КТП по искусству (музыка) 1 класс
календарно-тематическое планирование по музыке (1 класс) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
М У З Ы К А
Пояснительная записка
Учебная программа по музыке составлена на основе программы «Музыка» авторов: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа «Музыка», разработанная авторами Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева,
Т. С. Шмагина входит в учебный комплект «Школа России».
Авторами программы «Музыка», предлагается годовая нагрузка на 32 учебных недели (1 час в неделю). Учебный год в 1-ом классе состоит из 33 учебных недель, поэтому в 2-ой раздел «Музыка и ты» добавлен ещё 1 часа, таким образом, получается 33 часа за учебный год, что полностью соответствует количеству часов по БУП ОУ 2004 г. и программе.
Программа по предмету «Музыка» для I—IV классов начальной школы общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и «Примерными программами начального общего образования». В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии массового музыкального образования.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников формулируются на основе целевой установки:
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.
Содержание программы
раздел | Название разделов | Кол – во часов |
1 | Музыка вокруг нас. | 16 час |
2 | Музыка и ты. | 17 час |
Всего: | 33 час |
Музыкальный материал
Раздел 1. «Музыка вокруг нас»
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты.
Музыкальный материал:
«Щелкунчик» (фрагменты из балета), пьесы из «Детского альбома», «Октябрь» («Осенняя песнь») из цикла «Времена года» П. Чайковский; «Колыбельная Волховы», песня Садко («Заиграйте, мои гусельки») из оперы «Садко» Н. Римский-Корсаков; «Петя и волк» (фрагменты из симфонической сказки) С. Прокофьев; Третья песнь Леля из оперы «Снегурочка» Н. Римский-Корсаков; «Гусляр Садко», «Фрески Софии Киевской» (фрагмент 1-й части Концертной симфонии для арфы с оркестром) В. Кикта; «Звезда покатилась». В. Кикта, слова В. Татаринова; «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк; «Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра И. С. Бах; «Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» Г. Свиридов; «Пастушья песенка» на тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой; «Капельки». В. Павленко, слова Э. Бодановой; «Скворушка прощается» Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; «Осень», русская народная песня и др.; «Азбука». А. Островский, слова 3. Петровой; «Алфавит». Р. Паулс, слова И. Резника; «Домисолька» О. Юда-хина, слова В. Ключникова; «Семь подружек». В. Дроцевич, слова В. Сергеева; «Песня о школе» Д. Кабалевский, слова В. Викторова и др.; «Дудочка», русская народная песня; «Дудочка», белорусская народная песня; «Пастушья», французская народная песня; «Веселый пастушок», финская народная песня, русский текст В. Гурьяна; «Почему медведь зимой спит» Л. Книппер, слова А. Коваленкова; «Зимняя сказка» Музыка и слова С. Крылова; рождественские колядки и рождественские песни народов мира.
Раздел 2. «Музыка и ты»
Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты.
Музыкальный материал:
Пьесы из «Детского альбома» П. Чайковский; «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; «Добрый день» Я. Дубравин, слова В. Суслова; «Утро» А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина; «Солнце», грузинская народная песня в обработке Д. Аракишвили; «Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести
