РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ ДЛЯ 1 КЛАССА, 1 СТУПЕНЬ
рабочая программа по музыке (1 класс) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Серебропольская средняя общеобразовательная школа»
Табунского района Алтайского края
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
__________________/Шишко Е.В../
Приказ № ____
от «____» _______________ 2012г. /
СОГЛАСОВАНО:
РАССМОТРЕНО:
Руководитель МО
_______________/ Шульженко И.Р./
Протокол № ____
от «___» ___________2012 г.
Зам директора по УВР
_______________/ Баринова Г.М../
«___» ___________2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ ДЛЯ 1 КЛАССА, 1 СТУПЕНЬ
Базовый уровень, на 2012– 2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основе
программы «Школа России» для начальных классов
(авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева,Т. С. Шмагина., Москва: Просвещение, 2012 г.)
Составитель: Недобиткова Е. Н., учитель начальных классов, 1 квалификационная категория
2012г.
Пояснительная записка
Рабочая программа была проверена в рамках защиты проекта кафедрального инвариантного учебного модуля «Организация деятельности образовательного учреждения по подготовке к работе по ФГОС» и получила положительную оценку ГОУ ДПО (ПК) С МО «Педагогическая академия последипломного образования», разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методических систем «Перспектива», «Школа России» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Критская, Е. Д. Музыка. 1 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2011.
2. Критская, Е. Д. Музыка. 1 класс [Текст] : рабочая тетрадь / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2011.
3. Музыка. Фонохрестоматия. 1 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
4. Сергеева, Г. П. Музыка. Рабочие программы. 1–4 классы [Текст] / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2012.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
• Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на _2012 - 2013 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012 / 2013 учебный год»;
• Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03–1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
• Учебный план образовательного учреждения на 2012/ 2013 учебный год;
• Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).
общая характеристика учебного предмета
Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
– формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
– воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным ценностям России, музыкальной культуре разных народов;
– развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
– обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Цели музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику.
структура курса
Музыка вокруг нас (16 часов)
И муза вечная со мной. Хоровод муз. Повсюду музыка слышна. Душа музыки – мелодия. Музыка осени. Сочини мелодию. Азбука, азбука каждому нужна. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты. «Садко». Народные инструменты. Звучащие картины. «Разыграй песню». «Пришло Рождество – начинается торжество». Добрый праздник среди зимы.
Музыка и ты (17 часов)
Край, в котором ты живешь. Поэт, художник, композитор. Музыка утра. Музыка вечера. Музыкальные портреты. «Разыграй сказку». «Музы не молчали…». Музыкальные инструменты. Мамин праздник. Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Урок-концерт. Музыка в цирке. Дом, который звучит. «Ничего на свете лучше нету…». Обобщающий урок. Урок-концерт.
описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение музыки в 1 классе начальной школы выделяется 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели).
ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Целенаправленная организация и планомерное формирование учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми. Личностное, социальное, познавательное коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
результаты изучения учебного курса
Личностные результаты:
укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);
планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «Музыка», включающей в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
3) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
4) использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Обучающиеся научатся:
- воспринимать музыку различных жанров;
- эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
основные виды учебной деятельности школьников
Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.
Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
учебно-методическое обеспечение
1. Дополнительная литература для учителя.
1. Алексеева, Л. Н. Музыка родной природы [Текст] : музыкально-живописный альбом для учащихся начальных классов / Л. Н. Алексеева. – М. : Просвещение, 2001.
2. Критская, Е. Д. Уроки музыки. 1–4 классы [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2010.
Можно использовать сборники песен и хоров, книги о музыке и музыкантах, научно-популярную литературу по искусству.
2. Информационно-коммуникативные средства.
1. Критская, Е. Д. Музыка. 1–4 классы [Электронный ресурс] : методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – Режим доступа : http://prosv.ru/metod/mus1-4/index.htm
2. Критская, Е. Д. Музыка. Начальные классы. Программа [Электронный ресурс] / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – Режим доступа : http://www.prosv.ru/ebooks/Kritskaya_Muzika_1-4kl/index.html
Можно использовать видеофильмы с записью фрагментов оперных и балетных спектаклей.
