Рабочая программа по музыке 6 класс
методическая разработка по музыке по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» «Утверждаю»
зам. директора по УВР Директор школы:
_________ /______________/ ______/ _______________./
« ___» __________2011 г « ___» __________2011 г
Приказ № 83 от 1 сентября 2011г.
Рабочая программа
по музыке
для 6 класса
1 час в неделю (всего 35 часа)
Составитель: учитель музыки
2011 - 2012 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
***
Пояснительная записка
Данную программу характеризует взаимосвязь с программой начальной школы, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материала. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.
При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.
Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой. В связи с этим особое значение имеет развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Данная рабочая образовательная программа по музыке для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. - 90, [6] с.).
Цель программы заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать культуру мышления и речи.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения;
- метод сравнения (впервые).
Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системного подхода, который выполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве. Ведущей подсистемой в 6 классе является тема «В чём сила музыки?», которая раскрывается в двух крупных разделах – «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» и «Мир образов камерной и симфонической музыки». Поурочный тематизм, плавно переходящий от урока к уроку, позволяет показать глубокую внутреннюю творческую и жизненную связь между всеми искусствами; помогает осознать, что искусства возникают не на пустом месте – они рождены самой жизнью. В отличие от предыдущего класса, представляющего попытку построения стройной картины содружества искусств, содержание программы для 6 класса обращено главным образом к музыке, ее специфике, воплощенной в средствах музыкальной выразительности.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:
- слушание музыки, которое предваряется вступительным словом учителя, обозначающим главную проблему урока и ее основные аспекты;
- выполнение проблемно-творческих заданий в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений, рефератах, сообщениях, заданиях и тестах;
- хоровое и сольное пение.
Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 6 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор шестиклассников должны расширяться.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:
- литературой («Сказка о царе Салтане», «Щелкунчик», «Былина о Садко», «Сказки тысячи и одна ночи» и другие),
- изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);
- историей (Древняя Русь, Новгород Великий, эпоха Просвещения);
- мировой художественной культурой (особенности художественных направлений «романтизм», «импрессионизм», «классицизм»);
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);
- природоведением (времена года, различные состояния и явления природы),
- географией (границы, столицы, города Руси и европейских государств).
Организация всех видов деятельности (слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов, выполнение проблемно-творческих заданий, хоровое и сольное пение) предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
Содержание программы
Раздел I: Тысяча миров музыки (13 часов)
Музыка – наш вечный спутник. Искусство и фантазия. Искусство- память человечества. Волшебная сила музыки. Музыка объединяет людей. Музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь. Созидательная сила музыки. Разнообразие музыкальных жанров и направлений. Постановка главного вопроса учебного года – в чем сила музыки? Проблема средств музыкальной выразительности и изобразительности.
Слушание музыки: полька «Трик-трак» Ф. Шопена, прелюдия соль минор Рахманинова, Ш. Азнавур «Вечная любовь» (на фр. языке), Ж. Брель «Вальс», П. Чайковский «Сентиментальный вальс», фрагмент симфонии № 6, Ф. Шопен «Блестящий вальс», И. Штраус, вальсы, М. Мусоргский «Старый замок», Глюк, фрагменты оперы «Орфей и Эвридика», фрагменты оперы С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке» и кантаты «Александр Невский», фрагменты симфонии № 9 и № 5 Л. Бетховена, песни И. Дунаевского и В. Баснера.
Разучивание: песня Г. Струве «Школьный корабль», песни А. Островского «Мальчишки и девчонки», Г. Струве «Спасибо вам, учителя».
Раздел II. Из чего «сделана музыка» (19 часов) Единство музыкального произведения. Ритм – основа музыки. О чем рассказывает музыкальный ритм? Диалог метра и ритма. От адажио к престо. Мелодия – «душа музыки». «Мелодией одной звучат печаль и радость». Два начала музыкальной гармонии. Эмоциональный мир и красочность музыкальной гармонии. Мир образов полифонической музыки. Философия фуги. Фактура – способ изложения музыкального материала. Пространство музыкальной фактуры. Тембры – музыкальные краски. Соло и тутти. Музыкальная динамика. Громкость и тишина в музыке. Тонкая палитра оттенков. Какой мир музыки мы открыли для себя? Чудесная тайна музыки, созданной по законам красоты. В чем сила музыки?
Слушание музыки: М. Равель «Болеро», Э. Хачатурян «Танец с саблями», Д. Шостакович фрагменты симфонии №7 «Ленинградской», Л. Бетховен, увертюра «Эгмонт», Ф. Шуберт «Серенада», В.А. Моцарт «Реквием, Лакримоза», Сен-Санс «Лебедь», И.С. Бах органные фуги, «Весенние воды» С.В. Рахманинов, песни о войне: «Священная война», «Дороги», «День Победы». Г.Свиридов «Время, вперёд», Н.А. Римский-Корсаков, фрагменты оперы «Снегурочка»,
Разучивание: Е. Крылатов «Прекрасное далёко», «Звуки музыки», «Баллада о солдате» и другие.
Раздел III. Чудесная тайна музыки (2 часа) (в контексте главной темы года «В чем сила музыки?»)
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 6 класса
заключаются:
- в умении определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства;
- в умении отразить свое понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке;
- в умении находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства, а также между музыкой и жизнью на основе знаний, приобретенных из учебника для 6 класса;
- в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки — синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм).
