Рабочая программа по музыке 3 класс
рабочая программа по музыке (3 класс) на тему
Рабочая программа по музыке 3 класс по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma._3_klass.doc | 277 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Согласовано Руководитель МО __________ _____________ Протокол №___ от «__» ___________20___г. | Согласовано Заместитель директора по УВР ____________ О.А. Филянина «___» _____________ 20___г. | Утверждаю Директор МОУ-ООШ № 7 _____________А.А. Долгов Приказ №_____ от «___» ____________20___г. |
Рабочая программа
по музыке в 3 классе
учитель
Левагина Елена Васильевна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от
30.08.2012 г.
2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке в 3 классе составлена на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по музыке, с учетом авторской программы по музыке: «Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации». (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство. 8-9 классы. М.:«Просвещение», 2007 –128 с. 2 кл.-с. 9-12.)
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка.3 класс»: Учебник для учащихся 3 класса, М., Просвещение, 2010.
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для учащихся 3 класса начальной школы», М., Просвещение, 2010.
- Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 3 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М., Просвещение;
- Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 3 класс»
- Уроки музыки. Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2009;
Рабочая программа рассчитана на 34 ч. в год: 1 час в неделю.
Изучение музыки в 3 классе направлено на введение детей в многообразный мир музыкальной культуры, через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства.
Формы организации учебного процесса:
- групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:
- экскурсия, путешествие
Виды контроля:
- вводный, текущий, итоговый
- фронтальный, комбинированный, устный
Формы (приемы) контроля:
- наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 3 класса начальной школы в форме итоговых тестов в конце каждого полугодия:
2 четверть – 16 урок «Обобщающий урок 2 четверти»;
4 четверть – 34 урок «Обобщающий урок 4 четверти».
Домашнее задание по музыке: слушание музыки, работа в рабочих тетрадях, творческие задания.
В календарно-тематическом планировании внесена корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем, а именно:
В разделе «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» произведена корректировка часов (3ч вместо 4ч) для изучения раздела «В концертном зале» (7ч вместо 6ч):
- на изучение темы «Настрою гусли на старинный лад.. (былины). Былина о Садко и морском царе» выделен 1 час вместо 2 часов для изучения темы в разделе «В концертном зале». В данном разделе теме «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. Мир Бетховена» отводится 2 часа т.к. содержит объемный материал для изучения и слушания.
В разделе «В музыкальном театре» произведено перераспределение часов:
тема «Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа… В заповедном лесу» на которую выделено 2 часа объединена с темой «Океан – море синее».
Выделен 1 час для изучения темы «Балет «Спящая красавица». Две феи», за счет объединения тем «Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа… В заповедном лесу» и темы «Океан – море синее», т.к. эти две темы связаны с творчеством композитора Н.А.Римского – Корсакова.