3. Наглядные пособия.
1. Портреты композиторов.
2. Альбомы с демонстрационным материалом.
3. Фотографии и репродукции картин художников и крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
4. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok
5. Технические средства обучения.
1. Магнитная доска.
2. Персональный компьютер.
3. Мультимедийный проектор.
4. Экспозиционный экран.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема учебника) | Решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | |||
понятия | предметные | универсальные учебные | личностные | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Музыка вокруг нас (16 часов) | |||||||
1 | 06.09 | «И Муза вечная со мной!» [с.4–9] (изучение и первичное закрепление новых знаний; урок-экскур-сия в парк) | Как воспринимать музыку? Что такое музыка? Цели: дать понятие о звуке, о музыке как виде искусства; развивать устойчивый интерес к музыкальным занятиям; пробуждать эмоциональ- ный отклик на музыку разных жанров | Компози-тор, испол-нитель, слушатель, звуки шу-мовые и музыкаль-ные | Научатся: слушать музыку на примере произведения П. И. Чайковского «Щелкунчик» (фрагменты); размышлять об истоках возникновения музыкального искусства; правилам поведения и пения на уроке; наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы. Познакомятся с назначением основных учебных принадлежностей и правилами их использования | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке | Адекватная моти-вация учебной деятельности. Я – слушатель |
2 | 13.09 | Хоровод муз [ с. 10–11] (изучение | Что такое хоровод муз? Цель: раскрыть характерные особенности песен и танцев народов мира | Хор, хоровод; «Хора», «Сиртаки» | Научатся: водить хороводы и исполнять хороводные песни; использовать музыкальную речь как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках; сравнивать танцы разных народов между собой | Регулятивные: преобразо-вывать познавательную задачу в практическую. Познавательные: ориентиро-ваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: договари-ваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе | Чувство сопричас-тности и гордости за культурное наследие своего народа, уважи-тельное отношение к культуре других народов |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
3 | 20.09 | Повсюду музыка слышна [с.12–13] | Как различать многообразие детских песен-попевок? Цель: показать, что жизненные обстоятельства находят отклик в музыке | Песня-счи-талка, пес-ня-марш, колыбель-ная песня, песня-зак-личка | Научатся: сочинять песенки-попевки; определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок; принимать участие в элементарной импро-визации и исполнительской деятельности | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе | Наличие эмоцио-нального отноше-ния к искусству, эстетического взгляда на мир |
4 | 27.09 | Душа музы- ки – мелодия [с. 14–15] (обобщение и систематизация знаний; урок-игра) | Как определить мелодию, опираясь на жанры (песня, танец, марш). Цель: дать понятие, что мелодия – главная мысль музыкального произве-дения | Мелодия, песня, танец, марш | Научатся: определять характерные черты жанров музыки (на примере произ-ведений «Сладкая греза», «Марш деревянных солда-тиков», «Вальс» П. И. Чай-ковского); сравнивать музы-кальные произведения раз-личных жанров и стилей | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: исполь-зовать общие приемы решения исполнительской задачи. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимо-действие со сверс-тниками при реше-нии различных творческих, музыкальных задач |
5 | 04.10 | Музыка осени [с.16–17] (изучение нового мате-риала; экскур-сия в парк) | Как определить характер осенней музыки? Цели: помочь войти в мир красоты осенней музыки с чувством сопричастности к природе, связать жиз-ненные впечатления детей с художественными образами | Музыка, живопись, литература, характер настроения, динамика, напевность | Научатся: слушать мотивы осенних мелодий (на примере произведений П. И. Чай-ковского «Осенняя песнь», | Регулятивные: формули-ровать и удерживать учебную задачу. Познавательные: ориентиро-ваться в разнообразии спо-собов решения задач. Коммуникативные: форму-лировать собственное мнение | Внутренняя пози-ция, эмоциональ-ное развитие, сопереживание |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