Список рефератов и творческих работ:
- «Король вальса» И. Штраус
- История рождения «вальса»
- «Краски» музыкальной гармонии
- Творческая биография А. Даргомыжского
- И.С.Бах – великий мастер полифонической музыки
- «Когда мы были на войне». Песни военных лет
- Многообразие музыкальных ритмов. От адажио до престо.
- Многообразие музыкальных тембров. От соло до тутти.
- Многообразие музыкальных жанров.
№ п/п | Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания | Дата проведения | Фактическая дата проведения | примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 четверть. Что значит современность в музыке? |
1 | Вводная тема. В чем сила музыки. | 1 | Вводный | Обозначить главную тему учебника; пояснить, что курс 6 класса посвящен изучению вопросов художественной выразительностью музыкального искусства. | 01.09 |
2 | Наш вечный спутник. «Без музыки земля – пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет» (Л.Тик) | 1 | Дети должны осознать, что: - жизнь – источник музыки; - музыка – отражение человеческих чувств, настроения; - воздействие музыки на жизнь происходит через воздействие на человека, его характер, отношение к жизни; - музыка способна укреплять силу воли, музыка способна возбуждать в человеке смелость, воспитывать доброту, благородство, но может также делать его бессердечным, жестоким, лишенным всякого благородства; - под влиянием музыки в человеке может возрастать или падать трудовая энергия; - влияние музыки на человека сказывается на всей деятельности человека, его отношения к миру, к людям, на его идейных и нравственных идеалах, на всем его жизненном поведении | 08.09 |
3-4 | Наш вечный спутник. Не только жизнь учит понимать искусство, но и само искусство учит понимать жизнь. | 2 | 15.09-22.09 |
5-6 | Музыка – душа времени. Мелодии, звучавшие много веков назад. | 2 | 29.09-06.10 |
7-8 | Какой бывает музыка. Музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь. | 2 | 13.10-20.10 |
9 | Какой бывает музыка. Музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь. Контрольный тест. | 1 | 27.10 |
2 четверть |
10-12 | Проблема добра и зла, горя и радости в музыке. | 3 | Дети должны осознать, что: - жизнь – источник музыки; - музыка – отражение человеческих чувств, настроения; - воздействие музыки на жизнь происходит через воздействие на человека, его характер, отношение к жизни; - музыка способна укреплять силу воли, музыка способна возбуждать в человеке смелость, воспитывать доброту, благородство, но может также делать его бессердечным, жестоким, лишенным всякого благородства; - под влиянием музыки в человеке может возрастать или падать трудовая энергия; - влияние музыки на человека сказывается на всей деятельности человека, его отношения к миру, к людям, на его идейных и нравственных идеалах, на всем его жизненном поведении | 10.11-17.11 |
13 | Устремление музыки – только ввысь, только к свету. | 1 | 24.11 |
14-15 | Единство сторон музыкального произведения. «Музыка должна высекать огонь из души человеческой» (Л.Бетховен) | 2 | 01.12-08.12 |
16 | Подвиг, воплощенный в музыке. Ритм – основа музыки. | 1 | 15.12 |
17 | О чем рассказывает музыкальный ритм. | 1 | 22.12 |
18 | О чем рассказывает музыкальный ритм. Симфония. | 1 | 29.12 |
3 - 4 четверть |
19-20 | Мелодия – «душа» музыки. Серенада. | 2 | Термины: ритм, мелодия, гармония, настроение, фактура, тембры, динамика, симфония, кульминация, аллегро, фуга, хорал и др. Учащиеся должны осознать, что сила воздействия музыки определяется двумя её важными качествами: красотой и правдой. Учащиеся должны понять: - противоположность красоты- уродство, противоположность правды – ложь; противоположность добра – зло; - музыка, в которой есть красота и правда, может украсить жизнь, обогатить духовный мир человека, сделать человека лучше, добрее, умнее, разделить с ним горе и радость; - музыка уродливая и лживая может принести человеку только вред | 19.01-26.01 |
21 | Мелодия – «душа» музыки. Образы добра и зла в опере. | 1 | 02.02 |
22 | Звук, который выражает слово. | 1 | 09.02 |
23 | Звуки музыки организуются по законам гармонии. | 1 | 16.02 |
24 | Что такое полифония? | 1 | 01.03 |
25-26 | Эмоциональный мир полифонии. | 2 | 15.03-22.03 |
27 | Единство содержания и формы – красота музыки. Фактура – способ изложения музыкального материала. | 1 | 05.04 |
28 | Единство содержания и формы – красота музыки. Фактура – способ изложения музыкального материала. | 1 | 12.04 |
29-30 | «Недаром помнит вся Россия…» Музыкальные тембры. | 2 | Учащиеся должны овладеть умениями: - определять в прослушанном произведении главные выразительные средства; - отразить свое понимание художественного воздействия музыки в размышлениях о музыке; | 19.04-26.04 |
31-32 | Песни, звавшие на подвиг. Музыкальная динамика. | 2 | 03.05-10.05 |
33 | В чем сила музыки. | 1 | 17.05 |
34 | В чем сила музыки. Контрольная работа. | 1 | 24.05 |
35 | «Чудесное» в стране музыки. Какой мир музыки мы открыли для себя. | 1 | 31.05 |
По программе - 35 часов.
По календарю – 35 часа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...