Учебно-тематический план
№ | Разделы и темы | Кол-во час | В том числе: |
Контрольные работы. | |||
Россия-Родина моя. | 5 | ||
1 | Мелодия – душа музыки. | 1 | |
2 | Природа и музыка. | 1 | |
3 | Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава. | 1 | |
4 | Кантата «Александр Невский». | 1 | |
5 | Опера «Иван Сусанин». | 1 | |
День, полный событий. | 4 | ||
6 | Утро. | 1 | |
7 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. | 1 | |
8 | «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. | 1 | |
9 | Обобщающий урок 1 четверти. | 1 | |
«О России петь – что стремиться в храм». | 4 | ||
10 | Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся! | 1 | |
11 | Древнейшая песнь материнства. | 1 | |
12 | Вербное Воскресение. Вербочки. | 1 | |
13 | Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. | 1 | |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 3 | ||
14 | Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе | 1 | |
15 | Певцы русской старины. Лель. | 1 | |
16 | Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Обобщающий урок. | 1 | 1 |
В музыкальном театре. | 6 | ||
17 | Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф. | 1 | |
18 | Опера «Орфей и Эвридика». | 1 | |
19 | Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. | 1 | |
20 | «Океан – море синее». | 1 | |
21 | Балет «Спящая красавица». | 1 | |
22 | В современных ритмах (мюзикл). | 1 | |
В концертном зале. | 7 | ||
23 | Музыкальное состязание (концерт). | 1 | |
24 | Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. | 1 | |
25 | Музыкальные инструменты (скрипка). | 1 | |
26 | Обобщающий урок 3 четверти. | 1 | |
27 | Сюита «Пер Гюнт». | 1 | |
28 | «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал. | 1 | |
29 | Мир Бетховена. | 1 | |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | 5 | ||
30 | Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки. | 1 | |
31 | Мир Прокофьева. | 1 | |
32 | Певцы родной природы. | 1 | |
33 | Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет. | 1 | |
34 | Обобщающий урок. | 1 | 1 |
итого | 34 | 2 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№ урока | Дата план | Дата факт | Тема урока Тип урока | Элемент содержания | Умения и виды деятельности | Контрольно-оценочная деятельность | ИКТ средства обучения | ||
специальные | общеучебные |
|
| ||||||
«Россия - Родина моя» - 5 ч. | |||||||||
1 | Мелодия - душа музыки. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Урок-беседа. | Интонационно-образная природа музыкального искусства. Музыкальные средства выразительности. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки – ее души.
| Знать/понимать: выразительность и изобразительность музыкальной интонации, Уметь: демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса. | - организация самостоятельной работы; - соблюдение норм поведения в окружающей среде; - воспринимать информацию; - оценивать и - умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли; - умение отвечать на вопросы; - работать с рисунками; -составлять рассказ по рисунку; - определять общие свойств и признаки предметов (по результатам наблю-дения, объяснений учителя); - подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениями различных видов искусства; - владение умениями совместной деятельности: - согласование и координация деятельности с другими ее участниками; - объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива. - замечать изменения, происходящие с объектом; - выполнять творческие задания в творческой тетради; - импровизировать на заданные тексты. | входной | устный опрос | Видео-презентация песни | ||
2 | Природа и музыка. Комбинированный урок. Традиционный. | Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.
| Знать/понимать: названия изученных жанров (романс), смысл понятий: солист, мелодия, аккомпанемент, лирика. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. | текущий | устный опрос | Видео-презентация | |||
3 | Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава. Комбинированный урок. Традиционный. | Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.
| Знать/понимать: названия изученных жанров (кант), смысл понятий: песенность, маршевость. Уметь: эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; | тематический | устный опрос | Презентация | |||
4 | Кантата «Александр Невский». Урок обобщения и систематизации знаний. Урок-презентация. | Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата. Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.
| Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов; названия изученных жанров и форм музыки (кант, кантата) Уметь: узнавать изученные произведения, называть их авторов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; продемонстрировать знания о различных видах музыки, | итоговый | фронтальный опрос | Видео фрагменты из кантаты. | |||
5 | Опера «Иван Сусанин». Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Урок –беседа. | Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин».
| Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов, названия изученных жанров и форм музыки (опера), смысл понятий: хоровая сцена, певец, солист, ария. Уметь: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. | Видео фрагменты из опер | |||||
День, полный событий. – 4 ч. | |||||||||
6 | Утро. Урок закрепления нового материала. Урок-беседа. | Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П.Чайковского «Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро».
| Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: песенность, развитие. Уметь: эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей. | - самостоятельная организация учебной деятельности; - сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; - работать с рисунками, составлять рассказ по рисунку; - замечать изменения, происходящие с объектом; - выполнять творческие задания в творческой тетради; тексты; - выделять главную мысль. - уметь переносить знания, умения в новую ситуацию для решения проблем. - Решать творческие задачи на уровне импровизаций. - Самостоятельная организация учебной деятельности; - сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. - Оценивать и | текущий | групповая | Видео-презентация «утро» | ||
7 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Урок-беседа. | Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.
| Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов; Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении. | текущий | устный опрос | Фрагмент из балета. | |||
8 | «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Традиционный. | Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П.Мусоргского.
| Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации; смысл понятий: песенность , танцевальность, маршевость, музыкальная живопись. Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; | текущий | устный опрос | Видео фрагменты их опер. Ф-т мультфильма «Детский альбом» | |||
9 | Обобщающий урок. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского, Э.Грига, М.Мусоргского). Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся за 1 четверть. | Знать/ понимать: названия изученных произведений и их авторов. Уметь: демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее. | тематический | тест | ||||
«О России петь – что стремиться в храм» - 4ч. | |||||||||
10 | Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся! Урок изучения и закрепления новых знаний. Урок-беседа. | Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
| Знать/ понимать: образцы духовной музыки, религиозные традиции. Уметь: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях | - формирование монологической речи учащихся; -умение рассматривать предметы в соответствии с предложенной целью; - выделять их признаки и свойства; - уметь переносить знания, умения в новую ситуацию для решения проблем; - владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; - объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; - замечать изменения, происходящие с объектом; - выполнять творческие задания в творческой тетради; - импровизировать на заданные тексты. | текущий | устный опрос групповая | |||
11 | Древнейшая песнь материнства. нрк. Образ матери у ненцев. Комбинированный урок. Традиционный. | Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
| Знать/ понимать: образцы духовной музыки, религиозные традиции. Уметь: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении. | текущий | устный опрос | ||||
12 | Вербное Воскресение. Вербочки. нрк. Ненецкие праздники. Урок изучения и закрепления новых знаний. Традиционный. | Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.
| Знать/ понимать: образцы духовной музыки, народные музыкальные традиции родного края, религиозные традиции. Уметь: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; | текущий | устный опрос | Видео-фрагменты из оперы | |||
13 | Святые земли Русской. Княгиня Ольга и князь Владимир. Комбинированный урок. Традиционный. | Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской.
| Знать/ понимать: смысл понятий: величание, молитва; Уметь: демонстрировать знания о различных видах музыки; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. | тематический | устный опрос групповая | ||||
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч. | |||||||||
14 | Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе Комбинированный урок. Традиционный. | Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Былины.
| Знать/ понимать: различные виды музыки (былина), музыкальные инструменты (гусли); былинный напев, распевы. Уметь: проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов (гусли); охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. | - работать с рисунками,; - составлять рассказ по рисунку; - выполнять творческие задания в творческой тетради; - формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, класси-фикация). - владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; - объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; - пересказ прочитанного текста, ответы на вопросы по тексту; - определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок; - оценивание своих учебных достижений. | текущий | самостоятельная работа | презентация «Русские народные инструменты» | ||
15 | Певцы русской старины. Лель. Комбинированный урок. Традиционный. | Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).
| Знать/ понимать: изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, смысл понятий: певец – сказитель, меццо-сопрано. Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах; воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы. | тематический | устный опрос | презентация «Русские народные инструменты» | |||
16 | Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Обобщающий урок. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Урок-викторина. | Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н.Римского-Корсакова.
| Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий: музыка в народном стиле; народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды); Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование). | итоговый | тест; индивидуальный. | Фрагменты из оперы. | |||
«В музыкальном театре» - 6 ч. | |||||||||
17 | Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф. Урок изучения и закрепления новых знаний. Урок- беседа. | Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М.Глинки «Руслан и Людмила».
| Знать/понимать: названия изучаемых жанров и форм музыки (рондо), названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: контраст, ария, каватина, увертюра Уметь: демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах (баритон, сопрано, бас); передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей.Знать и понимать названия изученных жанров и форм музыки. | - уметь переносить знания,; - умения в новую ситуацию для решения проблем; - подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениями различных видов искусства; - самостоятельная организация учебной деятельности; - сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях - уметь переносить знания, умения в новую ситуацию для решения проблем; - выполнять творческие задания в творческой тетради; - формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, класси-фикация); - формирование монологической речи учащихся; - умение рассматривать предметы в соответствии с предложенной целью; - выделять их признаки и свойства. | тематический | устный опрос | Фрагмены из оперы. | ||
18 | Опера «Орфей и Эвридика». Урок обобщения и систематизации знаний. Урок-беседа. | Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К.Глюка «Орфей и Эвридика».