6 | 11.10 | Сочини мело-дию [с.18–19] (закрепление нового мате-риала; урок-игра) | Как сочинить музыку? Цель: познакомить с алгоритмом сочинения, мелодии | Мелодия, аккомпа-немент, ритм | Научатся: находить (выби-рать) различные способы сочинения мелодии, исполь-зовать простейшие навыки импровизации в музыкаль-ных играх; выделять отдель-ные признаки предмета и объединять их по общему признаку | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве композитора. Познавательные: исполь-зовать общие приемы в реше-нии исполнительских задач. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать зат-руднения, предлагать помощь | Мотивация учеб-ной деятельности. Уважение к чувст-вам и настроениям другого человека |
7 | 18.10 | «Азбука, аз-бука каж-дому нуж-на…» [с.20–21] | Как песня помогает человеку? Цели: учить слушать песни; установить взаимосвязь уроков в школе с музыкой | Песня, ноты | Научатся: слушать песни, различать части песен; пони- мать истоки музыки и отра-жение различных явлений жизни, в том числе и школь-ной; исполнять различные по характеру музыкальные произведения; проявлять эмоциональную отзывчи-вость, личностное отношение при восприятии музыкальных произведений | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: осущес-твлять и выделять необхо-димую информацию. Коммуникативные: участ-вовать в коллективном пении, музицировании, в коллектив-ных инсценировках | Наличие эмоцио-нального отноше-ния к искусству, интереса к отдель-ным видам музы-кально-практичес-кой деятельности |
8 | 25.10 | Музыкальная азбука [с. 22–23] (рефлексия и оценивание способа дей-ствия; урок-экскурсия) | Как ты понимаешь слово-сочетание «музыкальная азбука»? Цели: учить различать понятия звук, нота, мелодия, ритм; познако-мить с элементами нотно-го письма | Мелодия, аккомпа-немент, ритм, нот-ная запись, звук, нота (различие) | Научатся: различать понятия звук, нота, мелодия, ритм; исполнять простейшие ритмы (на примере «Песни о школе» Д. Кабалевского, Г. Струве «Нотный бал»); импровизи-ровать в пении, игре, пластике | Регулятивные: формулиро-вать и удерживать учебную задачу. Познавательные: ориенти-роваться в разнообразии спосо-бов решения задач. Коммуникативные: прояв-лять активность в решении познавательных задач | Принятие образа «хорошего учении-ка». Понимание ро-ли музыки в собс-твенной жизни |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 08.11 | Музыкальные инструменты. Народные инструменты (изучение нового мате-риала; урок-экскурсия) | Какие бывают музыкаль-ные инструменты? Как звучат народные инстру-менты? Цели: учить различать разные виды инструмен-тов; познакомить с темб--рами русских народных инструментов | Свирель, дудочка, рожок, гусли | Научатся: различать разные виды инструментов; ориенти-роваться в музыкально-поэ-тическом творчестве, в многообразии музыкаль-ного фольклора России; находить сходства и различия в инструментах разных на-родов | Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способов решения задач. Познавательные: ориентиро-ваться в разнообразии спосо-бов решения учебной задачи. Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю, одноклассникам; формулировать свои затруд-нения | Наличие эмоцио-нального отноше-ния к искусству, интерес к отдель-ным видам музы-кально-практичес-кой деятельности |
10 | 15.11 | «Садко». | Что такое опера? О чем поют гусли? Цели: учить определять звучание гуслей; познакомить с оперой-былиной «Садко» | Гусли, опера, былина. Жанры музыки: песни-пляски, песни-колыбель-ные | Научатся: определять | Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные: осущест-влять поиск необходимой ин-формации. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать соб-ственное мнение и позицию | Формирование ува-жительного отно-шения к истории и культуре. Осознание своей этнической при-надлежности |
