Рабочая программа по музыке 7 класс
методическая разработка по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» «Утверждаю»
зам. директора по УВР Директор школы ___________ /______________./ __________/ ____________/
« ___» __________2011 г Приказ № 83 от 1 сентября 2011г.
Рабочая программа
по музыке
для 7 класса
1 час в неделю (всего 35 часа)
Составитель: учитель музыки
2011 - 2012 учебный год
Пояснительная записка
Данную программу характеризует взаимосвязь с программой начальной школы, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материала. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.
При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.
Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой. В связи с этим особое значение имеет развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Данная рабочая образовательная программа по музыке для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. - 90, [6] с.).
Цель программы заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать культуру мышления и речи.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения;
- метод сравнения (впервые).
Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системного подхода, который выполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве. Ведущей подсистемой в 7 классе является тема «Содержание и форма в музыке», которая раскрывается в двух крупных разделах – «Содержание в музыке. Музыкальный образ. Музыкальный жанр» и «Форма в музыке. Музыкальная композиция. Музыкальная драматургия». Подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя единство художественного замысла и его воплощения. В уроки включены проблемно-творческие задания, предлагается ассоциативный ряд художественных произведений, созвучный данному фрагменту (произведению).
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:
- слушание музыки, которое предваряется вступительным словом учителя, обозначающим главную проблему урока и ее основные аспекты;
- выполнение проблемно-творческих заданий в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений, рефератах, сообщениях, заданиях и тестах;
- хоровое и сольное пение.
Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен, музыка кино, современная популярная музыка. Возрастает удельный вес музыкальных произведений крупных форм – опер, балетов, симфоний, инструментальных концертов, ораторий, способных во всей полноте и разнообразии выразить идею единства формы и содержания в музыке.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:
- литературой («Сказка о царе Салтане», «Щелкунчик», «Былина о Садко», «Сказки тысячи и одна ночи», роман в стихах «Евгений Онегин», «Свадьба Фигаро», «Ромео и Джульетта» и другие произведения),
- изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);
- историей (борьба русских княжеств с половцами, эпоха Возрождения, эпоха Просвещения, Смутное время в России в начале XVII века, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война 1941-45 гг.);
- мировой художественной культурой (особенности художественных направлений «романтизм», «импрессионизм», «классицизм», «реализм»);
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);
- природоведением (времена года, различные состояния и явления природы),
- географией (границы, столицы, города Руси и европейских государств).
Организация всех видов деятельности (слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов, выполнение проблемно-творческих заданий, хоровое и сольное пение) предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
Содержание программы
1. Содержание в музыке. Музыкальный образ. Музыкальный жанр. 16 часов)
Единство музыкального произведения. Музыку трудно объяснить словами. Что такое музыкальное содержание? Каким бывает музыкальное содержание? Музыка, которую необходимо объяснить словами. Знакомство с различными музыкальными образами тишины и покоя, природы, войны и мира, подвига, борьбы и победы. Драматический, лирический, романтический, эпический образы. О чем рассказывает музыкальный жанр? Виды жанров – песня, танец, марш.
Слушание музыки: И. Брамс. Симфония № 3, III часть; Л.Бетховен, Соната № 14 для фортепиано, I часть; А. Вивальди «Зима», 1 часть из цикла «Времена года»; О. Мессиан «Пробуждение птиц»; П. Чайковский «Ноябрь», «На тройке» из цикла «Времена года»; Н. Римский-Корсаков «Шехеразада», 1 часть; С. Рахманинов «Прелюдия соль-диез минор»; Ф. Шуберт «Лесной царь»; Н. Римский-Корсаков «Окиан-море синее», вступление к опере «Садко»; Ф. Шопен «Полонез ля-бемоль мажор», соч. 53 № 6; «Во поле береза стояла», русская народная песня; П. Чайковский, Симфония № 4, IV часть, фрагмент; П. Чайковский, марш из балета «Щелкунчик»; Ж. Бизе, Марш тореадора из оперы «Кармен»; П. Чайковский, Вальс из оперы «Евгений Онегин»; Ф. Шопен, Вальс Си минор, соч. 69 № 2; В.Берковский, С. Никитин, стихи А. Величанского «Под музыку Вивальди».
Разучивание песен А. Островского «Мальчишки и девчонки», Г. Струве «Спасибо вам, учителя», В. Мурадели «Бухенвальдский набат», М.Таривердиев «Маленький принц», Ю. Милютин «Лирическая песенка»; Г.Струне «Матерям погибших героев»; «Ты река ль моя, реченька», русская народная песня, обработка Л. Лядовой.
