музыкальные по-желания тем людям, к ко-торым ты идешь в гости. 

Цель: расширять и углуб-лять знания о культуре и обычаях народа через лучшие образцы музы-кального фольклора и композиторского твор-чества

Праздник Рождества Христова; колядки

Научатся: выразительно исполнять рождественские колядки.

Приобретут опыт музыкально-творческой деятельности через сочине-ние, исполнение, слушание

Регулятивные: формулиро-вать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: узнавать, называть и определять явления окружающей действитель-ности.

Коммуникативные: обращаться за помощью, фор-мулировать свои затруднения

Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа

16

27.12

Добрый праздник среди зимы

 [ с. 38–39] (обобщение и системати-зация знаний; урок-путеше-ствие в мир музыкального театра)

Какому из фрагментов

созвучны слова свет, радость, добро, любовь?

На каких инструментах можно сыграть сопровож-дение к маршу у новогод-ней елки? Изобрази движениями рук «Вальс снежных хлопьев».

Цели: выявить степень понимания роли музыки в жизни человека; позна-комить с балетом «Щел-кунчик» П. И. Чайковско-го

Балет-сказка, марш, вальс, «Па-де-де»

Научатся: определять наст-роение, характер музыки, придумывать ритмическое сопровождение, дирижиро-вать (на примере «Марша», «Вальса снежных хлопьев», «Па-де-де» из балета «Щел-кунчик» П. И. Чайковского)

Регулятивные:  выбирать действия в соответствии с пос-тавленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: осознанно строить сообщения творчес-кого и исследовательского характера.

Коммуникативные: аргументировать свою пози-цию и координировать ее с позициями партнеров в сотруд-ничестве при выработке обще-го решения в совместной дея-тельности

Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музы-кальных и твор-ческих задач


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

Музыка и ты (17 часов)

17

17.01

Край, в котором ты живешь
[ с. 42–43]
(изучение нового материала; урок-игра)

С каким настроением нужно исполнять песни о родном крае? Какие чувс-тва возникают у тебя, когда ты поешь об Отчизне?

Цели: познакомить с песней, выявить этапы развития сюжета; показать красоту родной земли в музыке, поэзии, живописи

Двухчаст-ная форма, мажорный лад, мажор, повторяю-щиеся интонации

Научатся: различать понятия родина, малая родина; исполнять песню с нужным настроением, высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают, когда поешь об Отчизне

Регулятивные: преобразо-вывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: ставить
и формулировать проблему.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприя-тия музыки

Развитие эмоции-онально-открыто-го, позитивно-ува-жительного отно-шения к таким веч-ным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг

18

24.01

Поэт, художник, композитор [с. 44–45] (обобщение и систематизация знаний; урок-экскурсия)

Какое время суток изобразил художник на своей картине? Какие краски он использовал для этого? Какое настроение передал поэт словами? Какими звуками нарисова-ли композиторы пробуж-дение нового дня? Какое из произведений искусст-ва – картина или стихотво-рение – созвучны этой музыке?

Цель: закрепить и обобщить знания по теме

Картина – художник, стихи – поэт, музыка – композитор

Научатся: находить общее в стихотворном, художес-твенном и музыкальном пейзаже; понимать, что виды искусства имеют собствен-ные средства выразитель-ности (на примере «Пасто-раль» А. Шнитке, «Пасто-раль» Г. Свиридова, «Песен-ка о солнышке, радуге и радости» И. Кадомцева)

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Развитие эмоцио-нального воспри-ятия произведений искусства, опреде-ление основного настроения и характера музы-кального произ-ведения


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

19

31.01

Музыка утра

[ с. 46–47]

(изучение нового материала; урок-игра)

Как музыка расскажет нам о жизни природы, какие чувства передает музыка в пьесах?

Цели: выявить особенности характера, настроения в каждой из предложенных пьес; дать понятие термина контраст

Картина утра, музыкаль-ные краски, настроение в музыкеи живописи, интонация

Научатся: проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение (на примере музыки П. И. Чайковского «Утренняя молитва», Э. Грига «Утро», Д. Б. Кабалевского «Доброе утро»)

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: ориенти-роваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи

20

07.02

Музыка вечера

 [ с. 48–49] (закрепление изученного материала; урок-концерт)

Какие слова наиболее точно выражают настро-ение вечернего пейзажа? Передай красками наст-роение вечера. О чем рассказала тебе музыка?

