Рабочая программа по музыке 6 класс
методическая разработка по музыке по теме

Рабочая программа по музыке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_6_klass.doc111.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

           «Согласовано»                                                                       «Утверждаю»        

           зам. директора по УВР                                                           Директор школы:

            _________ /______________/                                                   ______/ _______________./        

            « ___» __________2011 г                                                         « ___» __________2011 г            

                                                                                                                                                           Приказ № 83 от 1 сентября 2011г.

Рабочая программа

по музыке

для    6   класса

1 час в неделю (всего 35 часа)

Составитель:   учитель   музыки

2011 - 2012 учебный  год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

***

Пояснительная записка

Данную программу характеризует взаимосвязь с программой начальной школы, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материала. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.

        При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также  с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.  

Музыкальное образование  в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой. В связи с этим особое значение имеет развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Данная рабочая образовательная программа по музыке для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. -  90, [6] с.).

Цель программы заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;

- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

- воспитывать культуру мышления и речи.

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод художественного контекста;

- метод создания «композиций»;

- метод междисциплинарных взаимодействий;

- метод проблемного обучения;

- метод сравнения (впервые).

Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системного подхода, который выполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве. Ведущей подсистемой в 6 классе является тема «В чём сила музыки?», которая раскрывается в двух крупных разделах – «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» и «Мир образов камерной и симфонической музыки».  Поурочный тематизм, плавно переходящий от урока к уроку, позволяет показать глубокую внутреннюю творческую и жизненную связь между всеми искусствами; помогает осознать, что искусства возникают не на пустом месте – они рождены самой жизнью. В отличие от предыдущего класса, представляющего попытку построения стройной картины содружества искусств, содержание программы для 6 класса обращено главным образом к музыке, ее специфике, воплощенной в средствах музыкальной выразительности.

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:

- слушание музыки, которое предваряется вступительным словом учителя, обозначающим главную проблему урока и ее основные аспекты;

- выполнение проблемно-творческих заданий в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений, рефератах, сообщениях, заданиях и тестах;

- хоровое и сольное пение.

Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 6 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор шестиклассников должны расширяться.

Межпредметные связи просматриваются через  взаимодействия музыки с:

- литературой («Сказка о царе Салтане», «Щелкунчик», «Былина о Садко», «Сказки тысячи и одна ночи»  и другие),

- изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);

- историей (Древняя Русь, Новгород Великий, эпоха Просвещения);

- мировой художественной культурой (особенности художественных направлений «романтизм», «импрессионизм», «классицизм»);

- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);

- природоведением (времена года, различные состояния и явления природы),

- географией (границы, столицы, города Руси и европейских государств).

Организация всех видов деятельности (слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов, выполнение проблемно-творческих заданий, хоровое и сольное пение) предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

                                                                                       Содержание программы

Раздел I: Тысяча миров музыки  (13 часов)

Музыка – наш вечный спутник. Искусство и фантазия. Искусство- память человечества. Волшебная сила музыки. Музыка объединяет людей. Музыка – огромная сила, способная  преображать окружающую жизнь. Созидательная сила музыки. Разнообразие музыкальных жанров и направлений. Постановка главного вопроса учебного года – в чем сила музыки? Проблема средств музыкальной выразительности и изобразительности.

Слушание музыки: полька «Трик-трак» Ф. Шопена, прелюдия соль минор Рахманинова, Ш. Азнавур «Вечная любовь» (на фр. языке), Ж. Брель «Вальс», П. Чайковский «Сентиментальный вальс», фрагмент симфонии № 6, Ф. Шопен «Блестящий вальс», И. Штраус,  вальсы,   М. Мусоргский «Старый замок»,  Глюк, фрагменты оперы «Орфей и Эвридика», фрагменты оперы С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке» и кантаты «Александр Невский», фрагменты симфонии № 9 и № 5  Л. Бетховена, песни И. Дунаевского и В. Баснера.  

Разучивание: песня Г. Струве «Школьный корабль», песни А. Островского  «Мальчишки и девчонки», Г. Струве «Спасибо вам, учителя».

Раздел II. Из чего «сделана музыка» (19 часов)   Единство музыкального произведения. Ритм – основа музыки. О чем рассказывает музыкальный ритм? Диалог метра и ритма. От адажио к престо. Мелодия – «душа музыки». «Мелодией одной звучат печаль и радость». Два начала музыкальной гармонии. Эмоциональный мир и красочность музыкальной гармонии. Мир образов полифонической музыки. Философия фуги. Фактура – способ изложения музыкального материала. Пространство музыкальной фактуры. Тембры – музыкальные краски. Соло и тутти. Музыкальная динамика. Громкость и тишина в музыке. Тонкая палитра оттенков. Какой мир музыки мы открыли для себя? Чудесная тайна музыки, созданной по законам красоты. В чем сила музыки?

Слушание музыки: М. Равель «Болеро», Э. Хачатурян «Танец с саблями»,  Д. Шостакович  фрагменты симфонии №7 «Ленинградской», Л. Бетховен, увертюра «Эгмонт», Ф. Шуберт «Серенада», В.А. Моцарт «Реквием, Лакримоза», Сен-Санс «Лебедь»,  И.С. Бах органные фуги, «Весенние воды» С.В. Рахманинов, песни о войне: «Священная война», «Дороги», «День Победы». Г.Свиридов «Время, вперёд», Н.А. Римский-Корсаков, фрагменты оперы «Снегурочка»,  

Разучивание: Е. Крылатов «Прекрасное далёко», «Звуки музыки», «Баллада о солдате» и другие.