11 | 22.11 | Музыкальные инструменты [ с. 28–29] (решение частных за-дач; урок-игра) | Какой инструмент изоб-ражает птичку? На каком инструменте играл гусляр Садко? Как звучит голос деревянного духового инструмента – флейты? Цель: сопоставить зву-чание народных инстру-ментов со звучанием профессиональных инст-рументов | Свирель, гусли, рожок, арфа, флейта, фортепиа-но, музы-кант-испол-нитель, оркестр | Научатся: определять выр-азительные и изобразитель-ные возможности (тембр, голос) музыкальных инстру-ментов (на примере русского народного наигрыша «Полянка», «Былинного наигрыша» | Регулятивные: формулиро-вать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: самостоя-тельно выделять и формули-ровать познавательную цель. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы | Развитие мотивов музыкально-учеб-ной деятельности и реализация твор--ческого потенци-ала в процессе коллективного музицирования. Чувство сопричас-тности к культуре своего народа |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
12 | 29.11 | Звучащие картины [с. 30–31] (изучение нового мате-риала; урок-экскурсия) | Можно ли услышать му-зыку в живописи? В каких картинах звучит народная музыка, а в каких – про-фессиональная, сочинен-ная композиторами? Цели: расширять художественные впечатления, развивать ассоциативно-образное мышление | Песня, опера, пьеса, флейта, арфа | Научатся: выделять принад-лежность музыки к народной или композиторской, сопос-тавлять и различать части: начало – кульминация – концовка; составлять гра--фическое изображение мелодии | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: читать простое схематическое изоб-ражение. Коммуникативные: аргумен-тировать свою позицию и координировать ее с позиция-ми партнеров в сотрудничестве при выработке общего реше-ния в совместной деятельности | Наличие эмоцио-нального отноше-ния к искусству, развитие ассоци-ативно-образного мышления |
13 | 06.12 | Разыграй песню [с.32–33] (закрепление изученного материала; урок-игра) | В каких фразах песни одинаковая мелодия? Цели: познакомить с приемами исполнитель--ского развития в музыке; выявить этапы развития сюжета | Песня, куплет, мелодия | Научатся: выразительно исполнять песню, составлять исполнительское развитие вокального сочинения исходя из сюжета стихотворного текста (на примере песни «Почему медведь зимой спит» Л. К. Книппер, А. Коваленковой) | Регулятивные: формулиро-вать и удерживать учебную задачу. Познавательные: контроли-ровать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Этические чувства, доброжелатель-ность и эмоцио-нально-нравствен--ная отзывчивость |
14 | 13.12 | Пришло Рождество, начинается торжество | Что общего в рождественских песнях разных народов? Какие ты знаешь рождественские сказки, песни, стихи? Цель: познакомить с на- родными праздниками, | Народные праздники, рождественские песни | Научатся: выразительно исполнять рождественские песни; различать понятия народные праздники, рождественские песни (на примере песен «Рождество Христово», «Ночь тиха над | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впечатлениями. | Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
урок-путеше-ствие) | рождественскими песня-ми, духовной жизнью лю-дей | Палестиной», «Зимняя сказ-ка» С. Крылова) | Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника | ||||
15 | 20.12 | Родной обычай старины [ с. 36–37] (повторение и закрепление изученного; урок-игра) | Сочини музыкальные по-желания тем людям, к ко-торым ты идешь в гости. Цель: расширять и углуб-лять знания о культуре и обычаях народа через лучшие образцы музы-кального фольклора и композиторского твор-чества | Праздник Рождества Христова; колядки | Научатся: выразительно исполнять рождественские колядки. Приобретут опыт музыкально-творческой деятельности через сочине-ние, исполнение, слушание | Регулятивные: формулиро-вать и удерживать учебную задачу. Познавательные: узнавать, называть и определять явления окружающей действитель-ности. Коммуникативные: обращаться за помощью, фор-мулировать свои затруднения | Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа |
