Участие в городском конкурсе профессионального педагогического мастерства "Учитель года - 2024". Конкурсное задание "Описание опыта работы".
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)
ПРИЕМ «ВЕСЕЛЫЕ ОСТРОВА» КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Актуальность и перспективность опыта
Каждодневная жизнь любого человека, в том числе и ребенка, преподносит все новые и новые комбинации, непредвиденные случаи поведения. Если у взрослого человека есть опыт, знания, умения, то у ребенка такого багажа нет, поэтому ему приходится самому разбираться в сложных и запутанных обстоятельствах. Следовательно, педагогически более правильным будет в первую очередь научить ребенка логически мыслить и самому находить правильный ответ, а не просто давать ребенку готовые знания.
Формирование логического мышления младших школьников – важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы[1]. Уже в начальной школе ученики должны овладеть основными элементами логических операций (сравнения, обобщения, классификации, анализа и др.), что позволит им в дальнейшем приводить доказательства, строить умозаключения, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.
[1] Афонькин, С. Ю. Учимся мыслить логически: увлекательные задачи для развития логического мышления [Текст] / С. Ю. Афонькин. – СПб. : Литера, 2002. – с. 10
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnoe_zadanie_gladenkih_e.s.doc | 86 КБ |
prilozhenie_1.pdf | 1.82 МБ |
prilozhenie_2.pdf | 225.23 КБ |
prilozhenie_3.pdf | 319.01 КБ |
prilozhenie_4.pdf | 225.09 КБ |
prilozhenie_5.pdf | 283.49 КБ |
prilozhenie_6.pdf | 246.87 КБ |
prilozhenie_7.pdf | 603.13 КБ |
prilozhenie_8.pdf | 175.66 КБ |
prilozhenie_9.pdf | 250.78 КБ |
prilozhenie_10.pdf | 179.48 КБ |
prilozhenie_11.pdf | 177.23 КБ |
konkursnoe_zadanie_gladenkih_e.s.pdf | 483.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОРОДСКОЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
«УЧИТЕЛЬ ГОДА – 2024»
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «Описание опыта работы»
Гладеньких Елена Сергеевна,
учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 22»
ПРИЕМ «ВЕСЕЛЫЕ ОСТРОВА» КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Актуальность и перспективность опыта
Каждодневная жизнь любого человека, в том числе и ребенка, преподносит все новые и новые комбинации, непредвиденные случаи поведения. Если у взрослого человека есть опыт, знания, умения, то у ребенка такого багажа нет, поэтому ему приходится самому разбираться в сложных и запутанных обстоятельствах. Следовательно, педагогически более правильным будет в первую очередь научить ребенка логически мыслить и самому находить правильный ответ, а не просто давать ребенку готовые знания.
Формирование логического мышления младших школьников – важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы[1]. Уже в начальной школе ученики должны овладеть основными элементами логических операций (сравнения, обобщения, классификации, анализа и др.), что позволит им в дальнейшем приводить доказательства, строить умозаключения, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.
Противоречие: Школьное образование построено таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первое время уделяется большое внимание работе с наглядными образцами, то начиная с третьего класса объем такого рода занятий резко сокращается. Образное начало теряет свою необходимость в образовательной деятельности.
На этом этапе мы сталкиваемся с проблемой: Недостаточное овладение приемами мыслительной деятельности учащимися приводит к снижению, а порой и утрате способности действовать в уме и анализировать процесс собственных рассуждений. Ребенок не испытывает ситуации успеха, у него наблюдается снижение мотивации, и как следствие – успеваемости.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит перед начальным образованием основную задачу – развитие самостоятельности и логики мышления, которая позволила бы обучающимся приводить доказательства, строить умозаключения, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания. Опираясь на вышеизложенное, можно сказать, что выбранная мною тема «Прием «Веселые острова» как один из способов развития логического мышления младших школьников» актуальна.
Научная основа
Научную основу составляет теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий. Это одна из известных теорий в советской и российской педагогической психологии, созданная Петром Яковлевичем Гальпериным.
Теория раскрывает механизмы, закономерности и условия формирования элементов психической деятельности. Она предусматривает раскрытие внутренней структуры действия, которая недоступна для прямого внешнего наблюдения, но объективно существует.