A. Пушкина «Метель» Г. Свиридов; «Пастораль» из Сюиты в старинном стиле; «Наигрыш» А. Шнитке; «Доброе утро» из кантаты «Песни утра, весны и мира» Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря; «Вечерняя» из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтении В. Шукшина) B. Гаврилин; «Вечер» из «Детской музыки» С. Прокофьев; «Вечер» В. Салманов; «Вечерняя сказка» А. Хачатурян; «Менуэт» В. Моцарт; «Болтунья» С. Прокофьев, слова А. Барто; «Баба Яга», детская народная игра «У каждого свой музыкальный инструмент», эстонская народная песня в обработке X. Кырвите, перевод М. Ивен-сен; Главная мелодия из Симфонии № 2 («Богатырской»). А. Бородин; «Солдатушки, бравы ребятушки» русская народная песня; «Песня о маленьком трубаче» С. Никитин, слова С. Крылова; «Учил Суворов» А. Новиков, слова М. Левашова; «Волынка» И. С. Бах-«Колыбельная» М. Кажлаев; «Колыбельная» Г. Гладков; «Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок» Р. Щедрин; Лютневая музыка. Франческо да Милано-«Кукушка» К. Дакен; «Спасибо» И. Арсеев, слова 3. Петровой; «Праздник бабушек и мам» М. Славкин слова Е. Каргановой; Увертюра из музыки к кинофильму «Цирк» И. Дунаевский; «Клоуны» Д. Кабалевский; «Семеро козлят», заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой; Заключительный хор из оперы «Муха-цокотуха» М. Красев, слова К. Чуковского; «Добрые слоны» А. Журбин, слова В. Шленского; «Мы катаемся на пони» Г. Крылов, слова М. Садовского; «Слон и скрипочка» В. Кикта, слова В. Татаринова; «Бубенчики», американская народная песня, русский текст Ю. Хазанова; «Ты откуда, музыка?». Я. Дубравин, слова В. Суслова; «Бременские музыканты» из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм Г. Гладков, слова Ю. Энтина.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Формы контроля | Дата проведения занятия | |
Раздел 1. Музыка вокруг нас. | 16 | ||||
1 | 1.1 | Музыка в жизни человека. Композитор-исполнитель-слушатель. | 1 | 01.09 | |
2 | 1.2 | Хоровод муз. Песни, танцы разных народов. | 1 | 08.09 | |
3 | 1.3 | Повсюду музыка слышна. | 1 | 15.09 | |
4 | 1.4 | Душа музыки - мелодия. | 1 | 22.09 | |
5 | 1.5 | Музыка осени. Образы осени в литературе. | 1 | 29.09 | |
6 | 1.6 | Музыка осени. Песни об осени. | 1 | 06.10 | |
7 | 1.7 | Выразительность и изобразительность в речи и музыке. | 1 | 13.10 | |
8 | 1.8 | Музыкальная азбука: нотный звукоряд, скрипичный ключ. | 1 | 20.10 | |
9 | 1.9 | Обобщающий урок четверти. | 1 | 27.10 | |
10 | 1.10 | Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли. | 1 | 10.11 | |
11 | 1.11 | Музыкальные инструменты: арфа, флейта. | 1 | 17.11 | |
12 | 1.12 | Музыкальные инструменты: сопоставление тембров, имитация игры на них. | 1 | 24.11 | |
13 | 1.13 | Инсценировка песни «Почему медведь зимой спит». | 1 | 01.12 | |
14 | 1.14 | Рождественские песни, колядки. | 1 | 08.12 | |
15 | 1.15 | Добрый праздник средь зимы. | 1 | 15.12 | |
16 | 1.16 | Обобщение по теме полугодия. | 1 | 22.12 | |
Итого по разделу: | 16 | ||||
Раздел 2. Музыка и ты. | 17 | ||||
17 | 2.1 | Образ Родины в музыке, литературе. | 1 | 29.12 | |
18 | 2.2 | Мажорные и минорные краски в живописи и в музыке. | 1 | 19.01 | |
19 | 2.3 | Музыка утра. | 1 | 26.01 | |
20 | 2.4 | Музыка вечера. Колыбельная. | 1 | 02.02 | |
21 | 2.5 | Музыкальные портреты. | 1 | 16.02 | |
22 | 2.6 | Героические образы в искусстве. | 1 | 02.03 | |
23 | 2.7 | Музыкальные подарки мамам, бабушкам: песни, танцы. | 1 | 09.03 | |
24 | 2.8 | Музыкальные инструменты: пианино, рояль. | 1 | 16.03 | |
25 | 2.9 | Разыграй русскую народную сказку «Баба Яга». | 1 | 23.03 | |
26 | 2.10 | Музыкальные инструменты: клавесин, фортепиано, гитара, лютня. | 1 | 06.04 | |
27 | 2.11 | Обобщающий урок четверти. | 1 | 13.04 | |
28 | 2.12 | Музыка в цирке. | 1 | 20.04 | |
29 | 2.13 | Дом, который звучит. Музыкальный театр. | 1 | 27.04 | |
30 | 2.14 | Дом, который звучит. Музыкальный театр. | 1 | 04.05 | |
31 | 2.15 | Музыка в кино. | 1 | 11.05 | |
32 | 2.16 | Музыка в мультипликационных фильмах. | 1 | 18.05 | |
33 | 2.17 | Заключительный урок-концерт. | 1 | 25.05 | |
Итого по разделу: | 1 | ||||
Всего: | 33 | ||||
Список литературы
для учителя:
- Концепция и программы для начальных классов «Школа России»; часть 2. Москва, Просвещение, 2007 год стр. 130-147.