16 | 27.12 | Добрый праздник среди зимы [ с. 38–39] (обобщение и системати-зация знаний; урок-путеше-ствие в мир музыкального театра) | Какому из фрагментов созвучны слова свет, радость, добро, любовь? На каких инструментах можно сыграть сопровож-дение к маршу у новогод-ней елки? Изобрази движениями рук «Вальс снежных хлопьев». Цели: выявить степень понимания роли музыки в жизни человека; позна-комить с балетом «Щел-кунчик» П. И. Чайковско-го | Балет-сказка, марш, вальс, «Па-де-де» | Научатся: определять наст-роение, характер музыки, придумывать ритмическое сопровождение, дирижиро-вать (на примере «Марша», «Вальса снежных хлопьев», «Па-де-де» из балета «Щел-кунчик» П. И. Чайковского) | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с пос-тавленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: осознанно строить сообщения творчес-кого и исследовательского характера. Коммуникативные: аргументировать свою пози-цию и координировать ее с позициями партнеров в сотруд-ничестве при выработке обще-го решения в совместной дея-тельности | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музы-кальных и твор-ческих задач |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Музыка и ты (17 часов) | |||||||
17 | 17.01 | Край, в котором ты живешь | С каким настроением нужно исполнять песни о родном крае? Какие чувс-тва возникают у тебя, когда ты поешь об Отчизне? Цели: познакомить с песней, выявить этапы развития сюжета; показать красоту родной земли в музыке, поэзии, живописи | Двухчаст-ная форма, мажорный лад, мажор, повторяю-щиеся интонации | Научатся: различать понятия родина, малая родина; исполнять песню с нужным настроением, высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают, когда поешь об Отчизне | Регулятивные: преобразо-вывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: ставить Коммуникативные: строить монологичное высказывание, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприя-тия музыки | Развитие эмоции-онально-открыто-го, позитивно-ува-жительного отно-шения к таким веч-ным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг |
18 | 24.01 | Поэт, художник, композитор [с. 44–45] (обобщение и систематизация знаний; урок-экскурсия) | Какое время суток изобразил художник на своей картине? Какие краски он использовал для этого? Какое настроение передал поэт словами? Какими звуками нарисова-ли композиторы пробуж-дение нового дня? Какое из произведений искусст-ва – картина или стихотво-рение – созвучны этой музыке? Цель: закрепить и обобщить знания по теме | Картина – художник, стихи – поэт, музыка – композитор | Научатся: находить общее в стихотворном, художес-твенном и музыкальном пейзаже; понимать, что виды искусства имеют собствен-ные средства выразитель-ности (на примере «Пасто-раль» А. Шнитке, «Пасто-раль» Г. Свиридова, «Песен-ка о солнышке, радуге и радости» И. Кадомцева) | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке | Развитие эмоцио-нального воспри-ятия произведений искусства, опреде-ление основного настроения и характера музы-кального произ-ведения |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
19 | 31.01 | Музыка утра [ с. 46–47] (изучение нового материала; урок-игра) | Как музыка расскажет нам о жизни природы, какие чувства передает музыка в пьесах? Цели: выявить особенности характера, настроения в каждой из предложенных пьес; дать понятие термина контраст | Картина утра, музыкаль-ные краски, настроение в музыкеи живописи, интонация | Научатся: проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение (на примере музыки П. И. Чайковского «Утренняя молитва», Э. Грига «Утро», Д. Б. Кабалевского «Доброе утро») | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: ориенти-роваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи |
20 | 07.02 | Музыка вечера [ с. 48–49] (закрепление изученного материала; урок-концерт) | Какие слова наиболее точно выражают настро-ение вечернего пейзажа? Передай красками наст-роение вечера. О чем рассказала тебе музыка? Цель: познакомить с понятием контраст, расширять художествен-ные представления о жанре вечернего пейзажа в искусстве | Картина вечера, музыкаль-ные краски, настроение в музыке, поэзии, живописи | Научатся: проводить инто-национно-образный анализ инструментального произ-ведения (на примере музыки В. Гаврилина «Вечерняя», С. Прокофьева «Вечер», В. Салманова «Вечер», А. Хачатуряна «Вечерняя сказка»); понимать, как связаны между собой речь разговорная и речь музыкаль-ная | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: ориенти-роваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: аргумен-тировать свою позицию и координировать ее с позиции-ями партнеров в сотрудничес-тве при выработке общего решения в совместной деятель-ности | Внутренняя пози-ция, эмоциональ-ная отзывчивость, сопереживание, уважение к чувст-вам и настроениям другого человека |