| Знать/понимать: названия изучаемых жанров, смысл понятий – хор, солист, опера, контраст; названия изученных произведений и их авторов. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей | текущий | устный опрос | Презентация. | |||
19 | Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Комбинированный урок. Традиционный. | Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. . Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан – море синее».
| Знать названия изученных жанров и форм музыки песня, романс, вокализ, сюита. Уметь выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности. Высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах. | текущий | устный опрос | Видео-фрагменты из оперы. | |||
20 | «Океан – море синее». Комбинированный урок. Традиционный. | Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И.Чайковского «Спящая красавица». Контраст.
| Знать/ понимать: названия изученных жанров и форм музыки; смысл понятий: ария, каватина, тенор, зерно-интонация, развитие, трехчастная форма.Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей | текущий | устный опрос | Видео из фильма «Садко» | |||
21 | Балет «Спящая красавица». Комбинированный урок. Традиционный. | Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.
| Знать/понимать: контрастные образы, балет, развитие. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение). | тематический | устный опрос | Фрагменты из балета. | |||
22 | В современных ритмах (мюзикл). Урок изучения и закрепления новых знаний. Традиционный. | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки.
| Знать/ понимать: названия изученных жанров и форм музыки, названия изученных произведений и их авторов. Уметь: охотно участвовать в кол-лективной творческой деятельности при воп-лощении различных музыкальных образов; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса. | текущий | устный опрос | Презентация. | |||
«В концертном зале» - 7 ч. | |||||||||
23 | Музыкальное состязание (концерт). Комбинированный урок. Традиционный. | Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта.
| Знать/ понимать: смысл понятий: композитор – исполнитель – слушатель вариационное развитие. Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов. | - работать с учебным текстом; - делать простые выводы; - участие в диалоге; - поиск необходимой информации в словарях; - подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениями различных видов искусства. - подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениями различных видов искусства; - работать с учебным текстом; - делать простые выводы; -участие в диалоге; - формирование учебного сотруд-ничества; - поиск необходимой информации в словарях; - анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации,музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии; - импровизировать на заданные тексты. | тематический | устный опрос групповая | |||
24 | Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. Комбинированный урок. Урок-лекция. | Музыкальные инструменты. Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Выразительные возможности флейты.
| Знать/ понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; Уметь: демонстрировать знания о музыкальных инструментах (флейта); продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. | текущий | устный опрос | Модуль Музыкальные инструменты. | |||
25 | Музыкальные инструменты (скрипка). Урок обобщения и систематизации знаний. Урок-беседа. | Музыкальные инструменты. Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Выразительные возможности скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.
| Знать/ понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; смысл понятий: скрипач, виртуоз. Уметь: демонстрировать знания о музыкальных инструментах (скрипка); эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. | тематический | устный опрос | Модуль Музыкальные инструменты. | |||
26 | Обобщающий урок 3 четверти. Урок изучения и закрепления новых знаний. Урок-викторина. | Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся за 3 четверть.
| Знать/ понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; Уметь: демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах. | текущий | устный опрос | Фрагменты мюзиклов. | |||
27 | Сюита «Пер Гюнт». Урок изучения и закрепления новых знаний. Традиционный. | Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».
| Знать/понимать: смысл понятий: вариационное развитие, сюита, тема, контрастные образы. Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, - узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; - показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения. | текущий | устный опрос | Мультфильм «В пещеро горного короля» | |||
28 | «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал. Урок обобщения и систематизации знаний. Урок-лекция. | Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Контрастные образы симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
| Знать/понимать: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, Уметь: эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; | тематический | устный опрос | Модуль Бетховен. Становление личности. | |||
29 | Мир Бетховена. Комбинированный урок. Традиционный. | Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений.
