Музыкальное искусство как психокоррекция эмоционального состояния
статья по музыке по теме
Статья"Музыкальное искусство как психорекция эмоционального состояния и условия духовно-нравственного развития гимназистов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья влияние музыки на эмоциональное состояние человека | 35.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тельнова Алла Владимировна,
учитель музыки,
МОУ «Гимназия №18»,
г.Старый Оскол, Белгородской области.
Музыкальное искусство как психокоррекция эмоционального состояния и условие духовно-нравственного воспитания гимназистов в учебной и внеклассной деятельности»
В современное время особую актуальность приобретают такие разделы музыкальной педагогики как: музыкальная терапия, музыкальная психология, арт-терапия и др. Многие видные ученые занимаются изучением влияния музыки на эмоциональное состояние людей различных социальных групп.
Многолетний опыт работы по музыкальному воспитанию молодежи и школьников позволяет утверждать, что на фоне упадка и депрессии, являющихся в настоящее время составной частью жизни молодого человека, активизация музыкального воспитания – один из оптимальных способов выхода из создавшейся ситуации. Известно, что еще в Парфянском царстве в 3 веке до н.э. с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств. А в начале 20 века было научно доказано, что музыкальный звук заставляет вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, ритм и глубину дыхания. Одно музыкальное произведение может ввергнуть в коматозное состояние, другое – подарит минуты счастья, а какое – то заставит паниковать. Со времени античности именно музыка понималась как универсальное и приоритетное средство воспитания, музыкальность человека рассматривалась как социально ценное качество. В трактате итальянского композитора и музыкального теоретика эпохи Возрождения Дж. Царлино можно прочитать такие строки: «Музыку нужно изучать не как необходимую науку, но как свободную и достойную, т.к. посредством ее мы можем достичь достойного поведения, ведущего по пути добрых нравов
Сегодняшние дети хорошо знают популярную музыку, достаточно умело пользуются техникой и аппаратурой, но мало кто проявляет эрудицию в области искусства. Эстетический вкус детей остается на чрезвычайно низком уровне, даже при высоком интеллекте. Без искусства невозможно сформировать духовное богатство человека. «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности, и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно его эстетического воспитания», - писал В.Сухомлинский. «Начало эстетическое – начало нравственное», - утверждал К.Станиславский. Инженера, спортсмена, солдата, менеджера вырастить можно, а полноценного культурного человека нельзя. Кризис традиционного образования признают многие учителя, и он явно виден в следующих противоречиях:
- между недостаточностью разработки технологии интегративного обучения в практике преподавания дисциплин эстетического цикла и современными программными материалами по этим учебным дисциплинам.
- между психологическим комфортом и дискомфортом.
- между творческим наследием классического музыкального искусства и пропаганды поп-культуры в средствах массовой информации.
Выявленные противоречия помогли определить проблему:
Формирование и развитие музыкальной деятельности гимназистов через активное восприятие образцов музыкального искусства и собственное творчество как один из путей психо-коррекции эмоционального здоровья и условие духовно-нравственного воспитания гимназистов.
Главные цели и задачи не только обучение, но и приобщение к важным навыкам жизни:
- воспитание художественной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры, потребности в общении с искусством на основе постижения его содержания как живого воплощения общечеловеческих ценностей, эмоционально-духовного опыта поколений;
- формирование устойчивого интереса к классическому искусству, культурным традициям, воспитание гордости за его достижения, чувства патриотизма;
-развитие художественного вкуса, творческих способностей, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты.
Гуманистическая парадигма образовательной системы МОУ «Гимназия №18» состоит в том, что человеку как носителю природных ценностей дается возможность самореализации: школа предоставляет личности образовательные услуги, а личность выбирает собственную траекторию образования. Дополнительное музыкальное, хореографическое, художественное образование дети изучают наряду с общеобразовательными дисциплинами.
Учебно-воспитательная работа строится на принципах ничем не стесненного выбора ребенком видов деятельности, ориентация на личностные интересы, потребности и способности ребенка, предоставления возможности свободного самоопределения и самореализации детей, единства обучения, воспитания и развития. В гимназии создается такое полихудожественное и гуманитарно-эстетическое пространства, в условиях которого у обучающихся могут быть успешно сформированы высокие нравственно-эстетические императивы, осознание себя социокультурной личностью и потребность в целенаправленном совершенствовании своей индивидуальности. Именно на уроках искусства формируется творческая фантазия как способность проектировать то, что должно быть создано человеком. Развитие этого качества в детском возрасте трудно переоценить.
20 век – век узких профессионалов – сменяется веком профессиональной мобильности. На первые роли будут выдвигаться люди, способные с легкостью приобретать новые навыки. Научные данные подтвердили, что лучше всего эти качества развивает в человеке музыкальное образование.
Музыка всесторонне ускоряет общее развитие ребенка, она не только умножает интеллект в целом, но и развивает способность работать сразу в нескольких направлениях. Например, контроль словесной памяти показал, что те кто прошел музыкальную подготовку, запоминают иностранные языки лучше. Занятия искусством очень важно и для развития социальных навыков. По утверждению социологов самый гармоничный тип человека – музыкант. Интересную статистику приводят некоторые западные ученые, которые изучали связь преступности и музыкальных занятий. Выяснилось, что те, кто занимается музыкой, наименее склонен к преступной деятельности. Более того: те, кто играл на музыкальных инструментах, почти не вовлекается в преступные группировки, а те, кто знает ноты, вообще не становятся преступниками. Искусство, и особенно музыка, не только всесторонне ускоряет общее развитие ребенка и умножает интеллект в целом, но очень важна и для развития социальных навыков. Музыкальное искусство необходимо детям в первую очередь не для того, чтобы стать музыкантами, а для того, чтобы развить в них самостоятельность, уверенность в своих силах, духовно-нравственную культуру.
Библиография
Концепция художественного образования в Российской Федерации// Искусство в школе.-2002.-№2,3,4
Петрушин В.И., Музыкальная психология/ учебное пособие,-М.:изд.центр «Трикста», 2008,398с.
Подуровский В.М., Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности/учебное пособие, М.: издательский центр «Владос», 2001,318с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Динамика показателей эмоционального состояния ребенка
Диагностику эмоционального состояния учащегося на уроках в 1-м классе проводил школьный психолог в 2010-2011уч.г. по методике Р.А.Захаровой "Эмоциональная расположенность к школе".В таблице указан про...
Презентация на тему:"Эмоции.Эмоциональные состояния"
Презентация,в которой рассматриваются различные эмоции и эмоциональные состояния...
Научно- исследовательская работа по теме: Изменение эмоционального состояния младших школьников посредством синтонного диалога.
Актуальность темы определяется широкой распространенностью эмоциональных комплексов младших школьников. Отсюда вытекает противоречие, что с одной стороны школа является одним из сильных ст...
Использование музыкальных произведений в воспитательном процессе и их влияние на эмоциональное состояние школьников
Эмоции занимают важное место в жизни людей. Они способны оказывать воздействие на поведение и деятельность человека. Главный акцент в решении проблемы ставится на задаче приобщения ребёнка с первых ле...
Профилактика эмоционального выгорания педагогов: способы саморегуляции эмоционального состояния
Оформление стенда школьного психолога...
Семинар по эмоциональному выгоранию для педагогов. «ГАРМОНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ»
Профилактика эмоционального выгорания, формирование положительного эмоционального состояния...
ПРОГРАММА ПО ПСИХОКОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ учащихся младшего школьного возраста
Формирование “умных эмоций” и коррекцию недостатков эмоциональной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, задач воспитания, развития ребенка.С раннего возраста ...