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
21 | 14.02 | Музыкальные портреты [с. 50–51] (изучение | Как музыка помогла тебе определить характер героя, его настроение? Какие слова помогут раз-гадать тайну незнакомца? Цель: учить проводить интонационно-образный анализ музыкальных про-изведений | Мелодия, разговор-диалог, персонажи, портрет, музыкаль-ный порт-рет | Научатся: проводить инто-национно-образный анализ на примере музыки С. Прокофьева «Болтунья», «Баба Яга», передавать разговор-диалог героев, настроение пьес | Регулятивные: преобразовы-вать практическую задачу в познавательную. Познавательные: узнавать, называть и определять героев музыкального произведения. Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания | Развитие эмоции-онального восп-риятия произве-дений искусства, интереса к отдель-ным видам музы-кально-практи-ческой деятель-ности |
22 | 28.02 | Разыграй сказку. «Баба Яга» – рус-ская народная сказка [с. 52–53] (закрепление изученного материала; урок-ролевая игра) | Звучанием каких музы-кальных инструментов можно украсить сказку Цели: познакомить с образами русского народного фольклора и народной игрой «Баба Яга»; находить характер-ные интонации героев | Игра-драматиза-ция. Обра-зы русского фольклора | Научатся: выразительно исполнять колыбельную песню, песенку-дразнилку, определять инструменты, которыми можно украсить сказку и игру; выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения (изобразительные и выразительные) | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: догова-риваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Развитие мотивов музыкально-учеб-ной деятельности и реализация твор-ческого потен-циала в процессе коллективного музицирования |
23 | 07.03 | У каждого свой музы-кальный инструмент [ с. 54–55] | Какие инструменты ты услышал? Цель: учить исполнять песню по ролям, сопро-вождая пение игрой на импровизированных музыкальных инстру-ментах | Волынка, дудка, рожок, фортепиа-но, солист, оркестр | Научатся: исполнять песню по ролям и играть сопровож- дение на воображаемых инструментах; понимать характер музыки, сочетание песенности с танцеваль-ностью | Регулятивные: применять установленные правила. Познавательные: самостоя-тельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимо-действие со сверс-тниками при реше-нии различных творческих, музы-кальных задач |
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
24 | 14.03 | Музы не молчали [с. 56–57] (изучение нового мате-риала; урок-историческое путешест-вие) | Как ты понимаешь слова подвиг, патриот, герой? Цель: вызвать чувство гордости и сопереживания за судьбу своей страны; сформировать понятия солист, хор, оркестр | Родина, герой войны, патриот, солдатская песня, богатырь | Научатся: объяснять поня-тия солист, хор, оркестр, отечество, память, подвиг; выразительно исполнять песни (на примере музыки А. Бородина «Богатырская симфония», солдатской по- ходной песни «Солдатушки, бравы ребятушки…», С. Никитина «Песенка о мА-леньком трубаче», А. Новикова «Учил Суво-ров») | Регулятивные: формулиро-вать и удерживать учебную задачу. Познавательные: ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать наст-роение других людей, их эмо-ции от восприятия музыки | Этические чувства, чувство соприча-стности истории своей Родины и народа. Понимание значения музы-кального искусства в жизни человека |