- Программа Критская Е.Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «МУЗЫКА»
- МУЗЫКА:Учебник для 1 класса нач. шк./[Авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С.] Москва, Просвещение, 2008 год
- МУЗЫКА: Рабочая тетрадь для 1 класса нач. шк /[Авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. ] Москва, Просвещение, 2008 год
- МУЗЫКА: Фонохрестоматия к учебнику-тетради для 1 класса нач. шк /[Авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина ТС ] Москва, Просвещение, 2007 год
- «Начальная школа» Ежемесячный научно – методический журнал №9, 2005год. «Библиотечка учителя» стр.45 – 56.
- Алиев Ю. Б. Настольная книга учителя музыки. — М., 2000.
- Балашова С. С. Спутник учителя музыки / С. С. Балашова, В. В. Медушевский, .Г. С. Тарасов и др.; сост. Т. В. Челышева. — М., 1993.
- Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах / В. Васина-Гроссман. — М., 1999.
- Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. — М., 1993.
- Дьякова Е. А. Перед праздником: рассказы для детей о православном Предании и народном календаре России. — М., 1996.
- Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О. А. Апраксина. — М., 1990.
- Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? — 3-е изд., испр. — М., 1989.
- Кабалевский Д. Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. — 3-е изд. — М., 1976.
- Критская Е. Д. Музыка: 1—4 классы: Методическое пособие / Е. Д. Критская,.Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — М., 2004.
- Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. — 3-е изд., испр. — М., 1996.
- Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. — М., 1993.
- Медушевский В. В. Внемлите ангельскому пенью. — Минск, 2000.
- Музыка в школе. Вып. I. Песни и хоры для учащихся начальных классов / Сост. Г.П. Сергеева. — М., 2000.
- Музыкальное образование в школе/Под ред. Л. В. Школяр. — М., 2001.
- Сергеева Г. П. Практикум по методике музыкального воспитания в нач. школе. — М., 2000.
- Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Русская музыка в школе. — М., 1998.
- Спутник учителя музыки /Сост. Т. В. Челышева. — М., 1993.
- Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. — М., 2001.
- Хачатурян Д. К. Словарь по искусству (архитектура, живопись, музыка). — М., 1999.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А. С. Кленов; Под общ. ред. О. Г. Хинн. — М., 1998.
для обущающихся::
1. МУЗЫКА: Учебник для 1 класса нач. шк. /[Авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.]
Москва, Просвещение, 2008 год
2. МУЗЫКА: Рабочая тетрадь для 1 класса нач. шк /[Авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П.,
3. Шмагина ТС ] Москва, Просвещение, 2008 годВагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. — М., 1993.
- Кабалевский Д. Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. — 3-е изд. — М., 1976.
- Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. — 3-е изд., испр. — М., 1996.
- Хачатурян Д. К. Словарь по искусству (архитектура, живопись, музыка). — М., 1999.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А. С. Кленов; Под общ. ред. О. Г. Хинн. — М., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа искусство(музыка) 4 класс(автор Е.Д.Критская)
Рабочая программа, содержание тем, календарно-тематическое планирование 4 класс.(Авторы Е.Д.Критская,Г.П.Сергеева,Т.С.Шмагина)...
КТП по искусству (музыка) 2 класс
Рабочая программа по искусству (музыка) 2 класс...
КТП по искусству (музыка) 4 класс
Календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа педагога Извековой Елены Алексеевны базовая категория по искусству (музыка) для 3 класса на 2014-2015
Рабочая учебная программа по музыке для 3 -го класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом вто...
Презентация к уроку искусства(музыка) 4 класс Музыка Латинской Америки
Презентация знакомит с музыкой Латинской Америки, с инструментами, с достопримечательностями этой страны....
"Образ матери в поэзии, музыке, изобразительном искусстве"; 3 класс
Раскрывается образ Божьей Матери и образ матери через произведения поэзии, музыки, изобразительного искусства. Воспитывается чувство уважения к произведениям искусства раскрывающим образ Божьей М...
Рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Технология", "Изобразительное искусство", "Музыка". Программа "Школа России" 1 класс
Рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Технология", "Изобразительное искусство", "Музыка".Программа "Школа России", 1 класс....