Доклад по теме «Обновлённый ФГОС НОО III поколения. Основные черты и отличия от стандартов предыдущих поколений. Требования к педагогам»
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Алейникова Жанна Викторовна

Целью нового стандарта НОО является не только повышение качества образования, но и достижение новых образовательных результатов, соответствующих веяниям времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obnovlyonnyy_fgos_noo_iii_pokoleniya.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад  по теме «Обновлённый ФГОС НОО III поколения. Основные черты и отличия от стандартов предыдущих поколений. Требования к педагогам» учителя начальных классов МОУ НШ №2 Алейниковой Ж.В.

  Обновленные стандарты   вступили в силу с начала 2022-2023 учебного года и внедрение обновлённых стандартов продолжается. Анализ ФГОС НОО третьего поколения позволяет понять его специфику и отличия от образовательных стандартов предыдущих поколений. В ФГОС 2022 года более детально проработаны требования к процессу и итогам учебной деятельности. Следовать им должны все школы РФ. Целью нового стандарта НОО является не только повышение качества образования, но и достижение новых образовательных результатов, соответствующих веяниям времени. Отличительной особенностью нового стандарта является отказ от традиционной трактовки результатов обучения как набора ЗУН. На первый план вышли реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к моменту окончания начальной школы. Теперь важно не само знание как таковое, а умение применить его на практике в дальнейшей учебной деятельности или в жизни. Новый стандарт вводит и конкретизирует понятие универсальных учебных действий. Выделяют 4 вида УУД:

1.  Личностные (направлены на понимание личной ответственности школьника за результат обучения).

2.  Регулятивные (учат постановке целей, выбору методов, средств и форм ее достижения, самоанализу и корректировке своей деятельности).

3.  Познавательные (направлены на формирование навыка поиска информации, ее анализа, классификации, выстраивания гипотез, нахождения причинно-следственных связей, доказательств и выводов).

4.   Коммуникативные (формируют навык эффективного сотрудничества школьников друг с другом и с наставником, принятия ответственности за те или иные решения, контроля и корректировки своего поведения).    

В основе новых ФГОС 2022 года лежит системно-деятельностный подход. Его суть заключается в том, что ученику отводится место равноправного участника познавательной деятельности. Для реализации данного принципа используется широкий спектр педагогических приемов, методов и технологий, а  активное участие школьников во всех этапах урока от целеполагания до рефлексии развивает их творческое мышление, активизирует познавательную деятельность. Из требований к результатам обучения проистекают требования к структуре образовательной программы начального образования.

    Она включает в себя пояснительную записку, планируемые итоги освоения программы, базисный учебный план, программу формирования УУД, рабочие программы отдельных дисциплин и курсов и другие пункты.

Для разработки рабочих программ по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру в помощь учителю на ресурсе edsoo.ru разработан конструктор рабочих программ.    

До 2022 года каждая школа вправе была самостоятельно выбирать программы по учебным дисциплинам, в то время как новые ФГОС НОО делают подготовку учащихся на всей территории России унифицированной, и школьники не будут испытывать затруднений при переходе из одной школы в другую.

Анализ ФГОС начального общего образования должен включать в себя рассмотрение не только работы на уроках, но и внеурочной деятельности учеников начальной школы. Она в новых стандартах 2022 года реализуется по нескольким направлениям: спорт и здоровье; морально-нравственное развитие; умственное совершенствование; привитие общекультурных ценностей, и др.

При наполнении внеурочной деятельности содержанием необходимо учитывать мнение родителей учащихся.

Анализ ФГОС НОО 2022 года показывает, что изменения в работе школ коснутся не только учеников и их родителей, но и педагогический персонал. Основное нововведение касается необходимости использовать в своей работе цифровые образовательные ресурсы. В век цифровых технологий и искусственного интеллекта ограничиваться при разработке урока только лишь учебником, доской и мелом, как минимум, недальновидно. Активная работа с цифровыми технологиями, интернетом, информацией должна быть безопасной. Цифровые компетенции современного учителя выходят на первый план. Они очень важны, потому что позволяют принести пользу всем сторонам учебного процесса: учителю — усовершенствовать свою методическую базу, а ученикам — открыть множество новых возможностей для успешного освоения материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему : "ФГОС-II. Отличие стандарта второго поколения от стандарта первого поколения. Литературное чтение"

Данное выступление подготовлено для методического объединения учителей нашей школы....

Отличия стандартов нового поколения

В данной работе проанализированны отличительные особенности ФГОС от ГОС....

Доклад на тему: «Отличие стандартов нового поколения».

Все школы перешли на стандарты 2 поколения, но штобы по ним работать, надо знать их отличие от старых....

Доклад на тему: "Обновлённый ФГОС НОО III поколения. Основные черты и отличия от стандартов предыдущих поколений. Требования к педагогам»

Обновлённый ФГОС НОО III поколения. Основные черты и отличия от стандартов предыдущих поколений. Требования к педагогам....