Раздел III. Чудесная тайна музыки (2 часа)   (в контексте главной темы года «В чем сила музыки?»)

                                                       Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 6 класса

заключаются:

 - в умении определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства;

- в умении отразить свое понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке;

- в умении находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства, а также между музыкой и жизнью на основе знаний, приобретенных из учебника для 6 класса;

- в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки — синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм).

Список рефератов и творческих работ:

  1. «Король вальса» И. Штраус
  2. История рождения «вальса»
  3. «Краски» музыкальной гармонии
  4. Творческая биография А.  Даргомыжского
  5. И.С.Бах – великий мастер полифонической музыки  
  6. «Когда мы были на войне». Песни военных лет
  7. Многообразие музыкальных ритмов. От адажио до престо.  
  8. Многообразие музыкальных тембров. От соло до тутти.
  9. Многообразие музыкальных жанров.


п/п

Тема  урока (этап  проектной или исследовательской  деятельности)

Количество часов

Тип  урока


Элементы содержания

Дата  проведения

Фактическая дата проведения

примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

1 четверть. Что значит современность в музыке?

1

Вводная тема. В чем сила музыки.

1

Вводный

Обозначить главную тему учебника; пояснить, что курс 6 класса посвящен изучению вопросов художественной выразительностью музыкального искусства.

01.09

2

Наш вечный спутник. «Без музыки земля – пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет» (Л.Тик)

1

Дети должны осознать, что:                    

- жизнь – источник музыки;                

-  музыка – отражение человеческих чувств, настроения;                              

- воздействие музыки на жизнь происходит через воздействие на человека, его характер, отношение к жизни;                                                     - музыка способна укреплять силу воли, музыка способна возбуждать в человеке смелость, воспитывать доброту, благородство, но может также делать его бессердечным, жестоким, лишенным всякого благородства;                                            -  под влиянием музыки в человеке может возрастать или падать трудовая энергия;

- влияние музыки на человека сказывается на всей деятельности  человека, его отношения к миру, к людям, на его идейных и нравственных идеалах, на всем его жизненном  поведении                                                      

08.09

3-4

Наш вечный спутник.  Не только жизнь учит понимать искусство, но и само искусство учит понимать жизнь.

2

15.09-22.09

5-6

Музыка – душа времени. Мелодии, звучавшие много веков назад.

2

29.09-06.10

7-8

Какой бывает музыка.

Музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь.

2

13.10-20.10

9

Какой бывает музыка. Музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь.

Контрольный тест.

1

27.10

2 четверть

10-12

Проблема  добра и зла, горя и радости в музыке.

3

Дети должны осознать, что:                  

 - жизнь – источник музыки;              

 -  музыка – отражение человеческих чувств, настроения;                              

 - воздействие музыки на жизнь происходит через воздействие на человека, его характер, отношение к жизни;                                                     - музыка способна укреплять силу воли, музыка способна возбуждать в человеке смелость, воспитывать доброту, благородство, но может также делать его бессердечным, жестоким, лишенным всякого благородства;                                            -  под влиянием музыки в человеке может возрастать или падать трудовая энергия; - влияние музыки на человека сказывается на всей деятельности  человека, его отношения к миру, к людям, на его идейных и нравственных идеалах, на всем его жизненном  поведении                                                      

10.11-17.11

13

Устремление музыки – только ввысь, только к свету.

1

24.11

14-15

Единство сторон музыкального произведения. «Музыка должна высекать огонь из души человеческой» (Л.Бетховен)

2

01.12-08.12

16

Подвиг, воплощенный в музыке. Ритм – основа музыки.

1

15.12

17

О чем рассказывает музыкальный ритм.

1

22.12

18

О чем рассказывает музыкальный ритм. Симфония.

1


29.12

3 - 4 четверть

19-20

Мелодия – «душа»  музыки. Серенада.

2

Термины: ритм, мелодия, гармония, настроение, фактура, тембры, динамика, симфония, кульминация, аллегро, фуга, хорал и др.

Учащиеся должны осознать, что сила воздействия музыки определяется двумя её важными качествами: красотой и правдой.                         Учащиеся должны понять:                          

- противоположность красоты- уродство, противоположность правды – ложь;                                противоположность добра – зло;                     - музыка, в которой есть красота и правда, может украсить жизнь, обогатить духовный мир человека, сделать человека лучше, добрее, умнее, разделить с ним горе и радость;                                                  

- музыка уродливая и лживая может принести человеку только вред

19.01-26.01

21

Мелодия – «душа»  музыки. Образы добра и зла в опере.

1

02.02

22

Звук, который выражает слово.

1

09.02

23

Звуки музыки организуются по законам гармонии.

1

16.02

24

Что такое полифония?

1

01.03

25-26

Эмоциональный мир полифонии.

2

15.03-22.03

27

Единство содержания и формы – красота музыки. Фактура – способ изложения музыкального материала.

1

05.04

28

Единство содержания и формы – красота музыки. Фактура – способ изложения музыкального материала.

1

12.04

29-30

«Недаром помнит вся Россия…» Музыкальные тембры.

2

Учащиеся должны овладеть умениями:                                               - определять в прослушанном произведении главные выразительные средства;                            - отразить свое понимание художественного воздействия музыки в размышлениях о музыке;

19.04-26.04

31-32

Песни, звавшие на подвиг. Музыкальная динамика.

2

03.05-10.05

33

В чем сила музыки.

1

17.05

34

В чем сила музыки.

Контрольная работа.

1

24.05

35

«Чудесное» в стране музыки. Какой мир музыки мы открыли для себя.

1

31.05

 

По программе  - 35 часов.        

По календарю – 35  часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...