Рабочая программа по музыке 1 класс
рабочая программа по музыке (1 класс) по теме
Рабочая программа по музыке 1 класс к УМК "Начальная школа XXI века", соответствует ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_muzyke_1_kl.docx | 63.43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа к учебному курсу по музыке для 1 класса составлена на основе примерной (типовой) учебной программы начального общего образования (базовый уровень) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования 2010 года.
Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 1 класса общеобразовательного учреждения и учитывает специфику адресата и условия обучения.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является формирование внутренней позиции школьников, адекватной мотивации учебной деятельности, овладения ими основами теоретического мышления, простейшими навыками самооценки, культуры поведения и здорового образа жизни.
Рабочая учебная программа способствует реализации модели выпускника начальной школы: любящего свой народ, свой край и свою Родину; уважающего и принимающего ценности семьи и общества; любознательного, активно и заинтересованно познающего мир; владеющего основами умения учиться, способного к организации собственной деятельности; готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.
Содержание музыкального образования в начальной школе – это запечатленный в музыке духовный опыт человечества, в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на Земле с эстетических и нравственных позиций.
Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров художественных стилей и направлений.
Курс «Музыка» (авторы Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А.) реализует идею самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребенку познавать мир и самого себя в этом мире. Основу программы составляют русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка.
Рабочая учебная программа курса «Музыка» создана на основе концепции системы учебников «Начальная школа XXI века» и отражает содержание обучения музыке в современной начальной школе.
Преобладающим типом урока является урок открытия новых знаний и рефлексия. В работе используются различные формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. Учитывая возрастные особенности первоклассников, используются такие формы уроков как: урок-путешествие, урок-игра, урок-экскурсия, уроки с ИКТ, а также элементы проектной, исследовательской и проблемной деятельности.
Изучение музыки позволяет достичь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты
Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
Формирование основ национальных ценностей российского общества.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты
Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.
Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.
Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Музыка»; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей её достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями).
Учебно-тематический план
№ п/п | Тематический блок | Кол-во часов | Использование ИКТ | Использование проектной деятельности | Использование исследовательской деятельности (элементы) |
1 | Жанры музыки | 8 | 2 | 1 | 1 |
2 | Содержание музыки | 8 | 2 | 1 | 1 |
3 | Музыкальный театр | 9 | 2 | 1 | 1 |
4 | Язык музыки | 8 | 2 | 1 | 1 |
Всего | 33 | 8 | 4 | 4 |
Основное содержание тематического плана
Тема учебного занятия | Количество часов | |
Жанры музыки | 8 | |
1 | Введение в проблему рождения музыки. (урок с использованием ИКТ) | 1 |
2 | Проблема рождения музыки. Образ музыканта. (урок с использованием элементов исследовательской деятельности) | 1 |
3 | Образ музыканта в рамках проблемы рождения музыки. | 1 |
4 | Где взять песню и танец? (урок с использованием элементов проектной деятельности) | 1 |
5 | Где взять песню и танец? (урок-игра) | 1 |
6 | Родина музыки. Маршевый порядок.(урок-путешествие) | 1 |
7 | Обобщение проблематики четверти. (урок-игра) | 1 |
8 | Закрепление материала по разделу: «Жанры музыки». (урок с использованием ИКТ) | 1 |
Содержание музыки. | 8 | |
9 | Начинаем разговор о содержании музыки. (урок с использованием ИКТ) | 1 |
10 | Проблема: можно ли, слушая музыку, «видеть» ее? (урок с использованием элементов исследовательской деятельности) | 1 |
11 | Исследование проблемы «как увидеть музыку. (урок-путешествие) | 1 |
12 | Исследование проблемы «как увидеть музыку. | 1 |
13 | Исследование проблемы «как увидеть музыку». | 1 |
14 | Проблема: «Существует ли в музыке чистая изобретательность?» (урок с использованием элементов проектной деятельности) | 1 |
15 | Конкретизация проблемы: «существует ли в музыке чистая изобразительность?» | 1 |
16 | Закрепление материала по разделу: «Содержание музыки» (урок с использованием ИКТ) | 1 |
Музыкальный театр. | 9 | |
17 | Введение в проблему «формы бытования музыки». (урок с использованием ИКТ) | 1 |
18 | Исследование проблемы «формы бытования музыки». | 1 |
19 | Исследование проблемы «формы бытования музыки». (урок с использованием элементов проектной деятельности) | 1 |
20 | Погружение в проблематику музыкального театра. (урок с использованием элементов исследовательской деятельности) | 1 |
