Рабочая программа по музыке 1 класс.
рабочая программа по музыке (1 класс) по теме
Программа создана в соответствие с ФГОС.
Школа 2100
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_muzyke_1_klass.doc | 145 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Батуринская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по музыке
1 класс
(Образовательная система «Школа 2100»)
Составитель: Келлер Вера Георгиевна,
учитель начальных классов
Рабочая программа по курсу «Музыка» разработана на основе примерной программы начального общего образования по музыке, авторской учебной программы «Музыкальное искусство» В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр, В.А. Школяр; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования), учебнику «Музыка»: 1 класс, (В.О. Усачёва, Л.В. Школяр - М.:Баллас, 2011). Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа./ Под научной редакцией Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2011.
Цель обучения:
- воспитание у обучающихся музыкальной культуры, как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.
Задачи обучения:
- раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека;
- формирование у обучающихся эмоционально-ценностного отношения к музыке;
- воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта – человека сочиняющего, исполняющего, слушающего.
- развитие музыкального восприятия как творческого процесса – основы приобщения к искусству.
В авторскую программу изменений не внесено.
Для реализации программного содержания курса музыки используются следующие учебники и учебные пособия:
- В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, учебник «Музыка»: 1 класс, - М.:Баллас, 2012;
- О.В.Кузьмина, В.О.Усачева, Л.В.Школяр «Музыкальное искусство: Тетрадь для учащихся 1 класса образовательных учреждений,- М.:Баллас, 2012.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Музыка» изучается с 1 по 4 класс 1час в неделю. Общий объём учебного времени в 1 классе составляет 33 часа.
Содержание курса музыки в 1 классе.
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
В начальной школе у обучающихся формируется целостное представление о музыке, ее истоках и образной природе, многообразии форм и жанров. Школьники учатся наблюдать, воспринимать музыку и размышлять о ней; воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений; импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.
Учащиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад), получают представления о народной и профессиональной музыке, музыкальном фольклоре народов России и мира, народных музыкальных традициях родного края, сочинениях профессиональных композиторов.
Школьники учатся слышать музыкальные и речевые интонации, понимать выразительность и изобразительность в музыке, песенность, танцевальность, маршевость. В процессе изучения предмета осуществляется знакомство с элементами нотной грамоты, музыкальными инструментами, различными составами оркестров (народных инструментов, симфонический, духовой), певческими голосами (детские, женские, мужские), хорами (детский, женский, мужской, смешанный). Обучающиеся получают представление о музыкальной жизни страны, государственной музыкальной символике, музыкальных традициях родного края.
Ученики приобретают начальный опыт музыкально-творческой деятельности в процессе слушания музыки, пения и инструментального музицирования, музыкально-пластического движения и драматизации музыкальных произведений. В ходе обучения у школьников формируется личностно окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности. Осуществляется знакомство с произведениями выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский_Корсаков, С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев, Г.В. Свиридов, Р.К. Щедрин, И.С. Бах, В._А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шопен, Р. Шуман, Э. Григ), сочинениями современных композиторов для детей.
Школьники овладевают вокально-хоровыми умениями и навыками, самостоятельно осуществляют поиск исполнительских средств выразительности для воплощения музыкальных образов в процессе разучивания и исполнения произведений, вокальных импровизаций, приобретают навык самовыражения в пении с сопровождением и без сопровождения, одноголосном и с элементами двухголосия, с ориентацией на нотную запись.
В процессе индивидуального и коллективного музицирования на элементарных музыкальных инструментах идет накопление опыта творческой деятельности: дети разучивают и исполняют
произведения, сочиняют мелодии и ритмический аккомпанемент, подбирают по слуху, импровизируют.
Обучающиеся получают представление о музыкально-пластическом движении, учатся выражать характер музыки и особенности ее развития пластическими средствами, осваивают коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций и импровизаций, в том числе танцевальных. Учащиеся участвуют в театрализованных формах игровой музыкально-творческой учебной деятельности: инсценируют песни, танцы, создают декорации и костюмы, выражают образное содержание музыкального произведения средствами изобразительного искусства (декоративно-прикладное творчество, рисунок).
В результате освоения предметного содержания курса у школьников накапливаются музыкально-слуховые представления об интонационной природе музыки, обогащается эмоционально-духовная сфера, формируется умение решать учебные, музыкально-творческие задачи. В процессе работы над музыкально-исполнительским замыслом у детей развиваются музыкальная память и воображение, образное и ассоциативное мышление, способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, воспитывается художественный вкус.
В ходе обучения музыке школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музыкально-пластические композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.
Основные содержательные линии курса.
1. «Как можно услышать музыку»
2. «Три кита в музыке – песня, танец, марш», «О чём говорит музыка», «Куда ведут нас «три кита», «Что такое музыкальная речь»;
3. «Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость», «Интонация», « Развитие музыки», « Построение (формы) музыки»;
4. «Музыка моего народа», « Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ».