Цель: познакомить с понятием контраст, расширять художествен-ные представления о жанре вечернего пейзажа в искусстве

Картина вечера, музыкаль-ные краски, настроение в музыке, поэзии, живописи

Научатся: проводить инто-национно-образный анализ инструментального произ-ведения (на примере музыки В. Гаврилина «Вечерняя»,

С. Прокофьева «Вечер»,

В. Салманова «Вечер»,

А. Хачатуряна «Вечерняя сказка»); понимать, как связаны между собой речь разговорная и речь музыкаль-ная

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: ориенти-роваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: аргумен-тировать свою позицию и координировать ее с позиции-ями партнеров в сотрудничес-тве при выработке общего решения в совместной деятель-ности

Внутренняя пози-ция, эмоциональ-ная отзывчивость, сопереживание, уважение к чувст-вам и настроениям другого человека


Продолжение табл.

2

3

4

5

6

7

8

21

14.02

Музыкальные портреты

[с. 50–51]

(изучение
и закрепление новых знаний; урок-загадка)

Как музыка помогла тебе определить характер героя, его настроение? Какие слова помогут раз-гадать тайну незнакомца?

Цель: учить проводить интонационно-образный анализ музыкальных про-изведений

Мелодия, разговор-диалог, персонажи, портрет, музыкаль-ный порт-рет

Научатся: проводить инто-национно-образный анализ на примере музыки С. Прокофьева «Болтунья», «Баба Яга», передавать разговор-диалог героев, настроение пьес

Регулятивные: преобразовы-вать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: узнавать, называть и определять героев музыкального произведения.

Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания

Развитие эмоции-онального восп-риятия произве-дений искусства, интереса к отдель-ным видам музы-кально-практи-ческой деятель-ности

22

28.02

Разыграй сказку. «Баба Яга» – рус-ская народная сказка

[с. 52–53]

(закрепление изученного материала; урок-ролевая игра)

Звучанием каких музы-кальных инструментов можно украсить сказку
и игру?

Цели: познакомить с образами русского народного фольклора и народной игрой «Баба Яга»; находить характер-ные интонации героев

Игра-драматиза-ция. Обра-зы русского фольклора

Научатся: выразительно исполнять колыбельную песню, песенку-дразнилку, определять инструменты, которыми можно украсить сказку и игру; выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения (изобразительные и выразительные)

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Коммуникативные: догова-риваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Развитие мотивов музыкально-учеб-ной деятельности и реализация твор-ческого потен-циала в процессе коллективного музицирования

23

07.03

У каждого свой музы-кальный инструмент

[ с. 54–55]
(повторение изученного материала; урок-игра)

Какие инструменты ты услышал?

Цель: учить исполнять песню по ролям, сопро-вождая пение игрой на импровизированных музыкальных инстру-ментах

Волынка, дудка, рожок, фортепиа-но, солист, оркестр

Научатся: исполнять песню по ролям и играть сопровож- дение на воображаемых инструментах; понимать характер музыки, сочетание песенности с танцеваль-ностью

Регулятивные: применять установленные правила.

Познавательные: самостоя-тельно выделять и формулировать познавательную цель. 

Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников

Продуктивное сотрудничество, общение, взаимо-действие со сверс-тниками при реше-нии различных творческих, музы-кальных задач


Продолжение табл.

2

3

4

5

6

7

8

24

14.03

Музы не молчали

 [с. 56–57] (изучение нового мате-риала; урок-историческое путешест-вие)

Как ты понимаешь слова подвиг, патриот, герой?

Цель: вызвать чувство гордости и сопереживания за судьбу своей страны; сформировать понятия солист, хор, оркестр

Родина, герой войны, патриот, солдатская песня, богатырь

Научатся: объяснять поня-тия солист, хор, оркестр, отечество, память, подвиг; выразительно исполнять песни (на примере музыки А. Бородина «Богатырская симфония», солдатской по- ходной песни «Солдатушки, бравы ребятушки…»,

 С. Никитина «Песенка о мА-леньком трубаче»,

А. Новикова «Учил Суво-ров»)

Регулятивные: формулиро-вать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы.

Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать наст-роение других людей, их эмо-ции от восприятия музыки

Этические чувства, чувство соприча-стности истории своей Родины и народа. Понимание значения музы-кального искусства в жизни человека

25

21.03

Музыкальные инструменты

[ с. 58–59]

(изучение
и закрепление новых знаний; урок-концерт)

Сколько голосов ты слышишь в пьесе? Что изменилось в музыке? Какой инструмент исполняет пьесу?

