Рабочая программа по музыке для 1 класса
рабочая программа по музыке (1 класс) по теме
Рабочая программа по музыке для 1 класса ФГОС УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_i_poyasnitelnaya_zapiska_po_muzyke_1_kl.doc | 100 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по музыке 1 класс ( 33 часа )
Тема года: «Музыка, музыка всюду нам слышна…»
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Элементы содержания | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения |
1. | 1 четверть – 9 часов «Нас в школу приглашают задорные звонки …» | 1 | Настроение в музыке. Какая музыка встречала в первый школьный день. Вспомнить знакомую музыку с таким же настроением. Выучить песню «Мы теперь ученики» музыка Г.Струве, стихи К.Ибряева. | Познакомиться с правилами поведения на уроке музыки, правилам пения, воспринимать учебный материал небольшого объёма со слов учителя, умение внимательно слушать. | |
2. | «Музыка, музыка всюду нам слышна…» | 1 | «Весёлая песенка» музыка Г.Струве, стихи Н.Соловьёвой. Знакомство с понятием «характер музыки», «пауза». | Обратить внимание на то, мелодия иногда прерывается паузами, исполнение песни, точно вступая после паузы. Определять характер, настроение музыки. Принимать участие в исполнительской деятельности. | |
3. | «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку…» | 1 | Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Музыка и её роль в жизни человека. «Так уж получилось» музыка Г.Струве, стихи Н.Соловьёвой. | Определять различные настроения в музыке, учиться передавать их в своём исполнении. | |
4. | «Краски осени» | 1 | Знакомство с понятием «хоровод». Русская народная закличка «Осень». «Осенняя сказка» музыка В.Иванникова, стихи Т.Башмаковой. Связать жизненные впечатления школьников с художественными образами поэзии, рисунками художников, музыкальными произведениями. | Разучивание песни, исполнение заклички с игровыми движениями. | |
5. | «Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?» | 2 | «Песенка об осеннем солнышке» музыка В.Николаева, стихи И.Сусидко. Слушание пьесы П.Чайковского. | Рассмотреть рисунки в учебнике, сравнить их, Прослушать музыкальную пьесу и определить, как звучит мелодия. Назвать песню с таким же характером. | |
6. | «Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?» муз. ритм. движения. | Прохлопать ритм мелодии песни об осени. Изменение настроения в музыке припева, каким оно становится | Выучить и спеть песню со словами. Определить настроение, прхлопать ритм мелодии. | ||
7. | «Музыкальное эхо» | 1 | Разучить шутливую песенку «Эхо» музыка Е.Попляновой, стихи Н.Пикулёвой. Урок- игра. | Правильно передавать в своём исполнении звучание эха. Сопровождение пения ритмическими движениями. | |
8. | «Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!» | 2 | «Переменка» музыка Г.Струве, стихи В.Викторова. Познакомить школьников со значением слова «каникулы», в гостях у учеников лесной школы. | Рассмотреть рисунки учебника, прослушивание пьесы М.Мусорского «Балет невылупившихся птенцов». Определить темп музыки.. | |
9. | «Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!» повторение песенного материала. | Исполнение песен. Игра «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов, написавших эти произведения. | Узнавать изученные музыкальные произведения, высказывать своё отношение к различным музыкальным сочинениям, исполнять знакомые песни. | ||
10. (1) | 2 четверть – 7 часов «Встанем скорей с друзьями в круг – пора танцевать…» | 1 | «Потанцуй со мной, дружок» немецкая народная песня. Разучивание песни с игровыми движениями. | Понимать выразительность музыкальных интонаций, оценивать и соотносить содержание и язык народного музыкального творчества разных стран мира. | |
11. (2) | «Ноги сами в пляс пустились» | 1 | Прослушать «Камаринскую пляску» и хороводную песню «Во поле берёза стояла». Отличие хороводной музыки от плясовой. | Понимание истоков музыки и её взаимосвязь с жизнью. Ориентироваться в многообразии музыкального фольклора России, ценить отечественные народные музыкальные традиции. | |
12. (3) | «Русские народные музыкальные инструменты. Оркестр русских народных муз. инструментов. | 1 | Музыкальные инструменты русского народа: свирели, дудочки, рожок, гусли и др. Внешний вид, их звучание, умельцы- исполнители и мастера- изготовители народных инструментов. Слушание р.н.п. «Светит месяц». | Ориентироваться в музыкально- поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России. Называть музыкальные инструменты. | |
13. (4) | «Марш деревянных солдатиков». | 1 | «Встанем в круг» английская народная песня. Исполнение песни с танцевальными движениями. | Понимать выразительность музыкальной интонации. Оценивать и соотносит содержание и музыкального языка народного творчества разных стран мира. | |
14. (5) | «Детский альбом» П. И. Чайковского. | 1 | «Маленькая мама» музыка Г.Струве, стихи В. Семерина. Прослушивание пьес из альбома, какие чувства в них выражены | Понимать роль музыки в жизни человека. Давать определения общего характера музыки. Накопление музыкально- слуховых представлений и воспитание художественного вкуса. | |
15. (6) | «Волшебная страна звуков. В гостях у сказки». | 1 | Слушание пьесы А.Лядова «Музыкальная табакерка». Знакомство с обитателями волшебного городка. Пение «Пёстрый колпачок» музыка Г.Струве, стихи Н.Соловьёвой. | Выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения: изобразительные и выразительные. Разыграй песню, придумай движения. | |
16. (7) | «Новый год! Новый год! Закружился хоровод…» | 1 | Пение «Ёлочка любимая» музыка и стихи Г. Вихаревой. Слушание музыки из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского. | Выучить новогоднюю песню, Исполни её в хороводе. Музыкальные образы в произведении. | |
