Использование современных оценочных средств в начальной школе. Самооценка и взаимооценка.
статья
В статье показаны подходы к оцениванию учебных достижений учащихся начальной школы; раскрывается важность приобретения умений осуществлять самооценку и взаимооценку – составных компонентов оценочной системы результатов обучения в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenochnye_sredstva_sereda_o.i.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Середа Ольга Ивановна,
учитель начальных классов
МБОУ «Центр образования №7 им. Дунина-Горкавича А.А»
г. Ханты-Мансийск
Использование современных оценочных средств в начальной школе. Самооценка и взаимооценка.
Аннотация. В статье показаны подходы к оцениванию учебных достижений учащихся начальной школы; раскрывается важность приобретения умений осуществлять самооценку и взаимооценку – составных компонентов оценочной системы результатов обучения в начальной школе.
Ключевые слова. Оценка, самооценка, взаимооценка, оценивание, отметка.
Любая деятельность человека, для его совершенствования, нуждается в оценке. Оценивание является одним из важнейших компонентов обучения. Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности.
Отметка - это цифровое выражение знаний учащихся, фиксирующее уровень их обученности, выражается в баллах. Отметка выводится из оценки.
Отметка (балл) является результатом процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, их условно-формальным отражением.
Отметки учащихся фиксируются в школьной документации. Главная задача оценки - установить объем индивидуальных знаний. Оценка должна предшествовать отметке.
Основные функции контроля и оценки:
Образовательная функция:
уметь сравнивать ожидаемый результат обучения с действительным;
применять знания в нестандартных ситуациях;
выбирать целесообразные средства для выполнения учебной задачи.
Воспитательная функция:
формировать положительную мотивацию учения;
преодоление заниженной самооценки учащихся и тревожности.
Социальная функция:
проверять соответствие достигнутых учащимися ЗУН установленным государством эталоном;
оценкой выражать реакцию на степень и качество соответствия стандартам;
прогнозировать направления развития образования;
вносить необходимые корректировки;
оказывать необходимую помощь, как ученику, так и учителю.
Эмоциональная функция:
создавать благоприятный эмоциональный фон;
вызывать соответствующую реакцию ученика.
Информационная функция:
анализировать причины неудачных результатов и намечать конкретные пути улучшения учебного процесса, как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.
Функция управления:
проводить самоконтроль, анализ своей деятельности;
адекватно принимать оценку учителя.
Для осуществления оценивания используются количественные и качественные показатели:
1. Количественные показатели:
- Отметка;
- Результаты теста в баллах
2. Качественные показатели:
- Вербальная оценка результатов;
- Эмоциональная реакция.
Актуальной проблемой начального образования является то, что ребенок, пришедший в школу, нуждается в самоконтроле и самооценке, но он еще не владеет механизмами этих процессов. Если не способствовать формированию оценочной деятельности, то данная потребность быстро утратится. Это ведет к трудностям в обучении.
По ФГОС требования к метапредметным результатам предусматривают умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. На уроке дети сами должны определить проблему, поставить цель и найти способы и методы для получения результата. При этом ребята учатся оценивать себя и своих товарищей.
Чтобы научить ребенка объективно оценивать себя, нужно научить его оценивать ответы и действия своих одноклассников. В начальной школе дети с большим желанием и легкостью оценивают друг друга и не всегда могут дать оценку своим действиям и знаниям.
Иногда от учеников можно слышать высказывания, что они не могут оценить сами себя. Действительно, это сделать довольно трудно. Поэтому, прежде чем говорить об объективности самооценки, необходимо научить учеников осуществлять взаимооценку.
Для этого необходимо совместно с детьми выработать чёткие критерии оценивания ответов.
Трудности в том, что время урока ограничено и нет возможности всем учащимся высказать свои оценочные характеристики, но это решается через групповую и парную форму организации деятельности на уроке.
В арсенал взаимооценки входит работа по разным предметам, которую можно проверить по эталону и словарю. Если работа касается чтения, то оценка осуществляется по его выразительности, темпу, чёткости и последовательности. Чтение наизусть должно соответствовать не только критериям, характеризующим чтение вслух, но и интонацию, а также называние автора и наименование произведения.
Задача учителя – научить ребенка оценивать свои действия, прогнозировать, связывать свою деятельность с жизненными ситуациями, взаимодействовать с другими людьми, и наконец, осмысливать свои собственные действия, т.е. проводить рефлексию.