Цель: научить проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы

Рояль,

волынка, скрипка, контрабас, звукоряд, форте, пиано, графичес-кий рису-нок

Научатся: проводить интонационно-образный анализ музыкальных произ-ведений, обобщать, форму-лировать выводы (на примере пьесы «Сладкая греза» П. И. Чайковского, «Менуэта» Л. Моцарта, «Волынка» И.-С. Баха)

Регулятивные: составлять план и последовательность действий.

Познавательные: ставить
и формулировать проблемы.

Коммуникативные: прояв-лять активность во взаимодей-ствии, вести диалог, слушать собеседника

Развитие эмоции-онального восп-риятия произве-дений искусства. Оценка резуль-татов собственной музыкально-испол-нительской дея-тельности

26

04.04

Мамин праздник

[с. 60–61]
(обобщение и системати-зация знаний; урок-концерт)

Прочитай выразительно стихотворение. Как ты думаешь, какой инстру-мент мог бы украсить звучание колыбельной? Как должна звучать музы-ка? Какими движениями рук можно исполнить пульс колыбельной?

Песенная, танцеваль-ная, марше-вая музыка. Бубен, ба-рабан, треуголь-ник, ложки

Научатся: анализировать музыкальные сочинения, импровизировать на музы-кальных инструментах, выразительно исполнять песни «Спасибо» И. Арсеева, «Вот какая бабушка»

 Т. Попатенко, «Праздник бабушек и мам» М. Славкина

Регулятивные: предвос-хищать результат, осуществ-лять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятель-ности.

Познавательные: контро-лировать и оценивать процесс
и результат деятельности.

Этические чувства, уважительное отношение к родным: матери, бабушке. Положительное отношение к музыкальным занятиям


Продолжение табл.

2

3

4

5

6

7

8

Цели: учить анализи-ровать музыкальные сочинения, исполнять мелодию при помощи пластического интони-рования

Коммуникативные: догова-риваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

27

11.04

Музыкальные инструменты.
У каждого свой музы-кальный инструмент

[ с. 62–63]
(изучение
и закрепление знаний; урок-игра)

Сравни голоса инстру-ментов (лютни и клавеси-на) с голосами уже знако-мых тебе инструментов. Тембр какого современ-ного инструмента напоминает тебе звуки лютни? Что изобразил композитор в музыке?

Цель: познакомить с тембрами, выразитель-ными возможностями музыкальных инстру-ментов

Лютня, гитара, клавесин, фортепиано

Научатся: определять старинные, современные инструменты, определять на слух звучание лютни и гита-ры, клавесина и фортепиано (на примере пьесы «Кукуш-ка» К. Дакена, песни «Тонкая рябина», вариаций

А. Иванова-Крамского)

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничес-тве с учителем.

Познавательные: ориенти-роваться в разнообразии спо-собов решения задач.

Коммуникативные: обра-щаться за помощью, формули-ровать свои затруднения; при-нимать участие в групповом музицировании

Развитие мотивов музыкально-учебной деятель-ности и реализация творческого потенциала в процессе кол-лективного музи-цирования

28

18.04

«Чудесная лютня»

(по алжир-ской сказке). Звучащие картины

[с. 64–67]
(обобщение и системати-зация знаний; урок-путе-шествие)

Какая музыка может помочь иностранному гостю лучше узнать твою страну? Назови инстру-менты, изображенные на картинах.

Цель: продолжить знакомство с музыкальны-ми инструментами

Алжирская сказка, музыкаль-ные инст-рументы: фортепиа-но, клаве-син, гитара, лютня

Научатся: понимать конт-раст эмоциональных состоя-ний и контраст средств музы-кальной выразительности, определять по звучащему фрагменту и внешнему виду музыкальные инструменты
(фортепиано, клавесин, гитара, лютня), называть их

Регулятивные: моделировать, выделять, обобщенно фикси-ровать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.

Познавательные: выделять и формулировать познава-тельную цель.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения

Развитие эмоции-онального восп-риятия произве-дений искусства, интереса к отдель-ным видам музы-кально-практи-ческой деятель-ности


Продолжение табл.

2

3

4

5

6

7

8

29

25.04

Музыка
в цирке

[с. 68–69]
(обобщение изученного материала; урок-предс-тавление)

Как стучат копыта? Изобрази цокот ударами кулачков. Подбери слова, которые передают характер звучания пьес.