| Знать/понимать: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, Уметь: эмоциона-льно откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; | текущий | устный опрос | ||||
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 5ч. | |||||||||
30 | Чудо музыка. Острый ритм – джаза. Урок изучения и закрепления новых знаний. Урок-беседа. | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель. Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости.
| Знать/ понимать: творчество отечественных и зарубежных композиторов, знакомство с джазовой музыкой, ее специфические особенности, известных джазовых исполнителей. Детские музыкальные коллективы и театры. Уметь: узнавать изученные произведения, называть имена авторов, использовать приобретенные знания и умения для передачи музыкальных впечатлений. | - анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии; - умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, устно описывать объект наблюдения, владение способами контроля и оценки деятельности; - подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениями различных видов искусства; - умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; - устно описывать объект наблюдения; - владение способами контроля и оценки деятельности; - аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям. | текущий | устный опрос | Модуль «Джаз» | ||
31 | Мир Прокофьева. Урок закрепления знаний. Урок- беседа. | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского.
| Знать и понимать смысл понятий: «композитор» - «исполнитель» - «слушатель»; названия изученных произведений и их авторов и исполнителей; Проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов; называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира. | тематический | устный опрос | ||||
32 | Певцы родной природы. нрк. Образ природы в творчестве ямальских композиторов. Комбинированный урок. Традиционный. | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского.
| Знать и понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов | текущий | устный опрос | Видео-презентация «Песня Сольвейг» | |||
33 | Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет. Урок- беседа. | Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыка – источник вдохновения и радости.
| Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. | тематический | Фронтальный опрос | ||||
34 | Обобщающий урок. Урок контроля, оценки и коррек ции знаний учащихся Урок – концерт | Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.
| Знать названия изученных произведений и их авторов. Уметь узнавать изученные музыкальные произведения. Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью. Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и не школы. | итоговый контроль | групповая |
Требования к уровню подготовки учащихся .
- обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка русских и зарубежных композиторов;
- накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);
- выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;
- совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель);
- развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;
- совершенствование умения эмоционально откликаться на музыку различного характера, передавать его в выразительных движениях (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;
- освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и форматах детского музицирования;
- развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;
- развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 3 класса
обучающиеся должны уметь:
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:
На основе « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы». Авторы программы « Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2007., стр.3-28.
- Уроки музыки». 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 207 с.
- «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 3 класс»
- фонохрестоматия для 3 класса (3 кассеты)
- учебник «Музыка 3 класс», М., Просвещение, 2010г.
- «Рабочая тетрадь по музыке 3 класс» М., Просвещение, 2010г.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
2.. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
3..Мультимедийная программа «Энциклопедия. Музыкальные инструменты»
4.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
5.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
6.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
Список литературы
- Н.Б. Абудеева, Л.П. Карпушина Музыка. 2-8 классы. Художественно-образное развитие школьников. – Волгоград, «Учитель», 2009.
- Ю.Б. Алиев Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Е.Н. Арсенина Музыка. 1-7 классы: тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека. – Волгоград, «Учитель», 2009.
- М.А. Давыдова Уроки музыки: 1-4 классы, - М.: ВАКО, 2008.
- Т.А. Замятина Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль., - М.: ООО «Глобус», 2007.
- Л.В. Золина Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением., - М.: Издательство «Глобус», 2009.
- Е.Д.Критская , Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Программа «Музыка. Начальные классы». , - М., Просвещение, 2007.
- Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Уроки музыки 1-4 классы, - М., Просвещение, 2009.
- Т.А. Курушина Музыка. 1-6 классы: творческое развитие учащихся. – Волгоград, «Учитель», 2009.
- «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...