внеклассное мероприятие "В гостях у хантов"
план-конспект занятия (1 класс)

Татьяна Александровна Пушкарева

Мероприятие направление на ознаклмление детей с природой Югры,традициями коренного народа хантов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_otkrytoe_meropriyatie.docx40.84 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие для 1а класса

«В гостях у хантов»

Цель: Формировать знания о родном крае – ХМАО-Югра, о богатстве родного края.

Образовательные: 

- формировать у детей ответственное и доброе отношение к родному краю ХМАО – Югре;

- познакомить с традициями коренного народа ханты.

Коррекционная : 

-коррекция  зрительной памяти и внимания, развитие речевых навыков.

Воспитательные: 

воспитывать чувство любви и гордости к родному краю, положительную мотивацию к процессу обучения;

Ход занятия:

  1. Орг момент.

Ребята, здравствуйте! Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту.

А давайте теперь представимся нашим гостям.

Раз, два, три - свое имя назови.
Три, четыре, пять – как друга (учителя) твоего звать?
Раз, два, три -мне дружбу (сердечко) подари.

  1.     Проблемная ситуация

 Ребята, сегодня по дороге в школу я нашла маленького олененка. (Демонстрируется мягкая игрушка) Он дрожал и плакал. Мне стало, жаль олененка, и я взяла его с собой, а то он пропадет один в нашем городе. (рассмотреть олененка)

 А кто знает,  откуда в нашем городе появился олененок? Как вы думаете, ребята? (В нашем северном крае живет народ ханты, который разводит оленей. Наверное, этот олененок заблудился и, пытаясь найти дорогу к своему стойбищу, оказался в нашем городе Мегионе.)

Какие вы молодцы! И как я сразу не догадалась!

А как же нам помочь олененку, в его беде? (отправить его домой, к хантам)

А разве можно его одного отправлять в лес? (Нет)

Почему? (он еще маленький, снова заблудится, замерзнет,  хищные звери его могут съесть)

И как же нам тогда ребята быть, раз олененка нельзя одного отпускать? (пойти вместе с ним)

Ребята, а в кого бы нам превратиться, чтобы быстро домчаться до тайги (в животное)? А в какое именно животное мы превратимся, вы узнаете из загадки: (показать три рисунка –медведь, олень, лиса -  выбрать правильное животное)

У него рога ветвисты, ноги тонки, ноги быстры.

Бьет копытами «цок-цок», снег летит, крупа, песок.

Знают все, кому не лень, это — северный … (олень)

  1. Физминутка.

Отгадав загадку про оленя, дети надевают ободки с рожками оленя и бегут, высоко поднимая колени, (или руки держат скрещенными над головой, изображая «рожки»). 

«Были мы ребятами, стали оленятами»

  1. Актуализация знаний учащихся.

Ну вот, ребята, мы в тайге, были мы оленятами стали мы ребятами.(снимают ободки)

Здравствуй, лес,
Дремучий лес!
Полон сказок и чудес!
Что ты шепчешь на заре,
Весь в снегу, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится,
Что за зверь, какая птица?
Все открой, не утаи.
Ты же видишь, мы – свои!

Слышите, кто это так красиво поет в лесу? (Птицы).

Очень много разных птиц живет в наших лесах.

Посмотрите, вам знакомы эти птицы?

Подходим к доске, рассматриваем и называем птиц.

(куропатка, глухарь, дятел)

Ой, смотрите, ребята, к нашему олененку подошла какая-то птица, кто это? (чучело куропатки). Давайте сравним ее с рисунками, узнали?

Здравствуй, куропатка. Маленький олененок заблудился, помоги ему найти дорогу домой (включается пение куропатки).

https://yandex.ru/video/preview/6017577324405952090 

Ребята, куропатка сказала, что на снегу есть следы разных животных, и если мы найдем следы оленя, то по ним придем к стойбищу хантов. А подсказку она нам дает (картинка - расшифровка следов разных животных ). Давайте посмотрим (знакомимся, ищем следы оленя на картинке, сравниваем со следами на снегу).

Это следы оленя, значит, где то неподалеку находиться жилище хантов.

  1. Физминутка.

Сейчас мы с вами пойдем по следам оленя. Только наступать на них надо осторожно, в сторону не отходите, а то можно провалиться глубоко в снег.

(Включается  звук леса, мы с детьми идем по следам оленя. Через несколько шагов, включается фоном запись хантыйской песни).

  1. Систематизация знаний. Знакомство с традициями хантов

Вы слышите, кто-то поет? Значит, следы нам помогли, и мы уже пришли.