17. (1) | 3 четверть – 10 часов «Зимние игры» | 2 | Слушание «Вальса снежных хлопьев» П.И.Чайковского. Музыка ведёт детей в мир чудес, волшебства и приятных неожиданностей. Исполнение попевок «Белый пух», «Мороз, мороз». | Узнавать освоенные музыкальные произведения. Давать определения общего характера музыки. Накопление музыкально- слуховых представлений и воспитания художественного вкуса. | |
18. (2) | «Зимние игры» | Пение «Зимняя песенка» музыка М.Карасёва, стихи С.Вышеславцевой. | Исполнение песни. Правильное выполнение ударения. | ||
19. (3) | «Водят ноты хоровод…» | 1 | Нотная грамота, её элементы. Система графических знаков для записи музыки. Пение «Нотный хоровод» музыка В.Герчика, стихи Н.Френкель. | Спеть песенку, называя ноты, записать их на нотоносце. Моделирование опыта музыкально- творческой деятельности. Понимание истоков музыки и её взаимосвязи с жизнью. | |
20. (4) | «Кто – кто в теремочке живёт? | 1 | Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры- драматизации. Знакомство со сказкой «Теремок». | Выделять характерные интонации музыкальные особенности произведения: изобразительные и выразительные. Подобрать к каждому герою свой музыкальный инструмент. | |
21. (5) | «Весёлый праздник Масленица» | 2 | Народные музыкальные традиции нашей Родины. Иллюстрации Б.Кустодиева, А.Бенуа. Пение «Мы давно блинов не ели». | Приобретать опыт музыкально- творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание. Придумать ритмический аккомпанемент к песне. | |
22. (6) | «Весёлый праздник Масленица» | Слушание «Русской» И.Стравинского. Сочинение собственных песенок на народные масленичные стихи. | Определить характер музыки, сравнить с картинами художников. Составлять исполнительский план, исходя из сюжетной линии стихотворения. Находить нужный характер звучания, импровизировать. | ||
23. (7) | «Где живут ноты?» | 1 | Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Роль музыки в отражении различных явление жизни. Путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Пение «Песенки о гамме» музыка Г.Струве, стихи Н.Соловьёвой. | Участвовать в коллективном пении, исполнении ритма. Спеть знакомые семь нот, двигаясь вверх и вниз по ступеням гаммы. | |
24. (8) | «Весенний вальс» | 1 | Урок посвящён самому дорогому человеку- маме. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Пение «Весенний вальс» музыка А.Филиппенко, стихи Т.Волгиной. | Передавать выразительные особенности музыки в исполнительской деятельности. Выделять интонационные особенности музыкального произведения. | |
25. (9) | «Природа просыпается» | 1 | Пение «Ой, бежит ручьём вода» украинская народная песня. Рассказ музыки о жизни природы. Картины русских художников о весне. Средства музыкальной выразительности. | Понимать, что у музыки есть свойство- без слов передавать чувства, мысли, состояние природы, как связаны между собой разговорная и музыкальная речь. | |
26.(10) | «В детском музыкальном театре» | 1 | Музыкальный театр. Артисты, оркестр, дирижёр. Правила поведения в театре. Пение «Петрушка» И.Брамса. | Исполнить песню. Сопровождение исполнение игрой на бубне или треугольнике. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение, выразить своё впечатление в пении, игре или движении. | |
27. (1) | 4 четверть – 7 часов «Мелодии и краски весны» | 1 | Слушание отрывков из музыкальных произведений И.Стравинского, П.Чайковского на тему «весеннего произрастания». Выразительность и изобразительность в музыке. Рассказ музыки о жизни природы. Пение «Песня ручья» музыка В.Николаева, стихи Н.Алпаровой. | Понимать, что у музыки есть свойство без слов передавать состояние природы, как связаны между собой разговорная речь и музыкальная. | |
28. (2) | «Мелодии дня» | 1 | Контраст музыкальных произведений, которые рисуют картину утра и вечера. Сопоставление двух отрывков из музыкальных произведений. Пение «Песенка про двух утят» музыка Е Попляновой, стихи Н.Пикулевой. | Исполни песню, передай радостное и грустное настроение утят. Сопоставлять, сравнивать различные жанры музыки. | |
29. (3) | «Музыкальные инструменты. Тембры-краски». | 1 | Слушание фрагментов из произведений К.Дебюсси. Познакомиться с внутренним механизмом пианино. Пение «Догадайся, кто поёт» музыка Е.Тиличеевой, стихи А.Гангова – игра на различие тембра. | Назвать музыкальные инструменты, какие картины «рисует» тебе музыка? Выразительно исполни песню, определи голоса своих товарищей. | |
30. (4) | «Легко ли стать музыкальным исполнителем?» | 1 | Разучить и обыграть песню «Музыкальная семья» музыка М.Завалишиной, стихи И.Андреевой. | Передать в своём исполнении интонации радости, жалости, вопроса, восклицания. Сравнивать различные музыкальные и речевые интонации, создавать различные образы персонажей. | |
31. (5) | «На концерте» | 1 | Знакомство с понятиями «концерт, исполнитель». Правила поведения на концерте. Пение «Необычный концерт» музыка В.Дементьева, стихи И. Векшегоновой. | Исполни песню и прохлопай ритм вступления. | |
32. (6) | «Но на свете почему-то существует доброта…» (музыка в мультфильмах) | 1 | Музыка к мультфильмам «Карандаш и ластик». Музыкальные образы главных героев, интонации и характеры. Пение «Неприятность эту мы переживём» музыка Б.Савельева, стихи А.Хайта. | Вслушаться в звучащую музыку и определить характер героев мультфильма. Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить своё впечатление в пении. Исполнить любую песенку из мультфильмов. | |