21 | Музыкальный театр. (урок-путешествие) | 1 |
22 | Музыкальный театр. (урок-игра) | 1 |
23 | Идем в театр. Опера Н. А. Римского – Корсакова «Снегурочка». (урок с использованием ИКТ) | 1 |
24 | Идем в театр. Опера Н. А. Римского – Корсакова «Снегурочка». (урок-путешествие) | 1 |
25 | Идем в театр. Опера Н. А. Римского – Корсакова «Снегурочка». | 1 |
Язык музыки. | 8 | |
26 | Рассуждаем о «чудесах» в музыке и в жизни. (урок с использованием ИКТ) | 1 |
27 | «Чудеса» в музыкальном театре. (урок-игра) | 1 |
28 | Введение в проблематику становления языка музыки. | 1 |
29 | Проблема «Язык музыки». (урок с использованием элементов исследовательской деятельности) | 1 |
30 | Продолжаем слушать сказку (урок-игра) | 1 |
31 | Проблема «Язык музыки». (урок с использованием элементов проектной деятельности) | 1 |
32 | Проблема «Язык музыки». | 1 |
33 | Кульминация проблемы «Язык музыки». (урок с использованием ИКТ) | 1 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания урока | Планируемые результаты обучения (УУД) | Дата | Коррек тировка | |
план | факт | ||||||
1 четверть (8 часов) Жанры музыки. | |||||||
1 | Введение в проблему рождения музыки. Концерт для голоса с оркестром» Р. М. Глиэра (1-я часть). | 1 | Применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности; определять на слух основные жанры музыки; выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы; определять на слух основные жанры музыки; выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы; знать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель». | Личностные: повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развитие чувства прекрасного и эстетического. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. Коммуникативные: выражать своё отношение к музыкальному произведению. Личностные: повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развитие чувства прекрасного и эстетического. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. Коммуникативные: выражать своё отношение к музыкальному произведению. | 06.09 | ||
2 | Проблема рождения музыки. Образ музыканта. Б. Окуджава «Музыкант», романс Ф. Шуберта «К музыке». В. Алексеев «Марш первоклассников». | 1 | 13.09 | ||||
3 | Образ музыканта в рамках проблемы рождения музыки. Г. А. Струве «Музыка». В. Алексеев «Марш первоклассников». | 1 | 20.09 | ||||
4 | Где взять песню и танец? Колыбельная «Баю-бай» (музыка В. О. Усачевой, слова народные) | 1 | 27.09 | ||||
5 | Где взять песню и танец? П. И. Чайковский «Мелодия», «Камаринская». | 1 | 04.10 | ||||
6 | Родина музыки. Маршевый порядок. С. В. Рахманинов «Прелюдия соль минор». П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков». | 1 | 11.10 | ||||
7 | Обобщение проблематики четверти. С. С. Прокофьев «Ромео и Джульетта» - «Танец рыцарей», «Джульетта – девочка», финал 2-го действия. | 1 | 18.10 | ||||
8 | Закрепление материала по разделу: «Жанры музыки». П. И. Чайковский «Пиковая дама». М. П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов». | 1 | 25.10 | ||||
2 четверть (8 часов) Содержание музыки. | |||||||
9 | Начинаем разговор о содержании музыки. П. И. Чайковский «Охота», «У камелька» из «Времен года». | 1 | Определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях (темп, ритм). Узнавать изученные музыкальные произведения. Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена из авторов. Применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности. Знать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель». | Личностные: эмпатия, как понимание чувств и сопереживание. Воспитывать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. Коммуникативные: выражать своё отношение к музыкальному произведению | 08.11 | ||
10 | Проблема: можно ли, слушая музыку, «видеть» ее? М.П. Мусоргский «Баба Яга» (фрагмент из фортепианной пьесы музыкального альбома «картинки с выставки»). | 1 | 15.11 | ||||
11 | Исследование проблемы «как увидеть музыку». З.Левина «Длинные ноги у дождя». | 1 | 22.11 | ||||
12 | Исследование проблемы «как увидеть музыку». З.Левина «Веселая песенка». | 1 | 29.11 | ||||
13 | Исследование проблемы «как увидеть музыку». З.Левина «Веселая песенка». Фрагменты из балета С. С. Прокофьева «Золушка» («Вальс» и «Полночь»). | 1 | 06.12 | ||||
14 | Проблема: «Существует ли в музыке чистая изобретательность?» Пролог и вальс «Спящая красавица» П. И. Чайковский. | 1 | 13.12 | ||||
15 | Конкретизация проблемы: «существует ли в музыке чистая изобразительность?» «Карнавал животных» к. Сен-Санса. Хор из оперы Моцарта «Волшебная флейта». | 1 | 20.12 | ||||
16 | Закрепление материала по разделу: «Содержание музыки» | 1 | 27.12 | ||||
3 четверть (10 часов) Музыкальный театр. | |||||||
17 | Введение в проблему «формы бытования музыки». «Кукушка» А. Аренского. | 1 | Определять на слух основные жанры музыки: настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях. Выявлять жанровое начало; знать смысл понятия «музыкальный театр». Ориентироваться в многообразии музыкальных жанров. Иметь представление об истоках происхождения музыки; различать характер музыки, определять и сравнивать характер музыки, настроение. Знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края. Ориентироваться в многообразии музыкальных жанров. Применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности. | Личностные: Ценить отечественные, народные музыкальные традиции. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки. Коммуникативные: выражать своё отношение к музыкальному произведению | 10.01 | ||