Методологическая основа:
∙ основные положения теории личностно-развивающего обучения (Занков Л.В., Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. и др.);
∙ теории формирования психических процессов личности (Выгодский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л.) и психолого-педагогические концепции пространственного и образного мышления (Якиманская И.С. и др.)
Новизна опыта. На основе анализа психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблеме мною был разработан и апробирован комплекс специальных упражнений для развития логического мышления младших школьников (Приложение№ 1), в соответствии с основной учебной программой, и на ее основе.
Адресность опыта. Ранее считалось, что на уроках логическое мышление развивается само собой, без специальной работы. Практика обучения показывает, что целью каждого урока практически по каждому предмету ставится развитие мышления учащихся. Таким образом, представленный опыт может быть интересен, и использован учителями различных предметов.
Трудоемкость опыта. Анализируя трудоёмкость опыта можно выделить несколько моментов. Во-первых, длительность работы над опытом (с момента обнаружения противоречия между желаемым состоянием и действительным до момента выявления результативности опыта.)
Во- вторых, диапазон опыта (от отдельной педагогической ситуации до системы уроков). И хотелось бы отметить, что трудность состоит в подборке и адаптации упражнений и заданий, направленных на формирование и отработку приемов логического мышления именно для школьников младшего школьного возраста.
Технология опыта
Для полноценного развития мышления учащихся необходимо создавать такие условия, при которых проснется интерес к учебе. Детям будет интересно познавать что-то новое, разбираться в различных задачах, самостоятельно находить пути решения и формулировать выводы, а этому могут способствовать такие системы обучения, в основе которых лежат понятия самостоятельности, вариативности, способствующие самореализации обучающихся, развитию их личности.
Одним из вариантов развития логического мышления – круги Эйлера.
Круги Эйлера – это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно изобразить отношения между понятиями или множествами объектов. Они были изобретены Леонардом Эйлером в XVIII веке, и с тех пор широко используются на уроках математики, информатики.
Приём «Весёлые острова» - это адаптированные круги Эйлера, которые можно использовать на уроках не только в начальной школе, но и в средней и старшей школе на уроках русского и английского языка, математики, информатики. Сами круги нарисованы на листах формата А4, а объекты, которые мы передвигаем, вырезаны из картона (например, геометрические фигуры), или напечатаны на листочках (слова или грамматические понятия).
Круги Эйлера можно использовать на разных этапах урока.
На этапе актуализации знаний (Приложение № 2), на этапе изучения нового материала (Приложение №3), на этапе обобщении, систематизации и коррекции знаний (Приложение № 4), на подведении итогов учебного занятия (Приложение № 5).
Работу с учениками 1 класса я начинала с заданий с непересекающимися множествами. Далее, в разделе «Геометрические фигуры», задание усложняется, вводится понятие «пересекающиеся множества» (Приложение № 6).
В ходе рассуждений ребята понимают, что здесь две группы фигур «Треугольники» и «Фигуры зелёного цвета», но сталкиваются с затруднением: треугольник зелёного цвета подходит и в первую, и во вторую группу. Это «лишняя» фигура и будет толчком, мотивом получения новых знаний («Пересекающиеся множества»).
Работая с пересекающимися множествами, подключается ещё и игровой момент. В центре, на «пересечении островов», появляются элементы, которые могут «бегать» в гости то на один остров, то на другой, меняя при этом свои признаки. Например, на уроке обучения грамоте в 1 классе при изучении раздела «Звуки и буквы», ученики распределяют Ж, Ш, Ц на «Остров твёрдых согласных звуков» , Ч, Й, Щ на «Остров мягких согласных звуков», а потом понимают, что Л, Н, П могут быть гостями то на одном острове, то на другом (то есть на пересечении двух множеств, так как в словах звуки Л, Н, П могут быть как твёрдыми, так и мягкими).