Цели: помочь почувст-вовать атмосферу цирко-вого представления; осоз-нать роль и значение му-зыки в цирке

Цирковые артисты: клоуны, акробаты, дрессиров-щики, дрессиро-ванные зве-ри; цирко-вая арена, галоп

Научатся: проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочине-ний, изображать цокот ко-пыт, передавать характер звучания пьес и песен (на примере «Выходного марша», «Галопа» и «Колы-бельной» И. Дунаевского, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Мы катаемся на пони»)

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные: самостоя-тельно выделять и формули-ровать познавательную цель. 

Коммуникативные: координировать и принимать различ-ные позиции во взаимодейст-вии

Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настро-ения и характера

30

02.05

Дом, который звучит

[с. 70–71]

(изучение
и закрепление новых знаний;
 урок-путе-шествие в музыкальный театр)

В каком музыкальном спектакле (в опере или ба-

лете) могла бы звучать эта музыка?

Цель: учить определять понятия опера, балет; различать в музыке песенность, танцеваль-ность, маршевость

Песен-ность, танцеваль-ность, мар-шевость; опера, балет, солисты, музыкаль-ный театр

Научатся: определять понятия опера, балет, различать в музыке песен-ность, танцевальность, маршевость (на примере музыки П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик», Р. Ще-дрина «Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок», оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят»,
М. Красева «Муха-Цокоту-ха»)

Регулятивные: использовать общие приемы решения задач.

Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информа-ционно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию

Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музы-кальных и твор-ческих задач

31

08.05

Опера-сказка.

[ с. 72–73]

(закрепление изученного материала; урок – игра)

Что такое опера-сказка? Какое настроение переда-ет музыка? Характер кА-кого героя ты слышишь в этой музыке? Какие пер-сонажи исполняют песен-

ную, танцевальную или маршевую музыку?

Опера-сказка, балет, солисты, музыкаль-ный театр

Научатся: определять понятие опера, выразительно

исполнять фрагменты из детских опер («Волк и семеро козлят» М. Коваля, «Муха-Цокотуха» М. Красева)

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: ориентиро-ваться в разнообразии спо-собов решения задач.

Развитие чувства сопереживания героям музы-кальных произ-ведений. Уважение к чувствам и нас-троениям другого человека


Окончание табл.

2

3

4

5

6

7

8

Цель: учить определять виды музыки

Коммуникативные: обра-щаться за помощью, формулировать свои затруднения

32

16.05

«Ничего на свете лучше нету…»

[ с. 74–75]

(обобщение и системати-зация знаний; урок-кон-церт)

Исполни понравившиеся тебе песни из этой музыкальной фантазии. Создай свой собственный рисованный мультфильм.

Цель: познакомить с музыкой, написанной специально для мульт-фильма «Бременские му-зыканты», снятого по од-ноименной сказке братьев Гримм

Музыкаль-ная фан-тазия, тру-бадур

Научатся: выразительно исполнять песни, фрагменты

из музыки к мультфильму «Бременские музыканты» композитора Г. Гладкова; определять значение музыки в мультфильмах

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничес-тве с учителем.

Познавательные: формулиро-вать познавательную цель, оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: разре-шать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников

Эмоциональная отзывчивость на яркое, праздничное представление. Понимание роли музыки в собствен-ной жизни

33

23.05

Афиша.

Программа

[с. 76–77]

(обобщение изученного; урок-концерт)

Назовите своих любимых композиторов и музыку, которая запомнилась луч-ше всего.

Цели: проследить за тем, какие произведения полю-бились детям, остались в их памяти; определять уровень музыкальной культуры

Афиша, программа, музыкаль-ный спектакль

Научатся: понимать трие-динство композитор – исполнитель – слушатель; осознавать, что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах

Регулятивные: вносить необ-ходимые дополнения и изме-нения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и резуль-тата.

Познавательные: самостоя-тельно выделять и формули-ровать познавательную цель.

Коммуникативные: ставить вопросы, предлагать помощь
и договариваться о распределе-нии функций и ролей в совмес-тной деятельности; работа в паре, группе

Наличие эмоцио-нального отноше-ния к искусству, развитие ассоциа-тивно-образного мышления. Оценка результатов собст-венной музыкаль-но-исполнитель-ской деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы) ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы) ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы) ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы) ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы) ...