Выходит девушка, одетая в национальную хантыйскую одежду.

- Здравствуйте! Меня зовут Альва.

- Не ваш ли это олененок?

- Как?! Вы его нашли? А я так переживала! (гладит олененка). Иди домой, малыш.

- Спасибо вам за помощь, ребята! Заходите в мой дом и погрейтесь. Я вам расскажу как мы живем.

Все рассаживаются, и смотрят мультфильм о хантах.

https://www.youtube.com/watch?v=XrZ6CXp7ITY 

Ребята, кто заметил, зачем хантам нужны олени? (Они на них ездят. А еще,  из оленьих шкур они шьют одежду и обувь).

А какое животное ещё почитают ханты? (медведя). А чтоб вы правильно догадались, я вам дам подсказку:

Крупного размера, при ходьбе ставит лапы пальцами внутрь, поэтому кажется неуклюжим и неповоротливым; может лазить по деревьям, плавать, зимой спит.

Найдите на картинке очертания этого животного и  дорисуйте его.

C:\Users\USER\Desktop\19649_a29ac7c13a5a344f1ad3f1612041cc12.png.jpg

  1. Коррекционная игра «Рыбалка»

А чем занимаются ханты? (ловят рыбу).

Давайте и мы с вами сейчас поучимся ловить рыбу. Два игрока подходят, берут двумя руками палочку  и наматывают на нее  веревку, на конце которой привязана рыба. Кто вперед дотянет рыбу до палочки, тот и победил.

  1. Практическая часть. Выполнение изделия

Ханты верят, что рядом с ними живут злые и добрые духи, которых человек не может увидеть. И вот, для того, чтобы духи не приносили им зла, а наоборот, оберегали их, ханты наносят орнамент на одежду.

А хотите, я и вас научу составлять орнаменты? (ответ детей) 

Скоро день рождения округа и мы к этому торжеству сделаем бубен-оберег для  нашей  Югры.  Дети рассаживаютсяв круг на полу.

- Посмотрите, этот орнамент, называется «оленьи рога», он связан с почитанием оленя, потому что олень, особое животное для хантов. Ханты вышивают свои орнамент бисером, а мы будем выкладывать орнамент.

(Рассматривается последовательность выкладывания, затем дети приступают к работе)

IX.  Подведение итогов занятия. Рефлексия

-Ребята, какие вы молодцы, как красиво, а главное правильно, выложили орнамент, который как называется? («оленьи рога»). Оцените свою работу.

-Ой, ребята, слышите, колокольчик звенит, этот нам пора возвращаться в школу, а свою работу давайте возьмем с собой.

-Альва, мы  тебя приглашаем погостить у нас в школе, познакомиться с другими ребятами.

А домой мы поедем на оленях.

Оленей запрягаем, нарты снаряжаем.

«Были мы ребятами, стали оленятами».

Альва  «запрягает оленей» (делает из гимнастического обруча упряжку), становиться в середине обруча, дети держатся за цветные ленточки, привязанные к обручу. Пробежались по кругу.

Олени, ветер, тайга,
Кругом такой простор!
Бегут олешки шустро -
Веселье и задор!

-Но вот мы и приехали школу, были мы оленятами стали мы ребятами.

-Вам понравилось наше путешествие?

-А у какого коренного народа мы с вами побывали в гостях?

-А что больше всего понравилось и запомнилось?

- Посмотрите на картинки с животными, найдите тех животных, о которых мы сегодня говорили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "В гостях у русской народной сказки"

ЦЕЛИ: познакомить с понятием - устное народное творчество, расширить знания о русских народных сказках, вспомнить известные детям сказки и познакомить с неизвестными; Формировать и развивать по...

Внеклассное мероприятие "В гости к осени"

Сценарий опубликован на сайте Фестиваля "Открытый урок"...

Внеклассное мероприятие во 2 классе "У рыженькой красавицы в гостях"

Осень играет с детьми, загадывает загадки, кроссворд. Дети поют частушки об осени, танцуют с листьями, показывают сценку  "Репка на новый лад"....

Сценарий внеклассного мероприятия "В гостях у Осени"

Форма проводимого мероприятия нетрадиционная - праздник. Такая форма проведения занятия существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу ...

Внеклассное мероприятие День поэзии, в рамках акции «Читающая Югра» «Нам воспеть бы тебя, край Югорский» к 85-летию Ханты-Мансийского Автономного округа.

Цель:• Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные игры, песни, стихи.• Приобщать к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творче...

В гостях у ханты

беседа-презентация о быте и культуре народа ханты...