2. Форма в музыке.
Музыкальная композиция. Музыкальная драматургия.
(16 часов)
Что такое музыкальная форма? «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы. «Художественная форма — это ставшее зримым содержание». От целого к деталям. Понятие музыкальной композиции. Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период). Двухчастная и трехчастная формы. Многомерность образа в форме рондо. Вариации. Музыка в развитии. Музыкальный порыв. Музыкальная драматургия как взаимосвязь музыкальных образов. Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.
Слушание музыки: В. А. Моцарт. Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро», «Реквием. Лакримоза», Симфония № 41 «Юпитер», IV часть; Ф. Шуберт «Серенада», «Шарманщик» из вокального цикла «Зимний путь»; Л. Бетховен, Симфония № 5, 1 часть; М. Равель «Игра воды»; Ф. Шопен, Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7; М. Глинка, стихи И. Козлова. «Венецианская ночь», стихи А. Пушкина. «Я здесь, Инезилья...»; А. Бородин «Спящая княжна»;
С. Прокофьев «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта»; Д..Шостакович, Симфония № , I часть, «эпизод нашествия»; М. Мусоргский «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки»; Р. Шуман. «Порыв»; М. Глинка. «Мазурка», хор поляков из «Сцены в лесу» и хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя»; А. Бородин, опера «Князь Игорь», фрагменты: хор «Слава» из Интродукции, хор бояр «Мужайся, княгиня» из I действия, хор «Улетай на крыльях ветра» из II действия, ария князя Игоря из II действия, ария хана Кончака из II действия, «Плач Ярославны» из IV действия;
Разучивание песен Е. Крылатова «Я верю только мачтам и мечтам», А. Зацепина «Есть только миг», А. Рыбникова «Последняя поэма» из кинофильма «Вам и не снилось», В.Синявского «Благодарим, солдаты, вас!», А. Пахмутовой «Надежда», Г.Комракова «Вечный огонь», Ю.Антонова «Красные маки» и других.
3. Заключение. Формула красоты (2 часа)
(в контексте главной темы года «Содержание и форма в музыке»)
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 7 класса заключаются:
- в понимании главных особенностей содержания и формы в музыке, осознании их органического взаимодействия;
- в умении определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражении этого умения в размышлениях о музыке;
- в умении находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;
- в умении находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства, представленными в учебнике для 7 класса;
- в осмыслении характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;
- в понимании художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации);
- в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение двухголосных произведений с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса).
Контроль осуществляется в следующих видах:
входной, текущий, тематический, итоговый, тестирование
Формы контроля:
- самостоятельная работа,
- устный опрос,
- практическая работа,
- взаимоопрос,
- тест,
- музыкальные викторины.
Промежуточная аттестация проводится в форме теста.
Учебно-методический комплект
1. Музыка. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2011.
2. Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 7 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
3. Музыка. 7 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.
4. Музыка. 7 класс. Фонохрестоматия (2 аудиокассеты) / Т. И.Науменко, В.В.Алеев. – М.: Дрофа, 2002.
Дополнительная литература для учащихся:
- Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
- Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
- Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
- Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
- Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
- Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ.
- Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
- Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.
- Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.
- Примерная тематика сообщений, рефератов, творческих работ учащихся:
- 1. Фортепианный цикл П.И.Чайковского «Времена года»
- 2. «Восточная сказка» Н.А.Римского-Корсакова «Шехерезада»
- 3. Что такое «лирика»?
- 4. Что такое «драма»?
- 5. Что такое «эпос»?
- 6. История создания М.И.Глинкой романса «Веницианская ночь»
- 7. История создания М.И.Глинкой романса «Я здесь, Инезилья»
- 8. История создания Д.Д.Шостаковичем «Ленинградской» симфонии
- 9. Великий композитор – романтик Ф.Шопен.
- 10. О чем рассказывает «Слово о полку Игореве»?