Словарь новых педагогических терминов дает понятие самооценке – это важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить своё целостное поведение в соответствии с социальными нормами.
Самооценка – это специфическое умение, позволяющее выполнить ряд действий:
- Оценивать себя, свои достоинства, умение увидеть недостатки;
- Представить важность своей личности для других людей;
- Принять собственное «Я»;
- Проанализировать свои собственные возможности.
Обучая детей начальных классов умению осуществлять самооценку, мы помогаем им определить своё место в коллективе. Основное время становления самооценки – это школьный период.
Учителю необходимо научить школьника положительному умению самоконтроля:
- сравнивать результат собственной деятельности с эталоном;
- анализировать выбор способа учебного действия правильного или неправильного,
- находить средства достижения цели;
- искать ошибки и пути их исправления.
Таким образом, ученик становится равноправным заинтересованным участником учебного процесса, стремится к образованию и готов к преодолению трудностей.
Наиболее продуктивными видами контроля в начальной школе являются:
- текущий контроль (проводится на начальном этапе, учитель указывают на ошибки, но не спешат ставить оценки, ученик видит ошибку и сам исправляет);
- тематический контроль (дает возможность проверить успешность обучения по теме курса. Ученик может пересдать тему, при этом предыдущая отметка не учитывается. Это снимает страх и развивает стремление получить более высокую оценку);
- итоговый (за четверть, полугодие, год. В устной или письменной форме. Отбираются самые важные вопросы).
Особое внимание следует уделять словесной оценке, сопровождающей любую отметку. Она вскрывает положительные стороны и отрицательные стороны выполненной работы.
Оценивание направлено на гуманность, индивидуальность, повышенную учебную мотивацию.
С этим связана форма безотметочного обучения, которая уже существует в первом классе. Таким образом, в педагогической практике нарабатываются конкретные формы организации данной системы оценивания.
Материал, который одному дается легко и просто, для другого может представлять большие трудности. Поэтому детей нужно направить не на обнаружение недостатков одноклассников, а на выявление положительных сторон.
Результаты детей можно оценивать с помощью:
- Цветовых сигналов
Красный – у меня все получилось, жёлтый – получилось, но есть вопросы, зелёный – нужна помощь.
- Оценочной лесенки
Ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.
- Словесной оценки
Учитель даёт словесную оценку: «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», «Хорошо», «Мне нравится, как ты стараешься», «Не огорчайся, у тебя все получится».
- Листы достижений
Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью «листов учебных достижений».
- Волшебная линеечка.
На полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше
Результаты ученика - это действия по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных)
Во 2-4-м классах оценочная деятельность осуществляется в соответствии с Положением о системе оценок, форме, порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в начальных классах. Результаты учебных действий обучающихся оцениваются с помощью измерителей, являющихся для школы традиционными.
Для оценки результатов деятельности, учащихся на уроке использую традиционную и рейтинговую оценочную систему: внутренний контроль (микродиагностика, текущий и итоговый контроль), контроль оценочной деятельности учащихся (контроль, оценка, самоконтроль, самооценка); внешний контроль (независимая оценка качества, мониторинговые исследования). В период внедрения современных компьютерных технологий появляется возможность использования новых оценочных средств. В своей практике широко использую возможности тестов и тренажеров, позволяющих отрабатывать навыки и умения и осуществлять контроль.
Участие детей в олимпиадах и интерактивных тестах, я также отношу к оценочным средствам. На уроках и внеурочной деятельности работаем на современной образовательной платформе LECTA. С помощью тренажеров и интерактивных тестов есть возможность оценить ученика и отработать нужный материал. Дети работают и проходят тестирование на образовательных сайтах.
Использование в работе с детьми интеллектуальных игр и предметных олимпиад создает атмосферу творческого поиска, повышает уровень знаний и познавательной активности учащихся. Участие в олимпиаде повышает самооценку, дает ученику возможность, получить наиболее полные знания в той области, которая ему интересна гораздо больше, чем другие.
Создавая ребенку условия для участия, учитель совершенствует его интеллектуальные показатели, укрепляет дух соперничества, обеспечивает самооценку и дает возможность сравнивать собственные успехи с успехами других учеников.
Оценивание необходимо ученику для взаимодействия с миром, со сверстниками и взрослыми людьми.