33. (7) | «Давайте сочиним оперу», или Музыкальная история про Чиполлино и его друзей» | 1 | Знакомство с понятиями «опера, хор, солисты». Различные виды музыки: сольная, хоровая, оркестровая. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики- мелодии – темы. Герои могут петь по одному – солист и вместе- хором в сопровождении фортепиано или оркестра. | Правильно распределяй дыхание при пении. Постарайся как можно более точно передать интонации грусти Графа Вишенки, важного синьора Помидора. Хором исполнить весёлую и задорную песню «Я- весёлый Чиполлино». |
Пояснительная записка
Программа «Музыка» разработана на основе авторской программы В.В.Алеева, Т.Н.Кичак с учётом специфики данного предмета, логики учебного процесса, задачи формировании у младших школьников умения учиться. Данная программа рассчитана на четыре года обучения, предназначена для общеобразовательных учреждений различного типа. Преимущественной содержательной и концептуальной опорой стали главные положения программы, созданной под научным руководством Д.Б.Кабалевского.
Цель предмета «Музыка» в начальной школе заключается в формировании основ духовно- нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Задачи:
- Прививать любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
- Научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
- Прививать основы художественного вкуса;
- Научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими вилами искусства;
- Обучить основам музыкальной грамоты;
- Сформировать потребность в общении с музыкой.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ всего на изучение музыки в начальной школе выделяется 135 ч, из них в 1 классе 33ч (1ч в неделю, 33 учебные недели), по 34ч во 2, 3, 4 классах (1ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
*укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
*наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
*формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
*приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально- творческих возможностей;
*развитие мотивов музыкально- учебной деятельности и реализации творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
*продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе и музыкальных;
*развитие духовно- нравственных и этических чувств, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко- культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
*наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
*ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни класса, школы и т.д;
* овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
*применение знаково- символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
*готовность к логическим действиям: анализ, сравнение ,синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
*планирование, контроль, оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
*участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
*умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
*развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально- творческой деятельности;
*развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
*общее понятие о роли музыки в жизни человека и духовно- нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
*представление о художественной картине мира на основе отечественных традиций и постижения историко- культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
*использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно- творческой деятельности;
*готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
*участие в создании театрализованных и музыкально- пластических композиций, исполнение вокально- хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, фестивалей и конкурсов.
Основные виды учебной деятельности школьников
Слушание музыки. Опыт эмоционально- образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру, средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально- слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов, жанров и форм.
Пение. Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально- хоровых умений и навыков для передачи музыкально- исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инстрментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности.
Музыкально- пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально- личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально- пластических композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально- творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры- драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
Содержание начального общего образования по учебному предмету
1 класс – «Музыка, музыка всюду нам слышна…»;
2 класс – «Музыкальная прогулка»;
3 класс - «О чём рассказывает музыка»;
4 класс – «Музыкальное путешествие».
Содержание 1 класса раскрывает картину звучащего мира, окружающего ребёнка. Рассказывается, что музыка звучит повсюду- в природе, в дни праздников, в сказках, в мультфильмах и театральных постановках.
Во 2 классе содержание углубляется за счёт привлечения более широкого контекста музыкальных и других художественных явлений. Происходит развитие и углубление таких тем ,как «Музыкальные инструменты», «Основы музыкальной грамоты», «Музыка- живопись- поэзия».
В 3 классе акцентируется проблема, связанная с многообразием содержания музыкальных произведений. Освещаются вопросы влияния содержания на музыкальную интонационность, на музыкальные формы.
В 4 классе аккумулируется вышеназванная проблематика: школьники знакомятся с музыкальной культурой России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья: Украины, Белоруссии, Польши, Италии, Австрии, Германии, Норвегии, Франции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...