№ п/п | тема урока | Количество часов | Тип урока | нагл. пособия, тсо | Дата проведения | примечание |
План. | Факт. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 четверть |
Содержание в музыке. Музыкальный образ. Музыкальный жанр. |
1 | Единство музыкального произведения | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, беседа. | Фонохрестоматия | 02.09 |
2 | Музыку трудно объяснить словами | 1 | Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы | Фонохрестоматия | 09.09 |
3-4 | Что такое музыкальное содержание | 2 | Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы | Фонохрестоматия, CD «Шедевры музыки» | 16.09-23.09 |
5 | Каким бывает музыкальное содержание? | 1 | Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы | Фонохрестоматия | 30.09 |
6 | Музыка, которую необходимо объяснить словами | 1 | Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы | Фонохрестоматия | 07.10 |
7 | Образ ноября в пьесе П.И.Чайковского | 1 | Комбинированный, урок с сообщениями учащихся | Фонохрестоматия, CD «Шедевры музыки» | 14.10 |
8 | «Восточная» партитура Н.А.Римского-Корсакова «Шехерезада» | 1 | Комбинированный, урок с сообщениями учащихся | Фонохрестоматия, CD «Шедевры музыки» | 21.10 |
9 | Когда музыка не нуждается в словах | 1 | Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, викторина | Фонохрестоматия | 28.10 |
2 четверть |
10 | Лирические образы в музыке | 1 | Комбинированный, урок с сообщениями учащихся | Фонохрестоматия, CD «Шедевры музыки» | 11.11 |
11 | Драматические образы в музыке | 1 | Комбинированный, урок с сообщениями учащихся | Фонохрестоматия, CD «Шедевры музыки» | 18.11 |
12 | Эпические образы в музыке | 1 | Комбинированный, урок с сообщениями учащихся | Фонохрестоматия, CD «Шедевры музыки» | 25.11 |
13 | Память жанра | 1 | Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы | Фонохрестоматия, CD «Шедевры музыки» | 02.12 |
14 | Такие разные песни | 1 | Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы | Фонохрестоматия, CD «Шедевры музыки» | 09.12 |
15 | Такие разные жанры | 1 | Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы | Фонохрестоматия, CD «Шедевры музыки» | 16.12 |
16 | Такие разные марши | 1 | Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, викторина | Фонохрестоматия, CD «Шедевры музыки» | 23.12 |
Форма в музыке. Музыкальная композиция. (начало) |
17 | Художественная форма – это ставшее зримым содержание | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, беседа | Фонохрестоматия | 30.12 |
3 четверть |
18 | «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы | 1 | Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы | Фонохрестоматия, CD «Шедевры музыки» | 20.01 |
19 | От целого к деталям | 1 | Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы | Фонохрестоматия | 27.01 |
20 | Какой бывает музыкальная композиция? | 1 | Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы | Фонохрестоматия, CD «Шедевры музыки» | 03.02 |
21 | Двухчастная форма. М.Глинка «Веницианская ночь» | 1 | Комбинированный, урок с сообщениями учащихся | Фонохрестоматия | 10.02 |
22 | Трехчастная форма. М.Глинка «Я здесь, Инезилья» | 1 | Комбинированный, урок с сообщениями учащихся | Фонохрестоматия | 17.02 |
23 | Многомерность образов в форме рондо | 1 | Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы | Фонохрестоматия | 24.02 |
24 | Вариации в «Ленинградской симфонии» Д.Д.Шостаковича | 1 | Комбинированный, урок с сообщениями учащихся | Фонохрестоматия, CD «Шедевры музыки» | 02.03 |
25-26 | Музыка в развитии | 2 | Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, викторина | Фонохрестоматия | 09.03-16.03 |
27 | Музыка в развитии. Контрольный тест. | 1 | 23.03 |
4 четверть |
Форма в музыке. Музыкальная драматургия (продолжение) |
28-29 | Музыкальный порыв | 2 | Комбинированный, урок с сообщениями учащихся | Фонохрестоматия, CD «Шедевры музыки» | 06.04-13.04 |
30 | Движение образов и персонажей в оперной драматургии | 1 | Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы. | Фонохрестоматия, CD «Шедевры музыки», «Русская опера» | 20.04 |
31 | Диалог «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь» | 1 | Комбинированный, урок с сообщениями учащихся. | Фонохрестоматия, CD «Шедевры музыки», «Русская опера» | 27.04 |
32 | Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии | 1 | Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы | Фонохрестоматия, CD «Шедевры музыки» | 04.05 |
33 | Единство формы и содержания музыкального произведения | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний, подготовка к тесту | Фонохрестоматия, CD «Шедевры музыки» | 11.05 |
34 | Обобщение и проверка знаний | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний, итоговый тест | Фонохрестоматия | 18.05 |
35 | Урок- концерт. | 1 | 25.05 |
ПО ПРОГРАММЕ: 35 ч.
ПО КАЛЕНДАРЮ: 35 ч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...