Работая с пересекающимися множествами, подключается ещё и игровой момент. В центре, на «пересечении островов», появляются элементы, которые могут «бегать» в гости то на один остров, то на другой, меняя при этом свои признаки. Например, на уроке обучения грамоте в 1 классе при изучении раздела «Звуки и буквы», ученики распределяют Ж, Ш, Ц на «Остров твёрдых согласных звуков» , Ч, Й, Щ на «Остров мягких согласных звуков», а потом понимают, что Л, Н, П могут быть гостями то на одном острове, то на другом (то есть на пересечении двух множеств, так как в словах звуки Л, Н, П могут быть как твёрдыми, так и мягкими).
В 3-4 классах задания усложняю. В заданиях уже не 2, а 3 круга, появляются подмножества (Приложение № 7).
Результативность Исследование развития логического мышления младших школьников проводилось на базе МБОУ «СОШ №22» в 3г классе. Я анализировала данные учеников своего класса. По итогам метапредметной олимпиады в 1 классе к заданию, содержащее логические задачи, приступили всего 4 человека, а справились с ним 2.
Во 2 классе были уже значительные успехи: больше половины учеников приступили к заданию, требующие нестандартного подхода к его решению, выполнило 10 человек. Таким образом, было зафиксирован факт положительной динамики. В 2023-2024 учебном году, в конце 1 полугодия, я исследовала уровень способности учеников в установлении различных логических связей и отношений между понятиями. С этой целью был использован прием «Аналогии». Методика предназначается для выявления способности к аналитико-синтетической деятельности, установлению сходства в каких-либо свойствах, отношениях предметов и их функциях, что предусматривает сложную аналитическую деятельность с применением таких мыслительных операций, как анализ и синтез. (Приложение № 8). Полученный результат проделанной работы так же показал движение в направлении прогресса. Результат отображен в таблице (Приложение № 9).
За последние 3 года наблюдается устойчивая положительная динамика степени обученности учащихся (СОУ) класса по всем предметам (Приложение № 10). Внешняя оценка качества (Приложение № 11) также подтверждает результативность опыта.
Прием «Веселые острова» (Круги Эйлера) – это универсальное средство обучения всех учеников класса. Использование его в системе на различных этапах урока способствует развитию логического мышления, формирует внутреннюю мотивацию к изучению нового материала. В ходе работы в парах, в группах дети учатся слушать и слышать друг друга, учитывать мнение собеседника, искать аргументы, что очень важно при развитии метапредметных навыков.
Овладение приемами мыслительной деятельности учащимися приводит к повышению уровня способности действовать в уме и анализировать процесс собственных рассуждений. Ребенок испытывает ситуацию успеха, у него наблюдается повышение мотивации, и как следствие – успеваемости.
[1] Афонькин, С. Ю. Учимся мыслить логически: увлекательные задачи для развития логического мышления [Текст] / С. Ю. Афонькин. – СПб. : Литера, 2002. – с. 10
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приказ о создании рабочей группы по подготовке к городскому конкурсу профессионального мастерства "Сердце отдаю детям"
Приказ о создании рабочей группы по подготовке к городскому конкурсу профессионального мастерства "Сердце отдаю детям"...
Приказ о создании рабочей группы по подготовке к городскому конкурсу профессионального мастерства "Сердце отдаю детям"
Приказ о создании рабочей группы по подготовке к городскому конкурсу профессионального мастерства "Сердце отдаю детям"...
Участие в городском конкурсе чтецов 2016 - 2017 год, 2017 - 2018 год.
Участие в городском конкурсе чтецов 2016 - 2017 год, 2017 - 2018 год....
Конспект открытого урока участника муниципального этапа конкурса профессионального мастерства «Учитель года- 2020» в номинации «Педагогический дебют», учителя начальных классов Шакирзяновой Р.Н.
Конспект открытого урока участника муниципального этапа конкурса профессионального мастерства "Учитель года 2020" в номинации "Педагогический дебют"...
Приказ "Об участии в городском конкурсе «Героические страницы истории Отечества»"
Приказ Об участии в городском конкурсе «Героические страницы истории Отечества» 2019 г....
Приказ "Об участии в городском конкурсе «Моя мама лучше всех!»"
Приказ_Об участии в городском конкурсе «Моя мама лучше всех!» 2017г....
Приказ "Об участии в городском конкурсе «Я выбираю здоровье»"
Об участии в городском конкурсе «Я выбираю здоровье» 2017...