25 | 21.03 | Музыкальные инструменты [ с. 58–59] (изучение | Сколько голосов ты слышишь в пьесе? Что изменилось в музыке? Какой инструмент исполняет пьесу? Цель: научить проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы | Рояль, волынка, скрипка, контрабас, звукоряд, форте, пиано, графичес-кий рису-нок | Научатся: проводить интонационно-образный анализ музыкальных произ-ведений, обобщать, форму-лировать выводы (на примере пьесы «Сладкая греза» П. И. Чайковского, «Менуэта» Л. Моцарта, «Волынка» И.-С. Баха) | Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные: ставить Коммуникативные: прояв-лять активность во взаимодей-ствии, вести диалог, слушать собеседника | Развитие эмоции-онального восп-риятия произве-дений искусства. Оценка резуль-татов собственной музыкально-испол-нительской дея-тельности |
26 | 04.04 | Мамин праздник [с. 60–61] | Прочитай выразительно стихотворение. Как ты думаешь, какой инстру-мент мог бы украсить звучание колыбельной? Как должна звучать музы-ка? Какими движениями рук можно исполнить пульс колыбельной? | Песенная, танцеваль-ная, марше-вая музыка. Бубен, ба-рабан, треуголь-ник, ложки | Научатся: анализировать музыкальные сочинения, импровизировать на музы-кальных инструментах, выразительно исполнять песни «Спасибо» И. Арсеева, «Вот какая бабушка» Т. Попатенко, «Праздник бабушек и мам» М. Славкина | Регулятивные: предвос-хищать результат, осуществ-лять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятель-ности. Познавательные: контро-лировать и оценивать процесс | Этические чувства, уважительное отношение к родным: матери, бабушке. Положительное отношение к музыкальным занятиям |
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Цели: учить анализи-ровать музыкальные сочинения, исполнять мелодию при помощи пластического интони-рования | Коммуникативные: догова-риваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | ||||||
27 | 11.04 | Музыкальные инструменты. [ с. 62–63] | Сравни голоса инстру-ментов (лютни и клавеси-на) с голосами уже знако-мых тебе инструментов. Тембр какого современ-ного инструмента напоминает тебе звуки лютни? Что изобразил композитор в музыке? Цель: познакомить с тембрами, выразитель-ными возможностями музыкальных инстру-ментов | Лютня, гитара, клавесин, фортепиано | Научатся: определять старинные, современные инструменты, определять на слух звучание лютни и гита-ры, клавесина и фортепиано (на примере пьесы «Кукуш-ка» К. Дакена, песни «Тонкая рябина», вариаций А. Иванова-Крамского) | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничес-тве с учителем. Познавательные: ориенти-роваться в разнообразии спо-собов решения задач. Коммуникативные: обра-щаться за помощью, формули-ровать свои затруднения; при-нимать участие в групповом музицировании | Развитие мотивов музыкально-учебной деятель-ности и реализация творческого потенциала в процессе кол-лективного музи-цирования |
28 | 18.04 | «Чудесная лютня» (по алжир-ской сказке). Звучащие картины [с. 64–67] | Какая музыка может помочь иностранному гостю лучше узнать твою страну? Назови инстру-менты, изображенные на картинах. Цель: продолжить знакомство с музыкальны-ми инструментами | Алжирская сказка, музыкаль-ные инст-рументы: фортепиа-но, клаве-син, гитара, лютня | Научатся: понимать конт-раст эмоциональных состоя-ний и контраст средств музы-кальной выразительности, определять по звучащему фрагменту и внешнему виду музыкальные инструменты | Регулятивные: моделировать, выделять, обобщенно фикси-ровать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. Познавательные: выделять и формулировать познава-тельную цель. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения | Развитие эмоции-онального восп-риятия произве-дений искусства, интереса к отдель-ным видам музы-кально-практи-ческой деятель-ности |
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
29 | 25.04 | Музыка [с. 68–69] | Как стучат копыта? Изобрази цокот ударами кулачков. Подбери слова, которые передают характер звучания пьес. Цели: помочь почувст-вовать атмосферу цирко-вого представления; осоз-нать роль и значение му-зыки в цирке | Цирковые артисты: клоуны, акробаты, дрессиров-щики, дрессиро-ванные зве-ри; цирко-вая арена, галоп | Научатся: проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочине-ний, изображать цокот ко-пыт, передавать характер звучания пьес и песен (на примере «Выходного марша», «Галопа» и «Колы-бельной» И. Дунаевского, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Мы катаемся на пони») | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: самостоя-тельно выделять и формули-ровать познавательную цель. Коммуникативные: координировать и принимать различ-ные позиции во взаимодейст-вии | Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настро-ения и характера |