В связи с новыми подходами к оценочной системе в настоящее время возрастает значимость образовательных продуктов учеников. Ориентация системы оценки на продукт и процесс учебной деятельности, на развитие рефлексии у школьника раскрывается в новой форме оценки – «Портфель ученика».
Портфель ученика – инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это комплект документов, самостоятельных работ ученика, образовательной продукции.
Цель введения портфеля ученика: 1)смещение акцента с того, что не знает и не умеет ученик на то, что знает и умеет; 2) интеграция количественной и качественной оценки; 3) формирование способности к непрерывной самооценке в процессе непрерывного самообразования.
Типы «Портфелей»
№ | Название «Портфеля» | Содержание «Портфеля» |
1. | «Папка достижений» | Отражает успехи ученика – грамоты, благодарственные письма, табель успеваемости, медали конкурсов и т.п. |
2. | Рефлексивный | Раскрывает динамику личностного развития ученика, помогает отследить результаты его деятельности как в количественном, так и в качественном аспекте. Это все контрольные и проверочные и творческие работы: сочинения, изложения, эссе, рисунки, поделки, проекты – все, что делалось в течение определенного срока |
3. | Проблемно исследовательский | Предполагает написание реферата, научной работы, подготовку к выступлению на конференции. Это набор материалов по определенным рубрикам:
|
4. | Тематический | Создается в процесс изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса. Работа над ним строится следующим образом: учитель сообщает вначале название изучаемой темы, а также форму контроля по ней – защиту своего «Портфеля», собранного по результатам работы над данной темой. Учащимся на выбор предлагаются задания разного уровня сложности. Ученики выбирают любые и работают над ними. |
Презентация «Портфеля»
После проверки учителем портфеля ученика необходимо организовать их презентацию и публичную защиту. Коллекция работ ученика должна продемонстрировать: его учебные результаты; усилия, приложенные к их достижению; очевидный прогресс в знаниях и умениях. На презентации он должен доказать адекватность своей самооценки.
В современной начальной школе оценивание учебных достижений каждого ученика должно быть направлено на личностный рост и развитие.
Список литературы
1. Амонашвили, Ш.А. Обучение, оценка, отметка / Ш.А. Амонашвили. – Москва: Знание, 1980. – 96 с.
2. Басина, Е.З. Становление самооценки и образа Я. // Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Е.З. Басина. – Москва: Педагогика, 1988. – 112 с.
3. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – Москва: Интор, 1996. – 544 с.
4. Дусавицкий, А.К. Развитие личности в учебной деятельности / А.К. Дусавицкий. – Москва: Дом педагогики, 2008. – 216 с.
5.Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпритация: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. – 2-е изд.,испр.-М.:Издательский центр «Академия», 2004. – 192 с.
6. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. – Москва: Педагогика, 1993. – 100 с.
7. Звонников, В. И., Челышкова, М. Б. Современные средства оценивания результатов обучения, уч.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. – Москва: Издательский центр «Академия», 2009. – 224 с.
8. Калинина, Н.В., Прохорова, С.Ю., Горбылева, А.Я. Методика оценки учебных достижений в начальной школе / Н.В.Калинина, С.Ю.Прохорова, А.Я. Горбылева. – Москва: Аркти. 2006. – 211 с.
9. Коняева, Е.А., Павлова, Л.Н. Краткий словарь педагогических понятий: учебное издание/Е.А. Коняева, Л.Н. Павлова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. – 131 с.
Мокшеев В.А. Современные подходы к организации системы мониторинга в образовании // Педагогическая диагностика 5-2005 г.
10. Цукерман, Г.А. Оценка без отметки / О.Варшавер. – Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1999. – 113 с.
11.Шамова Т.И. и др. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России. 2007. −192с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных оценочных средств
Все виды современных оценочных средств...
Использование современных оценочных средств в начальной школе
В разделе представлены материалы, относящиеся к оценочным методикам и средствам, в том числе с использованием средств ИКТ...
Использование современных оценочных средств
Система оценивания в рамках учебного курса ОРКиСЭ...
Использование современных оценочных средств, с применением ИКТ
В этом разделе представлены фотографии с занятий, где применяются современные инновационные программы....
Использование современных оценочных средств.
Оценивание предметных результатов по методу тестирования...
Использование современных оценочных средств
Использую в своей работе современные оценочные средства...
Использование современных оценочных средств, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий, для определения успешности учащихся
В данном разделе отражено использование современных оценочных средств, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий, для определения успешности учащихся...