18 | Исследование проблемы «формы бытования музыки». Концерт Э. Грига. «Casta diva» из оперы Беллини «Норма». | 1 | 17.01 | ||||
19 | Исследование проблемы «формы бытования музыки». «Ария царицы ночи» из оперы Моцарта «Волшебная флейта». Вальс из балета С. С. Прокофьева «Золушка». | 1 | 24.01 | ||||
20 | Погружение в проблематику музыкального театра. Русская народная песня «Во поле береза стояла». Фрагмент из 4-й симфонии П. И. Чайковского. | 1 | 31.01 | ||||
21 | Музыкальный театр. Фрагменты из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». | 1 | 07.02 | ||||
22 | Музыкальный театр. Экспозиция 1 ч. 7-й симфонии С. С. Прокофьева. Весенние заклички «Жаворонки». | 1 | 21.02 | ||||
23 | Идем в театр. Опера Н. А. Римского – Корсакова «Снегурочка». Вступление к прологу «Снегурочки». | 1 | 28.02 | ||||
24 | Идем в театр. Опера Н. А. Римского – Корсакова «Снегурочка». Вступление к прологу «Снегурочки». Обряд Масленицы. Масленичные песни. | 1 | 07.03 | ||||
25 | Идем в театр. Опера Н. А. Римского – Корсакова «Снегурочка». | 1 | 14.03 | ||||
Язык музыки. | |||||||
26 | Рассуждаем о «чудесах» в музыке и в жизни. Пьеса «Весной» Э. Грига. «Подснежник» Д. Б. Кабалевского. «Полет шмеля» Н. А. Римского-Корсакова. | 1 | Выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы. Применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности. Знать названия жанров и форм музыки; автора, название, текст изученного произведения. Знать о способности и способах воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека. | Личностные: Проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Воспитывать чувства прекрасного и эстетического. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека; над образами музыкального произведения; эстетически откликаться на музыкальное искусство. Коммуникативные: выражать своё отношение к музыкальному произведению Личностные: Проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Воспитывать чувства прекрасного и эстетического. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека; над образами музыкального произведения; эстетически откликаться на музыкальное искусство. Коммуникативные: выражать своё отношение к музыкальному произведению | 22.03 | ||
4 четверть (7 часов) | |||||||
27 | «Чудеса» в музыкальном театре. «Подснежник» П. И. Чайковского. Игровая песня «Вейся, капустка». | 1 | 04.04 | ||||
28 | Введение в проблематику становления языка музыки. «Баба Яга» и «Два еврея М. П. Мусоргского. Лирические произведения Глэра, Чайковского. | 1 | 11.04 | ||||
29 | Проблема «Язык музыки». С. С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк». Опера «Великан». | 1 | 18.04 | ||||
30 | Продолжаем слушать сказку С. С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк». Фрагмент из кантаты «Александр Невский» С. С. Прокофьева. 4-я симфония П. И. Чайковского, фортепианный концерт Э. Грига. | 1 | 25.04 | ||||
31 | Проблема «Язык музыки». Пьеса «Балет невылупившихся птенцов» М. П. Мусоргского. | 1 | 02.05 | ||||
32 | Проблема «Язык музыки». С. Рахманинов «Итальянская полька». | 1 | 16.05 | ||||
33 | Кульминация проблемы «Язык музыки». Потешка «На зеленом лугу». Игровая песня «Заплетися, плетень, заплетися». Фрагмент из кантаты С. С. Прокофьева «Александр Невский» (начало «Ледового побоища»). Мелодия Ш. Гуно «Ave Maria». Музыка Ф. Шуберта и Г. Струве. | 1 | 23.05 |
Информационно-методическое обеспечение
Учебно-методический комплект
В. О. Усачева, Л. В. Школяр, В. А. Школяр. Музыкальное искусство. Нотная хрестоматия. 1 класс. М.: «Вентана-Граф», 2006 г.
В. О. Усачева, Л. В. Школяр. Учебник «Музыка». М.: «Вентана-Граф», 2010 г.
Литература для учителя
О.В. Кузьмина. Музыкальное искусство. 1 класс: блокнот/О.В. Кузьмина, Усачёва, В.О., Л.В. Школяр. - М.: «Вентана - Граф», 2011 г.
В. О. Усачева, Л. В. Школяр, В. А. Школяр. Примерная программа «Музыкальное искусство». М.: «Вентана-Граф», 2009 г.
В. О. Усачева, Л. В. Школяр, В. А. Школяр. Методическое пособие. 1 класс. М.: «Вентана-Граф», 2005 г.
В. О. Усачева, Л. В. Школяр, В. А. Школяр. Музыкальное искусство. Нотная хрестоматия. 1 класс. М.: «Вентана-Граф», 2006 г.
В. О. Усачева, Л. В. Школяр. Учебник «Музыка». М.: «Вентана-Граф», 2010 г.
Фонотека. 1 класс.
Литература для обучающихся
Википедия : свободная энциклопедия. - Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki
Интернет-ресурсы.
Википедия : свободная энциклопедия. - Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki
Педсовет. Живое пространство образования. - Режим доступа : http://pedsovet.org
Клуб учителей начальной школы. - Режим доступа : http://www.4stupeni.ru
Фестиваль педагогических идей. - Режим доступа : http://festival.lseptember.ru .
Педагогическое сообщество. - Режим доступа : http://www.pedsovet.su
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...