Содержание учебной программы.
Учебный материал 1-го класса знакомит с детским музыкальным фольклором (колыбельная песня, загадки, пословицы, народные игры). Это позволяет естественно вводить учащихся в более сложные художественные явления, например, былину, сказочные фрагменты опер («Руслан и Людмила» М.И. Глинки).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения музыки являются:
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Предметными результатами изучения музыки являются:
- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
В результате изучения музыки ученик должен
знать/понимать:
- слова и мелодию Гимна России;
- смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
- названия изученных жанров и форм музыки;
- народные песни, названия изученных произведений и их авторов;
- наиболее популярные в России музыкальные инструменты;
уметь:
- эмоционально воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- выразительно исполнять соло и хором;
- распознавать на слух песню, танец, марш ;
- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии , песни;
- различать на слух звучания отдельных инструментов;
- устанавливать взаимосвязь между другими видами искусства;
- использовать приобретенные знания в повседневной жизни и практической деятельности для певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей, и сверстников, на внеклассных и внешкольных мероприятиях, школьных праздниках.;
- размышлять о музыке, выражать свое отношение к ней;
- определять свое отношение к музыкальным явлениям.
уметь:
- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);
- определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;
- исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
- исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
- исполнения знакомых песен;
- участия в коллективном пении;
- передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами;
В результате изучения музыки ученик должен знать и понимать:
- специфику музыки как вида искусства;
- значение музыки в художественной культуре и ее роли в синтетических видах творчества;
- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
- основные жанры народной и профессиональной музыке;
- основные формы музыки;
- названия и виды инструментов;
- имена композиторов и известных исполнителей.
Музыкальное обучение способствует коррекции эмоционально- волевой сферы учащихся, снятию напряжения, снижению нервной нагрузки, а в некоторых случаях – коррекции речи.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество уроков |
1 | Внутренняя музыка | 3 |
2 | Родная речь | 5 |
3 | Пётр Ильич Чайковский | 3 |
4 | Михаил Иванович Глинка | 4 |
5 | Мелодия жизни | 4 |
6 | Сергей Сергеевич Прокофьев | 3 |
7 | Путешествие во времени и пространстве | 7 |
8 | Счастье, где ты? | 4 |
ВСЕГО | 33 часа |
Календарно- тематическое планирование
№п\п | Тема урока | Кол-во часов | Музыкальный материал | Основные умения | Тип урока | Вид контроля. Измерители. | Дата проведения |
«Внутренняя музыка» ( 3 ч) | |||||||
1. | Колыбельная песня | 1 | Колыбельные: «Зыбка поскрипывает», «Ходит сон по лавочке»и др. | Наблюдать за музыкой в жизни человека Проявлять эмоциональную отзывчивость Исполнять колыбельные песни | Урок открытия новых знаний | Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение учащимся продуктивных заданий в учебнике и рабочей тетради (в устной форме). | |
2 | Сказку складываем, музыкой сказываем | 1 | А. Лядов. «Кикимора» | Проявлять эмоциональную отзывчивость Импровизировать в игре | Урок открытия новых знаний | ||
3 | Народное музыкально-поэтическое творчество. Музыкальная игра | 1 | Музыкально-ритмическая игра «Дед и репка», Игра в гостей | Проявлять эмоциональную отзывчивость Импровизировать в игре Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение | Рефлексия | ||
Родная речь ( 5 ч) | |||||||
4 | Элементарная нотная грамота.Точки, чёрточки, крючки, дуги и круги… | 1 | Г. Фрид « Ветер» Е. Тиличеева. «Деревца» | Ориентироваться в нотном письме как графическом изображениии интонаций Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись | Урок открытия новых знаний | Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил (блицопрос) | |
5 | Общее представление об интонации: изображение окружающего мира.Сказанное слово и несказанное… | 1 | А. Вивальди. «Зима» С. Прокофьев. «Дождь и радуга» | Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и исполнение | Урок открытия новых знаний | ||
6 | Музыка природы. Прогулка в лес | 1 | Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение | Урок-экскурсия | |||
7 | Народное музыкально-поэтическое творчество: прибаутки, скороговорки. Не перевыскороговоришь? Поём вместе. | 1 | Р.н.п.» Как под наши ворота» Укр. Н. п. «Журавель» | Воспринимать на эмоционально-образном уровне музыкальное творчество своего народа Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение | Урок открытия новых знаний | Оценивается умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях | |
8 | Портреты заговорили и запели. | 1 | Р. Шуман. «Весёлый крестьянин» Р.н.п. «Вспомним, братцы, Русь и славу!» | Воспринимать на эмоционально-образном уровне профессиональное и музыкальное творчество народов мира | Урок открытия новых знаний | ||
Петр Ильич Чайковский ( 3 ч) | |||||||
9 | Детские годы. | 1 | «Детский альбом»: «Детская песенка», Колыбельная песня. «Баба-яга», «Вальс» и др. | Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение | Урок открытия новых знаний | ||
10 | Здесь живёт музыка П.И. Чайковского. | 1 | Балет «Щелкунчик» | Урок повторения. | |||
11 | Волшебный тот цветок… Тренируем свою «внутреннюю музыку». | 1 | Хор менестрелей из оперы «Орлеанская дева» | Урок комбинированный | |||
Михаил Иванович Глинка ( 4 ч) | |||||||
12 | Детские годы. | 1 | Мазурки. | Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение | Урок открытия новых знаний | ||
13 | Опера «Руслан и Людмила». «Бряцайте, струны золотые» | 1 | Опера «Руслан и Людмила» Первая песня Баяна | Урок открытия новых знаний | |||
14 | Опера «Руслан и Людмила». «О, поле, поле!» | 1 | Опера «Руслан и Людмила» Ария Руслана из 3 действия | Урок комбинированный | |||
15 | Опера «Руслан и Людмила». « Слава!» | 1 | Опера «Руслан и Людмила» Заключительный хор | Урок комбинированный | |||
Мелодия жизни ( 4 ч) | |||||||
16 | Заветное слово. | 1 | В. Усачёва. «Жила-была работа». | Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира | Урок открытия новых знаний | ||
17 | Как начинается музыка? | 1 | В. Усачёва. «Жила-была работа». | Урок открытия новых знаний | |||
18 | Вольфганг Амадей Моцарт. | 1 | Хор из оперы «Волшебная флейта» | Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение | Урок открытия новых знаний | ||
19 | Моцарт сочиняет. | 1 | В. Моцарт. «Менуэт». | Урок комбинированный | |||
Сергей Сергеевич Прокофьев ( 3 ч) | |||||||
20 | Детство композитора | 1 | Симфоническая сказка для детей «Петя и волк» | Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение | Урок открытия новых знаний | ||
21 | Дорогой,Щелкунчик! | 1 | Симфоническая сказка для детей «Петя и волк» | Урок открытия новых знаний | |||
22 | Музыка для детей С. Прокофьева | 1 | Балет «Золушка» | Рефлексия | |||
Путешествие во времени и пространстве ( 7 ч) | |||||||
23 | Тренируем свою «внутреннюю музыку» | 1 | Р.н.п. «Вот уж зимушка проходит» | Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение | Урок повторения | ||
24 | Народное музыкально-поэтическое творчество. Русские обряды. Празднуем Масленицу | 1 | Р,н.п.» Ой, Масленица, обманщица, Ах, Масленица, сметанница» | Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов | Урок открытия новых знаний | ||
25 | Тренируем свою «внутреннюю музыку». | 1 | Фрагменты из музыки П. Чайковского к сказке А. Островского «Снегурочка» | Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов | Урок повторения | ||
26 | Две песни. Сочиняем песенку | 1 | Музыкальная игра «Полевая берёзка» | Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение | Урок комбинированный | ||
27 | Русские обряды. Ждём весну, встречаем птиц. Весенние заклички | 1 | Весенние заклички | Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов | Урок открытия новых знаний | ||
28 | Мелодии и краски пробуждающейся природы в жизни человека | 1 | Р.Шуман «Весёлый крестьянин», Э. Григ «Халлинг», муз. В.Николаева, сл. Н.Алпаровой «Песня ручья», муз. Я.Дубравина, ст. Е.Руженцева «Капли и море», муз. В. Усачёва, сл. Э.Мошковской «Жила-была работа». | Уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить текст при исполнении. | Урок комбинированный | ||
29 | Профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Иные земли. | 1 | И. С. Бах. «За рекою старый дом». «Жизнь хороша». | Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира | Урок повторения | ||
Счастье, ты где? ( 4 ч) | |||||||
30 | Идём за Синей птицей. | 1 | Музыка И. Саца к спектаклю «Синяя птица» Г. Струве. «Музыка» | Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения | Урок открытия новых знаний | ||
31 | Тренируем свою «внутреннюю музыку». Счастье, ты где? | 1 | Музыка И. Саца к спектаклю «Синяя птица» В. Усачёва. «Жила-была работа». | Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение | Урок повторения | ||
32 | Музыка для детей И. Ярмак | 1 | И. Ярмак. «Дождь на лугах». «Весенняя песенка». | Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение | Урок комбинированный | ||
33 | Итоговое повторение. | 1 | Любимые произведения, изученные в 1 классе | Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение | Урок - концерт |
Учебно-методическая литература.
1. В. О. Усачёва, Л. В. Школяр. Музыка. Учебник. 1кл. М.: Баласс, 2011.
2. В. О. Усачёва, Л. В. Школяр. Музыка. Учебник. 2кл. М.: Баласс, 2011.
3. В. О. Усачёва, Л. В. Школяр. Музыка. Учебник. 3кл. М.: Баласс, 2012.
4.Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.2 – М.: Просвещение, 2011. – 232 с. –(С
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...