30 | 02.05 | Дом, который звучит [с. 70–71] (изучение | В каком музыкальном спектакле (в опере или ба- лете) могла бы звучать эта музыка? Цель: учить определять понятия опера, балет; различать в музыке песенность, танцеваль-ность, маршевость | Песен-ность, танцеваль-ность, мар-шевость; опера, балет, солисты, музыкаль-ный театр | Научатся: определять понятия опера, балет, различать в музыке песен-ность, танцевальность, маршевость (на примере музыки П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик», Р. Ще-дрина «Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок», оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят», | Регулятивные: использовать общие приемы решения задач. Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информа-ционно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музы-кальных и твор-ческих задач |
31 | 08.05 | Опера-сказка. [ с. 72–73] (закрепление изученного материала; урок – игра) | Что такое опера-сказка? Какое настроение переда-ет музыка? Характер кА-кого героя ты слышишь в этой музыке? Какие пер-сонажи исполняют песен- ную, танцевальную или маршевую музыку? | Опера-сказка, балет, солисты, музыкаль-ный театр | Научатся: определять понятие опера, выразительно исполнять фрагменты из детских опер («Волк и семеро козлят» М. Коваля, «Муха-Цокотуха» М. Красева) | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: ориентиро-ваться в разнообразии спо-собов решения задач. | Развитие чувства сопереживания героям музы-кальных произ-ведений. Уважение к чувствам и нас-троениям другого человека |
Окончание табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Цель: учить определять виды музыки | Коммуникативные: обра-щаться за помощью, формулировать свои затруднения | ||||||
32 | 16.05 | «Ничего на свете лучше нету…» [ с. 74–75] (обобщение и системати-зация знаний; урок-кон-церт) | Исполни понравившиеся тебе песни из этой музыкальной фантазии. Создай свой собственный рисованный мультфильм. Цель: познакомить с музыкой, написанной специально для мульт-фильма «Бременские му-зыканты», снятого по од-ноименной сказке братьев Гримм | Музыкаль-ная фан-тазия, тру-бадур | Научатся: выразительно исполнять песни, фрагменты из музыки к мультфильму «Бременские музыканты» композитора Г. Гладкова; определять значение музыки в мультфильмах | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничес-тве с учителем. Познавательные: формулиро-вать познавательную цель, оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: разре-шать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников | Эмоциональная отзывчивость на яркое, праздничное представление. Понимание роли музыки в собствен-ной жизни |
33 | 23.05 | Афиша. Программа [с. 76–77] (обобщение изученного; урок-концерт) | Назовите своих любимых композиторов и музыку, которая запомнилась луч-ше всего. Цели: проследить за тем, какие произведения полю-бились детям, остались в их памяти; определять уровень музыкальной культуры | Афиша, программа, музыкаль-ный спектакль | Научатся: понимать трие-динство композитор – исполнитель – слушатель; осознавать, что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах | Регулятивные: вносить необ-ходимые дополнения и изме-нения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и резуль-тата. Познавательные: самостоя-тельно выделять и формули-ровать познавательную цель. Коммуникативные: ставить вопросы, предлагать помощь | Наличие эмоцио-нального отноше-ния к искусству, развитие ассоциа-тивно-образного мышления. Оценка результатов собст-венной музыкаль-но-исполнитель-ской деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы) ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы) ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы) ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы) ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы) ...